Введение к работе
Прикладная наука о цвете находится сегодня в стадии своего становления и развития, многие аспекты цвета изучаются пока в рамках смежных дисциплин. Колористическая деятельность постепенно приобретает профессиональный статус, а колорист становится самостоятельной фигурой в проектировании и создании эстетически организованной цветовой среды. Заметна тенденция к выделению науки о цвете в отдельную область знания. Выражением этой тенденции является создание в некоторых передовых странах национальных центров и институтов цвета, а также образование Международной ассоциации цвета.
В области науки о цвете накоплена значительная по объему информация, однако до сих пор отсутствует целостность в рассмотрении различных вопросов цвета, сама наука разобщена на отдельные отрасли знания.
Как самостоятельная научная проблема цвет в костюме еще не рассматривался. Исследования здесь носят отрывочный фрагментарный характер, решаются частные вопросы цвета вне комплекса всех проблем колористики, отсутствует системность в цветовых разработках, многие важные понятия и термины имеют неоднозначный дискуссионный характер, не очерчен круг проблем цветового проектирования костюма.
Таким образом, актуальность работы обусловлена:
выделением цветового проектирования в самостоятельную область дизайна;
потребностью определить специфику цветового проектирования и его отличие от проектирования формы;
необходимостью органического внесения вопросов цвета в метод дизайн-программирования и рассмотрения его на примере костюма;
отсутствием методологической базы цветового проектирования костюма;
необходимостью повышения научной обоснованности колористических разработок при проектировании костюма.
Целью диссертационной работы является программная орга^ низация деятельности колориста-дизайнера при проектировании кол^ лекции костюма.
В качестве объекта исследования рассматривается процесс цветового проектирования и его основные этапы.
В соответствии с поставленной целью в задачи работы входит:
- обобщение и систематизация современных теоретических и
практических разработок в области цвета;
выявление специфики цветового проектирования костюма;
определение основных принципов программирования цвета при проектировании коллекции костюма;
- определение последовательности и содержания этапов прог
раммирования цвета, предусматривающих полноту и взаимосвязь
всех процедур по цветовой организации костюма;
- выявление особенностей формирования модной цветовой
гаммы костюма и возможностей ее реализации в колористике про
мышленной продукции массового производства.
Метод исследования опирается на системный подход, основой которого является принцип системной целостности, и включает:
критический анализ теоретических и практических разработок в области изучения цвета;
сравнительный анализ методов современного проектирования;
анализ традиций преподавания цвета в высшей школе;
- теоретическое обоснование и экспериментальная апробация
принципов программирования цвета.
При определении последовательности и содержания этапов программирования цвета использовались методы дизайн-программирования и цветового моделирования, а также методы логического анализа и синтеза теоретических положений. При выявлении закономерностей формирования модной цветовой гаммы костюма использовались стандартные методы статистического анализа.
Круг исследований в работе предполагал следующие ограничения:
основное внимание в работе уделяется вопросам, связанным с областью проектирования цвета;
в работе не ставилась задача программирования цвета с помощью ЭВМ;
- анализ практики цветового проектирования проводился на
примере промышленной коллекции фурнитуры для одежды.
На защиту выносятся:
дизайн-программа колористической деятельности при проектировании коллекции костюма;
методика анализа проблем цветового проектирования;
- методика цветового моделирования костюма.
Научная новизна работы.
-
Цвет в костюме решается как самостоятельная научная проблема на основе принципа системной целостности.
-
Построена теоретическая модель программирования цвета в костюме при проектировании коллекции.
-
Определено содержание и основные этапы колористического дизайн-процесса.
-
Построена структурная модель восприятия цвета в костюме и определено взаимодействие факторов восприятия.
-
Выделены уровни и комплекс проблем проектирования цвета в костюме, разработаны требования к колористике проектируемого изделия.
-
Выявлены закономерности и характер развития цвета на основе построения условно-графической модели развития модной цветовой гаммы женского костюма за 1960-88 г.г.
7. Определены закономерности формирования колористики
промышленной продукции по различным видам ассортимента.
Практическая значимость работы. Основные научные результаты могут применяться:
- при проведении предпроектных исследований;
при экспертизе качества художественно-проектных разработок;
в системе художественного образования в качестве методики обучения.
Применение научных принципов программирования цвета в костюме позволяет: поднять процесс промышленного и учебного проектирования на качественно новый структурный уровень, дающий возможность преодолеть стихийность и субъективность современного цветового проектирования, ликвидировать обособленность вопросов цвета от вопросов формы, использовать программирование цвета как
инструмент оптимизации колористического дизайн-процесса, решать вопросы цвета и формы комплексно в их тесном взаимодействии.
Апробация результатов исследований проводилась в рамках госбюджетной научно-исследовательской работы кафедры моделирования костюма МГТА им. А.Н.Косыгина (тема 7.2.1) "Прогнозирование моды и планирование ассортимента изделий легкой промышленности" (подтема "Прогнозирование и проектирование цвета в костюме") с 1986 по 1990 г.г., а также в рамках договоров о научно-техническом сотрудничестве по теме 2-62-90/92 "Разработка образцов фурнитуры для Московского производственного пластмассо-фурнитурного объединения" в 1990-92 г.г. и по теме 3-62-92С "Систематизация промышленного цветового каталога фурнитуры МППФО" в 1992-94 г.г.
Фактический экономический эффект от внедрения разработанной теоретической модели программирования цвета на МППФО составил в 1994 г. 3,4 млн. руб. за счет улучшения колористического оформления промышленной продукции.
Основные теоретические положения и выводы диссертационной работы были доложены и получили положительную оценку на:
ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Московской государственной текстильной академии им. А.Н.Косыгина (февраль, 1990-1995);
на Всесоюзном семинаре "Цвет в дизайне и колористическое образование" Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (сентябрь, 1989);
на международном семинаре "Многоуровневая система высшего образования" Московской государственной текстильной академии им. А.Н.Косыгина (январь, 1994);
на совещании главных инженеров трикотажной отрасли промышленности Дома моделей "Сретенка" (апрель, 1994).
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, краткого словаря терминов, библиографии и 13 приложений.