Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Проскурдина Тамара Анатольевна

Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды
<
Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Проскурдина Тамара Анатольевна. Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды : Дис. ... канд. техн. наук : 05.19.04 : Москва, 2004 335 c. РГБ ОД, 61:05-5/1557

Содержание к диссертации

Введение

1 Определение подходов к решению проблемы повышения гибкости и мобильности швейного производства 9

1.1 Анализ теории и практики маркетинга в индустрии моды 10

1.1.1 Анализ процесса проектирования промышленных коллекций одежды ..8

1.1.2 Проектирование коллекций одежды в системе "рациональный гардероб" 12

1.1.3 Прогнозирование в индустрии моды 17

1.1.4 Роль дизайн-деятельности при проектировании промышленных коллекций 20

1.1.5 Сравнительная характеристика методов продвижения промышленных коллекций предприятий-изготовителей 22

%

1.2 Анализ предпосылок создания виртуальных предприятий 25

1.2.1 Концепция компании оболочки и виртуального предприятия 25

1.2.2 Концепции, стратегии и технологии CALS 33

1.3 Предпосылки совершенствования информационного пространства в

производстве одежды 40

Выводы 50

2 Разработка методики проектирования коллекций одежды системы "рациональныйгардероб" 54

С* 2.1 Разработка схемы анализа закономерностей процесса создания коллекций одежды "гардероб" 55

2.2 Формирование технического задания и технического предложения на проектирование коллекции одежды "гардероб" 55

2.2.1 Разработка анкеты для изучения потребительского спроса на коллекции одежды "гардероб" 58

2.2.2 Разработка прообраза коллекции изделий на основе потребностей покупателей 59

2.2.3 Анализ внутренней среды предприятия, разработка технического задания и технического предложения на коллекцию одежды "гардероб" 62

2.3 Анализ взаимодействия дизайнерских идей и композиционного решения коллекции одежды "гардероб" 63

2.3.1 Выбор дизайнерской идеи при создании промышленной коллекции изделий системы "гардероб" 63

2.3.2 Особенности применения законов композиции при проектировании коллекции одежды "гардероб" 69

2.3.3 Анализ основных комплектов коллекции одежды "гардероб" 71

2.3.4 Алгоритм взаимодействия дизайнерских идей в коллекции одежды "гардероб" 73

2.4 Анализ ассортимента изделий и материалов в коллекциях одежды системы "гардероб" 78

2.5 Закономерности составления комплектов из изделий коллекции "гардероб" 85

2.6 Оценка рациональности коллекции одежды системы "гардероб" 92

2.7 Разработка методики проектирования коллекции "рациональный гардероб" 95

2.8 Разработка коллекции изделий "гардероб" 97

Выводы... 100

3 Разработка компонентов cals-технологий для объекта "швейное изделие" 102

3.1 Представление данных на различных этапах жизненного цикла швейного изделия (на примере ОАО "Северянка") 102

3.1.1 Анализ документооборота отдела маркетинга 105

3.1.2 Анализ документооборота в экспериментально-конструкторском цехе 105

3.1.3 Оценка CALS-готовности действующего предприятия 112

3.2 Разработка информационных моделей объекта «образец швейного

изделия» 113

3.2.1 Понятие информационной модели объекта в CALS-технологиях 113

3.2.2 Анализ объекта «образец швейного изделия» 114

3.2.3 Разработка информационных моделей на стадии конструкторской подготовки объекта «модель швейное изделие» 119

Выводы 122

4 Совершенствование процесса технической подготовки производства швейных изделий на основе интеграции стадий жизненного цикла 125

4.1 Выбор системы для реализации концепции CALS в промышленности.. 125

4.2 Способы создания чертежа конструкции изделия в системе T-FLEX .131

4.3 Организация процесса проектирования швейных изделий с использованием системы T-FLEX .131

4.3.1 Возможности создания параметрического чертежа конструкции изделия 131

4.3.2 Формирование исходной информации в системе T-FLEX CAD для проектирования чертежа конструкции швейного изделия 135

4.3.3 Организация работы в системе T-FLEX CAD 138

4.4 Разработка процесса сквозного конструкторского и технологического проектирования швейного изделия 151

4.4.1 Принцип сквозного проектирования ПКД на изготовление швейного изделия 151

4.4.2 Разработка интегрированного процесса проектирования ПКД на швейное изделие 153

4.5 Разработка интегрированных информационных моделей объекта

«образец швейного изделия» 156

Выводы 160

5 Расчет экономической эффективности 162

Заключение 165

Список использованных источников

Введение к работе

Глобализация, о которой часто можно услышать в экономических новостях, постепенно становится определяющей тенденцией модного бизнеса. Российским предприятиям, долгое время оторванным от общемировых тенденций развития бизнеса, чрезвычайно сложно суметь произвести качественную одежду, а также продать ее из-за достаточно низкого платежеспособного спроса. Попытки предприятий внедрить отдельные аспекты достижений в области модной индустрии (хороший дизайн для выбранной целевой группы, автоматизированные системы проектирования, брендинг и фирменная торговля) оказались недостаточно эффективными. Необходима комплексная оценка перспектив отрасли и решение даже частных научных и практических проблем на уровне современных требований.

Актуальность темы. К числу самых острых проблем относятся создание собственной "формулы" маркетинга предприятия, разработка промышленной коллекции, уровень автоматизации проектных работ; недостаточное внимание уделяется вопросам продвижения продукции. Не решены научные, методические и организационные вопросы создания компаний-оболочек и виртуальных предприятий, основанных на организации и использовании интегрированной информационной среды всех участников жизненного цикла изделия.

Теоретические основы излагаемого подхода заложены учеными МГУДТ, МГТА, СПбГУТД, ЦНИИШП. К настоящему времени достаточно подробно разработаны различные аспекты художественного и инженерного проектирования традиционным и автоматизированным способом. Необходим синтез знаний из разных областей науки и практики для решения задач, связанных с удовлетворением спроса потребителя в качественной одежде в нужное время и в нужном месте в условиях жесткой конкуренции.

Цель работы состоит в разработке метода создания конкурентоспособной одежды на основе использования концепции жизненного цикла изделия, базирующейся на требованиях покупателей и интеграции процессов.

Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:

проведение системного анализа предпосылок внедрения теории и практики маркетинга; современных информационных технологий в швейной отрасли;

определение направлений совершенствования дизайн-деятельности и процессов технологической подготовки производства;

исследование форм представления дизайнерских идей, состава и структуры коллекции одежды системы "гардероб";

разработка методики создания промышленных коллекций "рациональный гардероб" для включения ранних этапов проектирования в единое информационное пространство;

разработка информационных моделей объекта "швейное изделие" на базе стандартов, гармонизированных с международными, на основе анализа информации, необходимой для проектирования чертежей базовой, модельной конструкции и лекал изделия;

разработка интегрированного процесса конструкторской и технологической подготовки производства с использованием единого формата данных.

Методы исследования. Работа базируется на системном подходе к процессам жизненного цикла швейных изделий. На отдельных этапах работы использованы методы логического и системного анализа сложных объектов, математической статистики, социологических исследований, теории классификации и кодирования информации, эвристического моделирования, алгоритмизации и программирования.

Научная новизна работы заключается в следующем:

обоснована целесообразность проектирования многоассортиментных коллекций одежды;

установлены способы представления и алгоритм взаимодействия дизайнерских идей в коллекции "гардероб";

определены особенности применения законов композиции и принципы составления комплектов коллекции "гардероб";

разработан метод проектирования многоассортиментных коллекций одежды, определяющий последовательность работ и регламентирующий создание необходимых документов;

разработаны информационные модели объекта "образец швейного изделия" с использованием языка описания данных EXPRESS и система кодирования, позволяющие интегрировать процессы конструкторской и технологической подготовки производства;

разработано информационное обеспечение для осуществления интегрированного процесса технической подготовки производства.

Практическая значимость работы состоит в возможности широкого использования результатов:

как возможность разработать коллекции одежды, обладающие комплексом необходимых свойств, обусловленных потребностями целевой группы покупателей;

как набора конкретных рекомендаций по формированию структуры и состава коллекций моделей одежды "рациональный гардероб" с заданными композиционно-конструктивными признаками изделий;

как научной базы для специалистов в области индустрии одежды при разработке документации на коллекции "гардероб", а также при разработке интегрированных процессов автоматизации различных стадий жизненного цикла швейных изделий в любых системах;

как программно-технического комплекса сквозного процесса конструкторской и технологической подготовки производства;

как основы для дальнейших теоретических исследований в направлении создания виртуальных предприятий, основанных на использовании интегрированной информационной среды;

как учебно-методической базы для обучения специалистов в области дизайна и маркетинга, конструирования и технологии одежды.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на региональном семинаре Информационно-образовательного Центра «Новосибирский Дом Моделей» «МАРКЕТИНГ МОДЫ» в рамках международной программы «Совершенствование управления»; на Новосибирской межвузовской научной студенческой конференции «Интеллектуальный потенциал Сибири» (г. Новоси-

8 бирск, 2003 г.), на региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «НАУКА. ТЕХНИКА. ИННОВАЦИИ» (г. Новосибирск, 2002), на Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «НАУКА. ТЕХНОЛОГИИ. ИННОВАЦИИ» (г. Новосибирск, 2004 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ И ПРАКТИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» (г. Юрга Кемеровской области, 2003 г), на заседании кафедры «Технологии и дизайна швейных изделий» Новосибирского технологического института МГУДТ (2004 г), на заседаниях кафедры «Технологии швейного производства» МГУДТ (2004 г).

Достоверность полученных результатов подтверждается актом производственной апробации на швейном предприятии, положительными оценками специалистов при обсуждении на заседаниях секций научно-технологических конференций, публикациями.

Публикации. Основные положения проведенных исследований опубликованы в пяти статьях (журнал «Швейная промышленность», депонент ЦНИИТЭИлегпром) и четырех тезисах докладов. Производственная апробация результатов работы проводится в условиях ООО «Илия» (г. Новосибирск).

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, выводов по работе, списка используемых источников, включающего 79 наименования, и приложений. Работа изложена на 176 страницах машинописного текста, содержит 12 таблиц, 36 рисунков.

9 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДХОДОВ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ГИБКОСТИ И МОБИЛЬНОСТИ ШВЕЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Анализ процесса проектирования промышленных коллекций одежды

Исторически акценты в приоритетах производства изменялись от совершенствования технологии процессов производства через совершенствование продукта, стремление понять и удовлетворить покупателей. В современном маркетинге, где рынок насыщен предложением, хорошее качество товара является недостаточным условием для привлечения потребителей, борьба за место на рынке превратилась в борьбу за уникальную систему коммуникации со своим клиентом [1].

Для успешного обращения к ценностям потребителя каждое предприятие должно создавать собственную "формулу" маркетинга, согласуя следующие компоненты: - целевые группы (consumers - группа потребителей, с которой нужно работать; средства массовой информации и лидеры общественного мнения; партнеры); - продукт (регулярно обновляемые коллекции; широкий ассортимент внутри каждой коллекции; обувь, аксессуары, нижнее белье и т. д.) - условия совершения покупки (удобство в расположении; удобство во внешнем оформлении:подъезд, парковка, вывеска, вход; интерьер и презентация товара в интерьере); - весь комплекс коммуникаций со всеми целевыми группами (прямая и косвенная реклама; система скидок и продаж; визуальный мерчендайзинг: витрина, упаковка, постеры).

В модном бизнесе, ориентированном на потребителя, определение "своей" целевой группы с учетом демографических, экономических, социальных и психологических факторов заканчивается оценкой отношения к тенденциям моды. Одна из последних классификаций [2] подразделяет потребителей на изобретателей, "ранних", законодателей моды, "большинство", последователей моды, "отстающих", "поздних".

Знание целевых групп потребителей позволяет сформулировать миссию предприятия - заявление причины, по которой существует компания и основного тезиса, то есть осуществить долгосрочное планирование всех аспектов деятельности. К важнейшим аспектам относятся: создание продукта, организация процесса производства и продаж, формирование стоимости и установление контакта с потребителем.

Анализ процесса проектирования промышленных коллекций одежды

В начале процесса создания качественного продукта стоит дизайнер компании, который должен быть профессионально обучен и наделен следующими качествами: творческим талантом, нескончаемым интересом ко всем аспектам моды, принятием новых прогнозов, тенденций и новых модных линий, осведомленностью в сфере культурных новостей, знанием методов ведения маркетинга, психологии поведения людей, процесса производства в собственной компании, особенностью синтеза информации [3].

К сожалению, российские предприятия на первом этапе пытаются обойтись без дизайнера, считая достаточным иметь хорошего конструктора, дорогие ткани и последние каталоги модной одежды либо занимаются плагиатом дорогих марок, в штате которых группа дизайнеров играет главенствующую роль. Пользуясь, таким образом, общедоступной информацией идеи, предприятия пытаются производить максимальное число изделий одной модели длительный период, не меняя технологии. Таким образом, среди многих проблем отечественной швейной промышленности проблема взаимодействия дизайнера и производства остается одной из самых болезненных. Нежелание производства как крупного, так и малого осознать, что дизайнер - это главный человек на предприятии, лишает его успеха и прибыли. Дизайнера не воспринимают как равноправного партнера, считая его одним из работников, который находится внизу иерархической лестницы.

На сегодняшний день выработалась тенденция — производству требуется модельер-конструктор, но дело в том, что эти профессии в принципе невоз 11 можно сочетать, конструктор - это техническое мышление, а дизайнер — творческое [4]. Они антагонисты. Художник должен понимать и разбираться в процессе изготовления изделия, но не обязан это делать. Современный способ ведения бизнеса в индустрии моды требует разработки лекал хорошим конструктором для создания собственного стиля предприятия.

Промышленному производству невыгодно изготовление единичных моделей, так как это требует частой переналадки потоков и разработки новых комплектов технической документации. Поэтому необходимо создание серии моделей, которые были бы объединены: единством концепции автора; единством образа; единством структуры материалов; единством формы; единством базовых конструкций и т. д. Модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий в ритме сезонной моды. Поэтому дизайнер одежды сталкивается с проблемой проектирования коллекции.

Коллекция — это серия моделей различного назначения, построенная на основе единого образного и конструктивного решения, стиля, конструкции, базовой формы, материалов, фурнитуры и т.д. Коллекция - это не серия одинаковых или почти одинаковых моделей. Интересное конструктивное или декоративное решение, являющееся «изюминкой» данной коллекции, должно в каждой новой модели «поворачиваться новой гранью», в коллекции должны быть представлены все возможные нюансы развития идеи [5, 6].

Формирование технического задания и технического предложения на проектирование коллекции одежды "гардероб"

Мода, как и любой бизнес, подразумевает постоянный риск в момент принятия решения: какую продукцию должно выпускать предприятие? Помимо бесценной профессиональной интуиции и субъективной экспертной оценки, безусловно, существуют и более объективные инструменты - маркетинговые и статистические исследования, прогнозы тенденций, что помогает снизить риск невостребованности продукции [54]. Но и этого недостаточно для разработки "успешной коллекции" — необходим отлаженный процесс формирования самой коллекции.

Следуя стремлению потребителя к индивидуальности в одежде, крупные предприятия вынуждены максимально уменьшать серии, что приводит к значительным потерям из-за частой сменяемости моделей.

Как доказано ранее (п. 1.1.5), более перспективной с точки зрения дизайна и способов продажи изделий является разработка многоассортиментных коллекций одежды {"гардероб"). Крупным предприятиям такой подход позволяет сохранять специализацию потоков, сократить количество разрабатываемых моделей; для небольших предприятий разработка таких коллекций является еще более перспективной, так как представляет гардероб, рассчитанный на одного потребителя, что удобно потенциальным покупателям и соответствует современным тенденциям в мерчендайзинге.

С точки зрения работы дизайнера, создание многоассортиментных коллекций более продуктивно, так как, приняв за основу некую идею, можно "обыграть" ее в различных изделиях. У коллекции появляется индивидуальность, собственный стиль. Необходимо установить закономерности создания многоассортиментных коллекций ("гардероб") и разработать принципы и методику их проектирования.

Процесс создания коллекций - процесс творческий, сложно формализуемый, основанный не только на профессиональных знаниях и опыте, но и на интуиции дизайнера.

Учитывая, что по данным маркетинговых исследований [55] более 35% потребителей подбирают одежду таким образом, чтобы она дополняла уже имеющийся гардероб, целесообразным является проектирование промышленных коллекций одежды в системе "гардероб". Коллекция "гардероб" представляет собой группу изделий, созданных для "одного потребителя", включает от 4 до 15 изделий, сочетающихся между собой. Такие коллекции предлагаются потенциальным покупателям в каталогах APART, OTTO [24, 25], а также в рекламных проспектах многих торговых марок одежды [56].

Предварительное изучение среды задачи позволяет перейти к постановке вопросов, которые предстоит выяснить в ходе эксперимента - схеме анализа последовательности и закономерностей процесса создания коллекций "гардероб" {щоукок 2.1).

Коллекции одежды "гардероб" отобраны из каталогов APART сезонов весна-лето 2002-2004 годов, для оценки количественных параметров коллекций анализируются не менее пятидесяти коллекций, для качественного анализа - не менее пятнадцати. Коллекции моделей одежды представлены в приложении А.

Ответ на первый вопрос: КАКОВ СОСТАВ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ДИЗАЙНЕРОМ? - позволит установить необходимую и достаточную информацию для принятия обоснованных решений для дальнейшего проектирования коллекции одежды. Такого рода информация на крупных предприятиях собирается и анализируется от делом маркетинга; малые предприятия могут обращаться в Консультационные центры.

В ходе данного исследования изучен успешный опыт службы маркетинга отечественного предприятия "Панинтер" [16, 17]. Установлено, что исходная информация для дизайнера должна представлять собой результат анализа внешней и внутренней среды предприятия.

Внешнюю среду формирует потребитель, конкуренты, модные тенденции. Необходимо четкое определение сегмента рынка на основе данных о платежеспособности покупателей, о возрастных границах, типологических потребительских группах. Данная информация существенно ограничивает рамки работы дизайнера, но, с другой стороны, максимально снижает риск потери покупателя.

Данные о конкурентах необходимо получать всеми возможными способами. Поиск конкурентных преимуществ - каждодневная задача. Конкурентные преимущества предприятия должны формироваться в любом аспекте деятельности: новые идеи (или традиционные ценности); цена; обслуживание; уровень; престижность и другие.

Изучение потребительских предпочтений необходимы для получения представления о качественной структуре спроса, обеспечения успешной деятельности предприятий. Так как коллекции "гардероб" являются многоассортиментными, то для них особенно актуальны маркетинговые исследования, позволяющие получить информацию для формирования рациональной ассортиментной структуры.

Анализ документооборота в экспериментально-конструкторском цехе

Наличие оборотных средств, техническая оснащенность предприятия, организация работы, уровень квалификации работающих в определенной мере влияют на сложность моделей, созданных дизайнером. Невысокая квалификация и недостаток в специализированном оборудовании существенно снижают возможности качественного изготовления сложного изделия, либо значительно повышают время на его обработку.

Техническое задание и техническое предложение на коллекцию "гардероб" являются результатом выполнения следующих видов работ:

1. Первоначально оцениваются образцы материалов, предложенные поставщиками и технические возможности предприятия, которые могут повлиять на композиционное, конструктивное и технологическое решение изделий коллекции (оценка альбомов образцов материалов, отработка узлов изделий).

2. Определяется целевая группа потребителей для проектируемой коллекции, исследуются предпочтения по составу и композиционно конструктивным признакам изделий основного комплекта коллекции "гарде роб" и композиционно-конструктивные признаки изделий коллекции "гарде роб" (разработка анкеты опроса потребителей, проведение опроса, отработка результатов).

3. Разрабатывается прообраз коллекции "гардероб" на основе данных о потребительских предпочтениях и информации п. 1 (разработка ассорти ментного макета). Анализируются модные тенденции по материалам выставок и ярмарок (разработка дизайн-карты, состоящей из образов, предлагаемых для целевой группы, образцов материалов [57]).

4. Анализируются продажи изделий, проектируемых для данной це левой группы из подобных материалов, выявляются факторы, способствую щие успешным продажам. Анализируется деятельность фирм-конкурентов (выбор конкурентных преимуществ, подбор моделей-аналогов).

Распределяется установленное в сезон количество коллекций по темам, с учетом тенденций моды, предполагаемых образов (п. 3) и основных принципов формирования гардероба (разработка структуры коллекции по сезонам и темам).

Однако, прообраза коллекции недостаточно для того, чтобы спроектировать гармоничную коллекцию одежды в системе "гардероб". Для определения закономерностей проектирования коллекции "гардероб" необходимо изучить все аспекты, касающиеся дизайн-деятельности по созданию коллекций одежды такого типа, включая композиционное формообразование и выбор дизайнерских идей.

Для возникновения одной или нескольких дизайнерских идей при проектировании коллекции используется информация о модных тенденциях, предоставляемая в профессиональных журналах [58, 59]. Первоначально будущие прообразы отражаются в абстрактных фотографиях - инспирациях (рисунок 2.3). Они предоставляют ориентиры для творческой деятельности и формирования идей при создании новых материалов, а также образов изделий. На наиболее авторитетных выставках дизайнеры получают достоверную информацию о модных гаммах, рисунках, фактурах материалов, формах изделий, элементах декора.

Коллекция в системе "гардероб", которая условно рассчитана на "одного" потребителя, по сравнению с другими типами коллекций находится в большей зависимости от предпочтений потребителя. Поэтому будущие образы появляются из предлагаемых на выставках ориентиров и в соответствии с разработанными предприятием темами годовой коллекции (таблица 2.1), отражающими концепцию предприятия с учетом приобретаемых материалов, технологических возможностей, потребностей покупателей и т. д.

Возникновение образов происходит ассоциативно или с помощью эвристических методов. Образ для проектирования коллекции выбирается наиболее близкий творческому восприятию дизайнера и интерпретируется как дизайнерская идея (ДИ) для изделий коллекции. Наиболее характерные для коллекций "гардероб" способы представления ДИ и отражение в них модных тенденций можно выявить с помощью анализа реально существующих коллекций в системе "гардероб" (таблица 2.3).

Результаты анализа показывают, что коллекциям "гардероб" присущи все способы представления ДИ. Дизайнерские идеи коллекций "гардероб" могут воплощаться в использовании модных цветов, рисунков, цветовых сочетаний материалов примерно в половине оцениваемых коллекций.

При проектировании коллекций "гардероб" в качестве дизайнерских идей используются как классические, так и умеренно модные фактуры материалов и формы изделий.

Декоративные элементы изделий коллекции "гардероб", как способ представления дизайнерской идеи, практически всегда отражают последние тенденции моды.

Представим схематично как композиционно-конструктивные признаки (ККП): форма изделия, цвет (рисунок) и фактура материала, а также декоративные элементы отражают дизайнерские идеи коллекции (рисунок 2.4). Необычные варианты ККП могут выражать дизайнерскую идею сами по себе, например, в коллекции 4 форма блузки (в азиатском стиле), в коллекции 16 - модный рисунок ткани (в "горох").

Организация процесса проектирования швейных изделий с использованием системы T-FLEX

Выбор цветового решения может быть осуществлен по методу, основанному на так называемой теории времен года. По цвету волос, кожи лица и цвету глаз всех людей можно разделить на четыре типа: весна, зима, лето, осень [61]. Потребителям, относящимся к определенному типу, можно носить одежду всех цветов (за редким исключением), но не в любых нюансах, а только в тех, которые соответствуют типу. На рисунке Д.2 представлены цветовые рекомендации для потребителей, относящимся к каждому типу. В районах Сибири наиболее характерными (чаще встречающимися) являются весенний и летний типы, поэтому при выборе цветовой гаммы для коллекции уместно принять рекомендации по применению цветов, предпочтительных для данных типов. Для выявления наиболее часто встречаемых цветов проанализировано двадцать коллекций, разработанных на сезон весна-лето 2003 года (таблица Д.1). Наиболее часто встречаемым является белый цвет (в одиннадцати коллекциях). При этом белый является универсальным цветом, и его можно сочетать со всеми цветами. На втором месте (семи коллекциях) оказались черный, голубой и коричневые цвета. Установлено, что сочетание цветов связано со стилевым решением комплекта и коллекции в целом.

Например, цветовые сочетания: зеленого с красным, синего с красным, оранжевого с зеленым - характерны для комплектов спортивного стиля, а сочетание пастельных цветов придает романтический стиль комплекту. Такую возможность удобно использовать при разработке коллекции, в которой комплекты решены в различных стилях.

Число изделий в основном комплекте, наличие двух основных комплектов также влияют на число используемых цветов, так как изделия из основного комплекта выполнены из одного материала. Например, в коллекции 27 используется лишь два цвета: в этом гардеробе всего два основных комплекта, выполненных из одного материала желтого цвета (жакет и юбка, платье-пальто и брюки). Дополняют гардероб топ и юбка также желтого цвета, два джемпера оранжевого цвета и один с рисунком.

Из анализа таблицы Д.1 видно, что увеличение числа изделий в коллекции не ведет к росту числа используемых цветов. Например, в коллекциях, состоящих из восьми изделий, используется, в среднем, 2-3 цвета, что позволяет образовывать максимально возможное число комплектов. Увеличение же видов цветов ограничивает возможности составления комплектов. В состав 70 % коллекций входят изделия (от одного до трех), выполненные из материала с рисунком. В 20 % коллекций эти изделия составляют основной комплект гардероба, в большей же части коллекций это дополнительные изделия: брюки, платья, топы, джемперы; цветовая гамма рисунка является связующим звеном между различными цветами других изделий.

Полученные закономерности относительного включения в коллекцию "гардероб" определенных ассортиментных групп изделий, материалов, а также использования ограниченного количества цветов позволяют перейти к изучению вопросов: каковы принципы составления комплекта из изделий коллекции и особенности применения законов композиции для комплектов?

Человек, комплект одежды и среда образуют один объект, внешний вид которого должен восприниматься самим человеком и окружающими как гармоничный, выполняющий необходимые функции, включая эстетическую. В повседневной жизни потребители интуитивно сочетают изделия между собой, образуя комплекты. Коллекции "гардероб" предназначены для получения гармоничных комплектов, так как изначально они проектируются с учетом возможности комплектации изделий между собой. Композиционно-конструктивные признаки (ККП) - цвет и фактура материала, форма изделий и декоративные элементы — как способы представления дизайнерских идей при проектировании коллекций системы "гардероб" определяют и принципы сочетания изделий коллекции между собой. Такую возможность обеспечивает применение законов композиции при проектировании коллекции, тогда образование комплектов из изделий коллекции "гардероб" также происходит по законам композиции. Особенности их применения при объединении двух и более изделий из коллекции "гардероб" в комплекты и дополнение их аксессуарами выявляются далее для всех возможных комплектов таких коллекций.

Анализ всех комплектов проводится как оценка наличия вариантов признаков композиции и сочетаемости ККП через приемы гармонизации композиции: контраст, нюанс, тождество, симметрия, асимметрия (таблицы ЕЛ - Е.5 приложения Е).

Результаты оценки композиции комплектов коллекций "гардероб" приведены в таблице 2.7. Анализ показывает, что половина комплектов коллекций представляют собой сочетания одинаковых цветов. Объединение изделий за счет использования одинакового цвета (рисунка материала) представляет большие возможности для комплектования, обеспечивает сочетаемость изделий.

Похожие диссертации на Исследование и разработка элементов информационной технологии создания многоассортиментных промышленных коллекций одежды