Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ахмад Илхами и социально-политическая, литературная среда Кирманшаха Родфар Абдулризо

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Родфар Абдулризо . Ахмад Илхами и социально-политическая, литературная среда Кирманшаха: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.03 / Родфар Абдулризо ;[Место защиты: Таджикский государственный национальный университет].- Душанбе, 2014

Введение к работе

Актуальность темы. Проблемы культуры и литературы, во взаимосвязи с социально-политической тематикой, всегда находились в центре внимания ученых, как наиболее значимые в процессе национальной самоидентификации. Исходя из того, что культура Ирана и Таджикистана питается общими корнями, уходящими вглубь веков, для выявления многих белых пятен этой древней культуры, необходимо рассматривать процессы различного характера. Так, к примеру, в результате прервавшихся литературных связей в XYI-XIX вв. народы иранской расы на долгое время оказались оторванными от общих корней и на протяжении длительного времени оставались в неведении относительно литературной обстановки многих регионов, некогда единой империи. В силу этого, перед современным литературоведением стоит задача всестороннего изучения таджикской литературы этих веков разобщенности в Иране, и литературы периода Сефевидов и Каджаров в Таджикистане. Однако, в свете этих первостепенных задач, приходится констатировать, что о жизни и творчестве поэта Ахмада Ильхами - отца выдающегося стихотворца литературы Ирана и Таджикистана Абулькасима Лахути, внесшего неоценимый вклад в развитии культуры и литературы Таджикистана, до сегодняшнего дня, за исключением некоторых работ частного характера, не осуществлено специальное монографическое исследование. Ахмад Ильхами сыграл огромную роль в становлении творческой личности и формировании мировоззрения Абулькасима Лахути. В исследованиях, посвященных вопросам состояния литературы и своеобразия творчества поэтов Ирана конца XIX в. относительно роли и места Ахмада Ильхами наблюдаются лишь отдельные упоминания. Выявление семейной атмосферы, значимости творений и роли Ахмада Ильхами в создании религиозных эпических стихотворений, ярким образцом которых является его маснави (поэма) «Райский сад» («Боги фирдавс»), имеет особое значение в раскрытии темных пятен литературы данного периода.

Следует отметить, что среди огромного числа исследований, касающихся социально-политической и культурной обстановки Ирана периода Каджара, уделяется незначительное внимание рассмотрению литературной и социально-политической атмосферы Кирманшаха, роли творческих лиц этой региона в формировании общества Ирана, литературы и пробуждении народа. Становление и совершенствование Абулькасима Лахути, как революционного поэта, в немалой степени, происходило в силу тех социально-политических и мыслительных преобразований, которые происходили в период жизни поэта, ставшего предметом нашего исследования. С другой стороны, богатое воображение, высокий поэтический вкус, образное слово в поэзии Лахути есть плоды не столько его учений в школе или в высшем учебном заведении, а скорее воздействия на него образа жизни и мировоззрения отца, сыгравших огромную роль в пробуждении его поэтического вкуса и дарования. Связь отца и сына с учениями суфиев и дервишей, до сегодняшнего дня, также не стали предметом конкретного научного исследования. Ильхами является известным творцом эпической поэзии, жизнь и, в особенности его судьба как поэта, больше похожи на сказку. Выяснение того, что в какой степени соответствую т истине различные легенды и сказания относительно места и положения поэтических творений Ильхами и его щедром таланте, требует отдельного монографического исследования, чем и объясняется актуальность избранной для диссертационного исследования темы.

Степень изученности темы. До настоящего времени, тема нашего диссертационного исследования, не являлась предметом специального изучения ученых литературоведов. Все, что написано исследователями, в большей степени, касается детей поэта, нежели его жизни и творчества. Относительно литературной среды, социально-политической обстановки Ирана того периода и статуса Ахмада Ильхами, как литератора, отдельные суждения и сылки, общего характера, можно обнаружить в исследованиях Умедали Ислампанаха, Мухаммедали Тебрези, Абдолрафеха Хакиката, Мохаммадбакира Хосрави, Ахмеда Диванбеги Ширази, Исмаила Райина, Доктора Хусейна Размджу, Мансура Растагори Фасаи, Мухаммедали Султани, Кайвани Самеи, Бакира Шакири, Мухаммедриза Шафеи Кадкани, Забехуллаха Саффа, Х.Отахонова, А.Абдуманонова, М.Муллоахмедова, Худойназара Асозода, Сухбатуллаха Муроди, Муаллима Хабибободи, Фашеда Юсуфи, в пятой книге «Литературное собрание слова Кирманшаха», сайте интернета научного региона Кум www. Saraj.ir и другие, которые были нами использованы, в процессе исследования. Также определенные, во многом схожие, сведения относительно Ильхами и его семейства можно обнаружить в произведениях Эдуарда Брауна, Мухаммадтаи Бахара, Абдурасула Хайямпура, Ахмеда Диванбеги Ширази, Саида Нафиси, Джафара Ёхаки, Мударриса Хиябани Тебрези, Ахмеда Башири, Азизуллаха Баяти, Ираджа Афшари Сиистани, Гулямхосейна Амири и др.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования, с учетом сегодняшнего состояния исследования жизни и творчества одного из известных литературных личностей и поэтов девятнадцатого века Кирманшаха Ахмада Ильхами, является анализ направлений в исследовании его жизни и творчества, определение своеобразия его поэтических размышлений, выявление картины социально-политической ситуации и литературной среды Кирманшаха того времени, литературно-эстетических взглядов поэтов периода Кирманшаха, характеристика связи поэта и его сына Абулькасима Лахути с политическими течениями их времени. Помимо этого стояла также задача дать характеристику современникам поэта, состоящих из ученых, дервишей, аскетов. Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:

- Изучив историю исследования жизни и творчества Ильхами Кирманшахи, выявить и конкретизировать основные мыслительные тенденции в познании этого художника слова.

- Рассмотрев различные точки зрений исследователей касательно творчества поэта, места его произведений в литературном процессе рассматриваемого периода, конкретизировать основную тенденцию его творчества.

- Дать оценку места и роли Ильхами в формировании творческой личности и мировоззрения Лахути.

- На основе сравнительного анализа исследований отечественных и зарубежных ученых, посвященных творчеству Ильхами, дать характеристику общей картины состояния иранской литературной мысли и происходящих в ней социально-политических преобразований.

Перечисленные цели и задачи определили принцип сравнительного научно-исторического и историко-литературного подхода.

Источники и материалы исследования. Основными источниками исследования послужили, в первую очередь, теоретические работы по литературной критике, истории литературы, истории политических партий, антологии (тазкира) о жизни поэта, каталоги его произведений, материалы литературных собраний Кирманшаха, каталоги имен известных личностей, исторические документы семейства Ильхами, литературные журналы, статьи интернета. Также, в качестве доказательного материала, по мере возможности, в диссертации были использованы воспоминания современников и публикации его поэтических сборников.

Методы исследования. В диссертационном исследовании использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, а также системного анализа творчества Ахмада Илхами.

Научная новизна диссертации определяется постановкой и решением указанных задач, введением в научный оборот малоизученного материала, касающегося жизни и творчества Ильхами. На основании конкретных и достоверных примеров были исследованы социально-политическая и литературная обстановка Кирманшаха конца девятнадцатого века, семейства Ильхами, его связи с политическими течениями времени, особенности творчества поэта и их литературно-эстетическая сущность

В диссертации наглядно и подробно показано, что, несмотря на большой объем литературного и научно-исследовательского материалов, посвященных проблеме творчества Ильхами, рассматриваемый нами аспект творчества этого видного иранского поэта, точнее выявление его места в социально-политической и литературной среде Кирманшаха никем до настоящего времени не ставилась и не изучалась.

Теоретической и методологическая основа диссертации. Диссертация написана с опорой на традиционное литературоведение, привлечения широкого круга научных работ по литературоведению, истории, значительного количества источниковедческого материалов, воспоминаний и рукописей. Исторический принц ип исследования базировался на традиционной и новой теории. В этом исследовании автор отталкивался от работ таких известнейших литературоведов иранистов, как Эдуард Браун, Саид Нафиси, Герман Эте, Ян Рипка, Бадеъуззаман Фурузонфар и др. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные, на основании изучения традиционной эпической поэзии конца Каджарского периода результаты, можно использовать при написании истории иранской литературы, рассматриваемого периода, при составлении учебников и вузовских пособий, касающихся особенностей религиозных эпических произведений, а также как теоретический материал при составлении истории современной иранской литературы.

Апробация работы. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в девяти публикациях автора, пять из которых опубликованы в ведущих рецензируемых журналах и изданиях (по перечню ВАК Минобразования Науки РФ).

Диссертация была обсуждена на расширенном заседании отделов классической, современной литературы фольклора, Ирана и Афганистана Института языка, литературы востоковедения и письменного наследия имени Рудаки АН РТ (протокол № 5 от 03.06.2001 г.), а также на заседании кафедры теории и новейшей персидской и таджикской литературы ТНУ (протокол № 9 от 02.04.2013 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.