Введение к работе
Актуальность темы исследования. Вопрос содержания и жанра художественного произведения является одним из важных в современном литературоведении, и существует множество научных трудов, касающихся этой актуальной темы. Содержание и жанр, дополняя друг друга, создают целостное художественное произведение. Писатель1, согласно замыслу своего произведения, определяет его жанр и заключает в него то или иное содержание.
Те художественные жанры, которые сегодня широко используются в персидско-таджикской литературе, без сомнения, прошли свои этапы формирования и развития, и данное исследование посвящено именно этой проблеме, ибо до сегодняшнего дня не существует ни одной специальной монографической работы исследующей жанровую специфику персидско-таджикской литературы, особенно ее' поэзии.
Поэтические жанры персидско-таджикской литературы в III-IV веках хиджры (IX-X веках) в основном сформировались в эпоху правления Саманидов. В формирование персидско-таджикской поэзии, в том числе её жанров, огромный вклад внесли поэты, предшествующие Рудаки, а также сам Рудаки и его современники.
Исследование данной проблемы имеет определенные трудности по той причине, что наследие поэтов этой эпохи не сохранилось до наших дней в целом и невредимом виде. От огромного наследия поэтов этого периода до нас дошли лишь разрозненные бейты, которые были зафиксированы в средневековых словарях, антологиях поэтов;' в литературно-исторических трактатах. В связи с этим определить жанровую принадлежность некоторых из них является делом сложным и в то же время спорным. В основном стихотворения поэтов IX-X веков в первоисточниках представлены не в полном виде, и даже лучшие специалисты-знатоки персидской литературы того периода допускали ошибки в определении поэтического жанра этих стихотворений. Например, Сайд Нафиси, обнаружив два бейта из элегии Рудаки, посвященной Абдулхусаину Муроди, известной на сегодняшний день в 12 бейтах, называет их рубай.1 Но сегодня стало очевидно, что они по стихотворному размеру и рифме близки газели и в то же время напоминают элегию. Е.Э. Бертельс в своей книге «Персидская поэзия в Бухаре X века» считает касыду основным видом поэзии X века и решительно отрицает существование в этом периоде жанров рубай и
1 С. Нафиси. Мухити зиндаги ва ахволу ашъори Рудаки. (Жизнь и творчество Рудаки).-
Душанбе, Нодир, 2008.-С. 427. ,, .''!"'"'
газели. Но по прошествии времени эти спорные вопросы нашли свое решение.
Несмотря на то, что существовали отдельные позиции по поводу поэтических жанров персидско-таджикской литературы в IX-X веках, эта задача не была решена всесторонне и окончательно. Освещение процесса формирования основных поэтических жанров эпохи Саманидов, которые определили будущее течение персидско-таджикской литературы, на основе имеющихся первоисточников является, на наш взгляд, актуальным, что и предопределило цель реферируемой диссертации.
Степень изученности темы. По вопросу формирования жанров персидско-таджикской поэзии рассматриваемого периода в своё время писали такие средневековые ученые, как Мухаммад Ауфй Бухараи, Низоми Арузи Самарканди, Абдуррахман Джами, Ходжа Хасан Нисари и другие. Так, Унсури Балхи, подчеркивая, что Рудаки является мастером газели, утверждал: «Газель прекрасна, так как ее сочинял Рудаки».3 Это высказывание в первую очередь относится к сочинению песни, а следовательно, имеет отношение к поэтической форме газели. ...,.,, Известные востоковеды, такие как Г. Эте, Э. Браун, Е.Э. Бертельс, А. Тахирджанов, М.Н. Османов, позже С. Нафиси, С. Айни, 3. Сафо, Я. Рипка, А. Мирзоев, А.И. Гелани, И.С. Брагинский, А. Афсахзод, X. Мирзозаде, А. Мухтаров, Р. Шафак и другие, в исследованиях, касающихся дошедшего до нас наследия современников Рудаки, по тому или иному поводу затрагивали вопрос о поэтических жанрах персидско-таджикской литературы IX-X веков. Но до сего времени не было отдельного монографического исследования по данному вопросу.
Цель и задачи исследования. Главной целью данной работы является всестороннее исследование истории формирования поэтических жанров персидско-таджикской литературы в IX-X веках. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
- возникновение и формирование поэтических жанров в
творчестве поэтов, предшествующих Рудаки;
- формирование поэтических жанров в творчестве Рудаки;
определение основных критериев в установлении специфических свойств поэтических жанров;
особенности поэтических жанров в творчестве современников Рудаки;
краткий анализ стиля и содержания поэзии IX-X веков в контексте исследуемой темы данного периода.
1 Бертельс Е.Э. Персидская поэзия в Бухаре X века.-М.-Л.-С.34-35.
! Ашъори хамасрони Рудаки (Поэзия современников Рудаки).-Душанбе: Адиб, 2007, С. 6
Источники исследования. Основными источники исследования являются, прежде всего, тексты стихотворений поэтов, ГХ-Х веков персидско-таджикской литературы, стихи Рудаки, а также некоторые толковые словари средневековья и другие памятники, близкие но
ТеМаТИКе. ...: ;',!?: :
Методы исследования. Исследование в ;, диссертации осуществлено с пользованием сравнительно-исторического метода, а также частично структурного анализа. В работе автор руководствовался работами Э. Браун, С. Нафиси, Ш. Сируса, А Зарринкуба, Е.Э. Бертельса, А. Мирзоева, И.С. Брагинского, Д.С. Лихачева, 3. Сафа, А. Афсахзода, Р. Ходизаде, A.M. Хуросони, Ш. Рахмонова, X. Шарифова, А. Абдусатторова, М.Л. Рейснева, М. Ёхаки и др.
Научная новизна диссертации обусловлено тем, что избранный аспект проблемы впервые подвергается монографическому исследованию. Стоит отметить, что для достижения цели автор обращается к самому первому стихотворению на новоперсидском языке, исследует поэтические жанры дошедшего до нас наследия поэтов IX-X веков во главе которых стоит Рудаки. Также впервые на основе оценок исследователей отдельное внимание уделяется вопросу взаимосвязи содержания и жанра поэтических произведений той эпохи.
Теоритическая и практическая значимость. Основные положения и выводы диссертации могут быть полезны при изучении формирования жанровых форм персидско-таджикской литературы. Теоритическое значение работы заключается в том, что она связана с исследованием истоков формирования жанров персидско-таджикской поэзии IX-X вв. в целом. Практические выводы и рекомендации могут быть использованы при написании истории персидско-таджикской литературы эпохи Саманидов, истории формирования и развития поэтических жанров, при подготовке учебников и учебных пособий по истории персидско-таджикской литературы и чтении курса лекций, спей курсов, а также в последующем издании «Истории персидско-таджикской литературы».
На защиту выносятся следующие положения: 1. Определение самых первых стихотворений, написанных на новоперсидском языке после вторжения арабов на территорию Ирана и распространения там исламской религии, что ныне эта территория разделена на части Хорасан и Мавераннахр. В эту эпоху, прежде всего, была распространена слоговая поэзия, представленная такими стихотворениями, как «Суруди оташкадаи Каркуй» («Песня храма Каркуй»), «Шеъри балхиён»
""'"'" («Стик^балхийцев^), стихотворения Язида ибн Муфаррага,
Абуянбагйидрутйх.
'2. История зарождения и формирования персидско-таджикской
поздай :' на^'примере стихотворного наследия поэтов -
предшественников Абуабдуллаха Рудаки.
' "3/ Вклад Абуабдуллаха Рудаки в становление поэтических жанров
' персидско-таджикской поэзии.
4. Формирование поэтических жанров в творчестве современников
Рудаки в ІХ-Х веках и их особенности.
5. Единство содержания произведения и его жанровой формы в
' творчестве поэтов ІХ-Х веков в контексте их стилевой
специфики. Апробация pa66fbi: Диссертация обсуждена и рекомендована к
защите на совместном заседании отделов исследования и публикации
письменного наследия, классической литературы, фольклора и отдела
Ирана1 "и^'Афганистана Института языка, литературы, востоковедения и
письменного наследия им. Рудаки Академии наук Республики
Таджикистан, (от 15 марта 2012г., протокол №7), а также на заседании
кафедры истории таджикской литературы Таджикского национального
университета (от 08 мая 2013г., протокол № 9).
Основные положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора, перечень которых приведен в конце автореферата, а также в научных докладах и сообщениях, прочитанных автором на научных конференциях в высших учебных заведениях Тегерана, Мешхеда, Зинджана в 2009-2012 годах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.