Содержание к диссертации
Введение
Глава I. "Открытие" провинции в творчестве Дж. Фаркера 20
1.1 Комедия Реставрации и раннее творчество Дж. Фаркера 20
1-2 Смена базового концепта в поздних комедиях Дж. Фаркера "Офицер-вербовщик" и "Хитроумный план щеголей" 53
Глава II. Эволюция концепта "провинция" в просветительской комедии нравов: от идеализации к реалистическому осмыслению 93
2.1 "Идеальная" провинция в творчестве Дж. Аддисона: эссеистика и комедия "Барабанщик" 96
2.2 Изменение концепта "провинция" в комедиях Г. Филдинга "Любовь в нескольких масках" и "Дон Кихот в Англии" 110
2.3 Провинция и провинциальные нравы в комедии О, Голдсмита "Ночь ошибок" 133
2.4 Своеобразие "провинциальных" комедий R Б. Шеридана "Соперники" к "Поездка в Скарборо" 153
Заключение 184
Библиографический список 193
- Комедия Реставрации и раннее творчество Дж. Фаркера
- Смена базового концепта в поздних комедиях Дж. Фаркера "Офицер-вербовщик" и "Хитроумный план щеголей"
- "Идеальная" провинция в творчестве Дж. Аддисона: эссеистика и комедия "Барабанщик"
Введение к работе
Английская драматургия XVIII века - одно из интереснейших явлений в истории литературы. Она, как и литература в целом, отразила важнейшие изменения, характеризующие общественно-политическую, культурную и повседневную жизнь Англии.
В это время происходит существенное обновление системы литературных жанров, затронувшее и прозу, и поэзию, и драматургию. Формируются новые драматические жанры (мещанская драма, сентиментальная комедия), развиваются жанры традиционные для английской драматургии, в частности, комедия нравов. Интерес к изменениям, происходившим с комедией нравов на протяжении столетия, связан с общим интересом к проблемам драматургии века Просвещения.
Развитие комедии нравов в XVIII веке тесно связано с общими задачами, решение которых берет па себя литература. Прежде всего, это поиск новых универсальных идеалов, характеров, эти идеалы воплощающих и среды, способной формировать идеальные характеры.
В качестве социокультурной среды, обладающей наибольшим нравственным потенциалом, комедиографы (особенно в начале века) рассматривали английскую провинцию, с ее традиционным укладом, простоватыми, но искренними нравами. Провинция не блистала интеллектом и остроумием, но подкупала добросердечием и здравомыслием.
При анализе английской комедии нравов XVIII века, мы выделяем концепт "провинция", который включает в себя, в первую очередь, образную систему комедий и проблематику, позволяющие раскрыть своеобразие провинциальных нравов и характеров, систему норм и ценностей, особенности взаимоотношений между людьми. В рамках данного концепта раскрываются взаимосвязь и взаимовлияние столицы и провинции в области нравов, манер, практического поведения. Таким образом, в концепте "провинция" работают постоянная и переменная динамическая составляющая. Это, в свою очередь,
позволяет нам рассматривать изменение концепта, его конкретное наполнение в каждом отдельном случае и определить общую парадигму его развития. Концепты, выступая как компоненты нашего сознания и наших знаний о мире, являются предметом изучения философии, психологии, логики, когнитивной лингвистики, лингвокультурологии, литературоведении, культурологии и других наук. Широта применения термина обусловила появление различных определений ,
Немецкий математик, логик и философ Гогглоб Фреге (1848-1925) под концептом понимал смысл, который непосредственно зависел от контекста и наблюдателя. В работе "Смысл и денотат" (1892), отмечает: "смысл знака - это то, что отражает способ представления обозначаемого данным знаком". Отметим, определение концепта, данное Г. Фреіе, применительно не только для математической логики, но и для кулыу-ры. Психолог, философ и лингвист НИ. Жинкин (1893-1979), в работе "Четыре коммуникативные системы и четыре языка- О кодовых переходах во внутренней речи" (I95S), развивая идеи Г, Фреге, пришел к выводу, что концепт - это смысл группы имен (имени), который возникает в определенном контексте. В свою очередь, смысл - "есть то, что передается и принимается п сообщении как информация и что при приеме сообщения должно быть понято".
Новый этап в понимании концепта связан с именем русского философа С. А„ Аскольдова. По мысли С, А. Аскольдова, (статья "Концепт и слово", I92S) концепт-"мысленное образование, которое замешает нам н процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рола11. С. А. Аскольдов подчеркивает, что концепт выполняет функцию заместителя» замешая как реальные предметы, так и отдельные стороны предмета, его свойства, действия и даже мысленные функции. С,А, Аскольдов также рассматривает концепт как потенциальную, динамическую структуру, зависящую от взгляда наблюдающего субъекта. Он выедо-зач гочку зрения на природу существования познавательных и художественных концелтоа. Согласно С.А. Аскольдову, концепты познания - общности, концепты искусства (художественные кониепты) - индивидуальны, где последние представляют собой сочетание понятий, чувств, представлений, эмоций и ассоциаций.
Ю. С. Степанов ("Концепт11, 2ДО1) при рассмогрении концегпа большое внимание уделяет культурологическому аспекту, где вся культура понимается как совокупность концептов и отношений между ними. С точки зрения Ю.С Степанова, концепт - "это как бы сгусток культуры а сознании человека; то в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт- уго то, посредством чего человек - рядовой, обьтчрнлй человек, не "творец культурных ценностей11 - сам входит it культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее". Следовательно, конпепт - это основная ячейка культуры в ментальном мире человека. Он также выдвигает положение о том, что концепт является предметом симпатий и антипатий, указывая на сочетание в концепте представления понятия, пережинаний, эмоций, знании и ассоциаций. Французский философ Жиль Делез ("Что такое философия?", 199J) раскрывает понятие концепта применительно к теорети ко- литератур пой области. По мысли Ж. Делезат и концепт и литература образуют пространство. Согласно ему, литература существует как концепт и может быть представлена "во взаимодействии трех составляющих - автора, тексга и читателя, каждый из которых в свою очередь представляет собой концепт"* Таким образом, концепт "литература" представляет собой определенную микросистему, элементы которой соединены прямыми и обратными связями. D коммуникативной цепи связь автор - произведение - достаточно устойчивая данная, а связь произведение - читатель - величина переменная, зависящая от индивидуальных, социальных причин и самой зпохи. В. Зусман отмечает, что концет "литература" можно охарактеризовать как открытую и нестабильную систему, где "открытость ее обусловлена тем, что традиция и реальность не прямо связаны с художественными произведениями. Связь эта осуществляется через автора и читателя- Неустойчивость - от неравновесности отношений: автор - произведение и произведение - читатель" ("Концепт в системе гуманитарного знания", 2003). Данная микросистема может быть применима к любому художественному произведению. "Сам концепт литературы является объясняющей моделью, интерпретацией действительности.,. Данные построения позволяют также моделировать и более узкие проблемы, характерные для вопросов, связанных с творчеством определенных авторов, выделения в ик творчестве составляющих в виде коЕщептов, планов и концептуальных персонажей".
Д.С. Лихачев является сторонником подхода, согласно которому "у каждого человека есть свой, индивидуальный культурный опыт, запас знаний и навыков (последнее не менее важно), которыми и определяется оопітсїво значений слова и богатство концептов этих значений, а иногда, впрочем, и их бедность, однозначность" {Концептосфера русского языка, (993). Д.С. Лихачев отмечает, что формирование концепта
В качестве рабочего мы принимаем определение концепта, данное Д.С. Лихачевым, для которого концепт "является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека"2. По мысли ученого, концепты возникают в сознании человека не только как намеки на всевозможные значения, но и как отклики на предшествующий опыт человека - поэтический, прозаический, исторический, социальный, научный и т. п. Концепт не только замещает собой значение слова, но и дает возможность для расширения этого значения. Так, концепт, имеющий всеобщее значение, в пределах контекста может заключать в себе множество дополнений и отклонений. Таким образом, концепт может быть по-разному дешифрован в зависимости от контекста, культурного, исторического опыта, религиозной принадлежности, индивидуального сознания и т.д.
Концепт обладает сложной, многомерной структурой, включающей, помимо понятийной основы, социокультурный опыт. Выделяются три основных компонента концепта: внутренняя форма, ядро, актуальный слой. "Во внутренней форме слова ощутимы противоположные полюсы динамики и схватывания, стабильности, удержания. Между внутренней формой слова и его базовым значением сохраняется напряжение, связанное с тем, что "концепт" содержит одновременно 1) "общую идею " некоего ряда явлений в понимании определенной эпохи и 2) этимологические моменты, проливающие свет на то, каким образом общая идея зачинается во множестве конкретных, единичных явлении"'. Ядро содержит "базовое значение слова и раскрывается при помощи дефиниций" . В свою очередь, актуальный слой концепта "передает непосредственную и часто мимолетную реакцию зрителя, слушателя и читателя на понятие и представления, воплощенные в концепте"5. Под воздействием актуального слоя концепты могут изменяться, адаптируясь к
обусловлено личным и семейным опытом человека, его профессиональной, классовой, сословной и национальной принадлежностью. (Год концептом он понимает также своего рола алгебраическое выражение значения, которым человек оперирует в своей письменной речи,
2Ли.\ачеа ДГСГ Концептосфера русского языка// Русская словесность: Антология.- М., 1997.-С.281, 1 Зипченко В.Г., Зусман RT,, Кирмозе З.Н. Межкультур пая коммуникация - Нижний Новгород, 2003,-С. 67.
4 Гам же, С. 76.
5 Там же.
современности. В связи с этим считаем нужным указать, что смысловые наращения актуального слоя приводят к изменению смыслового наполнения концепта в целом. Кроме того, концепты попадают под влияние других концептов и сами видоизменяются.
Все три элемента структуры соединены прямыми и обратными связями: "В ядре сосредоточен познавательный потенциал, во внутренней форме и актуальном слое - ассоциативные, художественные элементы структуры вербально выраженного концепта''6. В нашей работе при рассмотрении концепта "провинция'1 мы будем руководствоваться именно этими структурными составляющими.
Согласно определению структурных компонентов концепта внутренняя форма включает в себя этимологические, исторические и ассоциативные признаки. Именно поэтому для понимания внутренней формы концепта "провинция11, включающей в себя характерный набор признаков, необходимо обратиться к его историко-этимологической основе.
Английский термин "the provinces" восходит к латинскому "provincia" -территории вне Италии, завоеванные Римом и находящиеся под Римским управлением. Семантическое расширение, ассоциативный ряд выстраивается из следующих, близких по значению, латинских слов "pro"- за, "ргосиГ-прочь, "vincere"- побеждать- То есть, понятие "provincia" изначально ассоциировалось с тем, что удалено от центра, от столицы и подчинено ей. Поскольку завоеванные римлянами территории (по крайней мере в европейской части Римской империи) были населены варварскими племенами, находящимися на более низкой ступени развития, чем римское общество, то почти сразу же "провинциальное" стало ассоциироваться со всем отсталым, диким, с грубостью нравов, низким уровнем культуры и цивилизации.
Провинции были для Рима завоеванными территориями, находящимися в вассальном подчішении, которые римляне стремились цивилизовать и окультурить. В этом смысле отношение к провинции было высокомерным,
6 Там же, С.11.
презрительным, снисходительным и т.п. В то же время провинции были источником продовольствия, предметов роскоши (особенно южные и восточные провинции, такие как Сирия, Египет и др,), строительных материалов, рабочей и военной силы. То есть, провинция выступает как "кормилец", источник снабжения, с которым следует обходиться бережно, проявляя известную предусмотрительность. Эта "общая идея" концепта явилась актуальной и для английского сознания.
"Oxford English Dictionary" дает следующее значение: "the provinces" -вся страна, за исключением столицы или главного места, где находится правительство. Например, провинция - вся Франция кроме Парижа, или вся Англия кроме Лондона7.
Аналогично трактуется лексема "the provinces" и в других толковых словарях английского языка8.
В английском языке понятие "the provinces" ассоциируется со словами "provenance" - происхождение, источник; "provender" - корм, пища; "providence" - предусмотрительность, бережливость; "provider" - кормилец; "provision" - заготовка, снабжение, обеспечение.
В английских толковых словарях лексема "the provinces" представлена следующим синонимическим рядом: country, town, country town, township, village. Анализ синонимов концепта "провинция" дает возможность выявить дифференциальные признаки данного концепта .
Словообразующими формами лексемы "the provinces", встречающимися на страницах рассматриваемых в работе комедий, являются: provincial
7 Oxford English Dictionary1. - L., 1989. - P. 897.
8 В "Longman's Dictionary of English language and culture" слово " the provinces" означает: местность, терри
тория страны, удаленная от крупных центров. В "Webster's third New international Dictionary" значение лек
семы "the provinces" определяется следующим образом: часть страны удалевшая от главного города.
Мы будем обращаться к "Oxford English Dictionary", приводя дополнительные значения из других словарей по мере необходимости,
"Town": небольшая область, по сравнению с городом (city), входит в состав чего-либо, имеет название, определенные границы и местный орган власти,
"Township": маленький город или деревня, входящая в состав большого округа, "Village"; группа зданий, расположенных в сельском районе, большем чем деревушка (hamlet) и меньший нем город (town). "Country": районы вокруг больших городски* областей,
"Country town" встречается только в словаре Вебстера и оіначает - "маленький городок окружного сельского района".
(провинциальный, периферийный, местный; провинциал), provincialism (провинциальность; провинциализм), provinciality (провинциальность), provincialize (делать(ся) провинциальным ). Лексема "country" также представлена производными единицами: "countryfolk" (провинциальные, сельские жители), "countryside" (сельская местность; округа; местное сельское население), "countryman" (провинциал; сельский житель), "countrywoman" (провинциалка; сельская жительница) и словосочетаниями: "in the country" (за городом, в деревне; на даче), "in the open country" (на лоне природы), "country house" (загородный дом, дача), "country cousin" (родственник из провинции; провинциал, впервые увидевший город), "country gentleman" (провинциальный, сельский джентльмен).
Таким образом, исходя из основного значения лексемы "the provinces" и ее синонимов под термином "провинция" мы будем понимать "всю Англию, за исключением Лондона". Это понятие объединяет как сельскую местность, так почти все города, не считая некоторых крупных центров торговли и культуры на юге Англии и в Шотландии.
Вышеуказанное толкование лексемы "провинция" и составляет ядро концепта "провинция".
Актуальный слой позволяют выявить национальную специфику концепта "провинция". По замечанию Дж, М Тревельяна, "во всех других городах Англии население все еще дышало деревенским воздухом, в условиях, которые мы сейчас назвали бы полугородской-полудеревенской жизнью. Только в Лондоне условия жизни имели другой характер, становились все более специфичными условиями большего города"10. Согласно мысли Тревельяна, Лондон эпохи до и после Реставрации являлся единственным экономически и культурно развитым городом Англии. Другие города в силу неудачного географического расположения, слабо развитой отраслевой промышленности, неэффективного использования природных ресурсов и т.д. не могли претендовать на роль столичного центра. Следовательно, все земли,
10Тревелі.ян Дж. М. История Англии от Чосерддо королевы Виктории.-Смоленск., 2005. -С. 33Г
9 области страны, удаленные от крупного центра, то есть, находящиеся за пределами лондонского "city", это и есть "провинция".
Актуальный слой концепта "провинция1' содержит ярко выраженный этический смысл. В комедии Реставрации концепт "провинция" не являлся базовым. Доминирующим был концепт "столица". Слова "провинциал", "провинциальный", "провинциальность" употреблялись в негативном значении. Как правило, провинциалом называли ірубого, некультурного, невоспитанного человека с присущими ему небрежными манерами. Кроме того, под это определение попадали и необразованные, малосведущие люди, а также те, кто не соответствовал моде, нравам и поведению придворного общества. Таким образом, синонимами к слову "провинциші" являются - "невежа" и "невежда,т. Как правило, глупые и грубые провинциалы - представители низших слоев общества, выступали в комедии в роли мужей-рогоносцев, были чисто комическими персонажами.
На протяжении XVJII столетия меняется этическое значение актуального слоя концепта "провинция" в зависимости от исторического контекста и нового эстетического наполнения. Если в эпоху Реставрации "провинция" понималась как грубость, серость, низменность, то, начиная с комедий Дж. Фаркера, "провинция" ассоциируется с наивной добротой и простодушием. Провинция рассматривается как благоприятная среда для формирования цельных и нравственных натур. На провинциальной почве произрастают добродетели, давно утраченные в суетной столичной жизни: искренность, бескорыстие, чистота, простота.
Эта тенденция получила свое развитие в XV1I1 веке в комедиях Дж. Аддисона, Г. Филдинга, О. Голдсмита, Р.Б. Шеридана. Концепт "провинция" становится базовым концептом английской комедии XVIII века, а концепт "столица" оттесняется на периферию. Соответственно меняются и оценочные значения концептов: провинция ассоциируется со всем добрым и здоровым, а столица - со всем негативным в обществе.
Как мы уже отмечали, концепт "провинция" пришел на смену бывшему
базовому концепту эпохи Реставрации концепту "столица". В связи с тем,
что мы постоянно проводим сопоставление между провинцией и Лондоном,
необходимо прояснить структуру концепта "столица".
Внутреннюю форму концепта "столица" определяют следующие составляющие. Английское слово "capital" ("столица") также имеет латинское происхождение. Оно ассоциируется со словом "caput", наиболее важными значениями которого для нас являются: голова; лицо; верх; исток; жизнь. То, что слово "caput" связывалось с понятием "столица" становится очевидно из латинского выражения "caput mundi" - голова мира. Это название Древнего Рима как столицы мировой империи п.
Непосредственная сочетаемость слов и значений указывают на то, что с древнейших времен столица являлась центром законодательной, исполнительной и судебной власти. В столице, как правило, вершились судьбы людей, принимались решения о заключении мира или развязывания войны, о казни или помиловании. Выражение "damnare capitis1' обозначало среди прочего "столица, главный город"12.
Столица находилась на пересечении торговых путей, что давало возможность поддерживать экономические, политические, культурные связи с другими странами и городами. Благодаря активной внешней и внутренней торговле столица стала местом средоточия капитала. Одновременно политико-экономический, промышленный, социокультурный центр превращался в законодателя моды.
Ядро концепта "столица" восходит к историческому значению слова "capital" 13.
11 Бабичев Н,Т\, Боровекой Я,M. Словарь латинских крылатых слав. М, 1988, С, 109. Там же,
13 Так. "Oxford English Dictionary" толкует "capital" как: самый важный город или менее крупный город страны или области, являющийся правительственно-административным центром ."Longman's Dictionary of English language and culture" дает следующее определение лексемы "capital": город, который является правительственным центром страны или другой политической единицей. Словарь "Webster's third New international Dictionary" определяет "capital" кал:: главный город страны или области, служащий местом нахождения правитель^]на или правительственной власти. Другие словари английского языка также определяют "capital" как главный город, административно-политический центр управления страны или области.
Синонимом лексемы "capital" является "city". В Англии XVIII века только Лондон (да еще два-три города, как, например, Глазго и Эдинбург) можно назвать "city", поскольку Лондон имел развитую инфрастуктуру'4.
В XVII -XVIII веках Лондон в своем развитии все больше обгонял другие города Англии. На рубеже XVH-XVIII столетия в столице проживало значительно больше десятой части всего населения Англии, достигшего пяти с половиной миллионов , Лондон являлся центром политики и моды, средоточием литературной и духовной жизни.
Актуальный слой концепта "столица11 ассоциируется с понятиями "придворное общество", "двор", "светская аристократия" и т.п. В придворное общество входили представители высшего дворянства, богатые и знатные люди, знаменитости: литераторы, священники, военные, актеры, модники и остроумцы. Актуальный слой концепта "столица" в эпоху Реставрации ассоциировался с изысканностью манер, утонченностью вкусов, стремлением к удовольствиям. Как правило, аристократы слыли остроумцами, весельчаками и бездельниками. Остроумие стало синонимом беззаботной жизни, далекой от практической деятельности и забот. Самым распространенным типом джентльмена-остроумца стал светский кутила и развратник, известный своей изобретательностью.
Актуальный слой концепта "столица" нашел свое полное и последовательное выражение в комедии Реставрации, но уже в творчестве Фаркера его этическое значение критически осмысливается. "Столица" начинает восприниматься как место средоточия пороков - лицемерия, фальши, корыстолюбия и т.п., - где не существуют понятия о добродетели, нравственности.
Поиски нравственного идеала, отразившиеся в смене базовых концептов, во многом определили направление развития английской комедии нра-
14 "OED" определяет "city" как: большой город, построенный согласно уставу и находящийся на содержа
нии кафедрального собора, Более развернутое толкование дает "Longman's Dictionary of English language and
culture": "city": средоточие огромного количества домов и других строений, где живут и работают люди;
обычно имеет нентр развлечений и делоиой деятельности; намного больше по размерам и более важен по
значимости, чем город (town), в котором находится кафедральный собор» является местом пребывания пра
вительства и правительственных учреждений.
15 Подробнее об этом см.; Та loot-Griffith, Royal Statistical Society Journal, \92(). - Vol. XCII, PL II- - P. 256-
263
12 bob в XVIII столетии, В связи с этим актуальность темы обусловлена необходимостью специального исследования, уточняющего закономерности функционирования концепта "провинции" в английской комедии нравов XVIII века. Провинция, ее нравственные потенции оказываются в центре внимания английской просветительской литературы. Исследование концепта "провинция" позвояяет расширить представления о провинциальной проблематике и этическом содержании комедии нравов.
Английская комедия нравов наглядно показывает, как происходит переоценка традиционных социальных ценностей и личных достоинств. Как и вся литература в целом, она уделяла большое внимание проблемам провинциальной жизни, выделяя в ней дурное и хорошее, плюсы и минусы в сопоставлении с жизнью столицы. Поэтому не случаен интерес отечественных и зарубежных исследователей к данной проблематике. Однако до сих пор при всем многообразии вопросов речь шла о "теме провинции", об "образе провинции", об особенностях культурной, экономической, социальной жизни провинции и т.п.
Предмет исследования: актуальный слой концепта "провинция" в английской комедии нравов XVIII века, включающий в себя художественные ассоциации и морально-этические значения, его изменения и особенности функционирования,
В соответствии со спецификой рассматриваемого нами литературного материала (драматургия, в частности, комедия) мы выделяем для анализа следующие элементы в структуре актуального слоя концепта "провинция". Прежде всего, это образная система, включающая в себя образы провинциалов с различными оценочными характеристиками, и столичных жителей двух
[* Лавровский В.М, Крупное поместье в Англии с XVU по XVJJ! в. - М., }%0; Очерки по истории Анr;jни / под. ред. Л.Д, Шварцбрейма. - М_, 1959;Трєаелі.яіі ДМ, Истории Англии от Чнсерадо королевы Виктории. - Смоленск, 2GG5; Burke Т. The English townsman as he was and he is. - L-, Г 947: Gkouard M, Life m the English со unlry house: A social and architectural history. -New Haven, L., 1979; Hole Ch. English home-life 1500-IfiOO. - U 1964; Martin ЕЖ Where London ends. English provincial life after 1750. - L., i95S; Massinfiham H.J. The English countryman. A study of the English tradition, -1,., 1942; Orwell G. The English people. - L„ 1947; Sambrook J. The 18-th century: The Jnteffectuaf and Cultural context of English literature 17O0-17S9. - Ь.ДУ., 1986; Thomson M. B. English country life. - L., 1942; Turberville A.S, English Men and Manners in the 18th century. - Oxford, 1933; Williams R. The Country and the City. - L., 1975.
13 типов: типичные светские щеголи и лондонцы, подвергшиеся провинциальному влиянию и изменившиеся в лучшую сторону. Из проблематики комедий мы выделяем две проблемы, напрямую связанных с концептом "провинция": проблема любви и денег и проблема воспитания17.
Объект исследования: английская комедия нравов XVIII века (пьесы Дж. Фаркера, Дж. Аддисона, Г. Филдинга, О. Голдсмита, Р.Б, Шеридана).
В отечественном литературоведении существует немало работ, посвященных отдельным аспектам творчества исследуемых нами авторов. В последние десятилетия написан ряд кандидатских и докторских диссертаций, так же рассматривающих различные аспекты изучения творческого наследия
1 в
английских писателей XVIII века . Однако среди исследований нет работ, в которых была бы предпринята попытка рассмотреть английскую комедию нравов XVIII века с точки зрения функционирования концепта "провинция". Новизна исследования обусловлена следующими факторами:
для анализа привлечен практически не исследованный в отечественном литературоведении драматургический материал (ранние комедии Дж. Фарке-ра, комедии "Барабанщик" Дж. Аддисона и "Любовь в нескольких масках" Филдинга);
впервые "провинциальная" проблематика рассматривается на материале комедии нравов, что позволяет раскрыть индивидуальные представления авторов о провинции и их художественные воплощения и установить общность
Обращаясь к проблеме воспитания, мы опираемся на классификацию» предложенную ММ Бахтиным (см. Бахтин ММ Роман воспитания и его значение в истории реалиша И Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. -С. 188-236)- Прежде всего, мы рассматриваем воспитание как становление человека в результате воздействия на него жизненных условий, событий, деятельности (третий тип) и процесс воспитания в прямом смысле слова как семейное, домашнее воспитание и образование (четвертый тип), " Подробнее об этом см.: Д.Г. Алнлова "Пошїя Олипера Голдсмита; (проблемы метола и жанра)" (1991), И.Л, Анисова "Идеи ранних английских просветителей: Р. Стиля, Дж, Аддисона и русские нравоучительные журналы 50-60-х гг, XVIII века" (2002), О-В, Готлиб "Сервантовскис мотивы в английском романс ХУЛІ столетия: Г, Филдинг, Т. Смо.тетт, Л. Стерн" (1998), Н.Д. Дивина "Творчество Р,Б. Шеридана: проблема комического" (19%), Н Е. Ерофеева "Русско-аиг.пийские литературные свят конца XVIII-XIX вв. (Р, В. Шеридан в России) (1991), Кожевников MB. "Система жанров в творчестве Джозефа Аддисона" (1991)- Е.Я. Константнновская "Автор, читатель, герой в романе; (Филдинг, Стерн, Гоголь) (19В5), И.В. Лазарева "Творчество Р.Б. Шеридана и его место в истории развития английской драмы" (1984), MX. Соколянский " Творчество Г Филдинга и проблемы типологии просветительского романа?) (Ї9ВІ), ОЛ. Уїкина "Английская провинция в романах Г. Филдинга" (2006) и др.
14 мировоззренческих взглядов драматургов и оригинальность их художественного видения.
Цель работы - проследить эволюцию концепта "провинция" в английской комедии нравов XVIII века от Дж. Фаркера до Р.Б. Шеридана.
Цель определила круг задач, которые необходимо решить в ходе исследования:
выявить степень следования традиции комедии Реставрации в раннем творчестве Дж, Фаркера и предпосылки для смены базового концепта "столица" на концепт "провинция";
проследить становление нового базового концепта "провинция" в поздних комедиях Дж. Фаркера "Офицер-вербовщик" и "Хитроумный план щеголей";
определить парадигму развития концепта "провинция" (от идеализации к реалистическому осмыслению) в комедиях английских просветителей: Аддисон, Филдинг, Голдсмит, Шеридан,
Цель и круг задач обусловили ограничение исследуемого материала-Во-первых, по жанровому признаку. Из многообразия жанровых модификаций комедий XVIII века мы обращаемся исключительно к комедии нравов. Комедия нравов - это "жанр комедии, в котором основное внимание уделено манерам и поведению героев, живущих по определенным общественно-этическим правилам. Особенное развитие комедия нравов получила в период Реставрации в Англии (1660-1688) и в конце XVII века в творчестве У. Уи-черли, У. Конгрива, Дж. Этериджа, Дж. Ванбру и Дж. Фаркера"19.
Демократизация комедии нравов особенно ярко проявилась в XVIII столетии, когда, по мысли Ю.И. Кагарлицкого, комедией нравов стала "всякая комедия, изображающая обычных людей в обыденных обстоятельствах и сумевшая проникнуть в эти характеры и обстоятельства"2 .
Литературная энциклопедия терминов и понятий / лол рсд, АН. Никачюкина. - М ,2003, -3&0стяЬ. Кагарлицкий Ю.И. Театр на века Teaip эпохи Просвещения: тенденции и традиции. - М., 1987. - С, 85.
15 Выбор исследуемых авторов определила, во-первых, точка зрения Ю.И. Кагарлицкого: "Английская комедия нравов дважды подводила свои итоги. Сначала - в последних комедиях Фаркера. Потом - в "Школе злословия"21. Хотя Ю.И. Кагарлйцкии упоминает одну, лучшую, комедию Шеридана, на наш взгляд, итоговый характер носит все творчество драматурга.
Во-вторых, из всего многообразия комедии нравов XVIII века мы обращаемся к пьесам, связанным с концептом "провинция", где есть отчетливое сопоставление провинциальных и столичных характеров, нравов и образов жизни.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные общим вопросам теории литературы» английской литературы XVIII века и английского Просвещения: М.П. Алексеева, А,А, Аникста, М.М, Бахтина, Ю.Б. Виппера, А.А. Елистратовой, Л. Е. Пинского Р,В. Бевиса, Л. Бредволда, А. Добсоиа, Дж. Лофтиса, Дж. Неттлтона, К, Роусона. А также работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные английскому театру и драматургии XVIII века: ПН. Бояджиева, Ю.И. Кагарлицкого, С.С. Мокульского, И.В Ступникова^ А.Л. Штейна, Е. Бернбаума, А. Кауфмана, Дж. Неттлтона, А Николла, В. Хэзлит-та, Дж. Уильяма.
Большое значение имели труды школы исследователей, сложившейся на кафедре всемирной литературы Московского педагогического государственного университета: В.А Лукова, НЛ. Михальской, Б.И. Пуришева, Е. Н. Черноземовой, И.О. Шайтанова, связанные с проблемами литературы данного периода.
Методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, в которых разрабатываются вопросы межкультурной коммуникации, функционирования концептов: С. А. Аскольдова-Алексеева, Ю.А. Асояна, Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова, Ж, Делеза, Ф. Гваттари, Г. Фреге,
21 Там же, С. 127.
Особое значение имела теория межкульгурной коммуникации нижегородских исследователей В.Г. Зинченко, В.Г. Зусмана, З.И. Кирнозе, в которой разработаны приемы и методы исследования концептов в литературном произведении
Основу методики исследования составляет сочетание литературоведческого и культурологического подходов. Проблема и цель работы определили использование следующих методов;
типологического (в центре - "рассмотрение сходства и различия в литературных явлениях не на основе прямых контактов, а путем выяснения степени сходства условий культурной жизни"). Данный метод позволяет нам рассмотреть общие тенденции и индивидуальное своеобразие драматургов, обращающихся к провинциальной проблематике;
историко-теоретического ("на разных этапах и в различных исторических условиях одни и те же понятия, характеризующие литературный процесс, могли менять свое содержание"2). Историко-теоретический метод позволяет выявить изменения исторических условий и трансформацию смыслового наполнения актуального слоя концепта "провинция";
функционального, позволяющего исследовать особенности функционирования отдельных художественных приемов в литературном произведении; (функциональный метод позволяет выявить особенности функционирования концепта "провинция" в каждом отдельном случае). Практическая значимость диссертационного исследования состоит в
том, что материалы работы могут быть использованы в учебных курсах по истории зарубежкой литературы XVIII века; по истории английской литературы; для разработки спецкурсов и спецсеминаров, посвященных теории и практике зарубежной драматургии; культурологических дисциплинах.
Апробация: диссертация обсуждалась на заседании кафедры культурологии и зарубежной литературы МаГУ. По теме диссертации были прочита-
2~См/. Луков ВА История литературы: Зарубежная литература от истоков ло наших дней. -М., 2003. -С7.
17 ны доклады на международной конференции преподавателей английской литературы (Самара, 2004; Рязань 2005); на международной научной конференции "Пуришевские чтения" (Москва 2005) на научных конференциях Магнитогорского государственного университета. Основные положения работы изложены в 12 публикациях.
Положения, выносимые на защиту. В результате проведенного анализа английской комедии нравов XVIII века и обзора литературоведческих работ складывается концепция, раскрывающая тему диссертационной работы. Основные положения этой концепции следующие:
1. В раннем творчестве Дж. Фаркера наблюдается сильное влияние и при
верженность к традициям комедии Реставрации. Но, при сохранении струк
туры комедии Реставрации, Фаркер постепенно изменяет смысл основных
концептов "столица" и "провинция", что приводит к смещению акцентов при
обрисовке традиционного героя. Под пером драматурга типичный персонаж
комедии Реставрации преображается в благородного (по не идеального)
джентльмена. В первых комедиях драматурга намечается поворот, отразив
шийся позднее в смене базового концепта.
2. Концепт "провинция", являвшийся второстепенным и имеющий отрица
тельное значение в эпоху Реставрации, в поздних комедиях Фаркера стано
вится базовым и наполняется новым смыслом. Оппозиция столица-
провинция в комедиях автора принимает отчетливую форму. В качестве
главных действующих лиц выступают новые герои: провинциальные дворяне
и буржуа. Актуальный слой концепта "провинция" связан с изменением смы
словой структуры: провинция - приют добродетели, где раскрываются самые
лучшие качества человека. На лоне природы столичные щеголи нравственно
облагораживаются, духовно перевоспитываются.
3. Дж. Аддисон продолжает развивать то направление в английской комедии нравов, начало которой было положено в позднем творчестве Дж. Фаркера. Однако наряду с изображением характеров и нравов провинциальных и столичных жителей, решением проблемы любви и денег, проблема воспитания
18 не находит своего отражения в комедии драматурга» Тем не менее, концепт "провинция" получает свое дальнейшее развитие в связи с изображением провинциальных героев и закрепляется в качестве базового концепта английской комедии нравов.
Творчество Г. Филдинга связано с новой фазой развития литературы - просветительского реализма. Концепт "провинция" занимает ведущее место в драматургии автора. Во многом, следуя за своими предшественниками, Г. Филдинг проявляет большую реалистичность в изображении провинциальных героев. Провинция - не только обитель нравственности и добродетели, но и место, где живет корысть и расчет. Так, среди провинциалов есть люди истинно добродетельные и испорченные, попавшие под дурное влияние столицы. В свою очередь, на страницах комедий мы встречаем типичных лондонцев и столичных щеголей, нравственно переродившихся в условиях провинциальной среды.
Последняя треть XVIII века ознаменована возрождением "веселой" комедии в творчестве О. Голдсмита, Драматург, опираясь на опыт предшественников, привносит изменения в изображении провинциальных героев. Актуальный слой концепта "провинция" трансформируется в творчестве О. Голд-смита, включая в себя новые мотивы проблемы воспитания, связанные с этической дилеммой "столица-провинция". Достойный образец воспитания связан с провинциальной средой, не зараженной условностями столичной жизни. Напротив, система воспитания, подверженная влиянию столичных нравов, обречена на провал.
Актуальный слой концепта "провинция7' в комедиях Р.Б. Шеридана значительно меняется, Шеридан мастерски обнажает двойственную природу человека в условиях столкновения героев на "нейтральной" территории, где сосуществуют две формы жизни: столичная и провинциальная. Драматург на* ходит новое решение и проблемы воспитания: провинциальная и столичная воспитательные системы оказываются неуместными. Вслед за Филдингом и
19 Голдсмитом у Шеридана отсутствует четкое закрепление порока за столицей, а добродетели за провинцией.
Структура работы обусловлена логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 300 наименований.
Комедия Реставрации и раннее творчество Дж. Фаркера
Период Реставрации в Англии приходится на шестидесятые-восьмидесятые годы XVIT века. В 1660 году была восстановлена династия Стюартов. Возвращение короля Карла II лишь на время стабилизировало ситуацию в стране. Проводимая политика не в полной мере отвечала как интересам буржуазии, так и дворянства. Ограниченные финансовые возможности и желание неограниченной власти привели к новому кризису. Последние годы царствования Карла II были отмечены острой политической борьбой.
Личность и образ жизни короля не благоприятствовали установлению спокойствия и согласия в обществе. Маркиз Галифакс в трактате "Характер короля Карла її" раскрывает подробности "праведной" жизни королевской особы, Доминирующие черты характера - скрытость и лицемерие, развившееся в результате влияния нравов французского двора Людовика XIV. Пытливый ум, легкость в общении, изысканные манеры были утрачены из-за безудержного веселья и разгульного образа жизни. "Пиры, балы, скачки, охота - ничто не проходило мимо короля. Вместе со своими придворными Карл трагил деньги, не задумываясь, и очень часто отдавал предпочтение личным, а не общественным делам" . Непостоянство и любовные приключения породили "привычку" монарха к многочисленным "дамам сердца". Дела государственной важности решались в кратковременных приватных беседах, в которых "он обнаруживал величайшую непринужденность, самую искреннюю любезность и какую-то подкупающую веселость"2. Страсть к увеселениям часто заставляла его забывать о достоинстве монаршего сана. Его беспечность, возможно, была следствием его желания забыть годы скитаний, бедности, унижений,
Карл II по своему характеру едва ли был способен восстановить мир и порядок в стране. Пренебрегавший интересами народа и моральными нормами, транжиривший национальные богатства король подвергал Англию опасности иноземного вторжения и гражданской войны.
Большое значение для формирования морали периода Реставрации имела философия Томаса Гоббса (Thomas Hobbes, 1588-1679). События эпохи и личные убеждения определили характер его морально-политической философии. Наблюдая за жизнью современного ему общества и обобщая свои наблюдения, Гоббс пришел к выводу, что в основе всех поступков личности лежит идея господства, жажда славы и погоня за материальными ценностями и наслаждениями. Природное равенство людей порождает ожесточенную борьбу и сеет зло. По мысли Гоббса, естественное состояние есть состояние всеобщей войны - войны всех против всех. Здесь не существует никаких ограничений, никаких запрещенных средств. Человека в естественном состоянии характеризуют страх и разрушительные эгоистические стремления. Цель человеческих стремлений заключается в обеспечении средств для удовлетворения желаний, в стремлении к накопительству, материальному благополучию3.
Учение Гоббса о "материальном" человеке стало этической и философской основой для литературы Реставрации, оно было воспринято драматург гами, писателями и поэтами конца XVII столетия и оказало непосредственное воздействие на театр и литературу почти всех европейских стран.
В предреволюционный и революционный периоды религиозное учение Жана Кальвина на английской почве трансформировалось в пуританство, ставшее идеологической опорой в подготовке революции. Учение о "мирском призвании" стало одним из центральных в революционной морали. Торгово-промышленная деятельность расценивалась как "призвание", а обогащение - как проявление "избранности1 и милости Всевышнего. Основной жизнеутверждающей установкой становится тезис: накопление ради накопления. "Пуританин живет "бедно", чтобы умереть богатым, он отрешается от "меньшего блага" - мимолетной роскоши - ради достижения "большего блага" - возможности накопления" Основными добродетелями пуритане-кальвинисты считали бережливость, скромность в повседневном быту, расчетливость, накопительство и т.д. Пуритане запретили увеселительные мероприятия и закрыли театры. По их мнению, театр отвлекает от молитвы, способствует нарушению дисциплины и разорению людей.
"Реакцией на строгость пуританских норм поведения явилось восстановление театральной жизни. Запреты, наложенные пуританами на театральные представ,!ення и разного рода увеселения, были сняты. Театры были вновь открыты, однако они значительно отличались от английского театра XVI-начала XVII в, и своим внешним оформлением, и характером пьес. На сцене появились богатые декорации и пышные костюмы"5. На сценических подмостках появились женщины-актрисы, разнообразнее становятся жанры, меняется их этическое содержание.
Смена базового концепта в поздних комедиях Дж. Фаркера "Офицер-вербовщик" и "Хитроумный план щеголей"
Трактат Джереми Колльера (Jeremy Collier, 1650-1726) "Краткий обзор безнравственности и нечестивости английской сцепы" (A short view of the immorality and profaneness of the English stage, 1698) стал своеобразным подведением итогов назревших перемен в театральной сфере. Колльер нанес сокрушительный удар по устоявшимся традициям аристократического театра, что, в свою очередь, привело к смене базовых концептов в английской комедии нравов в начале XVIII столетия. На первый план выходит концепт "провинция".
До выхода в свет трактата Колльера можно обнаружить отдельные выступления критиков и драматургов с осуждением распущенности, царившей на театральных подмостках. Так, поэт Ричард Елэкмур выразил свое недо вольство в предисловии к поэме "Принц Артур" (1695): "наши поэты сговорились.,.чтобы погубить религию и добродетель и прославить порок и раз-вращенные нравы" . Он призывал служить очищению нравов, достоинству, красоте, а не только нападать на религию и добродетель.
Но попытку окончательного и прямолинейного разрешения проблемы безнравственности пьес предпринял Джереми Колльер.
Согласно Колльеру, английский театр является главным сосредоточием разврата. "Ничто не может быть вреднее, чем театр, для благочестия и религии; театр покровительствует таким страстям и награждает такие пороки, которые противны разуму"3, тогда как "истинное назначение театра - поощрять добродетель и противодействовать пороку, изображать шаткость человеческого величия, внезапные перемены судьбы и пагубные последствия насилия, несправедливости и гордыни, представлять безрассудство, коварство и вообще все дурное в таком свете, чтобы они вызывали полное к ним презрение" (279), Высказывая резкие критические замечания в адрес английских драматургов, Колльер особое внимание обращает на следующее: в пьесе Конгрива "Двоедушный" на четыре женщины приходится три распутницы, что свидетельствует только об одной четверти добродетельных женщин в обществе. Пошлость и низость, господствующая в комедиях Реставрации, согласно Колльеру, "унижает человеческую природу, превращая разум в животный инстинкт и уничтожая различие между человеком и животным; если бы козлы и обезьяны могли говорить, то они выражались бы именно таким языком".
Подобную точку зрения о назначении комедии высказал создатель комедии нравов - Бен Джонсон. В своей работе "Открытия или наблюдения над людьми и явлениями, сделанные во время ежедневного чтения и отражающие своеобразие отношения автора к своему времени"(1641) он писал: "Комедия не всегда должна вызывать смех; те, кто превращают смех в самоцель, стремятся лишь позабавить людей, одурачивая их,.. Комедия состоит из тех же частей, что и трагедия, и цели их в некоторой мере совпадают: обе они доставляют удовольствие и наставляют"5.
Поэт и драматург Джон Драйден, названный "отцом английской критики", напротив, на первый план выдвигал именно развлекательную функцию комедии. Ее основное назначение: "...изображать слабости человеческой природы и необузданные порывы молодости"6. Колльер в своем трактате наступает на Драйдена с резкой критикой: "... он не признает себя виновным в том, что делая распущенных людей главными героями пьесы, он вознаграждает их в конце, делая их счастливыми; он идет против закона комедии, согласно которому, она должна вознаграждать достоинство и наказывать порок" (282).
"Идеальная" провинция в творчестве Дж. Аддисона: эссеистика и комедия "Барабанщик"
Раннее английское Просвещение связывают с именами Джозефа Аддисона и Ричарда Стила. Их первые эссе появляются в начале XVIII века. В 1709 г. Стил начал выпускать журнал "Болтун" (Tatler), в котором Аддисон принял активное участие. После его закрытия в 1711-1712 гг. выходят в свет "Зритель" (Spectator), в 1713 г. "Опекун" (Guardian) и в 1713-1714 гг. "Англи-4aHHHM(Englishman). Жанр эссе позволял авторам выразить свободно свое мнение по какой-либо проблеме. Эссе носили сатирико-нравоучительный характер и вызвали интерес у широкого круга читателей. В связи с нашей темой наибольший интерес представляют некоторые эссе в журнале "Зритель", написанные Дж. Аддисоном.
В период Реставрации дворянская среда почитала "остроумие11 превыше всего. В.Д. Рак по этому поводу отмечает: "Преклонение перед особыми интеллектуальными достоинствами родилось из необходимости оправдать притязания на исключительное, привилегированное положение в обществе"5. Любимым занятием "остроумцев" были язвительные шутки и злые насмешки. Безудержное веселье во время пирушек, способность к розыгрышам и чудачества считались исключительными интеллектуальными способностями.
На рубеже XVII-XVIII веков "остроумие" ассоциировалось с развратом, пороками и бездельем. Грязным забавам и циничным шуткам, прославившим светское общество эпохи Реставрации, противопоставлялись сдержанность и рассудительность "людей дела". Противники "остроумия", на стороне которых выступили Аддисон и Стил, на такого рода веселье глядели отрицательно. По мысли Аддисона, "привычка много и часто смеяться...свидетельствует о вырождении значительно более ценных интеллекту альных качеств", "Способность подвергать людей осмеянию и поднимать на смех тех, с кем беседуешь, - признак мелких, лишенных благородств умов"7. В центре внимания была борьба за очищение нравов. Аддисон и Стил пытались найти золотую середину, приведя к единому знаменателю "веселое" и "серьезное". Нравоописательные очерки, затрагивая философские, политические и эстетические проблемы, содержали смягченные юмористические зарисовки, В своих очерках Аддисон ориентировался на средний класс, который составлял большую часть английского общества. Поэтому эссеист придерживается следующего правила: "Поскольку я собрал себе столь широкую аудиторию, то не пощажу сил, чтобы сделать ее обучение приятным, а развлечение — полезным" . Отметим, что эссеисты в спорах о положительном воздействии смеха и сатиры на нравы общества, вовсе не уничтожают и полностью не отрицают сатиру. "Умеренная" сатира, по их мнению, может искоренить пороки и глупость, оказав полезное воздействие на нравственное состояние английского общества. Аддисон и Стил стремились завоевать симпатии своих читателей, избрав для этого "тон доброжелательного собеседника, человека думающего, чувствующего, остро подмечающего и в полном смысле достойного, не в пример бранчливым, злоязычным памфлетистам с Граб-стрит../ .
В своих эссе на страницах журнала "Зритель" Аддисон претендует на роль стороннего наблюдателя. Повествование ведется от лица Зрителя, преследующего цель - исправить нравы и поведение людей не резкими обличениями, а посредством "мягкого" смеха и осторожных поучений. "Я буду стремиться делать то, что скажу, понятным для обычных людей... целью этих моих рассуждений является изгнание порока и невежества из пределов
Великобритании"10. Оставаясь в стороне, Зритель хочет вникать в человеческие страсти и исправлять развращенные чувства и нравы.
Сэр Роджер де Каверли - один из главных вымышленных персонажей "Клуба Зрителя", открывает галерею добропорядочных джентльменов. Он добродушный, но непрактичный и чудаковатый провинциальный помещик. Аддисон изначально подчеркивает его необычность, индивидуальность, человека "не такого как все". "Странности его проистекают от здравомыслия и противоречат принятому в свете лишь настолько, насколько наш баронет расходится со светом в мнениях"1 . Несмотря на странность, он лишен угрюмости, упрямства и совсем не вызывает враждебных чувств со стороны окружающих его людей. Несчастная любовь к коварной женщине не убила в пятидесятипятилетнем джентльмене любезности, радушия и приветливости. В отношениях с людьми он довольно прост и весел. Искренне любя окружающих, он любим ими в ответ. "Арендаторы его богатеют, слуги лоснятся от довольства, молодые дамы питают к нему приязнь, молодые мужчины ценят в нем дружбу"12. Вустерширский баронет весьма почтителен со слугами, обращается к ним по имени и справляется о состоянии их дел. Он пользуется уважением и авторитетом, иначе бы не вошел в число мировых судей. Биография его крайне скудна, но для эссеистов это не первоочередная задача. В центре внимания - человеческая натура