Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Верещагина Ирина Михайловна

Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы
<
Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Верещагина Ирина Михайловна. Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Верещагина Ирина Михайловна; [Место защиты: Алт. гос. акад. культуры и искусств].- Кемерово, 2008.- 181 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/320

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Хобби как инициативный фактор развития социально-культурной деятельности 19

1.1. Социально-культурные предпосылки организации любительства в Сибири 19

1.2. Инициирующая роль хобби в любительской деятельности 38

1.3. Любительская деятельность личности как способ развития ее социально- культурной активности 57

Глава 2. Педагогические технологии социально-культурной поддержки любительской инициативы 83

2.1. Социально-культурная поддержка любительской инициативы молодежи в сферах регионального досуга 83

2.2. Опыт реализации хобби в деятельности социально-культурного учреждения (на примере Томского Хобби-центра) 101

2.3. Авторский проект социально-культурной поддержки любительской инициативы 127

Заключение 150

Литература 154

Приложения 169

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В условиях современного развития российского общества, когда остро стоит вопрос о повышении уровня духовной культуры подрастающего поколения, его активности, инициативы, самореализации, требуются значительные преобразования социально-культурной сферы, в частности, досуга, так как именно он содержит огромный потенциал духовного и личностного саморазвития молодого человека.

Политика государства и общества сегодня направлена на обеспечение механизмов поддержки активной молодежи и ее социально-культурных инициатив. В «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» сказано, что культурная деятельность является целью государства, но, «признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества...», еще и политикой государства. Так, в «Рекомендациях по созданию центров поддержки молодежных и детских общественных объединений» Департамента по молодежной политике Минобразования Российской Федерации от 12 апреля 2004 года подчеркивается, что одной из задач Центра должно стать «создание условий для поддержки и развития молодежных инициатив и включения молодежи в решение социально-экономических и социально-культурных проблем общества». Цель культурной политики — сделать жизнь людей духовно богатой и многогранной, открыть широкий простор для выявления их способностей, обеспечить возможности для приобщения к культуре и разнообразным формам творческой деятельности.

Стремление человека реализовать свои интеллектуальные, духовные, коммуникативные и другие потребности наиболее полно проявляется в любительской деятельности, которая предоставляет творческой личности возможность подняться в саморазвитии на новый уровень: от потребителя духовных ценностей до их создателя. Любительство - это своеобразный уход

4 человека от однообразия жизненных реалий, переключение на ту сферу, которая не затронута основным видом его жизнедеятельности.

Активным видом индивидуальной любительской деятельности личности является хобби, интерпретированное различными словарями в переводе с английского языка как «увлечение человека», «любимое занятие на досуге», «страсть», «конек (разг.)», «интересы». Только имея «свой уголок» в виде пристрастия к любимому занятию, где можно хоть на время отстраниться от привычного круга необходимого и обыденного, человек становится по-настоящему счастливым. Пример тому — бесчисленные клубы и иные формы единения людей, построенные на основе совместных интересов, позволяющие человеку проявлять свои новые таланты и возможности.

Этимологически хобби представляет собой индивидуальное любительское увлечение, но в то же время является как социальным феноменом и в этом отношении служит целям социализации, так и культурным, поскольку творчество в хобби-деятельности, формируя особенности культурного мира индивида, выступает одним из способов его инкультурации. Таким образом, хобби исследуется в триединстве индивидуального, социального и культурного творчества.

Спектр увлечений современных россиян достаточно широк: от традиционных видов любительства (коллекционирование, занятия различными видами искусства, спорта и т.д.) до новомодных субкультурных явлений (граффити, байкерство, движение ролевиков, ЭМО и т.д.) и экстремальных хобби (серфинг, сноуборд, стритрейсерство, дайвинг и т.д.).

Хобби-занятия очень важны для человека любого возраста:

восполняют жизненные потребности (духовные, материальные, интеллектуальные и пр.);

способствуют самовыражению и самореализации;

социально и личностно значимы;

развивают определенные черты характера, связанные со стремлением индивида возвысить в глазах окружающих предмет своего интереса;

повышают самооценку;

производят терапевтический эффект, становясь средством от депрессии;

ведут нередко к профессионализму;

позволяют капитализировать предмет увлечения.

Пристрастие к любимому делу вырабатывает в личности инициативу, которая выступает и средством, и результатом ее творческой деятельности. Любительская инициатива - мощный двигатель всего нового, прогрессивного, а любительский энтузиазм вносит в жизнь людей радость, удовольствие, интерес и оптимизирует социально-культурную среду.

Практическим подтверждением важности хобби для самовыражения личности является проводимая в Москве с 2004 года Международная выставка «Хобби - Планета Увлечений», которая каждый раз убедительно доказывает, какое важное место занимают любимые занятия в жизни современного человека. Тематика выставки и состав участников свидетельствуют о том, что человеческие пристрастия и увлечения поистине безграничны. В качестве примера мы приводим лишь некоторые тематические разделы:

коллекционирование (самовары, миниатюрные книги; антиквариат, оружие; уникальные куклы; аксессуары и т.д.);

моделирование;

рукоделие и художественные ремесла; мир подарков;

флора и фауна Вашего дома;

программное обеспечение и видеоматериалы;

дизайн интерьера, ландшафтный дизайн;

спортивная, раритетная и эксклюзивная авто-, мототехника; мотореставрация;

специализированная литература и журналы;

активный отдых (Лига боулинга, Национальный аэроклуб России, соколиная охота, фитнесс-центр, Пейнтбол-клуб, туризм, экстрим; аксессуары для спорта и отдыха);

игры и игрушки и многое другое.

Выставка собирает со всего мира профессионалов и любителей, которые получают возможность представить и увидеть безграничное разнообразие товаров и услуг, относящихся к миру увлечений.

Основная задача этого масштабного мероприятия — повышение интереса и осведомленности общества об индустрии увлечений и ее продукции; создание благоприятных условий для развития этого сегмента экономики и культуры. Выставка наглядно демонстрирует, что она является эффективным средством в достижении интересов любителей, промышленности и частного торгового капитала. В итоге выигрывает потребитель, который получает все возможности заниматься любимым делом, не ограничиваясь в своих фантазиях.

Трансформация досугового поведения россиян - один из важных компонентов общей социальной и культурной динамики. Есть основание констатировать, что союз хобби и бизнеса — укрепившаяся тенденция в развитии современного любительства. В стране, пришедшей к рыночной экономике, идет процесс тотальной коммерциализации любительской деятельности. Любительство, интегрированное в активное социально-культурное творчество, становится не только традиционным средством самовыражения, самореализации и саморазвития, но и является эффективным способом адаптации личности к современной социально-экономической среде ее выживания и успешной деятельности в новом экономическом пространстве.

Вместе с тем, необходимо отметить, что наличие определенных хобби субстанционально для той или иной культуры, которая в данном контексте понимается как национальная и как региональная, вследствие этого хобби

7 могут сочетать особенности конкретного народа и конкретного региона. Регионализация становится особенно актуальной в постиндустриальном обществе, для которого характерна тенденция к диверсификации культурного продукта. Следуя данной тенденции, учреждения культуры и досуга приоритетным направлением в своей деятельности сегодня считают курс на развитие региональной культуры и поддержку инициативы в реализации культурных инноваций.

Особое значение в этих условиях, как мы считаем, приобретает инициирующая роль хобби, которая побуждает человека активно использовать и творчески преобразовывать культурно-досуговую среду, а также инициировать новые виды увлечений. Обычно деятельность по внедрению новых хобби-занятий включает в себя следующие составляющие:

— появление авторской инициативы по созданию хобби (автором может
выступать один человек или коллектив);

— деятельность по реализации инициативы;

— формирование среды и условий, создающих атмосферу для реализации
соответствующей инициативы.

Однако реальная ситуация в социально-культурной сфере создает проблему, состоящую в том, что среда и условия для реализации авторской инициативы часто отсутствуют. К тому же учреждения культуры нередко дистанцируются от «беспокойных» любителей с их порой экзотическими увлечениями или не реагируют своевременно на новые потребности в сфере молодежного досуга. Статья 10 в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре» подчеркивает, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе в соответствии со своими интересами и способностями.

Так, помимо важности развития любительского творчества, протекционируемого на государственном уровне, существует и объективная социальная необходимость в нем. В пространстве молодежного досуга в

8 последнее время происходят значительные качественные изменения. В целом тенденцию его трансформаций можно характеризовать как утрату приоритетов творчества и духовного развития, смещение акцентов на развлечение и бесцельное времяпрепровождение. В условиях, когда формируются асоциальные модели эрзац-досуга, обостряются поведенческие дисфункции (например, в области игрового поведения, клубного отдыха и т.д.), необходимо поддерживать любую позитивную хобби-деятельность, предоставляя возможность каждому индивиду проявлять свою инициативу.

Чем больше появится активных, целеустремленных молодых людей, занятых на досуге любимым делом, тем меньше станет рецидивной девиантности в поведении молодежи и негативных проявлений в обществе. Особенно это касается подростков, чье свободное от школы время следует адекватно обеспечивать, создавая все условия для их увлечений, в том числе даже самых экстравагантных. По мнению большинства исследователей педагогики досуга, профессиональное мастерство специалистов культурно-досуговой сферы в том и состоит, чтобы переводить увлечения подростков, доставляющие беспокойство окружающим людям, в позитивное, общественно значимое русло.

В пространстве свободного времени обнаруживаются также и положительные тенденции, связанные с формированием и распространением новых досуговых видов и форм, раскрывающих возможности содержательного отдыха и развлечения. Например, возрастает интерес молодежи к народным традициям: праздникам, обрядам, вечеркам и т.п. Популярны сюжетно-ролевые игры, герои которых — образы славянской мифологии.

Социально-культурные учреждения, несмотря на множество проблем, продолжают сегодня выполнять задачу формирования активной личности как высшей ценности общества. Наглядным примером создания в г. Томске прогрессивного социально-культурного учреждения по организации хобби является Томский Хобби-центр, включающий в свою структуру целую

9 систему творческих коллективов и их инициатив. Наряду с традиционными направлениями в своей деятельности, Хобби-центр активно развивает инновационные формы и технологии, генерируя оригинальные идеи для их воплощения.

К сожалению, приходится констатировать, что интересный, конструктивный опыт организации любительской деятельности в Хобби-центре в полной мере не обобщается и не распространяется в стране. По нашим наблюдениям, отдельные заинтересованные лица приезжают в Томск с целью изучить опыт этого неординарного учреждения и получают необходимую им методическую информацию, но в целом социально более значимый арсенал организационно-творческой деятельности Хобби-центра по развитию любительской инициативы продолжает использоваться в основном на локальном уровне, оставаясь невостребованным социально-культурными институтами страны.

Изменение культурных стратегий во многом определяет модернизацию традиционных и распространение инновационных видов досуговой деятельности. Процесс преобразования сложившейся инфраструктуры обостряет проблему социальной и индивидуальной адаптации личности к быстро меняющимся условиям жизни. Это обусловливает необходимость оптимизации содержательных видов наполнения досуга и организации разнообразных форм любительства. Именно в хобби-деятельности, как мы считаем, проявляется социокультурная сущность человека, пространство его духовно-нравственного роста и творческой реализации.

Социально-культурная поддержка личностной любительской инициативы, творческих проектов, альтернативных моделей досуга, то есть всего того многообразия нового качества субъектов культурной инициативы, которое названо «инициирующим плюрализмом», по нашему убеждению, является необходимой и перспективной. Поэтому актуальность нашего исследования заключается в насущной необходимости решения указанной проблемы и создании обществом, его социально-культурными учреждениями

10 оптимальных условий для адекватного обеспечения развития любительской инициативы в сфере досуга.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на значительный объем литературы по различным аспектам социально-культурной деятельности, по теме нашего исследования практически отсутствуют конкретные предметные научные разработки. В то же время, в определенной степени различные виды любительской инициативы исследуются в обстоятельных трудах по проблемам саморазвития и самореализации личности в сфере досуга Т. И. Баклановой, Л. И. Беляевой,

A. С. Каргина, Ю. А. Стрельцова, В. Я. Суртаева; по вопросам психологии
активности личности в рамках динамического, мотивационного,
эмоционального и когнитивного аспектов Г. М. Андреевой, М. С. Говорова,
Э. А. Голубевой, Б. И. Додонова, Ю. А. Клейберга, А. Г. Ковалева, Н. Д.
Левитова, Т. Н. Лобовой, А. В. Петровского, Л. М. Попова, В. П. Прядеина,
П. А. Рудика, П. М. Якобсона, М. Г. Ярошевского и др.

Анализируя вопросы теории и практики культурно-досуговой деятельности, исследовали опыт и проблемы клубного любительства ученые М. А. Ариарский, Т. И. Бакланова, С. Б. Брижатова, Г. Г. Волощенко, А. Д. Жарков, В. А. Захаров, Т. Г. Киселева, В. А. Ковшаров, Е. М. Клюско, Ю. Д. Красильников, Н. Ф. Максютин, Г. Я. Никитина, В. М. Рябков, А. В. Сасыхов, Е. И. Смирнова, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев, В. Е. Триодин,

B. В. Туев, В. М. Чижиков, Н. Н. Ярошенко и др.

Непосредственно теории и практике клубных объединений посвящены работы Г. П. Блиновой, Г. Г. Волощенко, Д. М. Генкина, В. С. Гончаровой, А. П. Маркова, Г. В. Олениной, А. В. Сасыхова, С. Б. Синецкого, Е. И. Смирновой, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Триодина, В. В. Туева, Г. И. Фроловой.

Вопросы досугового общения, его принципов, форм, технологий раскрываются в работах Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, В. Е. Новаторова, В. Д. Пономарева, А. Д. Плюснина, Ж. Н. Смеловой, Ю. А. Стрельцова, В. А. Разумного, Е. В. Руденского.

Проблемы стратификации, социального взаимодействия и социализации членов общества разрабатывались в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Методологическими положениями о социализации молодежи выступают концептуальные взгляды М. Вебера, Г. Маркузе, А. Маслоу, Т. Парсонса, П. А. Сорокина, А. Тойнби, А. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона, К. Ясперса и др.

Проблемы социализации молодежи в сфере досуга рассматриваются в работах Б. Г. Мосалева, А. С. Орлова, В. Д. Патрушева, В. Г. Попова, Э. В. Соколова, Л. Л. Шпак, В. А. Ядова и др.

Важным вопросам социализации молодежи посвящены исследования, в которых затронуты социально-психологические аспекты воспитания и образования подрастающего поколения и различных категорий молодежи. Это труды К. А. Абульхановой-Славской, С. Г. Асмолова, В. С. Боровика, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Л. И. Рувинского, Б. А. Титова, Д. Б. Эльконина.

Проблемы социальной адаптации молодежи в современных условиях, состояние духовно-культурного наполнения ее досуга, проявление молодежных инициатив и использование их в содержании деятельности культурно-досуговых учреждений анализируются в ряде работ В. А. Бесединой, Г. П. Выжлецова, А. С. Запесоцкого, С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского, А. П. Маркова, Л. Ф. Новицкой, Э. В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Триодина, В. В. Туева, А. К. Уледова, Н. И. Ушаковой.

Проблема исследования обусловлена возникшим к настоящему времени в теории и практике социально-культурной деятельности, связанной с проявлением личностной любительской инициативы, противоречием между:

— существующим знанием о предмете исследования в данное время, в данной среде и необходимостью полного знания, которое можно приобрести, изучая методологию и теорию науки об этом предмете. Например, многие специалисты досуговых учреждений рассматривают хобби как чрезвычайно позитивный вид любительства, однако зачастую не могут определить в целом

12 место хобби в культурной деятельности, объединить любительскую и социально управляемую культурную деятельность;

знанием и пониманием необходимости совершенствования предмета исследования или деятельности практиков (специалистов культурной сферы) и незнанием ими методов и технологий деятельности. Суть противоречия в том, что, понимая значимость хобби-занятий для всестороннего развития личности, организаторы культурно-досуговой деятельности порой не владеют в полной мере методикой, механизмами включения (внедрения) хобби в практику. Кроме того, нередко отсутствуют апробированные технологии и необходимое количество методической литературы;

наличием инициативы, знания и методов организации любительской деятельности в сфере конкретных культурных интересов населения и отсутствием необходимой для этого социально-культурной поддержки и ресурсного обеспечения со стороны соответствующих организаций и учреждений.

В совокупности данные противоречия обусловили наше внимание к поддержке личностной любительской инициативы и определили выбор темы исследования «Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы». Следует отметить, что на сегодняшний день такие важные аспекты, как поддержка позитивного любительства, инициативы личности, создание для этого благоприятных условий; включение социально-управляемой деятельности и механизмы этого включения, продолжают оставаться недостаточно изученными, поэтому необходимы новые научные разработки, чтобы преодолеть вышеуказанные противоречия.

Объектом исследования выступает хобби как специфический вид личностной активности человека в системе социально-культурных связей и отношений.

13 Предмет исследования — инициирующая роль хобби личности в развитии социально-культурной деятельности учреждений сибирского региона.

Цель исследования - выявление инициирующей роли хобби как любительской инициативы, ведущей к культуротворческой деятельности личности, и механизмов ее социально-культурной поддержки.

Гипотеза исследования основана на том, что социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы, т.е. целенаправленная деятельность социально-культурных учреждений по организационно-методическому сопровождению и ресурсному обеспечению индивидуального любительства в сфере досуга, может способствовать развитию социальной активности личности и трансформации любительской деятельности энтузиастов досуга в активное социально-культурное творчество.

Проблема, объект, предмет и цель исследования, а также выдвинутая гипотеза предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Рассмотреть хобби как личностную любительскую инициативу в пространстве досуга, направленную на освоение ценностей культуры.

  2. Обосновать инициирующую роль хобби в творческой деятельности, способствующей процессам социализации и инкультурации личности.

  1. Исследовать хобби как источник социально-культурной активности личности и ее динамику перехода от индивидуальной любительской деятельности к активному социально-культурному творчеству.

  2. Определить значение хобби как культуроформирующего фактора в процессе функционирования индивидуальной культуры личности.

  3. Выявить основные факторы реализации хобби как социально-культурной инициативы.

  4. Изучить опыт социально-культурного обеспечения любительской инициативы в сфере досуга организациями и учреждениями региона; на основе

14 теоретического и практического опыта разработать авторский проект социально-культурной поддержки любительской инициативы в современном сибирском городе.

Методологическую основу диссертации составили:

на общефилософском уровне: принципы диалектики историзма и системного анализа социокультурных институтов, отношений и технологий;

на общенаучном уровне: традиционные и современные подходы, доминирующие сегодня в общей и социальной педагогике, культурологии досуга, социально-культурной деятельности; принципы дифференцированного и комплексного анализа, выявление региональных особенностей и механизмов развития, сравнительно-типологический и структурно-функциональный анализ;

— на конкретно-научном уровне — методы индуктивного и гипотетико-дедуктивного анализа, теоретического моделирования и социально-культурного проектирования педагогической эвристики, органического сочетания традиций и инноваций в культурно-досуговой деятельности, принцип всеобщего массового культуротворчества на основе самореализации и самоутверждения личности как доминирующий принцип социально-культурной деятельности.

В качестве содержательных элементов исследования, имеющих методологическое значение, использовались труды М. А. Ариарского, А. И. Арнольдова, Т. И. Баклановой, В. Г. Бочаровой, С. Б. Брижатовой, Ж. Р. Дюмазедье, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, В. И. Матиса, Б. Г. Мосалева, П. Наторпа, В. А. Разумного, Э. В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, В. Е. Триодина, В. В. Туєва, Н. Н. Ярошенко и др.

Методы исследования:

- общенаучные методы познания: обобщение и систематизация,
сравнение, сопоставление теоретических данных, системный подход, анализ,
метод классификации, сравнительно-исторический метод, социокультурное
моделирование, построение научных теорий и гипотез;

— методы социологического исследования: анкетирование участников и
посетителей инициативных объединений (анкетный опрос), наблюдение
(невключенное), контент-анализ документации культурно-досуговых
учреждений по организации свободного времени молодежи.

Эмпирическую базу исследования составили:

— личностные материалы субъектов любительской инициативы (дневники,
интервью, анкеты);

документы специализированных учреждений и объединений в сфере досуга, способствующих социально-культурной поддержке хобби (хобби-центров, любительских объединений, клубов по интересам);

материалы и документация социально-культурных учреждений (клубов, центров досуга, библиотек, музеев), отражающие направления и формы их деятельности по поддержке любительской инициативы.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей (МОУ ДОД) Центра творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр» и студенческий клуб Томского государственного архитектурно-строительного университета.

Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты содержат в себе решение важной научно-педагогической проблемы:

— определено место любительской инициативы в социально-культурной
деятельности личности (коллектива).

— выявлены факторы, объединяющие любительскую и социально
управляемую культурную деятельность в единый целенаправленный
организм продуктивного существования личности (коллектива) в социуме.

— определены значимость любительской инициативы в процессе развития
культуры личности и методика механизмов внедрения хобби в социально-
культурную практику.

исследованы пути трансформации хобби-деятельности в бизнес-деятельность; обосновано право личности на капитализацию любительских инициатив.

разработан и внедрен авторский проект социально-культурной поддержки любительской инициативы в современном сибирском городе.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют обосновать положения, связанные с реализацией хобби как личностной любительской инициативы в сфере досуга, направленной на освоение ценностей культуры; хобби как источника социально-культурной активности личности и динамики перехода от индивидуальной любительской деятельности личности к активному социально-культурному творчеству. Данные теоретические положения дают возможность для дальнейших разработок инновационной деятельности хобби-центров.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы по организации досуга, опыт внедрения форм организации любительства (хобби) в социально-культурную практику могут быть использованы в качестве методических рекомендаций специалистами культурно-досуговых учреждений и организаторами инициативных объединений в их практической работе. Многие идеи автора легли в основу разработок и реализации социально-культурных проектов «Сибирский язык», «Сибирская кухня», «Старый Томск» и других, которые были включены Томским Хобби-центром и студенческим клубом Томского государственного архитектурно-строительного университета в план реализации на период 2006-2008 годов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, а также использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных объекту и предмету исследования, его цели и задачам; разнообразием источников информации;

17 Положения, выносимые на защиту:

  1. Личностная любительская инициатива (хобби) выступает как основополагающий фактор творческой деятельности в пространстве досуга, направленной на освоение ценностей культуры.

  2. Хобби является источником социально-культурной активности личности и определяет динамику перехода от инициативной деятельности к активному социально-культурному творчеству, ведущему к процессам социализации и инкультурации личности.

  3. Хобби-центры — действенная форма развития социально-культурной активности и творческого потенциала личности, способствующая ее полной самореализации в разных видах досуговой деятельности.

  4. Социально-культурная поддержка личностной любительской инициативы ведет к конкретному определению ее места в практической жизнедеятельности общества. Хобби-деятельность в современных социально-экономических, социально-культурных условиях может становиться не только способом самовыражения и самореализации увлеченной личности, но, что сегодня особенно важно, и экономическим стимулом, и действенным средством самообеспечения субъектов любительской инициативы в сфере досуга, и основой для предпринимательской деятельности, бизнеса.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в соответствии с основными этапами исследования. Теоретические положения диссертации изложены и получили одобрение на заседании кафедры социально-культурной деятельности, на обучающих семинарах по социально-педагогическому проектированию в системе дополнительного образования, а также были апробированы автором на II Межрегиональной научной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы социокультурных исследований» (Кемерово, 2006); на III Межрегиональной научно-практической конференции «Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве» (Кемерово, 2007).

18 Практические разработки автора были апробированы в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей (МОУ ДОД) Центре творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр», студенческом клубе Томского государственного архитектурно-строительного университета. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования отражены в 7 научных публикациях.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы, состоящего из 171 наименования, 4 рисунков и приложений.

Социально-культурные предпосылки организации любительства в Сибири

В отечественной исторической науке одним из активно разрабатываемых направлений в последнее время является история повседневности. По справедливому замечанию Н.А. Миненко, «повседневность охватывает всю жизненную среду человека, включая сферу досуга и развлечений» [86, с. 3]. Несмотря на рост интереса исследователей к сфере городского досуга, эта тема еще остается недостаточно изученной, особенно на материалах Сибири: о развлечениях горожан можно найти лишь отдельные работы, посвященные преимущественно чиновникам и купечеству.

Мы рассматриваем социально-культурные предпосылки формирования любительства в Сибири с процесса образования сообщества старожилов, их социокультурной адаптации в XVIII - начале XX веков.

В условиях освоения территории Сибири наблюдались сложные многоуровневые социальные и психологические конфликты, связанные с адаптацией русского населения к ее суровым условиям. Многие традиции и мировоззрение не вполне адекватно соответствовали новым реалиям, поэтому происходила трансформация элементов материальной и духовной культуры. Самосознание и изменившееся мышление сибиряков во втором-третьем поколениях диктовали смену ценностных приоритетов, новые стереотипы поведения. Социокультурная адаптация русского населения в Сибири представляла собой комплекс взаимосвязанных мер, которые включали следующие основные действия: — преобразование «дикой» природы, преодоление воздействующих факторов экстремального климата; - создание условий «выживания», куда входили жилище, пропитание, одежда; - становление новых социокультурных традиций, в том числе досуговых; психологическая адаптация человека; - формирование нового сознания у представителей старожильческого сообщества и др.

Итогом перечисленных процессов стало образование сибирского старожильческого субэтноса. В 1860 году литератор и этнограф Н.С. Щукин писал: «Опытный глаз сразу отличит сибиряка от русского» [169, с. 103]. Данное высказывание касалось не только оценки внешнего образа, но и социально-бытового уклада, сформировавшегося в процессе приспособления старожила к суровым природно-климатическим и ландшафтным условиям, этнокультурному окружению местных народов. Новые правила жизни, нормы социальных отношений, обряды, праздники становились традицией, и в каждом новом поколении воспроизводилась адаптированная культура и система ценностей мира старожилов. Процесс социализации подрастающего поколения, как правило, проходил под назидательным руководством пожилых людей - носителей знаний, традиций, менталитета и опыта предков.

Менталитет определяет «национальный» способ миропонимания и действий в окружающей среде, в нем кристаллизуется социокультурный опыт, а ментальность - это совокупность наиболее устойчивых представлений и стереотипов, проявляющихся у социальных субъектов в виде особого способа мироощущения и мировосприятия, влияющего на их образ жизни и поведение. Центральным компонентом ментальности людей является модель мира, представляющая собой комплекс традиций. В данном контексте это культурные традиции, адаптированные к сибирским условиям в ходе освоения края. Модель мира в сознании человека предоставляет ему возможность самоопределения и предлагает такой образ окружающей среды, в которой он мог бы свободно действовать.

В системе ценностей ментальной модели мира старожильческого населения наиболее важными были свобода и самооценка личности. «Сибиряки склонны жить без излишнего вмешательства властей и закона, они порицают те нововведения, что ограничивают свободы», - отмечал историк А.П.Щапов [169, с. 25]. Осознание себя полноправным членом сообщества предполагало наличие соотношения прав и обязанностей. В чувстве собственного достоинства ментальносте старожила современники XVIII - XIX веков отмечают его ярко выраженную негативную реакцию на малейшее покушение на достоинство личности, а также в связи с этим многочисленные судебные разбирательства «за обиды и оскорбления».

Сибиряк постоянно стремился выглядеть в глазах односельчан радушным и хлебосольным хозяином, сострадающим «сирому и убогому». Отмечалось, что «нигде в России так не подают нищим, как в Сибири». «Сибиряки... народ человеколюбивый и снисходительный, за всем тем, что они окруженные ссыльно-преступными. Нравы здешних жителей кротки, благонравны и гостеприимны: они каждого приезжающего принимают ласково, рады разделить с ними, что имеют, последнее, и ладе кто из гостей в знак благодарности за такой прием будет благодарить деньгами, то сам навлечет хозяину на себя неудовольство, а деньги не примутся» [169, с. 144].

Наряду со свободой, личными качествами человека, значимое место в картине мира занимал свободный труд: «Мужику больше о чем думать, как не о пашне..., о работе. Да за добрые труды быть словутными (достойными)», - подчеркивал А.П. Щапов [169, с. 112]. Собственность, в понимании старожила, предназначена приносить доход. Это определяло «рыночный» характер мышления и установок поведения сибиряка.

Инициирующая роль хобби в любительской деятельности

Стремление человека реализовать свои духовные, эстетические, коммуникативные и другие потребности наиболее полно проявляется в любительстве - непрофессиональной творческой деятельности индивида или сообщества в свободное от работы или учебы время, на досуге.

Свободное время - это часть внерабочего времени, остающаяся у человека за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. Границы свободного времени определяются на основе различения в составе общего времени жизнедеятельности людей собственно рабочего (включая дополнительный труд с целью заработка) и внерабочего времени и выделения в составе последнего различных элементов занятого (несвободного) времени.

Наряду с понятием «свободное время» в современной лексике столь же активно употребляется термин «досуг», который используется чаще всего в трех значениях: как синоним а) свободного времени, б) нерабочей (свободной) деятельности с разными модификациями, в) состояния или психологического переживания человека на данный период. Ряд исследователей [13, 33, 39, 88, 117, 148] досуг идентифицируют преимущественно со свободным временем, одна часть которого предполагает зависимость выбора деятельности от внешних по отношению к личности факторов, а другая часть определяется желанием и волей субъекта, т.е. это свободное время, которым человек распоряжается по своему усмотрению.

Досуг, являясь социальной необходимостью, всегда выступает в контексте реализации интересов и потребностей личности, связанных с рекреацией, общением, самореализацией, оздоровлением, творчеством и т.п., что невозможно в полной мере в деловой сфере, домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Вот почему организовать и реализовать свое свободное время с максимальной разумностью и пользой — требование нашего общества к индивиду, которое всегда было актуальным.

Наиболее высокий уровень досуговой деятельности, как мы считаем, достигается в любительстве - определенном виде социально-культурной деятельности, в которой человек реализуется как творческая личность за пределами своей профессии.

В толковых словарях русского языка слово «любительство» трактуется как «отношение к чему-нибудь, свойственное любителю». А любитель -«человек, имеющий склонность, пристрастие к чему-либо; тот, кто занимается чем-нибудь в свободное от работы время, не как профессионал» [81, с. 324]; «охотник до чего, любящий что» [79, с. 282].

«Словарь синонимов русского языка» представляет следующие слова, близкие по значению: «любитель, охотник - дилетант. Любитель, охотник -тот, кто любит что-либо, увлекается чем-либо, имеет склонность, пристрастие к чему-либо. Дилетант — тот, кто занимается каким-либо делом из любви к нему, не будучи профессионалом, не имея специальной подготовки. В слове «дилетант» подчеркивается недостаточность профессиональных знаний, навыков. Любительство, дилетантизм и дилетантство» [80, с. 520].

Под термином «любительство» мы понимаем такое состояние деятельности человека, когда он стремится к объекту своего интереса, творческого преобразования, проявляя инициативу в достижении конкретной цели. Любительство - это своеобразный уход человека от однообразия жизненных реалий в ту сферу, которая не затронута основным видом его жизнедеятельности и в которой происходит восстановление баланса между напряжением и рекреацией посредством любимого занятия. Именно любительская деятельность ориентирована на активное свободное творческое созидание, в котором реализуется универсальность личности.

Любитель всегда ценит момент удовольствия от своей деятельности и стремится к любимому делу ради удовольствия, поэтому любительство имеет ярко выраженную гедонистическую окраску. Несомненно, и профессионал испытывает в своей работе творческое наслаждение, но оно становится сопутствующим фактором созидания, тогда как для любителя данный фактор — определяющий, вследствие этого любительство часто перерастает в профессиональные знания и умения.

Как известно, профессионализм является неотъемлемым атрибутом искусства, а в русской языковой практике понятие «искусство» распространяется на самые разные явления, в результате чего используются словосочетания «народное искусство», «искусство хирурга», «искусство спорта», «искусство полководца» и т.д., поэтому будет вполне логичным включить в этот перечень и «любительское искусство».

Следует отметить, что в любительстве, как и в природе искусства, всегда присутствует амбивалентность: оно не только фактор порождающий, но и порождаемый, который возобновляется и обусловливается всем многообразием окружающей жизни и культуры, прежде всего, культурной традицией. Двойственная природа любительства придает процессам коммуникации особую динамику.

Проявлением и своеобразной единицей измерения любительской деятельности служит любительское занятие, которое предполагает вовлеченность человека в конкретный целостный деятельностный процесс. Занятие имеет свой темп, ритм, которые задаются субъектами этой активности, подчинены особенностям их психологии и духовным запросам.

Содержанием любительского творчества могут быть занятия различными видами искусства и спорта, техническое конструирование, кино-и видеосъемки, цветоводство, садоводство, рукоделие, коллекционирование, туризм, компьютерные игры и другие всевозможные интересы и увлечения.

Любительская деятельность обогащает общество творческими личностями, поднимая их на новый уровень, - от потребителя духовных ценностей до их создателя. Любитель-творец создает свой особый мир, в котором творческая необходимость, представляющая внутреннее состояние человеческого познания, выражается в способности воображения и является одним из путей к художественному воспитанию.

Конкретные виды любительской деятельности обычно называются хобби. Существует несколько толкований значения слова «хобби». Так, в словарях иностранных слов хобби в переводе с английского («hobby») означает «увлечение, любимое занятие человека для себя, на досуге» [163, с.727].

В «Словаре синонимов русского языка» лексическое разнообразие достигается русскими аналогами слова «хобби»: «увлечение», «страсть», «конек (разг.)». «Увлечение» - повышенный интерес к чему-либо; «страсть» имеет усилительный характер, указывает на большую степень заинтересованности, увлеченности чем-либо (преимущественно каким-либо занятием); «конек» - не только дело, предмет, которые особенно интересуют кого-либо, которыми кто-либо увлекается, но также излюбленная, постоянная тема чьих-либо разговоров... Слово «хобби» употребляется по отношению к излюбленному занятию кого-либо, увлечению, которому посвящают свой досуг» [158, с. 58].

Автор «Современного дополнения к «Словарю русских синонимов и сходных по смыслу выражений» выстраивает в синонимический ряд слова «любительство, увлечение, хобби», предоставляя возможность широкого использования этой лексической альтернативы [1, с. 324].

В результате сравнения дефиниций «хобби» мы отметили, что в «Словаре иностранных слов» в значение «хобби» включены важные уточнения: «для себя», «для души» (164, с. 549), которые позволяют определить хобби как личностную инициативу, направленную на активное творческое преобразование окружающей среды, восполняющее следующие жизненно важные потребности индивида: - духовные (удовлетворяет потребность в реализации высших ценностей); - познавательные (является средством познания и саморазвития); - психологические (личность испытывает удовлетворение от процесса или результата деятельности);

Социально-культурная поддержка любительской инициативы молодежи в сферах регионального досуга

Исторически молодежь является не только объектом воспитания, усваивающим опыт предшествующих поколений, но и субъектом общественной активности, инициативы, создателем новых форм деятельности. Особенно важно для духовного развития молодых людей заполнение их свободного времени личностно и социально значимой деятельностью, какой и является любительство.

Спектр увлечений современной молодежи достаточно широк, разнообразен и «продвинутость» подрастающего поколения в сфере хобби зачастую опережает те модели досуговой деятельности, которые предлагают социально-культурные учреждения. Именно поэтому энтузиасты-любители активно объединяются в клубы по интересам, любительские объединения, инициативные клубы, чтобы реализовать свои социально-культурные потребности.

Как показывает практика, одной лишь идеи, любительской инициативы недостаточно, необходима ее социально-культурная поддержка и сопровождение, чтобы увлеченная молодежь могла активно заниматься творчеством и развиваться посредством своего любимого занятия. Стратегия государственной молодежной политики сегодня направлена именно на обеспечение поддержки и условий для развития созидательной активности молодежи. В этих целях предусмотрен ряд проектов, один из них — проект «Успех в твоих руках», основные задачи которого следующие: - поддержка способной, инициативной и талантливой молодежи; - развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи; — привлечение молодых людей в творческие, научные -и спортивные объединения; - внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи и др.

Указанный проект рассматривает в качестве адресата всех молодых граждан России, обладающих мотивацией к деятельности в общественно-политической, социально-экономической и социокультурной жизни [92, стб. 16023].

Следуя государственной стратегии в молодежной политике, Москва, Санкт-Петербург и все регионы включились в реализацию задач по созданию условий и поддержки молодежных любительских инициатив.

Так, благодаря действующей общегородской комплексной программе «Культура Москвы» на 2005-2007 годы, утвержденной правительством столицы, задачами учреждений культуры клубного типа должны стать: — осуществление государственной культурной политики по сохранению и развитию отечественной культуры; - всемерная поддержка социокультурных инициатив и любительского творчества различных групп населения; - организация в клубных учреждениях различных форм просветительской деятельности, общедоступных разнообразных услуг в соответствии с интересами и запросами посетителей; — развитие социально-творческих заказов различных учреждений, организаций по проведению целевых клубных программ и мероприятий.

Для решения поставленных задач предполагается поэтапное внедрение в городе социальных заказов клубным учреждениям в соответствии с принятыми социокультурными программами.

Характерно, что программа охватывает как государственные учреждения культуры (центры культуры и досуга), так и негосударственные (клубы по интересам, любительские объединения), прочно себя зарекомендовавшие как действительно очаги культуры.

В Санкт-Петербурге учреждения досуговой сферы сохраняют свои социально значимые функции, поскольку именно здесь различные категории граждан - дети, молодежь, взрослые люди — имеют возможность в доступной форме реализовать свои потребности в самодеятельном искусстве, активно участвовать в культурной жизни мегаполиса.

С целью координации совместной работы учреждений культуры, оказания им организационно-методической помощи в развитии любительского творчества и досуговой деятельности, при Комитете по культуре еще в 1995 году было создано государственное культурно-досуговое учреждение «Дом народного творчества и досуга», что позволило впоследствии объединить клубные учреждения всех форм собственности в едином культурном пространстве города.

Результатом такого содружества всех культурно-досуговых общностей стали фестивали и смотры любительского народного творчества, конкурсы «Лучшие культурно-досуговые учреждения», «Лучшая культурно-досуговая акция» и т.д. Проводится ежегодный фестиваль национально-культурного творчества «Возьмемся за руки, друзья», который объединяет любительские коллективы различных диаспор и национальных культурных обществ Санкт-Петербурга, таким способом противодействуя национальной розни и экстремизму.

Городской фестиваль «Возьмемся за руки, друзья» проводится также с целью привлечения внимания к проблемам художественных любительских коллективов, существующих при национальных культурных общественных организациях, и созданию условий для их творческой самореализации с учетом исторически сложившихся традиций, взаимопонимания и дружбы между жителями многонационального Санкт-Петербурга.

Опыт реализации хобби в деятельности социально-культурного учреждения (на примере Томского Хобби-центра)

Любительская инициатива проявляется в свободной творческой деятельности, способствующей самовыражению, культурному развитию и воспитанию личности. По мнению Ю.А. Стрельцова, «любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию восстановления сил, так и функцию развития знаний и способностей» [141, с. 39].

Многие личностные проблемы человека (в том числе конфликт с обществом, проявление асоциальных наклонностей и т.д.) связаны с бесцельностью свободного времени, с отсутствием его рациональной организации и установки на индивидуальную и общественную значимость.

Для обеспечения полноценного досуга необходимо предоставить возможность индивиду «.. .самому творить и быть самостоятельным в выборе форм культурной активности» [170, с. 10]. Так, если человек на досуге коллекционирует модные диски, увлекается флористикой, изготавливает стильную мебель, занимается дайвингом, но, вместе с тем, испытывая потребность в коллективной деятельности, проявляет инициативу к созданию любительского объединения или клуба, то это его стремление необходимо поддерживать, создавая соответствующие условия.

Поддержка любительских инициатив зависит от тех, кто по роду своей профессиональной деятельности призван способствовать культурному развитию и воспитанию молодого поколения: - органы управления сферой культуры и образования в регионах; - культурно-досуговые организации и учреждения, на базе которых занимаются творчеством любительские объединения и инициативные клубы; энтузиасты-любители со своими идеями; - немногие, но достаточно авторитетные деятели культуры, имеющие желание и возможности содействовать формированию инициативных групп в создании на их основе объединений и клубов; - спонсоры и бизнесмены, коммерчески заинтересованные в развитии того или иного вида любительской деятельности.

Наиболее эффективно, на наш взгляд, социально-культурная поддержка любительской инициативы может быть осуществлена на уровне региона и сложившейся в нем инфраструктуры социальных институтов, так как «регион именно в творческом, культуроформирующем плане обретает все большую самостоятельность, самобытность и самоценность» [151, с. 71].

В этой связи необходимо подчеркнуть, что многие предметы материальной и духовной культуры коренных народов региона сохранились не только в музейных коллекциях, но и как часть живой культуры XXI века. Именно поэтому приобретает особую важность поиск и внедрение форм любительской досуговой культуры в повседневную жизнь региона с учетом особенностей народной традиционной культуры и социокультурных условий территорий. Это имеет большое значение не только для сохранения традиций, но и для духовного возрождения региона, культурная жизнь которого должна базироваться на преемственности, сохранении и использовании опыта предшествующих поколений.

В документе «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2006 г.) в разделе 4. «Приоритетные направления государственной молодежной политики» сказано, что «для вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития её активности и инициативы следует использовать инновационные формы социально-культурной деятельности, в т.ч. внедрение системы развивающих, ролевых, » (курсив наш И.В.) спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи» [92, стб. 16022].

Мы также считаем, что большое значение в динамизации хобби от первичной любительской деятельности до активного социально-культурного творчества могут иметь специально подготовленные, педагогически продуманные и технологически поставленные ролевые игры, которые являются синтезом игры и творчества, включающим в себя множество элементов и признаков организации хобби как вида личностной любительской инициативы.

Являясь формой креативной деятельности человека, ролевые игры дают ему не только возможность творческого самовыражения и самореализации (в качестве организатора, исполнителя, зрителя) в моделировании интересного и продуктивного досуга, но и возможность освоения новых знаний, развития толерантных взаимоотношений в коллективе, межкультурных коммуникаций и других элементов взаимодействия в социуме.

Игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. «В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией» [89, с. 86].

Широкое распространение ролевых игр во второй половине XX века связано с публикацией в 1954-1956 годах трилогии английского писателя Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» и возникновением такого субкультурного феномена, как движение толкинистов. В настоящее время ролевое движение представляет собой общность весьма разнообразную по своему социокультурному и возрастному составу: представители технической, гуманитарной и творческой интеллигенции, сотрудники коммерческих структур, социально неопределившаяся молодежь, но основную массу ролевиков составляют студенты и учащиеся старших классов.