Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Основные направления государственной политики в отношении женщин
1.1. Организационные формы и методы привлечения женщин к государственной и общественной деятельности в целях повышения их политической активности .
1.2. Вовлечение женщин в производство. Женская безработица, её экономические, социальные и нравственные последствия
1.3. Преобразование быта и переориентация духовных ценностей советской женщины
Глава 2. Работа государственных и партийных органов среди женщин южного урала с учётом региональной специфики
2.1. Привлечение крестьянок и казачек к мероприятиям советской власти
2.2. Изменение роли и места в обществе женщины-мусульманки в новых исторических условиях
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
- Вовлечение женщин в производство. Женская безработица, её экономические, социальные и нравственные последствия
- Преобразование быта и переориентация духовных ценностей советской женщины
- Привлечение крестьянок и казачек к мероприятиям советской власти
- Изменение роли и места в обществе женщины-мусульманки в новых исторических условиях
Введение к работе
Актуальность исследования. XX столетие характеризуется радикальным изменением в положении женщин и их всё возрастающей ролью в современном обществе. Борьба за равноправие женщин есть одна из наиболее актуальнвіх проблем современности. Во многих странах мира увеличивается их удельный вес в экономике, политике, культуре, общественной жизни.
Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 19) провозглашает, что «мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равнвіе возможности для их реализации»1. Подпись Правительства Российской Федерации стоит под Конвенцией ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», под Платформой действий, принятой в 1995 году в Пекине, и другими международными документами, закрепляющими реальное равноправие полов и обеспечивающими повышение социального статуса женщин. Однако в нашей стране политические, экономические, социально-культурные реформы обострили глубокие противоречия между идеями и политикой по женскому вопросу, декларациями и реальным положением женщины. Многие негативные социальные явления российского общества по-прежнему имеют «женское лицо». Наиболее характерный показатель в этом плане - уровень женской безработицы: сегодня в России женщины составляют 2/3 официально зарегистрированных безработных. По показателю представительства женщин в органах государственной власти Россия находится на 120-ом месте в мире: в числе 450 депутатов Государственной Думы лишь 34 женщины, что составляет 7,5%; В Совете Федерации из 178 сенато-
1 Конституция Российской Федерации. М., 1997. С. 10.
4 ров только 7 женщин (4%); среди депутатов законодательных собраний регионов в целом по стране около 9 % женщин1,
Современные проблемы положения женщин в обществе уходят своими корнями в 1920-е годы, когда формально провозглашенное равенство между мужчиной и женщиной обернулось, по сути, использованием женского потенциала для решения идеологических и экономических задач государства. Это привело к тому, что к прежним обязанностям женщин прибавились новые, связанные с интенсивным участием в сфере промышленного производства, обслуживанием институтов государственной идеологии, военной службой. Именно поэтому изучение положения женщин в первые годы советской власти не только в целом по стране, но, главным образом, в изучаемом регионе, представляет интерес для исследования. Особую актуальность и практическую значимость приобретает в этой связи опыт решения женского вопроса в прошлом, в условиях становления советской власти, поскольку очевидно, что и сегодня российским женщинам свойственен определенный менталитет, имеющий исторические традиции.
Объектом исследования является политика государства в решении женского вопроса.
Предмет исследования: деятельность государственных и партийных органов по реализации основных направлений политики в отношении женщин Южного Урала, повлиявшая на изменение положения женщин в семье и в обществе в 20-е годы XX века.
Хронологические рамки диссертационного исследования охватывают 1918-1930 гг. - крайне противоречивый, неоднозначный период, до сих пор не получивший четкой трактовки в исторической науке. Именно в этот период государство, выполняя основные декреты советской власти, активно осуществляло на практике политику в области решения женского вопроса, пыталось изменить положение женщины в новых исторических условиях. На этот же период пришлось массовое вовлечение женщин в производство в
'Труд. 2003. 19 апреля.
5 связи с экономическими потребностями государства. В результате воздействия указанных факторов закладывались основы противоречий в положении женщины в обществе, менялась сфера её частной жизни, психология и менталитет. Нижняя граница определена нами 1918-ым годом, когда была организована комиссия работниц при ЦК РКП(б), положившая начало массовой работе. Верхняя граница исследования (1930 год) обусловлена сворачиванием деятельности женотделов и фактическим приостановлением реализации на практике женского вопроса, поскольку он понимался как неотъемлемая часть общей борьбы рабочего класса за своё освобождение, и с начала 30-х годов в СССР ои был объявлен решённым.
Территориальные границы работы ограничены Южным Уралом. Основной фактический материал касается Оренбургской губернии , Башкирской АССР и Челябинской губернии , характеризующихся относительным сходством исторических и социально-экономических условий развития. Выбор региона обусловлен тем, что в рассматриваемый период здесь не только имелись острые социально-экономические и политические проблемы, но также наблюдалась пестрота этнического и конфессионального состава населения, что не могло не внести свои коррективы в решение женского вопроса.
Степень научной разработанности проблемы. Женский вопрос, опыт его решения в СССР на протяжении многих лет являлся традиционной областью исследований советской исторической науки. В историографии данной проблемы можно выделить четыре этапа: первый - 1917 г. - начало 30-х годов, второй - середина 30-х - первая половина 50-х годов, третий - середина 50-х - 80-е годы, последний - с начала 90-х по настоящее время.
Необходимо отметить, что в советское время методологической основой исторических исследований, в том числе, исследований женской проблема-
1 С сентября 1920 г, по декабрь 1924 г. Оренбургская губерния входила в состав Киргизской АССР, а Оренбург стал столицей этой республики. 6 апреля 1925 г, была восстановлена самостоятельность Оренбургской губернии, просуществовавшей до мая 1928 г,, когда она бьша преобразована в Оренбургский округ Средне-Волжской губернии, а с 1929 г. - Средне-Волжского края.
" С ноября 1923 г. - Челябинского округа в составе Уральской области.
тики, являлся марксизм. Начало этому подходу к решению женского вопроса было положено Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В его основе лежало признание социального фактора в качестве источника угнетения женщины. Порабощение женщин при капитализме, как и эксплуатация пролетариата, по мнению Энгельса, вызваны разделением труда и наличием частной собственности. Женщина-работница испытывает двойной гнёт - со стороны капитала и буржуазной семьи. Задача эмансипации женщины считалась неотделимой от классового освобождения1.
Значительный вклад в разработку марксистского направления внёс А. Бебель - автор глубоких научных разработок по проблемам женщин и жен-ского вопроса в обществе . Его труд «Женщина и социализм», рассказывающий о положении женщины с первобытных времен до капиталистической эпохи и о будущей жизни женщины при социализме и коммунизме, относится к числу наиболее известных книг в марксистской литературе. В книге также рассматриваются вопросы о взаимоотношениях мужчины и женщины, брака и семьи, воспитания детей и др. Занимая компромиссную позицию между сторонниками феминизма, которые признавали за женщинами право на самостоятельную борьбу за свои права, и марксистами, Бебель считал, что женщины разных классов «...могут вести борьбу, маршируя отдельно, но сражаясь вместе. Это верно для всех областей, в которых дело идет о равноправии женщин с мужчинами на основе современного государственного и общественного порядка... Наряду с этим пролетарские женщины имеют особый интерес бороться рука об руку с пролетариями - мужьями... за коренной общественный переворот», Однако окончательное и полное освобождение
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М. 1980, С. 139,141.
2 Бебель А. Женщина и социализм. М, 1959; Он же. Положение женщины в настоящем и будущем : пер. с нем. Пг., 1918.
женщин Бебель, как марксист, полагал возможным лишь в результате революции и обобществления средств производства1.
Идеи полного юридического и фактического равенства женщин, возможности их участия во всех областях общественной жизни, на которых были основаны исследования советских историков, нашли широкое отражение в
трудах В. И. Ленина . Давая оценку первым законодательным актам Советской власти, направленным на раскрепощение женщины и утверждение её равноправия, он отмечал, что «...ни одно государство и ни одно демократическое законодательство не сделало для женщины и половины того, что сделала Советская власть в первые же месяцы своего существования»^. Но юридические гарантии равноправия женщин, по мнению В. И. Ленина, составляли только одну сторону решения женского вопроса. Более сложная сторона этой проблемы была связана с созданием условий, обеспечивающих фактическое социально-экономическое и культурное равенство полов.
Эта сторона вопроса занимала решающее место в разработанном В. И. Лениным плане достижения фактического равенства женщин, который включал, во-первых, максимально широкое вовлечение женщин в процесс общественного производства при одновременном повышении квалификации их труда и, во-вторых, улучшение быта женщин, создание им условий для сочетания трудовых и семейных ролей. Подчеркивая основополагающее значение участия женщин в общественном производстве, В. И. Ленин писал, что для полного освобождения женщины и для действительного равенства ее с мужчиной нужно, чтобы «было общественное хозяйство, и чтобы женщина участвовала в общем производительном труде. Тогда женщина будет занимать такое же положение, как и мужчина»4.
1 Бебель А. Женщина и социализм. М, 1959.
2 Ленин В. И. Развитие капитализма в России // Поли. собр. соч. Т. 3; Капитализм и
женский труд // Там же. Т. 23; Проект резолюции международной женской социалистиче
ской конференции // Там же. Т. 26; Великий почин // Там же. Т. 39; К женщинам работни
цам // Там же. Т. 40; Советская власть и положение женщины // Там же. Т. 39; Междуна
родный день работниц // Там же. Т. 42 и др.
3 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 201.
4 Там же. С. 201.
Предвидя трудности, связанные с осуществлением этой политики, он отмечал следующее: «Это - борьба длительная, требующая коренной переделки и общественной техники и нравов»1. Однако, по мнению Ленина, нельзя стремиться к абсолютному, механическому уравнению женщины с мужчиной: «Речь идет не о том, чтобы уравнять женщину в производительности труда, размере труда, длительности его, в условиях труда, ...а о том, чтобы женщина не была угнетена её хозяйственным положением в отличие от муж-чины» . По убеждению Ленина, именно домашний труд женщин является «...работою до дикости непроизводительною, мелочною, изнервливающею, отупляющею, забивающею» .
Для улучшения быта женщин, изменения их роли в семье В. И. Ленин настаивал на расширении системы услуг предприятий службы быта, торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, которые «...на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной...» . Называя общественные столовые, ясли, детские сады «ростками коммунизма», он подчеркивал, что при поддержке пролетарской государственной власти «ростки коммунизма не зачахнут, а разрастутся и разовьются в полный коммунизм» .
Следует, однако, отметить, что идеям о создании мощной бытовой инфраструктуры так и не суждено было воплотиться в жизнь - все они оказались, в основном, лишь сформулированными социальными иллюзиями. Система общественного питания и службы быта в нашей стране не развилась и до сих пор до такого уровня, чтобы освободить женщин от домашней работы.
Заслуга в разработке своеобразных теоретических основ решения женского вопроса применительно к социалистическому обществу принадлежит
1 Ленин В. И. Полы. собр. соч. Т. 40. С. 193.
2 Там же. Т. 39. С. 201.
3 Там же. С. 24.
4 Там же. С. 24.
5 Там же. С. 26.
9 A. M. Коллонтай1. Смысл понятия «женский вопрос» она определяет как «...конфликт между современным бесправным положением женщины и пробудившимся в ней сознанием своей личности» , поэтому «отдельного, самостоятельного «женского вопроса» не существует; противоречие, которое при буржуазном строе угнетает женщину, является неотъемлемой частью великой социальной проблемы борьбы труда и капитала» . В качестве конечной цели женщины-работницы Коллонтай определяла разрушение старого антагонистического классового мира. В вопросах семьи она требовала решительной ломки традиционных отношений. По её мнению до тех пор, пока женщина зависит от мужчины и не участвует в общественной и производственной жизни, она не может стать свободной и равноправной. В 1919г. Коллонтай писала: «Семья отмирает, она не нужна ни государству, ни людям. ...на месте эгоистической замкнутой семейной ячейки вырастает большая всемирная, трудовая семья...» .
Первый этап в исследовании проблем женского вопроса связан непосредственно с функционированием женотделов - специальных органов по работе среди женщин. Именно в этот период женская проблематика стала представлять большой интерес для исследователей в новых условиях Советской России.
Авторами трудов по женскому вопросу в первые послереволюционные годы были преимущественно деятели большевистской партии5, в том числе и организаторы женского движения И. Ф, Арманд, И. К, Крупская, К. И. Николаева, К. Н. Самойлова и др. В их работах пропагандировалась и разъясня-
1 Коллонтай А. М. Семья и коммунистическое государство. М. ; Пг., 1918; Она же. К истории движения работниц в России // Коммунистическая партия и организация работниц: сб. М., 1919; Она же. За три года. М., 1920; Она же. Работницы, крестьянки и Красный фронт. М, 1920 и др.
Коллонтай А. М. Социальные основы женского вопроса. СПб., 1909. С. 34.
J Коллонтай А. М. Труд женщины в эволюции народного хозяйства. М., 1923. С. 22.
4 Коллонтай А. М. Семья в коммунистическом обществе. Одесса, 1919. С. 15.
D Енукидзе А. С. Женщины в Советах. М.; Л., 1928; Киров С. М. Мы зовём вас, товарищи женщины, на борьбу за светлую будущность // Избранные статьи и речи. М., 1957; Куйбышев В. В. Новая экономическая политика и задачи женотделов // Коммунистка. 1921. № 16-17; Луначарский А. В, О народном образовании. М., 1958; Семашко Н. А. Красная Армия и Красный медицинский персонал // Коммунистка. 1920. № 1 -2 и др.
лась деятельность партийных и государственных органов среди женщин, распространялись идеи, составляющие основу политики, направленной на эмансипацию женщин. Широко обсуждались вопросы, связанные с привлечением женщин в Красную Армию, с ликвидацией неграмотности, с проблемами охраны материнства, младенчества и детства . Эти работы вполне могут быть использованы и в качестве исторического источника, не лишённого, однако, субъективных моментов, для анализа поставленной проблемы.
С начала 20-х годов XX в. появляются исследования по проблемам женского труда и его использования, поскольку вопрос о вовлечении женщин в общественное производство считался одним из наиболее актуальных в первое десятилетие советской власти2.
Многие авторы должное внимание уделяли проблеме женской безработицы . Ценность этих работ состоит в том, что в них были предприняты попытки проанализировать причины безработицы, определить её динамику и даже разработать эффективные меры по её смягчению.
Вопросы о роли женщины в обществе, о её предназначении, о семье и браке активно дискутировались в средствах массовой информации. Высказывались идеи о буржуазности и ненужности моногамного брака для рабочих и
Крупская Н. К. О работе среди женщин. М. ; Л., 1926; Она же. Заветы Ленина о раскрепощении женщины. М., 1933; Она же. Женщина - равноправный гражданин СССР : сб. статей и речей. М., 1937; Арманд И. Ф. Женское рабочее движение и война. М., 1919; Она же. Работница и организация производства//Коммунистка. 1920. № 1-2; Она же. Очередные задачи по работе среди женщин. М., 1920; Николаева К. И. РКП и работа среди трудящихся женщин. М. ; Л., 1925; Она же. О социальном воспитании детей // Коммунистка. 1920. № 5; Самойлова К. Н. Работница в Российской революции. Пг., 1919; Она же. Организация работниц - неотложная задача. Харьков, 1920;
2 Зорина С. Работа партячейки среди женщин на предприятиях. М. ; Л., 1928; Камин
ская П. Д. Работница в промышленности. М. ; Л., 1928; Каплун С. И. Женский труд и ох
рана его в Советской республике. М., 1921; Полонская Л. Г. Пролетарка в хозяйстве СССР
и профсоюзы. М., 1926; Ратпии А. Г. Женский труд в СССР. М., 1928; Рейпберг Л. А. Ра
ботница и профессиональное обучение. М., 1925; Рязанова А. Женский труд. М. 1923;
Она же. Почему коммунисты отстаивают женский труд в производстве. М. ; Л., 1926;
Сейфи М. С. Женский труд на девятом году Октябрьской революции. М.. 1926; Серебрен
ников Г. Н. Женский труд в СССР. М., 1934 и др.
3 Аникст А. Безработица и женский труд в России // Коммунистка. 1922. № 2; Исаев
А. Безработица среди женщин и борьба с нею. М., 1926; Коллонтай А. М. Трудовая по
винность и охрана женского труда // Коммунистка. 1920. №1-2; Каплун С. И. Современ
ные проблемы женского труда и быта (1921-1925). М, 1925 и др.
крестьян; семья и домашнее хозяйство объявлялись «вредным пережитком
1 'Л
старины» . В оборот вводилось понятие «половой коммунизм» . Предлагалась регламентация личной жизни женщин и мужчин на основе классовой, пролетарской этики . В популярной в те годы работе А. Залкинда «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата» отмечалось, что «...класс, в интересах революционной целесообразности, имеет право вмешаться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всём подчиняться классовому, ничем последнему не мешая и во всём его обслуживая»4.
В 30-40-е годы прошлого века женский вопрос, который большевики понимали как «...неотъемлемую часть общей борьбы рабочего класса за своё освобождение»3, был провозглашен решённым. Ликвидировались женотделы, поэтому разработка темы была приостановлена, и интерес к ней утрачен. Немногочисленные исследования этого периода носили политический и декларативный характер, в них отсутствовал научный анализ происходящих событий. Смысл всех работ, как правило, сводится к сравнению успехов, достигнутых в решении женского вопроса за годы советской власти, с показателями Царской России: «ужасному прошлому» и «рабской забитости» женщин при капитализме противопоставлялись «прекрасное настоящее» и свободный труд советских женщин на социалистическом производстве. Некоторые авторы, давая характеристику положения женщин в обществе, особо подчёркивали значение женского труда в промышленности, в колхозном строительстве и пр.6 Позже, в 30-е годы, идеи 20-х годов об отмирании семьи
1 Первый Всероссийский съезд работниц 16-21 ноября 1918 года и его резолюции. Харьков, 1920, С. 12; Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений //Коммунистка. 1921. № 12-13
2Коллонтай А. М. Новая мораль и рабочий класс. Гіг,, 1919. Залкинд А. Б. Половой вопрос в условиях советской общественности : сб. ст. Л., 1926.
4 Залкинд А. Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата // Родина. 1995. №9. С. 51.
3 Бильшай В. Л. Советская демократия и равноправие женщин в СССР. М., 1948.
6 Николаева К. И., Карасева Л. Е. Женщина в боях за коммунизм. М., 1940; Араловец Н. Д. Советская женщина- великая сила советского государства. М., 1946; Она же. Женский труд в промышленности. М, 1954; Карасева Л. Е. Женщина в колхозах - большая сила. М., 1949; Кирсанова К. И. Полное равноправие женщин в СССР. М., 1936 и др.
12 уже называются «контрреволюционными теорийками», идеями врагов, которые «делали ставку на вербовку шпионов среди разложившихся в семейно-бытовом отношении людей» . Эта тенденция особенно наглядно проявилась в работах академика С. Я. Вольфсона, который в 20-е годы утверждал, что социализм якобы несёт с собою отмирание семьи, а в 30-е годы уже заявлял, что утверждения об отмирании семьи в эпоху социализма глубоко ошибочны и даже вредны, и что «с продвижением советского социалистического государства к коммунизму семья будет продолжать развиваться и укрепляться»".
Положение в отечественной историографии изменилось во второй половине 50-х годов, когда начался новый этап в исследовании темы (середина 50-х - 80-е годы XX века). Всплеск интереса к истории советских женщин связан с изменениями в обществе после XX съезда КПСС, которые позволили более объективно подойти к изучению проблемы. Само понятие «женский вопрос» получило иную, по сравнению с предыдущим периодом, трактовку а историографии: его стали определять как «...сложнейшую социальную проблему, охватывающую экономические, политические, правовые, этические стороны общественной жизни» .
Анализ научной литературы данного периода показывает преобладание в ней утверждений о решённости женского вопроса. Внимание большинства исследователей было сосредоточено на отражении ведущей роли коммунистической партии и советского государства в решении женского вопроса, в освобождении женщин от тяжелого наследия прошлого . Перечисленным работам в значительной мере присущи переоценка, часто просто преувеличение успехов и достижений и замалчивание нерешенных острых проблем и трудностей.
1 Цит. по: Киселёва Т. Г., Стрельцов 10. А., Стрельцова Е. Ю. Культура и революция:
историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий : курс лекций. М., 1998. С.
175.
2 Цит. по: Марков А. Был ли секс при советской власти? // Родина. 1995. № 9. С. 51-
55.
3 Бильшай В. Л. Решение женского вопроса в СССР. М., 1959. С. 8.
4 Опыт КПСС в решении женского вопроса / под ред. Н. И. Кондакова. М.., 1981;
Ткачеико В.М. Опыт решения женского вопроса в СССР. Минск, 1975 и др.
Работа В. Л. Билынай «Решение женского вопроса в СССР» была первым обобщающим трудом, в котором рассматривалось женское движение первой половины XX века (до 1956 года). Автор утверждает пробуждение социальной активности женщин в первые годы советской власти. К сожалению, в исследовании отсутствует подробный анализ форм и методов организации работы среди женщин и их политического статуса .
Вопросы социальной активности женщин в первые годы советской власти разработаны достаточно основательно Е, Д. Емельяновой2. Научное исследование содержит богатый фактический материал. Автор, делая аргументированные выводы о характере, специфике и результатах деятельности большевиков в первые годы советской власти, не ставит в исследовании задачу всестороннего освещения опыта решения женского вопроса в целом по стране, ограничившись изучением его лишь в центральной европейской части СССР.
В исследовании П. М. Чиркова «Решение женского вопроса в СССР» впервые в полном объёме рассматриваются основные аспекты проблемы. Среди них: формы работы женотделов и женорганизаторов; создание аппарата для работы среди женщин в Советах, профсоюзных, комсомольских организациях; формы и методы вовлечения женщин в общественное производство, борьбы с женской безработицей и проституцией (проблема проституции в советской историографии исследовалась впервые, начиная с 20-х годов); а также демографические изменения в первые десятилетия советской власти .
В кратком историческом очерке «Женщины Страны Советов» с привлечением фактического материала и цифровых данных представлены вопросы решения проблем женского равноправия в неразрывной связи с социалистическим строительством. Итогом исследования служит утверждение о том,
Билыиай В. Л. Решение женского вопроса в СССР. М, 1959. 2 Емельянова Е, Д. Революция, партия, женщина. Опыт работы коммунистической партии среди трудящихся женщин (октябрь 1917- 1925 гг.). Смоленск. 1971.
2 Чирков П. М. Решение женского вопроса в СССР. (1917-1937 гг.). М., 1978.
что «под руководством Коммунистической партии в СССР впервые в мире был решён женский вопрос»1.
С середины 60-х годов ежегодно стал выходить статистический сборник «Женщины в СССР». В эти же годы было издано несколько сборников воспоминаний активных деятельниц женского движения. Некоторые из них содержат не только воспоминания, но и статьи, написанные с привлечением партийных документов, архивных материалов и периодической печати, что делает эти работы достаточно ценными и содержательными для их использо-ваняя . Ряд исследований этого периода посвящен проблеме положения женщин в республиках СССР, их раскрепощению в годы советской власти, работе по политическому и культурному просвещению тружениц Востока3.
В этот же период появляется множество кандидатских диссертаций, однотипных и по названию, и по содержанию и различающихся лишь территориальными и хронологическими рамками исследования . Они обобщают опыт решения женского вопроса в СССР в целом, а женское движение рас-
1 Женщины Страны Советов. Краткий исторический очерк. М., 1977. С, 3.
2 Славные большевички. М., 1958; Женщина в революции. М., 1959; В едином строю.
М., I960; Участницы великого созидания. М, 1962; Женщины Урала в революции и гру
де. Свердловск, 1963 и др.
3 Гафарова М. К. Духовный облик женщины Советского Востока. Душанбе, 1969;
Набиева Р. А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе, 1973; Пальвано-
ва Б. П. Изменение положения женщин Средней Азии и Казахстана в условиях социализ
ма. М., 1972; Она же. Эмансипация мусульманки: Опыт раскрепощения женщины Совет
ского Востока. М., 1982; Татыбекова Ж. С. Женщины Советской Киргизии в борьбе за со
циализм и коммунизм. Фрунзе, 1967; Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана.
Ташкент, 1970 и др.
4 Абрамова П. Ф. Деятельность партийных организаций Северного Кавказа по вовле
чению трудящихся женщин в социалистическое строительство в период построения фун
дамента социализма (1926-1932). На материалах Ставрополья и Кубани : дис. ... канд. ист.
наук. М., 1976; Биктимирова Т. А. Деятельность партийных организаций Среднего По
волжья по вовлечению женщин в социалистическое строительство (1921-1926) : дис. ...
канд. ист. наук. Казань, 1981; Зайченко В. Н. Коммунистическая партия - организатор во
влечения женщин северных народностей в строительство социализма (1917-1937). На ма
териалах Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского национальных округов : дис. ... канд.
ист. наук. Тюмень, 1978; Иванова Л. Т. Раскрепощение женщин Якутии и их роль в социа
листическом строительстве (1917-1937) : дис. ... канд. ист. наук. Якутск, 1971; Кузьмина
М. А. Деятельность партийных организаций Восточной Сибири по вовлечению женщин в
социалистическое строительство (1926-1929) : дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 1978;
Мартыненко М. Н. Деятельность Карачаевской и Черкесской партийной организации по
раскрепощению женщин-горянок (1920-1937) : дис. ... канд. ист. наук. Пятигорск, 1969 и
др.
15 сматривается как одна из движущих сил пролетарской революции. Необходимо отметить, что привлечение широкого круга источников в этих исследованиях дало возможность авторам преодолеть догматизм и отразить многообразные формы и методы работы среди женщин, проанализировать политику государства в области решения женского вопроса, трудности её осуществления и результаты в 20-е - 30-е годы XX века.
Научную значимость представляют и монографии, посвященные занятости женщин в общественном производстве и проблеме безработицы. Каждая из этих работ в той или иной мере, несомненно, внесла определённый вклад в разработку этой сложной тематики . Исследование Н.Д. Араловец посвящено одной из главных проблем раскрепощения женщин - вовлечению её в общественное производство. Характеризуя женский труд сначала в промышленности царской России, а затем в послереволюционном государстве, автор приходит к выводу, подтверждающему последовательность политики советского государства по вовлечению женщин в общественное производство.
О серьёзном переосмыслении темы при сохранении интереса к женской проблематике свидетельствует последний этап изучения проблемы (с начала 90-х годов). Сегодня преобладает оценка женского вопроса, как нерешённого в советском обществе. «Новое мышление предполагает изменение этого стереотипа (утверждения о решённости женского вопроса - И. Сытник), правдивое отражение в массовом сознании, образе мышления женских проблем, новый подход к их решению, учитывающий весь спектр изменений, усложнения роли, функций женщины в процессе социального и культурного прогресса человечества. Это диктует настоятельную потребность преодолеть консерватизм в оценке женских проблем.. .»3.
1 Михайлкж В. Б. Использование женского труда в народном хозяйстве. М., 1970;
Абрамова А. А. Труд женщин. М.3 1987; Машика Т. А. Социально-экономические особен
ности труда женщин при социализме. Киев. 1981; Она же. Занятость женщин и материн
ство. М.} 1989 и др.
2 Араловец Н. Д. Женский труд в промышленности СССР. М., 1954.
3 Женский вопрос: точки зрения и подходы к новому осмыслению : сб. ст. М.. 1991.
СЮ.
В настоящее время история советских женщин представлена новыми, ранее не исследованными сюжетами. Расширился доступ исследователей к документальным материалам, хранящимся в фондах центральных и местных архивов. Вместо прежних утверждений - «освобождение», «вовлечение в общественное производство», «политическое воспитание женщин», появляются противоположные оценки: «жертва государственной политики», «двойная занятость» .
Исследователи Н. Захарова, А, Посадская, Н. Римашевская пришли к выводу об отсутствии в историографии целостной концепции решения женского вопроса, в которой непротиворечиво сочетались бы её новые и старые аспекты - экономические, демографические, правовые, социальные, национальные. Актуально звучит мысль и о своевременности вопроса об усилении междисциплинарных исследований по данной проблематике. В своём коллективном труде авторы утверждают, что в настоящее время «мировое сообщество рассматривает положение женщин в числе глобальных проблем человечества»2.
На глубоко укоренившуюся практику рассуждения о женском вопросе на уровне обыденного сознания указала в своём исследовании Л Т. Шинеле-ва, считающая, что подобный подход приводит зачастую к неверным оценкам проблемы3. По мнению социолога Р. Г. Яновского представления о роли женщины в обществе - это отражение идеологических и теоретических стереотипов, которые не исчезли после провозглашения юридического равенства мужчины и женщины4.
Работы историка С. Айвазовой рассматривают корни негативных явлений в положении женщин и отмечают замену понятий «эмансипация» и
1 Градскова Ю. В. Женская биография и «переписывание истории»: случай СССР //
Альманах тендерной истории «Адам и Ева». СПб., 2003.
2 Захарова Н.} Посадская А., Римашевская Н. Как мы решаем женский вопрос // Ком
мунист. 1989. №4,
2 Шинелева Л. Т. Женщина и общество: декларация и реальность, М., 1990. 4 Яновский Р. Г. Женщина и общество: социально-политический аспект // Социол. исслед. 1992. №5.
17 «женская личность» на «женский вопрос» и «женские массы». Критикуя марксистскую теорию освобождения женщин, автор подчёркивает, что рассмотрение проблемы угнетения женщин с помощью категорий классового анализа является весьма упрощённым, поскольку эта проблема сложилась ещё в доклассовую эпоху. «Исчезновение личности, исчезновение человека -мужчины и женщины - главный итог решения великой исторической задачи по обеспечению женского равноправия в нашем обществе» - отмечает исследователь .
О. А. Хасбулатова в своих исследованиях соглашается с точкой зрения некоторых отечественных исследователей (С. Айвазовой, Н. Захаровой, А. Посадской, Н. Римашевской) и заявляет, что «...в историческом анализе решения женского вопроса следует выделять два уровня - заявленные цели политики, т.е. идеологическую составляющую, и практику реализации, так как стремление создать условия для самореализации женщин (идеологическое декларирование), всегда сопровождалось прагматическим приспособлением
этой идеи к практическому решению текущих задач партии и государства» . Автор выделяет основные направления «женской» государственной политики. Среди них: обеспечение юридического равенства с мужчинами; широкое привлечение к общественному производительному труду; семейная политика, включающая раскрепощение женщин в семье, обобществление домашнего хозяйства, общественное воспитание детей; участие в управлении государством; просвещение и образование женщин, их коммунистическое воспитание3.
Интересна работа И. Ветринской и Р. Огинского, которые, прослеживая историю развития феминистской мысли в России в разные периоды, утвер-
Айвазова С. Идейные истоки женского движения в России // Обществ, науки и современность. 1991. № 4; Она же. К истории феминизма // Обществ, пауки и современность. 1992. №6.
2 Хасбулатова О. А. Обзор опыта советской государственной политики в отношении
женщин // Тендерная реконструкция политических систем / ред.-сост. 1-ї. М. Степанова, Е.
В. Кочкина. СПб, 2004. С. 397-398.
3 Там же.
18 ждают, что первыми феминистками в нашей стране стали относительно обеспеченные, а, значит, свободные женщины. Никому из них не приходило в голову распространять феминистские идеи на низшие слои общества - крестьянство, «мастеровой люд», пролетариат. Можно согласиться с мнением авторов, которые заявляют, что после 1917 г. воплощение феминизма в его крайних формах ожидала та же участь, что и коммунизм, а цель государственного декларирования равенства полов состояла не в достижении справедливости, а в необходимости привлечь в индустрию дешёвую рабочую силу1.
Проблема научного осмысления роли и места женщин в прошлом и в новой исторической обстановке находилась в центре внимания научыо-практических конференций, международных конгрессов и семинаров2.
На XIII всемирном социологическом конгрессе (1997 г.), посвященном проблемам женщин и семьи, в выступлении Ф. Каснер «Исторический анализ изменения положения женщины в России в XX веке; взгляд с Запада» была проанализирована динамика соотношения между официальной идеологией и реальной общественной практикой по женскому вопросу. При этом в качестве определяющего признака периодизации проблемы положения женщин в обществе используется «время правления партийных секретарей» . Исследователь приходит к выводу, что Россия вступила в новый этап своей истории, не имея ресурсов для создания социальных благ в области защиты детства,
Ветринская И., Огинский Р. Истоки и смысл русского феминизма // Семья и школа. 1999. №5-6.
2 Женщины России - вчера, сегодня, завтра : материалы докл. и выступ, па Рос-
Американ. науч.-практ. конф. М., 1994; Женщины России в XX столетии: уроки прошло
го, реалии и перспективы : материалы межрегион, науч. конф. Иваново, 1993; Мужчины,
женщины и исторический процесс: изучение явлений под влиянием родовой истории
(роль рода и отношения между мужчинами и женщинами в основных исторических
трансформациях - политических, социальных и религиозных). XVIII Междунар. конгресс
исторических наук. Монреаль, 1995; Женщины и общество: вопросы теории, методологии
и социальных исследований : третья междунар. конф. Ижевск, 1997; Социально-правовой
статус женщины в исторической ретроспективе : материалы междунар. науч. конф. Ива
ново, 1997; Женщины России на рубеже ХХ-ХХТ веков : материалы междунар. науч. конф.
Иваново, 1998 и др.
3 Каснер Ф. Исторический анализ изменения положения женщины в России в XX ве
ке: взгляд с Запада / Проблемы женщин и семьи глазами социологов : сб. докл. на XIII
всемирном социол. конгрессе. М., 1997.
19 возможностей общественного ведения хозяйства, которое бы облегчило женщинам бремя домашних забот. А к концу 30-х годов идеал равенства полов и вовсе «стал бессмыслицей, хотя и сохранился язык и терминология эмансипации»1.
В методологии современной исторической науки появились новые категории - тендер, тендерные исследования; они становятся самостоятельным, совершенно новым направлением в историографии , Вопросы тендерных исследований, на наш взгляд, тесно связаны с разработкой проблемы изменения роли и места женщин в новых исторических условиях. Так, российский историк Е. Н. Цимбаева считает, что складывание и существование наций всегда рассматривалось в связи с различными проблемами: территориальными, политическими, этническими, социальными, религиозными. Однако, «прежде всего и раньше всего нация объединяет два во многом противоположных пола, без анализа взаимодействия которых невозможно понять многие национальные особенности той или иной страны». Автор утверждает, что сфера внимания исследователей тендера - «те тонкие социокультурные отличия, которые вытекают из разницы женского и мужского менталитета, разницы, обусловленной традиционными отличиями воспитания, психики и образа жизни»3. Российский социолог Л. Ю. Бондаренко утверждает, что за последнее столетие социальные роли женщин претерпели сильные изменения, однако, вслед за американскими социологами отмечает, что женщины, со-
1 Каснер Ф. Исторический анализ изменения положения женщины в России в XX ве
ке: взгляд с Запада / Проблемы женщин и семьи глазами социологов : сб. докл. на ХШ.
всемирном социол. конгрессе. М., 1997. С. 53.
2 Абубикирова Ы. И. Что такое «тендер»? // Обществ, науки и современность. 1996.
№ 6; Тендерная история: pro et contra : межвузовский сб. дискуссиопных материалов и
программ / под ред. М. Г. Муравьёвой. СПб., 2000; Тендерная реконструкция политиче
ских систем / ред.-сост. Н. М. Степанова, Е. В. Кочкина. СПб., 2004; Пушкарёва Н. Л.
Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопр. истории.
1998. №> б и др.
J Цимбаева Е. Н. «Тендер» как категория исторического анализа // Вестн. Моск. унта. Сер. 8, История. 1999. № 3. С. 130-141.
20 ставляющие половину населения Земли, выполняют 2/3 работы в мире, получают 1/10 всех доходов и владеют менее чем 1/100 всей собственности1.
На протяжении всего периода исследования данная тема находилась и в центре внимания зарубежной науки. Различные аспекты положения и роли женщин в СССР являются предметом детального анализа в международной историографии.
Ещё в конце 1970-х годов была опубликована наиболее известная монография американского историка Р. Стайтса «Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-1930», переиздан-пая в 1991 г. в США, а затем переведённая на русский язык . Автор рассматривает историю женской социальной активности и утверждает, что марксистское или пролетарское женское движение, которое возглавляли «интеллектуалы», просуществовало с 1905 по 1930 год, когда произошла ликвидация женотделов.
В работе американского исследователя В. Голдман прослеживается становление взглядов на роль и положение женщины в семье и обществе. Работа написана в 90-е годы XX века с привлечением периодики и материалов российских архивов. Автор связывает политику государства в отношении женщин, «...развившуюся на почве нищеты», с революционными социалистическими идеями, Позже эта политика, утверждает Голдман, оказалась деформирована «государственным репрессивным воздействием». Несмотря на это, последующие поколения советских женщин «привыкли считать жизнь в своей стране настоящим социализмом, принесшим ей освобождение»3.
Бондаренко Л. Ю. Мир, в котором мы живём. Ролевые сходства и различия между российскими и американскими женщинами // Обществ, науки и современность. 1997. № 3; Lindsey L. Gender Roles: A Sociological Perspective. New York, 1994.
2 Stites R. The Women's Liberation Movement in Russia. Feminism, Nihilism and
Bolshevism. 1860-1930. Princeton University Press. Princeton, New Jersey, 1991. (Стайте P.
Женское освободительное движение в России. Феминизм, нигилизм и большевизм. 1860-
1930. М., 2004.
3 Goldman W. Z. "Women The State and Revolution. Soviet Family Policy and Social Life.
1917-1936. Cambridge, 1993. P. 311.
Среди наиболее интересных и объективных работ по исследуемой проблеме - статья американского историка Алёны Хейтлингер «Марксизм, феминизм и равенство полов»1. Автор выделяет не менее 4-х причин, которые позволяют судить о нерешённости женского вопроса в СССР: низкий уровень жизни и жизненного стандарта; традиционность общества и господство в умах людей старых представлений и взглядов; концентрация женской рабочей силы в тех секторах экономики, которые плохо оплачивались, наличие сталинской модели экономики, делавшей упор на тяжёлую индустрию и не способной учесть интересы женщин; и, наконец, навязывание «сверху» жизненных приоритетов и ценностей, пропаганда ориентации на внесемейные ценности2.
Немецкий исследователь Б. Физелер в статье «Русские женщины (1860-1930) в зеркале исторического исследования» отмечает, что изучение женщин России как отдельной группы не нашло какого-либо места в исторических исследованиях, поскольку историков прежде всего интересовала женская часть населения России как целевая группа, к которой была обращена социал-демократическая политика в области женского вопроса и вопросов семьи. Она также отмечает, что, по мнению западных исследователей, большая часть женского населения в городе и на селе в советские годы сохраняла свой старый традиционный образ мышления и образ жизни, и вряд ли можно говорить о какой-либо широкой мобилизации женщин через женотдел при ЦК большевистской партии3.
Женское движение в России в 1860-1917 гг. и политическую активность женщин Советской России в период с 1917 по 1940 гг. рассматривает в своей работе американская исследовательница К. Портер4. Впервые в западных ис-
Heitlinger A. Marxism, Feminism and Sex Equality / Women in Eastern Europe and the Soviet Union. New York, 1980.
2 Цих. по: Пушкарёва H. Л. Русская женщина: история и современность. Два века
изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой, 1980-2000. М, 2002. С. 105.
3 Общественные науки за рубежом : реферативный журнал. Сер. 5, История. М.,
1992. №5. С. 8-15.
4 Porter Cathy. Women in Revolutionary Russia Cambridge, 1987.
22 следованиях поставлен вопрос о так называемых «бабьих бунтах» во время коллективизации и их причинах. Этой проблеме посвящена статья американской исследовательницы В. Линн1.
На региональном уровне проблема положения женщин в обществе и государственной политики в решении женского вопроса представлена в многочисленных исследованиях лишь в общих чертах. Работы советского периода, посвященные истории партийного строительства на Южном Урале, отличает идеологизированный подход к рассматриваемой теме2.
Изучались вопросы привлечения крестьянок в советское строительство', отдельные аспекты ликвидации неграмотности, культурного развития, а также изменения быта сельского населения, в том числе женского4.
Рассматривая социально-демографическое положение в Оренбургском крае и людские потери в ходе гражданской войны и в начале 1920-х годов, оренбургские исследователи Л. И. Футорянский и В. А. Лабузов приходят к выводу о значительном преобладании численности женского населения над мужским, что замедляло процесс восстановления экономики5.
Проблема социальных конфликтов и участия в них женщин села, в том числе в рассматриваемый период, поднята в работах оренбургского историка Д. А. Сафонова6. Автор допускает вероятность того, что хотя в источниках,
Linne V. «Bab'i Bunty» and Peasant Women Protest During Collectivization // Russian Review. 1986. №1.
2 Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС. Челябинск, 1983;
Фельдман В. В. Коммунисты Урала в борьбе за восстановление народного хозяйства
(1921-1925). Свердловск, 1976 и др.
3 Куренкова 10. О. Крестьянство и сельские советы Южного Урала в 1922-1929 гг. :
дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2003.
4 Павлова Л. В. Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897-1939 гг. (на
материалах Оренбуржья) : дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2006; Попов М. В. Культура
и быт крестьян Урала в 1920-1941 годах. Екатеринбург, 1997.
3 Футорянский Л. И., Лабузов В. А. Из истории Оренбургского края в период восстановления (1921-1927 гг.). Оренбург, 1998.
6 Сафонов Д. А. Женщины села и социальные конфликты (вторая половина XIX -начало XX вв.) // Женщины села: проблемы адаптации к историческим условиям России : материалы науч.-практ. конф, Оренбург, 2002. С. 65-71. Он же. Великая крестьянская война 1920-1921 гг. и Южный Урал. Оренбург, 1999.
23 повествующих о социальных конфликтах, участие сельских женщин не выделялось специально, однако, это вовсе не означает их пассивность.
В контексте исследуемой темы работа исследователя Южного Урала И. В. Нарского освещает социальные, нравственные и другие последствия революции в жизни населения Урала в первое послереволюционное пятилетие1. Положению женщин Башкирии, в том числе, в 1920-е годы посвящен сбор-ник «Женщины Башкирии» , где, к сожалению, отсутствует тендерный подход к проблеме. Вопросы становления социалистической семьи и развития семейных отношений в Башкирии рассматриваются в работе уфимского ис-следователя 3. 3. Нафикова . Некритичность в подходе к оценке решения женского вопроса в 20-е годы XX века приводит автора к неверному выводу о решённости этих проблем в советский период.
Работы публицистического характера представляют галерею женских образов, в том числе 1920-х годов . Не претендуя на научность, они, тем не менее, интересны, поскольку дополняют представления о конкретных женщинах, участвовавших в мероприятиях советской власти.
Обзор литературы позволяет говорить о том, что проблема положения женщин в СССР рассмотрена преимущественно с точки зрения изменения их социального статуса, активизации производственной и общественной деятельности. В трудах отечественных исследователей имеют место различные, порой противоположные оценки отдельных исторических событий и роли в них женщин. Недостаточно изученными остаются вопросы изменений в быту, повседневной жизни, мировоззрении и психологии; социально-нравственных последствий эмансипации женщин и многие другие моменты.
Нарский И. В. Жизнь в катастрофе. Будни населения Урала в 1917-1922 гг. М., 2001.
2 Женщины Башкирии : сб. Уфа, 1968.
3 Нафиков 3. 3. Социалистическая семья. Вопросы становления и развития (на при
мере БАССР). Уфа, 1974.
4 Дочери Южного Урала. Челябинск, 1967; Женщины Урала в революции и труде :
сб. воспоминаний. Свердловск, 1963.
24 Отсутствуют и специальные исследования, посвященные вопросам положения женщин в 20-е годы на Южном Урале.
Всё это открывает новые возможности для исследователя и объясняет необходимость дальнейшего изучения положения и роли женщин в исторической ретроспективе, а также подчёркивает правильность выбора данной проблематики для настоящего научного исследования на региональном уровне с учётом его специфики и особенностей.
Методологическая база исследовании. В диссертации использованы фундаментальные принципы современной исторической науки - историзм и объективность, а также диалектический, конкретно-исторический и системно-структурный подходы к анализу рассматриваемых вопросов. Структура исследования определяется применением проблемно-хронологического метода при рассмотрении исторических явлений и многофакторного анализа положения женщин региона в рассматриваемый период.
Источниковая база исследования. К работе над диссертацией привлечён широкий круг как опубликованных, так и неопубликованных источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Их можно разделить на следующие группы: 1) документальные сборники партийных, советских, профсоюзных органов, в которых опубликованы основные решения ВКП(б), СНК СССР, ВЦСПС, основные требования руководящих органов по социальной политике в отношении женщин по стране в целом и по Южно-Уральскому региону, в частности; 2) документы и материалы центральных и местных архивов; 3) статистические материалы за 1918-1930 гг., 4) данные периодической печати.
Для научно-обоснованного критического анализа практики решения женского вопроса большое значение имеют опубликованные источники -партийные документы 20-х годов XX в., в которых получили отражение теоретические и практические аспекты работы среди женщин: решения VIII
25 съезда РКП(б) «О работе среди женского пролетариата»1, IX съезда РКП(б) «О работе среди женского пролетариата»2, XI съезда РКП(б) «По вопросу о работе среди работниц и крестьянок»3, XII съезда РКП(б) «О работе РКП среди работниц и крестьянок»4, ХШ съезда РКП(б) «О работе среди работниц и крестьянок» , пленума ЦК РКП(б) 17-20 января 1925 г. «Об очередных задачах партии в работе среди работниц, крестьянок и тружениц Востока» , постановления ЦК РКП(б), позже ЦК ВКП(б) «О работе среди женщин» от 3 сентября 1923 г., «Очередные задачи в области работы среди работниц, крестьянок и трудящихся женщин Востока» от 22 декабря 1924 г., «Об очеред-ных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок» (1926 г.), «О задачах женских клубов на Советском Востоке» от 14 января 1927 г., «О положении девушек в производстве, в школе и о работе комсомола среди девушек» от 1 августа 1928 г., «О широком вовлечении женщин в партию рабочих и работниц в связи с десятой годовщиной Октябрьской революции» от 4 ноября 1928 г., «Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок» от 15 июня 1929 г.
Важную источниковую базу составляют документы и материалы центральных и местных архивов. В 1920-е годы появляется значительное количество различных источников, характеризующих женщин не только как важный элемент социальной структуры, но и как экономическую и политическую силу. В работе использованы документы из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Российского Государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 2. М.,
1983-1985.С. 114.
2 Там же. С. 267.
3 Там же. С. 528-529.
4 Там же. Т. 3. С. 125-126.
5 Там же. С. 284-287.
6 Там же. С. 332.
7 Постановление ЦК ВКП(б) «Об очередных задачах партии по работе среди работ
ниц и крестьянок». М., 1926.
8 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 4. М,
1983-1985. С.515-523.
В ГАРФ в контексте исследуемой темы изучены фонды ВЦИК (Ф. 1235) и ЦИК СССР (Ф. 3316, Оп. 49, содержащие документы Всесоюзного съезда работниц и крестьянок - членов местных советов). Данные о деятельности комиссии по улучшению труда и быта женщин при Президиуме ВЦИК содержат материалы фонда 6983. При рассмотрении вопросов привлечения женщин к трудовой повинности определённый интерес представляет фонд Народного Комиссариата труда РСФСР (Ф. 7275), где отложились документы о работе главного комитета по проведению всеобщей трудовой повинности (1920-1921 гг.).
В РГАСПИ изучены материалы фонда агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б) - ВКП(б) (Ф, 17): циркуляры и постановления, протоколы заседаний отдела ЦК РКП(б) по работе среди женщин; отчёты, переписка, телеграммы и другие материалы, характеризующие деятельность губернских, областных, районных, уездных органов по работе среди женщин. Существенный интерес представляют материалы, сосредоточенные в личном фонде А. М. Коллонтай - идеолога государства и партии в области решения женского вопроса (Ф. 134) - статьи, письма, выступления, переписка, посвященная обсуждению форм и методов работы.
Источниковую базу исследования составляют также документы местных архивов: Центрального государственного архива общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАООРБ), Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), Центра документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО), в том числе протоколы общих женских и делегатских собраний, женских беспартийных конференций, съездов работниц и крестьянок. Цифровой и фактический материал, представленный в фондах архивов, позволил исследователю провести сопоставление данных и сведений, касающихся различных сторон деятельности женотделов, свидетельствующих о практическом осуществлении политики государства в отношении женщин.
Основываясь на результатах анализа перечисленных документов, удалось выявить и некоторые тенденции, возникшие в обществе в 1920-е годы, и повлиявшие на его гендерное устройство, под которым следует понимать традиционно свойственные обществу социальные отношения между полами, влияющие на состояние общества не меньше, чем прочие отношения.
Деятельность региональных женотделов на протяжении всего изучаемого периода представлена документальными материалами неравномерно. Большая часть архивных источников приходится на первую половину 1920-х годов. Это было связано с общей тенденцией ослабления к концу 20-х годов партийного внимания к проблемам решения женского вопроса, определения работы среди женщин как «отсталой части партийной работы», что и приводит в начале 30-х годов к сворачиванию деятельности центральных и местных органов по работе среди женщин.
Для более объективного подхода к освещению проблемы в исследовании были использованы и статистические данные, изложенные в опубликованных в 20-е годы XX века многочисленных статистических сборниках, бюллетенях, как на общегосударственном, так и на региональном уровне1.
Дополнительной источниковой базой послужили также материалы периодической печати. Они, несомненно, являются важным источником изучения вопросов работы среди женщин, поскольку в них содержится ценный фактический материал. Для диссертационного исследования использованы женские журналы общесоюзного значения «Коммунистка» и «Работница», а также многочисленные издания местной периодической печати: газеты, издаваемые в Башкирской АССР - «Власть труда», «Красная Башкирия»; оренбургские издания «Коммунар», «Красная молодёжь», «Известия Оренбург-
1 Статистический сборник по Оренбургской губернии. 1923 год. Оренбург, 1923; Статистический сборник Челябинской губернии за 1920-1923 гг. Челябинск, 1923; Статистический справочник Оренбургской губернии. 1924 г. Оренбург, 1925; Статистический справочник Оренбургской губернии. 1925 г. Оренбург, 1926; Статистический справочник Оренбургской губернии. 1926 г. Оренбург, 1927; Труд в СССР. 1926-1928 гг.: стат. сб. М„ 1928; Труд в СССР, Сташстико-экономический обзор (октябрь 1922 - март 1924 гг.). М., 1924; Труд в СССР. Статистический справочник за 1924-1925 гг. М., 1926.
28 ского губернского комитета РКП(б)», «Степная правда», «Советская степь», «Смычка»; а также материалы органа Челябинского губкома РКП - газеты «Советская правда».
Решения партийных органов, статьи руководящих партийных и советских работников, активисток женского движения, отчёты центральных и местных органов по работе среди женщин, представленные на страницах периодической печати, во многом облегчили задачи исследователя по поиску цифровых и фактических данных. Необходимо учитывать, что материалы, опубликованные в периодической печати, следуя требованиям официальной коммунистической идеологии, являлись, прежде всего, отражением преимущественно позитивных событий в жизни общества, подчёркивали успехи социалистического строительства и замалчивали, особенно с середины 20-х годов, отрицательные моменты. Определённый субъективизм и идеологическая направленность изложения происходящих событий затрудняли объективную их оценку. В то же время сопоставление материалов периодической печати с другими источниками позволяет установить точность фактов и дать правильную оценку отдельным явлениям,
Таким образом, источниковая база исследования представлена разноплановыми опубликованными и неопубликованными материалами, комплексное их использование создаёт необходимую документальную основу, критический анализ которой позволяет решить поставленные в диссертации исследовательские задачи.
Цель исследования. Исходя из актуальности, социальной значимости и степени изученности проблемы, имеющейся источниковой базы, автор в качестве цели диссертационного исследования поставил рассмотрение основ-нвгх направлений, тенденций и динамики изменения содержания политики советской власти в области решения женского вопроса и её осуществления в указанных территориальных и хронологических рамках.
Задачи исследования. Цель исследования определяет постановку следующих научных задач:
проанализировать организационные формы и методы привлечения женщин к общественно-политической деятельности на Южном Урале в контексте решения государством женского вопроса;
исследовать проблему вовлечения женщин в производство, а также раскрыть противоречия и последствия этого процесса;
определить степень влияния государственной политики, направленной на изменение быта и борьбу с религией, на переориентацию духовных ценностей женщин;
выявить наличие региональных особенностей в работе государственных и партийных органов среди сельского женского населения Южного Урала, в том числе среди женщин-казачек;
-рассмотреть особые формы и методы работы среди женщин-мусульманок с учётом этноконфессиональной специфики исследуемого региона.
Научная новизна полученных результатов состоит в специальном характере исследования специфики положения женщин и государственной политики по отношению к ним в 1920-е гг. применительно к условиям Южного Урала. Рассматриваемая тема не являлась до настоящего времени предметом специального исследования в указанных временных и территориальных рамках. Новизна исследования заключается и в возможности комплексного рассмотрения сложного и противоречивого периода истории нашей страны с учётом требований современной историографии и накопленных исторических знаний и обобщений. Среди факторов, обуславливающих новизну исследования, необходимо отметить введение в оборот не использованных ранее архивных данных.
Практическая значимость работы. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих работ по проблеме положения женщин в нашей стране. Разработанная тематика представляет интерес для научных работников, преподавателей при разработке специальных курсов по региональной и тендерной истории. Разрешение задач, по-
ставленных автором исследования, имеет прямую связь с современностью: основные положения и выводы работы могут помочь в решении проблем, связанных с социальной защитой женщин, с их адаптацией в современных социально-экономических условиях. Некоторые аспекты работы могут быть использованы в деятельности женских организаций, служить базой для разработки тендерной политики на разных управленческих уровнях.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры всеобщей истории, межвузовских научных семинарах, ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов ОГПУ. По теме диссертации автором опубликовано десять научных работ,
Структура диссертации обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Вовлечение женщин в производство. Женская безработица, её экономические, социальные и нравственные последствия
По мнению большевиков, в борьбе за равноправие женщин одной из главных задач являлось их привлечение к экономическим мероприятиям го-сударства. Агитационная партийная литература того времени доказывала не-обходимость участия женщин в производстве, как единственного средства, чтобы «…женщина не отстала бы от мужчины ни в культурном, ни в общест-венном отношении». В подтверждение приводились примеры влияния замк-нутой жизни домохозяйки в семейной обстановке на ограничение её умст-венного кругозора: «…из 100 рабочих-мужчин 90, а из 100 работниц – 76 ре-гулярно работают над своим самовоспитанием, читают книги и газеты, по-сещают собрания, участвуют в митингах, в то время как из 100 домашних хо-зяек только 26 кое-как работают над своим самообразованием. Домашний труд воспитывает в женщине любовь к пустякам и побрякушкам. Женщина не только сама не принимает участия в общественной жизни, но и старается отвлечь от неё мужа» .
Единственно верной точкой зрения на протяжении десятков лет в отече-ственной исторической литературе считалась мысль о том, что якобы «во-влечение женщины в промышленное производство должно было стать небы-валым переворотом в её судьбе и являлось величайшим актом социалистиче-ской революции» . Однако в первую очередь государство было заинтересовано в использо-вании женского труда в народном хозяйстве по другой причине. К концу гражданской войны образовалась диспропорция между женским и мужским населением – в целом по стране женщин было на 5 млн. больше, чем муж-чин . Это явилось следствием потерь, понесённых в годы Первой мировой и гражданской войн. В Башкирии согласно переписи населения 1920 г. на 1000 мужчин всех возрастов приходилось 1138 женщин, а в наиболее трудоспо-собной возрастной категории от 20 до 40 лет эта диспропорция увеличива-лась до 1552 женщин на 1000 мужчин . Подобная ситуация сложилась и в Оренбургской губернии, где население за 3 года (с 1917 по 1920 гг.) умень-шилось на 17%, и на каждые 1000 мужчин приходилось 1134 женщины . В Челябинской губернии на 1000 мужчин всех возрастов приходилась 1241 женщина . Всё это требовало привлечения в промышленное производство огромного количества женских рабочих рук.
В политике государства по этому вопросу в изучаемый период россий-ские исследователи выделяют три этапа: 1. 1919 г. – начало 1921 г. – экономический упадок, острая нехватка квали-фицированных кадров, разработка и принятие трудового законодатель-ства, введение трудовой повинности; 2. 1921 г. – середина 1924 г. – введение нэпа, демобилизация армии, приток квалифицированных мужских кадров, вытеснение женщин из сферы об-щественного производства, рост женской безработицы и её последствий; 3. Середина 1924 г. – 1929 г. – курс на индустриализацию, приток женских кадров в лёгкую и тяжёлую промышленность, привлечение женщин в профессионально-технические учебные заведения .
Рассмотрим процесс вовлечения женщин в производство в целом по стране, а также особенности реализации этой политики на Южном Урале в каждый из этих периодов.
К основным постановлениям и декретам в сфере политики занятости на первом этапе относятся: декреты и постановления СНК 1917 г. «О восьмича-совом рабочем дне», «О социальном страховании», «Об отпусках», в которых нашли отражение и вопросы охраны женского труда; «О введении равной оплаты труда мужчин и женщин», «О тарифах» (1917 г.), «О заработной пла-те рабочих и служащих в советских учреждениях» (1918 г.), согласно кото-рым устанавливался принцип равной оплаты за равный труд мужчинам и женщинам; постановление Наркомтруда, ВЦСПС и ВСНХ о введении квот на увольнение женщин при сокращении штатов; постановление СНК 1921 г. «О порядке привлечения работниц и крестьянок к работе в советских учреж-дениях». В 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде, запретивший ис-пользовать труд женщин в особо опасных, тяжёлых и вредных для здоровья отраслях промышленности. Согласно новому Кодексу законов о труде РСФСР, изданному в 1922 году, охране женского труда был отведён специ-альный раздел. Беременные женщины освобождались от работы в течение 8 недель до и 8 недель после родов с сохранением заработка. Для кормящей матери был установлен 6-часовой рабочий день (для всех – 8-часовой). Была введена выдача пособия на кормление ребёнка в течение 9 месяцев и опреде-лён размер пособия при временной нетрудоспособности женщин в связи с рождением ребёнка не меньше среднего фактического заработка. Было за-прещено увольнять женщин при сокращении штатов, преимущества сохра-нения места работы оставлялись за женщиной .
Преобразование быта и переориентация духовных ценностей советской женщины
Быт – понятие сложное и многогранное, складывающееся из огромного числа элементов. Среди них – взаимоотношения между полами, рождение детей и их воспитание, будни и праздники с их обрядностью, времяпрепро-вождение, труд и отдых, отношение к религии и многое другое. После рево-люции все эти составляющие жизни были обречены на основательные изме-нения, которые порой даже приобретали черты решительной ломки, по-скольку новой властью решено было изменить разом, за несколько лет то, что обычно меняется в течение длительного времени. Произошёл величай-ший социальный сдвиг в судьбе всего народа, в жизни всей нации. События, происходившие в стране, создавая экстремальные условия для существова-ния всего народа, наиболее болезненно влияли на жизнь отдельно взятого че-ловека. Процесс создания «нового человека» повлёк за собой изменение об-щественной морали, нравов, поведения, религиозности, быта людей. Несо-мненно, в первую очередь эти перемены коснулись женщины. В советской историографии долгие годы существовала единственно воз-можная точка зрения на проблему повседневной жизни женщины в первое послереволюционное десятилетие. Она лишь констатировала, что после ре-волюции женщина была навсегда избавлена от тяжкого наследия прошлого. Проблема положения женщин в нашей стране рассматривалась с позиций её эмансипации, а также их общественной и производственной деятельности под руководством мудрого наставника в лице партии большевиков. Утвер-ждались принципы, в соответствии с которыми жизнь женщины была подчи-нена коллективу, а семейной жизни отводилась второстепенная роль в угоду жизни общественной. Неслучайно, в литературе 30-х годов появлялись по-добные изречения: «Бодро звучали слова женщин на совещании в Кремле – у нас есть личная жизнь и личное счастье, но они отныне неразрывно связа-ны с жизнью и счастьем всей страны» .
Вопросы коренных изменений в быту, обыденной жизни, ментальности женщин долгое время оставались вне пределов исторических исследований. В последние годы предприняты попытки исследователей всесторонне рас-смотреть проблемы, связанные с повседневной жизнью женщины в первое послереволюционное десятилетие . Отказ от идеологических стереотипов, новый взгляд на, казалось бы, давно исследованные темы позволяют глубже взглянуть на данную проблему, узнать, каким образом изменения быта, всего жизненного уклада влияли на женщин в 20-е годы, понять их психологию. В 1920-е годы в семье ещё по-прежнему сохранялись традиции и обы-чаи, формировавшиеся веками. За несколько первых лет советской власти не произошло, да и не могло осуществиться фактического равенства женщин, в основном остававшихся связанными с ведением домашнего хозяйства и вос-питанием потомства. Именно этот период истории государства и является началом смены исторического типа семьи, перестройкой всей системы се-мейных норм и ценностей. Зачастую смена эта происходила путём насильст-венной ломки, вызывая резкое недовольство населения. Уместным здесь бу-дет привести слова Л. Троцкого: «Вопросы быта нужно пропустить через жернова коллективного пролетарского сознания» . Изменение быта было одним из главных постулатов большевиков, имен-но на эту сторону жизни направлялись усилия идеологов женского движения и органов по работе среди женщин. Женщине было предложено наравне с мужчинами стать активным строителем новой жизни. Государству требова-лась женщина-труженица, её рабочие руки. При этом усиленная пропаганда противопоставляла общественно-полезную деятельность женщины её семье и материнству: «Домашняя жизнь женщины – это ежедневное принесение себя в жертву в тысячах ничтожных мелочей» . Уже в ноябре 1917 г. на конференции работниц в Петрограде А. Коллон-тай заявила: «Материнский вопрос приобретает всё большее значение по ме-ре возрастания числа женщин, занятых в народном хозяйстве. Необходи-мость совмещать наёмный труд и материнство превращает материнство для работницы в непосильное бремя. Участие женщин в производительной жиз-ни не должно противоречить её естественной и вместе с тем общественно не-обходимой задаче – деторождению. Попечение о женщине-матери и о мла-денце должно быть всецело делом трудового общества» . Словам идеологов вторили многочисленные выступления агитаторов на местах. В Оренбурге на беспартийной конференции работниц в апреле 1924 г. один из ораторов-политработников заявлял, что в Советской России жен-щина может сама себя освободить «своим участием в общественной работе от всех тягостей и невзгод её жизни». Женщина должна «стремиться освобо-дить себя от кухни и детей путём устройства столовых, яслей и т.д.» . Поэтому совершенно справедливо, что одними из первых декретов но-вой власти в 1917 г. были декреты о гражданском браке и гражданском веде-нии записей браков, рождений и актов смерти, которые изымались из веде-ния церкви и передавались вновь создаваемым отделам при городских и рай-онных управах. На собрании женщин одного из районов г. Оренбурга док-ладчик по вопросу о значении брака и о брачном праве заявлял: «Брак есть половое отношение между мужчиной и женщиной, а не как многие думают, что брак – это что-то святое, данное Богом. Брак с мужчиной для женщины кабала, она считается рабыней своего мужа. Таков брак был при царизме» .
Тем не менее, по действующему с 1918 г. кодексу о семье, браке и опеке устанавливалась обязательная регистрация брака в ЗАГСе. Общность имуще-ства супругов не была предусмотрена. В случае невыяснения отцовства, от-ветственность возлагалась на нескольких мужчин (коллективное отцовство), которых указывала мать ребёнка, каждый из них был вынужден платить али-менты. К данному закону крайне отрицательно отнёсся Поместный Собор русской православной Церкви, посчитав его способным подорвать мораль-ные основы семьи. Позже законодательство всё же отказалось от этого поло-жения, признавая лишь одно лицо в качестве отца ребёнка.
Привлечение крестьянок и казачек к мероприятиям советской власти
Важное место в политике большевиков занимала в первые годы совет-ской власти работа с сельским населением. Идеологи пролетарского женско-го движения А. Коллонтай, И. Арманд, Н. Крупская, К. Самойлова и др. в своих трудах, посвященных женскому вопросу, особое внимание уделяли ра-боте РКП(б) среди сельских жительниц – наиболее отсталой части трудящих-ся женщин, в подавляющем большинстве неграмотной (в лучшем случае ма-лограмотной), занятой тяжелейшим трудом (в батрачках у кулаков или в сво-ем бедняцком или середняцком хозяйстве), составляющей, тем не менее, ос-новную часть женского населения страны. Южный Урал в рассматриваемые годы сохранял ярко выраженный аг-рарный характер – крестьянство составляло подавляющую часть населения региона. 94,03% населения Башкирии по переписи 1923 г. были заняты сель-ским хозяйством . В Челябинской губернии в сельской местности прожива-ло до 86,6% населения . В Оренбургской губернии сельское население составляло более 81% населения губернии . Безусловно, база для агитации и вовлечения женщин в государственное строительство и экономическую систему на Южном Урале была слабая. Именно поэтому работа среди крестьянок должна была занять важное место в деятельности женотделов. Отдел работниц при ЦК РКП(б) в циркулярах, рассылаемых на места, работу среди сельского населения характеризовал как одну из «насущней-ших», отмечая, что из-за гражданской войны и непрерывного пополнения Красной армии «свежими силами борцов-красноармейцев, вербуемых глав-ным образом среди жителей деревни, в сёлах и деревнях остались преимуще-ственно одни лишь женщины, старики, калеки и дети» . Для изменения социального положения крестьянок, получивших полно-ту прав во всех сферах жизни, в том числе и в политической, необходимо было научить их пользоваться этими правами. Особое значение имело пре-доставление им на равных с мужчинами прав на землю, поскольку ранее кре-стьянка не могла самостоятельно получить земельный надел. Декрет о земле гласил: «Право пользования землей получают все граждане (без различия по-ла)». Исследованные архивные документы говорят о том, что в годы восста-новительного периода был накоплен достаточно большой арсенал средств, форм и методов работы среди женщин села, опробованных на практике. Их суть заключалась, прежде всего, в политическом просвещении (разъяснении сущности и значения советской власти, развитии деловой активности сель-чанок, их привлечении к выборам в органы власти на местах и к участию в их повседневной деятельности), хозяйственно-техническом обучении и, нако-нец, культурно-бытовом воспитании, а зачастую и перевоспитании (ликвида-ция неграмотности, преодоление бытовых предрассудков и др.). Перед большевиками стояла трудная задача – вовлечь женщин села в восстановление общественного хозяйства, сделать их участницами много-численных мероприятий партии, проводимых в первые годы Советской вла-сти. Вопрос о необходимости специальной работы среди крестьянок встал на I Всероссийском совещании заведующих губженотделами, состоявшемся в октябре 1919 года. Все прения по этому вопросу носили исключительно тео-ретический характер; не было выработано стройного организационного пла-на работы, поэтому совещание не вынесло ни одного постановления. Это свидетельствует о том, что работа среди крестьянок на местах велась эпизо-дически, бессистемно и не во всех губерниях. Начинать это дело в деревне было гораздо труднее, чем в городе: исто-рически сложилось так, что деревня оставалась в стороне от революционного женского движения. Далеко не в каждой деревне были люди (коммунисты, а тем более крестьянки-коммунистки), способные возглавить такую работу, ведь сами селянки оставались, в основном, неграмотными и не были органи-зованы. По Челябинской области число неграмотных крестьянок в 1924 г. достигало 80,2 % . На районной конференции Челябинского округа высту-пающие женщины отмечали, что почти все крестьянки неграмотны, учиться грамоте очень тяжело, ибо «мужья ещё очень темны и не пускают нас учить-ся, и дети нас задерживают» .
Решать задачу привлечения жительниц села к проводимым государством мероприятиям предполагалось с помощью созданных в 1919-1920 годах при губернских, уездных, волостных партийных комитетах РКП(б) отделов по работе среди работниц и крестьянок. Таким образом, в конце гражданской войны и в первые годы восстановительного периода шел процесс создания аппарата, необходимого для широкой планомерной и систематической дея-тельности партийных и государственных органов в деревне, в том числе и специального аппарата по работе среди женщин. Однако на практике женотделы в первое время сталкивались с трудно-стями при организации работы в деревне. В Оренбургской губернии в 1919 г. комиссия работниц при губернском комитете РКП(б) вынуждена была в те-чение довольно длительного времени проводить работу «…ввиду малочис-ленности сил, исключительно в городе» . В отчёте о деятельности губернского женотдела за 1920 г., присланного в ЦК РКП(б) из Оренбурга, отмечалось, что в отдельных районах губернии (Илецком, Покровском, Исаевском, Краснохолмском, Шарлыкском, Петровском, Орском и Актюбинском) работа среди женщин уже организована, но об этой работе сведений нет «…в силу слабой связи с местами» .
Изменение роли и места в обществе женщины-мусульманки в новых исторических условиях
К началу 20-х годов Южный Урал, объединяющий огромную террито-рию, представлял собой конгломерат народностей, достигших различных ступеней социально-экономического и культурного развития. У многих из них сохранялись многовековые национальные обычаи и традиции, были сильны религиозные пережитки, большое влияние оказывали бытовые пред-рассудки, а также закрепощённое, бесправное положение женщин. Говоря о многонациональной специфике региона, следует учитывать, что в 1920-1925 гг. Оренбургская губерния входила в состав Киргизской АССР, а город Оренбург с 1920 по 1924 годы являлся её столицей. Своеобразие обстановки в национальных районах требовало выработки особых форм и методов работы среди женщин. Большевистские лидеры пре-красно понимали важность решения этого вопроса. Обобщая положение женщин-мусульманок, В. И. Ленин подчёркивал, что это «…самые порабо-щённые из порабощённых, самые угнетённые из угнетённых» . А. М. Кол-лонтай в одной из своих статей отмечала: «…научить женщин Востока – что надо сделать, чтобы свет знания мог проникнуть и к женщине восточных на-родов, чтобы кончилось их многовековое рабство. …Научить женщин бо-роться за свои права, за своё человеческое достоинство, научить мужчин уважать в женщине человека, товарища и сотрудника…» . В Башкирии (по состоянию на 1923 г.) татарско-башкирское население составляло около 40% от всего населения республики. Из всего женского на-селения в 1515626 чел. женщин-башкирок насчитывалось 460334 чел., тата-рок – 150418 чел . Таким образом, речь шла о довольно значительном числе женщин, с которыми необходимо было проводить разъяснительную работу. Учитывая небольшую плотность населения республики – 13,9 человек на 1 кв. версту (1920 г.), работа действительно представляла значительные трудности. В Оренбургской губернии национальные меньшинства составляли 15% населения (плотность населения в Оренбургской губернии составляла 15,5 чел. на 1 кв. версту, в Челябинской – 14,9 чел. на 1 кв. версту) . В Челябинской губернии согласно переписи населения 1920 г. татары составляли 3,16% населения, башкиры – 2,24%, казахи – 0,19%. В губернии имелось 4 района, где проживали татары и башкиры. Большинство женского мусульманского населения (97,6%) составляли сельские жительницы, и лишь малая часть (менее 3%) проживала в городе .
Для руководства работой среди женщин Востока с учётом местных ус-ловий в 1920 году при отделе работниц и крестьянок ЦК РКП(б) была созда-на специальная секция , в задачи которой входили разработка циркуляров, инструкций и положений для работников на местах, руководство делегат-скими собраниями, культурно-просветительная работа среди женщин, пропа-ганда нового законодательства по вопросам брака и семьи, и, конечно, созыв совещаний.
В апреле 1921 года отдел работниц ЦК РКП(б) в Москве провёл первое Всероссийское совещание организаторов работы среди женщин среднеазиат-ских республик. На нём обсуждались вопросы о формах и методах работы среди женщин национальных районов, и были определены основные на-правления этой работы. На совещании отмечали, что в основу работы среди женщин народов Востока положено: 1) экономическое раскрепощение путём привлечения женщин в соответствующие артели; 2) идеи самораскрепоще-ния, систематической борьбы с пережитками былого рабского состояния; 3) в основу культурно-просветительной работы положена организация школ, клубов и т.д. Большое значение в деле коммунистического воспитания на-циональных женских масс имело использование агитации и пропаганды . Много внимания вопросу о культурно-просветительной работе было уделено на II Всероссийском совещании по работе среди женщин Востока, созванном Отделом работниц ЦК РКП (б) 22-28 марта 1923 г. Участвовавшие в его работе активистки-делегатки из Туркестана, Закавказья, Киргизии, Та-тарии, Крыма, Башкирии, Калмыкии и Якутии определили ближайшие зада-чи работы среди женщин . Но проводить эти идеи в жизнь было делом чрезвычайно трудным, и первые шаги по раскрепощению женщин носили скорее декларативный ха-рактер. Вопреки усилиям государства и заявлениям представителей партий-ных органов, основная часть женского населения Востока придерживалась традиционных стандартов поведения, не желая сбрасывать «цепи рабства». Все попытки организовать работу наталкивались на множество трудностей. Многочисленные отчёты женорганизаторов на Южном Урале регулярно от-мечали следующее: «работа среди киргизок не ведётся, т.к. никто не знает киргизского языка»; «не ведётся работа среди мусульманок – надо сначала провести работу среди мужчин по разъяснению значения работы среди жен-щин» . Изучение архивных документов даёт основание утверждать, что за-частую женщины боялись осуждения мужей, других родственников, поэтому их приходилось принуждать, обязывать принимать участие в общественной жизни. «Много больно бабам воли дали, житья не будет, что за порядок – ба-ба хочет быть больше мужа» – с такими речами повсеместно выступали ос-корблённые мужчины . Случаи активного сопротивления и открытых выступлений со стороны мужчин на попытки властей навязать женщине-мусульманке новый образ жизни стали частым явлением в стране.