Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1 Теоретико-методологические основы формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально культурной деятельности
1.1. Формирование национального самосознания подрастающего поколения как социально-культурная проблема
1.2. Сущность и специфика формирования национального -д самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности
1.3. Модель формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности
Опытно-экспериментальная работа по формированию национального само сознания старшеклассников средствами
2.1. Изучение сформированности национального самосознания gfi старшеклассников
2.2. Педагогическая работа по формированию национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности
Заключение 124
Список литературы
- Сущность и специфика формирования национального -д самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности
- Модель формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности
- Изучение сформированности национального самосознания gfi старшеклассников
- Педагогическая работа по формированию национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности
Сущность и специфика формирования национального -д самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности
Проблема формирования сознания и самосознания личности всегда занимала особое место в различных науках и является актуальным предметом научных исследований во всем мире. Ею заняты антропологи, историки, философы, психологи, социологи, педагоги, искусствоведы и религиозные деятели.
Ведущая роль в исследовании проблемы самосознания всегда принадлежала философии жизни (ментальности) и вероисповеданию.
Национальное сознание — совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития национально-этнической группы .
В учебнике Д.В. Ольшанского указывается, что национальное сознание значительно более рационально по сравнению с национальным характером, хотя до конца рационализируется только в теоретических формах. Национальное сознание выступает в качестве «рациональной надстройки» над национальным характером, в виде «верхнего этажа» психического склада нации, включает в себя отношение группы к различным ценностям общества,
В число основных элементов национального сознания обычно включаются осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям; способности к творчеству ради их умножения; осознание необходимости своего сплочения ради осуществления национальных интересов и успешных взаимоотношений с другими национально-этническими группами2.
Национальное сознание, как и любая форма общественно-политического сознания, представляет собой сложное, диалектически взаимосвязанное и взаимообуславливающее друг друга единство двух главных составляющих: обыденного и теоретического сознания.
Обыденное национальное сознание тесно связано с национальным характером и представляет собой в привычном понимании бытовую, повседневную национально-этническую психологию. Это — эмпирический уровень национального сознания как результат стихийного, эмпирического отражения действительности в повседневном сознании широких национальных масс.
Теоретическое сознание имеет более высокий уровень: это идеология нации, представляющая собой рационально-идеологический уровень национального сознания, являющаяся результатом отбора, систематизации и обобщения обыденных представлений, настроений, потребностей и волевых устремлений группы.
Обыденное национальное сознание — достаточно сложное по своей структуре и механизмам, многослойное и противоречивое, инерционно-консервативное и, вместе с тем, как бы «плывущее», постоянно видоизменяющееся образование.
В структуре обыденного национального сознания Д.В.Ольшанским выделяются три слоя. Во-первых, составными частями внутренней структуры обыденного национального сознания выступают повседневные потребности, интересы, система ценностей и установок, которые отражают определенный этап развития данной общности, и имеют не столько исторические, сколько конкретные, сегодняшние истоки своего происхождения.
Во-вторых, важными элементами обыденного национального сознания являются, также построенные на основе определенной системы ценностей стереотипные представления, простейшие нормы и элементарные образцы поведения, а также обычаи и традиции, имеющие как исторические, так и социальные корни.
В-третьих, существенными компонентами обыденного национального сознания выступают эмоциональные элементы и детерминированные ими формы выражения в образах, звуках, красках, совокупность которых составляет то национально-особенное в повседневной жизни, что обычно связывается с национальным характером, и исходит из него, хотя проявляется уже в национальном сознании.
Обыденное, наиболее элементарное, «первичное» национальное сознание проявляется в виде осознания людьми своей принадлежности к определенной национально-этнической группе. Национально-этнические чувства, взгляды, привычки, нормы и шаблоны поведения отражают приверженность к национальным ценностям на бытовом уровне. Они порождены, как уже говорилось в отношении национального характера, главным образом, общностью территории, языка, культуры, традиций, обычаев народа — в целом, общностью условий повседневной жизни. При всей стабильности данных факторов и, соответственно, инерционности порожденных ими компонентов массового обыденного национального сознания, ему свойственна определенная динамика, связанная с пластичностью психики человека и вариативностью способов ее реагирования на окружающую действительность.
Динамичность обыденного национального сознания представляет собой серьезную проблему — ведь именно она определяет его потенциальную «взрывчатость». Наиболее подвижными, динамичными элементами обыденного национального сознания являются потребности. Практически любые изменения в системе социальных и политических отношений ведут к изменениям в системе потребностей, порождают новые потребности, соответствующие изменившимся условиям, модифицируют старые, а также видоизменяют способы реализации старых потребностей, в силу этого меняя их характер . Новые или изменившиеся потребности могут вступать в противоречия с иными, менее подвижными элементами обыденного национального сознания, например, со старыми стереотипными представлениями, обычаями и традициями.
В результате могут возникать внутренние противоречия и психические конфликты, проявляющиеся в изменениях эмоционально-чувственной сферы. Настроения как демонстрация степени удовлетворенности потребностей являются самым подвижным компонентом обыденного национального сознания. Этот динамизм усиливается недостаточной осознанностью настроений, что ослабляет сознательный контроль над ними, хотя содержание и формы политического выражения настроений могут поддаваться в отдельных ситуациях такому контролю. В целом,
Менее подвижными компонентами, обеспечивающими стабильность и инерционность обыденного национального сознания, являются первичные, наиболее глубинные эмоционально окрашенные установки и национально-этнические стереотипы. Например, закрепившееся в поколениях и воспринятые человеком с детства враждебное отношение к той или иной «чужой» группе и соответствующее представление о ее членах могут сохраняться, подчас в скрытой, латентной форме, чрезвычайно долго. Причем часто это происходит даже вопреки очевидным фактам жизни и сознательно принятой человеком идеологической конструкции (скажем, интернационализма). И тогда возникает известный в психологии парадокс: установки и стереотипы национально-этнической враждебности не всегда проявляются в реальном поведении.
Интересные выводы получены в исследовании Е.Шлягиной и Е.М.Карлинской5, которыми изучалась этническая толерантность личности. Итогом проведенных исследований является тот факт, что в большинстве случаев мы имеем ситуацию, когда результаты, полученные на осознаваемом и неосознаваемом уровнях, находятся в противоречивых отношениях.
Модель формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности
Русская идея - христианская идея, включающая богочеловечество, то есть внутренняя и внешняя связь, духовное и материальное соединение всего конечно-человеческого и природного - с бесконечным и безусловным, с полнотой Божества через Христа в Церкви. С образованием определенных народностей в христианском мире сама церковь является не только как собрание верующих лиц, но и как братский союз в преображенном человечестве. Только собирая в себе целые народы, христианство может достигнуть полноты своего социального и универсального значения.
Но не следует путать понятие «истинной русской духовности», «истинную русскую Церковь» с официальными учреждениями, представителями которых «...являются наше церковное управление и наша богословская школа, поддерживающие во что бы то ни стало свой партикуляристический и философский характер»" .
Истинная будущность всего человечества заключается во вселенском братстве при сохранении русской самобытности и искоренении русификации и национализма. Русская идея представляет собой лишь новый аспект христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания русскому народу не нужно действовать против других наций, но с ними и для них, - в этом лежит великое доказательство, что эта идея истинная .
Большинство философов и религиозных деятелей рубежа XIX-XX веков опасались за то, что России грозит не шовинизм, а совсем иная проблема - утрата самобытности и самого существования . Главная отличительная черта русской идеи - религиозный мессианизм, наполняющий глубоким содержанием все стороны жизни общества, его историю, сознание, культуру. «Русский народ - религиозный по своему типу и по своей душевной структуре. Религиозное беспокойство свойственно и неверующим. Русские атеизм, материализм приобретали религиозную окраску. Русские люди из народного, трудового слоя, даже когда они ушли от православия, продолжали искать Бога и Божьей правды, искать смысла жизни»32.
Русские люди ставят любовь выше справедливости, и русская религиозность носит соборный характер. В русской душе можно вскрыть множество противоречий. «Россия - страна странничества и искания Божьей правды. Россия - самая небуржуазная страна в мире; в ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе. В русском народе поистине есть свобода духа, которая дается лишь тому, кто не слишком поглощен жаждой земной прибыли и земного благоустройства»33.
В России преобладает женское начало, так как главное для русского человека - земля, являющаяся второй матерью, а иногда и первой. Н.А.Бердяев противопоставляет русских немцам: русский народ - народ женственный и душевный, в противоположность мужественному немецкому народу. Тем самым, он противопоставляет германскую и русскую идеи:
усский народ должен стремиться к владению землей и оформлению ее хаотических стихий. Именно человеческое призвано господствовать над природным, а не природное над человеческим. Таким образом, черты русского характера можно перенести на историю самой России. Будучи пассивной, Россия может попасть в плен ложного национализма, страна может «плениться идеалами мирового господства, не русского по духу, чуждого славянской расе»35.
Философы выступали против резких националистических выпадов, призывая к всеобщему братству людей, главная роль в котором принадлежит именно русскому народу. С одной стороны, они выступают как патриоты, видные представители русской культуры, но, вместе с тем, они - противники различных форм русофобии.
Размышляя о русском национализме, Н.А. Бердяев приходит к еще одному противоречию в отношении России и русского сознания. Он выдвигает первый тезис: «Россия — самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Россия призвана быть освободительницей народов. Эта миссия заложена в ее особенном духе». Далее - второй тезис: «Россия - самая националистическая страна в мире, страна невиданных эксцессов национализма, в которой все национализировано вплоть до вселенской церкви Христовой, страна, почитающая себя единственной призванной и отвергающая всю Европу, как гниль и исчадие дьявола, обреченное на гибель»36.
Изучение сформированности национального самосознания gfi старшеклассников
Оргтшзационио-деятелыюстный блок. Вышеперечисленные условия организации педагогического процесса по формированию национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий позволяют осуществлять эффективное комплексное воздействие на личность через выполнение ряда социально-педагогических функций: - дидактическая, направленная на процесс закрепления и углубления знаний, практических умений и навыков; - развивающая, которая направлена на стимулирование положительных изменений в личности старшеклассника, поддержку самовыражения, обеспечение развития ученического коллектива, а также развитие творческих способностей, познавательной деятельности, волевой сферы личности и пр.98; - информационно-просветительская, направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний, характеризуется постоянством и всеобщностью"; - воспитывающая, направлена на формирование таких качеств старшеклассников, которые наиболее полно проявляются в педагогическом процессе: инициативность, коммуникативность, самостоятельность, патриотизм, гуманность, широта интересов, предприимчивость, трудолюбие, этика;
- познавательная, которая направлена на развитие психических процессов старшеклассников (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи), выступающих важнейшими компонентами любой человеческой деятельности;
Среди видов социально-культурной деятельности по формированию у старшеклассников национального самосознания выделяются: познавательная, коммуникативная, практическая, игровая, исследовательская, творческая и др.
Особую роль в настоящее время играют различные виды технологий. Технологический подход к анализу современного состояния социально-культурной деятельности предполагает выявление совокупности основных методов, приемов и способов воздействия на социально-культурные потребности, интересы и ценностные ориентации различных социальных групп с целью формирования их социально-культурной активности через погружение в социально значимую культурно-досуговую практику.
По мнению основоположников теории социально-культурной деятельности Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова «технология - это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности».
Авторы предлагают следующую классификацию технологий социально-культурной деятельности: -рекреативные и образовательные технологии; -социально-защитные технологии; -управленческие технологии (социокультурный менеджмент); -исследовательские технологии; -проектные технологии; -альтернативные (инновационные) технологии; -коммуникационные и информационно-рекламные технологии; -этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества.
Под технологией культурно-досуговой деятельности А.Д. Жарков понимает совокупность форм, методов, приемов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели. С точки зрения предметной деятельности, под культурно-досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект культурно-досуговой деятельности с целью формирования общественно-значимых качеств личности. Применение тех или иных технологий культурно-досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников. При этом он отмечает, что типологизация технологий может быть осуществлена по различным основаниям, по видам, уровням, сферам применения. Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) технологии и традиционные (ретроспективные) технологии.
Педагогическая работа по формированию национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности
В число основных элементов национального сознания обычно включаются осознанное отношение нации к ее материальным и духовным ценностям; способности к творчеству ради их умножения; осознание необходимости своего сплочения ради осуществления национальных интересов и успешных взаимоотношений с другими национально-этническими группами.
Для формирования успешного, продуктивного межэтнического диалога необходима коррекция рассогласования уровней этнической толерантности личности. Содержание неосознаваемого уровня должно быть поднято на уровень сознания.
Наиболее стабильными и консервативными компонентами обыденного национального сознания, гарантирующими его устойчивость, считаются обычаи и традиции — нормативные требования к поведению, передающиеся из поколения в поколение, и базирующиеся на наиболее глубинных установках и системе ценностей прошлых поколений, на социально-политической памяти национально-этнической группы.
Понятие «национальное самосознание» в отечественной науке используется как осознание индивидом принадлежности к определенной нации, к социально-экономической и политической общности. Но национальное самосознание имеет более сложную многоуровневую структуру, включающую историческое самосознание, историческую память, этнокультурное сознание. В основе понимания этого понятия лежит национальная идея, национальный менталитет, и оно сосуществует с другими проявлениями самосознания: сословными, конфессиональными и др.
Проанализировав вышеизложенное, нами была определена сущность формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий, определяемая как многоуровневый педагогический процесс, включающий осознание индивидом себя в качестве носителя свойств национального характера путем изучения своего происхождения и установления связи со своими культурными и национальными корнями, признание самобытности характера родной культуры, языка, национальных особенностей, менталитета и воспитание чувства национальной гордости.
Кроме того, мы определили специфику формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий, которая заключается в том, что осознание себя в качестве носителя свойств национального характера, определяющего особенности мировоззрения, жизненной позиции и отношения к действительности, происходит через изучение культурно-исторического наследия, традиционной народной культуры в процессе проведения историко-краеведческой и туристско-экскурсионной работы со старшеклассниками.
В процессе исследования было обосновано, что культуроохранные технологии представляют собой открытую, самоорганизующуюся (синергетическую) систему, способную к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, преобразованию и изменению. Эта система развивается за счет изменений, происходящих во внешней и внутренней социально-культурной среде, и детерминирована внешними обстоятельствами политического, социально-экономического и социально-культурного происхождения.
Необходимыми организационно-педагогическими условиями осуществления педагогической деятельности по формированию национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий являются: - учет специфики национального самосознания подрастающего поколения на современном этапе развития общества; - включение индивида в активную социокультурную деятельность по освоению традиционного наследия; 129 - использование культуроохранных технологий социально-культурной деятельности в педагогическом процессе; интеграция усилий школы, семьи, социально-культурных учреждений, центров культуры и досуга, общественных организаций; - разработка и реализация педагогической программы, направленной на формирование устойчивых интересов в изучении отечественных традиций и духовного наследия народа, реализацию потребностей в самосовершенствовании и самоактуализации; - сотрудничество педагога-организатора досуга как специалиста, обладающего комплексом профессиональных и личностных качеств, педагогов школы, родителей и старшеклассников; готовность педагогов и специалистов к целенаправленной деятельности по формированию национального самосознания старшеклассников; - оценка эффективности педагогической деятельности с помощью разработанного критериального аппарата, включающего критерии, показатели и уровни сформированности национального самосознания старшеклассников; - построение педагогической деятельности на основе теоретической модели, представляющей собой дидактически интегрированную систему и состоящей из ряда блоков. Решением следующей задачи стала разработка модели формирования национального самосознания старшеклассников средствами культуроохранных технологий социально-культурной деятельности.