Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Джурабаев Джамшед Хабибуллаевич

Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках
<
Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Джурабаев Джамшед Хабибуллаевич. Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках: диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.09 / Джурабаев Джамшед Хабибуллаевич;[Место защиты: Институт истории, археологии и этнографии им.А.Дониша АН РТ].- Душанбе, 2014.- 423 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Политичекая история Бухарского эмирата во второй половине XVIII в. в исторических источниках

1.1. Бухарское ханство в первой половине XVIII века.

1.2. Приход к власти мангытов .

Глава II. Социально - экономическое положение Бухарского эмирата во второй половине XVIII в. в письменных источниках .

2.1. Землевладение, сельское хозяйство и ремесленное производство.

2.2. Денежное обращение и налоговая система

2.3. Внутренняя и внешняя торговля

Глава III Отражение политического положения Бухарского эмирата первой половины XIX в. в источниках .

3.1. Отражение политической истории.

3.2. Политико-административное управление и военное устройство Бухарского эмирата .

3.3. Внешнеполитические связи Бухарского эмирата. Усиление англо –русского соперничества в регионе.

Глава IV. Социально –экономическая жизнь (первая половина XIX в.

4.1. Состояние сельского хозяйства.

4.2. Ремесленное производство .

4.3. Налогооблажение.

4.4. Торговые отношения.

Глава V. Материальная и духовная культура Бухарского эмирата во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. в письменных источниках

5.1. Архитектура и строительное дело.

5.2. Искусство.

5.3. Состояние образования и науки.

5.4 Литература таджикского народа.

Заключение

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы. После распада СССР, в условиях укрепления подлинного государственного суверенитета, обращение к прошлому, возрождение исторической памяти народа, и на этой основе создание соответствующего простора для национального самосознания занимает особое место в официальной политике Республики Таджикистан. «В процессе возрождения нашего национального самопознания, - указывает Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, - некоторые люди считали, что мы чрезмерно обращаемся к своей истории и прошлому. Не стоит забывать, что если мы глубоко не изучим свое прошлое, реально не оценим сегодняшние процессы, то не сможем определить верный путь своего дальнейшего развития.

Коль основы нашего национального самопознания серьезно пострадали, наш народ несколько отошел от своей самобытности, этап возрождения исторической памяти нации и национального самопознания становится важной как национально-исторической так и государственно-политической необходимостью».

Именно в связи с проведением политики суверенизации, таджикская историческая школа начала относиться к перечисленным выше вопросам с повышенным интересом. Ибо независимость поставила перед научным сообществом новые задачи.

История политической, социально-экономической культурной жизни Бухарского эмирата второй половины XVIII –первой половины ХIХ вв. – поучительная страница прошлого нашего Отечества. В истории Средней Азии особое место принадлежит Бухарскому эмирату (с 1785 года Бухарский эмират), государству со второй половине XVIII века по сравнению Хивинским и Кокандским ханствами считавшимся наиболее сильным и в общественно-экономическом отношении развитым государственным объединением. Дореволюционные русские, зарубежные и местные историки, так и историки советского и постсоветского периодов обращаясь к истории позднефеодального периода занимались главным образом изучением политической истории Бухарского эмирата, системы местного административного управления, русско-бухарских торгово-посольских отношений, определением места Бухарского эмирата в восточной политике российского правительства, англо-российским соперничеством в XVIII- первой половине XIX вв. и другими важными вопросам. В последние годы в плане исследования истории государственности, социально-экономической и духовной жизни среднеазиатского региона позднефеодального периода достигнуты существенные результаты. Учёные – историки беспристрастно, объективно и творчески обращаясь к историческим фактам и первоисточникам, освещали политическую, социально-экономическую и культурную жизнь, раскрыли сущность политики различных династий среднеазиатских ханств, обобщили национальные и религиозные ценности общества.

Несмотря на это, как в прошлом, так и в настоящее время многие проблемы политической и социально-экономической истории Бухарского эмирата продолжали оставаться недостаточно исследованным. К таковым относились характерные особенности, закономерности протекания историко-культурного процесса, проблемы духовной культуры, вопросы планировки, строительства и архитектуры городов Бухарского эмирата ХVIII-ХIХ вв. Известный историк с мировым именем В.В. Бартольд по этому поводу отмечал, что «история среднеазиатских ханств XVIII - XIX вв. принадлежит к числу наименее разработанных отраслей истории Востока, что объясняется не отсутствием источников, а равнодушием исследователей». В следствии чего обобщение указанных проблем приобретает актуальное значение для изучения и интерпретации позднесредневековой истории Бухарского эмирата периода мангытов, учитывая при этом принципиально важную проблему написания новой истории таджикского народа.

Происшедшее в XX в. расширение круга письменных, нарративных, этнографических, лингвистических и устных (фольклорных) источников, архивных, статистических материалов по истории Бухарского ханства позволяет углубленно и объективно исследовать эту проблему. Этому особенно способствует отход от советской методологии, ревниво охраняющей из-за религиозного влияния доступ к изучению письменных источников, написанных арабской графикой. К тому же многие положения и выводы авторов причастных к изучению политической и социально-экономической истории ханства требуют с позиции принципа подлинного историзма, нового пересмотра, корректировки и уточнения. Исходя из этой позиции, избранная нами тема диссертационного исследования не только является крайне актуальной с точки зрения ее научной значимости, но и современной в политическом аспекте.

Необходимость исследования истории Бухарского эмирата обусловлена, прежде всего, недостаточностью степени использования огромного рукописного богатства. Его использование, изучение и внедрение дает возможность полнее представлять политические и социально-экономические и культурные события Бухарского эмирата второй половины XVIII – первой половины XIX вв.

Бухарский эмират являлось самым крупным государством в Средней Азии. Поэтому объективный анализ политической, социально-экономической жизни эмирата, на основе письменных источников, является одной из важных задач современной отечественной историографии. В этом плане письменные источники имеют определяющее значение.

Историческая действительность и вытекающие из нее уроки, не только необходимы для формирования и развития национального самопознания, но и способствуют определению правильного научно обоснованного ориентира для развития суверенного Таджикистана. Научное воспроизведение исторической реальности, достигается, прежде всего, путем досконального, беспристрастного анализа имеющихся источников.

Объектом настоящего исследования является источниковедческий анализ истории политической, социально-экономической и культурной жизни Бухарского эмирата во второй половине XVIII- первой половине XIX вв.

Предметом исследования является определение степени освещения политических событий, социально-экономических отношений, хозяйственной жизни, дипломатических и торговых связей Бухарского эмирата с Россией, с конкретными сопредельными странами Востока, англо-российского торгово-экономического соперничества, культурной жизни Бухарского эмирата в сохранившихся источниках.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала XVIII до середины XIX столетия. Нижняя граница определяется временем распада Аштарханидского государства, усилением междоусобиц, феодальных распрей и возвышением представителей мангытской династии. Верхняя граница обусловлена резким усилением англо-российского торгово-экономического соперничества, активной экспансией России в среднеазиатском регионе и установлением протектората царской России в Бухаре.

Территориальные рамки исследования охватывают всю территорию среднеазиатского региона, где проходили важные политические, социально-экономические и культурно-духовные события исследуемого периода, а также сопредельных стран Бухарского эмирата, с которыми бухарцы вели торгово-посольские сношения. Т.е. в соответствии со спецификой исследования в некоторых случаях территориальные рамки расширены за счет включения основных центров российско-восточной торговли: Оренбурга Казани, Саратова, Астрахани и некоторых других городов, как России, так и Ирана, Афганистана, Запада Китая, Турции, Коканда, Хивы не только являвшихся значимыми центрами международной транзитной торговли, но и игравшими особую роль в развитии торгово-экономических отношений Бухары с Россией, сопредельными странами и народами Востока.

Степень научной разработанности проблемы. В среднеазиатской, русской и зарубежной историографии сложилась основная проблематика научных исследований по истории Бухарского эмирата. Анализ опубликованных работ по теме показал, что обобщающих работ по основным аспектам данной проблемы в определенной для исследования хронологической рамке пока нет. Исследования и в целом, литературу по теме можно подразделить на пять категорий или групп: 1. труды русских ориенталистов, путешественников, военных миссионеров, краеведов, любителей истории изданных до присоединения края к России; 2. работы русских и местных среднеазиатских авторов опубликованные с 60-х гг. до 1917 года; 3. публикации научного характера советского периода; 4. изданные труды исследователей постсоветской эпохи; 5. труды зарубежных авторов.

Первую группу литературы составляют работы русских ориенталистов, путешественников, военных миссионеров, краеведов, любителей истории, до присоединения края к России. Как известно, Бухарский эмират со второй половины XVIII в. часто посещали русские купцы и дипломатические лица. Например, в 1753 г. через Хиву и Бухару проехал самарский купец Д.Рукавкин. В начале 80-х гг. XVIII в. Бухару с миссией прибыл русский посол А.Бекчурин. В 1794 г. Т.С.Бурнашев в своих отчётах подробно описавших состояние торговли, сельского хозяйства, ремесленного производства, состояние войска и прочие проблемы. Следует также отметить важность сведений, имеющихся в работах унтер офицера Ефремова, митрополита Хрисанфа и др.

Из работ русских исследователей первой половины XIX в. особую ценность представляют «Путешествие из Оренбурга в Бухару» Е.К. Мейендорфа, «Бухара в 1835 году» П. Савельева «Описание Бухарского Ханства» Н. Ханыкова, «Записках» П.И. Демезона и И.В.Виткевича и др.

Ко второй группе литературы в основном относятся труды русских исследователей и среднеазиатских авторов опубликованные с 60-х гг. до 1917 года. Работы русскоязычных исследователей в основном писались в контексте колониальной политики царской России в Средней Азии и естественно служили интересам царской России. Но, авторы в большинстве своем будучи очевидцами событии старались их анализировать более объективно. Поэтому приведенные ими данные являются важными для настоящего исследования.

Присоединение к России значительных территорий в Центральной и Средней Азии во второй половине XIX – начале ХХ в. способствовало возрастанию количества публикаций по самым разным аспектам истории Бухарского эмирата, в особенности торгово-экономических отношений с Российской империей. Среди наиболее значимых работ, непосредственно посвященных проблемам российско-восточной торговли, следует отметить отчеты, воспоминания, статистические сведения, научные изыскания русских исследователей колониального периода (в основном путешественников, военных чиновников и ученых, посланных в Среднюю Азию) Ф.И.Лобысевича, Д.Н. Логофета, А.И.Глуховской, А.Д.Гребенкина, П. Л.Гроссул-Толстого, М.В.Грулёва, Ф.Ф. Мартенса, В.Долинского, А.Ф.Костенко, А.Е.Снесарева, Л.Н.Соболева, Н. Стремоухова и др.. В их трудах раскрыты некоторые вопросы географического расположения, сущность внутренней политической борьбы, административного состояния, социально-экономической жизни, состава населения Бухарского эмирата.

Материалы по этнографии отдельных территорий – областей и городов входящих в состав Бухарского эмирата с освещением их политического, социального, военного положения содержатся в публикациях дореволюционных русских авторов А. Галкина, М.Н. Галкина, Н. Каразина, А. Шеманского, В.В. Радлова, Лилиенталь, А.Л. Куна, Г.Арандаренко, В. И. Липского, Н.А. Маева, П.Гаевского, Б. Литвинова. Следует подчеркнуть, что в данных публикациях приведенные факты должным образом не анализированы. Но данные работы являются ценными для освещения внутренней политики Бухарского эмирата.

Некоторые сведения о процессах социально-экономической жизни, функционирование базаров, состояние ремесел и промыслов, занятие земледелием, состояние ирригаций, хозяйственные отношения, система коммуникаций и их значение отражены в публикациях М.Ф. Гаврилова, Н. Каразина, Н.И. Костомарова, В.В. Крестовского, А.Л. Куна, В. И. Липского, Матвеева, В.Ошанина, Н.Ф. Петровского, Н. Петухова, А.П. Хорошхина.

Ряд дореволюционных исследователей как С.В. Жуковский, А. Вамбери, Н. Г. Залесов, Н.П. Игнатьев, П.П. Мельгунов, Алиханов, М. Михайлов, Н. Пантусов, Н. И. Веселовский, А. Семенов и др. освещали торгово-дипломатические отношения Бухарского эмирата с царской Россией и другими сопредельными странами.

Русские исследователи, в т.ч. крупные и авторитетные ученые XIX в. - специалисты-историки и востоковеды внесли значительный вклад в разработку проблем, связанных с историей развития русско-среднеазиатских связей. Среди таких работ необходимо в первую очередь отметить исследование В.В.Григорьева, который осуществил глубокий и всесторонний анализ ряда проблем истории Бухарского эмирата, вопросы политических и торговых сношений с Россией.

Наиболее значимые исследования на рубеже XIX – XX столетия по различным аспектам истории Бухарского эмирата провели известные историки-востоковеды Н.П.Остроумов, Н.И.Веселовский, А.А.Семенов, В.В.Бартольд.

Во второй половине XIX- начала XX вв. история Бухарского эмирата была освещена и местными авторами. Интересными представляются книги Мирзы Абдал Азим Сами «Таърих-и салатин-и мангитийа» («История мангитского государства»), Ахмада Дониша «Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития» («Рисаля или краткая история мангытской династии»), Мухаммеда Али ибн Мухаммед Сайид Балджувони «Таърихи нофеъи» («Полезная история»), Мухаммеда Солехходжи «Таърихи джадидайи Тошканд» («Новая история Ташкента»), Мирзы Алим Махдума «Тарих-и Туркистан» («История Туркестана»), Садра Зийа «Силсилаи салотини мангития» («Династия мангытов») Садриддина Айни «Таърихи амирони мангитияи Бухоро» и др.

Третью группу литературы по истории Бухарского эмирата составляют труды исследователей советского периода. Начиная с 20-х гг. исследователи обратили внимание на историю социально-экономических отношений, различных сфер жизнедеятельности населения, формы землевладения, состояние сельского хозяйства, ремесла и др. проблем. К числу таких исследований относятся труды И.А. Ремеза и В.Л. Вяткина и Л. А. Зимина. В последующий период со стороны А.Х. Хамраева, О.Д. Чехович, М.А. Абдураимова, А. Маджлисова на основе письменных первоисточников и архивных материалов проведены исследования по истории экономической жизни, в частности земельно-водных отношений Бухарского эмирата.

В трудах Т.Г. Тухтаметова, А.Р. Мухамеджанова, Т Негматова, Н.А. Халфина, Н.А. Кислякова, К.Ш. Шаниязова, И.К. Хидоятова, Б.Х. Кармышевой, Г.Ю. Астановой, К. З. Хакимовой, А. Файзиева, О Бокиева также всесторонне раскрыты многие аспекты социально-экономических отношений Бухарского эмирата.

Наибольшее количество исследований было проведено по проблеме российско-бухарских торговых и дипломатических отношений, а также торговых контактов Бухарского эмирата с сопредельными государствами. По данному вопросу были изданы труды Г.А. Михалевой, Е.В. Бунакова, П.О. Голубкова, Е.Л. Штейнберга, В.С. Батракова, Д.В. Валиевой, В.И. Ефимова и др.. Общую картину политического, экономического, культурного развития Бухары в своих трудах прослеживали П.П.Иванов, А.Б. Вильданова , Б.А. Ахмедов, А. Мухтаров, Х.Г. Гулямов.

Некоторые вопросы культурной жизни – состояние архитектуры искусства, образования и литературы Бухарского эмирата исследуемого периода освещены в работах М. Е. Массона, В.А. Шишкина, Г.А.Пугаченковой, Л.И. Ремпелья, Е.М. Пещеревой, О. A. Сухаревой, А. Мирзоева, Р.Ходизода и др.

Четвертую группу литературы составляют исследования постсоветской эпохи. В этот период историография избранной темы характеризируется деидеологизацией содержаний исторических исследований. Учеными были продолжены лучшие традиции советской исторической школы. Авторы трудов освещавших историю Бухарского эмирата подходили к исследуемым проблемам с точки зрения исторической правды и объективного освещения фактов и событий. В этот период по истории политической, социально-экономической истории Бухарского эмирата XVIII- первой половины XIX в. были опубликованы труды Х. Пирумшоева, А. Саидова, Б. Исмаиловой и др. Исследователи постсоветской эпохи особое внимание уделяли отражению истории дипломатических и торговых отношений Бухарского эмирата с Россией и со странами Востока. Анализ этих вопросов осуществлены Х. А. Атаевым, М. Бабахановым, М. С. Каландаровой, Е.С. Пустовой, В.В. Дубовицким и др.

Сведения обобщенного характера по истории Бухарского эмирата периода мангытов содержатся в фундаментальных книгах по истории таджикского народа, народов Узбекистана и Казахстана вышедших в разное время.

По истории Бухарского эмирата существуют также труды зарубежных авторов. В зарубежной историографии, в особенности среди написанных в США и Англии исторических трудах пока отсутствуют исследования, которые полностью и целиком отражали бы историю Бухарского эмирата. Написанные до сих пор научные труды отражают историю ханств Бухары, Хивы и Коканда в совокупности, т.е в контексте всей истории Средней Азии. Большинство зарубежных исследований XIX в. были посвящены проблемам угрозы Британской Индии со стороны российской Средней Азии. Оно отразилось в работах Д. Боулджера, Ф. Скрайна, Э. Росса, А. Вамбери, вице-короля Индии Дж. Керзона, а также Дж. Малленсона и Дж Добсона.

К пятой группе литературы относятся труды зарубежных авторов. Зарубежные авторы В.Е. Куртис, Дж. Ф. Райт, Г. Норман, С. Грэхэм, В Джохелсон в начале ХХ века особое внимание уделяли этнографии, антропологии, географии Средней Азии, в частности Бухарского эмирата. В дальнейшем Дж Кунитс обратил внимание на административное управление Бухарского эмирата, В. Коатез освещал некоторые проблемы бухарско-российских отношений первой половины XIX в. К некоторым аспектам политической и экономической истории Бухарского эмирата обратились английские ученые Мэри Холдсворт и Дж Уиллер . История двухвекового противостояния (от эпохи Петра I до Николая II) между двумя великими державами - Англией и Россией - в Центральной Азии описана в классической работе П. Хопкирка. Проблемы легитимации первых четырех правителей Бухарского эмирата исследовала Анке фон Кюгельген.

В целом, исследования зарубежных авторов строились в широком общеэкономическом и социально-историческом контексте, на сочетании экономического и исторического анализа.

Таким образом, в отечественной и зарубежной историографии накоплен значительный пласт исследований, посвященных разным аспектам истории политический, социально-экономической и культурной жизни Бухарского эмирата в период позднего феодализма. Более чем за полтора столетия сложились определенные традиции, концепции, обозначились дискуссионные проблемы. Вместе с тем полноценной картины истории Бухарского эмирата в рассматриваемый период так и не было создано. Поэтому требовалась систематизация и комплексный анализ данной проблемы.

Источниковая база исследования. Для решения поставленных задач в диссертации использованы источники, которые можно условно разделить на шесть групп. Первую группу составили архивные документы, извлеченные из Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ, г. Москва), Отдела рукописей и редких книг Российской национальной библиотеки (г. Санкт-Петербург), Государственного архива Оренбургской области (ГАОО, г. Оренбург), Центрального Государственного исторического архива (ЦГИА, г. Санкт-Петербург), Центральный Государственного архив Республики Узбекистан (ЦГА РУз., г. Ташкент), Центрального Государственного архива Республики Таджикистан (ЦГА РТ, г. Душанбе).

Во вторую группу источников вошли письменные источники местных- среднеазиатских авторов позднесредневекового и нового периода. К числу наиболее значимых источников относятся: «История Убайдулла-хана» («Убайдулло-наме») Мир Мухаммад Амина Бухари (первая половина XVIII в.), «История Абдулфайз-хана» Абдуррахмана Даулат Толе (Тали), «Надирова история» («Таърих-и надири») Мирзы Мухаммад-Махди-хана Астарабади, «Наме-йи аламор-йи Нодири» («Мироукрашающая Нодирова книга») Мухаммед-Казима, «Тухфат-ал-хони» (Ханские подарки) или «Тарих-и Рахим-хони» Мухаммеда Вафа-йи Каримнаги, «Маджмаъ ал- аркам» Мирзы Бадиъ Дивана, «Таърихи манзум» («Упрядоченная/метрическая история») и «Футухот-и Амир-и маъсум (Шох мурод) ва Амир Хайдар» («Завоевания непогрешимого эмира и Амир Хайдара») Мирзы Садыка Мунши, «Тадж ат-таварих» («Венец летописей»), Мухаммад Шарифа ибн Мухаммад Наки, «Тарих-и амир Хайдар» («История эмира Хайдара») двух авторов – Муллы Ибадаллаха и Муллы Мухаммад Шарифа, «Махазин ат-таква» («Сокровище благочестия» или «Сокровищница богобоязненности») Мухаммад Хусайна, сына эмира Шах Мурада,«Таварих-и аваил ва авахир» («История начал и концов [царствований]») Муъин ад-Дина,«Зикр-и таъдад-и падишахан-и збак» Муина,«Фатх-наме-йи султани» («Султановская книга побед») Мухаммада Мир Алима Бухари,«Гульшан-ул-мулук» бухарского царевича Мухаммада Якуб ибн эмир Даниял-бия, «Тарих-и амиран-и мангитийа» («История мангытских эмиров») Мухаммад Йакуба, «О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре» Мирзы Шамс Бухари, «Тафсил у байан-и даулат-и джамаат-и Мангит аз заман-и Рахим-хан» Мир Салмана Хаджи Самарканди, «Зафар-нома – йи Хусрави» неизвестного автора, «Зикри таърих-и Абул-Файз-хан» неизвестного автора и др.

В этих источниках содержатся много ценных сведений об очередности правителей, о бытовавших представлениях относительно господства и порядка, о конфликтах в борьбе за власть и о заключениях мира, о категориях друзей и врагов, о нравственных и религиозных нормах, а также о литературных традициях и вариациях. Исторические книги исламских авторов написаны соответственно категориям и мышлению самих авторов и отчасти также их потенциальной публики. Но в данных сочинениях дано мало сведений о построении государства и о дипломатических связях. В них не приводится полноценной информации об экономике, системе права и образования, а также, за исключением автобиографических сведений, нет совершенно никаких данных о быте.

В третью группу источников входят записки и дневники зарубежных путешественников, материалы дипломатических миссий в Среднюю Азию, отражающие политическое и социально-экономическое положение Бухарского эмирата. Особое место среди источников занимает Реляции и письма из Бухары Флорио Беневени.

Характеристика политического и экономического положения Бухарского в эмирата, подробное описание путей в Среднюю Азию, сведения об ассортименте восточных и российских товаров, раскрытие причин, сдерживавших российско-среднеазиатскую торговлю, состоянии внутренней торговли, развитии ремесел даны в трудах Е.К. Мейендорфа, П. И. Демезона и И. В. Виткевича, А. Борнса и др. побывавших в Бухаре в 20-30-х гг. XIX в.

Н. Ханыковым глубоко исследовано социально – экономическое и политическое состояние Бухарского эмирата .

Записки и дневники путешественников, составляющие также третью группу источников, включают данные о Бухаре и народов населяющих среднеазиатский регион, опубликованные разными авторами в разное время.

Четвертая группа источников представлена публикациями официальных документов в сборниках «Материалы по истории Средней и Центральной Азии XV – XIX вв.», «Собрание восточных рукописей Академии наук Узбекской ССР», «Материалы по истории Средней и Центральной Азии X-XIX вв.» «Образцы таджикских официальных документов» и др. Большая часть из них напрямую касается истории Бухарского эмирата.

Пятую группу источников составили нормативные акты и статистические материалы. К ним относятся « Материалы для изучения среднеазиатской палеографии по юридическим актам XVII—XVIII вв.» «Материалы для статистики Туркестанского края», «Документы к истории аграрных отношений» и др. В них содержатся ценные материалы по экономическим отношениям, формам землевладения, налогообложения, торговым сношениям.

Установленный круг источников обеспечивает всестороннее исследование проблемы.

Основной целью исследования является научный анализ и обобщение конкретного фактологического материала и сведений исторического характера из первоисточников, позволяющих на основе сопоставительного анализа представить достоверную картину политической, социально-экономической и культурной жизни Бухарского эмирата в исследуемый период.

В работе осуществлено поэтапное исследование рассматриваемой проблемы. При этом автор попытался выявить малоизученные аспекты политической, социально-экономической и культурной жизни Бухарского эмирата на основе достоверных фактов и источников.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

-выявить в исторических, географических, литературных и прочих первоисточниках наиболее достоверные сведения о политическом, социально-экономическом и культурном положении Бухарского эмирата в исследуемом периоде и осуществить их комплексный анализ;

- критически проанализировать сведения первоисточников, сопоставляя, их друг с другом для получения действительной картины политической жизни, социально-экономического положения и состояния культуры Бухарского эмирата;

- вскрыть предпосылки и причины распада аштарханидского государства и возвышения представителей мангытской династии;

- осветить отражение военно-политического противоборства Бухарского эмирата с соседними государствами и внутренними сепаратистскими силами;

– обобщить исторические факты касающиеся особенностей системы административного управления эмиратом, сформировавшейся в Бухаре в исследуемый период;

– охарактеризовать особенности социально-экономической жизни эмирата;

– осветить характер земледельческой деятельности жителей городов и сел Бухарского эмирата и ее взаимосвязь с ремеслом и торговлей;

- изучить состояние и функционирование форм землевладения, налоговой системы и денежного обращения эмирата.

– реконструировать эволюцию торгово-экономических отношений Бухары с Россией, соседними ханствами, казахскими жузами, Ираном, Афганистаном, Китаем;

– выявить направления, ассортимент и объемы торговых потоков; вскрыть различия в механизме международных торговых связей;

– изучить значение дипломатических и секретных миссий, прибывших в Бухару в развитии торговли с сопредельными странами и с Россией.

– вскрыть причины обострения англо-российского соперничества на рынках Бухарского эмирата;

- исследовать состояния материальной и духовной культуры и на этой основе осветить основные аспекты культурной жизни Бухарского эмирата и особенности ее эволюции.

- раскрыть характерные особенности и закономерности протекания историко-культурного процесса, вопросы планировки, строительства и архитектуры городов, развитие отраслей искусства, образования и духовной жизни Бухарского эмирата.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологически диссертация основана, на изучении исторического процесса с позиций историзма и объективного анализа источников.

Проблемы, которые подняты и решаются в диссертации основаны на разносторонних данных нескольких смежных дисциплин. Комплексный подход к решению проблемы с привлечением данных различного характера (письменных, архивных, археологических, этнографических) позволяет обобщить ряд актуальных проблем отечественной истории

Проведенное исследование основывается на принципе историзма, который предполагает рассмотрение истории Бухарского эмирата в тесной связи с теми политическими, экономическими, военно-стратегическими, дипломатическими, идеологическими и культурными процессами, которые происходили как в самом Бухарском эмирате, так и в соседних государствах. Решение поставленных задач основано на алгоритме системного подхода.

Выявить объективные закономерности, которые определяли цели и содержание политических процессов, хозяйственных и торгово-экономических отношений Бухарского эмирата, можно лишь руководствуясь принципом объективности. Анализируя значительный пласт архивных документов, письменных источников, обширную отечественную и зарубежную историографию по исследуемой теме, мы стремились избежать субъективизма, предвзятого (но не критического!),
избирательного (искусственной субъективной фильтрации) подхода к оценке всего того, что было накоплено нашими предшественниками.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на широком фоне, комплексно рассмотрены значение источников в освещение различных сторон социально-экономической, политической и культурной жизни Бухарского эмирата в XVIII- первой половины XIX вв. Это способствовало решению следующего круга проблем:

– проанализированы характер и основные направления политики правителей Бухарского эмирата – представителей мангытской династии;

- освещены важнейшие события политической жизни Бухарского эмирата с привлечением новых фактов из письменных источников;

- охарактеризованы основные виды хозяйственной деятельности, земельной собственности и налоговой системы эмирата;

– исследована история российских и английских дипломатических и секретных миссий в Бухарский эмират.

– показана деятельность дипломатов и купцов в установлении и развитии торговых связей с Россией и государствами и народами мусульманского Востока;

Научная новизна исследования определяется и тем, что в нем впервые обобщены содержания столь разнохарактерных и разновременных источников посредством сравнительного анализа их вовлечения в научный оборот разными поколениями ученых. Таким подходом выявлена степень изученности сохранившихся источников и заострено внимание специалистов на более полном и непредвзятом подходе к анализу их содержания в исследовании истории таджикского и других народов Средней Азии.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в источниковедческом обобщении проблемы политической, социально-экономической и культурной жизни Бухарского эмирата во второй половине XVIII – первой половине XIX в.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории таджикского и других народов региона, при подготовке учебных и методических пособий, чтения общих и специальных вузовских курсов.

Приход к власти мангытов

В первой половине XVIII в. в Бухарском ханстве продолжали господствовать патриархально-феодальные отношения. Представители династии Джанидов (Аштарханидов) не смогли создать условия для усиления централизованной власти. Государство постепенно распалась на несколько отдельных самостоятельных и полусамостоятельных владений. В этой обстановке продолжались междоусобные войны отдельных племенных объединений, вызванные сепаратистскими устремлениями возглавлявших их феодалов, упорно противившихся усилению централизованной власти ханов. Межфеодальная борьба, разорительные последствия частых междоусобиц тяжким бременем ложились на плечи простых тружеников, осложняли нормальную жизнь общества и способствовали агрессивным действиям более сильных соседних иноземных государств. По словам академика В. В. Бартольда, ХVIII век «был критическим для всего мира мусульманства» , включая, территорию Бухарского ханства.

В 1736 – 1737 гг. сын Надир–шаха, Ризакули–хан возглавлявший кызылбашские войска вместе с Тохмасп-ханом джалаиром вакил ад-доулэ, подчинив узбеков Балха переправился на правый берег Аму – дарьи с 12 тыс. войском. Ризакули–хан осадил город Карши . На помощь правителю Хаким–бию пришёл правитель Хазара Баба-хан, но вскоре он с трехтысячным войском перешел на сторону иранцев и тем усилил их войско . Хаким-бий обратился с помощью к Абулфайз-хану, который с правителем Самарканда Адинакули – бием, предводителем семи племен миянкальских узбеков Гайбулла–бием пришел на помощь..

Автор «Тухфат-ал-хони» («Тарих-и-Рахим-хани») Мухаммед Вефа-и-Керминеги, по этому поводу пишет что Надир-шах, отправляясь в поход на Кандагар и Кабул, послал Риза-кули с армией к Аму-дарье «по доносу некоторых из туркмен, как, например, Зухур-кули, имевшего крайнюю обиду на Али Мердана, правителя Андхоя» . Абуль-Фейз-хан выступил против Риза-кули в Карши. На пути к Абуль-Фейз-хану присоединился Адина-кули-бехадыр, правитель Самарканда, с 6000 конницы и другие правители крепостей, в том числе кушбеги Таш Мухаммед Кефир, который при встрече с войском Риза-кули «приготовился к бою со всей конницей и войском туркмен» . Сражение закончилось поражением бухарских войск, превосходивших числом своих противников, и бегством. Эмир направился в Карши, откуда думал организовать отпор . Отряд Риза-кули осадил крепость Шуллюк и разрушил ее, причем в день падения крепости был убит Зухур-кули, туркмен. Финал похода Риза-кули рисуется бухарским историком иначе: он говорит, что «когда большинство врагов государства было уничтожено в битвах и они возвращались обратно, стало известно о прибытии в Бухару на помощь мусульманам Ильбарс-хана хорезмского с большим войском. Враги, нарушившие мир, пустились в путь по направлению к Балху» .

Хотя бухарские войска в четыре раза превосходили кызылбашей, но это не спасло положение. Иранские войска были хорошо вооружены (у них было 20 тыс. войск и артиллерия европейского типа). Приезд на помощь хорезмского хана Ильбарса с 60 тысячным войском вынудило Ризакули – хана заключит мир с бухарцами мир и возвратится в Балх. Вот как описывает это событие Мирза Мехди-хан Астрабадский: «С той стороны, завоевав Балх, Риза-кули-мирза перешел Аму-дарью и через Карши двинулся на Бухару. Абуль-Фейз-хан, падишах Бухары, включил в свою армию вспомогательное войско из 45 000 узбеков и туркестанских племен, присланных по его просьбе Ильбарсом, правителем Хорезма, и в полной боевой готовности прибыл в Карши. Хотя численность войска у принца (Риза-кули) была не более 10-12 тысяч, но, по арабской пословице, «львенок — подобие льва», принц, несмотря на численность неприятеля, смело устремился в битву. Падишах Бухары был побежден. Большое количество его солдат было перебито. Падишах засел в крепости Карши, которая случилась поблизости, а хорезмское воинство (посланное Ильбарсом) без хлопот и сражений пустилось в бегство» . Далее в сочинении рассказывается, что принц (Риза-кули) направился завоевывать Шельдук (крепость Шуллюк-Д.Д.), расположенный около Карши. Он взял его, жителей порубил саблей и территорию включил в число завоеванных. Затем принц должен был приостановить наступление и снял осаду Карши, так как получил к этому времени приказ от Надир-шаха прекратить военные действия и вернуться в Балх .

В начале месяца раджаб 1153 г. (в начале сентября 1740 г.) с целью покорения Бухары, а затем Хорезма Надиршах со стороны Чарджоу переправляется на другой берег Аму – дарьи. Это событие подробно описан Мухаммед Вефа-и-Керминеги. Как отмечается в его книге «Тарих-и-Рахим-хани» перед вторжением войск Надиршаха возложив бразды правления Хаким - аталыку мангыту сам Абдулфайз занимается наслаждениями. Хаким-хан был недоволен поведением хана и всё время опасался, что Абдулфайз расправится с ним. Поэтому поход Надиршаха он воспринял как спасение и написал ему письмо с выражением покорности и повинности. Хаким –бий считал нашествие Надир – шаха «счастьем». Он посылает своего сына Рахимбия с дорогими подарками и подношениями навстречу шаху и приглашает его в Бухару. Мухаммед Рахим – бий явился со своей матерью, которая и рекомендовала его на службу к шаху. Рахим – бий был принят с радушием и оставлен при шахской ставке. Здесь следует отметить любопытный факт влияния женщин на большую политику. Как показывают данные источников женщины при дворе бухарских ханов действительно имели большое влияние. Мухаммед Амин обвиняет в кризисе власти одну из наложниц Убайдулла – хана Биби Падша и его мать, которые вмешивались в государственные дела. Официальный историограф Надир-шаха Мирза Мухаммед-Мехди-хана Астарабади прибытие Рахим-хана к ставке иранского шаха опысывает следующим образом: «Там сын Хаким-бия, аталыка, который еще с давних пор и также в настоящее время был одним из главных эмиров Турана, с правителями Гисара и Карши и большим количеством начальников и вельмож с той стороны р. Аму-дарьи, прибыл в ставку шаха и удостоился представления и чести служить его величеству. Им всем были пожалованы почетные халаты и оказано шахское внимание» .

Следующим шагом аталыка для укрепления своей политической позиции было его личная встреча с Надир – шахом. По указанию хана Хаким – бий с сановниками и представителями джубайрских шейхов с богатыми подарками явились на ставку Надира в Чарджоу . В своем письме хан выразил свою доброжелательность по отношению к завоевателю . После почетного приема в личной беседе Хаким – бий рассказал Надир – шаху о неустойчивой власти хана и о своей готовности служит шаху Между тем Надир – шах двинулся из Чарджоу в Каракуль, а оттуда в Бухару.

Денежное обращение и налоговая система

Для улучшения хозяйственной жизни Бухарского эмирата важную роль сыграла денежная реформа эмира Шахмурада. Им вместо двух видов денег: серебряной монеты с примесью меди и золотой монеты, начал выпускать полноценные серебряные монеты в 0,7 мискаля (3,36 г), а также унифицированные золотые монеты. При аштарханидах, как известно, в теньгах была снижена доля серебра, что стало причиной разорения ремесленников и торговцев. Шахмурад велел чеканить монеты из чистого серебра и золота. Эти монеты коренным образом отличались от предыдущих. Шахмурад создал свободное условие для чеканки монет. Разрешил подданным чеканить монеты по новым образцам в монетных дворах (зарбхона) эмирата. Т.е. Каждый мог приносить слитки своего серебра и взамен получить отчеканенные монеты такого же веса. Люди при этом должны были уплатить государству определенную сумму государству за услугу. Все это позволило обогатить казну приводить в порядок и качественно улучшать денежное обращение в стране . Эта мера способствовала развитию торговли. Но новые монеты были отчеканены от имени Абдул-гази, в них отсутствовала имя Шахмурада.

Относительно употребляемых денег в Бухарском ханстве конца XVIII века Филипп Ефремов отмечал следующее: « (в Бухаре – Д.Д.) голландских червонцев находится довольное количество, но как их, так и прочие монеты и слитки переделывают в бухарские деньги. Чеканят только в Бухаре, и то от хана; обыкновенно на одной стороне монеты изображено имя его, а на другой несколько речений из Алкорана. Деньги в Бухарии ходят медные, серебряные и золотые, более же последние; медная мелкая монета род наших копеек, называется карапуль; серебряная тенга, стоящая 10 карапуль, в ней находится около половины меди; золотая, ашрафи, или тилла, в 30 тенгов, есть бухарский червонец. Слово деньги на бухарском языке выражаются чрез пуль, медь — мис, серебро — нокра, золото — алтун» .

Во второй половине XVIII века существовали различные виды налогов- харадж, закот, ушр, джизья и т.д. По сведениям Мирзо бади Дивана для удобства сбора налогов Бухарское ханство было разделено на следующие административно-территориальные единицы: территория имеющая 100 тысяч танапов орошаемых земель называлась туманом, территория, имеющая 50 тысяч танапов орошаемых земель называлась хазора, территория площадью 25 тысяч танапов орошаемых земель называлась нимхазора,10-15 тысяч танапов земель орошаемых анхаром (арыком) называлась обхури, 400 танапов орошаемых земель - кария и 300 танапов орошаемых земель- мазраа . Налоговая система Бухарского ханства в своей основе полностью отражала феодальную систему эксплуатации правящими сословиями податных крестьян и горожан . Системой земельных отношений, формой земельной собственности и существующими формами землевладения господствовавших в период существования Бухарского эмирата была обусловлена ее налоговая система. Бухарский эмират являлся типичным мусульманским государством, где строго соблюдались законы шариата. Поэтому в своей основе налоговая система Бухары исходила из постановлений шариата. Но нельзя говорить о том, что налоги в Бухарском эмирате исчислялись и взыскались строго по шариату. Здесь большое влияние на складывавшуюся налоговую систему имела практика применения, произвол феодалов, нередко закреплявшийся обычаем и превращавшийся в обычное право (адат) .

Как отмечает А.М. Мухторов: «Крестьяне Средней Азии платили многочисленные налоги, главными из которых были харадж, танап и закят. По произволу ханов могли вводиться дополнительные обременительные налоги. При взимании налогов допускались большие злоупотребления. Феодалы-чиновники, не получая жалование от государства, жили за счёт поборов с населения. Широко распространилось взяточничество… Сбором податей и повинностей ведали особые должностные лица диван-беги, амлякдоры, амины, арбобы и аксакалы. Главная тяжесть налогового гнёта ложилась на беднейшую часть дехканства» .

Согласно шариату установлено четыре вида обязательных налогов, которые распространились и в Бухарском эмирате: закот (зякет, зякат), ушр, хиродж (харадж) и джизья (джезия).

Закот, или подать (означает очищение, освящение излишеств) установлен Кораном как основная религиозная обязанность каждого свободнорожденного в здравом уме и взрослого мусульманина производить из своего имущества, которое принадлежит ему на праве собственности отчисления на потребности ислама . Закот - первоначально налог, установленный Кораном в качестве одной из основных обязанностей мусульманина и носивший характер пожертвования в пользу бедных или на богоугодные цели.

Закот выплачивался с пяти видов имущества: 1. Золото и серебро; 2. Коммерческие товары; 3. Продукции земледелия; 4. Скота; 5. Полезных ископаемых и сокровищ. Позже, в частности в Средней Азии, закот превратился в поимущественный налог, составлявший 1/40 стоимости облагаемого предмета. В Коране говорится: «Творите молитву, платите закот, с преклоняющими колена совершайте преклонение» . В целом закот оставался важнейшим налогом, который являлся одной из обязанностей каждого мусульманина. Для этих целей были созданы многочисленные отряды чиновников и точно установленные объекты налогообложения. Закят составлял в размере 2,5 % стоимости имущества .

Ушр (ашар) (арабское - десятая часть, десятина, налог, составляющий 1/10 часть урожая) является подоходно-поземельным налогом, установленным шариатом для коренного мусульманского населения. Он подлежит взиманию в размере одной десятой части дохода с земли и устанавливался иногда для искусственно орошенных земель в половинном размере . Хиродж (харадж), в противоположность десятине, прежде всего, взимается не с дохода, а с имущества - с земли и с домашних животных, и хараджем должны, по шариату, облагаться в присоединенных странах местные жители как вновь принявшие ислам, так и не мусульмане . Это налог с земли за право владения оставленной за местным населением землей (поземельный налог), синоним этого термина - мол (иногда мол-и хиродж или хироджи-и мол, мал-и галля). В отличие от десятины (десятая часть урожая) норма хараджа не определена, и харадж более тяжелый налог, чем ушр. В практике существовало три системы исчисления хараджа: а) по размеру земельного участка, б) по урожаю и в) по раз навсегда установленному твердому размеру. Л.Н.Соболев отмечает о двух видах налога собираемого с мильки хирадж: «херадж-мувазеф, определенный и постоянный, и херадж-мекосимо, соразмеряемый с урожаем, пропорциональный ему» . В Бухарском эмирате харадж в основном собиралась дважды: после весеннего (бахори) и осеннего (тирамохи) сбора урожая.

То что касается размера налога харадж во многих исследованиях упоминают цифру 20%. Однако в последнее время различными исследователями обнаружены документы, свидетельствующие о том, что фактический размер налога был гораздо выше. Джезия - подушная подать, подлежащая взиманию с не мусульманского населения. По шариату уплата этого налога, установленного специально с не мусульман, дает им право на проживание в мусульманских странах и на охрану их личности и их имуществ. Принятие ислама освобождает от этого налога.

Политико-административное управление и военное устройство Бухарского эмирата

Начиная с середины XVIII в. – со времени прихода к власти мангытов в Бухаре особое внимание придавалось системе государственно-административного управления. Данному вопросу должное внимание уделил эмир Шахмурад. При нем было осуществлено авторитарное правление. Им был создан «совет» состоящий из феодал-сановников. Совет имел совещательный характер. Если нужно было решать, какой то вопрос государственных дел владетель с их согласия решал его, т.е. утверждал общий приговор, который вскоре приводился в исполнение .

При Шахмураде сложился своеобразный аппарат политико-административного управления и многочисленный штат чиновников. Система управления ханства основывалось на единолично - монархическом правлении. Т.е. как и прежде государство фактически и официально управлялось со стороны монарха (хана, эмира), имеющего неограниченные полномочия. Государство считалось владением эмира и членов его рода. В государстве мангытов система управления не отличалась от системы правления среднеазиатских мусульманских государств. В эмирате администрация государственного управления (аппарат) подразделяя на административные, финансовые, судебные, полицейские (миршаб), военные органы.

В бухарском источнике конца XVIII в. - Маджмаъ ал-аркам («Предписания фиска») Мирзы Бади -дивана осуществлена классификация (иерархия) должностей Бухарского ханства в соответствии объектом их деятельности. В источнике каждая категория должностей подразделена на четыре группы. Так, должности почитаемых ученых в соответствии с шариатом были сгруппированы следующим образом 1) должность судьи, высший среди которых шайх ал-ислам. К нему апеллирует верховный судья (кази ал-куэзат) и согласуется с ним; верховный судья (кази ал-куэзат); к нему апеллируют такие большие люди, как войсковой судья (кази-йи аскар); 2) должность — муфтиев, высшего среди которых величают а лам; они составляют фетву для народа. Следующий — войсковой муфтий, составляющий фетву для военных, особенно во время войсковых сборов или поездок правителя страны в другие области; 3) должность мухтасиба (важаса). Если нет мухтасиба, из числа сейидов, то в упомянутой местности допускают кого-либо из числа несейидов побуждать /людей/ к совершению благодеяний и воздержанию от поступков, запрещенных шариатом. 4) должность преподавателя (мударрис), каковым мог бы быть и тот, кто хотя в настоящее время и не имеет известности, но большую часть своего времени тратит на обучение студентов .

Должностями принадлежащие самым близким (к государю) лицам являлись: 1) должность- кукалташа, который обязан был осведомляться о друзьях и врагах страны, их помыслах и действиях, а также заботиться о благополучии преданных (государству) людей. 2) должность — великий кушбеги; он распоряжается охотниками и охотничьим снаряжением вроде разных охотничьих птиц, гончих собак и прочим . 3) должность — великий инак, который уведомляет лиц не эмирского сословия и шагирд-пише о том, как распорядился государь по их делу, удостоены ли они беседы с ним или нет. 4) должность — великий евнух (хочайи калон), главный над дворцовыми евнухами; он охраняет гарем государя и доставляет для гарема пищу, одежду и все необходимое, что положено по шариату .

Всего в «Маджмаъ ал –аркам» упомянуты названия и обязанности более 50 должностей Бухарского эмирата, таких как аталык, девонбеги, парвоначи, дадхах, раис, накиб, уроки калон, мири асад, файзи, садр, судур, мушриф, дафтардор, мунши, туксабо, мирохур, удайчи, каровулбеги, шиговул, тубчибоши, тугбеги, эшик ога баши, туксаба, бек, амлокдар, оксакол, амин и т.д. А.А. Семенов правящий класс Бухарского ханства подразделял на две части: 1) Светские чиновники (знать, военачальники, родовые вожди и т.д.) и 2) Религиозные чиновники (шайхулислом, козикалон, раис, аълам и др.) .

Среди государственных чиновников особое место занимал кушбеги. До начала XVIII в. как было указано в Маджмаъ ал-аркам кушбеги в своей деятельности ограничивался распоряжением охотниками и охотничьим снаряжением вроде разных охотничьих птиц, гончих собак и прочим. Со времени правления аштарханида Убайдулла-хана (1702-1711) заметно повышается роль кушбеги в государстве. Впоследствии при мангытах он становиться премьер-министром ханства, вершителем важных государственных дел в области экономики и политики . Одним словом, в его руках находилась высшая исполнительная власть. Он был ответственным лицом сбора налогов, Ему подчинялись все должностные лица. Эмир назначил на должности только тех лиц, которых рекомендовал кушбеги. До правления Шахмурада самой главной должностью в Бухарском ханстве считался должность аталыка. Но постепенно его сменил кушбеги. Например, при втором государе Мангытов Данийал-бие аталыке (1758—1785) вся власть в ханстве, в том числе финансовые дела, сосредоточилась в руках верховного кушбеги, выходца из иранских невольников Давлета, ставшего кушбеги еще при Мухаммед Рахим-бие аталыке. Сам Данийал-бий, находясь под полным влиянием кушбеги, боялся выразить свое недовольство всесильным царедворцем . Кушбеги одновременно являлся правителем и военачальником города Бухары и окрестных туманов (районов)- Каркуль, Зандони Пирмаст, Гиждуван, Канимех, Вангази, Вобкент, Шофиркон, Ертеппа, Джандар. Даже отдаленные районы ханства, как Денау, Байсун, Шерабад, Гиссар находились в подчинении кушбеги.

Титулом кушбеги был «вазорат панох», т.е. убежище везирской власти. Широкая власть кушбеги и возложение на него различных государственных дел объясняется тем, что в Бухарском ханстве, как известно, не было распределения функций государственного аппарата по отдельным ведомствам или министерства, хотя центральная власть располагала широким штатом чиновничьего аппарата по различным административно-хозяйственным вопросам .

После прихода к власти Шахмурад на высокие чины в государстве назначил следующих лиц: Дониял аталык был назначен мир асадом, Давлат Мухаммед занимал должность кушбеги, Давлат мангыт- парвоначи, представитель китай-кипчаков Ходжамярбий Фарход- сын аталыка, Худояр кенегас-дадхах, Исхак Ходжа Махдум Аъзам, Мирзо Шахобиддин Ходжа Ахрорий, Мир Махмудходжа Хусайни Насруллоходжа – шайх ул-ислам (члены шариатского совета), Из них Насруллоходжа –накибом, имевшим право стоят на правой стороне трона, Мухаммед Аминходжа –наибом, имевший право стоят на левой стороне трона, Мир Низомиддин ходжа Хусайни –надим козий ул-куззота, Ибодуллоходжа- козий аскар, Умарходжа Сайид Атойи занимал должность файзи .

Вместе с тем, Шахмурад проводил реформу в судебной системе эмирата. Судебная система была строго подчинена законам мусульманского шариата и нравственности. При Шахмураде был создан верховный суд, в работе, которой принимали участие 40 ученых в области фикха (мусульманской юриспруденции). Значение проведенных реформ в судебной сфере заключались в том, что в судебном процессе должны были участвовать как обвиняемый, так и потерпевший. Законы шариата строго соблюдались при внесении приговора. Никто не имел права уклониться от уголовной ответственности и дачи показания. В судебной системе кроме козий ул-куззота (верховной судьи) функционировали такие должности как муфтий, раис (мухтасиб), садр. Кроме того эмир Шахмурад учредил должность козий-аскара . Меры предпринятые эмиром Шахмурадом привели к укреплению «абсолютной» власти, ограничению полномочий кушбеги, кози калона и других сановников. Анке фон Кюгельген отмечала, что при Шахмураде был положен конец сепаратистским устремлениям узбекских родов и решительными мерами была поднята пришедшая в упадок экономическая жизнь государства .

Отмечая деспотический характер политического режима Бухарского эмирата в начале XIX в., Е.К. Мейендорф перечисляет факторы, которые способствуют умеренности жестокости произвола. По его мнению, хотя хан объединяет в своих руках всю власть и распоряжается жизнью и имуществом поданных, большое влияние на его решения оказывают бухарские улемы – богословы . В этой особенности проявляется сочетание элементов религиозного и светского государства. Усиливая свою деспотическую власть, эмир также опирался на религию, так как традиционно религия имела большое влияние на массы.

Ремесленное производство

В Бухарском эмирате и в первой половины XIX века ремесло еще полностью не отделилось от земледелия. Многие ремесленники летом занимались обработкой земли. Они как внутри города, так и в пригородах имели дачные участки, огроды и фруктовые сады. Ремесленники в основном сосредотачивались в городах. Городское ремесло базировалась на тяжелом ручном труде и примитивной технике.

Развитие кустарного ремесла и торговли, изготовляемая продукция способствовали росту таких городов как Бухара, Самарканд, Худжанд, Ура-тюбе, Гиссар и др. Известные исследователи истории Средней Азии определили место ремесел и промыслов в истории и культуре нашего народа. Так, В.В. Бартольд подчеркивал роль наших предков как основателей очагов цивилизации в Иране, Центральной Азии в качестве активной движущей силы развития прогресса, выполнявших миссию создателей, просветителей и передатчиков достижений иранской культуры сопредельным странам Азии и Европы: «Таджики были нужны тюркам как представители иранской промышленности, торговли и вообще культуры» . Он сформулировал мысль о том, что феодальные города Мавераннахра и Хорасана – северо-восточной и юго-западной части исторического Ирана – огромной страны иранцев (таджиков) выросли на территории рабадов – ремесленно-торговых пригородов. В.В.Бартольд ясно дал понять, что исторически средневековые города были построены, благоустроены и доведены до новейшего времени фактически таджикскими зодчими, градостроителями, мастерами, ремесленниками, промышленниками и торговцами.

А.Ю. Якубовский обратил внимание исследователей на проблему социально-экономического содержания городской жизни в Средней Азии эпохи средневековья: «того, что заключается внутри самой историко-топографической формы, иначе говоря, – жизни людей, вопросов производительных сил и производственных отношений, т.е. классовой структуры, классовых противоречий, идеологии и т.д.» . Конечно А.Ю. Якубовский важнейшим человеческим фактором развития производительных сил и производственных отношений в городах считал ремесленников, промышленников, земледельцев, торговцев.

A.M. Беленицкий, основываясь на данных письменных источников, показал на примере Герата – столицы Хорасана в XVв., что этот город с поголовно истребленными жителями, опустошенный и разграбленный монгольскими полчищами Чингизхана, был возрожден ремесленниками – гератцами и снова стал одним из крупнейших центров Востока. Он отмечал, что «жизнь пригородов была теснейшими узами связана с жизнью собственно города», они составляли «единый населенный комплекс». Подчеркивал, что вся полоса пригородных поселений назывались также городом . Эту характеристику A.M. Беленицкого можно отнести к другим городам Центральной Азии, в том числе и Худжанду.

И.П.Петрушевский обратил внимание исследователей на необходимость определения хозяйственных типов средневековых городов Востока. Он выделил: 1) тип городов, который не нуждался в продукции других областей; 2) тип города, являвшегося центром ремесленной промышленности, работавшей на международный рынок; 3) тип города лежавший на узлах больших караванных путей, служивших складочными местами, перегрузочными пунктами и биржами для вывозной и транзитной торговли .

О.А. Сухарева на примере позднефеодальных городов Бухарского эмирата показала, что развитие городов и городской жизни составляло одну из важных сторон истории общества, его производительных сил и производственных отношений, материальной и духовной культуры. Она выдвинула важное научное положение о том, что «этапы эволюции ремесла составили основное содержание социальной истории феодального города» . По сведениям О. А. Сухаревой высокая степень развития ремесла, которой различные его отрасли достигли к XIX в., имела своим следствием то, что наиболее развитые отрасли далеко вышли за границы одного квартала. Ткачество, например, было отмечено в четвертой части всех бухарских кварталов (51 квартал), сапожное дело — в 32, ювелиры жили в 30 кварталах, кузнецы — в 15 и т. п. Сформировались целые районы, в которых одним ремеслом занимались большинство жителей нескольких соседних кварталов. Ткачи, например, составляли основное население кварталов Джуйбара — самой молодой части города, вошедшей в его черту во второй половине XVI в. Второй центр ткачества образовался в восточной части города — в квартале Корхона. Этот район вошел в границы города значительно раньше, чем Джуйбар, и, по-видимому, является в Бухаре более ранним районом ткачества, косвенным подтверждением чего можно считать наличие здесь связанной с этой профессией святыни и соответствующей легенды.

Б.А. Литвинский определил место ремесленного производства как главный экономический фактор возникновения городов Средней Азии: «Появление городов повсеместно свидетельствует о развитии классового общества, выделении ремесла как особой отрасли общественного производства» .

По И.В.Пьянкову, города Средней Азии уже в Ахеменидский период являлись центрами ремесла и торговли. Античные источники, видимо, в силу самой их специфики об этом почти ничего не сообщают. Однако о такой роли городов можно судить лишь косвенно. Так можно предполагать, что структура, присущая развитым средневековым городам Средней Азии, торгово-ремесленным центрам: кремль (арк), собственно город (Шахристан), пригород (рабаз) – прослеживается в Бактрах и Маракандах уже в ахеменидское время .

Русские путешественники отмечают следующие особенности ремесленного производства Средней Азии: отсутствие крупного производства, которое заменяли ремесленные мастерские, широкое распространение домашней промышленности. Домашнее производство отмечают русские и зарубежные путешественники Н.Григорьев, Т.С. Бурнашев. Подытоживая свои сведения о состоянии ремесла в Бухаре Мейендорф отмечает следующее: «Итак, из сказанного явствует, что бухарцы умеют изготовлять самые простые ткани, что они превосходные мастера крашения, что их кожи, кроме шагрени, плохи, что их изделия из булатной стали ниже персидских и что, в общем, искусства и ремесла у них находятся в жалком состоянии» . В Бухарском эмирате исследуемого периода получили распространение такие виды ремесел, как ткачество, обработка металла, кузнечное дело, чеканка, обработка кожи, строительные ремесла, пищевое и ковровое производство и др. О. А. Сухарева считает, что в Бухарском эмирате функционировали различные отрасли кустарного производства .

Особенное распространение имело хлопчатобумажное производство. Ткачество представляло собой исключительно трудоемкую работу. Устройство ткацких станков даже в XIX в. было весьма примитивным; Нити растягивались на улице, на поперечных гребнях и сматывались в мотки. Ткацкие станки находились в помещениях; под ними в полу делалось углубление, так что ткань находилась на уровне пола. Нити основы растягивались от станка до верхней части противоположной стены комнаты и под станком навивались на восьмиугольную призму. Вытканную материю смачивали клейковатой водой и били большими деревянными молотками, пока не получалась гладкая (как: бы лакированная) поверхность. Эту операцию выполняли особые ремесленники («лощильщики»), мастерские которых находились обычно на базарах.

Похожие диссертации на Бухарский эмират во второй половине ХУ111-первой половине Х1Хвв. в письменных источниках