Введение к работе
Актуальность проблемы. Ходжа Абдаллах Ансори в истории персидско-таджикской литературы известен как поэт, писатель, знаток хадисов, комментатор, оратор, суфий, учитель, написавший ряд значительных произведений и положивший начало прозе мусаджжа’. Его заслуги неимоверно велики в теоретической и практической систематизации учений мусульманского мистицизма, комментариев, выработке критериев и периодизации духовных ступеней суфизма. Продолжая последовательно учиться, он все время путешествовал, дискутировал с оппонентами своих воззрений и в то же время являлся основателем дервишеских монастырей, специальных школ по обучению Корану, хадисам, а также сулука, т.е. аскетического образа жизни суфиев.
По словам академика Н.Салимова, «Для определения заслуг Ансори в истории персидской прозы и особенно художественной прозы можно написать отдельное иссле-дование, ибо его место в развитии персидской прозы также значительно, как и в мистике. Ансори является автором многочисленных произведений, часть которых написана им самим, а другая часть – его учениками». (4,289)
История формирования и развития мистической персидско-таджикской литературы, в частности жизнеопи-сания суфиев, связаны с научно-литературной деятель-ностью автора «Кашфу-л-махджуба» Абулхасаном Али ибн Усмон Джуллоби Худжвири Газнави, переводчиком и комментатором на фарси сводного трактата Абубакра Мухаммада ибн Иброхима Бухорои Калободи (ум.385/995) «Китобу-т-таарруф ли мазхаби-т-тасаввуф», Абуиброхимом ибн Исмоил ибн Мухаммад ибн Абдуллах ал-Мустамли Бухорои (ум. 434/1042), переводчика «ар-Рисолату-л-Кушайрия» Абдулкарима ибн Хавозин Кушайри и др. Благодаря им позже появились «Тазкирату-л-авлиё» Шейха Фаридудудина Аттара Нишапури, «Нафахоту-л-унс мин хазароти-л-кудс» Нуриддина Абдуррахмана Джами, «Сафинату-л-авлиё» Мухаммада Дорошукуха и другие сочинения. Духовное наследие этих литераторов и мистиков открыло путь к широкому развитию теоретических положе-ний исламского мистицизма.
Среди произведений Ходжи Абдаллаха Ансори «Табакоту-с-суфия» занимает особое место. Это сочинение декламировалось и комментировалось на собраниях и заседаниях его учеников и последователей. Богатая информация, точность фактов и сведений, духовное совершенство автора, его эрудиция, мировоззрение, мысли, сочинения и учения, сведения о наставниках и учениках, приведенные в «Табакоту-с-суфия», свидетельствуют о том, что шейх Ходжа Абдаллах Ансори признан как один из первых авторов персидской суфийской прозы. Эти особенности сочинений Ходжи Абдаллаха Ансори отмечены и его современниками, а также его великим последователем Абдурахманом Джами и другими авторами тезкире.
Современные востоковеды - Е.Э.Бертельс, В. А. Жуковский, Генри Массе, Серж де Ложье де Биюркуейль, афганский ученый Равон Фарходи, иранские исследователи - Маликушшуаро Бахор, Забехулло Сафо, Алиасгар Башир Хирави, Хусайн Хатиби, Сирус Шамисо, Абдулхусайн Зарринкуб, Баде’уззамон Фурузонфар, Хусайн Размджу, Джа’фар Субхони, таджикские литературоведы - Расул Ходизода, Усмон Каримов, Садри Саъдиев, Аълохон Афсахзод, Худои Шарифов, Амрияздон Алимардонов, Джобулко Додалишоев, Кароматулло Олимов, Абдулманнон Насриддинов, Носирджон Салимов, Умеда Гаффарова, ученые, подготовившие издание сочинений Ходжи Абдаллаха Ансори - Абулхай Хабиби, Алиасгар Халаби, Мухаммадсарвар Мавлои, Ходжа Султонхусайн Гунободи и другие высказывали свою точку зрения о структуре, содержании, художественном мастерстве, языке и стиле его произведений.
Исследование и выявление литературного значения «Табакоту-с-суфия» Ходжи Абдаллаха Ансори как шедевра суфийской персидско-таджикской литературы считается крайне важным для современного литературоведения. Такое исследование позволит глубже изучить биографию шейха, его идеологическую и творческую деятельность, личность его наставников и последователей, особенности его художественного пера, и наконец, определить его место в истории литературы и суфизма.
Степень изученности темы. При всем уважении к личности и творчеству Ходжи Абдаллаха Ансори в таджикском литературоведении до сих пор отсутствуют специальные монографические исследования и издания его сочинений. Вышеназванные ученые в своих трудах обра-щались к его творчеству в связи с общими вопросами лите-ратуры или же при исследовании суфийской литературы.
Профессор Кароматулло Олимов в своей книге «Мировоззрение Абдаллаха Ансори», в частности в разделе «Ансори – историк суфизма» (3,40-50) вкратце характеризует структуру и содержание этого произведения и выявляет его отличие от «Табакоту-с-суфия» Абуабдуррахмона Сулами. Эта книга отличается философским подходом к проблеме и основана на философских воззрениях Абдаллаха Ансори.
Профессор Расул Ходизода в своей книге «Суфизм в персидско-таджикской литературе», рассуждая о жизни и творчестве Ходжи Абдаллаха Ансори, на двух страницах высказывает свои мысли о «Табакоту-с-суфия» (7,99-111) .
О «Табакоту-с-суфия» Ходжи Абдаллаха Ансори инте-ресные мысли прослеживаются и в диссертациях Фарруха Салимова (5), Мутабар Шариповой (10), Мутабар Окиловой (2) и других.
Однако, специальных исследований о «Табакоту-с-су-фия» в таджикском литературоведении еще нет, хотя в Иране и Афганистане проделано несколько серьезных работ, к которым мы обращаемся по ходу настоящего исследования. Особо значительными для нас являются научные издания «Табакоту-с-суфия», подготовленные Хусайном Охи и Мухаммад Сарваром Мавлои.
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является анализ структуры и содержания, источников, художественных и стилевых особенностей «Табакоту-с-суфия». Наряду с этим в диссертации ставятся следующие задачи:
- исследовать детали биографии и творческой деятельности
Ходжи Абдаллаха Ансори;
- определить место Ансори в развитии персидско-таджикской суфийской прозы и прозы мусаджжа’;
- охарактеризовать источники «Табакоту-с-суфия» и выявить сходство и различия этого произведения от «Табакоту-с-суфия» Абу Абдуррахмана Сулами и «Кашфу-л-махджуб» Худжвири;
- анализировать содержание произведения и выявить его историческую значимость в сохранении информации об истории дервишеских монастырей, суфизме, суфийских произведений, связи тариката и шариата, а также других теоретических проблемах;
- определить литературное значение «Табакоту-с-суфия»;
- исследовать лингвистические особенности «Табако-ту-с-суфия»;
- анализировать поэтику «Табакоту-с-суфия» и раскрыть художественное мастерство автора.
Источники исследования.
Исследование основано на различных изданиях «Табакоту-с-суфия» Ходжи Абдаллаха Ансори. Кроме того, в диссертационном исследовании использованы и другие сочинения Абдаллаха Ансори, а также тезкире, теорети-ческие трактаты по проблемам суфизма, «Кашфу-л-махджуб» Худжвири, «Нафахоту-л-унс» Абдуррахмана Джами и другие образцы суфийской прозы.
Методология исследования. При написании диссер-тации в основном применены методы сравнительно-истори-ческого анализа и статистического подсчета. Теоретической базой и методологической основой диссертационной работы послужили фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых.
Научная новизна исследования. В диссертации «Табакоту-с-суфия» впервые исследован как важный источник суфийской прозы путем анализа структуры и содержания, композиции, поэтики, художественных и стиле-вых особенностей и выявления научной, исторической и литературной значимости. Кроме того, выявлены роль и место художественных средств изображения, в особенности фигуры садж’ в «Табакоту-с-суфия», лингвистическое своеобразие произведения, а также учения суфийской школы Абдаллаха Ансори, его этические, духовные, моральные принципы. В поле зрения диссертанта также находятся проблемы формирования суфийской прозы, вопросы поэтики, комментарии суфийских терминологий, источники создания «Табакоту-с-суфия» и их связь с другими аналогичными сочинениями.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Настоящее диссертационное исследование способствует изучению вопросов классической персидско-таджикской литературы в целом и суфийской прозы в частности. Результаты работы можно использовать при написании истории персидско-таджикской литературы, исследований о суфийской литературе, курсовых и дипломных работ, при чтении спецкурсов о суфийской прозе.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждена и представлена к защите на объединенном заседании кафедр таджикской классической литературы факультета таджикс-кой филологии и кафедры таджикского языка и литературы факультета восточных языков Худжандского государствен-ного университета им. академика Б.Гафурова 09 декабря 2011 года (протокол №2) и секции литературоведения от 24 февраля 2012года (протокол №1).
Основное содержание работы нашло свое отражение в научных статьях соискателя, список которых приводится в конце автореферата. По теме диссертации автором прочи-таны доклады на традиционных конференциях ученых и аспирантов ХГУ имени академика Б. Гафурова (2010, 2011, 2012 гг.).