Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.) Мухаббатова Гулнора Хомидовна

Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.)
<
Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.) Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.) Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.) Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.) Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.) Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.) Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.) Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.) Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаббатова Гулнора Хомидовна. Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Душанбе, 2004 144 c. РГБ ОД, 61:05-7/482

Содержание к диссертации

Введение

Глава I РОЛЬ ЖЕНЩИН В ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11

1.1. Участие женщин в ликвидации неграмотности среди взрослого населения республики 11

1.2. Деятельность женщин в развитии школьного образования 32

Глава II. ВКЛАД ЖЕНЩИН В СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 51

2.1. Возникновение и развитие массово-просветительных учреждений и необходимость привлечения женщин к их работе 52

2.2.Участие женщин в работе культурно-просветительных учреждений по повышению общей и политической культуры населения 65

Глава III. УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В РАЗВИТИИ ИСКУССТВА ТАДЖИКСКОГО НАРОДА 91

1. Вклад женщин в становление и развитие профессионального искусства 92

2. Вовлечение женщин в художественную самодеятельность 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 133

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В суверенном Таджикистане женщины составляют 52% процента населения и осуществление социально-экономических, политических реформ, а также прочное укрепление мира на таджикской земле во многом зависит от фактического повышения их роли, «Роль и положение женщин, - отмечает Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов в своей речи на съезде женских объединений,-в нашем обществе сегодня очень весомы. За какую бы проблему, имеющую социально-политическое значение, мы не возьмемся, оказывается, что ее разрешение невозможно без участия актива женщин, без учета их мыслей и предложений»1.

С целью претворения в жизнь Правительственной программы решения женской проблемы проводится целенаправленная работа в двух направлениях: во-первых, принимаются меры по практическому улучшению социально-экономических условий женщин и, во-вторых, проводится конкретная работа по вовлечению женщин в сферу государственного управления, созданию материальных благ и повышению их роли в воспитании подрастающего поколения.

Изучение и обобщение проблемы вклада женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан является актуальным, имеет не только научно-теоретическое, практическое, но и политическое значение. Необходимость исследования данной темы определяется следующим: во-первых^ изучение и обобщение исторического опыта вклада женщин в культурном строительстве 20-30-х годов XX столетия будет способствовать повышению роли женщин в дальнейшем развитии самобытной художественной культуры таджикского народа; во-вторых, с образованием суверенного Таджикистана произошли 1 Рахмонов Э.Ш. Роль женщин в обществе-Душанбе: Шарш озод, 1997.-С.17. радикальные изменения и в сфере культуры, в связи, с чем возникает необходимость нового подхода к решению проблемы просвещения, культурно-просветительной работы, дальнейшего развития искусства, повышения общей и политической культуры, особенно женщин; в-третьих, актуальность рассматриваемой темы возрастает также в связи с тем, что XXI в. на первый план выдвигается задача повышения роли женщин в решении научно-технического прогресса и на этой основе достижения экономической независимости суверенного Таджикистана.

Таким образом, избранная тема исследования «Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941гг.)» является актуальной, ее изучение, анализ и обобщение будет способствовать практическому использованию опыта 20-30-х годов в сфере культурной жизни в Республике Таджикистан.

Степень изученности темы. Выбор темы диссертации также был обусловлен тем, что до настоящего времени она не подвергалась специальному научному исследованию. Хотя некоторые аспекты участия женщин республики в культурной жизни 20-30-х годов нашли освещение в научно-популярных работах, некоторых кандидатских и докторских диссертациях.

Научную литературу, посвященную исследуемой темы можно разделить на три группы.

К первой группе относятся опубликованные и неопубликованные труды, посвященные эмансипации женщин-таджичек и вовлечению их в общественно-политическую и культурную жизнь в 20-30-х годах. По этой проблематике в историческом аспекте были защищены докторские диссертации Р.А. Набиевой , М.Ф. Зикриёевой , а также ряд кандидатских 1 Набиева Р.А. Исторический опыт раскрепощения женщин Таджикистана и повышение их роли в строительстве социализма (1917-1937гг.).— Дисс...докт. ист. наук.- Душанбе, 1975.-

371с. - Зикриёева М.Ф. Историография проблемы женщин Таджикистана-Дисс...до кт. ист. наук.-Душанбе, 2002.-382с. диссертаций', изданы монографии2, брошюры, научные и популярные статьи в сборниках и журналах3.

Следует отметить, что к нашему исследованию близки труды профессора Р.А. Набиевой. В ее докторской диссертации и опубликованных монографиях имеются специальные главы, посвященные участию женщин в культурном строительстве. В трудах М.К. Гафаровой, М.Ф. Зикриёевой, Г.А. Мухтаровой, А.А. Сулеймановой, Г. Якубова приведены отдельные факты: о женских клубах, женских делегатских собраниях, КУТБ, о женских красных чайханах, о проведении политической компании «Худжум» и др.

Ко второй группе относится литература, посвященная истории культурного строительства в Таджикистане4, истории таджикского народа5 1 Хансуварова М. Участие женщин Таджикистана в борьбе за выполнение первой пятилетки (192 8-1933гг. )-Л., 195 3,-33 6с; М.К.Гафарова Руководящая роль Коммунистической партии Советского Союза в деле раскрепощения и осуществления фактического равноправия женщин Советского Востока.- Сталинабад, 1955.-238с; Набиева Р.А. Роль женщин Таджикистана в борьбе за завершение строительства социализма (1933-1937гг.).- Душанбе, 1964- 354с.; Якубов Г. Борьба Советской власти за раскрепощение женщин-таджичек (1917-1920гт.) - Душанбе, 1970 - 246с; Сулейманова А.А. Работа женотделов партийных организаций Таджикистана по вовлечению женщин в строительство социализма (1929-1933гг.). -Душанбе, 1971-236с. г Набиева Р.А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм.- Душанбе: «Ирфон», 1973-276с; Она же. Женщины Таджикистана-Душанбе: Ирфон, 1991,-226с; Гаффорова М. Ба хает тадбик шудани идеяи озодии занон (Претворение в жизнь идей равноправия женщин).-Душанбе, 1960- 108с: Хонсуварова М, Занони Точикистон дар мубориза барои барпо кардани социализм (Женщины Таджикистана в борьбе за построение социализма). -Душанбе, 1960.-60С 3 Набиева Р.А. Роль культурно-просветительных учреждений в раскрепощении женщин- таджичек //Из истории культурного строительства в Таджикистане: (Тадж. гос. ун-т). - Вып.4.- Душанбе, 1973.- С.-14-35.; Она же. Повышение культурного уровня и проведение воспитательной работы среди женщин //Актуальные вопросы истории таджикского народа. Вып. 2,- Душанбе, 1992. -С.24-37.; Сулейманова А.А. Участие комсомольцев в ликвидации неграмотности женщин //Мактаби Совета (Советская школа).- 1968- №10; Алибахшев Н. Пути повышения социально-культурной активности женщин Таджикистана средствами культурно-просветительной работы //Ленинская теория культурной революции и ее осуществление в Таджикистане.- Душанбе, 1984.- С.34-45, и др. 4 Шукуров М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917-1941гг.).- Душанбе: Ирфон, 1970; Абдуллаев С. Развертывание культурной революции в кишлаках Таджикистана в 19334941гг.- Душанбе, 1973; Раджабов 3. Очерки истории культурного строительства в Таджикистане,- Душанбе: Дониш, 1976; Кадыров А. Создание социалистической культуры в северном Таджикистане (1917-1924гг.).- Душанбе; Ирфон, 1977; Шарипов Б. Маданияти маънавии чдмъияти сотсиалистй (Нравственная культура социалистического общества).- Душанбе: Ирфон, 1986; Из истории культурного строительства в Таджикистане (Сборник статей). Вып. П.- Душанбе, 1970; Назаршоев М. и общественно-политическим организациям1, где приведены факты, цифры, сведения о народном образовании2, становлении культурно-просветительных учреждений , а также формировании профессионального искусства таджикского народа4. Поскольку в этих работах не ставилась специальная задача анализа и обобщения роли женщин в сфере культурной жизни, авторы ограничились лишь приведением некоторых фактов, цифр, свидетельствующих о вкладе женщин в народное образование, культпросветучреждения и художественную культуру.

К третьей группе относятся труды деятелей женского движения5, ученых ближнего и дальнего зарубежья, в которых также нашли свое отражение некоторые страницы истории женщин таджичек и их участие в культурном строительстве , Эти труды оказали диссертанту практическую помощь в написании диссертационной работы.

Тантанаи идеяхои ленинии революцияи маданй дар Помир (Торжество ленинских идей культурной революции на Памире).- Душанбе, 1974 и др. J История таджикского народа. Т.Ш. Кн. 1,2.- М.: Наука, 1965; Наймов М. Социально-экономические основы сближения социалистических наций-Душанбе, 1986;Набиева Р.А., Зикриёев Ф.Б, Таърихи халки точик, Китоби дарсй барои донишчуёни мактабхри олии чумхурй,- Душанбе: Сарпараст, 2001. 1 Очерки истории Коммунистической партии Таджикистана.- Т.2. (1938-1983гг.).- 3-е изд., перераб. и доп.- Душанбе: Ирфон. 1984; Ленинский Коммунистический Союз Молодежи Таджикистана (странгады истории).- Душанбе: Ирфон, 1985; Набиев В.М. Комсомол Таджикистана - активный помощник Коммунистической партии в осуществлении культурной революции (1929-1941 гг.).- Душанбе, 1986. - Обидов И. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917-1967гг,).-Душанбе: Ирфон, 1968; Сафаров Н. Деятельность партийных организаций Таджикистана по развитию общеобразовательной школы в период построения социализма (1928-1937гг.).- Душанбе, 1970; Каширина Т.В. Источники по истории народного образования в Таджикистане (1924-1932гг.).-Душанбе, 1978. 3 Масов P.M., Абулхаев Р.А. Чароги маърифат (Культурное возрождение Таджикистана).- Душанбе: Ирфон, 1985; Козачковский В.А. От феодализма до победы социализма,- Душанбе, 1966 и др. 4 Назаров М. Санъати халки точик.- Душанбе, 1961; Нурджанов Н.Х. История таджикского советского театра (1917-1941гг.),- Душанбе, 1967; Ахроров А. Таджикское кино.- Душанбе, 1971; Акрамова С.Х. Из истории музыкальной культуры таджикского народа.-Душанбе: Ирфон, 1997. s Любимова СТ. Как живут и работают женщины Средней Азии.- М.-Л.: Госиздат, 1925; Каспарова В. Раскрепощение женщины Востока,- М, 1925; Крупская Н.К. Женщина -равноправный гражданин СССР,- М.: Партиздат, 1937; Нухрат А. Октябрь и женщина Востока-М.: Партиздат, 1932. 6Шукурова Х.С. Социализм и женщина Узбекистана (Исторический опыт Коммунистической партии Советского Союза в раскрепощении женщин Советского Востока на примере Узбекистана 1917-1937гг.).- Ташкент: Узбекистан, 1970; Аминова Р.Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане.- Ташкент: Узбекистан, 1975;

Изучение опубликованных и неопубликованных работ привело автора к твердому выводу о том, что до настоящего времени еще отсутствует социальное исследование, посвященное вкладу женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан в 20-30-х годах XX столетия. Это обстоятельство и обусловило выбор темы нашего исследования.

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является комплексное изучение и обобщение проблемы вклада женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан в 20-30-х годах XX столетия. В соответствии с этой целью основные задачи диссертации сводятся к следующему: осветить участие женщин в ликвидации неграмотности среди взрослого населения республики; показать деятельность женщин в развитии школьного образования; проанализировать вклад женщин в становление и деятельность культурно-просветительных учреждений по повышению общей и политической культуры населения; раскрыть роль женщин в становлении и развитии профессионального искусства; обобщить формы и методы вовлечения женщин в художественную самодеятел ьность.

Хронологические рамки исследования охватывают 20-30-е годы XX века. Этот период знаменателен тем, что после многих веков таджикскому народу удалось в 20-х годах образовать свою республику и организовать большую работу для проведения социально-экономических, культурных и политических преобразований. Именно в этом хронологическом периоде

Татыбекова Ж.С. Великий Октябрь и женщины Киргизстана- Фрунзе: Киргизстан, 1975; Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР (1917-1937гг.).- М.: Мысль, 1978; Пальванова Б. Эмансипация мусульманки. Опыт раскрепощения женщины Советского Востока. - М: Наука, 1982; Алимова Д.А. Женский вопрос в Средней Азии. История изучения и современные проблемы. - Ташкент: Фан, 1991. произошла эмансипация женщин-таджичек, которые внесли свой достойный вклад и в сферу культурной жизни.

Научная новизна работы заключается в том, что на основе разнообразных первоисточников автору удалось показать, как таджикский народ, ранее находившийся на стадии феодализма, за два десятилетия при помощи братских народов, сумел высоким темпом развить культурное строительство. Благодаря осуществлению политики государства за короткое время удалось раскрепостить женщину-таджичку, которая наравне с мужчинами в 20-30-х годах XX столетия внесла свой достойный вклад в сферу культурной жизни. С позиции объективности в диссертации раскрыты специфические формы и методы участия женщин-таджичек в развитии народного образования, деятельности культурно-просветительных учреждений и в становлении художественной культуры.

В работе с позиции нового видения также раскрыты трудности, ошибки и, в некоторых случаях, поспешности по вопросу привлечения женщин-таджичек в культурную жизнь и предложены практические рекомендации, способствующие дальнейшему повышению роли женщин в суверенной Республике Таджикистан.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования, обобщения, выводы и рекомендации автора окажут практическую помощь работникам сферы культуры, а также многочисленным женским неправительственным организациям, по вовлечению женщин в дело повышения общей и политической культуры граждан независимой Республики Таджикистан.

Материалы диссертации могут быть использованы при написании научной истории женщин, истории культуры таджикского народа, а также при чтении спецкурса в учебных заведениях республики.

Методологической основой исследования является принцип историзма, позволивший рассмотреть факты и исторические события в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи. В связи с этим автор, опираясь на различные методы познания, стремился осветить те перемены, которые произошли в жизни и деятельности женщин-таджичек в сфере культурного строительства, раскрыть не только положительные моменты, но и недостатки, способствующие влиянию на дальнейшее решение исследуемой проблемы в Республике Таджикистан.

Источи и ковая база исследования обширна и многогранна, ее можно разделить на четыре группы:

К первой группе относятся архивные материалы, находящиеся в фондах Центрального государственного архива Республики Таджикистан (Фонды: 10, 11, 13, 17, 18, 20, 91, 153, 282, 359, 384, 385, 453, 516, 1256), Согдийского филиала ЦГА Республики Таджикистан (Фонды: 87, 292, 311), Архива Центра политических исследований при Компартии Таджикистана (Фонды: 1, 3, 5338, 5339), Текущего архива Таджикского государственного института искусств имени М.Турсунзаде. Подробный перечень фондов дается в тексте диссертации и в списке использованных источников и литературы.

Архивные материалы оказались ценными при выяснении и уточнении спорных вопросов, цифр, фактов, в освещении раскрепощения женщин-таджичек и их вклада в культурную жизнь Таджикистана 20-30-х годах XX века.

Ко второй группе относятся сборники документов, посвященные женскому вопросу , проблеме культурной жизни , а также статистические 1 Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана (1917-1936гг.)-Сборник документов и материалов.- М.:Мысль, 1971.-464с.; Законодательство о правах женщин вСССР.Сборник нормативных актов.-М.:Юрид.лит.,1975.-224с.;Великий Октябрь и раскрепощение женщин Советского Кавказа и Закавказья (1917-1936гг.). Сборник документов и материалов.-М.:Мысль,1979.-350с.;Охрана материнства и детства в СССР. Сборник нормативных актов- М.: Юрид. лит., 1986.-368с.Законодательство о правах и обязанностях женщин-Душанбе: Ирфон, 1986.-5 2с. и др. - Из истории культурного строительства в Таджикистане в 1924-194ІГГ. Сборник документов и материалов. T.I.- Душанбе: Ирфон, 1966.-672с; Из истории культурного строительства в Таджикистане 1941-1960гг. Сборник документов и материалов. Т.2.-Душанбе: Ирфон, 1972.-512с; Цифры и факты великих побед. Сборник материалов.-Душанбе:Таджикгосиздат, 1940 и др. материалы3. К третьей группе источников относятся материалы, документы, опубликованные в периодической печати, в журналах: «Бо рохи Ленинй»4, «Работница», «Крестьянка», «Рох.бари до ниш», «Коммунист Таджикистана»; газетах: «Бедории точ,ик», «Правда Востока», «Правда», «Известия», «Барон маорифи коммунистй», «Точикистони советй» и др.1

К четвертой группе относятся воспоминания ветеранов культурного строительства, деятелей общественно-политических организаций, в частности: А.Азимовой, М.Бозорбаевой, М.Э.Ильдаровой,

С.Ш.Мирзошоева, Х.Н.Негматуллоева, С.Пулатова, Е.Н.Путилиной, М.Рахматова, Д.Тахировои, Т.Фазыловои; ветеранов государственных и общественно-политических организаций: М.С.Асимова, С.А.Халиковой и др. Благодаря их воспоминаниям автору диссертации удалось восстановить и уточнить некоторые страницы вклада женщин в культурную жизнь республики.

Апробация работы. Основные научные обобщения и выводы диссертации отражены в брошюре и статьях автора2. Они также изложены в докладах, сообщениях на республиканских научно-теоретических и практических конференциях. Данная диссертация обсуждена на заседании кафедры истории таджикского народа Таджикского государственного национального университета и оценена положительно. 3Женщины и дети в СССР. Статистический сборник- М.:Госстатиздат, 1961.- 230с; Женщины и дети в СССР. Статистический сборник.- М.:Госиздат, 1963; Женщина в Таджикской ССР. Краткий статистический справочник.-Сталинабад, I960 .-95с. ;Женщшш в СССР. Статистические материалы.- М.:Финансы и статистика. 1985.-35с.;Женщины и дети в Таджикской ССР,- Душанбе: Ирфон, 1986.-64с. 4 Общественно-политический журнал женщин Таджикистана «Бо ровд Ленинй» ныне издается под названием «Фируэа». 1 Подробно см. библиографию диссертации, 2 Перечень опубликованных работ дается в конце автореферата диссертации.

Участие женщин в ликвидации неграмотности среди взрослого населения республики

В результате победы Октябрьской революции в России ускорился процесс установления Советской власти и в Таджикистане, С образованием в 1924 году Таджикской Автономной Советской Социалистической Республики создались благоприятные условия для ликвидации неграмотности среди взрослого населения.

Решением Ревкома Таджикской АССР от 14 декабря 1924 года был организован Наркомпрос, который возглавлял работу по ликвидации неграмотности граждан Республики Таджикистан, определенную роль сыграли различные государственные и общественные организации. Так, в республике были организованы Чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью и общество «Долой неграмотность»2.

Чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью проводила большую работу, в частности, открывала школы ликбеза, принимала практические меры по обеспечению финансирования и создания общественного фонда ликвидации неграмотности, контролировала ход выполнения принятых решений по ликбезу и т.д. Таким образом, Чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью, как отдел главполитпросвета Наркомпроса, в сущности, проводила всю работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения Таджикистана.

Главной задачей общества «Долой неграмотность» являлись выявление и мобилизация безграмотных граждан от 16 до 50 лет во вновь открытые школы по ликвидации неграмотности3. Так, по инициативе общества «Долой неграмотность» проводился «двухнедельник ликбеза», который способствовал росту численности школ ликбеза. Важно отметить, что в 1925/26 учебном году во всех вилоятах Таджикской АССР уже имелись пункты по ликвидации неграмотности. Они распределялись следующим образом:

Возникновение и развитие массово-просветительных учреждений и необходимость привлечения женщин к их работе

С установлением советской власти в Таджикистане начался процесс создания сети культурно-просветительных учреждений. Но этот процесс проходил неравномерно и со своими особенностями. Так как Ходжентский округ входил в состав Туркестанского генерал-губернаторства, здесь культпросветучреждения возникли раньше (1918 г.), чем в центральном и южном Таджикистане. Эти учреждения способствовали проникновению элементов передовой русской культуры среди местного населения. В центральном и южном Таджикистане культурно-просветительные учреждения фактически создавались после образования Таджикской АССР1. На I ноября 1925г. по всей республике имелась следующая сеть политпросветучреждений: клубов - 7, красных чайхан - 10, библиотек - 2, дом дехкана - I, школ ликбеза - 47, совпартшкол -1, музшкол -12.

Источники свидетельствуют о том, что организаторами первых культпросветучреждений в Таджикистане были работники частей Красной Армии3.

По сравнению братских республик - РСФСР, Украины, Белоруссии, в Таджикистане массово-просветительные учреждения по форме были разнообразные и специфичны для региона. Так, наряду с библиотеками, клубами, музеями, медицинскими учреждениями и др. создавались специфические учреждения для Центральной Азии. В частности, на территории Таджикистана были созданы красные чайханы и разнообразные сети учреждений культуры для женщин местной национальности.

Безусловно, важное место в системе культурно-просветительной работы, проводимой среди населения республики, занимало библиотечное дело. До революции в нашей республике не было библиотек4. За годы советской власти они были открыты во всех городах и районах республики. Особенно увеличилось количество библиотек в 30-х годах. Так, если в 1927 г. в Таджикистане насчитывалось 11 массовых библиотек с фондом 12 тысяч книг , то в 1940 г. их число достигло 401, а фонд достиг 495 тысяч книг6. В этот период, в частности, стали работать государственная национальная библиотека им. Фирдоуси, Душанбинская центральная библиотека им. А.Лахути1 и др. Библиотеки вели большую работу по осуществлению решений государственных и общественных организаций в деле воспитания масс, повышении их культурно-технического уровня. Библиотеки сыграли огромную роль в поднятии политической сознательности женских масс. В этот период из числа женщин было подготовлено много работников библиотечного дела. Работницы библиотек вели конкретную работу по повышению общей культуры трудящихся масс. Они стремились увеличить число женщин-читательниц. При библиотеках проводились вечера вопросов и ответов, организовывались выставки книг и т.д.

Вклад женщин в становление и развитие профессионального искусства

Как известно, до Октябрьской революции таджикский народ не имел своего профессионального искусства. В монографии профессора М.Р.Шукурова пишется, что «элементы театрального действия и представления, музыкально-хореографическая культура развивались и пользовались популярностью у трудящихся таджиков, несмотря на искусственные ограничения, создаваемые условиями феодального строя -крайне низкое общественное положение представителей народного искусства, пренебрежительное отношение господствующих классов к проявлениям народных талантов»1.

Следует отметить, что руководители культурной жизни страны -духовенство подвергало гонениям не только всякие новшества в искусстве, но и малейшее отступление от древних форм в музыке, пении, танцах, орнаменте и т.д.

Только с установлением Советской власти таджикскому народу удалось всесторонне развивать свое национальное профессиональное искусство. Безусловно, профессиональное искусство таджикского народа возникло не на пустом месте, а имело свои глубокие корни. Об этом четко свидетельствуют результаты исследования доктора искусствоведения Н. X. Нурджанова, который справедливо отмечает: «По всей стране существовали народные певцы - «хафизхо», «байтгуйхо», «гуяндахо», музыканты - «созандахо», «нагмачихо», сказители легенд и в то же время певцы - «гуруглихонхо», сказочники, рассказчики - «наклгуйхо», «афсонагуйхо», танцоры-любители и профессионалы - «раккосхо», «аргиштихо», фокусники - «чашмбандхо», «найрангбозхо», жонглеры -«косабозхо», «табакбозхо», канатоходцы - «дорбозхо», блещущие остроумной импровизацией весельчаки-балагуры - «ширинкорхо». Существовал и народный кукольный театр - «зочабози», «лухтакбози». Большой популярностью пользовались народные комедианты -«масхарабозхо», которые разыгрывали комические пьесы и короткие сатирические сценки»1.

Таким образом, при материальной и организационной помощи союзного правительства и братских республик удалось на базе народных ансамблей, кружков создать ядро таджикского профессионального театра. Так, создававшаяся веками таджикская музыкальная культура, переходя из поколения в поколение, накопила большие культурные богатства.

Изучение первоисточников привело к выводу о том, что процесс формирования профессионального искусства таджикского народа в 20-30-х годах непосредственно связан с культурным наследием и прошел три этапа. Первый этап охватывает 1918-1924гг., когда шел процесс изучения, сбережения культурных ценностей. С образованием Таджикской автономной республики разрабатывались первые мероприятия по использованию ценностей культурного наследия. Второй этап - конец 20-х и начало 30-х годов, когда создавались различные научные коллективы и государственные комиссии по изучению культурного наследия и подводились некоторые итоги дискуссий по фактическому внедрению культурного наследия в Республике Таджикистан2. Третий этап, по мнению профессора М.Н.Назарова, охватывает период 1936-1940гг., когда широко стали использовать ценности культурного наследия таджикского народа1.

Безусловно, на пути использования культурного наследия таджикского народа были затруднения, в частности отсутствовала материальная база, профессиональные кадры и т.д. Все это оказывало непосредственное влияние на время и процесс появления жанров искусства. Так, если в конце двадцатых годов возникло драматическое искусство, то жанр оперы и балета формировался в конце тридцатых годов и т.д.

Итак, на базе кружков художественной самодеятельности фактически возникло профессиональное таджикское искусство. В 1929 году был открыт первый профессиональный театр - Государственный таджикский академический театр им. А.Лахути. «Второй профессиональный Ходжентский музыкальный театр возник в 1934г., в 1936г. - Хорогский музыкально-драматический театр, и 1937г. созданы Государственный русский театр драмы им. Маяковского и Таджикский музыкальный театр. С 1938г. начала свой творческий путь Таджикская государственная филармония, в 1939г. был организован Памирский этнографический ансамбль, а в 1940г. - Союз композиторов Таджикистана» .

Похожие диссертации на Вклад женщин в проведение культурных преобразований в Республике Таджикистан (1924-1941 гг.)