Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеологическая маркированность речевого штампа в текстах конституций России и Германии : прагмалингвистический аспект Басенко, Гюльнара Владимировна

Идеологическая маркированность речевого штампа в текстах конституций России и Германии : прагмалингвистический аспект
<
Идеологическая маркированность речевого штампа в текстах конституций России и Германии : прагмалингвистический аспект Идеологическая маркированность речевого штампа в текстах конституций России и Германии : прагмалингвистический аспект Идеологическая маркированность речевого штампа в текстах конституций России и Германии : прагмалингвистический аспект Идеологическая маркированность речевого штампа в текстах конституций России и Германии : прагмалингвистический аспект Идеологическая маркированность речевого штампа в текстах конституций России и Германии : прагмалингвистический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Басенко, Гюльнара Владимировна. Идеологическая маркированность речевого штампа в текстах конституций России и Германии : прагмалингвистический аспект : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Басенко Гюльнара Владимировна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т].- Ростов-на-Дону, 2011.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/596

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Речевое воздействие идеологизированных речевых штампов в текстах конституций России и Германии 11

1.1. Понятие «речевой штамп» в традиционной лингвистике 11

1.2. Характерные особенности идеологизированных речевых штампов 24

1.2. Г. Социально-политическая оценочность идеологизированных речевых штампов 24

1.2.2. Идеологическая ориентированность речевых штампов 30

1.3. Прагмалингвистика и ее основные категории 35

1.4. Категория речевого воздействия в1 политической коммуникации 40

1.4.1. Политическая коммуникация на стыке разных дисциплин 40

1.4.2. Понятие речевого воздействия в лингвистике и смежных науках 43

1.4.3. Проблема эффективности речевого воздействия в психолингвистическом аспекте 48

1.5. Особенности идеологического воздействия на общественное сознание 56

1.6. Мифологизация как механизм идеологического воздействия на общественное сознание 62

1.7. Текст Конституции как объект прагмалингвистического анализа в аспекте речевого жанра «законодательный акт» 76

Выводы по первой главе 80

Глава 2. Идеологическая маркированность речевых штампов в текстах конституций России и Германии 83

2.1. Идеологически ориентированные тексты Конституций Россини Германии 83

2.1.1. Идеологически ориентированные тексты Конституций России 83

2.1.1.1. Идеологическая маркированность речевых штампов в советский период: Конституция РСФСР (1918), Конституция СССР (1924), Конституция СССР (1936), Конституция СССР (1977) 84

2.1.1.2. Идеологическая маркированность речевых штампов в постсоветский период: Конституция РФ (1993) 105

! 2.1.2. Идеологически ориентированные тексты Конституций Германии 113

2.1.2.1. Идеологическая маркированность речевых штампов в текстах Конституций Германии до Второй мировой войны: Конституция Германского Рейха (1871), Веймарская Конституция (1919) 113

2.1.2.2. Идеологическая маркированность речевых штампов в текстах Конституций Германии после Второй мировой войны: Основной Закон ФРГ (1949), Конституция ГДР (1968), Основной Закон.ФРГ (1990) 122

2.2. Сопоставительный анализ идеологической маркированности речевых штампов в текстах Конституций России и Германии 130

2.3. Перлокутивный прагмалингвистический эксперимент 134

Выводы по второй главе 146

Заключение 150

Библиография 155

Словари 173

Источники фактического материала 175

Приложения 177

Введение к работе

Реферируемая диссертационная работа посвящена исследованию речевого воздействия идеологизированных речевых штампов на общественное сознание с учетом мифологической составляющей национального менталитета на материале-текстов Конституций России и Германии. Изучение речевого воздействия проводится с позиции прагм алингвистики.

Актуальность работы обусловлена интересом лингвистов к понятию речевого штампа, а также к проблеме изучения речевого воздействия на общественное сознание при помощи мифа. Привлечение понятия мифа, основанного на архетипе, а также представление мифа в виде мифологем, способных обновляться и принимать различные формы, дают возможность декодировать сообщение отправителя текста.

Объектом данного исследования являются речевые штампы, намеренно выбираемые отправителем текста для оказания речевого воздействия на общественное сознание получателя текста.

Материалом исследования послужили тексты Конституций России и Германии. Были проанализированы: Конституция РСФСР от 1918г., Конституция СССР от 1924г., Конституция СССР от 1936г., Конституция СССР от 1977г. советского периода и Конституция РФ от 1993г. постсоветского периода, а также Конституция Германского Рейха от 1871г., Веймарская Конституция от 1919г. до Второй мировой войны и Основной Закон ФРГ от 1949г., Конституция ГДР от 1968г., Основной Закон ФРГ от 1990г. после Второй мировой войны.

Для выявления эффективности речевого воздействия идеологизированных речевых штампов на получателя текста был проведен перлокутивный прагмалингвистический эксперимент (на материале текстов Конституций России советского и постсоветского периодов) и получены данные от 100 реципиентов.

Предметом исследования является идеологическая

маркированность речевых штампов в текстах Конституций России и Германии.

Цель работы - исследовать в прагмалингвистическом аспекте идеологическую маркированность речевых штампов в текстах Конституций России и Германии с учетом мифологической составляющей национального менталитета.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. Определить понятие идеологизированного речевого штампа и
выявить его характерные особенности с позиции прагмалингвистики.

2. Рассмотреть особенности идеологического воздействия на
общественное сознание получателя текста Конституции.

3. Выделить основные национальные мифологемы и представить
форму их реализации в виде идеологизированных речевых штампов.

4. Выявить специфику идеологической маркированности речевых
штампов в текстах Конституций России и Германии.

5. Определить эффективность речевого воздействия
идеологизированных речевых штампов на получателя текста путем
проведения перлокутивного прагмалингвистического эксперимента.

Для решения поставленных задач исследования применяются следующие методы: гипотетико-дедуктивный метод, метод наблюдения, описания и сопоставления языковых фактов, метод статистического подсчета, количественный метод, метод перлокутивного прагмалингвистического эксперимента.

Методологическая основа исследования. Диссертационная работа выполнена в соответствии с диалектико-материалистической концепцией, принципами всеобщей связи явлений, категорий количества и качества, формы и содержания, причины и следствия.

Общенаучная методологическая основа исследования строится на принципе антропоцентризма, согласно которому в центре лингвистического анализа стоит личность как объект речевого воздействия.

Частнонаучную основу диссертационного исследования составили:

исследования в области лингвистической прагматики Н.Д. Арутюновой (1981, 2000), Т.В. Булыгиной (1981), В.Г. Гака (1982), Г.Г. Матвеевой (1993, 1999, 2002, 2004), Ю.С. Степанова (1981, 2000), G.N. Leech (1983).

работы по теории речевого воздействия О.С. Иссерс (2006), А.А. Леонтьева (1972), В.Ф. Петренко (1990), В.А. Рыжкова (1983), Ю.А. Сорокина (1979), И.А. Стернина (2001, 2006), Е.Ф. Тарасова (1983, 1990), Н.В. Уфимцевой (1990), Л.Л. Федоровой (1991).

исследования, посвященные изучению речевых штампов О.С. Ахмановой (1966), Ш. Балли (1961), Р.А. Будагова (1959), Г.О. Винокура (1929), Т.Г. Винокур (1980, 2000), Е.В. Гринкевич (2007), О.Л. Дмитриевой (1990), Т.М. Дридзе (1972), Г.А. Золотовой (1966), В.Г. Костомарова (1971), Н.Н. Кохтева (1968, 1985), И.В. Одарюк (2003), Д.Э. Розенталя (1974), Г.Я. Солганика (1968, 1980), А.А. Стриженко (1988), К.И. Чуковского (1967), Д.Н. Шмелева (1964), Л.П. Якубинского (1986).

труды, посвященные проблеме мифологизации общественного сознания Р. Барта (1975), А.С. Майданова (2004), И.В. Самариной (2006), Т.В. Тадевосяна (2008), Л.Г. Фишмана (2006), А. Цуладзе (2003), Н.В. Шульга (2006), К.Г. Юнга (1936,1989).

работы, посвященные изучению национального менталитета русских и немцев Н.А. Бердяева (1990), А. Вежбицкой (2001), В.О. Ключевского (1987), Г.Г. Матвеевой (1993), Е.В. Мельниковой (2006), Ю.Е. Прохорова (2007), А.А. Флаксман (2005), N.D. Gelfert (2005), J. Thiele (2004).

На защиту выносятся следующие положения:

1. С позиции прагмалингвистики идеологизированный речевой
штамп - это готовая к употреблению в типичных речевых ситуациях
речевая формула, намеренно внедряемая в коллективное подсознание
носителей данного языка и обладающая способностью осуществлять
эмоционально-оценочное воздействие на личность. Идеологизированному
речевому штампу присущ ряд характерных особенностей: идеологическая
ориентированность и социально-политическая оценочность.

2. Основными особенностями речевого воздействия
идеологизированных речевых штампов на общественное сознание в
текстах Конституций России и Германии являются: формирование единого
идеологического мировоззрения у получателя текста и сохранение
уникальных черт его национального менталитета. Исследование данного
речевого воздействия проводится с учетом мифологической составляющей
национального менталитета русских и немцев.

3. Идеологизированные речевые штампы широко представлены в
следующих национальных мифологемах: мифологема «свой - чужой»,
мифологема «национальный герой», мифологема «национальные
ценности». Они были выявлены в текстах советских Конституций (К.1918,
К.1924, К.1936, К.1977) и Конституции ГДР (К.1968). Только мифологема
«национальные ценности» представлена в Конституции РФ (К. 1993)
постсоветского периода и во всех Конституциях Германии до и после
Второй мировой войны (К. 1871, К. 1919, К. 1949, К. 1990).

4. При выявлении специфики идеологической маркированности
речевых штампов в текстах Конституций России и Германии было
обнаружено, что каждая Конституция несет в себе отпечаток конкретной
исторической эпохи и имеет свои характерные особенности. Для всех
Конституций советского периода (К. РСФСР 1918, К. СССР 1924, К.
СССР 1936, К. 1977) характерна господствующая идеология социализма,
основанная на принципе «свой - чужой». В Конституции ГДР (1968) этот
принцип не является наиболее выраженным. В Конституции РФ (К. 1993) и
во всех Конституциях Германии в отличие от первой Конституции
Германского Рейха (1871) провозглашается демократическое устройство
государства.

5. Посредством перлокутивного прагмалингвистического эксперимента для выявления эффективности речевого воздействия определялось эмоционально-оценочное отношение представителей двух поколений (старшего поколения - пенсионеры (военные в отставке) в возрасте 55 лег и старше, идеологически сформировавшиеся в СССР, и молодого поколения - выпускники общеобразовательных школ, родившиеся в постсоветский период) к идеологизированным речевым штампам в текстах Конституций России советского и постсоветского периодов. Результаты эксперимента показали, что идеологизированные речевые штампы советского периода положительно воспринимались в

основном представителями старшего поколения. На молодое поколение эти идеологизированные речевые штампы идеологического воздействия не оказали. Оценочное отношение молодого поколения зависело от оценочного компонента в составе идеологизированного речевого штампа. Идеологизированные речевые штампы постсоветского периода положительно воспринимались как старшим, так и молодым поколениями. Максимальный показатель положительного отношения был зафиксирован у представителей старшего поколения.

Научная новизна работы заключается в следующем: впервые рассматривается с позиции прагмалингвистики идеологизированный речевой штамп как форма реализации национальной мифологемы; впервые исследуется речевое воздействие идеологизированных речевых штампов на материале текстов Конституций России и Германии; впервые анализируется идеологическая маркированность речевых штампов в текстах Конституций России и Германии; впервые проводится перлокутивный прагмалинтвистический эксперимент по определению эффективности речевого воздействия идеологизированных речевых штампов на получателя текста (на материале текстов' Конституций России советского и постсоветского периодов).

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные выводы вносят вклад в теорию речевого воздействия, прагмалингвистики, культуры речи, риторики, а также формулирует ряд важных положений, значимых для сопоставительного языкознания, лингвострановедения, теории межкультурной коммуникации.

Практическая ценность работы состоит в возможности использования ее результатов в курсах по теории языка, прагмалингвистики, культуры речи, риторики, а также в спецкурсах по проблемам лингвострановедения и межкультурной коммуникации, по практике обучения иностранному языку.

Апробация материалов исследования. Основные теоретические
положения и практические результаты исследования получили отражение
в одиннадцати публикациях общим объемом 4.9 п.л., одна из которых
опубликована в издании, рекомендованном ВАК Министерства
образования и науки Российской Федерации. Результаты проведенного
исследования апробировались в докладах на Региональных и
Международных научно-практических конференциях «Личность, речь и
юридическая практика» в ДЮИ (2004, 2005, 2006, 2008, 2009гг.), на
Международной научной конференции «Вопросы теории языка и
методики преподавания иностранных языков» в ТГПИ (2007г.) и на
Международных научно-практических конференциях

«Прагмалингвистика и практика речевого общения» в ФГОАУ ПИ ЮФУ (2008, 2009гг.).

Структура диссертации определяется целями и задачами нашего исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка источников фактического материала, трех приложений.

Понятие «речевой штамп» в традиционной лингвистике

Целью данного параграфа является определение понятия речевого штампа в традиционной лингвистике и выведение с позиции прагмалингвистики понятия идеологизированного речевого штампа, необходимого для данного научного исследования.

Исследованием проблемы речевых штампов занимались многие ученые-лингвисты: Ахманова, словарь 1966; Балли 1961; Будагов 1959; Винокур Г.О. 1929; Винокур Т.Г. 1980, 2000; Гринкевич 2007; Дмитриева 1990; Дридзе 1972; Золотова 1966; Костомаров 1971; Кохтев 1968, 1985; Одарюк 2003; Розенталь 1974; Солганик 1968, 1980; Стриженко 1988; Чуковский 1967; Шмелев 1964; Якубинский 1986 и другие. Их взгляды на понятие речевого штампа были неоднозначны и порой противоречивы. Речевой штамп ставили в один синонимический ряд с лозунгом, шаблоном, клише, стандартом, экспрессемой и стереотипом. Это привело к тому, что в традиционной лингвистике «речевой штамп» приобретал широкое толкование и нуждался в четком определении. . Обратимся к трактовке речевого штампа с учетом его употребления в различных функциональных, стилях. Примем за основу типологию стилей, предложенную М.Н. Кожиной [Кожина; 1993: 74-77J. Она. выделяет пять, функциональных стилей; которые в свою очередь подразделяются на подстили:: 1) научный стиль (научный: и научно-технический); 2) официально-деловой; стиль. . (законодательный, канцелярский и дипломатический); 3); публицистический стиль (публицистический; газетный: ж. политико-агитационный);: 4) стиль художественной речи (стихотворная. речь, художественно-прозаическая драматургическая); 5) стиль разговорно-бытовой сферы общения.

Понятие «речевой штамп» в лингвистике, появилось не сразу. Ему предшествовали лозунг ИІ шаблон; Лозунг как лингвистическая единица был введенЛШ: Якубинским в 20-х годах прошлого столетия [Якубинский; 1986:: .9]. Основными свойствами лозунга автор считает его возникновение в определенный момент, в определенной обстановке, его стереотипизированный смысл и способность лозунга оказывать определенное воздействие на человека.

Воздействующая сила лозунга находит отражение, как в устных призывах авторитетных коммунистических деятелей, так и на плакатах, на красных знаменах во время шествий и манифестаций. Лозунги выступают как воздействующие инструменты агитации, достигаемой при помощи: 4 манипуляции.символами [Lasswell, 1963: 64]. Лозунгами считаются речевые знаки, имеющие экспрессивно-императивное воздействие: [Селищев, 1968: 147-148]. Эмоциональная насыщенность речи имела большое значение в революционный период. Пафос революционера, высокие идеалы братства, равенства, свободы, угрозы врага, категорические приказы в обстановке решительной- борьбы — все это находило: выражение в сопровождаемых сильной жестикуляцией и выразительной мимикой лозунгов: 1. «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!»; 2. «Мировая революция грядет ... призрак мировой революции реет над миром!»; 3. «Да здравствует Коммунистический Интернационал — вождь мирового[пролетариата!».

Потребность в лозунгах сохраняется и в послереволюционный период. Теперь; характерной особенностью? социально-языковой: жизни- считаются быстротам и интенсивность распространения: эмоционально-экспрессивных языковых выражений: Наряду с лозунгами создаются речевые шаблоны. Под речевым шаблоном понимают..-готовую,фразу, которая легко воспроизводится5 в: речи: и изгза частого повторения имеет ослабленное эмоционально-экспрессивное .значение [Селищев, 1968: 148; Чуковский, 1967: 19-21; Якубйнский; 1986: 46-50]; Потеря эмоциональной?выразительности:речевого? шаблона связана с интенсивностью распространения его в массах.. Понравившиеся» эмоционально-экспрессивные: выражения! становятся модными? и?часто употребляются- в среде советских, граждан в виде готовых речевых шаблонов:

Особенно излюбленным в период развития социализма становится . выражение «диктатура пролетариата». После свержения капитализма этот речевой шаблон является- "необходимой предпосылкой- свободы", для. большинства населения [Клаус, 1967: 50]. .. Во всех Конституциях, принятых в1 период! развития социализма, и обращенных к населению страны, использовался этот речевой шаблон:

4. Основная задача ... заключается в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата... (К. РЄФСРі; 1918); 5. Только в лагере советов, только в условиях диктатуры пролетариата ... оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет...(К. GGGP, 1924); 6. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата (К. СССР!; 1936); 7. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным (К..СССР, 1977): Шаблоны, как и лозунги, легко воспроизводимы и удобны, так как способны быстро передавать необходимую информацию. Начинается массовое их воспроизводство и употребление в разговорно-бытовой сфере общения, что приводит к ослаблению их эмоционально-экспрессивного значения.

В стиле разговорно-бытовой сферы общения шаблоны, как правило, используются людьми автоматически [Якубинский, 1986: 46-50]. Привычные речевые шаблоны «Здравствуйте», «Добро пожаловать», «Милости прості» произносятся по инерции без эмоциональных переживаний. За шаблоном люди могут скрывать свои истинные эмоции и чувства. Именно по этой причине было так много шаблонов в бюрократической речи. Она создавалась специально, чтобы прикрыть безразличное отношение к судьбам людей и вещей. Такую речь называли штампованной казенной речью [Чуковский, 1967: 21-22].

Штампованная речь с ее застывшими словесными формулами наглядно показана в гротеске И.Ильфа и Е.Петрова «Дневная гостиница». Крепкий парень вместо выполнения приказа подметать улицу бросает фразу: 8. «Пора начинать борьбу за подметание улиц!» [Ильф, Петров, 1961: 322-323]. Эмоционально значимое слово «борьба» в данном случае становится речевым шаблоном, употребляемым специально затем, чтобы уклониться от всякой борьбы. Шаблонная, штампованная речь свидетельствует не только о трафаретности мышления говорящего, но и о стремлении замаскироваться официальными фразами, готовыми казенными формулами от запросов живой действительности [Шмелев, 1964: 53-54; Золотова, 1966: 167].

Особенности идеологического воздействия на общественное сознание

В данном параграфе мы рассмотрим особенности идеологического воздействия на общественное сознание. Особое место в политической коммуникации отводится идеологии и особенностям идеологического воздействия. Начнем с рассмотрения понятия идеологии. Под идеологией понимают систему взглядов и идей, в которых выражается отношение к окружающей действительности различных социальных групп [Политология, словарь, 1993: 113-114]. Впервые термин «идеология» был введен в начале 19 века французским философом А.Л. К Дестют де Траси. Он стремился найти логические и психологические объяснения в мировосприятии и явлениях сознания. С момента своего появления понятие идеологии привлекало внимание многих ученых и политических деятелей (Р. Барт, М.М. Бахтин, А. Винер, А.Л. К Дестют де Траси, Э. Дюркгейм, В.И. Ленин, К. Мангейм, К. Маркс, К. Поппер, В.В. Панина, Л.Г. Фишман, Ф. Энгельс и др.), однако воспринималось неоднозначно.

С одной стороны, новый термин признавался. В отличие от обычного учения, идеология обладала научной рациональностью. Политическим деятелям приходилось формулировать свои идеи и предложения на понятном, рациональном языке той или иной идеологической доктрины, которая в свою очередь давала ясную картину истории, общества и мира в целом. Эта картина была рациональной, доступной пониманию масс и обязательной для политиков в качестве руководящего критерия в своих действиях.

С другой стороны, высказывалось ироническое недоверие к возможности объяснить мир человека и общества, исходя из складывающихся идей о нем. Критическое отношение к понятию идеология высказывали марксисты. По их мнению, идеология - это ложное сознание, выражающее интересы определенного класса, выдаваемые за общественные [Маркс, Энгельс, 1959: 7]. Идеология, искаженная социальными интересами, получила название «ложной идеологии». Выражается она в восприятии обществом происходящих событий под углом социальных интересов. Такое восприятие действительности является результатом ложного сознания.

Истинное и ложное непосредственно связаны в идеологии. Чтобы отличить истинное представление от ложного наряду с идеологией стали г употреблять понятие утопии [Манхейм 1994]. Утопией называли всякое политическое (и не политическое) учение, которое строилось на противопоставлении неприглядной действительности и мечты о лучшей жизни [Фишман, 2006: 77]. Идеология и утопия отличаются друг от друга разной функциональной направленностью. Идеология направлена на сохранение существующего порядка в обществе, утопия - на его разрушение.

В отличие от утопии, понятие мифа стоит рядом с понятием идеологии. Идеологию и миф не разграничивают и рассматривают как метаязыки [Барт, 1975: 175]. Метаязык - представляет собой систему, содержание которой само является знаковой системой. В связи с этим, идеологию и миф называют «вторичными семиотическими системами» или «вторичными языками».

Понятия идеологии и мифа в современном понимании представляют собой системы идей и символов, необходимые для функционирования и воспроизводства социальных институтов [Фишман, 2006: 86]. Духовным началом любой идеологии! является миф. Миф - это закодированное сообщение, в основе которого лежат структурообразующие элементы коллективного бессознательного - архетипы (см. п. 1.6.). В архетипах содержатся представления об опыте, накопленном человечеством за все время его существования. Правильно преподнесенная информация в форме мифа моментально внедряется в структуру общественного сознания. Миф воспринимается догматически на подсознательном уровне [Самарина, 2006: 47].

Социальное значение мифа заключается в его возможности играть роль «социальной склейки» общества, особенно в государствах с разнообразным этническим составом [Козина, 2005: 21-22]. Социальные мифы структурируют и упорядочивают отношения между членами общества. Они являются своеобразным мерилом и задают систему морально-нравственных координат. Использование мифологической составляющей нации в сложившейся ситуации политического процесса влияет на эффективность воздействия идеологии на общественное сознание (см. п. 1.6.).

Как мы видим, понятие идеологии неоднозначно и исследуется учеными с разных сторон. В нашем исследовании понятие идеологии рассматривается в тесной связи с мифом, где идеология - это отражение социальной действительности в виде системы взглядов, идей, концепций, а миф - закодированное сообщение (образ), обладающее символическим значением. Миф, основанный на архетипе - это код, который следует дешифровать, чтобы понять закодированное отправителем текста сообщение. Следует отметить, что отправитель не только направляет сообщение идеологического характера массовому получателю, но и при этом, оказывает на него идеологическое воздействие.

Теперь рассмотрим особенности идеологического воздействия. Одной из главных задач политической коммуникации является формирование единого идеологического мировоззрения у массового получателя путем целенаправленного воздействия на его сознание. Такое воздействие на массовое сознание в идеологическом аспекте представляет собой идеологическое воздействие. Любое целенаправленное воздействие подразумевает наличие объекта (в нашем случае - это массовый получатель текста), субъекта (отправитель текста) и цели воздействия. Цели идеологического воздействия могут быть разными, как позитивными для обеих сторон, так и приносящими преимущества только одной стороне — субъекту. Воздействие на объект со скрытым характером управления, искажением действительности и односторонней выгодой для субъекта называют манипуляцией.

В работе исследуется идеологическое воздействие отправителя текста Конституции на его получателя. И это воздействие является позитивным для обеих сторон. Позитивная роль данного идеологического воздействия заключаются в трех основных функциях идеологии: стабилизирующей, идентифицирующей и программно-перспективной [Гущин, Электронный ресурс]. Стабилизирующая функция заключается в сохранении стабильности в обществе, укреплению связей между различными социальными группами, упрочению связи «общество-человек», созданию комфортного для человека социально-психологического поля. Идентифицирующая функция направлена на осознание и поддержание отличий социальной группы или государственного образования от других. Программно-перспективная функция нацеливает социальные группы на решение важных стратегических задач, стоящих перед обществом.

Как мы видим, три функции идеологии направлены на укрепление общественных отношений между государством и его гражданами. Идеология позволяет обеспечить единство ценностных ориентации индивида и государства, а также она отождествляется с мировоззрением индивида, помогающим ему ориентироваться в окружающем социальном пространстве [Грабельников, 2001: ПО].

Позитивный характер идеологического воздействия подтверждается и идеологической (мировоззренческой) функцией Конституции. Конституция играет большую воспитательную роль, устанавливает основы взаимоотношения государства и человека, государства и общества, основанные на их взаимной ответственности, закладывает основы мировоззрения и декларирует общественные ценности [Головистикова, Грудцына, 2006: 46; Якушев, 2005: 8]. Конституция является основным законом для государства, общества и человека [Макушин, 2005: 4].

Необходимо отдельно рассмотреть объект идеологического воздействия - получателя текста. Так как текст Конституции предназначен для массового получателя, то идеологическое воздействие будет оказываться на его массовое (общественное) сознание. Воздействие на массовое сознание отличается от воздействия на индивидуальное сознание [Почепцов Г.Г., 1998: 49]. Массовое сознание — это специфический вид общественного сознания, свойственный значительным неструктурированным множествам людей («массам») [Самарина, 2006: 45]. Массовое сознание на митинге формируется стихийно и «внутри» массы [Федорова СВ., 2006: 11]. Для него характерны следующие признаки внешнего проявления: слабая способность к рассуждению, отсутствие критического духа, раздражительность, легковерие, потребность в вожде и др. [Лебон, 1995: 161].

Идеологическая маркированность речевых штампов в постсоветский период: Конституция РФ (1993)

Рассмотрим идеологическую маркированность речевых штампов во второй период - с апреля- 1985г по настоящее время [Введенская, Павлова, Кашаева, 2007: 18]. Этот период называется постсоветским и к нему относится Конституция РФ от 1993г. Для этого периода характерны существенные изменения, прежде всего, в политической жизни общества. Распад СССР и образование нового демократического государства -Российской Федерации не могли не отразиться на содержании Конституции РФ от 1993 года (далее К. 1993).

Конституция РФ (К. 1993) приобрела совершенно новые черты: отказ от социалистической модели развития, отсутствие монопольного положения КПСС в политической системе, введение новой должности Президента РФ, признание политического и идеологического плюрализма, концепции разделения властей, многообразия форм собственности, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и др. [Головистикова, Грудцына, 2006: 53-54].

В официальных названиях страны и бывших союзных республиках отсутствуют определения «советская», «социалистическая», что подтверждает отказ от социалистической модели развития. В отличие от советских Конституций, имеющих фиктивный, декларативный характер, новая Конституция приближена к действительности. Она имеет крайне сложную процедуру внесения изменений, что является дополнительной гарантией установленных в ней прав и свобод. По своей структуре и содержанию Конституция РФ близка к традиционным Конституциям развитых демократических стран.

Традиционно основными признаками демократического общества считаются: свободное волеизъявление граждан посредством голосования, принцип разделения властей, активная социальная политика государства по защите прав и свобод личности и гражданина, приоритет права в системе законодательства, легитимность (законность) институтов государственной власти и др. Наличие этих признаков в тексте Конституции РФ подтверждает ее демократический характер. Отличительной чертой Конституции РФ от Конституций других демократических государств (в политическом аспекте) является сильная президентская власть [Мартышин, 2004: 14-15]:

1. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства [К. 1993, гл. 4, ст. 80, п. 3].

2. Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях [К. 1993, гл. 4, ст. 80, п. 4].

Главными национальными ценностями в постсоветский период считаются: «единство», «равноправие», «свобода», «право», «законность», «социальные гарантии». Рассмотрим их в рамках мифологемы «национальные ценности»:

«Единство» - считается главной национальной ценностью российского народа и в постсоветский период. Стремление к единству, общности, коллективности всегда было свойственно национальному архетипу поведения русского человека [Мельникова, 2006: 34; Сергеева, 2004: 149]. Значение слова «единство» со временем не изменилось и понимается как «полное сходство, совпадение, цельность, сплоченность, неразрывность в действиях и взглядах» [Ожегов, словарь, 1990: 189; Лопатин, Лопатина, словарь, 1997: 145]. Изменились цели создания объединений, которые в отличие от советского периода имеют созидательный характер и не направлены на выражение превосходства «своих» над «чужими». Теперь образовываются: единое экономическое пространство, единая государственная и финансовая политика, единая система исполнительной власти и т.д.

В постсоветский период после распада СССР в общественном сознании россиян вновь формируется образ страны - Российская Федерация, объединяющей многонациональный народ. Новое демократическое государство выражает интересы всего народа, принимая во внимание интересы отдельных личностей и групп [Романович, 2002: 37]. Единство России скрепляет свойственный народу патриотизм, культурные традиции, общая историческая память [Путин, Электронный ресурс].

Единство как национальная ценность находит свое отражение в следующих идеологизированных речевых штампах: исторически сложивіиееся государственное единство, единство системы государственной власти, единство экономического пространства, каждый имеет право на объединение, общественные объединения, защищать целостность государства, обеспечивать целостность, гражданство является единым и равным, установление правовых основ единого рынка, единая система исполнительной власти, единая государственная политика, единая финансовая, кредитная и денежная политика, единая централизованная система, мы, многонациональный народ РФ, соединенные обшей судьбой, общее образование, совместно с другими лицами.

«Равноправие» - считается одним из основополагающих принципов конституционализма и демократии. В современном понимании этот принцип заключается в официально признаваемом равенстве всех граждан перед государством, законом и судом. Принцип равноправия впервые был выдвинут Великой Французской революцией в конце 18 века в виде лозунга: «Свобода, Равенство и Братство». На сегодняшний день представлен в Конституциях и Декларациях прав и свобод многих стран. В Конституции РФ этот принцип гарантируется государством и закрепляется в статье 19, главы 2:

3. Все равны перед законом и судом.

4. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения...

Постсоветскому периоду не характерно социалистическое стремление к всеобщей уравнительности. В сознании россиян теперь доминирует установка на приоритет равенства возможностей, а не равенства доходов и условий жизни [Горшков, 2008: ПО; Тихонова, 2006: 14].

Принцип равноправия представлен в следующих идеологизированных речевых штампах: исходя из общепризнанных принципов равноправия, основано на равноправии, равноправные субъекты РФ, нести равные обязанности, защищаются равным образом, иметь равные возможности, равный доступ, равное право, равные права и свободы, равноценное возмещение, все субъекты между РФ между собой равноправны, все равны перед законом и судом.

Перлокутивный прагмалингвистический эксперимент

Цель перлокутивного прагмалингвистического эксперимента заключается в определении эмоционально-оценочного отношения коммуникантов к идеологизированным речевым штампам в текстах Конституций России в советский (К.1918г., К.1924г., К.1936г., К.1977г.) и постсоветский (К. 1993 г.) периоды.

Речевое воздействие эмоционально-оценочного характера направлено на чувства собеседника и подразделяется по шкале оценок на положительные и отрицательные [Федорова Л.Л., 1991: 49]. Оценка, выраженная в речевом штампе, может различаться в зависимости от шкалы норм и социальных стандартов, принятых в картине мира разных социумов [Дмитриева, 1990: 106]. Решающую роль в определении оценки играет идеологическая позиция и мировоззрение носителей языка [Солганик, 1980: 9].

Посредством данного эксперимента мы определим эмоционально-оценочное отношение представителей двух разных поколений: старшего поколения - пенсионеры (военные в отставке) в возрасте 55 лет и старше, идеологически сформировавшиеся в СССР, и молодого поколения -выпускники общеобразовательных школ, родившиеся в постсоветский период. Отношение коммуникантов к идеологизированным речевым штампам будет выражаться по следующей оценочной шкале:

1. - не вызывает никакого отношения;

2. - вызывает нейтральное отношение;

3. - вызывает отрицательное отношение;

4. - вызывает положительное отношение.

С целью получения достаточного количества ответов эксперимент проводится на русском языке, на материале текстов пяти Конституций: Конституция РСФСР от 1918г., Конституция СССР от 1924г., Конституция СССР от 1936г., Конституция СССР от 1977г., Конституция РФ от 1993г. Гипотеза данного эксперимента заключается в следующем: молодое и старшее поколения по-разному реагируют на идеологизированные речевые штампы в текстах Конституций советского и постсоветского периодов. Неодинаковое отношение коммуникантов двух поколений к .речевым штампам зависит, по-нашему мнению, от их разной идеологической позиции и мировоззрения. Идеологизированные речевые штампы советского периода, целью которых является оказание идеологического воздействия в соответствии с советскими партийно-политическими установками, у молодого поколения вызовут неоднозначное отношение, у старшего поколения - нейтральное и положительное отношения. Идеологизированные речевые штампы постсоветского периода, целью которых также является оказание идеологического воздействия на получателя текста, но в соответствии с общепринятыми установками и ценностями демократического федеративного правового государства, как у молодого, так и у старшего поколений в основном вызовут нейтральное и положительное отношения.

В данном перлокутивном прагмалингвистическом эксперименте по определению оценочного отношения коммуникантов к идеологизированным речевым штампам решались следующие задачи:

1. Подготовка речевого материала.

2. Составление опросного листа.

3. Разработка требований к участникам эксперимента.

4. Проведение прагмалингвистического перлокутивного эксперимента.

5. Интерпретация полученных данных.

6. Вывод.

1. Подготовка речевого материала.

Материалом исследования послужили идеологизированные речевые штампы из преамбулы.- вступительной части Конституций советского (К. РСФСР от 1918г., К. СССР от 1924г., К. СССР от 1936г., К. СССР от 1977г.) и постсоветского (К. РФ от 1993г.) периодов. Именно в ней как самой эмоциональной части текста сконцентрировано большое количество идеологизированных речевых штампов.

Текст Конституции - это основной документ государства, обладающий высшей юридической силой. Автор текста Конституции (отправитель) неизвестен, однако, он (они) является официальным лицом и выступает от имени государства. Текст Конституции адресован всем гражданам (получатель) этого государства, независимо от их возраста, профессии и теоретической подготовки. Текст Конституции относится к речевому жанру «законодательный акт» в системе официально-делового стиля. В текстах советских Конституций (К.1918, К.1924, К.1936, К.1977) присутствуют элементы политико-агитационного жанра в системе публицистического стиля.

2. Составление опросного листа.

В опросном листе вниманию участников эксперимента представлены выбранные из текста Конституции предложения с идеологизированными речевыми штампами, (речевые штампы пронумерованы и выделены подчеркиванием). Участники эксперимента должны быстро, не задумываясь, оценить свое отношение к идеологизированным речевым штампам по четырехбалльной шкале: «1» - не вызывает никакого отношения (далее используется термин «безразличное отношение» [Ожегов, 1990: 48; БТСРЯ, 2001: 68], «2» - вызывает нейтральное отношение, «3» - вызывает отрицательное отношение, «4» - вызывает положительное отношение. Шкала оценок»представлена для зрительного обозрения в начале опросного листа. Участникам эксперимента также предлагается указать следующие данные: пол, возраст, национальность, профессия, родной язык, дата заполнения.

Похожие диссертации на Идеологическая маркированность речевого штампа в текстах конституций России и Германии : прагмалингвистический аспект