Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женщины-революционерки 70-80-х гг. 19 века и их пребывание в Сибирской ссылке Кондакова Ольга Николаевна

Женщины-революционерки 70-80-х гг. 19 века и их пребывание в Сибирской ссылке
<
Женщины-революционерки 70-80-х гг. 19 века и их пребывание в Сибирской ссылке Женщины-революционерки 70-80-х гг. 19 века и их пребывание в Сибирской ссылке Женщины-революционерки 70-80-х гг. 19 века и их пребывание в Сибирской ссылке Женщины-революционерки 70-80-х гг. 19 века и их пребывание в Сибирской ссылке Женщины-революционерки 70-80-х гг. 19 века и их пребывание в Сибирской ссылке
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кондакова Ольга Николаевна. Женщины-революционерки 70-80-х гг. 19 века и их пребывание в Сибирской ссылке : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2002.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/666-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование личности женщины-революционерки 32

1. Влияние общественных настроений 50 - 70-х гг. 19 в. на форми рование личности женщин 32

2. Женское образование в пореформенный период, в 60 - 70-е гг. 41

3. Пути проникновения революционных идей в женскую среду 51

ГЛАВА II. Социально-психологический портрет женщины революционерки 68

1. Женщины-революционерки как социально-психологическое явление 68

2. Психологические основы революционного мировоззрения женщин 80

3. Особенности психологического склада женщин-революционерок 88

ГЛАВА III. Женщины-народницы в сибирской ссылке 100

1. Социальный состав и места размещения женщин в сибирской ссылке 100

2. Положение женщин на каторге и в ссылке 112

3. Революционная активность женщин в Сибири 137

Заключение 159

Список использованных источников и литературы

Женское образование в пореформенный период, в 60 - 70-е гг.

В представленном историографическом обзоре были использованы как работы дореволюционных и советских историков, так и результаты исследований последних лет. Как видно из анализа, в исторической литературе нет специальных исследований, посвященных такой социальной категории как женщины-революционерки.

С конца 19 в. в исторической литературе стала активно разрабатываться официальная версия правительства о причинах появления в обществе в 70-е гг. 19 века женщин-революционерок. Эта версия заключалась в том, что борьба женщин за образование и равноправие приводит их к участию в революционном движении. В результате, в исторической литературе этого периода сложилось целое направление, представители которого (Б.Б. Глинский, Н. Ульяновский, Л.Кульчицкий и др.) доказывали влияние женского движения на зарождение и развитие революционного мировоззрения женщин, прослеживали эволюцию взглядов женщин на протяжении 19 века. В этом направлении, но с привлечением широкого фактического материала работали также и советские историки в 60-е годы. Ими были исследованы отдельные аспекты участия женщин в революционном движении и накоплен огромный фактический материал о новых формах организации женского труда, связях женского движения с революционным подпольем, а также роли русских студенток в революционном движении.

Не вызывают сомнения выводы историков о том, что женское движение и его успех пробудили женщин к "умственной жизни" и активной общественной деятельности. Однако, не были исследованы конкретные пути проникновения революционной пропаганды в женскую среду. Результаты исследований ограничивались постановкой общетеоретических задач участия женщин в революционном движении. При этом в исторической литературе 60-70-х гг. исследователи преувеличивали влияние женского движения на формирование революци -23-онного мировоззрения женщин. Некоторые историки идеализировали уровень революционного мировоззрения женщин-революционерок в силу господствовавшей ленинской концепции о трех этапах освободительного движения.

Исследуя в рамках ленинской концепции идейные взгляды революционеров, историки не обращали внимание на то, что революционеры в своем поведении и мировоззрении оставались носителями христианских традиций. Впервые об этом высказались в начале 20 века русские философы (Н.О.Лосский, А.Ф.Лосев, Н.А.Бердяев). В последние годы в исторической литературе возрос интерес к этой проблеме (Л.Я.Лурье, Р.Г.Эймонтова, О.В.Будницкий).

В начале 20 века зародилось второе направление, связывающее участие женщин в революционном движении с особенностями их психологического склада (Н.Ульяновский, А. Амфитеатров и др.). Это направление получило развитие лишь в 70-е гг. 20 в. (Б.Ф.Поршнев и др.). Историками были достигнуты значительные успехи в исследовании как психологического облика отдельной личности, так и в исследовании особенностей малых социальных групп. В 1991 г. появилось лишь одно исследование, посвященное женщинам-революционеркам. Это работы Т.А.Богдановой о В.Засулич. По прежнему, отсутствуют какие-либо комплексные исследования о данной группе революционеров. В то же время значение данной группы велико, поскольку в ней зародились революционные традиции Российского женского движения.

В исторической литературе имеется большое количество исследований пребывания революционеров в сибирской ссылке. Все исследования проводились в рамках основного методологического положения, утвердившегося в 50-70-е гг.: ссылка рассматривалась как своеобразная форма классовой борьбы на всех трех этапах революционного движения. Сибирские историки добились значительных успехов в изучении социального состава и революционной деятельности ссыльных революционеров. Изучение пребывания революционеров в ссылке в рамках утвержденной в 50-70-е гг. методологии не позволило ученым отдельно исследовать такую социальную группу как женщины-революционерки и, в частности, проблемы, связанные с особенностями их психологиче -24 ского склада. Впервые в истории изучения сибирской народнической ссылки психолого-идеологические регуляторы мировоззрения и деятельности народников, а также особенности психологического состояния ссыльных революционе-ров(без разделения на мужчин и женщин) были исследованы только в 1996 году (В.И.Федорова). Специальных исследований, посвященных жизни и быту женщин-революционерок в сибирской ссылке пока нет.

Представляется необходимым исследовать личность женщин-революционерок, установить взаимосвязь и взаимообусловленность появления женщин-революционерок в конкретно-исторической ситуации, идентифицировать их социально-психологические черты и выявить психологические особенности личности, проявившиеся в условиях сибирской ссылки. Это и является целью настоящей работы.

Исходя из вышеперечисленных направлений исследований участия женщин в революционном движении, для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи.

Первая задача. Выделить в многообразии общественных настроений в России в пореформенный период идеи, непосредственно влиявшие на формирование новых стереотипов женского поведения и систему женского образования. Изучение конкретных путей проникновения революционной пропаганды в женскую среду.

Вторая задача. Провести анализ социального состава ссыльных женщин, имущественного и семейного положения, уровня образования, их возрастного состава. На основе анализа идентифицировать социально-психологические особенности женщин-революционерок.

Третья задача. Исследовать внутренние побудительные мотивы, приводящие женщин в революционное движение и. выявить источники их революционной активности, используя найденные архивные данные о пребывании женщин в сибирской ссылке.

Пути проникновения революционных идей в женскую среду

8 мая 1876 г. по ходатайству И.В.Сорокина правительством были учреждены Высшие женские курсы в Казани. По мнению департамента полиции, эти курсы оказались наиболее спокойными. "Ни одна из слушательниц не привлекалась по дознанию политического характера"1. Тем не менее, известная революционерка-народница Л.Квашнина-Лойко некоторое время училась на Высших женских курсах в Казани.

В результате проведенных расследований по состоянию дел на Высших Женских курсах, правительство пришло к заключению, что ВЖК испытывали большое влияние со стороны всех слоев общества. Особо отмечалось стремление женской молодежи поступить не в постоянные слушательницы, а в вольнослушательницы и для слушания отдельных предметов, что не давало ни систематического образования, ни специальных знаний. "Да и само образование, получаемое молодыми девушками на ВЖК едва ли приносит такую пользу, против которой нельзя спорить... По окончании курсов, на которых читаются исключительно предметы общеобразовательного, а не специального характера -выпускница лишена возможности тотчас же применить свои познания к практической жизни, как это свободно может сделать слушательница врачебных или педагогических курсов. По окончании курсов женщины не могут найти работу"2.

Об односторонности женского образования Высших курсов заявляли и сторонники женского образования. "ВЖК дают возможность учительствовать, что не всем это подходит, соответствует их личным свойствам... Открытие на ряду с ВЖК различных высших технических и профессиональных школ и будет регулировать женским образованием даст возможность выбора занятий по сво-им силам и способностям" .

В начале 20 века высшие женские курсы, действовавшие в 70-80-е гг. оценивали как бессистемные, не способные дать слушательницам основательной научной подготовки. "Что порождало неудовольствие как среди учащихся, так и в обществе, нередко выражавшееся в нежелательных эксцессах"1.

По инициативе и при содействии Н.Сусловой были открыты женские врачебные курсы в 1872 г. при Медико-хирургической академии, которая в 70-е гг. была центром политической агитации. По мнению исследователя Е.Чихачевой", одной из причин высокой революционной активности студенчества являлось то обстоятельство, что в 50-70-е гг. среди профессуры академии было много демократически настроенных преподавателей. На высших медицинских курсах при МХА занимались из числа ссыльных женщин Л.Николаевская, С.Миртова, А.Кувшинская и другие - всего 14 человек. Ссыльные Р.Личкус, Р.Гроссман, Р.Франк начали заниматься активной революционной деятельностью во время своего обучения в МХА и входили в кружок студентов МХА .

Всего из 192 женщин, отбывавших наказание в сибирской ссылке, на ВЖК обучалось 30 человек, 14 женщин обучались на врачебных курсах, 60 женщин учились на фельдшерских, педагогических, акушерских курсах, 12 закончили гимназии, 14 - закрытые учебные заведения, 12 - обучались за границей. Таким образом, из 192 ссыльных женщин - 142 имели образовательный уровень не ниже среднего. Становление и развитие женщин-революционерок 70-80-х гг. совпадало с периодом становления и развития женского образования. Неустойчивость внутриполитического курса (шатание между либерализмом и реакцией) создавала многообразие общественных настроений и политических течений. По мнению В.В.Леонтовича: "Стоял вопрос о том, каких государственных принципов придерживаться, какую политическую линию избрать, на каких педагогических принципах и научных принципах строить народное просвещение, чтобы помешать расширению нигилизма и революционных тенденций"1. Таким образом, стремящиеся к образованию девушки не могли не познакомиться с многообразием политических настроений, тем более, что революционная пропаганда находила вполне доступные и неконтролируемые для правительства пути проникновения в женскую среду.

Пути проникновения революционных идей в женскую среду мы будем рассматривать на основе биографических данных, опубликованных в библиографическом словаре "Деятели русского освободительного движения" и данных, хранящихся в ГАРФ в фонде 533. Из анализа этих данных были произведены подсчеты, результаты которых отражают относительную значимость различных путей проникновения революционной пропаганды в женскую среду. Прежде всего следует отметить, что из 192 ссыльных женщин - 17 были вовлечены в революционное движение в период обучения их за границей. Этот путь проникновения был хорошо известен царскому правительству и достаточно подробно исследован исторической наукой. На нем мы не будем подробно останавливаться.

Мы остановимся на более распространенном пути - вовлечений женщин в революционное движение во время обучения их в гимназиях, на женских курсах. А также рассмотрим влияние родственных связей на формирование революционного поведения.

Из 192 ссыльных женщин - 68 вошли в революционное движение в период обучения на различных курсах. Департамент полиции постоянно подчеркивал, что питательной средой для распространения революционных идей являются приезжающие в столицу юные девушки. По данным Департамента полиции 78% слушательниц были приезжими и приезжали в Петербург "из самых далеких окраин". "64% курсисток ВЖБК живут на частных квартирах и это приводит либо к падению нравственности, либо в революционную партию

Психологические основы революционного мировоззрения женщин

Социальный состав женщин-революционерок отражал социальные перемены, происходившие в обществе 70-80-х гг. Наиболее активными были представительницы дворянского сословия, мещанского, а также дочери священнослужителей. Все эти социальные слои были затронуты преобразовательными реформами и были вынуждены приспосабливаться к новым экономическим отношениям и к новой меняющейся идеологии.

Революционная активность женщин была обусловлена не только марги-нальностью их социального положения в обществе, но и их возрастными особенностями. Вовлечение в революционное движение и активное в нем участие проходило у женщин в возрасте от 14 до 25 лет. В этом возрасте начали революционную деятельность 165 женщин. 16 революционерок начинали участвовать в возрасте после 25 лет и после 40 лет - 3 женщины. На протяжении 70 -80-х гг. количество участниц в возрасте от 18 до 25 лет колебалось незначительно. В 80-е гг. приток девушек в возрасте от 16 до 18 лет возрос в 3 раза.

Стремление к профессиональной деятельности на благо народа и отсутствие профессионального образования делало женщин уязвимыми для революционной пропаганды. Совмещение революционной деятельности и обучения на различных курсах оказалось невозможным по причине преследования правительства и в силу личных обстоятельств.

В результате длительного пребывания женщин в революционной среде в юном и раннем юношеском возрасте у них формировалось революционное мировоззрение и верность революционным традициям. Благодаря этому происходила передача революционных настроений от участниц пропагандистского движения 70-х гг. к участницам революционного движения 80-х гг.

Мы рассмотрели социальные характеристики женщин-революционерок, обусловившие их участие в революционном движении.

Интерес к особенностям психологического склада женщин-революционерок возник в обществе с момента их появления на исторической сцене. Современникам-либералам революционерки представлялись как "натуры подвижные и впечатлительные"1. Люди с "охранительными инстинктами" проникались правительственной пропагандой, представлявшей революционерок как женщин развращенных и безнравственных.

В действительности в 70-80-е гг., особенно в период конспирации народовольцев, было достаточно трудно отличить женщину-революционерку среди других женщин. Вся внутренняя жизнь революционерки была скрыта от внимания общества.

Первые психологические характеристики женщинам-революционеркам мы находим в следственных делах. Они довольно кратки, но наиболее часто встречаются такие определения как экзальтированность, экспансивность, эксцентричность. Вот конкретные примеры.

Херсонское жандармское управление по делу обвиняемой В.Казас отмечает, что она "еще в бытность воспитанницей старшего класса отличалась эксцентричностью"2.

Из сопроводительной записки по делу М.Виташевской: "Часто замечалась в сообществе других неблагонадежных личностей и, как девица, экзальтированная, признается вредной"3.

В прошении Г.Гроссман об освидетельствовании умственных способностей ее дочери Раисы, имеются сведения о том, что еще в гимназии ее дочь отличалась невыдержанностью, за что ее звали "бомба Львовна" . эксцентричности поведения В.Гуковской доносил Красноярский полицмейстер Енисейскому губернатору: "Находясь в театре, она громко хохотала и садилась на пол. По целым ночам в квартире, занимаемой с матерью, происходили сходки из подобных же ей личностей, по целым ночам происходили крики, смех, пляски"1. Об экзальтированности и эксцентричности В.Гуковской 9 \) писал Лион в своих "Воспоминаниях": "Она не принадлежала ни к одному из революционных кругов. Это была экзальтированная девушка, почти ребенок, обращавшая внимание чуть ли не всей Одессы своим эксцентричным костюмом и поведением"2.

Экспансивность характера женщин-революционерок проявлялась в их отношениях с родителями. Большинство женщин стремилось к полной независимости и часто прерывали родственные связи с родителями. Известны побеги из дома сестер Чемодановых, С.Барановой, Х.Шур, П.Польгейм, Ф.Товбин, О.Райз. Временно освобожденная в 1883 г., Н.Горинович даже подает прошение, в котором заявляет, что к отцу она поехать не может и, если ей не разрешат жить у сестры или в Петербурге, то она предпочитает остаться в крепости1.

Таким образом, психологические особенности женщин явились одной из причин формирования революционного мировоззрения и перехода к революционной деятельности.

Становление революционного мировоззрения женщин проходило в условиях наступательной борьбы атеистических идей, но при господствующим положении религиозных традиций в обществе и религиозном мировоззрении большинства населения России.

На следственных дознаниях женщины-революционерки сообщали свое вероисповедывание, которое заносилось в статейные списки. На основе статейных списков автором было подсчитано, что из 192 ссыльных женщин 122 ис-поведывали православие, 55 - иудейскую религию, 9 - католическую веру, ве роисповедывание 6 женщин неизвестно. 18 женщин воспитывались в семьях священнослужителей.

Приведем два свидетельства о домашнем религиозном воспитании будущих революционерок, которое было типичным для 19 века. Из письма Е.Брешко-Брешковской к Я.Стефановичу: "...Когда я была маленькая, нас заставляли читать молитву Ангелу Хранителю и я по вечерам /нагрешив за день/ с особенным чувством произносила слова: дай мне сердце доброе и кроткое"2. Другое свидетельство мы находим в прошении священника Орлова, отца А.Орловой. "Означенная дочь моя была мною воспитана в духе христианской религии и всегда ей было внушено беспредельное благоговение к священной особе" .

Общепринятые в то время методы обучения, основанные на зубрежке и повторении, формировали тип мышления основанный на вере. Л.Тихомиров, хорошо знавший историю народнического движения и обладавший аналитическим умом, объяснял преданность женщин революционной деятельности во всех ее формах следующими психологическими чертами: "Масса убеждения, веры, самоотверженности и воли, правда, в низшей ее форме - упорства. Таковы по всей вероятности разные хлыстовские "богородицы"4.

Положение женщин на каторге и в ссылке

В работах по исследованию политической ссылки в Сибири были выделены следующие формы протеста: самовольные отлучки, голодовки, покушения, оскорбление личности государя императора, оскорбление личности местной администрации, протесты /индивидуальные и коллективные/, побеги, участие в организации "Красный Крест", передача нелегальной литературы, корреспонденции, дерзкое неповиновение местным властям.

Часть радикально настроенных женщин, принимавших участие до ссылки в террористических актах или радикальных кружках, вполне осознанно продолжали практиковать в ссылке те же радикальные средства борьбы, поднимаясь в своей революционной активности до осознанной, целенаправленной революционной деятельности. С.Богомолец, Е.Россикова считали своей обязанностью вести в тюрьме борьбу из-за разного рода поводов. Они использовали в своей борьбе различные средства: голодовки, побеги, вплоть до оскорбления действием местной администрации. Е.Ковальская, участвовавшая в конце 60-х гг. в общественном движении, а в конце 70-х гг. в революционном движении, также имела в ссылке разнообразный революционный опыт борьбы: побеги, дерзкое неповиновение властям, голодовки.

Таким образом, говоря о характере революционной активности женщин, можно сделать следующий вывод. Лишь небольшая часть женщин, имевших твердые революционные убеждения, продолжали революционную деятельность и использовали протесты для демонстрации своих взглядов.

Формирование мировоззрения женщин-народниц проходило на фоне исторических преобразований в экономике и мощного общественного движения, развернувшегося в стране. С момента появления народников на исторической сцене существует несколько точек зрения на истоки и сущность их мировоззрения. Обер-прокурор Синода с 1880 г. К.ППобедоносцев называл мировоззрение нигилистов "нравственным банкротством". Причину появления нового мировоззрения видел в разрушении старой веры, а вернее целой системы мировоззрения, основанной на христианстве, которая бьша усвоена не одним поколением людей. "В наше время умами владеет в так называемой интеллигенции вера в общие начала, в логические построения жизни и общества по общим началам"1. "Вера в общие начала есть великое заблуждение нашего века. Заблуждение состоит именно в том, что мы веруем в них догматически, безусловно, забывая о жизни со всеми ее условиями и требованиями, не различая ни времени, ни места, ни индивидуальных особенностей истории"2.

Русский философ С.Л.Франк в 1910 г. назовет мировоззрение народников "морализмом" "Теоретическая, научная истина, строгое и чистое знание ради знания, бескорыстное стремление к адекватному интеллектуальному отображению мира и овладению им никогда не могли укорениться в интеллигентном сознании. Вся история нашего умственного развития окрашена в яркий морально-утилитарный цвет"3. Философ эмигрант Н.О.Лосский в 1957 г. в книге "Характер русского народа" оценивал народническое мировоззрение как религиозное. "Многие народники были люди неверующие, отошедшие от Церкви, и тем не менее их народничество бессознательно связано с религиозным исканием добра, присущим русскому народу" .

В советской исторической литературе истоки и сущность народничества впервые определил В.И.Ленин. По мнению В.И.Ленина, корни народничества уходили в социально-экономический строй, а сущность этого движения "представительство интересов производителей с точки зрения мелкого производителя, мелкого буржуа" . В.И.Ленин настаивал на зависимости форм сознания от экономической и социальной структуры общества.

В последние годы в исторических работах вновь стали исследовать влияние социально-психологических факторов на формирование мировоззрения ре-волюционеров . Еще в начале 20 века М.Вебер выделил особый психоидеологический тип народничества и усмотрел в нем преобладание этической доминанты над политической.

Для исследования мировоззрения женщин мы проанализируем те протесты, в которых принимали участие женщины. Протесты отражали определенные уровни мировоззрения женщин. "Мировоззрение-система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации"2. Система взглядов женщин-революционерок складывалась в период разрушения старых знаний о построении мира. Усвоение новых естественнонаучных взглядов происходило на уровне веры. В складывании революционного мировоззрения женщин основную роль играли не знания, а уровни усвоения этих знаний. Исходным пунктом формирования мировоззрения женщин было их мироощущение, мировосприятие и миропонимание. О мироощущении женщин-революционерок имеется достаточно свидетельств в мемуарной литературе. Переживания революционерок в период юности были подробно рассмотрены во второй главе данной работы. В этой части работы попытаемся проанализировать некоторые формы протеста женщин как отражение их мировоззрения.

В 1879 г. в Пудоже /Европейский Север/ за самовольную отлучку политические ссыльные мужчины были жестоко наказаны. В поддержку своих товарищей выступили три административно-ссыльные женщины, которые также совершили самовольную отлучку. В основе данного конфликта с местной администрацией было стремление ссыльных сохранить за собой право совершать прогулки за город. Одна из участниц протеста, Э.Улановская, так объясняет причины своего присоединения к протесту. "Если сегодня товарищу пришлось вынести ту или иную несправедливость, завтра я ничем не гарантирована от того же самого. В силу необходимости мы на виду друг у друга. Если у одного из членов нашей вынужденной единицы обеда нет - остальным он застрянет в горле. Чувство товарищества, помимо всякого желания, с часа вступления под гостеприимные своды тюрьмы прогштьшают нашу плоть и кровь

Похожие диссертации на Женщины-революционерки 70-80-х гг. 19 века и их пребывание в Сибирской ссылке