Содержание к диссертации
стр.
ВВЕДЕНИЕ 3- 8
ГЛАВА I, ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ РЕЧЕВОГО РИТМ 9-43
1. Проблема классификации языков на тактосчи-
тающие и елогосчитающие 9-15
2. Периодичность как основное психофизиологи -
ческое свойство ритма речи 15-21
3. Собственно лингвистические свойства ритма . 22-25
4. Фонетический аспект ритма речи 26-29
5. Длительность как фундаментальная характерис
тика речевого ритма 29-41
6. Гипотеза и задачи исследования 41-43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОБСТВЕННОЙ И ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ГЛАСНЫХ
ВО ФРАЗАХ ЖТОВСКОГО ЖТЕРАЇУРН0Г0 ЯЗЫКА 44-115
1. Методика исследования 44-55
1. Отбор экспериментального материала ..... 44-51
2. Аудитивный анализ 51-51
3. Акустический анализ 52-53
4. Математико-статистический анализ экспе -
риментальных данных 53-55
2. Результаты экспериментального исследования . 56-115
1. Средняя длительность актированных и цир-
кумфлектированных долгих гласных 56-62
2. Средняя длительность ударных долгих глас
ных независимо от слогового акцента .... 62-69
3. Средняя длительность ударных кратких
гласных 69-73
4. Соотношение средней длительности ударных
долгих и кратких гласных 73-75
5. Средняя длительность долгих и кратких
гласных в безударных позициях .. 76-85
6. Соотношение средней длительности ударных
и безударных гласных 85-87
7. Средняя длительность акутированных и цир-
кумфлектированных дифтонгов 87-94
8. Соотношение средней длительности ударных
и безударных дифтонгов 94-95
9. Соотношение средней длительности ударных
и безударных гласных и дифтонгов ...... 95-101
10.Выявление временных характеристик ритми
ческой модели фонетического слова литовс
кого литературного языка I0I-II5
ГЛАВА III. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ II6-I24
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125-128
БИБЛИОГРАФИЯ 129-145
ПРИЛОЖЕНИЕ I46-I6I
Введение к работе
Настоящее экспериментально-фонетическое исследование посвящено проблеме описания ритмической структуры фонетического слова литовского языка. По своей направленности оно находится в русле лингвистических исследований, ставящих своей целью изучение ритмического строя литовского литературного языка.
Объектом настоящего исследования являются квазиспонтанные монологические фразы, в которых "сообщались" обычные, банальные факты действительности, не требующие какого либо экспрессивного отношения и которые по звучанию соответствуют нормам литовского литературного языка.
Актуальность темы диссертации обусловливают следующие факторы:
1. Возросший интерес исследователей к изучению устной фор
мы речи, а следовательно, к проблемам описания просодии фразы
и ее компонентов.
Необходимость дальнейшего исследования ритмической организации высказываний различных коммуникативных типов, что могло бы способствовать более полному описанию и раскрытию специфики речевого ритма, выявлению его взаимообусловленности и взаимодействия с акцентной и мелодической структурой высказываний в устной форме речи.
Неизученность проблемы соотношения длительности ударных и безударных слогоносителей как фактора ритма во фразовом контексте в работах по вопросам фонетики литовского языка. Поэтому можно надеяться, что дальнейшее изучение этой связи в потоке речи может способствовать более полному описанию ритмической структуры фразы и фонологи -
ческого статуса во фразовой просодии.
4. Отсутствие в литовской лингвистике экспериментальных исследований, посвященных изучению специфики речевого ритма. По проблеме ритма в литовской лингвистике написано несколько работ, в которых исследуются ритмические структуры поэтической и художественной речи. Имеется также ряд работ, посвященных описанию и объяснению ритма и метра литовской поэзии (Za~ borskaite 1970; Girdzijauskas 1966; 1967; 1978; Sauka 1974, 192-218), тщательный и глубокий обзор изучения литовского фольклорного стиха в XIX-XX веках (Sauka 1974). В области изучения ритма прозы в литовской филологии находим краткое изложение, теоретических стилистических принципов ритма прозы (Pikciiingis 19 71,254-267), исследование просодии литовской беллетристики ( Girdzijauskas 1979,160-161), несколько обзоров ПО проблемам ритма (Sa^uka 1974,192-218; Ramonaite 1980); как периферийнное явление ритм описывается при анализе стиля и поэтики художественной литературы (Kaminskas 1968, 127-129; Zalatorius 197D.
Ритм - одна из наименее разработанных и вместе с тем прагматически наиболее интересных проблем современной фонетики. Проблемы речевого ритма разрабатываются, как уже указывалось, стиховедами, литературоведами и лингвистами. По наблюдениям лингвистов, ритм является одной из важнейших просодических характеристик речевого потока.
Несмотря на большое количество работ, посвященных проблеме речевого ритма, до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной лингвистической литературе нет исчерпывающего ответа на вопрос о фонетической сущности ритма речи. Попытки лингвистов найти какие-либо надежные количественные характеристики
речевого ритма пока еще не увенчались успехом.
В новейших по времени исследованиях сделан значительный шаг на пути к установлению конструктивного фактора речевого ритма и объективных данных ритмического членения различных коммуникативных типов и видов высказываний (Дьякова 1974; Шунтова 1975; Цурбанова 1979; Антипова 1980; Федоров 1981; Князева 1981 и др.).
Перечисленные причины предопределили выбор темы и постановку цели исследования.
Целью данной работы является исследование длительности как просодического компонента ритмической структуры (двусложных и трехсложных) фонетических слов различных акцентных типов во фразах, соответствующих нормам литовского литературного языка,и выявление временных характеристик ритмической модели фонетического слова с учетом собственной просодии-1- гласных и двугласных слогоносителей, т.е. изучение длительности слогоносителей8 зависимо^^ их качества и подъема.
В связи с этим необходимо было провести сравнительный анализ временных характеристик ударных и безударных слогоносителей по следующим признакам:
а) средняя длительность актированных и циркумфлектиро-
ванных долгих гласных;
б) средняя длительность ударных долгих гласных незави
симо от слогового акцента;
в) средняя длительность ударных кратких гласных;
г) соотношение средней длительности ударных долгих и
Термин заимствован у А.Пакериса (1982а22).
кратких гласных;
д) средняя длительность долгих и кратких гласных в бе
зударных позициях;
е) соотношение средней длительности ударных и безудар
ных гласных;
ж) средняя длительность актированных и циркумфлектиро-
ванных дифтонгов;
з) соотношение средней длительности ударных и безударных
дифтонгов;
и) соотношение средней длительности ударных и безударных гласных и дифтонгов.
Для решения поставленных в работе задач были выполнены:
анализ научной литературы, относящейся к проблеме исследования;
аудитивный анализ языкового материала;
инструментально-акустический анализ экспериментальных фраз;
математико-статистическая обработка полученных данных;
лингвистическая интерпретация результатов экспериментального исследования.
На защиту выносятся следующие положения диссертации:
Ритмическая организация слова характеризуется определенными для каждого языка временными структурами речевых единиц.
Основная функция ритмической организации речи состоит в упорядочении длительности ударных и безударных слогоносите-лей по определенной модели, свойственной литовскому языку.
Временная структура фонетического слова в литовском
языке определяется соотношением длительностей его ударного и безударных слогов.
Настоящая работа, не претендуя на исчерпывающую полноту, представляет собой первую попытку исследования ритмической структуры фонетического слова во фразах литовского литературного языка.
Новым в диссертации является:
Установление соотношения длительности ударных и безударных слогоносителей как основного фактора ритмической организации слова во фразовом контексте.
Выявление временных характеристик ритмической модели фонетического слова литовского литературного языка с учетом собственной просодии гласных и двугласных слогоносителей.
Материал исследования включал 128 отдельных фраз (общий корпус экспериментального материала составил 7650 слогов), представляющих литовскую литературную речь, записанных в студийных условиях в произношении носителей языка. Запись экспериментального материала проводилось в Студии звукозаписи правления общества слепых Литовской ССР. Исследованию подвергались темпоральные характеристики слогоносителей ударных и безударных слогов.
В теоретическом плане результаты данного исследования могут быть использованы при дальнейших исследованиях временной организации литовской речи, при дальнейших изысканиях в области просодической системы современного литовского языка с целью более полного описания ритмической структуры фразы, при изучении типологии ритмической организации различных языков, для совершенствования; методики экспери-
ментально-фонетических исследований, а также будут способствовать решению некоторых теоретических вопросов, связанных с изучением акцентной структуры слова и фразы в связи с общими проблемами ритма речи.
В практическом плане результаты исследования могут найти применение в практике преподавания фонетики литовского языка, для составления пособий и учебников по фонетике литовского языка, а также при обучении литовцев русскому и иностранным языкам.
Объект и перечисленные задачи обусловили композиционное построение диссертации, которая помимо настоящего введения включает: I главу (теоретические предпосылки исследования); II главу (отбор экспериментального материала, методика проведения исследования и результаты экспериментального исследования); III главу (лингвистическая интерпретация данных эксперимента), а также выводы, библиографию и приложение.