Содержание к диссертации
Введение
1. Биографические данные об авторе «Хайат-и афгани» 12
2. Произведения, послужившие Хайат-хану основой для написания исторической части «Хайат-и афгани» 18 3.Обзор афгановедческой литературы, сходной по тематике с произведением «Хайат-и афгани» 30 4.Степень научной значимости произведения «Хайат-и афгани» 38
ГЛАВА I. Историко-географическая часть произведения «хайат-и афгани» (содержание, структура и текстуальные особенности) 44
1. Историко-географический обзор Афганистана по данным «Хайат-и афгани» 44
2. Изложение Хайат-ханом доисламской истории Афганистана 78
3. История Афганистана после распространения в стране ислама по Мухаммеду Хайат-хану 97
ГЛАВА II. Народонаселение афганистана в изложении мухаммада хайат-хана 151
1. Историко-этнографическая карта Афганистана 151
2. Основополагающие сведения о генеалогических преданиях паштунских племен 182
3. История афганцев по данным генеалогических преданий, изложенных в «Хайат-и афгани» 194
Заключение 244
Примечания 257
Библиография 263
Приложение 282
- Историко-географический обзор Афганистана по данным «Хайат-и афгани»
- История Афганистана после распространения в стране ислама по Мухаммеду Хайат-хану
- Основополагающие сведения о генеалогических преданиях паштунских племен
- История афганцев по данным генеалогических преданий, изложенных в «Хайат-и афгани»
Введение к работе
Афганские или паштунские племена играют важную роль в современном мире1. Позиция паштунских лидеров оказывает заметное влияние на формирование международных отношений в Юго-Западной Азии. Политико-правовые акции современных афганских руководителей, международные контакты Республики Афганистан непосредственным образом воздействуют на развитие внутриполитической ситуации на юге РФ, на стабильность в государствах Средней Азии. От позиции вождей паштунских племен в немалой степени зависит успех борьбы с международным терроризмом и эффективность мер, направленных на недопущение распространения наркотических веществ.
Изучение исторически сложившихся этнопсихологических
особенностей паштунского общества является важной задачей, прежде
всего для понимания и прогнозирования линии поведения паштунов на
новом историко-политическом этапе развития современного Афганистана.
Анализ и оценка основных мировоззренческих ориентиров паштунов, их
жизненных приоритетов и представлений помогает лучше понять
представителей паштунского общества и оценить их возможную реакцию
на политические инициативы мировых держав. В этой связи
представляется крайне важным различать этнический и социальный
аспекты. Несмотря на ряд отличий, обусловленных проживанием на
территории разных государств, социальным положением,
индивидуальными особенностями, различной племенной
принадлежностью, подавляющее большинство паштунов (98 %) придерживается тех традиций и положений, которые непосредственно восходят к суннитскому исламу ханафитского мазхаба. Лишь некоторые паштунские племена - тори, часть племени оракзаи, большинство племени
бангаш, дзадзи (джаджи), дзадран, махмудзаи, куз-моманды - являются шиитами.
Паштунские племена в настоящее время проживают на территории двух государств - Афганистана и Пакистана. В Афганистане паштуны составляют более половины населения и расселены в основном к югу от хребта Гиндукуш. В Пакистане паштуны проживают преимущественно в северо-западных районах страны. Территория паштунских племен (историческая область Паштунистан) составляет 160 тыс. кв. км. При этом 60 тыс. кв. км. - территория Афганистана, а 100 тыс. кв. км. входит в состав Пакистана. Политическое размежевание паштунов как этнической общности произошло в 1893 г. во время правления афганского эмира Абд ар-Рахмана (1880-1901) после проведения англичанами разграничительной «линии Дюранда»2, которая разделила территорию традиционного проживания паштунских племен на две части. В результате этого разграничения часть паштунских земель оказалась в составе Афганистана, а другая часть земель попала под управление колониальных властей британской Индии (ныне совр. Пакистан). В настоящее время треть паштунских племен (афридии, шинвари, моманды, какары, вазиры, сафи и др.) разделены на две части и проживают в Афганистане и в Пакистане. Разделенных паштунских племен «немного и по своей численности они, как правило, тяготеют либо к восточной, либо к западной стороне границы» /77, с. 277/. В частности, племена таркани, моманды, афридии, вазиры и ряд других в основном проживают в Пакистане, а сафи, шинвари, хугиани - в Афганистане3 /77, с.277/.
На основании первой неполной переписи населения страны, проведенной в 1979 г. (перепись по ряду причин охватывала около 2/3 территории страны), в Афганистане число паштунов достигает 9 млн. чел. По оценкам специалистов население Пакистана на 2000 г. увеличилось до
150 млн. чел. При этом официальная статистика не дает сведений об этническом составе пакистанцев, т. к. основой национальной политики Исламской Республики Пакистан является принцип признания единой нации, основанной на духовной общности всех правоверных мусульман. Это приводит к тому, что подсчет общей численности паштунов производится исходя из языковой характеристики. По приблизительным данным, на языке пашто говорит около 25 млн. чел.: из них около 9 млн. чел. находятся в Афганистане и 16 млн. чел. - в Пакистане /46, с. 65/. Проживают паштуны также в Иране и Индии (соответственно 70 и 9 тыс. чел.). В.В. Мошкало приводит следующие сведения о численности паштунов - около 20,5 млн. чел. по оценке 1998 г. Из них 10 млн. чел. проживают в Афганистане, 9, 5 млн. чел. - на Северо-Западе Пакистана, 1 млн. чел. - в Иране, 10 тыс. чел. - в Индии /146, с. 111/. Справочник «Афганистан», помещая демографические данные по Афганистану, указывает, что «паштуны остаются самым многочисленным этносом страны» и их численность «колеблется в пределах 10-11 млн.» /28, с. 31/.
Исходя из вышеприведенных данных о численности паштунского населения, важном стратегическом значении занимаемой ими территории, и учитывая активную позицию представителей паштунского общества по многим вопросам, затрагивающим политические интересы России, следует сделать вывод о признании необходимости научных исследований, которые способствуют освещению исторического пути афганских племен и поясняют своеобразие менталитета паштунского общества. В данном контексте большое значение имеют исторические произведения афганских авторов, т. к. работы подобного рода зачастую содержат информацию не только об историческом развитии страны. Огромное значение имеет также подбор фактов, подача материала, характеристика правителей и их действий. Особую ценность представляют характеристика нравов
6 паштунов, данная самими паштунами, их представления о судьбах и историческом значении своего народа. Выбор направления исследования был определен также тем фактом, что изучение исторических источников и фольклорного материала, поясняющих этнопсихологические стереотипы поведения паштунов, имеет не только чисто теоретическое значение. Исследования подобного рода представляют ценность политического и идеологического характера, т. к. способны оказывать влияние на формирование позиций по отношению к паштунам, учитывая роль и характер международных отношений в современном мире.
Актуальность темы диссертации обусловлена потребностью в исследованиях по истории и этнографии паштунов. По этой причине первостепенной задачей является создание источниковедческой базы исследований, прежде всего, выявление новых источников на восточных языках и введение их в оборот отечественной науки. Стремлением восполнить этот пробел продиктовано настоящее диссертационное исследование, объектом изучения которого является фундаментальный труд Мухаммада Хайат-хана «Китаб-и хайат-и афгани муаллифа-йи дебти Хайат-хан», более известный как «Хайат-и афгани» («Жизнь афганцев»)4. Произведение было опубликовано в 1867 г. в Лахоре на урду. Несмотря на уникальность и обширность содержащихся в нем материалов, высокую оценку, данную этому труду востоковедами, вышеупомянутый источник по различным причинам остается малоизученным. Как правило, во всех исследовательских работах источник оценивается в качестве одного из основных по истории Афганистана, написанных в XIX в., отмечается его уникальность и фактологическая насыщенность. Однако комплексный источниковедческий анализ источника «Хайат-и афгани» не проводился, он остается непереведенным полностью ни на один из языков, неописанным и мало использованным. Все это отразилось негативным
образом на степень использования сведений, собранных Мухаммадом Хайат-ханом и на уровень разработки тех проблем, для решения которых необходимо привлекать материал «Хайат-и афгани».
Основная цель и задачи диссертации - проанализировать с источниковедческой точки зрения произведение Мухаммада Хайат-хана «Хайат-и афгани» («Жизнь афганцев»), один из ценных источников по истории, этнокультурной самобытности народов Афганистана, особенностях развития общественно-политических отношений у различных племен. Вышеприведенная цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Дать общую характеристику произведения «Хайат-и афгани»,
раскрыть его структуру и содержание, описать язык и стиль, определить
способ и характер подачи материала, комментариев Хайат-хана.
2. Собрать доступную информацию об авторе, уточнить его
социальное и имущественное положение, определить наличие иных работ
подобного рода, написанных Мухаммадом Хайат-ханом.
3. Обобщить и проанализировать отзывы исследователей,
использовавших материал источника.
Охарактеризовать дополнительную литературу, использованную в ходе работы над диссертацией.
Выявить источниковедческую базу сочинения «Хайат-и афгани».
Рассмотреть этнографическую информацию источника, описать вариант классификации паштунских племен, предложенный Хайат-ханом.
Указать основные исторические события, которые Хайат-хан осветил в своем произведении.
Определить научную значимость произведения Мухаммада Хайат-хана для изучения истории Афганистана и сопредельных стран.
Предметом данного исследования является сочинение Мухаммада Хайат-хана «Хайат-и афгани» («Жизнь афганцев»). Это произведение в наши дни не утратило своего значения и справедливо признается «одним из наиболее ценных сводов сведений XIX в. по истории и этнографии афганцев, содержит уникальные данные о родо-племенном составе и традиционных генеалогиях афганских племен, об их обычаях» /178, с.120/. В 1874 г. в Лахоре был опубликован перевод работы Мухаммада Хайат-хана на английский язык «Afghanistan and its inhabitants.Translated from the «Hayat-i Afghan»5 of Muhammad Hayat Khan by Henry Priestly»6 (переиздан в 1981 г. в Лахоре; объем работы - 324 с).
Существует перевод сочинения «Хайат-и афгани» на пашто, выполненный Фархадом Зарифи совместно с Абд ал-Латифом Талеби, изданный в Кабуле в 1370 г.х./1991 г. в трех томах с введением и примечаниями Абд аш-Шукура Рашада7. В нашем распоряжении находилось два тома (всего свыше 600 страниц, в первом томе помещены 32 родословные схемы, во втором - 50).
В основу исследования положен источник «Хайат-и афгани» на языке урду (696 с). В ходе работы привлекались переводы произведения на пашто и английский. Было проведено сравнение оригинального текста с переводами на иностранные языки. Представлял особый интерес перевод этнографических подробностей паштунского быта и нравов, сделанный для самих паштунов. Все случаи разночтений, пропусков, искажений и неточностей в переводе нами оговорены отдельно с указанием страниц источника и перевода, сноски даны по оригиналу сочинения.
Изучение истории и этнографии паштунов, а также других народов Афганистана по материалам произведения Мухаммад Хайат-хана «Жизнь афганцев» является тем более актуальным, что в настоящее время в
отечественной науке нет исследований о творчестве Мухаммад ХаЙат-хана и его произведении.
Полного перевода сочинения «Хайат-и афгани» на иностранные языки не существует. Английский перевод, выполненный Генри Пристли, представляет собой «сильно сокращенный и весьма неточный перевод» оригинала /99, с. 49/. В.А. Ромодин охарактеризовал перевод Г. Пристли как «несколько неполный» /178, с. 120/. В частности, он справедливо отметил, что переводчик полностью пропустил раздел, посвященный истории паштунского племени марватов.
Можно согласиться с мнением Абд аш-Шукура Рашада, считающего, что перевод на пашто также нельзя считать полным. Так, ряд обычаев, описанных в оригинале (например, на с. 462) пропущен переводчиками, не полностью переведены обычаи гостеприимства афганцев, искажен смысл обычая левирата у афганцев /26, т.1, с. ип/.
Источник написан на урду. Л.Р. Гордон-Полонская считала, что этот факт объясняется «насаждением англичанами в афганских землях Северо-Западной Индии урду как языка канцелярии гражданских и военных ведомств» /99, с. 49/.
Объем и характер материала «Хайат-и афгани» поставили проблему выбора основных направлений исследования источника, автор диссертационной работы посчитала целесообразным дать характеристику всего произведения, по возможности привлекая данные других источников для проверки и уточнения информации Хайат-хана.
Методическую и теоретическую основу исследования составляют принципы историзма и научной объективности, исходящей из признания первенствующего изучения конкретного источника при непредвзятом анализе фактического материала. Использованы специальные методы исторического и источниковедческого исследования: проблемно-
хронологический, системного анализа, сравнительный (компаративный), критического подхода к источнику и историографии проблемы, а также историко-кулыурологический и историко-этнологический, что способствовало, на наш взгляд, более полному раскрытию темы исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что произведение Мухаммада Хайат-хана «Хайат-и афгани» не было объектом научного изучения. В настоящее время доступ к фактическому материалу, содержащемуся в произведении, уровень и полнота использования информации, учитывая несовершенство перевода на английский и пашто, ограничен кругом лиц, владеющих урду и затрудняется недоступностью изданий, отсутствующих в библиотеках нашей страны, т. к. сочинение является библиографической редкостью. Впервые в мировой науке подготовлено специальное исследование по научному труду Хайат-хана, проведен полный источниковедческий анализ сочинения Хайат-хана, раскрыто его содержание, выявлены историко-этнографические сведения о народах Афганистана.
Объем и структура исследования. Текст диссертации состоит из Введения, двух глав, Заключения, Примечаний, Библиографии и Приложения.
Во Введении, состоящем из четырех параграфов, обоснована актуальность избранной темы, показана степень ее изученности, сформулированы цели и задачи исследования, определена научная новизна и практическая значимость работы. Во Введении помещены немногочисленные биографические данные о Мухаммаде Хайат-хане, его происхождении и службе в английской колониальной администрации. В отдельном параграфе перечислены основные источники и исследования, послужившие автору «Хайат-и афгани», по его признанию, основой для
\
11 исторической части его произведения, дан краткий обзор наиболее ценных исследований по истории афганцев, которые автор диссертации привлекала в качестве дополнительного материала для сопоставления и дополнения сведений Мухаммада Хайат-хана.
В первую главу - «Историко-географическая часть сочинения «Хайат-и афгани». (Содержание, структура и текстуальные особенности)» - включены три параграфа. Автор диссертации посчитала необходимым в данной главе поместить обзор основополагающих историко-географических данных по Афганистану из произведения Хайат-хана. В главе рассмотрены наиболее важные события истории Афганистана, перечислены знаменитые личности, сыгравшие в истории страны, по мнению Хайат-хана, особую роль. Хайат-хан разделил весь исторический период на две части, считая поворотным моментом в жизни региона распространение ислама. В главе поясняются также отношения афганских племен с различными правителями и указываются важные правительственные меры, повлиявшие на расселение паштунских племен и на судьбу различных афганских племен в целом.
Вторая глава диссертации «Народонаселение Афганистана в изложении Мухаммада Хайат-хана» состоит из трех параграфов. Отдельный параграф второй главы посвящен этноконфессиональному положению в Афганистане во второй половине XIX в. В вышеупомянутой главе помещено описание афганской версии о происхождении паштунских племен в изложении Мухаммада Хайат-хана, с привлечением ряда вариантов генеалогических преданий, зафиксированных как восточными (Ни'мат-Аллах Харави Нурзай), так и европейскими исследователями (М. Эльфинстоун, Дж. Ферье, Г. Белью, О. Кэроу). В главе освещаются основные моменты афганских генеалогических преданий, которые вызвали
особый интерес Хайат-хана; включено повествование генеалогий о предках афганцев до времени их расселения в районе Сулеймановьгх гор.
Работа содержит Примечания, включающие пояснения наиболее значимых фактов и важных терминов, встречающихся в тексте диссертации.
В Заключении содержатся основные обобщения и выводы по теме диссертации. На основании анализа произведения автор диссертации раскрывает значение источника данного исследования, описывает общие текстуальные и стилистические особенности произведения, характеризует основные фактологические сведения, содержащиеся в «Хайат-и афгани».
Приложение содержит четыре родословные схемы наиболее влиятельных паштунских племен.
Историко-географический обзор Афганистана по данным «Хайат-и афгани»
В первой части произведения «Жизнь афганцев» содержатся основополагающие сведения о физико-географическом положении Афганистана. Хайат-хан обратил внимание на тот факт, что исследователи истории Афганистана сталкиваются с проблемой уточнения территории изучения, поскольку границы афганского государства в разные исторические эпохи изменялись, и указывает названия основных политических объединений, существовавших на территории современного Афганистана в различные периоды исторического развития.
Так, Мухаммад Хайат-хан уточнил, что древнее государство индусов на территории Афганистана называлось «Балхикдис». После появления в стране иранцев, земли современного Афганистана стали известны под двумя названиями - Забулистан и Кабулистан. Греки, появившиеся в регионе в составе армии Александра Македонского, именовали эту местность «Бактрия» (по Хайат-хану, «бахтар» - измененная форма этого слова). Хайат-хан, продолжая увлекательное повествование о наименовании страны в разные века, отметил, что во времена арабских завоеваний Афганистан упоминался под двумя названиями: земли, лежащие восточнее Кабула и Кандагара до западных границ (границ с Ираном) назывались «Хорасан». Автор уточнил, что это название было дано иранским правителем Ануширваном22. Самым знаменитым городом Хорасана, по данным Хайат-хана, был Герат. Восточная часть страны именовалась «Рох», т. е. «горная страна». Хайат-хан заметил, что правитель Могольской империи Джалал ад-Дин Мухаммад Акбар (1542-1605) «во время раздела Индии на провинции эту территорию записал как провинция Кабул» /25, с. 19/. По сведениям Хайат-хана, название «Афганистан» было дано стране в XVIII в. после того, как «Надир-шах покинул этот мир, и в 1747 г. Ахмад-шах Абдали стал шахом» /25, с. 19/. Хотя, как заметил Хайат-хан, многие люди называли западную часть страны «Хорасаном» и во время написания «Хайат-и афгани». Мухаммад Хайат-хан упустил из виду ряд иных государственных образований, сложившихся на территории Афганистана. Так, на территории Афганистана в I тыс. до н. э. возникли первые политические объединения: Бактрия (совр. Балх), Харайва (совр. Герат), Маргиана (долина Мургаба), Дрангиана (совр. Зарандж), Арахозия (долина Аргандаба), Гандхара (бассейн р. Кабул). С 30-х гг. VI в. до н. э. Бактрия, Арейя, Арахосия, Гандхара и другие области, полностью или частично располагавшиеся на территории современного Афганистана, входили в состав империи Ахеменидов.
Далее автор произведения пояснил значение термина «Афганистан». Он высказал мнение, что «эту страну по той причине называют Афганистаном, что жители ее афганцы» /25, с. 19/. Хайат-хан напомнил, что названия многих стран образованы подобным образом: путем слияния наименования проживающего в ней народа и слова «стан» - «земля, место». В качестве примера он привел названия таких стран, как Хиндустан (Индия), Белуджистан, Узбекистан, Арабистан (Аравия), Инглизстан (Англия).
Переходя к пояснению границ Афганистана, Хайат-хан вновь напомнил, что границы страны неоднократно менялись на протяжении истории. Как справедливо заметил другой исследователь Афганистана П. фон Герих: «Границы страны менялись в зависимости от силы и могущества народа и династии...» /92, с. 9/. Во времена государства индусов рубежи страны Балхикдис простирались до Балха, греки расширили границы Бактрии. В эпоху иранского господства Забулистан и Кабулистан были небольшими провинциями. Территорию Роха в восточной стороне историки того времени изображают от Синда до Хасан-Абдаля. Хайат-хан заметил, что многие современные ему географы объединяли в единое целое Афганистан и Белуджистан. Он объяснил, что в своем сочинении описывает ту страну, которая под названием «Афганистан» изображена на карте и «расположена между Белуджистаном, Индией и Ираном от 30 до 36 с. ш. и от 60 до 68 в.д.» /25, с. 20/. В данное время, по уточненным данным, Республика Афганистан расположена между 20 21 и 38 30 с.ш. и 60 30 и 60 75 в.д. /28, с. 4/.
Хайат-хан кратко описывает границы страны и отмечает, что в северной части границу создают Гиндукуш и Туркестан, на западе - Фарс (Иран), к юго-западу расположен Белуджистан, к югу - Индийский океан. На востоке Афганистана находится Панджаб, который граничит с Индией. Протяженность Афганистана от р. Атток до Герата составляет 600 миль (более 965,4 тыс. км.), а ширина от гор Гиндукуша до юга Белуджистана определяется приблизительно в 500 миль (804, 5 тыс. км.). Хотя Рашад в примечании к переводу произведения на пашто заметил относительно северных пределов Афганистана, что точнее определять границу страны до р. Аму-Дарьи, а не до Гиндукуша /25, с.20/. Для сравнения приведем современные данные, так, наибольшая протяженность страны с запада на восток превышает 1350 км. (только Ваханский выступ имеет длину более 300 км.), а наибольшая ширина с севера на юг достигает более 900 км. /117, с. 8/.
Площадь страны, по данным Хайат-хана, составляет три лака23 кв. миль (482,700 тыс. кв. км.). Хайат-хан сообщил и данные о плотности населения Афганистана: на каждой миле проживает 28 человек. Таким образом, население страны достигает 84 лаков человек (8,4 млн. чел.). По современным данным, площадь Афганистана - 655 тыс. кв. км.
По наблюдениям Хайат-хана, для рельефа Афганистана характерна волнообразная поверхность, горные хребты являются естественными границами между областями. Хайат-хан заметил, что земля Афганистана плодородна, а фрукты вкусны. В дальнейшем он систематически указывал плодородие или скудость земельных угодий отдельных областей, сельскохозяйственную продукцию, прославившую описываемую область. Обращая внимание читателей на рельеф Афганистана, Хайат-хан говорит, что на севере Афганистана находится хребет Гималайских гор, который называют Гиндукушем, на юге Белуджистана в северную сторону тянется хребет Сулеймановых гор, которые называются также горами Кайса. Хайат-хан заметил, что территория страны разделена горными хребтами на две части /25, с. 20/. Уместно привести слова В. В.Григорьева: «Всматриваясь в географический характер Кабулистана, приходишь к заключению, что долины есть форма местности господствующая в этой стране, ибо занимают втрое, вчетверо большее пространство ея, нежели равнины» /170, с. 360/.
История Афганистана после распространения в стране ислама по Мухаммеду Хайат-хану
Вторая глава исторического раздела описывает сложнейший процесс исламизации страны и завершается изложением событий эпохи правления в Афганистане династии Баракзаев. В данной главе приводятся сведения о 21 исторической личности. Материал разбит крайне неравномерно. Больше внимания уделено Махмуду Газневи (998-1030), Себук-Тегину (977-997), Абу Исхаку ибн Алп-Тегину посвящено всего несколько строки. Останавливаясь на особенностях завоевания арабами территории современного Афганистана и включения страны в состав Арабского Халифата, Хайат-хан подчеркивает сложный путь распространения ислама в регионе, в котором в течение длительного времени местное население оказывало упорное сопротивление завоевателям.
Арабы, захватив территорию современного Афганистана, длительное время не могли установить прочной власти в этом регионе. Даже в X в. население Гура и Сулеймановых гор не являлось мусульманским, сохраняя свои собственные верования, описание которых отсутствует в известных письменных источниках. В Кабуле ислам не был распространен до начала XI в. Хайат-хан указал, что в 31 г.х./651-652 г. во времена третьего халифа Османа арабское войско во главе с главнокомандующим Ахнафом получило задание захватить Хорасан. По Хайат-хану, арабам удалось в небольшой промежуток времени завоевать Герат, Бадгиз, Гур, Нишапур, Балх, Туе и другие местности, повсюду распространяя ислам, назначать наместниками завоеванных территорий мусульман. Как только Абд Аллах вернулся в Аравию для совершения хаджа, «аджамский эмир Карун в 33 г. х. собрал сорокатысячное войско из Гура, Герата и других областей и поднял мятеж, чтобы вернуть независимость» /25, с. 82/.
По характеристике Хайат-хана, Абд Аллах ибн Хазем был справедливым и храбрым человеком, он разбил войско Каруна и за эту победу получил в наместничество весь Хорасан. /25, с. 83/. Хайат-хан упомянул имя Абд ар-Рахмана, который во времена вали Хорасана и Басры Зийада ибн Амиха по приказу последнего отправил войско для захвата Кабула и западной части Афганистана.
Хайат-хан сообщил интересный факт о приезде в это время в Кабул знатного араба Мухлата ибн Аби Сафара. Этому арабу удалось дойти через Пешавар в восточные области Афганистана и в Доаб, где он беспощадно боролся с противниками ислама. Хайат-хан утверждал, что Мухлат ибн Аби Сафара был первым мусульманином, распространявшим ислам в указанных областях. Кроме этого, вышеназванный «храбрый сподвижник Мухаммада захватил много людей в плен и как рабов увел их с собой» /25, с. 83/.
Стоит заметить, что Хайат-хан довольно часто в своем произведении дает лаконичные характеристики исторических лиц. Так, хаким Кабула Абу Убайд ибн Зийад был «очень сострадательным и мягкосердечным человеком» /25, с. 83/. «Хайат-и афгани» содержит историю о том, что в 72 г. х./691-692 гг. вышеназванного хакима кабульцы, поднявшие мятеж, захватили в плен. Только своевременная помощь, отправленная наместником Хорасана, спасла его. Новым хакимом Кабула был назначен Халед ибн Абд-Аллах, потомок Халеда ибн Валида Курейша. Хайат-хан добавил, что когда Халед ибн Абд-Аллах попал в немилость к наместнику Хорасана и был им отстранен от занимаемой должности, то из-за дороговизны обратной дороги в Аравию, поселился вместе со своей семьей в Зурмате. По данным Хайат-хана, племя бангаши считает этого араба своим родоначальником. (Во второй части произведения Хайат-хан привел о племени бангашей интересные сведения - 25, ч. II, с. 239-242).
Хайат-хан кратко сообщил о завоеваниях арабов в Афганистане. Во времена халифа Валида ибн Абд ал-Малика (705-715), внука Марвана, наместником Хорасана был назначен Хаджадж ибн Юсуф Сакафи -«очень даровитый, но жестокий человек» /25, с. 84/. По Хайат-хану, во времена халифа Валида в 705 г. мусульманская армия в 6 тысяч воинов дошла до Синда, захватила также Мультан и южные части восточного Афганистана, но, вероятно, как считал автор «Хайат-и афгани», на север от Декана арабы не пошли. В 652 г. арабы взяли Герат и покорили Систан, в 50-х-нач. 60-х г. VII в. совершили несколько походов из Мерва в Тохаристан и из Систана на Кабул. При попытке захватить районы Газни и Кабула арабы столкнулись с упорным сопротивлением местного населения. Исследователи предполагают, что одной из причин такого сопротивления было наличие пережитков общинно-родового строя /144, т. I, с. 220/. «Такие труднодоступные области, как Гур (в верховьях р. Герируд) и Сулеймановы горы, оставались непокоренными, хотя с юга арабские завоеватели близко подошли к землям афганских племен, овладев Синдом с моря в годы правления халифа Валила (705-715) и распространив свою власть до Мультана» /144, т. I, с. 220/.
Хайат-хан сделал вывод, что во времена династий Омеййадов (661-750 гг.) и Аббасидов (750-1258 гг.) западные области Афганистана находились в их подчинении, но не существует доказательства длительной и постоянной власти арабов в восточных землях страны, хотя они совершали военные экспедиции в указанные районы и грабили местное население. Далее Хайат-хан рассказал об Исмаиле Самани (ум. 907 г.), который был одним из наместников, уклонившихся от подчинения багдадскому халифу.
Хайат-хан сообщил, что Исмаил Самани, будучи наместником Хорасана и Мавераннахра в 279 г. Х./892 г. захватил Кабул, Кандагар, Забул и Газни. Автор «Хайат-и афгани» уточнил, что династия, основанная Исмаилом, известная в истории как Саманиды, правила в западном Афганистане в течение 90 лет, а восточные области страны в указанный период находились во владении раджи Лахора. Завершая небольшое повествование об основателе династии, Хайат-хан заметил, что столицей государства Исмаила Самани была Бухара. Как известно, в Бухаре находится усыпальница Саманидов - великолепный памятник средневековой архитектуры Средней Азии.
Основополагающие сведения о генеалогических преданиях паштунских племен
Историю собственно афганцев в изложении Хайат-хана можно разделить на две части. Источниковедческой базой для изложения древней истории послужили данные паштунских генеалогий. Хайат-хан подошел к проблеме как исследователь, относился к данным генеалогий критично, пытался проверить информацию, используя другие источники. В первую очередь его интересовали сведения еврейских источников.
Прежде чем перейти к вопросам исследования афганских генеалогий необходимо сделать несколько замечаний. К настоящему времени ни в отечественном, ни в зарубежном афгановедении важная работа по изучению и систематизации генеалогических преданий не проводилась. Данные родословных записей частично привлекались исследователями, но материал родословий не был предметом комплексного изучения. Исследование информации генеалогий, как писал в 1954 г. И.М. Рейснер, «носило эпизодический характер и не сопровождалось всесторонней научной критикой и сопоставлением свидетельств всех имеющихся источников» /166, с. 32/. С тех пор положение в изучении генеалогий мало изменилось.
Учитывая актуальность темы, объем и характер материала, автор настоящей работы счел целесообразным предварить исследование афганских генеалогий, предпринятое Хайат-ханом, небольшим очерком об изучении генеалогий афганцев.
Изучение записей генеалогий имеет большое научное и несомненное политическое значение, учитывая современные исторические реалии. Огромный интерес генеалогические предания представляют для специалистов в области фольклористики, этнографии, археологии, этнической антропологии, лингвистики, демографии, истории культуры. Традиционные генеалогические предания играют важную роль при изучении проблем этногенеза и этнокультурных связей, получивших отражение и в родословных. Причина кроется в том, что именно источники данной категории показывают, как сам народ объясняет свое происхождение, указывает пути миграций, расселение на этнической территории, поясняет исторические связи и контакты с другими народами, оказавшими влияние самого разного рода. Значение генеалогий отмечал Н.А. Аристов, который указывал на трудности изучения исторического развития Афганистана, когда исследователи сталкиваются с проблемой нехватки источников, и, прежде всего, с недостатком лингвистического, археологического и антропологического материала. Однако «родовой быт, в котором авганский народ пребывает с глубочайшей древности, имеет некоторые принадлежности, могущие в известной степени восполнить отсутствие исторических данных относительно этнического состава этого народа и его племен. Я разумею генеалогические сказания, в которые у живущих в родовом быте народов отливаются их сведения и представления о происхождении племен и их делений или ветвей» /58, с. 455/.
Поскольку данные генеалогий нуждаются в сопоставлении с информацией смежных научных дисциплин, то основа методики работы над генеалогическими преданиями - сопоставление источников, сравнение. Н.А. Аристов заметил, что «... авганские генеалогические народные предания могут быть ценным источником для выяснения происхождения племен и их ветвей, если относиться к ним с надлежащею критикою и пользоваться известными их особенностями» /58, с.455/.
Исследование информации генеалогий дает возможность вскрыть особенности, формы и методы племенного управления у паштунов на различных этапах исторического развития. Кроме обычных сведений родословного и бытового характера записи афганских генеалогий содержат информацию по географии и топографии страны, ее экономическом и политическом прошлом и нередко могут дать ответ по целому ряду вопросов исторического развития паштунского общества.
Генеалогические предания паштунов, восходящие к фольклору и существовавшие первоначально в устной форме, а с XVII в. в письменной, в традиционном историческом сознании «составляют важнейшую часть этногенетических представлений народа» /94, с. 180/. Г.Ф. Гире привел слова афганского историка Мухаммада И. Атаи о том, что в паштунском обществе «каждый представитель ... племени, рода, клана или иного объединения должен знать досконально и наизусть соответствующие племенные генеалогии, чтобы подтвердить свою собственную родовую принадлежность» /цит. по: 94, 180-181/. Атаи продолжил: «К тем лицам, которые игнорируют подобного рода фольклорные установления, относятся с подозрением, даже в такой степени, что принимают их за посторонних, чужаков» /Там же/. М. Эльфинстоун отмечал, что каждый афганец знает не только имена шести-семи своих предков в восходящей линии, но иногда может назвать предков до седьмого колена и у посторонних людей /213, т. I, с. 328/.
Знание родословного древа имело для афганцев первостепенное значение, поскольку происхождение определяло статус паштуна в обществе, его право на владение земельным участком. Часто в соответствии с родовым древом происходило распределение водных ресурсов. По этой причине в афганской общине большую роль играл «дум» или «ашуг» - человек, знающий наизусть родословную племени, его подразделений, родов, семей, всех членов общины. Дум также выступал в качестве связующего лица при земельных спорах между общинниками.
Община наделяла думов землей на условиях наследственного пользования /166, с. 206/. Автор диссертации видела свою основную задачу в том, чтобы, используя материал сочинения «Хайат-и афгани», представить и проанализировать данную Хайат-ханом историко-этнографическую характеристику паштунов как этноконфессиональной общности. Заметим, что паштунские племена не однородны. В племенах есть существенные различия, что проявляется не только в физическом типе людей, но и в системе управления племенем.
Паштуны разделяются на племена, которые, в свою очередь, разделены на многочисленные роды (хели). По А. Ниалло, «схема этого разделения чрезвычайно сложна, ибо в его основе лежат различные элементы» /148, с. 101/. Сведения об афганских племенах и их подразделениях достаточно многочисленные, несмотря на противоречивость этих сведений «попытка общей классификации племен возможна» /168, с. 51/.
История афганцев по данным генеалогических преданий, изложенных в «Хайат-и афгани»
Вторая часть произведения «Хайат-и афгани» начинается с главы под названием «Причина наименования «афган», «патан» и «пахтун». (25, с. 165). Однако значение указанных этнонимов объясняется позже; здесь автор рассуждает о реальной возможности составить подлинную генеалогию афганцев и возвести ее к Йахуду сыну Йакуба. Автор приводит результаты собственного исследования, проведенного им с целью понять истинность генеалогических преданий /25, с. 170-183/. В текст исследования вставлен в качестве полемики с одним из спорных пунктов генеалогий ранее заявленный материал о значении слов «патан» (с. 170), «пахтун» (с. 171) и «афган» (с. 172). Относительно слова «патан» автор оговорился, что хотя достоверных сведений не существует, однако нет никаких сомнений, что основа этого слова индийского происхождения. Далее Хайат-хан ссылается на «Тарих-и Фиришта», где говорится о том, что во времена мусульманских правителей афганцы впервые прибыли в Индию, они поселились в местности Батана, именно по этой причине население Индии называет их «патхан» (25, с. 170).
Хайат-хан объясняет основы языка пашто (25, с. 184-186). Исследователь утверждает, что пашто родственен с «современным персидским, пехлеви и зендским» (25, с. 184). Относительно лексического состава пашто Хайат-хан заметил, что «тот, кто в какой-то степени знаком с этим языком, согласятся с тем мнением, что в этом языке существует большое количество слов персидского языка, измененные и некоторые неизмененные в произношении». Далее Хайат-хан говорит о связях с паштунами Халеда ибн Валида, считая полностью ошибочным мнение, будто он был по происхождению евреем и являлся родоначальником афганцев /25, с. 187-188/. Здесь Хайат-хан ссылается на мнение авторитетного ученого М. Эльфинстоуна, который говорил о существовании в афганской среде разнообразных легенд о происхождении афганцев и упоминал в своем «Отчете о Кабульском королевстве...» разные варианты, в том числе и версию о происхождении афганцев от коптов Египта. Хайат-хан еще раз повторяет, что исторических документов о Кайсе Абд ар-Рашиде не существует, есть только народные предания, которые сообщают о женитьбе Кайса на дочери Халида ибн Валида и о рождении трех сыновей Сарбани, Батани и Гургушт, родоначальников всех паштунских племен. Автор повторяет неоспоримый факт, говорящий о единодушном мнении: предки афганцев первоначально поселились в Гуре, затем мигрировали в Сулеймановы горы.
Данная глава диссертации об истории афганцев на основе генеалогических преданий по сочинению Мухаммеда Хайат-хана «Жизнь афганцев» преследует несколько целей. Во-первых, изложить генеалогические предания паштунских племен (точнее, предков тех племен, которые сейчас известны как паштуны или афганцы). Во-вторых, при освещении истории афганцев установить в хронологическом порядке основные события историко-политической жизни по сведениям генеалогических преданий. В-третьих, сравнить генеалогии, изложенные Хайат-ханом с данными генеалогических преданий, зафиксированными другими авторами - Г. Белью, М. Эльфинстоуном, Дж. Ферье, Ни мат Аллахом (в переводе Б.А. Дорна и Н. Роя).
В данной главе исследуется подробным образом мнение Хайат-хана о достоверности сведений генеалогий. Автор «хайат-и афгани» выделил основные, на его взгляд, спорные утверждения генеалогических записей. Автор диссертации анализирует выводы Хайат-хана о достоверности сведений генеалогий. Во главе рассматриваются основные доводы в пользу известной гипотезы о возможности переселения части еврейских общин, находившихся в восточных районах Ирана и в Хорасане, на территорию современных Афганистана и Пакистана.
Генеалогические предания паштунских племен, зафиксированные в письменном виде различными авторами, дополняя друг друга и уточняя ряд сведений, воссоздают достаточно полную картину происхождения афганцев. Часть генеалогий начинает историческое повествование со времен Адама, прослеживая связь Кайса - прародителя афганцев с первым человеком. Другая часть преданий (в том числе предания «Хайат-и афгани») историю афганцев ведет со времени возведения Саула на царствование, упоминает о деяниях и пророчествах Ишмуила (библ. Самуила). Однако иногда в сюжет вплетают рассказы о более раннем периоде истории, например, исходе евреев из Египта, подробное описание Ковчега Завета.
Нам представляется удобным, соединив воедино, по мере возможности, различные варианты генеалогических преданий, описать афганскую версию о происхождении паштунских племен в изложении Мухаммада Хайат-хана, а затем указать на наиболее явные расхождения афганского текста с общеизвестными данными библейской истории.
Заметим, что афганское изложение библейской истории от Адама до Саула, в целом, не противоречит общеизвестной мусульманской версии. Поскольку для исследования нашей темы представляет интерес, прежде всего, фигура Саула, который, как было замечено, по представлениям афганцев, приходится дедом Кайсу Патану, необходимо подробно остановиться на изображении данного периода истории (времен Саула) в изложении афганских генеалогий.
По свидетельству афганских генеалогических преданий, у Йакуба от двух жен и двух наложниц было двенадцать сыновей, от которых произошли двенадцать племен (колен), названных «Дети Израиля», «по прозвищу Иакуба - Израиль, которое Бог дал Йакубу» /22, с Л 0/. Афгана, по одной версии, является потомком по прямой линии от старшего сына Иакуба, Иахуда. «Из двенадцати сыновей хазрата Иакуба старшего сьша звали Йахуд, от Иахуда в пятом поколении родился Саул, который стал царем евреев» /22, с. 10/. Другие варианты генеалогий говорят о происхождении Афгана из колена Вениамина.
По данным преданий, приведенных Хайат-ханом, когда Саул раскаялся в своих грехах и решил участвовать в сражении с неверными, чтобы стать шахидом (мучеником), он передал власть Дауду (библ. Давид). Он также поведал своему преемнику, что две его жены в гареме ожидают потомства. Другие варианты генеалогий уточняют, что обе женщины принадлежали к колену Левия /22, с.23; 203, с.51/. У них появятся на свет (Ни мат Аллах уточнял, что по пророчеству Исмуила) два младенца мужского пола, которым суждено совершить великие дела, а храбрость их останется в памяти людей до дня Страшного Суда. По численности племена-потомки двух этих младенцев - сыновей Саула, будут превосходить все другие племена на обитаемой части земли. Вскоре Саул вместе со своими десятью сыновьями после сорока дней жестокой битвы с язычниками «испил глоток мученичества, освободившись от постоянных мук и достигнув вечного блаженства» /22, с. 23/