Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История исторической науки Таджикистана Каримов Осим Косимович

История исторической науки Таджикистана
<
История исторической науки Таджикистана История исторической науки Таджикистана История исторической науки Таджикистана История исторической науки Таджикистана История исторической науки Таджикистана История исторической науки Таджикистана История исторической науки Таджикистана История исторической науки Таджикистана История исторической науки Таджикистана
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Каримов Осим Косимович. История исторической науки Таджикистана : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.09 : Душанбе, 2002 353 c. РГБ ОД, 71:04-7/3-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические представления предков таджикского народа в древности

1. Историческая информация в древности 26

2. «Авеста» - важнейший памятник древней истории таджикского народа 32

3. Древняя история таджиков в сочинениях греческих, латинских и византийских авторов 43

4. Сведения об исторических событиях древности в Средней Азии в вавилоно-ассирийских, индийских, китайских и арабо-персидских сочинениях 58

Глава 2. Исторические знания таджикского народа в период средневековья

1. Историческая информация периода завоевания арабами Средней Азии 70

2. Развитие исторических знаний в IX - начале XIII вв 73

3. Исторические сочинения периода монгольского владычества в Средней

Азии и периода Тимуридов (начало XIII-XV вв.) 97

4. Исторические знания в XVI - середине XIX вв 109

Глава 3. Исторические знания во второй половине XIX-начале XX вв.

1. Исторические сочинения местных авторов 123

2. История таджикского народа в трудах русских исследователей 131

Глава 4. Становление и развитие исторической науки Таджикистана в годы советской власти

1. Становление исторической науки 202

2. Историческая наука Таджикистана в 40-е — 50-е годы 243

3. Дальнейшее развитие исторической науки в 60-е-90-е годы 264

Заключение 316

Список литературы 328

Введение к работе

Актуальность проблемы. Чрезвычайно древняя и богатая история таджикского народа в известной мере запечатлена в памяти потомков благодаря оставленных на протяжении многих веков нашими предками свидетельствах о наиболее заметных событиях, происходивших в той или иной эпохе на исторической родине.

Археологические находки свидетельствуют о том, что зачатки первых исторических представлений появились еще в глубоко древности, на многие тысячелетия раньше появления письменности, о чем свидетельствует процесс совершенствования орудий труда и первые наскальные изображения, сохранившиеся до наших дней.

С появлением письменных источников расширились возможности сохранения и передачи последующим поколениям важнейших событий древности. Показателем уровня мироощущения и сохранения информации является священная книга наших предков - зороастрийцев - Авеста, являющаяся уникальным источников для изучения древней истории таджикского народа.

По мере развития общества и накопления сведений, расширения базы и средств фиксации информации увеличивается объем исторического представления, а с появлением первых государственных образований возникает потребность все полнее сохранить данные о прошлом.

Оставленное богатое наследство средневековых хронистов-историков, путешественников-географов, философов-мыслителей представителями различных литературных жанров и направлений в совокупности с археологическими памятниками послужили источниковой базой и фактологической основой для создания многочисленных проблемных, обобщающих и сугубо фундаментальных научных трудов, особенно, в годы Советской власти, с которой напрямую связано становление и развитие отечествен-

ной исторической науки. Говоря об этом процессе, нельзя не упомянуть таких ее корифеев как С.Айни, А.А.Семенов, Б.Г.Гафуров и целую плеяду историков, прошедших их школу и служивших этой науке в 50-90- гг. XX столетия.

Реалии сегодняшнего дня, когда Республика Таджикистан, преодолев трагический период своей истории - гражданской войны 90-х годов прошлого столетия, как суверенное государство уверенно встала на путь подлинно демократических преобразований и признана в качестве равноправного субъекта мирового сообщества особенно повышается интерес к объективному изучению ее далекой и близкой истории. Этого требует сам процесс формирования национального самосознания, без которого нельзя обеспечить устойчивое развитие общества. В этой связи заметно, что интерес к истории все больше и больше охватывает все категории людей, начиная от школьников, простых тружеников, интеллигенции, кончая крупными учеными, зрелыми политиками вплоть до государственных деятелей высшего ранга. Этот процесс сам, с одной стороны, стимулирует развитие исторической науки в целом, а с другой порождает опасность предвзятого отношения к историческим фактам, что не может не приводить к нежелательным итогам.

В создавшейся ситуации единственно верный способ защитить реальные интересы исторической науки является комплексное освещение всего пройденного пути от первых эмпирических информации через процесс исторических знаний от средневековья до становления и развития исторической науки в новейшем периоде.

Историками Советского Таджикистана проделана большая работа по изучению и обобщению истории таджикского народа в различных периодах его развития. Итоги научных поисков, исследования отдельных историков и целых коллективов отображены в сводных трудах, многочисленных докторских и кандидатских диссертациях. Другими словами в этом направлении имеется немало исследований авторов, которые достойны са-

мых лестных отзывов. Тем не менее перемены происходившие в жизни общества в последние полутора десятилетий требуют иного подхода к изучению истории. Реальный путь к такому подходу может пролегать лишь через призму серьезных историографических исследований, которые призваны не только реально и объективно осветить события истории, со всеми достижениями и недостатками, но в известной степени, могущие определить главные проблемы, стоящие перед исторической наукой на современном этапе ее развития и в грядущем будущем.

Исходя из соображений крайней актуальности проблемы, мы и задались целью взяться за эту во всех отношениях трудную и бесспорно полезную для общества научную проблему, комплексное исследование всех этапов развития отечественной исторической науки. Именно такой подход может способствовать не только объективному изучению длительного процесса от накопления исторических информации к историческому знанию и последующему переходу к исторической науке, но и выявить характерные особенности каждого из этих этапов с тем, чтобы определить место исторической науки в процессе формирования национального самосознания, да и прогресса в целом. Кроме того, изучение истории исторической науки может служить одним из решающих факторов при определения перспектив развития исторической науки в целом.

Следует также отметить, что историческая наука никогда не была так тесно связана с политикой, как в наше время. В сложившейся политической обстановке в мире важным стабилизирующим фактором могут послужить уроки прошлого, и в этом плане наша республика не является исключением.

В сложившей политической обстановке в республике и исходя из задач, стоящих перед молодым суверенным Таджикистаном на пути к построению подлинно демократического общества правильная ориентация в уроках прошлого также является важным созидательным фактором. Все это дает основание к убеждению о крайней актуальности данной проблемы.

Степень изученности проблемы. Вопросы, связанные с историографическим изучением истории таджикского народа на том или ином этапе его развития или отдельных более и менее значимых событий, оставивших след в региональной и мировой цивилизации всегда привлекали внимание специалистов. Прослеживая ход становления и развития отечественной исторической науки нетрудно заметить, что она прошла все этапы от первых эмпирических исторических информации к знанию и перерастанию в науку.

Хотя историографическая информация традиционно стала атрибутом всех более заметных научных трудов советских и постсоветских исследователей Таджикистана, (главным образом в предисловиях работ), заслуга ведения ее в качестве самостоятельной науки, определяющей длительный процесс накопления исторических знаний от примитивных воспоминания и осмысления событий до их подлинно научного изучения, принадлежит выдающемуся востоковеду, стоявшему у истоков исторической науки Таджикистана почти в одном ряду с В.В.Бартольдом и С.Айни, А.А.Семенову.

Уникальное исследование А.А.Семенова «Историография Таджикистана (дооктябрьский период)», включенное соответственно периодам, в качестве параграфов и отдельных глав фундаментального историографического труда «Очерки истории исторической науки в СССР»,1 по сути является первым серьезным историографическим исследованием в республике.

А.А.Семенов с присущей ему эрудицией в лаконичной форме прослеживает основные этапы развития исторических знаний у таджиков на протяжении всего средневековья и нового времени.

1 См.: Семенов А.А. Исторические знания народов Средней Азии в период становления феодализма (VI-X вв.) // Очерки истории исторической науки в СССР. - Т.1. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. - С.41-47; Он же. Историография Таджикистана (XI-XVII вв.) - Там же. - С. 153-160; Он же. Историография Таджикистана (XVIII в.). - Там же. - С.267-268; Он же. Историография Таджикистана (первая половина ХГХ в.) - Там же. - С.643-645; Историография Таджикистана (вторая половина ХГХ в.) // Очерки истории исторической науки. - Т.2. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - С.747-751; Семенов А.А., Мухторов A.M. Историография Таджикистана (период империализма). - Там же. - С.807-808.

После победы социалистической революции историческая наука в национальных республиках развивалась как составная часть советской исторической науки. Первоначальный этап данного процесса довольно хорошо прослеживается в аналитической статье А.А.Семенова и В.А.Казачковского «Историческая наука в Таджикистане за 25 лет».1 Она знакомит читателя с деятельностью научных учреждений, изданными работами по истории таджикского народа как дореволюционного, так и советского периодов, дает сжатую аннотацию вышедших к тому времени научных исследований.

Развитию советской историографии в целом и в союзных республиках, в частности, во многом помогла созданная в 1946 г. Комиссия для разработки истории и исторической науки и координации исследовательской деятельности в этой области, которая начала систематическую работу по изучению советского периода истории и исторической науки. В ноябре 1961 г. вместо Комиссии по истории и исторической науке в составе Института истории была создана постоянная группа на правах сектора, которая расширила и углубила историографическую работу, привлекла к ней научную общественность.

Во второй половине 50-х годов, наряду с публикацией статей обзорного характера, делаются первые попытки историографического обобщения имеющейся литературы. В них отмечались положительные результаты, достигнутые исторической наукой к тому времени в систематизации фактического материала, разработке, периодизации, установлении единой трактовки некоторых важнейших исторических вех и событий. Вместе с тем в указанных работах отмечалось отставание в изучении таджикской истории, отсутствия обобщающего труда, который бы излагал системати-

1 Очерки истории и исторической науки СССР. - Т.4. - М.: Наука, 1966. - С. 10.

2 Гуманитарные науки в Таджикистане за 40 лет Советской власти// Изв АН ТаджССР.
Отд. Общ. наук, выл 15. - Сталинабад, 1957, с.3-25; Сечкина Л.П. Работы историков
Таджикской ССР к 40-летию Великого Октября// Вопросы истории, 1958. №1, с.242-243;
Она же. Перспективный план работы Института истории, археологии и этнографии АН
ТаджСС (1959-1965 гг.)// История СССР, 1958.- №6.- с.224; Дриккер Х.Н. Работы по ис
тории Таджикистана советской эпохи// Советское востоковедение, 1958.- №5. - С. 146-
153.

чески историю Таджикистана на протяжении всего советского периода.1

Внимание историков обращалось не только на монографическое исследование отдельных этапов советского общества в Таджикистане, но и на необходимость теоретически осмыслить и обобщить уроки, проблемы строительства социализма.

При оценке исторических исследований вскрывались наиболее характерные их недостатки. В частности, академиком З.Ш.Раджабовым указывалось, что авторы большинства работ «вместо глубокого конкретного анализа специфических особенностей и трудностей развития Таджикистана в переходный период к социализму ограничивались общими абстрактными рассуждениями; во многих исследованиях, особенно посвященных начальному периоду истории Таджикской ССР (революция, гражданская война в республике), наблюдается стремление авторов поставить знак равенства между событиями, происходившими в центральных районах страны (России) и национальных окраинах (в частности, Таджикистан), показать борьбу за победу социализма гладкой и легкой». Исследователи недостаточно показывали «ошибки, допущенные на местах, особенно в первый период социалистического строительства в республике», допускали «преувеличение степени революционного настроения местного дехканст-ва, степени его массово-политической сознательности и т.д.».

Заслуживает внимания справедливый упрек академика З.Ш.Раджабова, сделанный в адрес историков, в том, что «в то время, как по некоторым темам истории Советского Таджикистана имеется значительное число работ, дублирующих друг друга (например, по истории коллективизации сельского хозяйства), ряд таких проблем, как история формирования и развития рабочего класса, развитие союза рабочего класса и дехканства, проведение в Таджикистане политики военного коммунизма и некоторые другие остаются все еще малоисследованными. Очевидно, сто-

См.: Раджабов З.Ш. Некоторые основные задачи исторической науки в Таджикистане в свете решений XX съезда КПСС// Уч.зап. ТГУ им. В.ИЛенина. - Т.Н. - 1956.- с.8.

ронясь трудностей, с которыми связано изучение этих проблем, историки предпочитают идти по проторенному пути».1

В целом историки Таджикистана при поддержке партийных и советских органов проделали значительную работу по созданию глубоких и обстоятельных исторических исследований, преимущественно советского периода.

Достижения исторической науки в изучении истории советского общества по стране в целом и в отдельных союзных республиках были подведены на научной сессии Совета по истории социалистического строительства в марте 1960 г. Сессия вызвала большой интерес научной общественности, о чем свидетельствовало большое количество ее участников - около 500 человек из различных научных учреждений и вузов страны. На сессии с сообщением об изучении истории социалистического строительства в Таджикистане выступил Б.А.Антоненко. Оно вполне отвечало уровню развития отечественной историографии того периода, показывая успехи исторической науки как в целом, так и по отдельным проблемам истории советского общества. Автор в то же время указывал и на такие малоизученные вопросы, как проведение новой экономической политики, деятельность Чрезвычайной диктаторской комиссии по делам Восточной Бухары, история союза «Кошчи» и др. Отмечалось что одним из недостатков являлось то, что «научно-исследовательская работа по истории Советского Таджикистана велась до последних времен по пути наименьшего сопротивления. По отдельным проблемам (например, по истории колхозного строительства) написано большое количество работ, а по другим (например, истории рабочего класса их нет совсем)».2

Развитию историографии социалистического строительства в конце 50-х начале 60-х годов во многом способствовали проведенное 17-18 декабря 1957 г. координационное совещание по вопросам изучения истории советского общества, Всесоюзное совещание историографов, проходившее

1 Раджабов З.Ш. Состояние и некоторые основные задачи советской исторической науки в

Таджикской ССР // Вопросы истории, 1960.- №7.- с. 195-196.

2 Историография социаіистического и коммунистического строительства в СССР (Сб. ста-

тей по материалам сессии Научного Совета).- М: Изд-во АН СССР, 1962,- с.4,133.

c 16 по 20 марта 1959 г., научные сессии, посвященные историографии социализма в СССР (1-5 марта 1960 г) и истории советского крестьянства и колхозного строительства в СССР (18-21 апреля 1961 г.), Всесоюзное совещание о мерах улучшения подготовки научно-педагогических кадров по историческим наукам (18-21 декабря 1962 г.).

Проведение таких научных совещаний, сессий, конференций с участием ученых союзных республик и публикация их материалов послужили дальнейшему развитию историографии в масштабе Союза. Они имели громадное значение для становления историографии отдельных союзных республик.1 Интерес к историографическим исследованиям стал заметно возрастать в научных и учебных учреждениях союзных республик, в том числе и Таджикистане.

Начиная со второй половины 60-х годов историографические обзоры стали обязательным элементом монографических исследований, кандидатских и докторских диссертаций, написанных и защищенных по истории советского Таджикистана. Во второй половине 60-х годов были защищены и первые диссертации по отдельным проблемам исторической науки в Таджикистане.

Развитие исторической наук Таджикистана в разные годы было объектом анализа ведущих историков республики З.Ш.Раджабова,2 Б.И.Искандарова3 и Р.М.Масова.4 В них изложены основные направления

См.: Вопросы истории. -1964. - №4. - С.З.

2 Раджабов З.Ш. Развитие науки в Таджикской СС. - М.: Наука, 1964. - 110 с; Он же. Нау-

ка Советского Таджикистана. -Душанбе: Дониш, 1968. - 145 с. и др.

3 Телескопи таърих. - [Исторический телескоп: О развитии археологии в Таджикистане] /

Б.Искандаров, Б.Литвинский // Точикистони совета. - 1967. - 25 окт.; Искандаров Б. Ленинские идеи развития исторической науки // Изв. АН ТаджССР. Отд-ние обществ, наук. - 1970. - №1. - С. 44-52; Он же. Развитие исторических наук // Наука Советского Таджикистана. - Душанбе: Дониш, 1974. - С. 173-188; Он же. Развитие исторических наук в Таджикистане / Отв. ред. М.С.Асимов; АН ТаджССР, Ин-т истории им. А.Дониша. — Душанбе: Дониш, 1977. - 81 с. и др.

4 Масов P.M. Вазифахои илми таърих дар мархалаи хозира= [Задачи исторической науки

на современном тале] // Изв. АН Республики Таджикистан. Сер.: Востоковедение, история, философия. - 1993. - №3. - С.22-27; Он же. Становление и развитие исторической науки в Таджикистане // Академия наук Республики Таджикистан. - Душанбе, 2001. -С.195-216идр.

и перспективы развития исторических наук в Таджикистане, содержаться характеристика таких важнейших направления, как история советского общества, социалистического строительства, история культуры, археологии, этнографии и др.

Процессу роста историографических исследований в республике в большой мере содействовали празднования различных юбилеев: историческим событиям были посвящены историографические статьи в «Известиях отделения общественных наук АН Таджикской ССР», в научных сборниках и исторических журналах и книгах1.

В них сочетается обзор изданной исторической литературы с частичным анализом разработки отдельных проблем. Отмечено некоторое отставание в создании обобщающих работ по узловым проблемам истории Таджикистана и малоизученным вопросам периода строительства социализма. Помимо статей появились монографические исследования по историографии социалистической реконструкции сельского хозяйства и дальнейшего развития колхозного строительства в Таджикистане и историографии Советского Таджикистана в целом.2

Вышедшие в 70-е годы обобщающие коллективные работы по исто-

1 Искандаров Б.И. Ленинские идеи развития исторической науки. // Изв.АН Тадж.ССР,

Отд.общ.наук, 1970. - № 1, - с. 44-52]; [Масов P.M. Историография решения аграрного вопроса в Таджикистане // Таджикистан в братской семье народов СССР. Сб.статей. - Душанбе: Дониш, 1972. - с. 77-90; Он же. Исследование истории победы Великой Октябрьской социалистической революции и упрочения Советской власти в северных районах Таджикистана // Таджикистан в братской семье народов СССР. Сб.статей. Вып. II. -Душанбе: Дониш, 1974. - с. 15-28; Он же. Таджикистан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). - Душанбе: Дониш, 1975. -с. 21-36; Он же. Октябрьская революция и гражданская война в историографии Таджикистана // Под знаменем Великого Октября. (Сб.статей). - Душанбе: Дониш, 1977. - с. 127-143J; [Антоненко Б.А., Искандаров Б.И. Развитие исторической науки в Советском Таджикистане // Вопросы истории, 1974. - № 4. - с. 3-19; Марсаков К.П., Масов P.M. Изучение истории социалистического и коммунистического строительства в Таджикской ССР // История СССР, 1974. - №5. - с. 71-88 / «Развитие советской исторической науки. 1970-1974; Искандаров Б.И. Таджикистан // Развитие советской исторической науки. 1970-1974; Масов P.M. Некоторые итоги изучения истории Октябрьской революции и гражданской войны в Таджикистане // История СССР, 1977.-№ 4.-е. 50-57.

2 Масов P.M. Историография Советского Таджикистана. - Душанбе: Дониш, 1978. - 200 с.

рии рабочего класса и культурного строительства в Таджикистане также открываются обстоятельными историографическими обзорами.1

Как единая составная часть истории исторической науки СССР исто
риография Таджикистана отражена в историографических статьях, докла
дах, научных исследованиях ведущих ученых страны и братских союзных
республик М.В.Нечкиной, М.П.Кима, В.П.Шерстобитова,

Е.Н.Городецкого, В.П.Наумова, Г.А.Куманева, В.А.Куманева, Л.М.Зак, В.С.Лельчук, В.И.Погудина, В.П.Данилова, М.Л.Богденко, И.Е.Зеленина, И.М.Волкова, Г.Ф.Дахшлейгера, А.И.Зевелева, Р.Х.Аминовой, Б.В.Лунина, Х.Ш.Иноятова, В.Я.Непомнина, Г.И.Желтова, Ф.Х.Касымова и других.

Обзор историографических работ показывает, что в Таджикистане начата и с каждым годом расширяется работа в области историографии социалистического строительства в республике.

Однако при всех достоинствах вышедших статей и монографий они не дают целостной картины достижений ученых в области изучения и обобщения узловых проблем истории республики советского периода. В имеющиеся историографические труды не вошли такие важные компоненты истории исторической науки, как организация науки на каждом из этапов ее развития, система научных институтов, эволюция их структуры; научные общества; историческая периодика; роль и значение всех этих компонентов в процессе развития науки; кадры исторической науки, их структура, распределение по отраслям науки и квалификация; историческое образование (высшая и средняя школа); учебники; эволюция системы исторического образования на историческую науку.2

Наряду с ценными исследованиями, имеются и историографические сообщения, которые «носят формальный характер, сводятся к простому

1 Масов P.M. Историография рабочего класса Таджикистана // История рабочего класса
Таджикистана (1917-1970). - т.1. - Душанбе: Дониш, 1972. - с. 9-18; Он же. Историогра
фия культурного строительство в Таджикистане // История культурного строительство в
Таджикистане (1917-1977 гг.). - т. 1. -Душанбе: Дониш, 1979. - с. 5-18.

2 Нечкина М.В., Городецкий E.I I. Историографические исследования в СССР // Развитие
советской исторической науки. 1970-1974 гг. - с. 85-86.

перечислению ранее изданных книг и статей без их глубокого анализа.1

Все приведенные выше факты свидетельствуют о том, что вопросы, связанные с историографическим анализом состояния и перспектив развития исторической науки касательно проблем советского периода в известной степени привлекали внимание официальных идеологических сфер и специалистов-историков. Это и способствовало сравнительному развитию историографии отечественной истории советского периода.

Что касается историографического анализа исторических сочинений и других письменных памятников средневековых авторов, то, кроме работ А.А.Семенова кратких историографических и источниковедческих характеристик данные академиком Б.Г.Гафуровым в своих трудах по истории таджикского народа, историографического обзора в трехтомнике (пяти книгах) «История таджикского народа» (М.: Наука, 1963-1965 гг.), а также перечисления, порою с аннотацией о предшествующих тематических или проблемных исследованиях приведенных в предисловиях диссертационных и монографических работ почти отсутствуют фундаментального характера историографические работы, некоторым исключением в этом плане являются историографические исследования второй половины XIX — начала XX вв., главным объектом изучения которых стало наследие русских исследователей, причастных к истории и культуры края в целом, таджикского народа в частности. Следующим, после этого, является интерес проявленный специалистами, к произведениям просветителей таджикского народа данного периода (Ахмад Дониш, Мирзо Азим Соми, Мирзо Си-родж Хаким, Тошходжа Асири, Абдурауф Фитрат, Садриддин Айни и др). Известно, что вторая половина XIX - начало XX вв., является важным этапом в истории народов Средней Азии, в том числе таджиков. Важность этапа заключается в том что, с одной стороны, царская Россия завоевывает Среднюю Азию, устанавливает в ней колониальную власть, превращая ее в

Ыечкина М.В., Поляков Ю.А., Черепнин Л. В. О пройденном пути // Советская историче екая наука от XX к XXII съезду КПСС. - с. 31.

рынок сбыта промышленных товаров и сырьевую базу для промышленных предприятий центральных губернии. Над формально сохранившимися Бухарским и Хивинским ханствами она устанавливает протекторат и лишает их прав вести самостоятельную внешнюю политику, постоянно вмешиваясь в их внутренние дела, а народы Средней Азии подвергаются колониальному гнету. С другой стороны, в этот период происходят большие, нередко глубокие изменения в социально-экономической, политической, культурно-бытовой жизни народов Средней Азии, которые в конечном счете, вопреки желаниям колонизаторов, ведут к ускорению хода исторического развития общественно-экономической формации народов колонии. Именно в этом выражается объективный характер прогрессивных последствий вхождения Средней Азии в состав России.

В этой связи большую актуальность приобретает проблема завоевания и присоединения Средней Азии к России и его объективные последствия как для метрополии, так и для народов колонии. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что если в трудах, изданных в 50-70 гг., наблюдаются тенденции к затушевыванию колонизаторского, грабительского характера политики царской России по отношению к среднеазиатским народам, к преувеличению факта добровольного присоединения районов Средней Азии к России, игнорирование сопротивления местных жителей царским войскам, то в последнее время, наряду со многими положительными моментами в освещении этой проблемы, среди отдельных исследователей отмечается другая крайность -усиленное стремление к полному отрицанию или к уменьшению объективных положительных последствий вхождении края в состав России.

О важности исследуемой проблемы свидетельствует тот факт, что только во второй половине 1990 г. были: Региональная научная конференция Средней Азии и Казахстана (6-7 июня в Ташкенте), посвященная проблеме «Военная экспансия и колониальная политика царизма в Средней Азии». Всесоюзный круглый стол (27-28 июля в Алма-Ате) по проблеме

«Национальные движения в условиях колониализма (Казахстана, Средняя Азия, Поволжье и Северный Кавказ)» и Всесоюзная научная конференция по проблеме «Средняя Азия и Казахстан в системе всероссийского рынка (1861-1917)» (23-24 октября в г. Душанбе).

Для отечественной истории важным положительным последствием вхождения Средней Азии, в том числе территории Таджикистана в состав России, явилось всестороннее изучение этого края русскими исследователями. Русские востоковеды-исследователи, преодолевая различные трудности в условиях колониального режима, при отсутствии удобных и безопасных путей сообщения изучали географию, антропологию, этнографию, археологию, лингвистику народов Средней Азии. Они собрали огромное количество различных исторических сведений, статистических данных, оставили после себя многочисленные труды, статьи, путевые заметки и воспоминания, являющиеся ценнейшими источниками по истории, языкознанию и культуре среднеазиатских народов. Поэтому в наши дни исключительную актуальность и научную ценность приобретает проблема места и вклада русских дореволюционных исследователей в изучение и освещение истории таджикского народа. Не секрет, что именно русские востоковеды явились первыми научными исследователями истории дореволюционного таджикского народа и Таджикистана.

Русские дореволюционные исследователи оставили нам в наследство богатейшую литературу по истории, культуре, языкам, обычаям и религии среднеазиатских народов, в том числе таджиков. Глубокий историографический анализ трудов русских дореволюционных востоковедов и их научное, правдивое обобщение истории народов Средней Азии было и остается важной и актуальной задачей историков современности.

Советские ученые-историки провели огромную работу по изучению научной деятельности отдельных русских дореволюционных востоковедов. Об этом свидетельствует издание собраний сочинений выдающихся востоковедов, таких как В.В. Бартольд, Б.Э. Бертельс, И.Ю. Крачковский и

др., научные биографии В.В.Бартольда, И.П. Минаева, А.А.Семенова, М.С. Андреева, А.Е. Снесарева, Н.В. Ханыкова, публикация многих статей и работ по отдельным проблемам истории русского дореволюционного востоковедения, в том числе капитальных историографических трудов - шести сборников «Очерков по истории русского востоковедения». Эти работы -свидетельство большой плодотворной работы советских ученых.

В жизни советских востоковедов важным событием явилась Первая Всесоюзная научная конференция востоковедов, которая проходила 4-11 июня 1957 г. в г. Ташкенте. Конференция сыграла важную роль в деле объединения усилий ученых-востоковедов в масштабе всей страны и координации деятельности различных научных учреждений востоковедения. Из заслушанных на конференции докладов и сообщений большой интерес представляет научный доклад профессора-востоковеда И.И. Умнякова «Значение трудов академика В.В.Бартольда по истории Средней Азии» и известного востоковеда профессора Б.В.Лунина «О социальном облике Бартольда - ученого». На основе глубокого анализа опубликованных и рукописных работ академика В.В.Бартольда, его архивных материалов и частной переписи писем с другими учеными, И.И.Умняков сумел раскрыть выдающееся значение его научного наследия в истории среднеазиатских народов, в том числе и таджикского народа.

Издательство Московского университета в 1981 г. издало монографию Д.Ю.Арапова «Бухарское ханство в русской востоковедческой историографии»,1 в которой критически анализируются труды русских востоковедов о Бухарском эмирате. В работе исследуются причины возникновения и развития различных концепций русских дореволюционных авторов. Исследователь большое внимание уделяет истории формирования русского дореволюционного востоковедения, накопления восточных рукописей и публикации их в России. Значительное внимание в работе Д.Ю.Арапова

Арапов Д.Ю. Бухарское ханство в русской востоковедческой историографии. - М, 1981. - 127с.

уделено русско-бухарским дипломатическим и торговым связям, сыгравшим большую роль в накоплении различных сведений о Бухарском и других среднеазиатских ханствах.1

В Таджикистане первая историографическая работа, посвященная вкладу русских исследователей, была статья Д.Е.Хайтуна и Ю.А.Шибаевой «Вклад русских ученых в изучение археологии, этнографии и истории Памира», опубликованная в 1955 г. В ней дается краткий очерк путешествий русских исследователей на Памир.

Ценный вклад в изучение научного наследия русских востоковедов и освещении истории русского дореволюционного востоковедения принадлежит видному советскому востоковеду Б.В.Лунину. Он являлся автором многочисленных капитальных трудов и научных статей охватывающих почти все стороны славной истории отечественного востоковедения.3

Впоследствии этому вопросу был посвящен ряд историографических монографий и статей. Среди них важную роль играют историографические исследования Б.А.Литвинского, Н.М.Акрамова, Х.Ф.Акрамовой.4

Подробно см.: Бокиев О.Б., Арапов Д.Ю. Бухарское ханство в русской востоковедческой историографии //История СССР. -1984. -№1.- С.198-200.

2 Учен. зап. истор. ф-та Тадж.гос. ун-та. - Сталинабад, 1955. - Т. 12. - с.47-54.

3 См.: Лунин Б.В. Из истории русского востоковедения и археологии в Туркестане // Тур-

кестанский кружок любителей археологии (1895-1917 гг.). - Ташкент, 1958; Научное общество Туркестана и его прогрессивная деятельность (конец ХГХ - начало XX вв.). -Ташкент, 1962; Из истории деятельности статистических комитетов Туркестанского края //Общественные науки в Узбекистане. - Ташкент, 1962. - Т.6. - С.30-395; Из истории первого высшего востоковедческого учебного заведения в Средней Азии // Очерки по истории русского востоковедения. - М, 1963. Сб. VI. - С. 302-346; Средняя Азия в дореволюционном и советском востоковедении. - Ташкент, 1965; Историография общественных наук в Узбекистане. Библиографические очерки. - Ташкент, 1974; Средняя Азия в научном наследии отечественного востоковедения. - Ташкент, 1979 и др.

4 Акрамов Н.М. Выдающийся русский востоковед В.В.Бартольд. Научно-биографический

очерк. - Душанбе, 1963; Литвиснкий Б.А., Акрамов Н.М., А.А. Семенов. Научно-биографический очерк. - М, 1971; Акрамов Н.М. Из неопубликованных писем А.А. Семенова В.В. Бартолъду // Учен. зап. каф. истории СССР Душанбин. пед. института. -Душанбе, 1970. - Т.66. - С. 71-92; Он же. Вопросы истории, археологии и этнографии народов Памира и Припамиръя в трудах Б.Л.Громбчевского. - Душанбе, 1974; Он же. А.А. Семенов -исследователь Памира и Припамиръя // Учен. зал. кафедры истории СССР Душанбин. пед. ин-та. - Душанбе, 1974. - Т. 95. - С. 37-47; Он же. Русские исследователи и их вклад в изучение истории, археологии и этнографии народов Памира и Припами-рья. Автореф. дис, докт. ист. наук. - Душанбе - М, 1975; Акрамов Х.Ф., Акрамов Н.М. Востоковед Михаил Степанович Андреев. - Душанбе, 1973 и др.

В историографии важнейшим методологическим элементом является ее научная периодизация. О периодизации истории среднеазиатских народов долго велась дискуссия среди историков.1

Вопросы периодизации истории таджикского народа за годы Советской власти получили научное освещение в статьях, отдельных брошюрах академика Р.М.Масова. В этом плане заслуживают внимания многочисленные исследования автора, опубликованные в виде статей, брошюр, которые посвящены истории исторической науки, исследованиям по истории установления и упрочения Советской власти, разработке проблемы индустриализации и формирования рабочего класса, истории реконструкции сельского хозяйства и колхозного крестьянства, а также историографии культурного строительства в Таджикистане. Итогом всех этих работ по историографии, как было упомянуто выше, является создание фундаментальной книги Р.М.Масова «История исторической науки и историография социалистического строительства в Таджикистане». - (Душанбе: Дониш, 1988.-318 с.)

В работе академика Р.М.Масова дана периодизация развития исторической науки, подробно рассматриваются критерии, определяющие ее основные этапы, проводится их развернутая характеристика.

Брагинский И.С. К вопросу о периодизации истории народов Средней Азии и Казахстана в досоветскую эпоху // Материалы Объед. науч. сессии, посвящ. истории Средней Азии и Казахстана в дооктябрьский период. - Ташкент, 1955. - с. 414-437; Он же. О периодизации истории народов Средней Азии и Казахстана в досоветскую эпоху: (К постановке вопроса) // Брагинский И.С. Исследования по таджикской культуре. - М., 1977. - с. 28-54; Дьяконов ММ. Выступление на сессии по истории Средней Азии и Казахстана в дооктябрьской период. - СЭ, 1954, № 3. - с. 124-128; Ставиский Б.Е. К вопросу о разногласиях в периодизации истории искусства Средней Азии // Искусство и археология Ирана. - М., 1976. - с. 195-205; Толстое С.П. Вопросы периодизации древней истории Средней Азии // Вестн. АН СССР, 1948. -№ 8. - с. 113; Он же. Периодизация древней истории Средней Азии. -КСИИМК, 1949. - т.28, с. 18-29; Шукуров М.Р. О периодизации истории Таджикистана в советский период. - Учен.зап. (ТГУ, 1956, т. 14, с. 151-160); Якубовский А.Ю. Вопроси периодизации средневековой истории Средней Азии // Вестн. АН СССР, 1948. -№ 8. - с. 113-114; Он же. Вопросы периодизации истории Средней Азии в средние века (VI-XV вв.). - КСИИМК, 1949. - с 30-43].

Вышеупомянутая научная периодизация историографии социалистического строительства в Таджикистане в целом совпадает с основными этапами развития советской исторической науки.

70-80-е годы стали периодом расцвета исторической науки Таджикистана. Выход фундаментальной книги академика Б.Г.Гафурова «Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история» (М.: Наука, 1979) имел огромное значение для дальнейшего развития исторической науки, стал точкой отсчета, предвещающей о вхождении исторической науки в новый период развития. Работа явилась классическим образцом истинно академического подхода к изучению исторических событий.

Указанный период характеризуется появлением ряда серьезных коллективных трудов, посвященных отдельным проблемам истории таджикского народа, учебников для вузов, большого количества монографических работ тематического и обобщающего характера. К таким работам следует отнести «Историю Таджикской ССР» (Душанбе, 1983), «Историю рабочего класса Таджикистана» (1917-1970 гг.) в двух томах (т.1, Душанбе, 1972, т.2, Душанбе, 1973), «Историю культурного строительства» в двух томах, «Очерки по истории колхозного строительства» (Душанбе, 1968), труды Н.Негматова, А.Мухтарова, М.Иркаева, Нурджанова, Р.Масова, М.Бабаханова, Г.Хайдарова, А.Джалилова, Ю.Якубова и многих других.

В эти годы значительно расширилась публикация исторических документов по различным периодам средневековой и новой истории таджикского народа.

С приобретением Таджикистаном независимости и развитием исторической науки наблюдаются некоторые изменения в характере и направлении научных исследований. Ученые стали обращать внимание на изучение тех страниц истории, исследование которых в годы Советской власти по идеологическим соображениям зачастую умалчивалось. Это давало воз-

Масов P.M. История топорного разделения. —Душанбе, 1991; Он же. «Таджики: история с грифом «совершенно секретно». - Душанбе, 1995; Дар хештаншиноси в 2-х томах. Т.1. -Душанбе, 19 , т.2. - Душанбе, 19 ; Серия М.Султанова, Н.Хотамова, И.Кельдиева и др.

можность открыть новые страницы истории Таджикистана 20-х - 30-х годов XX века. Придавалось большое значение изучению проблем, способствующих развитию национального самосознания народа. Историческая наука обогатилась новыми исследованиями ученых Н.Негматова, А.Мухторова, Н.Нурджанова, М.Бабаханова, Х.Назарова, Г.Хайдарова, Ю.Якубова, Х.Пирумшоева, А.Додхудоевой, Н.Хотамова, Р.Абулхаева, С.Абдуллоева, У.Гаффарова и др.

Следует заметить, что несмотря на все трудности и разнохарактерности исторической литературы 80-90-х годов, все же наблюдается утверждение принципа историзма. Это четко прослеживается в работах академика Р.Масова.1

Анализ опубликованных работ показывает, что многие из них, являясь сугубо историографическими исследованиями, ограничивались отдельными периодами развития исторической науки (преимущественно советским) или же выявлением заслуг известных ученых-историков, изучением средневековых нарративных сочинений и заслуг русских исследователей. Исключение составляют лишь серия историографических работ А.А.Семенова, написанных для «Очерков истории исторической науки СССР», в которых освещается состояние исторических знаний и составление исторических сочинений в различных этапах средневекового периода. Более серьезного и комплексного изучения всего процесса накопления исторических знаний и их развития до уровня подлинной науки до настоящего времени не проводилось.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка подвергнуть глубокому комплексному историографическому анализу становление и развитие отечественной исторической науки во всех его этапах. Опираясь на совокупность работ и имеющиеся источники, автор прослеживает длительный процесс накопле-

См.: Пирумшоев X. Путь к подлинному историзму в изучении истории таджикского народа // Чунбиш. - 1997. - №9, 10. - 1998. - №1; Он же. Новый подход к изучению истории таджикского народа // Академику Р.Масову 60-лет. - Душанбе, 1999. - С.9-47.

ния исторических информации и знаний многими поколениями историков, сложение отечественной исторической науки, ее степень причастности к достижению научного общеисторического мироощущения. Па это серьезное решение автора натолкнуло не только само ощущение отсутствия цельной картины охватывающей все этапы развития отечественной исторической науки, но и осознанная необходимость пересмотреть этот процесс с новой совершенно иной концептуальной позиции, соответствующей нынешнему уровню развития исторической науки, ее задачам в условиях строительства нового демократического общества.

Такой подход позволил автору в определенной мере выявить степень изученности проблемы политической, социально-экономической и культурной жизни наших предков на пространстве Центральной Азии, главным образом Мавераннахра и Хорасана. Квалифицированный, последовательный анализ накопленных письменных информации исторических сочинений и сохранившихся других источников, сопоставления широкого спектра мнения исследователей, причем представляющих различные эпохи и взгляды по тем или иным проблемам, при этом не вдаваясь неосознанному подражанию маститым ученым, автор диссертации стремится дать свой анализ имеющихся работ, выявляя ценность их исследований и степень освещения событий, которые стали объектами изучения. Это позволило безошибочно определить не только успехи исследователей в изучении тех или иных проблем, но и четко выявлять пробелы, существующие в отечественной исторической науке в их решении. Это может послужить удачным ориентиром для специалистов, интересующихся разработкой тех или иных проблем.

Анализ имеющейся литературы и источников показал далеко неравномерный и неоднозначный анализ исследований всех исторических периодов. В частности, до сих пор много «белых пятен» в изучение истории эпохи кушан — по причине недостаточности источников. Немало усилий ученых требует и освещение ассимиляционных действий кочевых племен в отношении к оседлому населению в период правления Шейбанидов.

Выявлено немало противоречивых суждений и по последующим периодам нашей истории, вплоть до распада СССР.

Благодаря усилиям ученых несколько более подробно подвергались изучению проблемы связанные с формирование таджикской народности и ее государственности, место государства Саманидов в региональной цивилизации. То же самое можно говорить об истории таджикского народа второй половины XIX - начала XX вв. благодаря усилиям русских исследователей.

На фоне средневекового периода более полно освещена история истории Советского Таджикистана. Но, к сожалению, все это требует нового осмысления и более глубокого научного анализа с позиции подлинного историзма. Кроме того, проблемы развития исторической науки Таджикистана также не были предметом отдельного комплексного исследования. Имеющиеся исследования по этому вопросу не дают цельную картину развития отечественной исторической науки на протяжении всего советского периода, в них важные проблемы освещены, относительно отдельных ее этапов.

Настоящая диссертационная работа по временному (хронологическому) и материальному охвату анализа истории исторической науки, а также по объективной оценке состояния исторической науки по эпохам и по объему решения отдельных исторических проблем, главным образом с позиции историографического подхода, далеко превосходит предыдущие подобные исследования.

Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности определена цель диссертационной работы, которая заключается в комплексном изучении истории развития исторической науки с древнейшего периода до настоящего времени.

В соответствии с целью диссертации определены следующие задачи: - проследить ход накопления исторической информации в древних материальных и духовных памятниках;

определить процесс расширения исторической информации с появлением письменности;

показать степень отражения исторических событий региона в сочинениях греческих, латинских, византийских авторов;

выявить наличие исторических сведений о Средней Азии в трудах вавилоно-ассирийских, китайских и арабо-персидских хронистов;

проанализировать процесс накопления исторических знаний от завоевания арабов до конца IX века;

определить значение исторических трудов периода IX - начала XIII вв.;

определить значимость исторических сочинений периода от монгольского владычества до конца правления династии Тимуридов;

проанализировать состояние исторических знаний в XVI — середины XIX вв.;

дать оценку значению трудов местных авторов периода второй половины XIX - начала XX вв.;

определить заслуги русских исследователей в изучении истории и культуры таджикского народа;

осветить процесс становления таджикской советской исторической науки;

проследить за ходом развития отечественной исторической науки в 40-50-е годы;

показать расцвет исторической науки Таджикистана в 60-80-е годы XX века и выявить ее характерные особенности в годы независимости;

по результатам исследования дать конкретные рекомендации для определения перспектив развития исторической науки.

Теоретической и методологической основой исследования стали научные принципы и методы познания. Во главу угла поставлен классиче-

ский метод написания академических трудов как отечественных, так и зарубежных исследователей. Автор стремился быть предельно верным принципам историзма и в оценке исторических трудов исходит из требований историографического характера работы и материалистического восприятия исторических событий.

Хронологические рамки исследования определены с древних времен по 90-е годы прошлого столетия включительно. Выбор такого временного пространства позволяет проследить почти все периоды, начиная от первых небольших исторических информации и знаний до периода сложения и рассвета отечественной исторической науки.

Источниковая база исследования. В диссертации начало процесса накопления исторической информации преимущественно представлено на основе материалов, отражающих результаты археологических работ в Таджикистане и за ее пределами. Они дают достаточный материал для выявления степени накопления исторической информации с древнейших и древних времен.

Имеющиеся в распоряжении исследователей письменные источники, древнего и средневекового периодов положены также в основу анализа процесса развития исторических знаний. К таким источникам относятся Авеста, сочинения греческих, латинских, византийских, вавилоно-ассирийских, китайских, арабо-персидских авторов. Особое значение придается трудам таджикско-персидских и арабских авторов, таким как «Таърихи Бухоро (История Бухары) А.Наршахи, «История Самарканда» А. Ал-Идриси, «Памятники оставшиеся от минувших поколений» А.Беруни, «Таърихи Масуди», «Сиёсат-наме», «Джомеъ-ут-таворих», Р.Вассоф, «Аб-дуллонома» Х.Таниша, «Бабурнаме» З.Бабура, труды А.Дониша, С.Айни, Б.Гафурова, а также труды русских востоковедов, в которых имеется достаточно ценного материала для определения уровня развития исторических знаний в том или ином периоде средневековой и новой эпохи.

Опубликованные многочисленные труды историографо-источнико-

ведческого характера и историческая литература по истории таджикского народа, вышедшая в советском и постсоветском периодах, послужили серьезным подспорьем в определении этапов развития отечественной исторической науки и их особенностям. Автором были использованы материалы, хранящиеся в ЦГА Республики Таджикистана, ЦГА Р.Узбекистан, ЦГВИА Российской Федерации, а также официальные материалы партийных и советских органов, научных учреждений (Института истории, археологии и этнографии АН РТ, Института истории партии при ЦК КП Таджикистана) и учебных заведений республики, характеризующие степень развития исторической науки и ее перспективы.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть широко использованы в обобщающих работах по истории таджикского народа и народов в регионе. Выявленные автором упущения и недостатки в исторической науке должны стать предметом пристального внимания специалистов, работающих над различными проблемами отечественной истории, помогут при определении перспектив развития исторической науки Таджикистана в будущем. Материалы, научные положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы также при составлении учебных программ и пособий для чтения лекций и проведения спецкурсов по истории отечественной исторической науки в вузах страны.

Апробация работы. Основные научные обобщения и выводы диссертации отражены в опубликованных монографиях, брошюрах и статьях автора. Они также изложены в выступлениях на международных республиканских симпозиумах и конференциях.

-26-.

Историческая информация в древности

Древнейший и древний периоды истории человечества занимают самый длительный и самый драматический его период, берущий свое начало свыше 2,5 млн. лет назад (имеется в виду, вероятно, окончательное выделение человека из животного мира). Зачатки сохранения в памяти древнего человека прошлых заметных событий в той или иной мере заложены начиная от гомо габилиса (человека умелого), на протяжении всего последующего древнейшего периода его истории.1

Примерно 40-35 тыс. лет назад происходит становление человека современного типа - Homo sapiens. В верхнем палеолите уже формируются племена; именно этот период характеризуется зрелым материнским родом, который представлял собой экзогамную группу людей, связанных узами родства и общностью происхождения по материнской линии. Наиболее важным верхнепалеолитическим памятником является Самаркандская стоянка, расположенная на территории самого города. Среди тысяч изделий, полученных из трех культурных слоев, выделяются разнообразные инструменты: скребки, резцы, скребла, выемчатые орудия, рубящие орудия и т.д. В 1964 г. здесь была найдена челюсть верхнепалеолитического человека.

Другой памятник верхнего палеолита расположен в небольшой долине Туркестанского хребта, недалеко от кишлака Чорку, в местности, известной под названием Ходжа-Гор.2 Он принадлежит к концу верхнего палеолита; люди жили здесь, вероятно, 15-12 тыс. лет назад, уже в современ- ную геологическую эпоху. Культурный слой здесь не сохранился - кремневые орудия переотложены селевым потоком, но памятник интересен прежде всего очень богатым набором кремневых орудий, значительно отличающихся по своим формам и технике обработки от орудий Самаркандской стоянки.

Привлекая и другие материалы, можно сказать, что и в эпоху верхнего палеолита в Средней Азии продолжают существовать две технические традиции. Одна связана с восточноазиатским и сибирским палеолитом (Самаркандская стоянка); другая - с переднеазиатским (Ходжа - Гор).

Обнаруженные археологами материалы свидетельствуют, что информация передавалась от поколения к поколению не только устно, но и через усовершенствованные орудия труда, через наскальные рисунки и иные знаки. Без передачи необходимой информации человечество не смогло бы достичь более высоких уровней развития.

Палеолитические памятники Средней Азии1 довольно убедительно свидетельствуют о постепенном усовершенствовании орудий труда, чего нельзя было достичь без изучения опыта предыдущих поколений. То же самое можно сказать об эпохе мезолита и эпиполеолита (10-6 тыс. лет до н.э.) и неолите (6-2 тыс. лет до н.э.). Наибольшее скопление мезолитических памятников зафиксировано в Восточном Таджикистане, преимущественно в Шаартузском и Дангаринском районах Хатлонской области (Тут-каул, Обихинг, Чилучорчашма, Дараи шур).

Открытые археологами в Средней Азии мезолитические и эпиполио-литические памятники, такие как стоянки (Дамдамчашма, Кушлиш, Таш-кумыр, Обишур, Ошхона, Каратумшук, Туткаул, Саёд, Дараи шур, Оби киик, Чилучорчашма, Бешкентские стоянки), рисунки каменного века (За-раутсай), писаницы Памира (грот Шахты, навесы Куртеке и Найзаташ), ярко демонстрируют эволюционный процесс усовершенствования орудий труда, что вряд ли могло произойти без тщательного наблюдения, а то и изучения предыдущих форм разновидностей каменных орудий, в частности концевых скребков, и уровеня техники расщепления.

Богатейший материал для понимания мышления древнего человека, его представлений об окружающем мире, его уровне мироощущения дают наскальные изображения.

В Средней Азии во многих районах имеются тысячи рисунков, выбитых на скалах. Особенно известны наскальные изображения в Саймалы- Таш в Фергане и Лянгар-Кишт на Западном Памире. В Таджикистане можно отметить многочисленные пункты, где имеются наскальные изо-бражения - по р.Зеравшан и ее притокам, в Кураминском хребте и в ряде других мест.

Самые древние наскальные изображения сделаны человеком каменного века. Они имеются всего лишь в нескольких пунктах и отличаются своими сюжетами, и манерой исполнения.

Наиболее древними наскальными изображениями в Средней Азии можно считать рисунки в гроте Шахты, открытые В.А.Рановым в 1958 г. на Восточном Памире. Здесь, на стене небольшого грота, расположенного на высоте около 4,2 тыс. м. над уровнем моря, сохранились рисунки, нанесенные красками (охрой) двух цветов. Хорошо видны изображения людей, замаскированных под птиц. Две фигуры скорее всего подражают двум кабанам. Третьим животным, самым крупным по размерам — 85см в длину -предположительно является дикий як. По рисунку видно, что в тело яка вонзились сразу две стрелы, а третья летит в морду животного. Эта писан-ница хорошо отображает уровень охотничьей культуры наших предков в далекую каменную эпоху.

В эпоху неолита происходит становление позднепервобытной (позд-неродовой) общины, и именно в эту эпоху начинается подъём производительных сил, создавший предпосылки для возникновения в бронзовом веке социальной и имущественной дифференциации. Всё это стало возможным после перехода от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему. Старые общественные отношения с уравнительно системой распределения постепенно усложняются. Появляются новые формы общественно-хозяйственных отношений, связанные с появлением избыточного продукта. Материнский род, имевший преобладающее влияние на первых этапах неолита, постепенно начинает уступать место отцовскому роду. Наблюдается расцвет родового строя и племени. Наряду с родовыми поселками складываются и многообщинные поселения с однотипными домами для земледельцев. Предполагается, что к эпохе неолита относится и образование отдельных языковых семей.2 Последнее не могло не повлиять на развитие духовной культуры, что, естественно, происходило на почве накопления исторической информации.

Открытие металла и его выплавка сыграли революционную роль в истории человеческого общества. На территории Средней Азии становление и развитие металлургии меди прослеживается на материалах энеолитиче-ских памятников Южной Туркмении.3

Географическое расположение Средней Азии в значительной степени обусловило своеобразие и неравномерность исторического развития различных ее регионов в бронзовом веке и повлияло на направленность генетических и культурных связей. Южные области входили в зону оседлозем-ледельческих культур и цивилизаций Древнего Востока, а северные районы являлись частью другой культурно-хозяйственной зоны Евразии -степной, где экономика в целом развивалась преимущественно по скотоводческому пути.

Историческая информация периода завоевания арабами Средней Азии

Немало арабоязычных историков посвятили свои сочинения истории Средней Азии периода исламизации. Имена некоторых из них приводятся в «аль-Фехристе» Ибн Надима. Известный историк четвертого века хиджры Масъуди во введении к своему труду «Мурудж-аль-захаб» («Золотые луга») перечисляет почти 80 известных историков. Э. Браун с явным сожалением отмечает, что в сочинении исторических книг иранцы значительно отстают от арабов, и в этой отрасли пальма первенства принадлежит арабам.

Исследователи предъявляют к произведениям арабских историков и летописцев в основном две претензии: во-первых, сухость и грубость изложения; во-вторых, отсутствие критичности. Есть многотомные истории, есть и сравнительно короткие сочинения. С точки зрения значимости они, естественно, тоже неодинаковы. Когда автор пишет о событиях, свидетелем которых он был лично, ценность труда резко возрастает. Сочинения же, посвященные событиям, происходившим до жизни автора, зачастую компилятивны и содержат больше неточностей и ошибок.

Конечно, сухость и грубость изложения свойственны не всем арабо-язычным историкам. Отсутствие же критичности можно наблюдать у большинства авторов. Хотя и здесь бывают исключения. Примером могут служить сочинения таких историков, как Ибн Тактаки и Ибн Халдун. В любом случае мы должны быть благодарны всем историкам за то, что благодаря им до нас дошли исторические сведения, предания, факты.

Об истории и ходе арабского завоевания мы можем судить по рассказам самих арабов в так называемых книгах «Футух» («Завоевание») и «Ма-гози» («Восхваления военных подвигов борцов за веру»). Сбор этих рассказов и преданий начался при Омейядах и во втором веке хиджры в Meдине и других городах. Одним из первых собирателей были Абон сын Аф-фана и Урва сын Зубайра ибн Авома, которые принадлежали к курайши-там. Интересен тот факт, что некоторые собиратели, такие как Хубайл ибн Саъд и Вахб ибн Манба, были из «клиентов» арабов. Книги «Футух» и «Магози», составленные в начале эпохи Аббасидов такими известными историками как Вакиди и Балазури, во многом основывались на работах, указанных авторов.

Как бы там ни было, на сегодняшний день отсутствуют предания и сочинения об арабском завоевании, принадлежащие персам. И, к сожалению, до нас почти не дошли «Футух» и «Магози», составленные во втором и третьем веках хиджри, и мы можем судить о них по пересказам более поздних авторов.

Как отмечает Ибн Надим, о событиях Савад и Ирака общие сведения дают Абумухнаф Лут ибн Яхья Узди, а о событиях в Хорасане и Фарсе -Абулхасан Мадонни. В распоряжении Мадоини были сочинения предшествующих историков. Его рассказы приводит Табари, ссылаясь на Абуязи-да ан-Нумайри. Абумухнаф (ум. около 157 г.х.) был уроженцем Куфы, и по всей вероятности шиитом, чем объясняется его большой интерес к событиям в Ираке. Абулхасан Али ибн Мухаммад Мадоини был родом из Басры, жил в Мадоине. Умер он в 215 или 225 г. в Багдаде. В «Фехристе» приводятся следующие сочинения Мадоини: «Биография халифов до Муътасима (833-842) включительно; Книга о завоеваниях в Хорасане; Книга о правлении Асада б. Абдалаха аль-Касри; Книга о правлении Насра б. Сейяра; Книга анекдотов о Кутейбе б. Муслиме».

Чаще всего на книги Мадоини ссылаются Балозури, Диновари, Якуби, Табари, Масъуди. Одним из известных авторов, давшим сведения об исламизации края, был Мухаммад ибн Умар Вокиди. Он родился в конце правления Омейя-дов в Медине, а затем служил при Бармакидах. Умер в 207 или 209 г.х. Его сочинения чаще всего использовали последующие историки. Так, на его «Таърихи кабир» ссылается Табари. В числе сочинений Вохиди называется книга о сподвижниках пророка. По преданиям, после его смерти осталось 600 полок книг, каждую из которых могли поднять два человека.

Первым сочинением, которое дошло до наших дней, является книга «Футух-ул-булдон» («Завоевание стран») Абулхасана (Абулджафара) Ахмада ибн Яхья Балазури, умершего в 279 или 302 г.х. Он был уроженцем Багдада и некоторое время являлся советником Аббасидского халифа Му-таваккиля. По всей вероятности, он или был родом из Ирана или знал персидский язык. Его называют в числе переводчиков персидских книг и считают автором перевода на арабский язык книги о правлении Ардашера. Ибн Надим причисляет его имя к числу переводчиков с пахлави на арабский.1 Балозури пользовался сочинением Абуубейда Муаммара ибн Му-санно (умер в 207 или 211/822-826гг.), который считался одним из лучших знатоков арабской истории. Сведения, заимствованные у Абуубейды, в других источниках отсутствуют. Об эрудиции Балозури в генеалогии и хронике арабов свидетельствует название его сочинения «Ансоб-уль-ашроф» («Генеалогия аристократов»). Его сведения о завоевании арабами Средней Азии отличаются точностью и достоверностью, о чем не раз писалось в научной литературе.3 Сочинение Балозури состоит из 90 глав, каждая из которых содержит рассказ о завоевании отдельной страны или местности, или посвящена какому-нибудь культурно-историческому событию времени образования халифата. Автор проделал громадную работу по сбору материала об арабских завоеваниях, а также по их систематизации.4 Из его сочинения также можно извлечь очень ценные сведения о джизье, налогах, чеканке монет, особенно изменении института дивана. Сочинение Балозури было издано голландским ориенталистом проф. де Гуе.5

Труд Абуханифы Ахмада ибн Довуда Диновари (ум. в 288/901г.) «Ки-тоб-ал-ахбор ат-тибол» также содержит сведения об исламских завоеваниях, которые отсутствуют в других сочинениях. Диновари в своем труде события до 227/842 гг. Сочинение Абуханифы издано Гиргасом. В «Китоб-уль-умам в-аль-сиёсат» Диновар также содержатся сведения о халифах, начальном этапе ислама. Некоторые исследователи сомневаются в принадлежности этого труда Диновари1.

Книга Ибн Возеха Якуби (умер в 284г.х.) известна под названием «История Якуби». По утверждению Хаутсма, издавшего это сочинение, сведения Якуби не имеют ничего общего с Табари и, по-видимому, принадлежат к другой группе источников. Повествование Якуби об Аббасидах также отличается от других историков его времени. Труд Якуби охватывает историю ислама и халифов до 252/866 г. и может быть назван исторической энциклопедией своего времени. Ценные сведения об истории Средней Азии также содержит его географическое произведение «Китоб-ал-маориф», в котором имеются интересные данные о пророках, халифах, сподвижниках пророка, известных богословах.

Исторические сочинения местных авторов

Во второй половине XIX - начале XX вв. в Средней Азии происходило немало событий имевших судьбоносное значение для народов края. Главным же из них следует считать присоединение Средней Азии к России. Несмотря на перемены во взглядах некоторых современных исследователей, вдруг усмотревших в этом присоединении (завоевании, по мнению тех же ученых) сплошное зло, произвол в отношении к местному населению, его самобытной культуре и устоявшимся традициям, к анализу данного события все же следует подходить крайне взвешенно и объективно. Только при таком подходе можно научно обосновать колонизаторские устремления царского правительства и определенных военных кругов, с одной стороны, и связанные с этим перемены, которых происходили в политической, социально-экономической и культурной жизни нашего региона, с другой.

Втягивание Средней Азии в колониальную орбиту царского самодержавия, независимо от желания официальных властей метрополии, создавало здесь благоприятные условия для существенных политических, социально-экономических и культурных перемен. Были ликвидированы такие пороки феодализма, как политическая и хозяйственная раздробленность, позорный институт рабства, постоянные междоусобицы, была нарушена незыблимость патриархального натурального хозяйства. В итоге возникла сравнительно благоприятная основа для развития новых капиталистиче-. ских отношений. Все эти перемены и предыдущие события нашли своё освещение в трудах местных авторов и русских исследователей. Во второй половине XIX - начале XX вв. местными историками был написан ряд работ, которые вполне отвечали духу времени. Одним из та ких трудов является «Зафарномаи Хусрави» («Книга о победах»), которая написана неизвестным автором. Данная рукопись, изданная в 1989г. в Душанбе под редакцией Д.С.Саидмуродова, посвящена истории Бухарского эмирата в первой половине XIX в., составлена в 1279 г.х. (1862-1863) неизвестным историком, находившимся при дворе бухарского эмира Насруллы (1826-1860 гг.).

Уникальность данной рукописи определяется значительным объемом представленной в ней информации и высокой степенью ее достоверности. Материалы, приведенные в данном сочинении, заслуживают самого серьезного внимания и тщательного изучения, поскольку в них дается множество разнообразных сведений, существенно дополняющих то, что до сих пор было малоизвестным.

Данный источник отличает достоверность излагаемого материала. Автор имел доступ ко всем официальным документам. Он был очевидцем многих событий периода правления эмира Насруллы, которые освещены достаточно объективно. Сочинение богато датами, собственными именами, специальной терминологией государственно-административного и политического характера.

Рукопись можно условно разделить на две части, не одинаковые как по объему, так и по всей значимости. Первая глава, большая по объему, посвящена междоусобной борьбе между Бухарским эмиратом и Коканд-ским ханством, военным стражениям в Коканде, Ходженте, Ура-Тюбе, Джизаке, Яме, Замине и другим событиям, происходившим в данном регионе. Надо отметить, что по сравнению с другими источниками, события в данном источнике освещены наиболее полно и обстоятельно.

Во второй части освещается политическое положение в провинциях левобережья Амударьи (в Балхе, Окчи, Андхое, Кундузе, Хульме, Бадах-шане, Мазари Шарифе), рассказывается о неоднократных попытках афганских правителей, особенно Дост Мухаммадхана (1826-1839; 1843-1863 гг.), покорить эти районы, описываются события первой англо-афганской вой ны (1838-1842 гг.). Далее рассказывается о борьбе кенегасских правителей Шахрисабза с мангытскими эмирами, описываются взаимоотношения Бухары, Хивы и Каджарского Ирана, стремления правителей этих государств захватить Мерв, Серахс и другие районы, заселенные туркменскими племенами. Из приводимых достоверных фактов и точности описания исторических событий можно предположить, что автор был непосредственным участником и очевидцем походов эмира Насруллы на Кокандское ханство.

Ценность данного исторического источника заключается в том, что в нем приводятся события с указанием года, месяца, дня.

Истории Бухары (и юго-восточных территорий нынешнего Таджикистана) посвящено сочинение мирзы Салимбека «Таърихи Салими» (История Салима).

Несмотря на то, что вышеуказанные сочинения написаны придворными, каждое из этих сочинений очень ценно для исследования истории Бухарского эмирата эпохи правления Мангытов.

Правлению Худояр-хана в Коканде (1845-1858; 1868-1863; 1966-1875) посвящен труд Абдулгафура «Зафарномаи Худоёрхон» (Книга о победах Худояр-хана)1 и «Таърихи Шахрухи» (Шахрухова история) Мулло Нияза Мухаммада.2 В последней книге приводятся сведения об истории ханства со дня основания и до последних дней существования (1875), свидетелем которых был сам автор.

Довольно интересным трудом является сочинение Имома Али Кунду-зи (псевдоним Коми) «Таворихи манзума» (Стихотворные хронограммы). Работа посвящена не отдельным правителям, а истории всей Средней Азии и некоторых сопредельных стран Востока. В работе часто встречается описание событий, не имеющих между собой связи. Эти события охватывают период с 1233 г.х. (1817-1818 гг.) по 1305 г.х. (1887-1888 гг.). Хотя работа не лишена таких недостатков как излишнее словословие при описании событий, не имеющих между собой связи или, наоборот, излишняя краткость и сухость изложения отдельных фактов. Тем не менее, данные, имеющиеся в этом сочинении, могут сыграть свою роль при анализе исторических событий указанного периода.

Среди исторических сочинений есть и труды, в которых освещена история завоевания края Россией. Например, востоковед І І.Веселовский1 записал рассказ о справедливой войне кокандцев против царских завоевателей.

Большую ценность представляет и незаконченная повесть хивинского историка Атехи (Мухаммад Риза) «Шахиди Икбол» (Свидетель счастья).2 В повести описываются события связанные с завоеванием Россией Средней Азии. Приведенные здесь также сведения о войнах между эмиром Музаффа-ром и его сыном Абдулмаликом, готовившим переворот, немало сведений имеется и о Хивинском ханстве. По мнению специалистов, знакомых с этой рукописью, автор по отношению к завоеванию Средней Азии занимает объективную позицию. Эта повесть, как и «Киргизский рассказ», написана на узбекском языке. К числу важнейших исторических сочинений второй половины XIX в. следует отнести труд ташкентского историка Мухаммада Салиха «Таърихи джадидаи Тошкент» (Новая история Ташкента).

Среди работ исторического характера особое значение имели исторические труды крупнейшего таджикского ученого, просветителя Ахмада Дониша (1827-1897 гг.), который в произведениях дал обличительную характеристику строя Бухарского эмирата.

Ахмад Дониш по праву считается крупнейшим просветителем таджикского народа и родоначальником просветительского движения в Средней Азии. По словам одного дореволюционного автора, «..в исламе, составляющем основу и сущность государственного (теократического) устройства Бухарского ханства, стало в это время недоставать жизнетворных сил и духовной пищи для лучших умов для тех, кто соль земли».1 Одним из таких лучших умов Бухары и был А.Дониш. Об этом, в частности, свидетельствуют одно из основных произведений просветителя - «Политический трактат».

Становление исторической науки

По-настоящему формирование исторической науки Таджикистана началось после установления Советской власти. Уже в 20-х г.х XX столетия был издан ряд работ, посвященных, главным образом, истории гражданской войны в республике. В большинстве случаев эти работы были изданы в Ташкенте, а некоторые, относящиеся к истории всей советской Средней Азии, и в Москве. К таковым могут быть отнесены «Бухара в 1917 г.» (Дипломатическая переписка),1 «Гражданская война в Таджикистане» Ди-Мура и др. Почти все работы весьма незначительны по объему.

Ход гражданской войны в Средней Азии, в том числе Таджикистане, более подробно освещала периодика тех лет. Имелись полевые журналы, в которых оперативно освещались ход гражданской войны в крае. Так, журнал «Красная казарма» на своих страницах организовал постоянно действующие рубрики: «Обзор военных действий», «На басмаческих фронтах», «Ход боев в областях», давались сводки о каждой области: «Восточная Бухара», «Западная Бухара», «Хорезм», «Самаркандская облаЗтр у ди др:и в становлении и развитии исторической науки в Средней Азии, в том числе и в Таджикистане, обусловливались почти полным отсутствием ученых-историков. В преодолении этих трудностей в 20-е годы большую помощь оказали центральные научные учреждения, в частности Москвы, Ленинграда, а также Ташкента. Ташкент в те годы играл особо важную роль в подготовке кадров историков. Изданные в Ташкенте в 20-х - начале 30-х годов исследовательские труды и публикации имели важное значение для таджикской советской историографии.

Большое значение в деле подготовки научно-педагогических кадров, специалистов народного хозяйства имел декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В И.Ленина от 7 сентября 1920 г. «Об учреждении Туркестанского государственного университета» в г.Ташкенте.

Немаловажное значение в подготовке научных кадров и публикации материалов на таджикском языке принадлежит также Самарканду, культурному центру Средней Азии. Здесь постоянно печатались на таджикском языке не только газеты и журналы, но и учебники, учебные пособия, научная литература и др.

В 20-30-е годы была заложена основа историографии периода национально-территориального размежевания Средней Азии и становления таджикской советской государственности. Основной вклад в этом процессе внесли центральные научные, партийные и ведомственные журналы — «Жизнь национальностей», «Новый Восток», «Революционный Восток», «Власть Советов», «Плановое озяйство», «Народное хозяйство Средней Азии», «Вестник ирригации» и др. На страницах названных журналов были опубликованы статьи И.Бурова, И.Крыльцова, А.Левондовского, Н.Махсума, Ш.Шотемура, А.Семенова, С.Скалова, П.Петухова, В.Усатенко-Червонного. Большой личный вклад в зарождение таджикской государственности внесли видные деятели Коммунистической партии и Советского государства И.Варейкис, И.Зеленский, руководители КПТ и Туркестанской АССР - О.Карклин, А.Исламов, А.Ходжибаев. В их работах была отражена вся сложность подготовки и осуществления национально-государственного размежевания Средней Азии и становления новых государственных образований в регионе.

В становлении исторической науки в Таджикистане и Узбекистане выдающуюся роль сыграл основоположник таджикской советской литературы, выдающийся ученый-востоковед Садриддин Айни. По его инициативе были организованы журнал «Шуълаи инкилоб» («Пламя революции») издававшийся в 1919-1921 гг. в Самарканде на таджикском языке, и газета «Мехнаткашлар тауши».

Первый номер журнала «Шуълаи инкилоб» вышел в свет 10 апреля 1919 г. В нем было опубликовано обращение от имени коммунистической партии «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока». 12 июля 1919 г. в 12-м номере журнала была опубликована телеграмма-обращение ЦК Компартии (большевиков) России и мусульманской организации Туркестанской республики. Деятельность этого журнала заложила первый камень в фундамент советской таджикской истории и литературы, а также советской историографии на таджикском языке.

В 1919-1921 гг. в журнале издаются многочисленные статьи С.Айни публицистического и научного характера. Среди них - статьи «Проблемы Востока» (1919, № 26), «Советская власть Туркестана и проблемы Востока» (1920, № 29), «Поднимайся, порабощенный Восток» (1920, № 31), «Победа революции на Востоке» (1920, № 38), «Бухарская революция» (1920, № 49), «Население Ирана» (1920, № 28), «Война и ислам» (1920, № 32), «В Турции» (1920, № 46), «Иран и революция на Востоке» (1921, № 76) и др.

В 1920-1921 гг. в журнале «Шуълаи инкилоб» были опубликованы 27 очерков САйни (№№ 50-53, 56-60, 62-63, 66, 68, 70, 72, 74, 76-77, 79, 82-83, 84-85, 87-90) под названием «История династии мангытов, которые правили в Бухаре». Это был первый исторический труд ученого, положивший начало таджикской советской историографии. Очерки С.Айни о феодальной династии мангытов вышли в 1923 г. отдельной книгой под названием «История мангытских эмиров Бухары».1

В этом труде С.Айни дал обзор истории династии бухарских мангытов с конца XVIII в до ликвидации эмирата. Книга насыщена историческими фактами, особенно до периода включения Средней Азии в сферу влияния России и до Бухарской революции 1920 г.

Другой исторический труд С.Айни - «Материалы по истории Бухарской революции», написанный в то же время, был опубликован в 1926 г. в Москве, в Центральном издательстве народов СССР.

В этих научных трудах С.Айни, вышедших в свет почти одновременно, с революционных, классовых позиций были отражены важнейшие события из жизни таджикского народа, томившегося под гнетом феодального деспотизма мангытов (1747 — 1920 гг.), показана ведущая роль народных масс в исторических событиях Бухарской народно-демократической революции 1920 г.

Похожие диссертации на История исторической науки Таджикистана