Введение к работе
Актуальность темы исследования, Культура является сложным социальным феноменом, от уровня развитом которой зависит будущее современной цивилизации. Одно из. ведущих мест в ее структуре занимает художественная культура, представляющая целостную систему по производству, сохранению и -распространению художественных ценностей. Произведения искусства через художественные образы оказывают сильное эмоциональное воздействие на сознание "человека, его поведение, активно влияют на формирование ценностных ориентации людей. Поэтому политическая класть стремится подчинить своему влиянию и использовать а своих целях художественную культуру и творческую интеллигенцию. Политика в'области культуры стала в XX веке составной частью государственной политики. Вопросы художественной культуры все чаще становятся важным?! составными частями программ разных политических, партий, государственных органов, творческих н общественных организаций. Однако, эти разработки остаются на уровне теории и ке имеют практической 'реализации. В стране отсутствует государственная программа развития художественной культуры, не определен ее социальный статус, направления развития. Сегодня в сфере художественной культуры вдут сложные, подчас противоречивые процессы. Коммерциализация искусства, резкое сокращение финансирования со стороны государства, самоликвидация и. распад многих творческих коллективов, союзов и объединений привели к ощутимым потерям: снижается уровень создаваемых произведений, идет активный отток высокопрофессиональных кадров творческой интеллигенции, ухудшается материально-техническая база учреждений культуры и искусства.
Поэтому сегодня необходима разработка научно обоснованной концепции художественной культуры, реальная, законодательно и материально гарантируемая программа ее развития, что невозможно без глубокого изучения и критического переосмысления истории русской художественной культуры, роли в ее развитии государственных и общественных организаций. Использование результатов исторических исследований в практике государственного управления позволит избежать многих ошибок, избавиться от не-
гативного, порочного во взаимоотношениях власти и художественной интеллигенции, взять все ценное и положительное, что было накоплено в результате исторического развития.
Особую актуальность в этом плане приобретает изучение истории послевоенного периода, когда художественная культура существовала в рамках авторитарного режима, при котором всю полноту власти осуществлял партийно-государственный аппарат, стремившийся к тотальному подчинению культуры и искусства своим интересам. В то же время на ее развитие оказывали влияние патриотизм и энтузиазм советских людей, стремившихся к быстрейшему восстановлению и обновлению всех сфер жизни общества, в том числе художественной культуры. Эти две тенденции составляли тот ПрОТИ-воречивый фон, на котором шло развитие художественной культуры в послевоенный период.
Состояние научной разработки^ щ^дща* Изучение опыта деятельности государственных и общественных организаций в области художественной культуры во второй половине 1940-к начале 50-х годов в отечественной историографии условно можно разделить на четыре этапа.
Первый этап — 1945—1956 гг. Развитие культуры и ее изучение в это время происходило под непосредственным воздействием культа личности Сталина и авторитарно-бюрократической системы, создавшей мощный механизм беспощадного идеологического контроля за всей духовной жизнью страны. В этот период научные исследования подменялись созданием обобщающих работ к большим юбилейным датам, главной целью которых был показ "гениальной деятельности" Сталина, "мудрого" руководства партии, исключительных достижений художественной культуры советского общества1.
Появляются работы, написанные историками, экономистами, партийными и советскими работниками, в которых раскрывается руководящая роль партии, деятельность государственных органов
'См.: Советский театр. - М., 1947; Тридцать лет советского изобразительного искусства. - М., 1948; Советская архитектура за 30 лет РСФСР. - М., 1950; Соколов И.И. История советского киноискусства звукового периода. - М..1946; Еголин А М. Стали!! и советская литература. - М., 1950; и ).
эластя яго шшташовлешпо культури ъ освобожденных от немец-ко-фліетстсхігх оккупантов областях , Многие из них имели ага-учно-гаэпуляркый, публицистический характер. В болышшспже работ описывались лишь успехи в области восстановления .тдшг-тгуры, в изобилии цитировались высказывания Сталина, '"пжх эеликсго теоретика и организатора" культурной политики їіщр-7ГИИ, фактический материал использовался лишь как иллюстрация к ним. Вопросы художественной культуры в данных работах не нашли своего реального отражения. В 50-е годы было выпущено несколько монографий, посвященных исследованию проблем культурного строительства в СССР . В этих работах выделены разделы, в которых рассматривается деятельность творческих союзов и организаций, учреждений искусств, творческой интеллигенции в послевоенный период. Среди них можно выделить книгу М.П.Кима, в которой дается большой фактический материал об особенностях деятельности партийных государственных органов в области художественной культуры послевоенного периода.
Второй этап — вторая половши 50-х —- первая половина 60-х гг. После XX съезда КПСС начинается период "духовной оттепели", активизируется изучение вопросов культуры, совершенствуется ее научно-организационный механизм: создаются научные центры, проблемные советы, проводятся научные конференции и дискуссии по проблемам культурной революции, партийности и свободе художественного творчества.
На этом этапе зарождается процесс раскрепощения сознания исследователей, начинается работа по подготовке коллективных моно-
'См.: Бойцов И.П. Возрождение хозяйства и культуры Калининской области. - М., 1944; Володарский Л. Возрождение районов СССР, пострадавших от немецкой оккупации. - М., 1946; Дегтярь Д. Возрождение районов СССР, подвергшихся немецкой оккупации. - М., 1 1М7; Стефанояский П.Т. КПСС в борьбе за дальнейший рост культуры советского народа в годы 4 пятилетки. - М., 1953; Грушекок СИ. Борьба КПСС за подъем культурного уровня советского народа в послевоенный период 1946-1950 гт. - М., 1954; и др.
2См.: Кабанов П.И. Очерки культурно-просветителыгай работы в СССР в послевоенный период < 1946—1953гг.>. - М., 1953, Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. - М., 1954; Ким И.П. Коммунистическая партия — организатор культурной революции в СССР. - М., 1955; к др.
графий я обобщающих трудов по отдельным отраслям художественной культуры. В результате были изданы: "Краткая литератур-Has энциклопедия" в шести томах, "Очерки истории советского кино" в трех томах, "Очерки истории русской советской драма-. тургаи" и рад других изданий. Содержание статей и материалов в этих изданиях отличается независимостью ш объективностью суждений, критическим переосмыслением истории развития художественной культуры.
Расширяется нсточниковая база исторических исследований, осуществляется массовая публикация сборников документов о культуре1.
Появляются; монографии, в которых рассматривается место и роль художественной культуры в системе духовных ценностей со-циалнстического общества , рассматриваются проблемы партийного руководства искусством на различных этапах развития советского государства . В работах фрагментарно, кратко освещены и проблемы художественной культуры 40—50-х годов.
Третий этап — вторая половина 60-х—середина 80-х гг. В этот период в государственной политике в отношении культуры происходит отход от принципов периода "оттепели". Культуре отводится пропагандистско-воспитательная функция под строгим партийным контролем. В исторических исследованиях наблюдается дальнейшая идеологизация, почти прекращается проблемно-комплексное ее изучение. В основном вопросы культуры 'рассматривались в мсторико-партишшх исследованиях сквозь призму руководящей роли КПСС по восстановлению народного хозяйства в псслево-
'Сы.: КПСС о культуре, просвещении и науке. Сборник документов. - М-, 1963; Из истории кино, выпуск 1. - U., Ш8; Театр и музыка. Документы и материалы. - Л., 1963; и др.
* См: За коммунистичшсукг идейность литературы и искусства. - Ш., 1961', Партийность, время, художник. - М., 1964; Рюриков Б. Коммунизм, культура, искусство. - VL, 1Ф64; Поспелов Г.И. Эстетическое и художественное. - М„ 1965; и др. 3 См.: Арнольдов А.И. Социализм и культура. - М., 1962; Он хсе. - К расцвету коммунистической культуры. - М.» 1964; Раппопорт С. Партийное руководство и развитие созетгасой культуры // Эстетические очерки. - М., 1943; Дремов А.К. Борьба КПСС за партийность и народность искусства, -ft!., 1964; Трофимов П.С Ленинскаа партийность и реализм в искусстве (Историко-теоретические этюды). -М., 1966; и др.
енный период . Несмотря ка усиление партшдао-государспзенкого контроля, изучение истории художественной культуры продолжалось. В 1974 г. на всесоюзной научной конференции по проблеме "Сокет-ская культура как предмет исторического исследования" была выдвинута идея создания новой концепции советской культуры как единого, целостного конкретно-исторического процесса, протекавшего под воздействием социально-идеологических факторов. Эта идея получила свое осуществление в коллективных монографиях под редакцией М.П.Кима "Великая Октябрьская социалистическая революция и ста-ноаление советской культуры. 1919—1927'. - М., 1985; "Советская культура в реконструктивный период. 1928—1941 гг." - М., 1988.
В исторических исследованиях начали разрабатываться вопросы советской интеллигенции, художественной культуры, творческих союзов и организаций .
На базе кафедр истории КПСС Уральского, Томского, Ростовского университетов, Ленинградского педагогического института имени А.И.Герцена, Курского и Казанского пединститутов, Воронежского института искусств проблемы культурного строительства з СССР стали комплексными темами коллективов этих кафедр. Под руководством кафедры истории КПСС педагогического института.'имени А. И.Герцена осуществлялись периодические издания постоянно действующего межвузовского сборника "Роль интеллигенции в построении и развитии социалистического общества", в котором принимали участие ученые Архангельска, Пскова, Новгорода, Свердловска, Костромы и т.д. В статьях сборника освещалась деятельность интеллигенции во всех сферах общественной жизни, рассматривались взаимоотношение власти и художественной интеллигенции Не разных этапах российской истории.
1 См.: КПСС во главе культурізой революции в СССР. - М., 1972; Катсргин ИЛ. Борьба коммуииетической партии за восстановление и развитие карояюга хозяйли в послевоенные года (1946—1953 гг.). - М., 1974; Борьба партии и рабочего класса х: воосштаяекиг и радаигиг народного хозяйства СССР (1943—1950 гг.). - КІ, 1978; и др. * См.: Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. - М., 1972; Он же. -Партия и интеллигенция. - М„ 1983; Пинегина Л.А. Советский рабочий класс и художественная культура. 1917—1982 гг. - М., 1984; Фортувдтоэ В.В., Шестако&а Р.В. Интеллигенция — помощник рабочего класса в построении социалшма а СССР. - М., 1984; и др.
Є;
Во второй половине 70-х годов стали выходить- хроники; ceSep-тий культурной жизни в СССР . Основанные на широкої* круге первоисточников, они дали богатейший материал для изучения истории художественной культуры послевоенного периода, расширили документальную базу изучения проблем деятельности государственных и общественных организаций по руководству деятельностью творческих союзов и организаций.
Вопросы культуры 1944—1953 годов получили свое, отражение, в общих работах по отдельным отраслям художественной культу/-ры , в коллективных монографиях и сборниках статей ~
В основном это материалы информационно-описательного хаг рактера о произведениях литературы и искусства, созданных в эти годы, об участии творческой интеллигенции в идейно-воспиза.-тсльной работе партии, об "укрепления связи литературы; № искусства с жизнью народа". В этот же период появилось- ряд исследований , в которых на основе документальной базі* центральных и областных архивов, в том числе Новгородской, Псковской!,. Великолукской областей рассматривались проблемы восстановления и развития культуры. В монографии Р.А.Федотова "Возрождение культурной жизни" ... Наряду с общими проблемами культуры рассматривались проблемы партийного руководства: творческими со-
См.: Культурная жизнь в СССР 1941—1950: Хродакаї. - КЯ„ 115577?,; Ії^лвівдііаю , жизнь в СССР 1951-1965: Хроника. - М., 19^9, *См.: История советского драматического театра: в б'т- - №... 1S9J75; йсгориш советского кино: в 4 т. - М., 1969-1978; Музыкалыия энциклопедия!: в. 6ї т.. - Ми 1973—1982 гг.; и др.
^См.: КПСС во главе культурной революции Е; CCCJ?'.. - №... 1&72J. Борьба партии-. и рабочего класса за восстановление и развитие- карадног») хозяйстаад ССВ> (1943—1950), » М., Очерки истории идеологической! деяхелшоати! EflCGl. ВД&-~ 1961. - М., 1936; и др.
См.: Абрамова М.А. На освобожденной земле; Дгятелвноет Коммунистической! партии по возрождению освобожденных от немецко-фашистской: оккупации районов-, северо-западных областей РСФСР. 1944—1950 гг. - Д.,. 1981; КПСС и культурное преобразование села / З.А.Саіайдачная, М.САндреев, С.Г.Денисов и Др. - М., 1981; Манаенков А.И. Руководство партии культурным строительством в деревне. -М., 1965; и др.
5См.: Федотов Р.А. Возрождение культурной жизни I Руководство коммунистической партии культурным строительспзом в районах РСФСР, освобожденньк от немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны, 1943—1950 гг. /. - Ростов-на-Дону., 1985.
юзами интеллигенции и их роли в восстановлении учреждений культуры и. искусстза. В 1986 году Институт истории СССР АН СССР выпустил сборник статей на основе материалов всесоюзных научных конференций: "Возрождение прифронтовых и освобожденных районов СССР в годы Великой Отечественной войны" (май 1980 г.) и "Роль советского тыла в достижении победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." (июнь 1985 г.) Авторы сборника дали полную картину процесса возрождения советских территорий, пострадавших от вражеского нашествия, в том числе ход восстановления учреждений культуры и искусства.
Оценивая в целом исследовательскую практику данного периода, наряду с признанием несомненного вклада в развитие исторической науки, введением з научный оборот значительного круга ранее неизвестных документов, разработкой новых направлений и методологических подходов историко-культурных исследований, приходится констатировать и общий недостаток всех этих работ: они несли на себе печать общей идеологической схемы. Исторические исследования ограничивались рамками господствующих установок и общепринятых политических подходов, которые были направлены на обоснование необходимости и исторической оправданности руководящей роли КПСС в духовной сфере общества. Это привело к упрощенному, одностороннему толкованию процессов в художественной культуре, идеализации роли КПСС, партийно-государственных органов в развитии, культуры и искусства, исключало возможность объективного, научного анализа историко-культурного процесса в обществе.
Четвертый зтап —. со второй половины 80-х годов.
С середины 80-х годов происходит процесс демократизации общества, провозглашается гласность и начинается активное переосмысление исторического прошлого и культурного наследия России.
Появляются публикации, з которых углубленно рассматривается история развития России в послевоенный период, исследуется структура и система управления в экономике, культуре, политике; социально-психологаческая обстановка в обществе. 3 значительной
'См.: - Возрождение прифронтовых и освобожденных райокоз в В&етіхой Отечествен-кой войне. - М., 1986.
мере обновлена источниковая база исследования, введено в научный оборот много новых архивных документов и публикаций периодической печати .
Конкретно на новом документальном материале исследован процесс идеологического закрепощения интеллигенции в статьях Ю.САксеиоза, Г.В.Ксешрченко, Ю.Н.Жукова . Проблемам взаимоотношения власти и художественной интеллигенции в 40-х — 50-х годах посвящены публикации ТЛуковцева, Д.Бабиченко, И.Ильиной . Вопросы художественной культуры нашли свое отражение в сборниках статей "Иного не дано" (Мм 1988), "Осмыслить культ личности Сталина" Ш., 1989), "Суровая драма народа" (М., 1989), "Погружение в трясину: (Анатомия застоя)" (М., 1991), работах Д.Волкогонова и Р.Медведева . Основное внимание исследователи уделяют изучению деформирующего влияния культа личности Сталина, административно-командной системы управления на художественную культуру, духовное развитие общества.
Обращаясь к теме деятельности государственных и общественных организаций по развитию художественной культуры в после-
'См.: Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М., 1987; Диски» И.Е. Культура: стратегий социально-экономического развития. - М., 1990; Бат-кин Л.М. Возобновление истории: Размышление о политике и культуре. - М., 1991; Бордюгоз Г.А., Козлов В.А. История и конъюктура: Субъективные заметки об истории советского общества. - М., 1992; Зубкова ЕЛО. Общество и реформы. (1945—1964). - М., 1993; и др.
Ч2м.: Аксенов Ю.С. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти. // Вопросы истории КПСС - 1990. - № 7; Его же. Послевоенный сталинизм. Удар по интеллигенции // Кентавр - 1991. - схт. - дек.; Его же. Сталинизм: послевоенные утопии и реалии // Трудные вопросы истории: Поиски. Размышления. Новый взгляд на собьггш и факты / Под ред. В.В.Жураалева. - М., 1991; Костырченко Г.В. Кампания по борьбе с космополитизмом в СССР. // Вопросы истории, - 1994. - № 8; Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР. 1945—1952 гг. // Вопросы истории. - 1995. - № 1.
**См.: Лукощев Е.А. Поиск путей обновления общества и ссветскаа литература в 50—60-е гг. // Вопросы истории КПСС. - 1989.- № 1; Бабиченко Д. "Повесть приказано ругать": Политическая цензура против М. Зощенко. II Коммунист. -1990. - № 3; Ильина И. Припугнуть, чтоб другим не повадно было... К истории одного песгано&лешш. // Трудные вопросы истории: Поноси. Размышления. Нозый взгляд на события и факты / Под ред. В.В.Журавлева. - М., 1991. 4См.:Волкогоиоз Д.А. Триумф и трагедия И.В. Сталина. Политический портрет. ч. 1-11. - М., 1989; Медведев РА. Оки окружали Сталина - М., 1990; Его же. О Сталине н сталинизме.
военный период, необходимо учитывать достижения западной историографии. В диссертации анализируются взгляды на данную проблему западных ученых разных исторических школ: Л.Шапиро, А.Авторханова. Р.Арона, З.Бжезинского, Е.Шляпентоха, Н.Верта, Дж.Боффа, Дж.Хоскинга, которые в своих исследованиях рассматривают общие вопросы взаимоотношения художественной интеллигенции и Советской власти, по разному оценивают состояние художественной культуры России в псслезоенный период.
В целом анализ литературы по проблемам взаимоотношения власти и художественной культуры в послевоенный период показывают, что доминирующей йюрмой исследования являются статьи или небольшие разделы в отдельных монографиях. Крупные исследования % по культуре 40-х—50-х годов практически отсутствуют. Не исследована данная проблема на уровне регионов, в том числе Новгородской, Псковской, Великолукской областей.
Цели „и" задачи исследования. В диссертации ставится цель — изучить деятельность государственных и общественных организаций по развитию художественной культуры-в і944—1953 годах.
Для достижения данной цели автор предпринял попытку решить следующие задачи:
выявить особенности развития художественной культуры в послевоенный период;
проанализировать сущность и. основные направления партийно-государственной политики в области культуры;
показать формирование теоретических основ, системы и структуры управления учреждениями культуры и искусства в динамике их развития;
на основе анализа и обобщения практической деятельности местных органе з власти изучить историю создания и организацию деятельности творческих союзов;
показать роль художественной интеллигенции в восстаков-*леяин памятников древнерусской художественной культуры;
— раскрыть влияние учреждений культуры и искусства, худо
жественной интеллигенции на духовную культуру региона.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассматривается проблемы развития художественной культуры тех регионов, которые ранее не были изучены. Вводится в научный оборот много новых архивных документов, воспоминаний, материалов периодической печати, с новых позиций современной ис-
торической науки анализируется рад документов партийных и советских органов.
Методолога ческа я основа диссертации. Методология исследова
ния основана на таких принципах как: единство логического и
исторического, научная объективность, системность, выявление
объективного и субъективного, общего и особенного в сути истори
ческого процесса. Культура как подсистема макросистемы обще
ства зависит от его политического, экономического, социального
уровня развития, поэтому наряду с системным анализом и в соче
тании с ним исключительно важны в ее изучении принципы ее
исторической (диахронной) и структурной (синхронной) типологии
на основе анализа конкретных материалов различных культурно-
исторических периодоа.
Предметом исследования является деятельность государственных и общественных организаций Новгородской, Псковской, Великолукских областей по восстановлению и организации деятельности учреждений культуры и искусства во второй половине 40-х—начале 50-х годов.
Выбор региона обусловлен географической, исторической, экономической общностью Новгородской, Псковской и Великолукской областей, которые были образованы в январе—августе 1944 года. Во время Великой Отечественной войны на территориях этих областей были разрушены практически все учреждения культуры, уничтожены многое памятники дреЕ іерусского искусства. Изучение этапов возрождения духовной культуры данного региона, его особенностей и специфики развития позволит наиболее полно раскрыть и проанализировать процессы, которые происходили в художественной культуре региона послевоенного периода, выявить принципы взаимоотношения политической власти, государственных органов управления и художественной интеллигенции.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1944 года по 1953 год. Начальная хронологическая грань указанного исторического периода определяется временем освобождения Северо-Запада от немецко-фашистских захватчиков и началом восстановительных работ. Конечная — связана со смертью И.В.Сталина и началом разрушения тоталитарного режима в СССР.
Источникрвая база. В процессе исследования наряду с использованием опубликованных.официальных документов ВКП(б), Советов, правительства, творческих союзов и организаций; изучением региональных и статистических материалов; публикаций 20 цент-
ральных и местных периодических изданий, были привлечены документы 25 фондов Государственных архивов Псковской (ГАПО) и Новгородской областей (ГАНО), Государственных архивов новейшей политической истории Новгородской (ГАНПИНО) и Пскоз-ской (ГАНПИПО) областей. Большинство документов впервые вводится в научный оборот. Несмотря на неравноценность и недостатки, присущие различным группам использованных истечникез, их общая информационная емкость довольно велика и в совокупности позволяет раскрыть разные сторона деятельности государственных и общественных организаций по. развитию художественной культуры региона.
В диссертации кспользозаиы дневники, письма, воспоминания видных партийных и государственных деятелей, представителей творческой интеллигенция, а также записанные автором воспоминания строителей, реставраторов, художников, артиста, хозяйст-генных руководителей, партийных и советских работников, которые участвовали в восстановлении древнерусских городов, памятников истории и культуры, создании творческих союзов и организаций.
Практическая значимость работы в том, что ее содержание и полученные результаты могут быть использованы яри написании коллективных трудов по истории художественной культура послевоенного периода, при разработке спецкурсов, июдготовхе учебников и учебных пособий для вузов по истории России периода 40-х—50-х годоз, при подготовке региональных программ развития художественней культуры.
Аіщ:бішил__ШЗХЛМШШЬ_ЛіШіЄЯОааіШЯл Основное содержание и выводы исследования отражены в статьях, опубликованных по теме диссертации, в докладах на областных и республиканских научных конференциях, в сообщениях на заседаниях Сенеро-Запад-ной региональной секции Научного Совета РАН по изучению сельского хозяйства и крестьянства (Новгород, 1991), по историографии и источниковедению (Новгород, 1992).
Охд^щізишЩ2ШМг. Диссертация состоит из введения, двух "лав и заключения, а также указателя источников и списка литературы.