Введение к работе
Актуальность темы.Описание экспрессивных средств синтаксиса вляется в настоящее время вадным моментом в изученші белорусского зыка. К такого рода средствам относятся и синтаксические конструк-ии, в структуру которых включается сравнение.
Обзор и сопоставление работ, посвященных проблеме сравнения, ает основания сделать вывод, что у языковедов не наблюдается едіш-тва взглядов в понимании природы сравнительных конструкций, опре-елении границ между придаточными сравнительными частями сложного редложения и сравнительными оборотами в составе простого предложо-ия. Недостаточно четко классифицируются сами -сравнительные оборо-ы. Противоречивы взгляды исследователей" и а определении синтакси-еских. функций сравнительных оборотов в предложении.
. Необходимость исследования сравнешщ определяется такие прак-йкой использования сравнительных .конструкций в произведениях худо-ественной литературы в качестве языкового образного средства, ус-ановлешіем приемов выбора.и введения сравнения в художественный акст у разных писателей, уточнением стилистического функциониро-ания.в языке художественной литературы.
Таким образоія, актуальность данного исследования обусловлена ак задачами общетеоретического характера, так и задачами нраг.ти-еского описания сравнения.
Цель» реферируемого исследования является изучение н описание равнительных оборотов в составе простого предложения в языке сов-еменной белорусской художественной прозы путо:.і анализа п.: етрук-ури. се.ї.-ііітико-стіиііїстичоскіік и граьвлатії'іосі'.іні особенностей, аля ocTiweiiu-i уг.а.-инноіі щот стантч;я и решается следующий у.лдачи:
систематизировать сравнительные конструкции,' извлеченные из произведений современной белорусской художественной литературы;
рассмотреть способы выражения сравниваемых явлений;
провести подробный анализ и расклассифицировать сравнительш обороты в составе простого предложения по структуре, семантике, грамматическому выражению компонентов;
раскрсть характер синтаксических связей и определить синтаксические функции сравнительных оборотов в предложении;
установить принципы мотивации сравнений в языке художественных произведений ведущих белорусских писателей; '
уточнить характер стилистических функций сравнений в языке современной белорусской художественной литературы.
Методы исследования.Для решения поставленных задач в работе используется описательный метод. Он сочетается с приемами наблюдения над фактическим материалом и лингвистическим анализом текста. По мере необходимости используются элементы сравнительно-сопоставительного метода, метода трансформационного анализа, а также приемы количественного анализа материала.
Материалом исследования послужила картотека объемом свыше 10
тысяч карточек, в которой достаточно широко представлены различные
виды сравнительных конструкций, функционирующих в языке современной
белорусской художественной литературы. Внимание уделяется художест
венной литературе, так как язык художественной литературы "разно
стилен по самой своей природе,.он как бы "надстилен" и поталу явля
ется лучшим представителем,языка как такового" . Извлечение факти
ческого материала проводилось по'произведениям популярных, извест-'
ных современных белорусских прозаиков: В.Адамчика, Я.Брыля, В.Быко
ва, В.Короткевича, А.Кудравца, И.Мележа,' И.Пташникова, И.Шамякина.
Фиксировались все сравнительные конструкции, независимо от их фор-
шальной организации. В диссертации рассматривается Наиболее распро
страненны! структурный тип сравнительных; конструкций.'- конструкции .
со сравнительния обрротш. .
Научная новизна исследования^ РазнОаспектное изучение сравнительных конструкций нозволяог на только выяснить специфику сравнительных оборотов б ссвршеаида белорусском литературном языке, но и проследить, учзяжвая донные другие славянских языков (русского, украинского), обдиэ г. тдитагальиве ядл названных языков черты в функ-
Ног.:-:: "М. !;:rj':.'. :;.: i.c-'.i^. >.оят-;;і':є.-.:іл. - Минск, 1;7с*. Сій.
оішровашіїі определенного тина такій конструкции.
Синтезируя К.ІЄО.Ц1ЮСЯ данные по т&.іе работа, учитывая новий пекти ее изучения, автор конкретизирует д уточняет некоторое- ра~ з едолашшо виводи по отдслі,ні2.і вопроса;.!, а такие рассматривает изучавшиеся и не достаточно изученные в белерусистже проблеми: руктурная характеристика конструкцій: со сравнительным обороте;,!, ;ш конструкции со сравнительным обороте..*;, синтаксические функции нлїительних оборотов в предложении, условия г.ютЕвации и стилист и-гкпе іулкцпн сраваенпіі в художественна.! тексте.
Ыпактичесп-ая зі і; >ч; mam, р-.гсты. Основные результаты, в изучен-; її исследовании, іїогіт бить использованы ецснт.алвсташі при бо-', детально;! разройог;-е вопросов синтаксиса и стилистики бслоруе-іго язн;;а. Положения диссертации могут ситі. ііри!.:еньш> в нракти-прєпод;:вашія курсов современного белорусского литературного язи стилистики, лингвистического анаїиза текста, ислоліпиваиі при ;готовке спецкурсов п сгацсеииахроз в вис:шх унмпих З.-ШециННПХ публики. ч'актическип ^аіс-рпал і.юлієт иосдукктв осново:! для coanu словаря сравнении в язш'.е сьлсруссі сі. х^дсг-.есті-.оа::'.... лати).; і'-'і і Ст р у к'" ура лис се ртгл г пп ол ро дел кет ся поотаглеїшіг.л: і) иегк-'дова-задачами, лиссортацин состоит из ъводьння, трех глав и заїлп--ип. іі исследовании прилагаются таблицы. Б копне работа щлни-сії списки нснользоваїтоіі научнок литературы и источников иллгу-итинного материала с принятыми сокраіцониши. Положения диссертации, нш-юсише на защиту:
среди сравнительных конструкции, употреблаодихея ь языке пруескоіі художественной литература, наиболее продуктивны кон-укции со сравнительным обороте..!;
сравнительные обороті' различается ме.щу собоіі характером
ШІОМІІХ ОТИШОНИИ, CJ;0,HC.TBfC.Hl !ПіО,!іСІШЯ В НрСДЛОХОШЮ, ЛОКСИЧЄ-
.1 И і.іОр,ологичосіаі].і вграікеніт?.; i.uhjiohuitou;
- оор.мн морфологического выражении ро-фереша, агеїпа і; ocuo
"равнения непосредственно влшпот на ;:арактир синтаксических
Іеіі I! СШІ'.':іК()11ЧОСК.у'и !; іііаі.ш > і раїльіїолиюги '...борота В ІіреДіїО-'Ке
пнеор л уи.и'іп'блоіше сравнения і) '..иі-.сгі: ибуслаа лінаетен ...і.--іззрлшнп іь.са.иля, тії.іа'іпкоіі н К!ч;ііноіі ііаїц.ав. еіаі.ь лч і:п ічєгтва, : <>>и j іл'иок t'OL'TLiii'-aa;.'.,, н уїлалшши, ь і.отор;іх y.uu;, г и .ІЧіукіТ ІЧ'р.Лі ji'O ирчіїзне.ненпії;
ішступаз і; і.ачосі'Ьа обр.лч.<. v*- n.su..Oi>oro срс.і л'вц х; і о.....-.- :-ого )ір<п:п . спил, і , . Ji.'iit.niii - .". -:: ; і ;;іа:туиаіь Сч.нО!ч>!; (jo.:;'::;I..,
других языковых ^образных средств. Выполняет важную роль в сішсетно-композиционном1 построении художественного произведения, В этой связи сравнение занимает одно из центральных.месу в системе языковых образных средств художественной, литературы;
> стилистические функции сравнений в творчестве белорусских писателей>в большинстве случаев однородны. Вместе с тем каждому писателю свойственны свои, только ему характерные особенности в использовании сравнений. Эти индивидуальные особенности составляют отличительные-черты.его творческий манеры.
Апробация работы. Диссертация в полном объеме обсуждалась на заседании отдала современного белорусского языка и культуры речи Института языкознания им.Я.Коласа АН БССР, а также на заседаниях кафедры белорусского языка и кафедры русского и белорусского языков Могиловского государственного пединститута-им.А.А.Кулешова. Основные положения и .выводы работы апробированы на научно-теоретической конференции (Могилев, 1984), на научно-методических конференциях преподавательского состава Могилевского пединститута по итогам работы за 1986, 1986, 1987, 1989 гг. и изложены в публикациях, список которых приводится в конце реферата.