Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Тимошенко, Юлия Викторовна

Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном
<
Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тимошенко, Юлия Викторовна. Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Тимошенко Юлия Викторовна; [Место защиты: Поволж. гос. соц.-гуманитар. акад.].- Самара, 2013.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/292

Введение к работе

Дж. Остен (Jane Osten, 1775-1817) – одна из авторов «женского романа», получившего развитие в Англии уже на рубеже XVII-XVIII вв. и ставшего самостоятельным культурным явлением в творчестве писательниц XIX столетия (Э. Хейвуд, леди Морган, сестры Бронте и др.). Творчество Джейн Остен стоит не только у истоков английского реалистического романа, оно во многом связано с развитием идей просветительского сентиментального романа XVIII столетия.

Наследие английской романистки Джейн Остен составляют произведения: первые драматургические опыты – пьесы «Матильда» (“Matilda”, 1782), «Удивление» (“The Wonder”, 1787), «Тайна» (“The Mystery: An unfinished Comedy”, 1787-1788), «Возможности» (“The Chances”, 1788), «Том Тамб» (“Tom Thumb”, 1788), «Султан» (“The Sultan”,1788), «Светская жизнь под лестницей» (“High Life Below Stairs”, 1788), «Сэр Чарльз Грэндисон, или Счастливый человек» (“Sir Charles Grandison or The happy man”, прим. 1789), пародийный роман «Любовь и дружба» (“Love and Freindship”, 1790), пародийная «История Англии» (“The History of England”,1790), романы: «Прекрасная Кассандра» (“The Beautiful Cassandra”, прим. 1790-1795), «Чувство и чувствительность» (“Sense and Sensibility”, опубл. 1811), «Гордость и предубеждение» (“Pride and Prejudice”, опубл. 1813), «Мэнсфилд-парк» (“Mansfield Park”, опубл. 1814), «Эмма» (“Emma”, опубл. 1816), «Нортенгерское аббатство» (“Northanger Abbey”, опубл. 1818), «Доводы рассудка» (“Persuasion”, опубл. 1818), а также оставшиеся незавершёнными «Леди Сьюзен» (“Lady Susan”), «Уотсоны» (“The Watsons”, прим. 1803-1805) и «Сэндитон» (“Sanditon”, опубл. 1925).

После смерти Дж. Остен опубликованы «Отдельные письма 1796-1817» (“Selected Letters 1796-1817”) и «Мемуары» (“Memoir of Jane Austen”, опубл. 1869).

Трудно переоценить роль Дж. Остен в литературном процессе XIX века. Она начала писать в 1790-е годы, когда закончили свой жизненный путь ведущие реалисты XVIII века Г. Филдинг и Т. Смоллетт. Хронологически её творчество совпало с зарождением и расцветом романтического направления в английской литературе, однако она сумела, не чуждаясь новых веяний, продолжить разработку традиций сентиментального романа XVIII века.

Степень разработанности проблемы. Романы Джейн Остен пользуются неизменным успехом и огромной популярностью у простого читателя, однако объектом комплексного внимания критиков и историков зарубежной литературы они не становились. Творчество Джейн Остен традиционно анализируется в контексте английского реалистического романа XIX века. Представляется целесообразным взглянуть на творчество писательницы с несколько иной стороны, а именно с точки зрения присутствия и переосмысления в произведениях Джейн Остен традиций С.Ричардсона и сентиментального романа, которые послужили основой для развития самобытной манеры писательницы. Романное наследие С.Ричардсона сыграло особую роль в творческой судьбе Джейн Остен. Следуя за С.Ричардсоном, Дж.Остен выстраивала творческий диалог с ним, в результате которого обрела свое авторское «я», постоянно удаляясь от своего кумира в сторону реалистического изображения характера через описание чувств. Однако именно реалистическое по своей сути стремление к предельной объективности в описании жизни определило становление Джейн Остен писательницы. Можно утверждать, что ее роман – это реалистичный роман переходного типа, вбирающий в себя традиции просветительского романа рубежа XVIII-XIX веков.

Актуальность работы обусловлена потребностью изучения традиций сентиментального романа в произведениях Дж. Остен и особенностей творческого диалога с Сэмюэлем Ричардсоном, которого считала своим кумиром и учителем на пути к реалистическому роману. Творчество Дж. Остен вобрало в себя признаки сентиментализма, переработало, переосмыслив традиции литературы эпохи Просвещения, и удивительным образом соединило реалистическое, сентиментальное и даже предромантическое начала. Не случайно ее произведения вполне справедливо считают особой страницей в истории английского романа начала XIX столетия.

В англоязычном литературоведении творчеству Джейн Остен посвящено много работ, в центре которых – личность писательницы, ее отдельные произведения, особенности поэтики. Уже в 1843 году Т. Маколей поставил Остен в один ряд с великим В. Шекспиром.

В ХХ веке такие ученые, как С. Морган, Н. Ауэрбах, писали о приверженности Остен к романтической эстетике. С ними не соглашаются У. Адлен, Б. Браун, Л. Лернер, Р. Чепмен и другие исследователи, утверждающие, что Дж. Остен в своем творчестве развивалась в контексте реалистической традиции, поскольку, по замечанию Р. Ферера, она сумела представить в романе «Эмма» диалектику души главной героини.

Изучению метода Дж. Остен посвятили свои работы К. Брук, М. Брэдбрук, М. Уильямс, анализируя жанр женского романа 1779-1920-х годов. М. Уолдрон в своем исследовании отмечает особое место писательницы в переходный период, подобно Х. Блеймерис, Х. Бок, И. Моерсу, которые прямо относят Дж. Остен к числу великих писательниц Англии.

Дж. Браун выпустил небольшую, но емкую по содержанию работу, раскрывающую особенности мировидения Дж. Остен. Детальный анализ жизненного пути Дж. Остен дан в книгах Д. Буша, Р. Чепмен, Дж. Фримен, Дж. Гальперина, Б. Харди, Л. Хартлей, Д. ле Фай, В. Майер и других.

Ряд исследователей сосредоточили внимание на анализе отдельных творений Дж. Остен, посвятив монографические работы ее произведениям «Мэнсфилд-парк», «Чувство и чувствительность», «Эмма» и др. Среди них Р. Лиддел, Дж. Лукас, И. Бейкер, У. Бут, Р. Ферер и другие.

Исследователи Х. Бабб, Дж. Барроуз, Г. Китчин, Дж. Одмарк, М. Мадрик, Л. Мунейхем, Н. Пэйг, Дж. Пристли изучали язык, стиль, особенности построения диалога в романах Дж. Остен, отличительные черты юмора и иронии в ее произведениях, а К. Молер рассматривал искусство аллюзии в творчестве писательницы. В контексте традиций романа XVIII века анализирует произведения Дж. Остен А. Дакворт, а Т. Фулфорд рассматривает писательницу в одном ряду с романтиками начала XIX столетия, группа ученых в сборнике «Готика» (2004) относит Дж. Остен к авторам готического романа. В 2003 году появилась работа П. Гея, обратившая внимание исследователей на драматургическое наследие романистки.

Говоря об особенностях поэтики Дж. Остен, Р. Чепмен отмечает, что в романах писательницы важное место занимает деталь (этому она училась у В. Скотта). М. Бребери указывает на особое внимание писательницы к «моральному миру» своих персонажей и на детальную разработку женской тематики и проблематики в романах – проблема брака, семьи, материального благополучия и т.п. Все это, по мнению многих критиков, продиктовано в первую очередь влиянием просветительских идей. Об этом свидетельствуют, например, монографии Ф. Левиса и Ф. Брэдбрука.

Споры вокруг феминистских взглядов Дж. Остен не смолкли до сих пор, о чем свидетельствуют такие зарубежные исследования, как «Джейн Остен в социальном контексте» (под ред. Д. Монагана, 1981), «Джейн Остен и беседы о феминизме» (под ред. Д. Лузера, 1995) или монография Дж. Киркхема «Джейн Остен, феминизм и беллетристика» (1983).

В русском литературоведении Дж. Остен всегда уделялось много внимания, а её романы пользовались большой популярностью у простого читателя. Среди научных публикаций, посвященных творчеству и анализу отдельных произведений писательницы, следует выделить, прежде всего, работы, благодаря которым отечественный читатель не только познакомился, но и «открыл» свою Джейн Остен. В 1967 году в серии «Литературные памятники» вышел роман «Гордость и предубеждение». Там же были опубликованы статьи ведущих литературоведов – И. С. Маршака, Н. М. Демуровой, Е. Ю. Гениевой, а также статья Е. Ю. Гениевой «Джейн Остен (1775-1817)» в работе «Писатели зарубежных стран. Джейн Остен: Биобиблиографический указатель» (1986). Статья этой исследовательницы «Чудо Джейн Остен» повторена в издании романов английской писательницы в 2004 году. Среди современных работ о творчестве английской писательницы следует особо выделить монографию А. А. Палий «Основные черты поэтики Джейн Остен и проблемы эстетической ценности ее произведений» (2003).

В России творчество Дж. Остен описывается также в учебной и справочной литературе. Так, в шестом томе (раздел «Развитие критического реализма») «Истории всемирной литературы» под редакцией Ю. Б. Виппера творчество Дж. Остен ставится в один ряд с творчеством О. Голдсмита, У. Годвина, а сама писательница называется ученицей Г. Филдинга, С. Ричардсона, С. Джонсона, эссеистов XVIII века, Л. Стерна.

В работах ведущих литературоведов, в том числе Е. И. Клименко, В. В. Ивашевой, Л. В. Сидорченко, тоже затрагивается вопрос о литературной традиции и новаторстве авторского стиля английской писательницы, о его ироничности, сатирической направленности. В. В. Ивашева подводит к осмыслению приема «потока сознания», который зарождается в творчестве Дж. Остен. Важной вехой в истории изучения ее творческого наследия являются диссертации М. В. Чечетко, Ю. Б. Курасовской, Л. А. Барановой, О. Э. Артёменко, А. А. Бельского, Т. А. Амелиной, Е. А. Соколовой, О. Н. Щепиной, Н. В. Шаминой.

Нельзя не упомянуть и о новом направлении в исследовании творчества Дж. Остен – электронном. На страницах Интернета размещено не менее пятнадцати вэб-сайтов, посвященных творчеству писательницы. Здесь можно найти не только тексты романов и узнать о жизни Дж. Остен, но и познакомиться с современным взглядом на ее наследие.

Анализ источников показал, что при всей многогранности исследований, посвященных творчеству Дж. Остен, обойдены вниманием ученых вопросы о традициях сентиментального романа в произведениях английской писательницы, и, конечно, о роли С. Ричардсона в становлении ее художественной манеры. На протяжении всего творчества писательница ведет своеобразный диалог со своим кумиром.

Литературный или творческий диалог (от греч. dilogos — разговор, беседа) в наследии Дж. Остен – это феномен, который базируется на смысловых параллелях с сохранением собственных мировоззренческих позиций. Этот диалог предельно рационализирован, особенно когда речь идет о зрелом творчестве писательницы. Однако на протяжении всего пути Дж. Остен ее авторское самовыражение проходит, прежде всего, через обмен идеями, мыслями с С. Ричардсоном на уровне взаимодействия и подражания на первом этапе и через самовыражение на этапе зрелого творчества, когда через осмысление и переработку идей другого автора происходит понимание собственного мировоззрения и складывается авторская манера описания бытия.

Диалог Дж. Остен с С. Ричардсоном проходит несколько этапов:

– информационный (заимствование, подражание);

– диалоговый (преодоление традиции через решение художественных образов);

– философско-эстетический (формирование собственного авторского «Я» в творчестве, т.е. становление остеновской манеры письма или авторской модели).

Остеновская модель, которая, в первую очередь, выходит из литературного диалога с Семюэлем Ричардсоном, требует изучения во всех ее проявлениях – от эстетики до реализации эстетических принципов в произведениях Дж. Остен, написанных на рубеже XVIII-XIX веков, вобравших в себя лучшие традиции всей литературы указанного времени и оказавших значительное влияние на развитие английского романа следующего периода.

Особенности проявления черт сентиментального романа и сентиментальной драмы на страницах произведений Дж. Остен в контексте литературного диалога писательницы с творчеством С. Ричардсона проанализированы в рамках представленного диссертационного исследования. В связи с этим формулируется объект исследования – творчество Дж. Остен.

Предмет исследования – литературный диалог Дж. Остен с Сэмюэлем Ричардсоном.

Цель работы – выявление особенностей ричардсоновского влияния на творчество Джейн Остен и изучение отражения традиций сентиментального романа в произведениях писательницы.

При этом под литературной традицией в рамках темы исследования будет пониматься осмысление творческого наследия художественного опыта предшествующей литературы в английском романе рубежа XVIII-XIX веков, преемственность традиций просветительского сентиментального романа в реалистическом романе XIX века как прозе переходного типа. В связи с этим, говоря о творчестве Дж. Остен, в исследовании решаются следующие задачи:

– рассмотреть основные этапы становления Остен-писательницы в контексте английского романа второй половины XVIII – начала XIX вв.;

– систематизировать эстетические взгляды Остен с опорой на известные исследования ее наследия и уточнить периодизацию творчества;

– выяснить степень влияния С. Ричардсона на творчество Дж. Остен и определить место ранних драматургических опытов писательницы на пути становления ее авторской манеры (пьесы «Тайна», «Сэр Чарльз Грэндисон, или Счастливый человек»);

– проследить пути развития традиций сентиментального романа в произведениях Дж. Остен (соотношение иронии и рационального анализа, рационального начала и чувства в романах «Леди Сьюзен», «Нортенгерское аббатство», «Чувство и чувствительность», «Доводы рассудка») и углубить представление об особенностях авторского самовыражения в поэтике романов.

Основной метод исследования – системный, на основе историко-теоретического подхода.

Системный метод как принцип исследования художественного произведения позволяет рассматривать творчество Дж. Остен как целостное культурное и литературное явление во всем его многообразии, в совокупности литературных традиций, определяющих развитие ее творчества в контексте английского романа XVIII-XIX веков.

Используется также биографический подход в уточнении этапов становления творчества Дж. Остен.

Научная новизна работы заключается в том, что автором диссертации впервые:

– переведены и проанализированы ранние пьесы Дж. Остен «Тайна», «Сэр Чарльз Грэндисон, или Счастливый человек»;

– рассмотрены особенности влияния С. Ричардсона на творчество Дж. Остен и дан анализ ричардсоновских традиций в ее произведениях (роман «Любовь и дружба»; пьесы, романы «Леди Сьюзен», «Чувство и чувствительность», «Доводы рассудка»)

– изучены черты сентиментализма в произведениях Дж. Остен и обоснован тезис о переходном характере ее художественного наследия;

– введены в научный оборот в отечественном литературоведении роман «Любовь и дружба» и пьесы «Тайна», «Сэр Чарльз Грэндисон, или Счастливый человек» Дж. Остен.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

– в диссертации уточнена периодизация творчества Дж. Остен;

– дан анализ творчества Дж. Остен в контексте эстетики сентиментального романа, в частности, в соотнесении с романами С. Ричардсона;

– рассмотрены взгляды Дж. Остен на литературу и жанр романа в произведениях разных периодов;

– рассмотрен новый тип женщины в романах Дж. Остен;

– обоснованы художественные принципы эстетики Дж. Остен как литературного явления переходного периода, что проявилось в особом сочетании традиций сентиментальной и реалистической прозы в романах писательницы, а также в ее поэтике, вбирающей в себя в равной мере черты реализма, сентиментализма и предромантизма: объективность повествования и углубленный взгляд во внутренний мир героев, реалистическое изображение природы и эмоционально описанные пейзажи, сопровождающие ключевые, драматические сцены произведений, ясная, логически выстроенная речь героев и обилие эмоциональных переживаний, проявляющихся как во внешнем (восклицания), так и во внутреннем состоянии (задумчивость, замкнутость, молчаливость, сдержанность).

Практическая значимость диссертации в том, что ее материалы могут быть использованы при изучении истории английского романа рубежа XVIII-XIX вв., а также при чтении спецкурсов по истории зарубежной литературы XIX века.

Теоретико-методологической основой диссертации стали:

– труды таких ученых по теории литературы, как С. Н. Бройтман, М. В. Вербицкая, В. В. Кожинов, Н. Д. Тамарченко, Б. В. Томашевский, В. Е. Хализев, Р. Уэллек, О. Уоррен и других;

– работы исследователей в области истории английской литературы XVIII-XIX вв., в том числе посвященные творчеству Дж. Остен (Е. Ю. Гениева, А. А. Елистратова, В. В. Ивашева, Н. П. Михальская, А. А. Палий, М. В. Томилина, М. И. Тугушева – в России; Х. Бабб, Дж. Барроуз, М. Батлер, Ф. Бредбрук, Д. Буш, П. Гей, А. М. Дакворт, Х. Данненберг, П. Дуглас, Дж. Кестнер, Г. Китчин, М. Ласкельс, Ф. Левис, С. Лерой, М. Мадрик, М. Марвин, К. Молер, Д. Монаган, Л. Мунейхем, Дж. Одмарк, Дж. Пристли, Н. Пэйг, Д. А. Сесил, Л. Филлипс, Т. Фулфорд, Р. Чепмен и др. – в зарубежном литературоведении).

Важное значение для представленного исследования имели:

– выводы диссертационных исследований Т. А. Амелиной, О. Э. Артеменко, Л. А. Барановой, А. А. Бельского, О. М. Кудряшовой, А. А. Палий, М. В. Чечетко, Н. В. Шаминой, О. Н. Щепиной, обращенные к анализу отдельных аспектов романного творчества английской писательницы, а также ее языка и стиля;

– предисловия ведущих специалистов в области английского литературоведения – Н. М. Демуровой, Е. Ю. Гениевой – к опубликованным в России произведениям Дж. Остен.

Работа состоит из введения, двух глав и списка литературы.

В диссертации цитируются произведения Дж. Остен в переводах И. Гуровой, Л. Каневского, А. Ливерганта, И. С. Маршака и автора представленного исследования – Ю. В. Тимошенко.

Работа состоит из введения, двух глав и списка литературы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения работы были опубликованы в статьях в рецензируемых журналах «Проблемы истории, филологии, культуры» (Магнитогорск, 2008), «Вестник Оренбургского государственного университета» (Оренбург, 2011), а также в материалах международных (Самара, 2007; Казахстан, 2009), всероссийских (Самара, 2010; Москва, 2010; Санкт-Петербург, 2010; Орск, 2012), внутривузовских (Орск, 2007, 2012) конференций.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творчество Дж. Остен является синтетичным по своему содержанию, развивающим одновременно традиции просветительской и сентиментальной литературы. Роман Дж. Остен – реалистический роман переходного типа, вбирающий в себя традиции просветительского сентиментального романа XVIII столетия на рубеже XVIII-XIX веков.

2. Литературный или творческий диалог в наследии Дж. Остен – это феномен, который базируется на смысловых параллелях с сохранением собственных мировоззренческих позиций.

Диалог Дж. Остен с С. Ричардсоном проходит несколько этапов – информационный, диалоговый, философско-эстетический.

3. Ричардсоновское начало определило структуру и содержание поэтики Дж. Остен, которая формировалась на протяжении всей жизни писательницы и нашла отражение в ее драматургических и эпических произведениях.

4. Сосредоточив внимание на описании домашних проблем, Дж. Остен не ограничивается нравоучительностью, хотя и отдает дань роману воспитания. В ее произведениях раскрываются, прежде всего, важные социальные аспекты семьи и брака, женского воспитания и понимания роли женщины в обществе, поэтому так много внимания уделяется описанию психического состояния ее героев. В ее арсенале – краткая прерывистая фраза, глубокий вздох, сбивчивая речь, иногда обморок и рыдание, но чаще – сдержанность, молчаливость и замкнутость, которые могут прерываться эмоциональной речью, граничащей с патетикой и даже пафосом.

5. Стремясь к объективности повествования, Дж. Остен отходит от эпистолярной формы, обращаясь к форме реалистического повествования, наполненного деталями, эмоциями, поступками. Однако на поэтологическом уровне она использует на равных приемы и средства драматургии и сентиментального романа.

6. Вслед за С. Ричардсоном Дж. Остен рисует только тот мир, который ей был хорошо знаком. При этом писательница крайне редко высказывает свое мнение об изображаемом, позволяя читателю делать самостоятельные выводы. Это усиливает внутреннее напряжение сюжета, приближает повествование к драматургическому принципу организации материала (лаконичность и стремительность, взаимосвязь помыслов и поступков, скрытый мир эмоций при внешней сдержанности общего рисунка поведения персонажей).

7. Диалог с С. Ричардсоном завершается утверждением нового типа женщины в романах Дж. Остен: самостоятельной, способной выстраивать собственную судьбу на основе разумного начала. Рациональное начало как основу характера впервые представляет новый тип женщины в романе «Леди Сьюзен» – тип хищницы начала XIX века. В то же время положительный образ у писательницы, путь к которому был начат еще в первых романах, остается по-прежнему в рамках просветительской сентиментальной традиции и реализуется в образе Энн Эллиот («Доводы рассудка»). В результате характерной приметой женских характеров Дж. Остен всегда остается сочетание чувствительного и рационального начал. От того, в какой степени превалирует то или иное начало, зависят общий рисунок повествования, самого женского характера и, как следствие, место героини в жизни общества.

Похожие диссертации на Литературный диалог Джейн Остен с Сэмюэлем Ричардсоном