Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Руководящая роль коммунистической партии узбекистана в эстетическом воспитании масс 27-94
1. Ленин и партия о роли эстетического воспитания в формировании нового человека. 27
2. Забота Коммунистической партии Узбекистана о повышении материального благосостояния - важная предпосылка эстетического воспитания масс 48
3. Деятельность партийных организаций по подготовке и воспитанию кадров творческой интеллигенции . 67
Глава II. Мероприятия коммунистической партии узбекистана по пошшевию роли литературы и искусства в эстетическом воспитании 95-137
1. Партийное руководство дальнейшим повышением роли литературы в эстетическом воспитании 95
2. Деятельность партийных организаций по усилению воспитательной роли театра, и кино в формировании эстетически развитой личности 112
Глава III. Организаторская работа компартии узбекистана по приобщению масс к художественным ценностям и пропаганде художественно-эстетических знаний 138-183
1. Деятельность партийных организаций по при общению масс к художественным ценностям 138
2. Руководство Компартии Узбекистана совершен ствованием форм и средств пропаганды художественно-эстетических знаний 159
Заключение 184-193
Список использованных источников и литературы 194-221
- Забота Коммунистической партии Узбекистана о повышении материального благосостояния - важная предпосылка эстетического воспитания масс
- Деятельность партийных организаций по подготовке и воспитанию кадров творческой интеллигенции
- Партийное руководство дальнейшим повышением роли литературы в эстетическом воспитании
- Руководство Компартии Узбекистана совершен ствованием форм и средств пропаганды художественно-эстетических знаний
Введение к работе
Формирование нового человека КПСС всегда рассматривала как важнейшую часть всего дела, коммунистического строительства. Это программное положение нашей партии нашло подтверждение в решениях ХХШ-ХХУІ съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, постановлениях Центрального Комитета, партии по вопросам идеологии, просвещения и культуры и других партийных документах, принятых за последние годы. В частности, в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (26 апреля 1979 г.) отмечалось, что "КПСС рассматривает коммунистическое воспитание как важный фактор борьбы за коммунизм. От успехов идеологической, политико-воспитательной работы все больше зависят ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого социализма, осуществление ленинского, внешнеполитического курса Советского Союза, укрепление его международных позиций. ХХУТ съезд КПСС вновь подчеркнул, что одной из неотъемлемых составных частей социальной политики партии, цель которой - благо и счастье советских людей, является решение задач формирования нового человека, совершенствования социалистического образа жизни .
Формирование нового человека, тесно связано со всем комплексом хозяйственных, социальных и политических проблем. Без высокого уровня культуры, образования, общественной сознательности, идейной зрелости коммунизм невозможно построить, как невозможен он без соответствующей материальной базы. Июньский (1983г.) Пленум ЦК КПСС, рассмотревший "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии", указал: "Революционное преобразование общества невозможно без изменения самого человека. И наша партия исходит из того, что формирование нового человека -не только важнейшая цель, но и непременное условие коммунистического строительства . Среди различных факторов и средств реализации этой грандиозной задачи важное место занимает коммунистическое воспитание.
Коммунистическое воспитание в условиях зрелого социализма, стало масштабной практической задачей, требующей углубленной теоретической разработки и научного подхода. Качественно новый этап в строительстве коммунизма,, каким является зрелый социализм, объективно требует нового размаха и улучшения всей воспитательной работы. В решениях последних партийных съездов, в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", в материалах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС, выступлениях и речах руководителей партии и Советского государства содержится широкая научно-практическая программа коммунистического воспитания советских людей, определяются пути повышения эффективности идеологической работы партийных организаций.
Коммунистическое воспитание всегда рассматривалось партией в единстве ее организаторской, хозяйственной и идеологической деятельности. Поэтому на всех этапах строительства социализма и коммунизма по мере решения социально-экономических и идеологических задач требовалось развивать, совершенствовать науку о воспитании и на ее основе осуществлять воспитательную работу. В условиях развитого социализма, необходимость дальнейшего развития теории и совершенствования практики коммунистического воспитания еще более возрастает и это связано, на наш взгляд, во-первых, с тем, что решение крупных социально-экономических задач, выдвигаемых партией перед советским народом, невозможно осуществить без идеологического обеспечения и идейно-воспитательной работы; во-вторых, процесс воспитания нового человека сложен и труден и в условиях роста грамотности и информированности трудящихся формы и методы воспитания должны обновляться и совершенствоваться; в-третьих, коммунистическое воспитание - процесс планомерный. Поэтому разработка способов планомерного воздействия на весь процесс воспитания, активное участие трудящихся в его развитии составляет предмет важных теоретических и практических поисков по совершенствованию всей системы научного управления в социалистическом обществе; в-четвертых, в условиях обострившейся идеологической борьбы не может быть пассивного отношения к процессу воспитания, необходимо воспитывать подлинно идейных бойцов, умело отстаивающих завоевания социализма и разоблачающих буржуазных идеологов. И, наконец, в-пятых, коммунистическое воспитание представляет собой единство теории и практики, что вызывает необходимость развития, совершенствования, уточнения как некоторых теоретических установок, так и практических действий, направленных на формирование всесторонне развитой личности.
Вся совокупность этих факторов, с одной стороны, обусловливает возрастание роли коммунистического воспитания трудящихся в процессе строительства нового общества, а с другой - определяет актуальность научных исследований практической деятельности партии по формированию нового человека. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности невозможно без ее высокого эстетического развития. Поэтому в условиях зрелого социализма одним из важнейших разделов теории и практики коммунистического воспитания, его неотъемлемой составной частью становится эстетическое воспитание трудящихся.
Эстетическое начало все больше входит в жизнь современного человека. Если прежде эстетическое сопрягалось только с искусством, то теперь появились такие понятия, как техническая эстетика; эстетика труда и производства; эстетика быта и поведения; эстетического отношения требует природа и т.д. Сфера эстетического освоения действительности становится все шире, а значит, возникает общественная потребность в эстетически развитых и воспитанных людях.
В значительной мере это связано с тем, что в зрелом социалистическом обществе в условиях научно-технического прогресса для решения задач, стоящих перед современным производством, необходимы работники нового типа - образованные люди, обладающие высоким уровнем эстетической культуры, эстетическими творческими способностями. Именно развитость эстетических аспектов трудовой деятельности людей в значительной степени обусловливает успешное решение задач социалистического производства. Потребность в эстетически подготовленных и воспитанных людях становится необходимым элементом его развития. И поэтому в зрелом социалистическом обществе эстетическое воспитание является практически необходимым.
Объективная общественная потребность в эстетически развитых и воспитанных людях получила теоретическое обоснование в Программе КПСС, материалах партийных съездов, постановлениях ЦК КПСС. В Программе КПСС говорится: "Партия будет неустанно забо 7 титься о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков"1.
Возрастание роли и значения эстетического воспитания определяется также тем, что наше общество вступило в исторически длительный этап развитого социализма, идея совершенствования которого положена в основу всей теоретической, пропагандистской, вос-питательной работы партии . Именно на этапе зрелого социализма, будут созданы важнейшие предпосылки для постепенного перехода к коммунизму - обществу совершенному, строящемуся в соответствии с законами красоты, законами эстетического совершенства. Это обстоятельство делает абсолютно необходимым высокое эстетическое развитие каждого строителя нового общества. "Ибо, - как отмечалось на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС, - по мере нашего продвижения вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности,но и требования к ней со стороны общества"0.
В условиях развитого социализма неуклонно возрастает роль искусства в духовной жизни общества, в воспитании трудящихся в духе коммунистических идеалов. Этот процесс обусловливает необходимость усиления эстетического воспитания масс, поскольку только эстетически развитый и воспитанный человек способен правильно и глубоко воспринимать и оценивать искусство. Иными словами, чем выше эстетическая культура трудящихся, тем больше сила воспитательного воздействия искусства, активнее его участие в формировании всесторонне и гармонически развитой личности.
Актуальность эстетического воспитания трудящихся неуклонно возрастает также в связи с обострением идеологической борьбы на современном этапе. Идеология буржуазного потребительского общества вселяет в души широких масс, особенно молодежи, бездуховный прагматизм, социальный цинизм, нравственный релятивизм. Она усиленно внушает всеми доступными средствами, что век научно-технической революции, космоса и кибернетики обязывает к "бесстрастной логике", скептицизму и эмпирическому практицизму. Для этого используются все средства эмоционального воздействия на личность.
Понимая, что важным орудием формирования идеологии, системы духовных ценностей является искусство (и в этом оно практически незаменимо), буржуазные идеологи стараются подменить его псевдоискусством. Воздействуя на. самые примитивные биологические эмоции человека, псевдоискусство отвлека.ет его внимание от социальных проблем, разрушает целостность личности, уничтожает духовную активность, коллективистские устремления. Не случайно июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул: "Более тщательно следует подходить к отбору зарубежной духовной продукции, которую мы получаем по культурному обмену. Ведь известно, что наряду с произведениями содержательными к нам попадают фильмы, пьесы, издания, музыка, для которых характерны безыдейность, пошлость, художественная несостоятельность. Нельзя забывать,,., что здесь для нас на первом месте должен быть не коммерческий, а. политический подход"1.
Этот аспект эстетического воспитания чрезвычайно актуален, так как за теми или иными эстетическими оценками всегда в конечном итоге стоят идейно-нравственные позиции, отношение не только к эстетическим, но и социальным ценностям вообще. В связи с этим, все большее значение приобретает правильность, выверенность эстетических оценочных критериев личности, научность и глубина, ее эстетических суждений, основанных на чувстве, испытываемом человеком в процессе эстетического восприятия.
Б период развитого социализма актуальность эстетического воспитания в значительной мере обусловливается также возрастанием роли партийного руководства этим процессом, тем вниманием, которое уделяет Коммунистическая партия проблемам формирования эстетически развитых людей, повышения эстетической культуры общества в целом. За последние годы ЦК КПСС и ЦК Компартии Узбе-кистана приняли ряд постановлении , в которых подчеркивается необходимость совершенствования форм и методов коммунистического, в том числе эстетического воспитания трудящихся, намечаются конкретные задачи повышения уровня эстетического развития совет-ких людей.
Возрастание роли и значения эстетического воспитания в формировании всесторонне и гармонически развитой личности в период зрелого социализма, обусловленное ростом объективной необходимости в высоком эстетическом развитии всех членов общества, а также усилением партийного руководства этим процессом, и определяют актуальность избранной темы исследования.
Проблемы теории эстетического воспитания в последние годы находятся в центре внимания советских ученых, причем наиболее активно в их исследовании участвуют философы, искусствоведы, социологи, педагоги. В нашей стране издано большое количество монографий, сборников, научных статей, брошюр и т.д., в которых,главным образом, в философском, искусствоведческом, педагогическом аспектах рассматриваются различные вопросы марксистско-ленинского эстетического наследия, теории эстетического воспитания, анализируется роль искусства, в формировании эстетически развитой личности, исследуются основные эстетические категории, подвергаются критике буржуазные эстетические концепции . И хотя эти работы носят сугубо теоретический характер, представляют собой прежде всего философское осмысление проблем эстетического воспитания и для их авторов вопросы партийного руководства, этим процессом не являются предметом исследования, все же представляется целесообразным рассмотреть содержание некоторых из них в кратком историографическом обзоре, поскольку разработка подлинно научной теории эстетического воспитания является прочным фундаментом для практической деятельности партии на этом важном участке идеологической работы.
Так, большой интерес представляют фундаментальные моногра т фические работы , в которых раскрываются основы и характер эстетического воспитания; глубоко и всесторонне исследуются его сущность, цели и задачи; анализируются основные эстетические категории; рассматриваются главные факторы формирования эстетического сознания, в частности, роль .искусства в системе эстетического воспитания; определяются пути и формы эстетического воспитания, принципы построения и структура его системы; поднимаются проблемы эстетизации социального бытия людей, совершенствования эстетической культуры и эстетического воспитания как важнейших элементов социалистического образа жизни.
Важное место в современной историографии проблем эстетического воспитания занимает коллективная монография "Теория эстети ІЗ ческого воспитания" , явившаяся определенным вкладом в марксистско-ленинскую эстетику. В ней выявляется место и роль эстетического воспитания в духовной жизни развитого социализма и в процессе формирования нового, целостного, всесторонне и гармонически развитого человека. - строителя коммунизма.. В ней рассматривается не только сущность эстетического воспитания и его задачи, но и раскрывается его роль во всех видах коммунистического воспитания, выявляется специфика, его воздействия на. формирование мировоззрения, отношение к труду, нравственные позиции личности, ее постоянное и систематическое общение с искусством. Особое место в книге занимают вопросы взаимодействия эстетического воспитания с научно-техническим прогрессом, раскрывается роль эстетического воспитания в ускорении его темпов и изменении характера.
Большую группу исследований в историографии проблем эстетического воспитания составляют работы, специально рассматривающие вопросы повышения эстетической культуры молодежи.
Определенный интерес в этом плане представляет коллектив-ная монография "Эстетическое развитие и воспитание молодежи" . В ней развиваются и продолжаются исследования основных принципов эстетического воспитания, которые были разработаны классиками марксизма-ленинизма и советскими философами, эстетиками, педагогами, психологами. В то же время работу характеризуют широкое использование конкретно-социологических исследований по различным аспектам эстетического воспитания, комплексное понимание самой системы эстетического воспитания и характеристика места эстетического воспитания в процессе коммунистического воспитания различных категорий советской молодежи в целом. Особенно важно то, что в книге предпринимается попытка конкретизировать те новые положения в области теории и практики коммунистического воспитания, которые были разработаны на ХХУ съезде КПСС и в ряде постановлений ЦК КПСС, касающихся воспитательной работы и, в частности, проблем эстетического воспитания.
Учеными вузов стран социалистического содружества, подготовлен сборник научных статей "Эстетическое воспитание студентов"1, в котором рассматриваются методологические проблемы эстетического воспитания студенческой молодежи, его место в общей системе коммунистического воспитания, взаимодействие с другими его сторонами; раскрывается роль преподавания курса, марксистско-ленинской эстетики в формировании эстетического сознания будущих специалистов. В книге большое внимание уделено художественному творчеству студентов и их участию в художественной самодеятельности, показан" опыт эстетического воспитания студентов в отдельных странах.
Новым направлением в историографии проблем эстетического воспитания, открывающим большие перспективы совершенствования практической работы в этой области, являются социологические и социолого-психологические исследования эмпирического характера, которые призваны подвести марксистскую научную базу под общую теорию эстетического воспитания.
В этом плане интерес представляют работы У.Ф.Суны "Эстетическая культура студентов" , а также У.Ф.Суны и Э.А.Абгаряна
"Опыт моделирования уровня эстетической культуры студентов" . В них обобщается значительный опыт социологических исследований эстетической культуры студенческой молодежи, приобщения студентов к художественно-эстетическим ценностям"и их участия в приумножении и распространении лучших достижений в этой области, предпринимается попытка, построить концептуальную и математическую модель эстетической "культурности" обследованных студентов.
Особое место в историографии проблем эстетического воспитания занимают работы, посвященные анализу воздействия искусства на эстетическое развитие личности1.
В условиях развитого социализма возрос интерес к исследованию проблем эстетического воспитания у ученых Узбекистана. За. последние годы философами, эстетиками, педагогами и другими специалистами издан ряд работ, в которых, главным образом, в теоретическом плане рассматриваются вопросы совершенствования системы эстетического воспитания, анализируется влияние различных жанров искусства на эстетическое развитие личности, освещаются вопросы нравственно-эстетического воспитания молодой творческой интеллигенции и другие .
Большой интерес представляет, в частности, сборник научных статей "Некоторые проблемы марксистско-ленинской эстетики , в котором исследуются актуальные проблемы возрастания роли эстетического воспитания трудящихся в условиях развитого социализма, в философском и искусствоведческом аспектах анализируются сущность и механизм воздействия музыкального и театрального искусства на формирование эстетического сознания, вопросы диалектической взаимосвязи эстетического вкуса и производственной активности и другие.
Оригинальной постановкой проблем, научной новизной и глубиной философского анализа, отличается коллективная монография "Взаимодействие культур и эстетическое развитие личности" . На основе обобщения достижений культуры Советского Узбекистана в ней показана роль взаимодействия национальных культур как фактора, духовного развития личности нового типа - советского человека.. Особое внимание в книге уделяется анализу формирования эстетического восприятия и вкуса под воздействием интенсификации процесса взаимовлияния национальных культур в условиях развитого социализма, рассмотрению вопросов совершенствования системы эстетического воспитания.
Философские аспекты проблем формирования мировоззрения творческой молодежи - главного создателя художественно-эстетических ценностей, ее нравственного и эстетического воспитания, идейной вооруженности исследуются в коллективной монографии "Художественная культура и творческая молодежь"1. Авторы уделяют большое внимание рассмотрению категорий народности и партийности как эстетических принципов творчества, раскрывают роль профессионального общения и наставничества в формировании личности молодого художника, поднимают различные эстетические проблемы художественного процесса.
В историко-партийном плане большой интерес представляет коллективная монография "Руководство Компартии Узбекистана комму-нистическим воспитанием "0, в одной из глав которой сделана попытка рассмотреть опыт партийного руководства эстетическим воспитанием масс в условиях развитого социализма, выявить наиболее эффективные формы и средства, повышения эстетической культуры трудящихся, раскрыть заботу партии о создании необходимых условий для успешного решения задач эстетического воспитания.
Исследованию деятельности Компартии Узбекистана по эстетическому воспитанию трудящихся в период между XXI и ХХШ съездами КПСС посвящена диссертационная работа Я.П.Солиевой . Автор предпринял попытку обобщить опыт работы партийных организаций республики по повышению эстетической культуры широких масс трудящихся, раскрыть формы, методы и средства эстетического воспитания. Вместе с тем, в работе не налиш достаточного отражения вопросы подготовки и воспитания кадров творческой интеллигенции. По своим хронологическим рамкам данное диссертационное исследование предшествует избранному нами периоду.
Таким образом, изучение и историографический анализ литературы, посвященной исследованию проблем эстетического воспитания и перечисленной в кратком обзоре, показывает, что работа в данной области ведется, в основном, в философском, а. также в искусствоведческом и педагогическом аспектах. Советская историогра.-фия, как в общесоюзном, так и в республиканском масштабах, не располагает трудами, обобщающими деятельность Коммунистической партии по эстетическому воспитанию масс, опыт руководства этим важнейшим направлением идейно-воспитательной работы партии по формированию всесторонне и гармонически развитой личности. В связи с этим, в диссертации предполагается восполнить пробел в исследовании данной проблемы в историко-партийном плане.
Возрастание роли и значения эстетического воспитания в условиях развитого социализма, необходимость дальнейшего повышения партийного руководства этим участком идеологической работы, а также недостаточная степень изученности данной проблемы определили выбор темы диссертационного исследования.
Главной целью работы является: обобщение положительного опыта деятельности Коммунистической партии Узбекистана по эстетическому воспитанию масс в период между ХХШ и ХХУ съездами КПСС; выявление важнейших форм, методов и средств повышения эстетической культуры трудящихся республики; раскрытие путей дальнейшего совершенствования партийного руководства эстетическим воспитанием масс.
Хронологические рамки исследования охватывают годы восьмой и девятой пятилеток (1966-1975 гг.) - период строительства развитого социализма в нашей стране, который характеризуется громадными качественными сдвигами в экономической, социально-политической и духовной жизни советского общества. В этот период, насыщенный такими важнейшими политическими событиями, как ХХШ и ХХІУ съезды КПСС, ХУЛ и ХУШ съезды Компартии Узбекистана, празднование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, 50-летия образования СССР, 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне и другими, ярко и зримо проявилась руководящая роль Коммунистической партии в процессе формирования всесторонне и гармонически развитой личности.
В 1966-1975 гг. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли более 40 постановлений по вопросам коммунистического воспитания трудящихся, из них свыше 10 - посвящены проблемам развития литературы и искусства, эстетического воспитания советского народа. Благодаря постоянному вниманию Коммунистической партии и Советского правительства к вопросам повышения эстетической культуры каждого члена нашего общества данный период стал важным этапом в совершенствовании партийного руководства эстетическим воспитанием масс. Деятельность партийных организаций по воспитанию трудящихся в духе высоких коммунистических эстетических идеалов поднялась на качественно новую ступень, обогатились ее формы, методы и средства, она приобрела более систематический, целенаправленный характер. Дальнейшее развитие получили такие принципы системы эстетического воспитания, как коммунистическая идейность, действенность, последовательность, принцип дифференцированного подхода и другие.
Это и обусловило выбор данного хронологического периода для диссертационного исследования в целях изучения и научного обобщения деятельности Компартии Узбекистана по эстетическому воспитанию масс в условиях развитого социализма..
На. основе глубокого анализа, литературы по исследуемой проблеме, изучения материалов периодической печати, документов партийных и советских архивов автор определил следующие задачи исследования:
1. Показать роль и значение эстетического воспитания в деятельности партии по формированию всесторонне и гармонически развитой личности.
2. Раскрыть постоянную заботу Коммунистической партии Узбекистана о повышении материального благосостояния трудящихся в целях создания предпосылок для эстетического воспитания и повышения эстетической культуры масс.
3. Проанализировать основные направления, формы и методы подготовки кадров творческой интеллигенции, раскрыть работу партийных организаций по повышению идейно-теоретического уровня и профессионального мастерства работников литературы и искусства.
4. Исследовать работу партийных организаций Узбекистана по повышению роли литературы и искусства в эстетическом воспитании масс. Поскольку виды и жанры искусства, отличаются большим многообразием, автор в целях более глубокого изучения поставленной проблемы ограничивается рассмотрением роли театрального искусства и художественной кинематографии, обладающих наибольшей силой эстетического воздействия на людей.
5. Изучить деятельность партийных организаций по совершенствованию форм и средств приобщения трудящихся к подлинным художественным ценностям и пропаганды художественно-эстетических знаний.
Автор не претендует на исчерпывающее освещение всех поставленных вопросов, поскольку каждый из них может быть предметом самостоятельного исследования и требует совместных усилий широкого круга специалистов-историков, философов, искусствоведов и других.
Одновременно диссертант исходит из того, что изучение и научное обобщение опыта партийного руководства эстетическим воспитанием масс в условиях развитого социализма представляет большой интерес и имеет важное значение для совершенствования практической работы партии по формированию всесторонне и гармонически развитой личности, поскольку поможет выявить конкретные формы и методы повышения эстетической культуры трудящихся, наиболее эффективно воздействующие на. развитие творческой активности масс, формирование у них способностей к творчеству по законам красоты во всех сферах жизнедеятельности, а также вооружить партийные комитеты практическим опытом воспитания эстетически развитых людей.
Изучение и обобщение опыта деятельности партии по эстетическому воспитанию масс имеет огромное значение и для успешной борьбы с буржуазной идеологией, для разоблачения попыток апологетов господствующих классов, переносящих накал идеологических схваток в сферу искусства и эстетической теории, замаскировать классовое содержание буржуазной идеологии лозунгами "абсолютной" свободы творчества, "незавербованности" эстетического принципа и т.д.
Все это, на наш взгляд, является основой, обусловливающей значимость исследования, его научную и практическую ценность. Теоретической и методологической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС, решения ХХШ-ХХУІ съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС, постановления ЦК КПСС, материалы ХУП-ХХ съездов Компартии Узбекистана, Пленумов ЦК КП Узбекистана, постановления ЦК КП Узбекистана и другие важнейшие партийные документы, а. также статьи, речи и выступления видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства, в которых уделяется большое внимание деятельности партийных организаций по формированию нового человека, в том числе по эстетическому воспитанию масс.
Важнейшее методологическое значение для изучения деятельности партии по эстетическому воспитанию масс имели труды классиков марксизма-ленинизма, их эстетическое наследие, в котором были впервые поставлены и нашли подлинно научное освещение кардинальные вопросы эстетической теории. Основоположники научного коммунизма раскрыли диалектическую взаимосвязь между трудом и эстетическим воспитанием, показали его роль в Формировании эстетического сознания личности, проанализировали природу искусства, его содержание, зависимость его развития от условий материальной жизни общества, изменений в общественном базисе, доказали, что искусство является орудием целостного общественного воспитания, важным фактором эстетического и художественного воздействия на людей.
В.И.Ленин, развивая эстетическое наследие К.Маркса и Ф.Энгельса, сформулировал и обосновал важнейшие положения эстетической теории, имеющие большое значение для практики эстетического воспитания. В частности - концепцию революционного и социалистического созидания народных масс. Уже в самом массовом и целенаправленном труде, раскрывающем народные таланты, В.И.Ленин видел реальную красоту, источник эстетического, а само эстетическое он считал активным фактором организации и сплочения миллионов, пробуждения и воспитания в них художников. Большое значение в исследовании проблем партийного руководства эстетическим воспитанием имеют ленинские идеи о воспитательной роли искусства,разработанные им принципы партийности, идейности, народности искусства.
Теоретической основой исследования стали также труды Н.К. Крупской , М.И.Калинина , А.В.Луначарского0, других видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства, в которых получили дальнейшее развитие ленинские положения о роли искусства, в культурном, в частности, художественно-эстетическом развитии и воспитании народных масс.
Большую роль в разработке исследуемой проблемы сыграли решения ХХШ-ШТ съездов КПСС и ХУП-ХХ съездов КП Узбекистана, а также постановления ЦК КПСС и ЦК Компартии Узбекистана по вопросам культуры, просвещения, идеологической работы. Их изучение позволило сделать вывод о том, что вопросы коммунистического, в том числе эстетического воспитания трудящихся, совершенствования его форм и методов постоянно находились в центре внимания партийных организаций, являлись предметом их неустанной заботы. Эти партийные документы, ярко свидетельствующие о возрастании роли партии в процессе формирования нового человека, имели важное теоретическое и методологическое значение для анализа и научного обобщения фактического материала,, накопленного в ходе исследования избранной темы.
Практическая деятельность Коммунистической партии Узбекистана по эстетическому воспитанию масс в период между ХХШ и ХХУ съездами КПСС изучалась на основе документальных источников, хранящихся в партийных и государственных архивах.
Ценный фактический материал извлечен из партийного архива. Узбекского филиала Института марксизма-ленинизма (ПА УзФИШ). Автором использованы документы фонда 58: отчеты, информации, справки о деятельности райкомов, горкомов, обкомов партии по коммунистическому, в том числе эстетическому воспитанию трудящихся. В этом же фонде хранятся документы, характеризующие деятельность творческих союзов и организаций республики, на основе которых были сделаны обобщащие выводы о постоянной заботе партии о повышении роли искусства в эстетическом воспитании.
В диссертации широко использованы материалы, хранящиеся в архиве Ташкентского областного комитета партии. В частности, изучены и проанализированы документы фондов: 18 (Ташкентского ГК КП Узбекистана.); 19 (Кировского РК КП Узбекистана); 83 (Куйбышевского РК КП Узбекистана.); 158 (Фрунзенского РК КП Узбекистана); 159 (Октябрьского РК КП Узбекистана); 164 (Ленинского РК КП Узбекистана); 2537 (Чиланзарского РК КП Узбекистана) - протоколы заседаний бюро городского и районных комитетов партии, отчеты и справки о работе партийных организаций по эстетическому воспитанию масс, пропаганде эстетических знаний, приобщению трудящихся к литературе и искусству.
Особый интерес представили хранящиеся в этом архиве материалы и документы первичных партийных организаций творческих союзов и коллективов, а также учебных заведений искусства. В диссертации использованы документы фондов: 6 (Союза композиторов Узбекистана); 10 (Союза художников Узбекистана); 472 (Узбекского Театрального общества); 612 (киностудии "Узбекфильм"); 1488 (Ташкентского театрально-художественного института им.А.Н.Островского); 1814 (Ташкентской государственной консерватории); 2066 (Союза кинематографистов Узбекистана); 2290 (Госкомитета Совета Министров Узбекской ССР по телевидению и радиовещанию); 2396 (Союза писателей Узбекистана). Изучение этих документов позволило раскрыть деятельность первичных партийных организаций по эстетическому воспитанию масс.
Автором также изучены и использованы в диссертации документы, хранящиеся в архивах Андижанского (фонд 3), Бухарского (фонд I), Самаркандского (фонды 30, 31), Ферганского (фонды I, 2, 178) областных комитетов партии, характеризующие их деятельность по руководству творческими организациями и коллективами, учреждениями культуры, по пропаганде произведений литературы и искусства, эстетических знаний, проведению различных мероприятий по эстетическому воспитанию трудящихся.
Среди других источников исследования необходимо назвать фонды Центрального Государственного архива. Узбекской ССР (ЦГА УзССР): 1618 (Госкомитета Совета Министров Узбекской ССР по телевидению и радиовещанию), 2564 (Госкомитета. Совета Министров Узбекской ССР по кинематографии), раскрывающие деятельность этих творческих организаций по выполнению задач, поставленных партией в области коммунистического, в том числе эстетического воспитания трудящихся.
Большинство архивных документов, использованных в диссертации, впервые вводятся в научный оборот. Недостаток архивных материалов был восполнен другими источниками - периодической печатью, статистическими сборниками, различной опубликованной литературой.
Как уже подчеркивалось выше, возрастание роли эстетического воспитания в решении общих задач коммунистического строительства., его практическая социальная необходимость в условиях зрелого социализма, конкретный опыт деятельности партии по повышению эстетической культуры членов общества требует постоянного изучения и обобщения. Комплексное исследование проблем эстетического воспитания, выявление наиболее эффективных форм, методов и средств эстетического воздействия на массы, изучение особенностей формирования эстетического сознания у различных категорий трудящихся - актуальное и перспективное направление развития историко-партийной науки.
Забота Коммунистической партии Узбекистана о повышении материального благосостояния - важная предпосылка эстетического воспитания масс
Важнейшим фактором, способствующим успешному решению задач эстетического воспитания, их сочетанию с целями коммунистического строительства, в условиях развитого социализма, является достигнутый подъем и дальнейший неуклонный рост материального благосостояния и культурного уровня всего советского народа. ХХУТ съезд КПСС подчеркнул: "... успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики".
Коммунистическая партия, Советское государство неуклонно проводили генеральный курс на подъем благосостояния и культуры народа на всех этапах своей деятельности. Но лишь в условиях зрелого социализма, когда особенно ярко проявляется развитие общественного производства в соответствии с требованиями основного экономического закона социализма, и в интересах обеспечения "полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества" , когда, страна располагает всеми необходимыми средствами для решения целого комплекса, задач, связанных с повышением уровня жизни народа, эта проблема стала ключевой в социально-экономической политике партии.
В исследуемый период Коммунистическая партия последовательно осуществляла научно обоснованную экономическую стратегию, направленную на достижение неуклонного подъема материального и культурного уровня жизни народа,. ХХIII съезд КПСС принял Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 годы, в которых была определена главная задача восьмой пятилетки: "... обеспечить дальнейший значительный рост промышленности, высокие устойчивые темпы развития сельского хозяйства, и благодаря этому добиться существенного подъема уровня жизни народа., более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей всех советских людей" .
Б целях успешного решения главной экономической задачи в Директивах предусматривалось повысить заработную плату рабочих и служащих, денежные и натуральные доходы колхозников; обеспечить увеличение потребления населением продуктов питания и промышленных товаров; увеличить продажу товаров народного потребления; увеличить денежные выплаты и льготы из общественных фондов потребления; расширить объем жилищного строительства и повысить его качество и др.
В результате многогранной деятельности партийных комитетов и первичных парторганизации и успешного претворения в жизнь постановлений партии и правительства, основные задания по повышению материального благосостояния народа, установленные ХХШ съездом КПСС, за годы восьмой пятилетки были перевыполнены. Реальные доходы в расчете на душу населения увеличились за пятилетие на 33% против намечавшихся 30% . Значительно возросло потребление населением промышленных и продовольственных товаров, улучшились жилищные условия, дальнейшее развитие получила, сфера обслужива,-ния населения. Заработная плата рабочих и служащих возросла на 26% (по плану - 20%) и составила в 1970 г. 122 руб. в месяц против 96,5 руб. в 1965 году1. Была, введена, гарантированная оплата, труда, в колхозах, она увеличилась в 1970 г. по сравнению с 1965 г. на 42%2.
Б годы восьмой пятилетки был осуществлен перевод рабочих и служащих на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Выплаты и льготы населению из общественных фондов потребления возросли за пятилетие более чем в 1,5 раза, значительно улучшилось социальное обеспечение .
Новым важным этапом в дальнейшем продвижении советского общества по пути к коммунизму, в строительстве его материально-технической базы, укреплении экономической и оборонной мощи страны, повышении материального благосостояния советских людей стал девятый пятилетний план, принятый на ХХІУ съезде КПСС.
"Главная задача пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на. основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического про »4 гресса и ускорения роста производительности труда , - отмечалось в Директивах ХНУ съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства страны на I97I-I975 годы.
В соответствии с решениями ХХІУ съезда партии в годы девятой пятилетки была осуществлена широкая программа, социальных мероприятий. Непосредственно на народное благосостояние было использовано, включая средства на, жилищное и социально-культурное строительство, четыре пятых национального дохода. На новые мероприятия по повышению жизненного уровня народа в девятой пятилетке было направлено государственных средств в 1,7 раза больше, чем в предыдущей .
Более полно удовлетворялись материальные и духовные потребности советских людей, улучшились их жилищно-бытовые условия. Реальные доходы в расчете на душу населения увеличились на 24$. Значительно повысилась оплата по труду. Заработная плата рабочих и служащих возросла в среднем на. 20$, а оплата, труда колхозников - на 25$ . Были повышены минимум заработной платы, тарифные ставки и должностные оклады среднеоплачиваемых категорий рабочих и служащих отраслей материального производства на всей территории страны. Выплаты и льготы населению за счет общественных фондов потребления увеличились за пятилетие в 1,4 раза4. Были повышены минимальные размеры пенсий по старости, установлены дополнительные льготы инвалидам Великой Отечественной войны. Для малообеспеченных семей были введены денежные пособия на детей. В больших размерах велось жилищное и культурно-бытовое строительство. Были построены жилые дома, общей площадью 544 млн. кв.м. Повысилось качество и благоустроенность квартир. За. годы пятилетки жилищные условия улучшили 56 млн.человек0. В исследуемый период значительно возросло материальное благосостояние трудящихся Узбекистана. Источником его подъема, служит национальный доход. Поступательное развитие всех отраслей материального производства в респуолике способствовало быстрому росту национального дохода.
Деятельность партийных организаций по подготовке и воспитанию кадров творческой интеллигенции
Кадровая политика занимает одно из важнейших, ключевых мест в революционно-преобразующей деятельности КПСС. И это закономерно. Ведь именно в подборе и расстановке кадров в соответствии с их политическими и деловыми качествами, квалификацией, опытом работы, способностями зримо реализуется руководящая роль партии.
В условиях развитого социализма важнейшим условием успешного решения задач эстетического воспитания является совершенствование подготовки и воспитания кадров творческой интеллигенции -главных создателей художественно-эстетических ценностей. Чем выше уровень профессиональной подготовки и идейной зрелости работников литературы и искусства, тем больше сила, воспитательного воздействия на массы создаваемых ими произведений. Учитывая это, Коммунистическая партия проявляет большую заботу о подготовке и воспитании творческих работников, нацеливая партийные организации на совершенствование всей системы их подготовки, повышение уровня идейной закалки.
Видное место в системе подготовки творческой интеллигенции отводится творческим вузам, средним специальным учебным заведениям искусства, а также сети начального художественного образования. Перед ними стоят задачи формирования у будущих специалистов творческого отношения к овладению профессией, марксистско-ленинского мировоззрения, развития навыков общественно-политической деятельности.
В исследуемый период Коммунистическая партия Узбекистана, уделяя большое внимание вопросам подготовки и воспитания кадров творческой интеллигенции, усилила, руководство учебными заведениями искусства, заботилась об улучшении качества, подготовки специалистов, создания всех необходимых условий для развития их творческих способностей, талантов и дарований.
ЦК КП Узбекистана, придавая большое значение подготовке кадров музыкального искусства, 12 июня 1968 г. принял постановление "О работе Ташкентской государственной консерватории ,в котором отмечалось, что уровень профессиональной подготовки в этом творческом учебном заведении не отвечает современным требованиям, имеется ряд серьезных недостатков в постановке учебно-воспитательного процесса, в научно-исследовательской и учебно-методической работе кафедр Ташкентской государственной консерватории (ТГК) и т.д. ЦК КП Узбекистана, указал на необходимость принять меры по устранению имеющихся недостатков и обеспечить всемерное совершенствование подготовки высококвалифицированных кадров музыкальной культуры.
Партийная организация ТГК разработала конкретные мероприятия по реализации данного постановления. Б них предусматривалось: повысить идейно-теоретический уровень преподавания специальных дисциплин и общественных наук; обеспечить все необходимые условия для повышения квалификации преподавателей; активизировать их участие в научно-исследовательской работе; улучшить постановку идейно-воспитательной работы среди студентов; расширить и укре р пить связи с областными музыкальными училищами и т.д.
В целях выполнения поставленных задач все профилирующие кафедры ТГК были укомплектованы опытными педагогами, улучшилась деятельность Совета консерватории по руководству учебно-воспитательным процессом. Больше внимания стало уделяться повышению квалификации преподавателей. За I968-I97I гг. 53 молодых педагога, прошли курсы повышения квалификации в центральных творческих вузах.
Преподаватели ТГК стали активнее участвовать в научно-исследовательской работе. За три года (1967-І969 гг.) были защищены I докторская и 3 кандидатские диссертации, в результате чего несколько увеличилось число преподавателей, имеющих ученые степени и звания. В 1970 г. из 280 преподавателей ТГК 43 являлись кандидатами наук и доцентами, 7 - докторами наук и профессорами .
В центре внимания партийной организации ТГК находились вопросы улучшения отбора молодежи для обучения в консерватории. В этих целях были укреплены связи с областными музыкальными училищами, практиковались выезды ведущих преподавателей ТГК в города и районы республики для выявления одаренной молодежи. В результате увеличился контингент студентов из лиц местных национальностей по специальностям: фортепиано, скрипка, альт, виолончель, духовные инструменты, сольное пение. Возросла успеваемость студентов. Так, например, на, фортепьянном отделении количество хороших и отличных оценок по специальности увеличилось с 38,5% в 1967/68 уч.году до 43% в 1968/69 уч.году2.
Ташкентский горком партии и Куйбышевский РК КП Узбекистана, контролировали ход выполнения постановления ЦК КП Узбекистана от 12 июня 1968 г. и мероприятий партийной организации ТГК. В целях оказания помощи в решении поставленных задач в горкоме партии были проведены семинары, беседы, консультации по улучшению партийно-хозяйственной и учебно-воспитательной работы в ТГК.
Партийное руководство дальнейшим повышением роли литературы в эстетическом воспитании
В условиях развитого социализма важную роль в формировании всесторонне и гармонически развитой личности играют литература и искусство. Высоко оценивая их воспитательное значение, июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС подчеркнул: "Большой вклад в обогащение духовной жизни трудящихся, их воспитание на коммунистических идеалах вносят литература и искусство социалистического реализма" .
Коммунистическая партия уделяет постоянно внимание идейному содержанию литературы и искусства. Она направляет развитие всех видов художественного творчества так, чтобы оно органично вливалось во всенародный труд строительства коммунистического общества. Решения ХХШ-ХХУІ съездов КПСС, Пленумов ЦК, постановления ЦК КПСС по вопросам литературы и искусства являются ярким проявлением заботы партии об идейной направленности советского искусства. В них сочетаются точные идейные оценки, глубина социального анализа с эстетической взыскательностью. Последовательная борьба партии за идейную чистоту и художественное совершенство литературы и искусства выражает глубокую заинтересованность в укреплении их воспитательной роли в обществе.
Жизнь народа, его живая история, его дела и свершения, мечты и стремления всегда были и остаются главным источником, питающим творчество, являются неисчерпаемым кладезем тем, конфликтов, характеров. Поэтому партия проявляет постоянную заботу об укреплении связи литературы и искусства с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
"Кить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства..."1, - так определил задачи литературы и искусства ХХУІ съезд КПСС.
Руководствуясь основными принципами партийного руководства художественной культурой, Коммунистическая партия Узбекистана в исследуемый период уделяла постоянное внимание повышению роли литературы и искусства в коммунистическом, в том числе эстетическом воспитании масс.
Конкретным проявлением заботы партии об идейной направленности литературы и искусства, об укреплении их связи с жизнью народа явились решения ХУЛ съезда Компартии Узбекистана (март 1966 г.). Так, в резолюции съезда подчеркивалось: "Долг писателей, композиторов, художников, деятелей театра и кино республики - создавать глубокоидейные и высокохудожественные произведе р ния, ярко отображающие великий пафос созидания коммунизма . ХШ съезд Компартии Узбекистана высоко оценил достижения узбекской советской литературы и потребовал дальнейшего повышения идейно-художественного уровня произведений. "Важнейшей проблемой литературного творчества, - отмечалось на съезде, - является создание ярких, запоминающихся образов наших замечательных современников"0.
Мобилизуя деятелей литературы и искусства на выполнение решений ХУЛ съезда Компартии Узбекистана, республиканская партийная организация особое внимание уделяла подготовке всех творческих союзов и организаций республики к золотому юбилею - 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. УІ Пленум ЦК ШІ Узбекистана (февраль 1967 г.) подчеркнул: "Писатели, композиторы, художники, архитекторы, работники кино и театров республики должны приумножить творческие успехи, создать новые, значительные художественные произведения,отображающие великие свершения трудящихся Узбекистана и всего советского народа за славное пятидесятилетие"1.
Выполняя решения ЦК ЇШ Узбекистана, партийная организация Союза писателей республики проделала большую работу по достойной встрече 50-летия Великого Октября. В этих целях были приняты меры по активизации работы творческих секций Союза писателей,улучшению пропаганды произведений узбекской советской литературы, был усилен контроль за выполнением писателями принятых обязательств по идейно-тематическому плану создания новых произведений к 50-летию Советской власти, значительно расширились связи творческих секций Союза, писателей с издательствами, литературно-художественными органами и т.д. Вопросы о ходе подготовки к юбилею Великого Октября регулярно обсуждались на партийных собрани р ях писательской организации .
В результате проделанной работы писателями республики были созданы значительные произведения, правдиво отображающие героическую историю нашей Родины и Коммунистической партии, дружбу народов нашей страны, замечательные дела, идейную зрелость и духовную красоту советского человека. Получили широкое признание романы Мбека "Великий путь", Ш.Рашидова "Могучая волна", М.Ше-вердина "Семь смертных грехов", А.Мухтара "Время в моей судьбе", С.Ахмада "Горизонт", А.Удалова "Чаша терпения", И.Рахима "Судьба", Т.Каипбергенова "Дочь каракалпака", А.Якубова "Трудно быть мужчиной"; повести У.Умарбекова "Сердце с огнем", "С.Абдукахха,-ра "Совесть"; книги стихов Г.Гуляма "Итог", Зульфии "Дар долины , Уйгуна "Жизнь зовет", Миртемира "Улыбка. Ленина" и многие другие. К 50-летию Великого Октября драматурги Узбекистана написали 36 новых произведений1.
Лучшим произведениям узбекской литературы присуще активно-творческое начало, они играют важную роль в формировании духовного мира человека, способствуют формированию эстетических вкусов и потребностей, взглядов и убеждений, и что особенно важно, эстетических идеалов - высшего вида эстетического сознания личности.
Так, художественно воплощенная идея действенного, революционного преобразования мира на благо людей, борьбы с ложью, пошлостью, подлостью, всеми пороками, мешающими формированию нового человека, являющаяся важнейшей гранью эстетического идеала, ярко выражена в стихотворении Г.Гуляма "Ничья" (книга стихов"Итог"):
Руководство Компартии Узбекистана совершен ствованием форм и средств пропаганды художественно-эстетических знаний
Таким образом, в исследуемый период в центре внимания Коммунистической партии Узбекистана находились вопросы о повышении идейно-художественного уровня и воспитательного значения произведений сценического искусства. В целях повышения роли театра в эстетическом воспитании масс партийные организации глубоко вникали в работу театральных коллективов, регулярно анализировали их деятельность, принимали конкретные меры по совершенствованию ре-пертуаров театров, повышению идейно-теоретического уровня и профессионального мастерства работников театрального искусства. В результате театральное искусство Узбекистана обогатилось целым рядом значительных произведений, ярко и правдиво отображающих историю нашего народа, поднимающих актуальные проблемы современности, волнующие всех людей. Лучшие спектакли, поставленные на сценах узбекских театров, способствовали формированию высоких эстетических чувств, вкусов, идеалов, эстетического отношения к жизни, расширяли идейно-эстетический кругозор масс.
Важное место в системе эстетического воспитания принадлежит киноискусству. Особая сила эстетического воздействия кино носит объективный характер, вытекая из самой природы его как искусства. Вместе с тем, такие специфические качества киноискусства, как многовидовость, полифункциональность, массовость, динамичность, образная емкость языка и другие, еще более усиливают его эстети-ко-воспитательный потенциал. Киноискусство воспитывает умение активно чувствовать, понимать, любить прекрасное в нем самом, в других видах искусства, в действительности, природе, труде, человеческих отношениях и созидать его во всех сферах жизнедеятельности.
Коммунистическая партия Узбекистана в исследуемый период проявляла постоянную заботу о дальнейшем развитии узбекского киноискусства, повышении его роли.в эстетическом воспитании трудящихся. Конкретным проявлением этой заботы явилось, в частности, постановление ЦК КП Узбекистана от 15 февраля 1967 г. "О работе киностудии "Узбекфильм" , в котором была глубоко проанализирована производственная и творческая деятельность этого коллектива. ЦК КП Узбекистана нацелил кинематографистов республики на созда,-ние высокоидейных и высокохудожественных произведений, глубоко и правдиво отображающих современную действительность, созидательный труд советских людей, богатство их духовного мира, способствующих формированию высоких эстетических вкусов, воспитанию трудящихся в духе коммунистических эстетических идеалов.
Партийная организация киностудии "Узбекфильм" проделала определенную работу по выполнению данного постановления. В целях повышения идейно-художественного уровня выпускаемых кинофильмов был пересмотрен состав Художественного совета, в результате чего заметно расширилась и активизировалась его деятельность. На заседаниях Художественного совета стали более глубоко и принципиально анализировать и обсуждать сценарии, эскизы, отснятый материал, возросла требовательность к актерским пробам, что способствовало значительному улучшению идейно-художественных качеств филь-мов . Партийная организация киностудии стала уделять больше внимания идейно-политическому воспитанию творческих работников, их марксистско-ленинской закалке, придавая при этом особое значение совершенствованию деятельности кружков и семинаров в системе по-литического образования, расширению лекционной пропаганды0. Бее эти мероприятия оказали положительное влияние на результаты творческой деятельности кинематографистов республики. Ими был создан ряд новых значительных киноцроизведений, отличающихся высокими идейно-художественными качествами, большой силой воспитательного воздействия. На широкий экран вышли такие фильмы, как "Колокол Саята" Ю.Агзамова, "В 26-го не стрелять" Р.Батыро-ва, "Всадники революции" К.Ярматова, "Генерал Рахимов" З.Сабитова, "Ташкент - город хлебный" Ш.Аббасова и многие другие. Они способствовали формированию высоких эстетических вкусов у трудящихся, воспитывали любовь к прекрасному, эстетическое отношение к жизни.
Так, например, большое эстетическое воздействие на зрителей оказал кинофильм "Генерал Рахимов". В нем создан прекрасный образ славного сына узбекского народа - известного советского полководца, военачальника. Мужество и стойкость Сабира Рахимова, его героизм и преданность делу партии и народа, любовь к Родине и готовность отдать жизнь за счастье будущих поколений оказывают огромное эмоциональное воздействие на зрителей, вызывают у них глубокие эстетические чувства и переживания, влияют силой примера., облагораживают их. Картина, пронизана интернационализмом и патриотизмом, являющимися подлинно эстетическими ценностями, и поэтому она играет важную роль в эстетическом воспитании масс. .
Заботой о дальнейшем повышении роли киноискусства в эстетическом воспитании трудящихся было проникнуто решение ЦК КП Узбекистана от 29 января 1969 г., принятое в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 7 января 1969 г. "О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства, за идейно-политический уро вень пуоликуемых материалов и репертуара"1. ЦК КП Узбекистана указал на необходимость значительно повысить требовательность к идейно-художественному содержанию кинофильмов, направлять творческие усилия деятелей киноискусства на создание значительных кинопроизведений, поднимающих актуальные проблемы современности.
Партийная организация киностудии "Узбекфильм", обсудив 21 февраля 1969 г. данное постановление, разработала конкретные мероприятия по его выполнению1. В них предусматривалось: активизировать работу Художественного совета, повысить уровень обсуждения новых кинопроизведений в целях исключения возможности выпуска на экран слабых в идейном и художественном отношениях фильмов; улучшить деятельность сценарно-редакционной коллегии; усилить внимание к созданию кинолент на темы современности и т.д.