Введение к работе
Изучение роли и влияния традиционной народной культуры на профессиональное искусство и литературу является одним из приоритетных направлений современной фольклористики. Настоящая диссертация посвящена исследованию эстетического воздействия персидско-таджикского фольклора на формирование личности известного персидско-таджикского поэта XIV в. Хаджа Шамсуддина Мухаммада Хафиза Ширази и его литературное творчество.
Актуальность диссертационного исследования определяется особой ролью фольклорных образов, мотивов и сюжетных моделей в поэзии, включая и газели Хафиза. Взаимодействие фольклора и литературы издревле является одним из наиболее эффективных средств обогащения творчества писателей и поэтов народно-поэтическими сюжетами, мотивами, образами, а также жанрово-стилистическими формами.
Поэзия Хафиза опирается, в первую очередь, на многовековую персидско-таджикскую литературу и фольклор. Изучение проблемы традиций фольклора в литературном творчестве этого известного поэта позволит определить в достоверной степени его вклад в персидско-таджикскую литературу, выявить степень взаимовлияния творчества поэта и фольклора.
Жизни, деятельность и поэзия Хафиза до настоящего времени изучались, в основном, в аспекте текстологии, особенностей стихосложения, поэтики, языка и стиля. Специальных работ, освещающих его поэзию в плане взаимодействия с фольклором, практически не имеется. Данное исследование в определенном смысле является первой попыткой определения роли фольклора на письменную литературу на примере «Дивана» Хафиза.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном исследовании элементов фольклора в «Диване» Хафиза, системном освещении проявления различных традиций фольклора в поэзии Хафиза. Исходя из поставленной цели, предполагается решение следующих задач:
- исследовать взаимосвязь персидско-таджикского фольклора с поэзией Хафиза;
определить роль и место фольклора, отражение его жанров в поэзии Хафиза;
проанализировать религиозный, суфийский и социально-политический подтекст «фольклорных» идей Хафиза;
выявить забытые и ныне действующие народные обычаи и традиции, отраженные в стихах Хафиза;
провести анализ религиозных рассказов и мифологических элементов в стихах Хафиза;
установить место и роль личности Хафиза и его творчества в таджикском фольклоре;
определить новаторство, а также значение и роль Хафиза в передаче фольклорных элементов национальными литературными традициями.
Предмет исследования - источники эстетических основ и специфических особенностей поэтики Хафиза, ориентированных на фольклор, а также некоторые поэтические тексты поэта, созданные по фольклорным сюжетам.
Объектом изучения являются газели Хафиза и персидско-таджикский фольклор в аспекте его действия на поэтику поэта.
Научная новизна исследования. Проблема фольклоризма Хафиза впервые рассматривается целостно с учетом всего творческого потенциала и художественного мастерства поэта. Исследование представляет собой попытку углубленно и последовательно осветить связь творчества Хафиза с фольклорными традициями иранских, а также некоторых других народов Востока.
В диссертации выявлены отражение поэтических традиций письменной литературы, особенности их проникновения в художественные произведения поэта, а также своеобразие их использования. Значительное количество газелей подвергалось анализу в новом аспекте, впервые предложена и апробирована классификация мифологических образов, сюжетов и содержаний в стихах поэта. В процессе исследования поэзии Хафиза по жанрам и их связи с фольклором обосновывается положение о том, что, с одной стороны, истоки поэзии Хафиза берут начало в народной и классической персидской поэзии, а с другой - поэт своим подходом внес достойный вклад в духовную сокровищницу персидско-таджикских народов.
В работе также определена степень влияния основных научных концепций в этнографической традиции и фольклористики на творчество поэта. Подробнее элементы новизны диссертации раскрываются в основных положениях, выносимых на защиту:
-
В пробуждении у поэта интереса к мифологии, фольклору и народной культуре определенную роль сыграло соединение двух факторов: народная традиция персидской литературы и исламо-суфийская идеология.
-
Использование Хафизом мифологических содержаний способствовало выработке новых подходов и художественных приемов, отмеченных в большинстве его газелей.
-
Мифотворчество Хафиза - не иллюстрация и не пересказ персидской мифологии и фольклора, а художественное новаторство и особые подходы в поэзии с оригинальными приемами, открытиями, предложениями.
-
Использование мифологических мотивов или элементов фольклорных традиций поэтом, как правило, осуществляется на суфийской символике и значении. Мифологические приемы поэта не только не противоречат традиционным литературным приемам, но в большинстве случаев совершенствуют содержание и украшают его.
-
Во многих «фольклорных» и «этнографических» текстах Хафиза просматривается отношение автора к социально-политическим процессам своего времени.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты и выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях персидско-таджикской фольклористики и литературоведения.
Материалы и результаты работы могут быть использованы при написании трудов по истории персид ско-таджикской классической литературы, составлении учебника и учебных пособий по проблеме «Персидская литература и фольклор», а также и при написании истории персид ско-таджикской литературы XIV века в вузах и средней школе, а также в качестве спецкурса - «Особенности поэзии Хафиза».
Методологическую базу исследования составляет комплексный подход к изучению поэтического наследия Хафиза. Данный метод включает в себя черты сопоставительного, срав-
нительно-исторического, литературоведческого, иногда текстологического анализа. В более частном аспекте можно выделить источниковедческий метод. При работе с насыщенными фольклорными сюжетами стихами Хафиза источниковедческий метод, обычно использующийся в литературоведении как вспомогательный, в реферируемой диссертации превращается в основной. Он предполагает выявление основных источников, включая те, которые указывает поэт в своих стихах, критику источников (их соответствие или несоответствие уровню развития фольклористики на время создания литературного произведения), определение степени и качества использования источника, т. е. его соотношение с анализируемым текстом. Использован в необходимых случаях системный и биографический анализ творчества поэта.
Методологической основой в раскрытии данных положений послужили исследования известных отечественных и зарубежных исследователей, таких как Ян Рипка, Е. Бертельс, И. Брагинский, Эдуард Броун, Р.Амонов, В.Асрори, Р.Ходизода, Д.Обидов, Б.Шермухаммадов, А.Дондес, Забехаллах Сафа, Р.Рахмонов и др.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела таджикской литературы и фольклора Института гуманитарных наук Памирского филиала АН Республики Таджикистан (протокол № 8 от 26 декабря 2011 г.), а также на совместном заседании отделов истории литературы и фольклора Института языка, литературы, востоковедения и письменного наследия им. Рудаки АН РТ (протокол 3 от 30 января 2012 г.) и на заседании кафедры Иранской филологии Таджикского национального университета (протокол № 7 от «25» июня 2013 года).