Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Понятие агональности и телевизионный дискурс 9
1.1.Атональность и её суть 9
1.1.1 . Историческая динамика понятия агональности как культурной универсалии 9
1.1.2.Понятийная структура концепта агональности 13
1.2. Особенности телевизионного дискурса 28
1.3.Специфика современной телевизионной речи 37
1.4. Телешоу как жанр телевизионного дискурса 40
1.5.Типы атональных телешоу и их функции 46
1.5.1.Теледискуссии 47
1.5.2.Телеигры 52
1.5.3.Реалити-шоу 55
1.5.4. Взаимосвязь типов телешоу и типов агональности 59
1.6.Выражение агональности в названиях телешоу 62
Выводы к главе 1 66
Глава 2. Дискурсивное проявление агональности в телешоу 68
2.1.Семиотические маркеры агональности 68
2.1.1.Типы маркеров по характеру плана выражения 69
2.1.1.1. Вербальные знаки агональности 69
2.1.1.2. Невербальные знаки агональности 84
2.1.2. Маркеры содержательных компонентов агональности 100
2.1.2.1. Маркеры противостояния 101
2.1.2.2. Маркеры противоборства 104
2.1.2.3 Маркеры атональных стратегий ПО
2.1.2.4 Маркеры победы и поражения 118
2.2.Аспекты атональности в телешоу 125
2.2.1.Ритуальность 125
2.2.2. Эмоциональность 136
2.3. Ролевая структура телешоу. Коммуникативное поведение участников телешоу. 156
2.3.1.Коммуникативное поведение соперников 157
2.3.2. Коммуникативное поведение ведущего 172
2.3.3. Коммуникативное поведение зрителей 187
Выводы к главе 2 190
Заключение 192
Литература 199
- Историческая динамика понятия агональности как культурной универсалии
- Взаимосвязь типов телешоу и типов агональности
- Невербальные знаки агональности
- Эмоциональность
Введение к работе
Массовая коммуникация является на сегодняшний день одним из главных видов общения, развитие которого отражает тенденции развития и функционирования всего социума. В тоже время телевидение, как специфический вид СМИ, является мощным воздействующим фактором на человеческий разум. Важным является анализ дискурса масс-медиа, отражающего тенденцию к состязательности в общественной жизни.
Проблема агональности разрабатывается в различных науках: в философии (Ницше, 1994; Лиотар 1998, Лосев, 1969), психологии (Самохвалов, 1994; Parker, 1984), социологии (Краснухина, 2002), экономике (Щербина, 2006), лингвокультурологии (Хейзинга, 1997; Калашникова, 2005; Акимкиыа, 2007), лингвистике (Михальская, 1996; Шейгал, 2004; Михалёва, 2004). Наиболее плодотворным представляется интегрированное междисциплинарное рассмотрение проблемы агональности.
Агональность относится к числу универсалий культуры: «Агон представляет собой универсальное качество культуры, заключающееся в состязательности, вытекающей из потребности присваивать, сделать своим иное пространство» [Калашникова, 2005, с.32]. Идея агональности является одним из возможных вариантов современного философского синтеза системности и диалектики [Ершов, 2007].
Суть агональности состоит в борьбе, состязательности, нацеленности на достижение победы. Целью агонального дискурса является установление интеллектуального превосходства, достижение морального удовлетворения (в споре), установление психологического превосходства, доминирование в межличностных отношениях, победа на выборах, в игровом шоу или в судебном заседании, влекущие за собой материальный или статусный выигрыш.
Агональное общение имеет большой удельный вес в структуре коммуникации современного общества, что обусловливает актуальность изучения данного феномена в плане его дискурсивной сущности и семиотических механизмов. Актуальность избранной темы состоит также в том, что в настоящее время лингвисты проявляют повышенный интерес к изучению дискурса, однако многие конститутивные характеристики дискурса, в частности, дискурсивные категории прагмалингвистического типа, в том числе и категория атональности, еще недостаточно полно исследованы. Кроме того, актуальность темы связана с возрастающей ролью телевидения в современном обществе и недостаточной изученностью жанров телевизионного дискурса.
Объектом исследования является дискурсивная атональность.
Предмет исследования составляет виды и способы проявления атональности в дискурсе телешоу.
В основу исследования положена следующая гипотеза: атональность представляет собой семиотическую категорию, которая эксплицируется в телевизионном дискурсе определенной системой знаковых единиц, распадается на определенные типы и взаимодействует с другими дискурсивными категориями.
Цель исследования состоит в описании феномена атональности с точки зрения его сущности, аспектов и дискурсивых условий реализации в телешоу.
Данная цель предполагает решение следующих задач: уточнить понятие атональности; установить типы атональности; определить взаимосвязь особенностей современной телевизионной речи и проявления атональности в телевизионном дискурсе; уточнить жанровую классификацию атональных телешоу и специфику проявления в них разных типов атональности; выявить семиотические средства реализации категории атональности; описать ролевую структуру атональных телешоу и коммуникативное поведение участников.
Методы исследования. Исследование выполнено с позиций современного коммуникативно-дискурсивного подхода. Исходя из поставленных в ходе исследования цели и задач, в работе используются комплекс дополняющих друг друга методов: дискурс анализ, компонентный (дефиниционный) анализ, понятийно-дедуктивный метод, описательный метод с его основными компонентами: наблюдением, сопоставлением и обобщением; контекстуальный анализ, интроспекция.
Материалом для анализа послужили 30 скриптов (17 часов звучания видеотекста) агональных российских телешоу: «К Барьеру!», «Гордон Кихот», «Закрытый показ», «Давай поженимся!», «Большие гонки», «Федеральный судья», «Дом 2», «Пусть говорят», «Культурная революция», «Кто хочет стать миллионером?», «Школа злословия», «Званый ужин».
Теоретической основой диссертационного исследования являются результаты современных зарубежных и отечественных исследований в области: — лингвистики текста и теории дискурса (Н.Д. Арутюнова, А. Н. Баранов, О. П. Воробьева, В. И. Карасик, Е.С. Кубрякова, М. Л. Макаров, А.М.Плотникова, П. Серио, Е. И. Шейгал, A. Duranti, М. Foucault, Т.Van Dijk, Z.C.Harris, J. Rendema); — семиотики и лингвосемиотики (Т.Н. Астафурова, Ю.Д.Апресян, Р.Барт, Г.Е.Крейдлин, МЮ.Лотман, Н.Б. Мечковская, А.В. Олянич, D. Chandler, J.Deely, J. Fiske, M.Ryder); эмотивной лингвистики (В.И. Болотов, Б.И.Додонов, В.В.Жура, СВ. Ионова, Н.А Красавский, О.Е. Филимонова, В.И. Шаховский, D.Goleman, СЕ. Izard, B.Volek, A.Wierzbicka); лингвокультурологии и теория коммуникации (Э. Берн, В.В.Дементьев, В. И. Жельвис, И.Н.Горелов, В. В. Красных, О.А.Леонтович, К.Ф. Седов, Г.Г. Слышкин, Й.Хейзинга, J.Storey, W. Chafe ); — теории журналистики и массовой коммуникации (А.Д. Васильев, Г. Я. Солганик, СВ. Светана, А.А. Тертычный, В.Л. Цвик, N. Fairclough, S. Hall, CR. Wright).
Научная новизна диссертационного исследования обусловлена тем, что агональность до сих пор была объектом лингвистического исследования в основном только в рамках политического дискурса. Новизна нашего подхода состоит в рассмотрении агональности в телевизионном дискурсе. Новым для теории дискурса является рассмотрение содержательной структуры агональности, выделение типов агональности, систематизация и описание семиотических маркеров агональности. Впервые выявлена связь агональности и ритуальности, дана классификация эмоций агональности, описана их семиотическая актуализация.
Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшем развитии теории дискурса в аспекте дискурсивных категорий, в разработке проблемы жанров масс-медиального дискурса, в уточнении понятийного аппарата семиотики применительно к телевизионному дискурсу.
Практическая ценность исследования определяется возможностью применения полученных выводов при разработке теоретических курсов по языкознанию, риторике, прагмалингвистике и лингвистике эмоций. Результаты, полученные в ходе исследования, могут также быть использованы в спецкурсах по журналистике и в практике работников СМИ. На защиту выносятся следующие положения:
Атональность представляет собой такой модус общения, в котором обязательно наличествуют противоборствующие стороны, добивающиеся при помощи определенных стратегий и тактик превосходства по какому-либо параметру.
По характеру ведущей интенции и прототипному речевому жанру выделяется три типа дискурсивной атональности: дискуссионная, конфронтативная и игровая. Дискуссионная атональность имеет тенденцию трансформироваться в конфронтативную под воздействием фактора личности участников. В каждом виде шоу представлены два типа атональности: дискуссионная и конфронтативная в ток-шоу и судебных шоу, дискуссионная и игровая - в игровых; в реалити-шоу имеют место все три типа атональности.
Атональность представляет собой семиотическую категорию - систему вербальных и невербальных знаков, выступающих в качестве маркеров противостояния, противоборства, стратегий, победы и поражения.
Конститутивными характеристиками атональности в дискурсе телешоу являются ритуальность и эмоциональность. К эмоциям атональности, получающим семиотическую актуализацию в дискурсе, относятся эмоции соперничества, соревнования, победы и поражения. Семиотическое обеспечение ритуальности атонального дискурса включает знаки, регламентирующие участников и процесс телешоу.
5. Ролевую структуру агональных телешоу образуют ведущий, соперники, зрители, каждый из которых выполняет определенный набор дискурсивных функций. Для коммуникативного поведения участников атонального телешоу особо значимы такие параметры, как степень конфликтности, коммуникативный самоконтроль, ориентация на собеседника, коммуникативное давление, коммуникативная оценочность.
Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на теоретических аспирантских семинарах, заседаниях кафедры языкознания ВГПУ и научно-исследовательской лаборатории «Язык и личность» (2007—2010гг.), на внутривузовской конференции профессорско-преподавательского состава ВГПУ (февраль, 2009 г.); XII, XIII региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ВГПУ, ноябрь 2007, 2008 гг.); научно-практической конференции «Антропологическая лингвистика» (Волгоградский социально-педагогический колледж, декабрь 2008 г.); научной конференции «Аксиологическая лингвистика: проблемы лингвоконцептологии и коммуникативной деятельности» (Волгоградский социально-педагогический колледж, апрель 2009 г.) ; международной научной конференции «Диалог Культур V» (Чехия, Градец-Кралове, 20-21 января 2009 г.); Второй Международной научной конференции «Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире» (Волгоград, ВАГС, февраль 2008 г.), Второй Международной научной конференции «Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования» (Москва, МГУ, февраль 2008 г.). Основные результаты работы изложены в 11 публикациях, две из которых помещены в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Объём и структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.
Историческая динамика понятия агональности как культурной универсалии
Понятие "атональное" восходит к древнегреческому слову "ayov", первоначально означавшему "собрание", "место собрания", и позднее получило значение "состязание".
Исторически агоном [греч. aycov, борьба, состязание] называлась у греков «всякая борьба или состязание, но главным образом агонами обозначались игры, происходившие по поводу религиозных или политических празднеств» [ЭСБ]. Идея состязания как важного элемента общественной жизни традиционно связывается с нашим представлением об эллинской культуре. Характеризуя специфику гомеровского общества, Ф. Ницше говорит об агональном (состязательном) воспитании, посредством которого достигалось благо и целостность общин [Ницше, 1994].
Й. Хейзинга подчеркивает, что «антитетический и агонистический базис культуры лежит в игре, которая старше и первичнее любой культуры» [Хейзинга, 1992, с. 92]. Игра-агон, в частности «спорт является отражением в игровой форме феномена доминирования, когда борьба ведется ненасильственными способами, а превосходство достигается путем соревнования в рамках установленных правил» [Минюшев, 1997, с. 172].
К древнегреческому слову «ayv» восходит и понятие «aycoviaxiKTi» (агонистика), означающее в древнегреческом языке "искусство" состязания или борьбы. Понятие «агонистика» использовалось для обозначения сферы древнегреческих общественных состязаний, имевших сакральный характер. В этом плане понятие «агонистика» близко к понятию «спорт», однако понятие «агонистика» более точно передает семантическую нагрузку древнегреческого состязания и его связи с другими формами эллинской культуры. Сакральное состязание эллинов, обозначаемое словом агон, невозможно отделить от взаимосвязи «игра - праздник - сакральное действо». Агональность - это стремление к тому, чтобы доказать своё превосходство во всех областях, поэтому греки соревновались как в физических видах спорта (Олимпийские игры), так и в поэзии и театральных постановках. Агон занимал в эллинской культуре и повседневной жизни каждого эллина чрезвычайно важное место, что нашло свое отражение и в языке эллинов, в котором область игровых состязаний и поединков обозначается словом «агон» и не совпадает с понятием «игра» в современных языках [Рекутина, 2006].
Проведенное С.А. Ромашко исследование этимологии слова agon показывает, что оно является производным от глагола ago (греч.), первоначальное значение которого «гнать скотину». Первоначально agon означал толпу собранных («согнанных») вместе людей, затем это слово стало обозначать определенную разновидность толпы — публику, зрителей, собравшихся смотреть публичные состязания-игры. «Далее слово agon стало обозначением и самих игр-состязаний разного рода: agon gumnikos «гимнастические состязания-игры», agon hippikos «конные состязания-игры», agon mousikos «мусические состязания»» [Ромашко, 2006, www].
Дальнейшее обобщение семантики состязания привело к тому, что слово agon могло уже обозначать борьбу, противоборство вообще (ср. греческое устойчивое выражение «psuldies agon» - борьба не на жизнь, а на смерть). Более конкретным случаем противоборства выступала судебная тяжба, игравшая немаловажную роль в жизни греков (ср. греческое устойчивое выражение «eis agona kathistanai tina» -привлекать кого-либо к суду). Таким образом, agon мог обозначать словесные дебаты, спор, составлявшие основу судебного разбирательства в традиции греческой демократии. Наконец, в более поздних текстах agon мог обозначать обеспокоенность, смятение духа; не исключено, что такое развитие семантики слова происходило под влиянием родственного agonia. В нашем исследовании мы хотели бы более четко развести эти два понятия.
Как отмечает С.А. Ромашко «первоначально оба однокоренных слова, agon и agonia использовались в значении «борьба, состязание, гимнастика». Далее слово agonia приобрело переносное значение, обозначающее определенное состояние души: «душевная борьба, душевное смятение, тревога», т.е. данным словом обозначалось любое состояние, связанное с любой резкой неожиданной сменой восприятия, с серьезным нарушением душевного равновесия» [Ромашко, 2006, www].Современной аналогией тому, что древние греки называли agonia. может служить понятие стресса.
Интересным для нас представляется тот факт, что решающим для последующей истории слова agonia оказалось его словоупотребление в евангельских текстах, в которых описываются последние часы Иисуса перед тем, как он был схвачен и распят. В его молении с помощью слова agonia описывается состояние человека, глядящего в глаза смерти. Данный евангельский эпизод стал известным в западноевропейской теологии как agonia Domini ("«агония Господа»). «Завершение перехода слова agonia и соответствующего понятия в общелитературное употребление в текстах на новоевропейских языках (в соответствующем фонетическом и орфографическом оформлении) происходит в барочной литературе» [Там же], а также в других направлениях литературы, значительную роль в которых играет тема смерти и предсмертного состояния. Таким образом, можно констатировать, что в XVI веке происходит семантическая дифференциация номинаций agon и agonia, последняя утрачивает сему состязательности и становится ядерным обозначением предсмертных мук.
Возникший с конца XIX в. метафорический перенос номинации агония как патологического состояния чего-либо в общественной жизни (государства, учреждения, социальной группы и т. п.), последних (конвульсивных) проявлений накануне распада, прекращения существования, активно употребляется в европейских языках и в настоящее время, являясь актуальной политической метафорой.
Развитие смыслового комплекса агон и агония от первых употреблений в текстах Гомера до новоевропейских языков происходило на протяжении почти трех тысячелетий. Это развитие представляет собой длинную цепочку соответствующих смысловых переходов: «гнать, погонять —» направлять движение — собирать в толпу — собранная толпа зрителей —»зрелище, соревнования-игры —» соревнование, борьба — борьба, напряжение, стресс — борьба с опасностью, угроза жизни — борьба за жизнь, предсмертное состояние живого существа — последние (конвульсивные) проявления чего-то, завершающая (уродливая фаза) существования чего-либо» [Ромашко, 2006, www].
На наш взгляд в рамках данной смысловой цепочки можно выделить два направления, которые четко показывают расхождение понятий «агональность» и «агония»: а) гнать, погонять — направлять движение — собирать в толпу —» собранная толпа зрителей —» зрелище, соревнования-игры — соревнование, борьба — агональность; б) борьба, напряжение, стресс — борьба с опасностью, угроза жизни — борьба за жизнь, предсмертное состояние живого существа — последние (конвульсивные) проявления чего-то, завершающая фаза существования чего-либо— агония. Как показало исследование С.А. Ромашко, в настоящее время происходит возрождение понятия агональности, ушедшее из обихода на долгий период: «ни средневековая, ни ранненово-европейская культура не обращали внимания на агональность, соревновательность как существенный момент социальной организации» [Ромашко, 2006, www]. Возрастание роли спорта в европейском обществе отразилось и в возрожденных Олимпийских играх, которые прямо отсылали к античному обычаю игр-состязаний. Так более раннее и более позднее семантическое состояние понятийного комплекса agon/agonia оказались сосуществующими в новоевропейском культурном контексте на равных правах и не без связи друг с другом. Агональность, соревновательность, конкурентность и возможность игры со смертью, жизнь как ставка в игре — явления связанные, и уже существенно отличающиеся от традиционных христианских представлений о борьбе (тяжбе) со смертью, приведших к появлению новоевропейских понятий агональности и агонии [Там же].
Взаимосвязь типов телешоу и типов агональности
Ранее в работе были выявлены типы агональности и типы атональных телешоу. Для дальнейшего анализа проявления агональности в телешоу для нас является важным определить соотношение типов агональности и типов телешоу.
Мы определяли характер данного соотношения, исходя прежде всего из того, как соотносится базовая интенция типа атональности и предназначение телешоу. Результаты анализа сведены в следующую таблицу, где (+) - минимальная степень выраженности того или иного типа атональности, (+++) - максимальная степень, (-) - отсутствие данного типа атональности в данном виде шоу.
В ток-шоу («Культурная революция», «Гордон Кихот», «К Барьеру!»), ведущим типом является дискуссионная атональность, потому что сутью данного типа телешоу является обсуждение общественно важной проблемы. Однако, в зависимости от личности ведущего («Школа злословия», «Пусть говорят»), либо приглашенных участников («Пусть говорят», «К Барьеру!»), в ходе шоу нередко происходит переход к конфронтативной агональности.
Дискуссионная агональность переключается на конфронтативную, когда участники отходят от обсуждения темы и переходят к выяснению отношений (речевой жанр «спор» трансформируется в жанр «ссора»). Характерным примером является ток-шоу «Пусть говорят»: «передача превращается в какое то сборище, балаган», «"Пусть говорят" является балаганом-представлением с базарными разборками» (http://forum. ltv.ru/index.php?showtopic=75486&st=l 00), «роль крикливого, бестактного и беспринципного ведущего не так безобидна, как кажется» (ht1p://www.echo.msk.ru/programs/tv/554833-echo/q.phtml).
В «Школе злословия» трансформация агональности происходит вследствие конфликтного типа личности ведущих: «внешне умные ведущие-стервы разоблачают скрытных и заплутавших в этом мире гостей» (http://www.ntv.ru/forums/thread.jsp?fi=4051 &ftid=390730), «подобный дуэт можно назвать «Спевшиеся стервы»» (http://www.oratorica.ru/materials_tsr/material_tsr/&id_obj_ex=:13). В судебных телешоу дискуссионная атональность проявляется в равной степени с конфронтативной. В отличие от реальных судебных заседаний, суть которых состоит в непредвзятом выяснении истины через аргументативное состязание обвинения и защиты, в постановочных судебных заседаниях телешоу необходимость удерживать интерес зрителей заставляет авторов программы делать акцент на конфликтном общение участников процесса. Ведущим типом атональности в телеиграх является игровая атональность, цель которой - получение удовольствия от игрового процесса. Конфронтативная атональность в телеиграх отсутствует, так как фрейм данного жанра не предполагает конфликтных отношений между участниками. Игра несовместима с конфликтом; если участники игры начинают ссориться, игра прекращает свое существование, утрачивается гедонистическая интенция.
В ряде телеигр участники могут вступать в полемику, отстаивая свою позицию по какому-либо вопросу: так в телеигре «Что? Где? Когда?», ведущий программы часто вступает в дискуссию с адвокатом М. Барщевским, игроки в процессе обсуждения отстаивают свою версию в программах «Брейн-ринг», «Сто к одному». Таким образом, в телеигре может иметь место дискуссионная атональность.
Ведущим типом атональности в реалити-шоу («Дом 2», «Кто Не хочет стать миллионером?», «За стеклом») является дискуссионная, которая в большинстве случаев трансформируется в конфронтативную, так как продюсеры стараются сделать данное шоу более зрелищным, провоцируя участников вступать в конфликты друг с другом. «Каждый день ведущие Ксения Собчак, Ксения Бородина и Ольга Бузова беседуют с участниками реалити шоу «Дом 2» наедине, обсуждая накопившиеся личные проблемы. Закончив работы на стройке ребята беседуют между собой на разные темы, а затем — вечером — отправляются на «лобное место», где разговаривают (с участием ведущих «Дома-2») на самые наболевшие темы. Тут дарят подарки и цветы, приглашают на свидания, разбирают и анализируют конфликтные ситуации, мирятся и расстаются, спорят, а ведущие, как правило, подводят итоги очередной дискуссионной тусовки» ("Ь11р://\ууАУ.уо1оп2:.гу/ргоо1ис1/зЬоуу/Нои5е-2Л. (выделение наше - В.Д.)
Кроме того, в ряде реалити-шоу («Битва экстрасенсов», «Последний герой») присутствует игровая атональность, так как участники объединяются в команды, проходят разные испытания, получают за выигрыш призы.
В заключение отметим, что нет ни одного типа атональных телешоу, общение в рамках которого целиком сводилось бы к какому-то одному типу агональности. Практически в каждом типе шоу представлены два типа агональности: дискуссионная и конфронтативная в ток-шоу и судебных шоу, дискуссионная и игровая - в игровых. В реалити шоу имеют место все три типа агональности.
Невербальные знаки агональности
Изучением теловых жестов занимается кинесика, понимаемая — в широком смысле слова — как наука о языке тела и его частей. Иногда кинесику отождествляют с техникой тела, включая в нее также незнаковые движения. Объектом кинесики являются мимические жесты, жесты рук, головы и ног, позы и знаковые телодвижения [Невербальная семиотика: понимать друг друга с полуслова, www].
Существует два типа невербального поведения людей: «поведение, ориентированное на достижение кооперации с партнером и поведение, направленное на доминацию в коммуникативном акте. Второй тип поведения часто бывает агрессивным, угрожающим, враждебным или воинственным, контролирующим поведение партнера и вызывающим у него стресс» [Крейдлин, 2005, с. 133]. Участникам телешоу, ориентированным на атональное коммуникативное поведение, свойственна следующая кинесика: - рубящий жест К Барьеру!» Участник резко поднимает и опускает руку ребром ладони вниз. Этот жест имитирует взмах оружием и рассматривается как необычайно выразительный и принуждающий. «Он настолько агрессивен, что воспринимается как последний аргумент, где каждое рубящее движение приходится на ключевое слово» [Рейман, 2010, с. 146]. Участник решительно доказывает свою точку зрения, убеждая соперника и ведущего, что в данной проблеме он разбирается гораздо лучше. - ладони вперед (или стоп-сигнал); «Гордон Кихот» «К Барьеру!» Данный жест символизирует призыв к тишине и порядку. Он так же выражает несогласие и не принятие точки зрения оппонента, становится знаком-просьбой остановить ложные, неверные доводы. - руки «домиком»; «Что? Где? Когда?» Данный жест является выражением лидерских качеств участника, его авторитетности. «Он олицетворяет превосходство, властность, уверенность, адекватность в принятии решений» [Рейман, 2010, с. 151]. Другой участник телеигры, А. Друзь, относится к ситуации скептически или скучает, что выражено через его жест (ладони открыты, пальцы сложены вместе, а рука создает углубление для подбородка). - жест критической оценки; Ї«К Барьеру!» Главным здесь является жест "подпирание щеки указательным пальцем", в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Покачивание головой является также выражением негативной оценки действий адресата [Григорьева, Григорьев, Крейдлин, 2001, с. 104]. - руки на бедрах; «Гордон Кихот» Данный жест является «способом расширить территорию, невербально заявив окружающим о своем присутствии» [Рейман, 2010, с. 155]. Такой знак означает попытку достичь влияния среди окружающих или «застращать конкурентов» [Там же]. Такой жест указывает на доминирующее положение жестикулирующего по отношению к адресату. Эта поза свидетельствует об агрессии. «Жестикулирующий показывает адресату, что он возмущен его действиями и готов наказать его» [Григорьева, Григорьев, Крейдлин, 2001, с. 147]. Мимика строгое лицо; «Слабое звено» Мимика ведущей программы «Самое слабое звено» - строгое, напряженное лицо, целенаправленный взгляд - создает напряженную, конфликтную атмосферу между участниками и ведущей.
Эмоциональность
Наши наблюдения над дискурсом телешоу показывают, что агональная коммуникация, как правило, протекает в состоянии эмоционального возбуждения. Этот вывод подкрепляется данными психологии спорта, свидетельствующими о том, что спортивная борьба сопровождается интенсивными эмоциональными переживаниями (Е.Н. Гогунов, 2004; Е.П. Ильин, 2008; Дж. Кретти, 2007; Р.С.Уэйнберг, Д. Гоулд, 1998).
Экспериментально-психологическими исследованиями установлено, что к числу эмоциогенных факторов относятся среди прочих такие как: соревнование, фактор новизны и необычности, необходимость выполнения сложного задания при дефиците времени, успех или неудача, присутствие других лиц, избыточная мотивация, связанная с сильной заинтересованностью участников [Фресс, 1975; Ситуации, вызывающие психическую напряжённость, www].
Все отмеченные выше факторы свойственны атональным телешоу, следовательно, есть основания полагать, что эмоциональность является конститутивным признаком агональной коммуникации в рамках телешоу.
Эмоции рассматриваются как «особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности» [Вшюнас, 1996, с. 14].
По мнению В.И. Шаховского, социологизированные эмоции языковой личности как типизированные эмоциональные отношения к миру «оязыковляются, т.е. перерабатываются, объективизируются, опосредуются языком и семантизируются в определенных языковых единицах - эмотивах (аффективах, х коннотативах), которые фиксируют и воспроизводят эти взаимоотношения коммуникантов друг с другом и с миром в эмоциональных речевых актах» [Шаховский, 1994, с. 34].
Эмоции являются особой системой сигналов, посредством которой субъект познает потребностную значимость происходящего [Леонтьев, 1984]. Положительное эмоциональное переживание возникает у участников тогда, когда их ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс. Как отмечает В.И. Жельвис, «отрицательные, мешающие стороны бытия воспринимаются человеком намного острее, чем положительные, способствующие комфорту факторы, которые обычно рассматриваются как естественные, нормальные, а потому и менее эмоциогенные» [Жельвис, 1990, с. 26].
Испытывая какую-либо эмоцию по отношению к кому-либо, мы ассоциируем её с «положительной, отрицательной или нулевой оценкой» [Noth, 1992, с. 72]. Большинство эмотивов является оценочными. Н.Д. Арутюнова пишет, что вне человека нет оценок. Оценка, в том числе и эмоциональная, является «собственно человеческой категорией», касается человека и всего того, что каким-либо способом связано с ним, «затрагивает его физическую, психическую и социальную сущность. Оценивается то, что нужно человеку; в оценку входит целиком и полностью сам человек» [Арутюнова, 1990, с. 136].
В агональных телешоу задействованы как положительные (радость, ликование, гордость и др.), так и отрицательные эмоции (ненависть, зависть, раздражение и др.). Характер выражаемых эмоций, как будет показано ниже, зависит от типа телешоу, личности участника и мотивирующих эмоциогенных факторов.
Для анализа эмоциогенных факторов, мотивирующих возникновение того или иного эмоционального состояния в ходе атонального телешоу, нам представляется
137
продуктивным использование введенного В.И. Шаховским понятия категориальной эмоциональной ситуации. «Определенная эмоция всегда вызывается какой-нибудь специфичной и абстрактной ситуацией, которую мы называем типовой ситуацией (категориальной). Например, эмоция страха обусловлена предвосхищением какого-либо зла (часто неопределенного, но часто заведомо известного и ожидаемого), так как эта эмоция может причинить горе или разрушение. А эмоциональная категориальная ситуация (далее - КЭС) тревоги связана с неопределенным злом и непредвиденными ожиданиями опасности, которые нельзя просчитать. Существует логика отношений между типовой ситуацией и эмоцией, и это соотношение делает такую ситуацию категориальной. Например, несправедливость вызывает гнев, предательство может вызвать ярость и т. д. Каждый это знает и может ожидать вслед за своим поступком соответствующую эмоцию» [Шаховский, www].
Подобный принцип (соотношения между определенными типами эмоций и вызывающими их жизненными ситуациями) положен в основу классификации эмоций, предложенной Б.И. Додоновым [Додонов, www]. Мы воспользуемся данной классификацией для анализа эмоционального аспекта агональной коммуникации. Из десяти выделенных автором групп эмоций (альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические, акизитивные) релевантными для агональной коммуникации мы считаем следующие: глорические, праксические, пугнические, гностические, гедонистические.
Рассмотрим описание данных типов эмоций у Б.И. Додонова 1. Глорические эмоции (от лат. gloria — слава). «Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет. Они возникают при реальном или воображаемом «пожинаний лавров», когда человек становится предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у него возникают отрицательные эмоции. Проявляют себя эти эмоции в чувстве уязвленного самолюбия и желании взять реванш, в приятном щекотании самолюбия, в чувстве гордости, превосходства, в удовлетворении тем, что человек как бы вырос в своих глазах» [Додонов, www]: Е. Супрун: Я специально сегодня встала пораньше, не выспалась, чтобы приготовить для него этот подарок. И мне очень неприятно, что он это не оценил. («Званый ужин» 6.08.2008) А. Вассерман: Позавидовал я, конечно, его наградам. У меня, естественно, наград не меньше, но его награды имеют, пожалуй, больший вес («Званый ужин» 6.08.2008) 2. Практические эмоции (или праксические чувства, по П.М. Якобсону). Это эмоции, возникающие в связи с деятельностью, ее успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей. Б.И. Додонов связывает их появление с «рефлексом цели», по И.П. Павлову. «Выражаются эти эмоции в чувстве напряжения, увлеченности работой, в любовании результатами своего труда, в приятной усталости, в удовлетворении, что день прошел не зря» [Додонов, www].