Введение к работе
Ричард Райт – одна из ключевых фигур литературы США середины ХХ века, писатель, чье творческое наследие дало ему право называться «подлинным отцом всей современной негритянской литературы» (М. Гейсмар). В произведениях Райта – публицистике, рассказах, повестях, романах – отражен социальный и культурный опыт борьбы чернокожих за право быть полноправными сыновьями своей страны. На литературную арену писатель вышел в 1930-х, когда чернокожее население США развернуло полномасштабную общественную борьбу за свои права, и закончил свой творческий путь в 1960 году, на заре освободительного движения, получившего в журналистской среде название «негритянская революция».
Райту удалось не только художественно запечатлеть эпоху, с которой он был органически связан, но и подготовить почву для творчества негритянских художников «новой волны» – Дж. Килленса, Р. Эллисона, Дж. Болдуина и др. Основным содержанием творчества Райта стали нравственные и психологические последствия расовой дискриминации для человека, как чернокожего, так и белого.
В работах, посвященных исследованию творчества Райта, особенности его поэтики не остались незамеченными. Однако анализ отечественной критики показывает, что проблема художественного воплощения характера в произведениях писателя освещена недостаточно. В рамках своих исследований райтоведы часто характеризуют центральный персонаж того или иного произведения писателя, но рассматривают его, как правило, с точки зрения социальной, нравственно-философской или идеологической проблематики. Тот факт, что проблема характера, будучи вписанной в общее изучение райтовских текстов, специально не выделена, определяет выбор темы данной диссертационной работы.
Актуальность работы обусловлена обращением к малоисследованным произведениям Р. Райта 1940-1950-х гг.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что впервые в российской американистике проводится исследование проблемы характера в произведениях Р. Райта 1940-1950-х гг.
Материал исследования: три произведения, относящиеся ко второму периоду творчества Р. Райта и написанные в разных жанрах: рассказ «Человек, который жил под землей» (1944), повесть «Черный» (1945) и роман «Аутсайдер» (1953).
Цель – исследование проблемы характера в произведениях Р. Райта 1940-1950-х гг.
Задачи исследования:
-
обобщить литературоведческий опыт исследования произведений Райта второго периода творчества;
-
выявить авторскую концепцию личности в произведениях рассматриваемого периода;
-
сопоставить три произведения в аспекте трактовки характеров и проследить закономерности их художественного воплощения;
-
установить связи с традициями афроамериканской литературы (фольклором, жанром «невольничьего повествования», блюзом);
-
определить степень влияния на трактовку характера произведений мировой литературы (на основе сопоставления с повестью Ф.М. Достоевского «Записки из подполья», повестью А. Камю «Посторонний», «Книгой Иова» (Библия)).
Объект исследования: художественные произведения Р. Райта, созданные писателем в 1940-е – 1950-е годы.
Предмет исследования: проблема характера в рассказе «Человек, который жил под землей», повести «Черный» и романе «Аутсайдер» Р. Райта.
Методологической основой работы стали: биографический метод, проблемный подход, системно-структурный анализ произведений, сравнительный метод.
Научно-теоретическая основа диссертации – работы Р. Барта, М.М. Бахтина, С.Г. Бочарова, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, В.М. Жирмунского, Г.Н. Поспелова, А.А. Потебни, Б.В. Томашевского, Р. Уэллека и О.Уоррена. При формировании понятийного аппарата учитывались также новейшие работы по теоретической и исторической поэтике. Значительная часть терминологии сформировалась в процессе ознакомления с конкретными работами по истории литературы США (в том числе по истории афро-американской литературы) – Л.П. Башмаковой, А.В. Ващенко, Б.А. Гиленсона, Т.Н. Денисовой, Я.Н. Засурского, А.М. Зверева, М.О. Мендельсона, Т.Л. Морозовой, А.С. Мулярчика, Е.А. Стеценко, Э.М. Удлер, С.А. Чаковского.
Положения, выносимые на защиту:
-
Повесть «Чёрный», рассказ «Человек, который жил под землёй» и роман «Аутсайдер» Р.Райта представляют собой художественное единство, объединенное категорией характера.
-
В художественном мире писателя характер занимает ведущую позицию, подчиняя логике своего развития структуру текста. В образах протагонистов реализована авторская концепция личности, предполагающая реалистическое воспроизведение внутреннего мира чернокожего.
-
В повести «Чёрный» Р. Райт переосмыслил традиционный для афроамериканской литературы жанр «невольничьего повествования», выбрав элементы, способствующие раскрытию характера главного героя (экспозиция, мотив самоопределения, «неудачный» и «успешный» побег», обращение к негритянским музыкально-поэтическим жанрам, архетип трикстера).
-
В рассказе «Человек, который жил под землей», используя элементы притчи, Райт оказывается в русле идейно-художественных концепций литературы США 1940-х – начала 1950-х гг.
-
Несмотря на близость проблематики «Аутсайдера» экзистенциалистской прозе, при создании образа Кросса Деймона автор предлагает иную трактовку ситуации отчуждения, сохраняя верность реалистическому методу.
-
Благодаря связям с традициями Ф.М. Достоевского («Записки из подполья»), А. Камю («Посторонний»), а также с библейскими текстами («Книга Иова») творчество Райта вписывается не только в национальный, но и в мировой историко-литературный контекст.
Практическая значимость исследования заключается в возможности включения итогов работы в программы учебных курсов по истории литературы США ХХ века. Положения диссертации могут быть использованы в спецкурсах по афро-американской литературе.
Апробация основных положений работы Результаты исследования обсуждались на теоретическом семинаре Отделения «История культуры (Россия, Сев. Америка)» филологического факультета ФГОУ ВПО «КубГУ» и докладывались на международных конференциях в Российском обществе по изучению культуры США при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова: «Литература во взаимодействии с другими видами искусств» (Москва, 2003), «Проблема свободы выбора в американской цивилизации» (Москва, 2004), «Слово и/как власть: автор и авторитет в американской культурной традиции» (Москва, 2006); на межвузовской конференции «Актуальные проблемы современного языкознания и литературоведения» (Краснодар, 2004).
Структура и объём работы. Диссертация состоит из Введения, четырёх глав, Заключения и библиографического списка. Общий объём работы с библиографическим списком составляет 157 страниц. Библиографический список состоит из 173 наименований, из них на английском языке – 42.