Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Сведения об авторе и его сочинении «Та'рихи Муким-хани» 19-38
1.1. Биографические сведения об авторе и описание рукописей 19-24
I.2. Структура и содержание глав «Та'рихи Муким-хани» 24-38
Глава II. Отражение истории Мавераннахра XVI в. в трактате «Та'рихи Муким-хани» 39-73
II.1. Появление Шсйбанидов и их вторжение в Мавераннахр и Хорасан 39-51
II.2 Междоусобная борьба за власть и распад государство Шейбанидов 52-73
Глава III. Освещение истории Бухарского ханства в XVll-нaчaлeXVIII вв 74-147
III.1. Переход власти Мавераннахра представителям дома Аштарханидов 74-101
III.2. Военное противостояние Бухары с Балхом 101-132
III.3. Сведения Мухаммад Юсуфа Мунши об административном устройстве Бухарского ханства в XVII - начале XVIII вв 132-148
Заключение 148-151
Список литературы 152-159
Список сокращений 160
- Биографические сведения об авторе и описание рукописей
- Междоусобная борьба за власть и распад государство Шейбанидов
- Переход власти Мавераннахра представителям дома Аштарханидов
- Сведения Мухаммад Юсуфа Мунши об административном устройстве Бухарского ханства в XVII - начале XVIII вв
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение письменных памятников и введение их в научный оборот является одной из первостепенных и основных задач исследователей, ибо в них содержится немало ценных сведений об историческом прошлом народов. Особенно важно исследование неизученных или малоизвестных письменных памятников для уточнения истории народов Мавераннахра и Хорасана, имеющих богатую и древнюю культуру. В этом контексте исследование и введение в научный оборот «Та’рихи Муким-хани» Мухаммад Юсуфа Мунши как ценного и уникального средневекового памятника имеет первостепенное значение.
Актуальность темы реферируемой диссертации заключается в том, что XVII- XVIII вв., которым посвящен исследуемый письменный памятник, представляет собой один из сложных и в некоторой степени малоизученных периодов истории народов Мавераннахра и Хорасана. Поэтому введение в широкий научный оборот материалов данного исторического сочинения имеет большое значение для выяснения многих неизученных, а порой и спорных вопросов, касающихся политической и социально-экономической ситуации в данном регионе указанного периода. Ценность сведений автора этого сочинения состоит и в том, что он являлся очевидцем и участником описываемых событий.
Актуальность работы обусловлена также тем, что при исследовании памятника проведен критический анализ содержащихся в нем исторических сведений в сопоставлении с материалами других письменных источников этого периода и определено его место в историографии народов Центральной Азии. Введение в научный оборот сведений Мухаммад Юсуфа Мунши способствует выяснению многих проблем, связанных с историей народов Центральной Азии в XVI- XVIII вв.
Следует также отметить, что в современной историографии до настоящего времени не осуществлялось системное исследование этого важного исторического сочинения, тем более не предпринимались попытки выявить степень достоверности сведений данного памятника.
Степень изученности проблемы. «Та’рихи Муким-хани» Мухаммад Юсуфа Мунши как важный письменный памятник средневековья привлёк внимание европейских ученых в начале XIX в. Первым об этом сочинении сообщил русский посол А.Ф. Негри, который в 1820-1821 гг. во время своего пребывания в Бухаре получил в подарок экземпляр рукописи этого сочинения от самого эмира Бухары Хайдара (1800-1826 гг.) и привез ее в Петербург. Затем в 1832 г. английский посол в Бухаре А. Бернс приобрёл список этого сочинения, который увез затем в Англию.
На основе списка, привезенного из Бухары А.Ф. Негри, это сочинение стало известно европейским ученым. В 1824 г. по инициативе известного востоковеда профессора Петербургского университета О.И. Сенковского часть материалов «Та’рихи Муким-хани» в объеме 24 стр. с подробным комментарием (132 стр.) на французском языке была опубликована как учебное пособие для студентов. Эта публикация О.И. Сенковского много лет служила европейским ученым в качестве единственного путеводителя по истории Мавераннахра.
В 1854 г. ориенталист Морли в каталоге, изданном библиотекой Королевского Азиатского Общества Великобритании в Ирландии, дал описание сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши. Об этом сочинении написал специальную статью немецкий ориенталист Ф. Тейфел.
Венгерский ориенталист Г. Вамбери использовал при подготовке своего труда «Истории Бухары или Трансоксании» некоторые материалы из сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши.
Перевод отдельных фрагментов сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши на русский язык был осуществлен Н.Г. Маллицким и А.А. Семеновым. В 1956 г. академик А.А. Семенов осуществил полный перевод сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши на русский язык и издал его в Ташкенте.
Материалы сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши «Муким-ханская история» использованы таджикскими, иранскими, узбекскими и другими исследователями.
Иранский ученый Фаришта Саррофон на основе списков этого сочинения, хранящихся в книгохранилищах Ирана, издал в 1979 г. критический текст данного сочинения.
Несмотря на то, что материалы «Та’рихи Муким-хани» были частично использованы некоторыми учеными, сам памятник еще не подвергался специальному исследованию. Поэтому всестороннее источниковедческое исследование данного труда является своевременным и полезным для решения многих проблем, связанных с историей народов Центральной Азии XVI – начала XVIII вв.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является источниковедческий анализ сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши «Та’рихи Муким-хани», установление исторической достоверности имеющихся в нем материалов и их полноты, введение в научный оборот отдельных исторических фактов и сведений, отсутствующих в других первоисточниках, и определение места этого памятника в историографии XVI-начала XVIII вв.
Исходя из этого, в диссертации предпринято решение следующих конкретных задач:
-уточнить биографию и деятельность автора на основе материалов «Та’рихи Муким-хани»;
-определить структуру и содержание глав «Та’рихи Муким-хани»;
-выявить новые исторические материалы, касающиеся истории Мавераннахра XVI – начала XVIII вв., определить их достоверность и с целью введения их в широкий научный оборот;
-проанализировать систему административного управления изучаемого периода;
-раскрыть причины и последствия противостояния и междоусобиц правителей Бухары и Балха;
-осветить роль и влияние представителей духовенства на социально - политическую жизнь государства;
-установить причины столкновения интересов землевладельцев и кочевников.
Источниковедческая база исследования. Автором диссертации использован ряд исторических средневековых письменных памятников XVI-XVIII вв., имеющих отношение к исследуемой теме, путевые записки европейских путешественников, каталоги восточных рукописей, труды отечественных и зарубежных ученых.
Письменные источники, привлеченные к анализу в данном исследовании: «Шейбани-наме» Камал ад-Дина Бинаи, «Таварих-и гузида – Нусрат-наме» («Избранные истории – Книга побед») Мухаммада Салиха, «Михман-наме-йи Бухара» («Записки бухарского гостя») Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани, «Хабибу-с-сияр» («Друг жизнеописаний (биографии)» Хондемира, «Бабур-наме» Захириддина Мухаммада Бабура, «Джаханкушаи хакан» («Завоевания хакана») (неизвестного автора), «Та’рихи шах Исмаил и шах Тахмаспи Сефеви («Зайли Хабибу-с-сияр») («История шах Исмаила и шах Тахмаспа Сефеви» или «Зайли Та’рихи Хабибу–с-сияр») («Продолжение истории Хабибу-с-сияр») Амир Махмуда Хондемира, «Та’рих-и Рашиди» («Рашидова истории») Мирза Мухаммада Хайдара Доглата, «Ахсану-т-таварих» («Лучшая из историй») Хасанбека Румлу, «Шараф-наме-йи шахи» («Книга шахской славы»), известная также под названием «Абдуллах-наме» («Книга о Абдуллах-хане») Хафиз-и Таныша, «Хуласат-ат-таварих» («Краткие истории») Кази Ахмада ибн Шараф ад-Дина Хусайни Куми, «Та’рихи ‘аламарайи ‘Аббаси» («Мироукрашающая ‘Аббасова история») Искандарбеки Туркмона, «Бахр ал-асрар фи манакиб ал-ахйар» («Море тайн о доблести благородных») Махмуда ибн Вали, «Мусаххиру-л-билад» («Завоеватель стран») Мухаммадяра ибн Араба Катагана, «Матлаб ат-талибин» («Устремления ищущих /истину/») Абу-л-’Аббаса Мухаммадталиба, «’Аламараи Сефеви» («Мироукрашающая книга Сефеви») (неизвестного автора), «Мухит ат-таварих» («Океан летописей») Мухаммадамина ибн Мухаммад Замани Бухари Суфияни, «Убайдулла-наме» («Книга об Убайдулла-хане») Мир Мухаммад Амини Бухари, «Та’рихи Абулфайз-хан» («История Абулфайз-хана») Абд ар-Рахмана Даулата Тали’, «Та’рихи Кипчак-хани» («История Кипчак-хани») Ходжамкули-бека Балхи, «Дастур ал-мулук» («Назидание государям») Ходжа Мухаммада Бара’ (Самандар-ходжа), «Та’рихи ’aламарайи Надири» («Мироукрашающая Надирова история») Мухаммада Казима, «Тадж ат-таварих» («Венец летописей») Мухаммадшарифа ибн Мухаммаднаки, «Та’рихи Бухоро, Хуканд ва Кошгар» («История Бухары, Хуканда и Кашгара») Мирзо Шамси Бухорои, «Катаган ва Бадахшан» («Катаган и Бадахшан») Бурхан ад-дина Кушкеки, «Кашкули Салими» («Котомка Салими») Мухаммадсалима ибн Рахима, «Та’рихи Бадахшан» («История Бадахшана») Санг Мухаммада Бадахши, «Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях носителей их в средневековой Бухаре» и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней:
-на основе материалов «Та’рихи Муким-хани» уточнена биография и деятельность автора;
-определены структура и содержание глав «Та’рихи Муким-хани»;
-выявлены новые исторические материалы, касающиеся истории Мавераннахра XVII-XVIII вв., и путем сопоставительного анализа установлена их достоверность;
-проанализирована система административного управления изучаемого периода и определена функция каждого чина;
-раскрыты причины и последствия противостояния и междоусобиц правителей Бухары и Балха;
-определены роль и влияние представителей духовенства на социально – политическую жизнь государства;
-установлены причины столкновения интересов землевладельцев и кочевников.
Методологические и теоретические основы исследования. В исследовании использованы структурно-типологический, сравнительно-исторический и историко-теоретический методы анализа, что способствовало выработке концептуальных положений для решения поставленных задач и научного интерпретирования материалов, содержащихся в первоисточниках. Методологическая основа исследования базировалась на научных методах познания, позволяющих объективно оценивать позиции других авторов.
Хронологические рамки исследования охватывают период XVI-первой половины XVIII вв., так как сведения исследуемого памятника относятся именно к этому важному для народов Центральной Азии историческому периоду.
Географические рамки исследования охватывают территорию Мавераннахра, Хорасана и Ирана.
Объектом исследования в настоящей работе являются материалы ценного и малоизученного письменного источника «Та’рихи Муким-хани» Мухаммад Юсуфа Мунши, которые впервые вводятся в широкий научный оборот.
Предметом исследования является сравнительно-сопоставительный анализ сведений трактата «Та’рихи Муким-хани» Мухаммад Юсуфа Мунши и других письменных памятников, а также определение его места в средневековой историографии.
Теоретическая и практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты дополняют новыми историческими материалами сведения о событиях, которые происходили в Мавераннахре, Бухарском ханстве и соседних странах в изучаемый период и способствуют более объективному переосмыслению некоторых страниц политических взаимоотношений между регионами. Сведения и выводы исследования могут быть полезны при написании монографий и разработке отдельных проблем, связанных с историей данного периода, а также при чтении курсов и спецкурсов для студентов исторических факультетов вузов.
Основные положения, выносимые на защиту:
-труд Мухаммад Юсуфа Мунши «Та’рихи Муким-хани» и его особое место среди исторических источников на истории Мавераннахра и Хорасана XVI- XVIII вв.;
-при отсутствии сведений об авторе исследуемого памятника в средневековых письменных памятниках восстановить биографию Мухаммада Юсуфа Мунши и его научную деятельность на основе материалов трактата «Та’рихи Муким-хани», определить цели и позиции автора при изложении исторических событий;
-научное описание памятника, осмысление его материалов, определение его структуры и его содержания;
-изучение, анализ и интерпретация сведений Мухаммада Юсуфа Мунши о сложном периоде народов Мавераннахра и Хорасана важных, порой уникальных материалах, отсутствующих в других аналогичных письменных памятниках;
-анализ истории народов Мавераннахра и Хорасана в XVII-первой половине XVIII вв., политической и социально-экономической жизни данной эпохи;
-исследование исторических сведений о Бухарском ханстве по материалам трактата «Та’рихи Муким-хани»;
-сравнительно-сопоставительный критический анализ материалов трактата Мухаммада Юсуфа Мунши и других письменных источников для определения достоверности приводимых в них исторических данных, а также их сопоставительный анализ с другими письменными источниками той эпохи.
Апробация работы. Диссертация обсуждена в Отделе истории этнографии и археологии Института гуманитарных наук им. академика Б.И. Искандарова Академии наук Республики Таджикистан. Результаты исследования отражены в трех опубликованных автором статьях, включенных в Перечень ВАК Минобразования и науки Российской Федерации.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.
Биографические сведения об авторе и описание рукописей
Автором «Та рихи Муким-хани» («Муким-ханской истории») является придворный историк балхского правителя Мухаммад Муким-хана (1702-1707) Мухаммад Юсуф Мунши ибн Ходжа Бака.1 Об этом авторе ни в одном доступном нам письменном источнике сведений не имеется. Все материалы, касающиеся биографических данных о нем, получены из его же сочинения «Та рихи Муким-хани». Прозвище «мунши» указывает на то, что наш автор при дворе Мухаммад Муким-хана работал в качестве секретаря и вел всю переписку этого государя с другими правителями. По поручению Мухаммад Муким-хана он приступил к написанию своего труда и в честь своего правителя назвал свой труд «Та рихи Муким-хани». По поводу причины написания этого сочинения он пишет, что однажды Мухаммад Муким-хан, обратив на него внимание, позвал к себе и поручил написать краткую историю от эпохи правления Бузанджир-хана до времени правления Чингиз-хана и перечислить при этом имена всех его потомков.2 Затем он велел написать историю возникновения государства Аштарханидов начиная от Динмухаммад-хана до прихода к власти Мухаммад Муким-хана.3 И, наконец, изложить все события, которые имели место в дни его правления.
Автор, сообщая об этом заказе при изложении этих поручений Мухаммад Муким султана, отмечает, что он, т.е Мухаммад Юсуф Мунши, является сыном Хаджи Бака.1 Очевидно, что историк при написании предыдущего труда опирался на сочинения прежних авторов, как сам пишет об этом, однако он не приводит имена авторов или названия их сочинений, к которым он обращался при написании своего труда.
Судя по материалам «Та рихи Муким-хани», Мухаммад Юсуф был высокообразованным, умудренным опытом человеком и имел большой вес в придворных кругах. Об этом свидетельствует то, что он был послан в Индию в качестве дипломатического чиновника ко двору Великих Моголов.
В своем сочинении при описании качеств правителей он прибегал льстивому и высокопарному стилю изложения, характерному для придворных феодальных историографов. При описании событий, происходивших в Бухаре и Балхе, он, исходя из своих классовых интересов, поддерживал деяния правителей и их пособников, однако иногда в его труде наблюдаются осуждение недостойных действий ханов и их наместников. Так, по сведениям автора, последний Шейбанид Абдулму мин-хан при восстановлении стены Балха предпринял в отношении рабочих очень жестокие меры. Если ему казалось, что рабочий ленится, то он приказывал закладывать его место вместо глины и кирпича в стену. По словам автора, и по настоящее время на городской стене видны следы от человеческих тел.3 Людей за малейшие нарушения подвергали жестоким испытаниям. Так, наместник Вали Мухаммад-хана, балхский правитель Шахбек кукельташ подвергал своих подопечных жестоким казням за ничтожные проступки. За небольшие преступление людей бросали в котел с кипящим маслом или мучили их в чесальных машинах.4
В описаниях Мухаммад Юсуфа Мунши, которые выражены в льстивых и высокопарных выражениях иногда проскальзывают нотки осуждения некоторых злодеяний и аморальных поступков детей высокопоставленных людей по отношению друг к другу.5
Одной из характерных особенностей сочинения Мухаммад Юсуфа Мунши является то, что, называя имена чиновников, он обязательно приводил сведения о названии их рода или племени к которому этот человек принадлежал.
Автор не указывает год написания книги, однако примерную дату ее завершения можно установить по тому факту, что Мухаммад Муким-хан, заказавший данный труд, как было указано выше, правил в 1702-1707 гг. и последней датой, вообще указанной в книге, является 1707 г. Отсюда можно предполагать, что она была завершена не позднее 1707 г.
По замыслу Мухаммад Юсуфа Мунши книга, написанная им, должна была стать первым томом этой истории, и он предполагал написать ее второй том. Сам историк писал, что если ему удастся написать второй том этого сочинения, то он посвятить его также Мухаммад Муким-хану. Однако вследствие того, что к 1707 г. правление Мухаммад Муким-хана в Балхе прервалось, то можно предполагать, что новые события помешали автору исполнить свое намерение.3
Описание рукописей
1.Рукопись № 09/61 из фонда Фундаментальной библиотеки Среднеазиатского государственного университета. Она датируется 5 сафара 1225 / 12 марта 1810 г. Этот список является самым полным и исправленным по сравнению с другими списками, поэтому А.А. Семенов осуществил свой перевод на русский язык на основе этого списка.
2. Список ГБ № 609/11 переплетен со списком «Та рихи Сайид Раким». Он датирован 1239 / 1823-1824 г. Содержит 131 лист. Список ГБ № 609/11 датирован 1229 / 1813-1814 гг. и переписан рукой Мирзы Худайдада ибн Мирзы Хусейна ал-Балхи. Этот список самый полный по сравнению с другими списками этого сочинения и имеет много дополнительных описаний и целых тирад, которые отсутствуют в других списках.
3. Список ГБ № 789 имеет 114 листов. Написан среднеазиатским наста ликом. В конце списка не достает двух-трех листов. Этот список переплетен Мулла Исмаилом в 1219 / 1804-1805 гг. По внешнему виду и по сорту бумаги относится к началу XIX в.1
4. Список ГБ № 1531 переписан неизвестным переписчиком, текст полный, имеет 118 листов. Здесь встречается немало грамматических ошибок. Переписан в 1236/1820-1821 гг.2
5. Список ГБ № 1691/11 находится вместе со списком сочинения «Анис ал-кадирийа», имеет 95 листов. Текст этого списка неполный, он прерывается при изложении истории противостояния Махмуд-бий аталыка с Баятом кара туксаба. Написан среднеазиатским наста ликом. В некоторых местах имеются пропуски и описки. Вся рукопись относится к первой половине XIX в.3
6. Список ГБ № 1738 имеет 93 листа. В конце текста утрачено много листов. Переписан в 1252 / 1836-1837 г. в Бухаре грамотно и разборчиво. Почерк - среднеазиатский наста лик.4
7. Список АС (1) из коллекции А.А. Семенова. Не имеет даты. Переписана рукой Эвез-Мухаммад ибн Хаят-и Мухаммади ямчи в «пятничный день» в начале XIX в. Имеет 92 листа. Этот список является полным и исправленным по сравнению с другими списками, поэтому А.А. Семенов осуществил свой перевод на русский язык на основе этого списка.
Этот список заканчивается изложением истории эпохи правления Субханкули хана (1680-1702гг.). По сравнению с другими списками здесь некоторые абзацы и фрагменты опущены (например, письмо турецкого султана Ахмеда к Субханкули-хану и некоторые другие фрагменты). Список написан почерком наста ликом, местами наблюдаются орфографические ошибки.
8. АС (2) из коллекции А.А. Семенова имеет 132 листа. Этот список переписан в месяце джумади аввал 1323 /14 июля - 2 августа 1905 г. в городе Ширабаде Мирза Абдулму мином Бухари. Почерк - бухарский наста лик. Полный и исправленный список, но в некоторых местах имеются отдельные отступления и сокращения."
Три списка рукописей «Та рихи Муким-хани» содержатся в книгохранилищах Ирана. Списки этих рукописей приведен в каталоге иранских книг.3 Самым ранним списком этого сочинения, который относится к XII веку хиджры (XVIII в.), хранится в книгохранилище библиотеки «Ориф Хикмата». На основе этого списка сочинение было издано в Индии. 1 Следует отметить, что когда А.А. Семенов приступил к переводу «Та рихи Муким-хани» на русский язык, эти три списка не были ему доступны. Содержатся они в следующих книгохранилищах:
1. Список № 6174 - в библиотеке «Хазрати Ма сума» в Куме.
2. Список № 933 - в библиотеке «Ибн Мисквейха» в Исфахане.
3.Список №7912 - в центральной библиотеке тегеранского университета.
Список № 6174 библиотеки «Хазрати Ма сума» переписан в 1237 / 1821-1822 гг. Почерк - пасх. Названия и разделы написаны киноварью. В начале и в конце книги имеется печать вакфа с надписей «худжату-л-ислом Мухаммад Хургони Рашти». Список имеет 110 листов, число строк на страницах - разные.5 Этот список по сравнению с другими двумя списками более полный и пропусков здесь меньше. Однако в написании арабских слов и выражений пропущены огласовки, что затрудняет понимание смысла слов.
Междоусобная борьба за власть и распад государство Шейбанидов
Дальнейшие сведения Мухаммад Юсуфа Мунши по истории Шейбанидов относятся ко второму и третьему этапу их правления. Следует отметить, что в этот период в государстве Шейбанидов усилились междоусобицы и смуты. Некоторые удельные правители считали себя самостоятельными и не хотели подчиняться центральной власти. Иногда чеканили монеты на свое имя. Город Самарканд стал одним из важных городов государства, а его отношения с Бухарой осложнились. Мухаммад Юсуф Мунши пишет, что после смерти Джанибека на престоле Шейбанидов в Бухаре воссел его сын Абдулазиз.1
Согласно сведениям автора «Мусаххиру-л-билад», Абдулазиз родился в месяце раджаб 917 / сентябрь-октябрь 1511 г. Его матерью была Казак » ханим, дочь одного из казахских султанов. После смерти отца он в 946 / 1539 г. воссел на трон Бухары и своим аталыком назначил Таныш бия кушчи. Однако правитель Ташкента Барак-хан через год после смерти Убайдулла-хана совершил поход на Бухару против Абдулазиза и захватил этот город. Затем Абдулазиз одержал над ним победу и в 951 / 1544-1545 г. на его имя была прочитана хутба и от его имени были отчеканены монеты. Он правил шесть лет и в 957 /1550 г. скончался.2
Хафизи Таныш пишет, что когда Барак-хан совершил поход против Абдулазиза, последний не смог противостоять ему и его союзникам и был вынужден обратиться в бегство в направлении Балха. Однако влиятельные джуйбарские шейхи не признали власть Барак-хана и не явились для его поздравления в Бухару. Затем Абдулазиз при поддержке влиятельного джуйбарского шейха Хаджи Ислама вновь установил свое правление в Бухаре, но позже его отношение с этим шейхом испортились. После смерти Абдулазиза Шейбаниды начали между собой ожесточенную борьбу за овладение Бухарой.
По сообщениям нашего автора, при правлении Абдулазиза в Бухаре проживали известные личности, среди которых был каллиграф Мавлана Мир Али - ученик Зайнуддина Махмуда, который учился у Мавлана Султан Али-йи Мешхеди. Последний в отношении ученичества восходил к Азхару, который прославился в искусстве каллиграфии. Он же был учеником Мавланы Джа фара, который, в свою очередь, являлся непосредственным учеником Мир Али-йи Табрези.2
Согласно сведениям автора «Та рихи касира», Мавлана Мир Али по происхождению был из Герата, но долгие годы проживал в Мешхеде.3 О другом известном каллиграфе, имя которого приводит наш автор, сообщает Хондемир. По его сведениям, Али-йи Мешхеди был знаменитым гератским каллиграфом эпохи XIV-XV вв., который работал при дворе Султан Хусейна Мирзы. Он таюке занимался стихосложением и написал поэтический трактат о каллиграфии. Эта книга была широко распространена в мусульманском мире и имела большой спрос. Али-йи Мешхеди умер в Мешхеде. 1
Автор «Маджалис ал-му минийн» Нуруллахи Шустери, приводя сведения о Ходжи Мир Али-йи Табрези (731/1330-1331-807/1404-1405), пишет, что он является знаменитым каллиграфом эпохи Тимура и является основоположником почерка наста лик. Для письма наста лик он выработал определенные правила и отметил тонкости этого вида письма. Его дело продолжили два его ученика - Мавлана Джа фари Табрези и Мавлана Азхар. Таким образом, сообщения Мухаммада Юсуфа Мунши свидетельствуют о том, что в изучаемый нами период искусство каллиграфии пользовалось большим почетом и благодаря каллиграфам многие письменные памятники стали достоянием последующих поколений.
После смерти Убайдулла-хана междоусобицы в Мавераннахре и Хорасане усилились, и власть перешла в руки Абдуллах-хана I - сына Кучкунчи-хана (1539-1540 гг.), который правил шесть месяцев. Его правление сменилось в Мавераннахре двоевластием. Смуты и междоусобицы привели к тому, что каждый султан считал себя независимым ханом и не подчинялся центральной власти. В основном эти ханы были потомками Абулхайр-хана. В Бухаре правил Абдулазиз-хан, сын Убайдулла-хана, в Самарканде -Абдулатиф, сын Кучкунчи-хана, Барак-хан, сын Суюнчходжа-хана, правил в Ташкенте и Туркестане. Сын Джанибека Пирмухаммад-хан правил в Балхе, а другой его сын Искандар-хан - в Миянкале. Это свидетельствовало о начале распада государства Шейбанидов.2
Мухаммад Юсуф Мунши пишет, что после смерти Абдулазиза в 957 / 1550 г. его брат Мухаммад Рахим султан, который был правителем Ташкента, узнав о смерти брата, направился в Бухару, однако по дороге скончался. После этого его сын Шах Бурхан султан отправился в Бухару и воссел на трон. Он постоянно пьянствовал и совершал недостойные поступки, в связи с чем созрело решение о его устранении. Абдуллах-хан, который находился в Кермине, узнав о недостойных действиях Шах Бурхана и расстройстве дел в Мавераннахре, с целью покорения Мавераннахра выступил туда с войском. Перед этим он близко познакомился с известным джуйбарским шейхом Ходжа Мухаммадом Исмаилом Джуйбари и просил его, чтобы он своим благосклонным покровительством оказал ему помощь, что тот и сделал. В ту же ночь эмир Шах Бурхана по имени Мирза-ака замыслил против него заговор. С этой целью он посадил в засаду нескольких людей и обманом направил хана к месту совершения заговора. При прибытии хана в указанное место, Мирза-ака вышел из засады и ранил хана, выстрелив в него из лука. Тогда бывшие в засаде люди, которые ждали этого сигнала, выхватив шашки, набросились на хана и убили его.4
Хафизи Таныш свидетельствует, что в 958 / 1551 г. на бухарский престол в соправители Мухаммад Яр султану был посажен Бурхан султан.1
По этому случаю Мухаммадяр ибн Араб Катаган сообщает, что матерью Мухаммад Рахим султана была Аиша ханум, дочь Султан Махмуд-хана Кашгари, известная под именем Мугул ханум, Мухаммад Рахим имел слабость к женщинам и имел пристрастие к вину. Узнав о смерти брата, он направился в Бухару и по дороге скончался. Тогда по совету Мухаммад Яр султана, правившего в Бухаре, и Таниш бия Кушчи сын Мухаммад Рахима Бурхан султан был приглашен в Бухару. Прибыв туда, он все свое время посвящал пьянству и слабому полу. В 961 / 1553-1554 г. он под влиянием нескольких подстрекателей убил Мухаммад Яра и занял трон Бухары.2
Хафизи Таныш говорит, что между султанами Яр Мухаммадом и Бурхан султаном разразилась война и в 961 / 1554 г. в арке Бухары Яр Мухаммад был убит Бурхан султаном, который стал правителем Бухары.3
По сведению Мухаммадяра ибн Араб Катагана, Бурхан султан не обращал внимание на положение своих поданных и занимался недостойными делами. Абдуллах-хан султан, узнав о делах Бурхан султана, направился в Бухару. Услышав о его приближении к Бухаре, один из известных кушчи Бухары Мирзо ибн Сайдамбий, согласно договоренности, пригласил Бурхан султана в свой дом и убил его. Это происходило в месяце ша бан 964 \ май-июнь 1557 г.4
Хафизи Таныш пишет, что Абдуллах-хан перед тем, как отправиться в Мавераннахр, просил у шейха Ходжа Ислама благословения, так как Абдуллах-хан и его отец Искандар султан являлись ревностными муридами этого знаменитого шейха. Шейх Ходжа Ислам благословил Абдуллах-хана и выдвинул его кандидатуру на ханский престол государства Шейбанидов.
Итак, сведения Мухаммада Юсуфа Мунши о правлении султана Шах Бурхана и Абдуллах-хана соответствуют сведениям других письменных источников.
По словам Мухаммад Юсуфа Мунши, после того как Абдуллах-хан получил благословение шейха Ходжа Ислама, он позвал в Бухару своего отца Искандар султана, находившегося в Кермине и посадил его на трон, а сам отправился в поход для покорения других стран. После захвата всей территории Мавераннахра он вознамерился выступить в Хорасан и овладеть территориями шаха Аббаса. После ожесточенных столкновений он покорил Хорасан и назначил Кульбаба кукельташа его правителем. Последний в течение двадцати лет правил Гератом. Эти сведения подтверждает и автор «Мусаххиру-л-билад»."
Автор «Та рихи аламарайи Аббаси» Искандарбеки Туркмон так же пишет, что после овладения Бухарой Абдуллах-хан назначил своего отца правителем Бухары. На его имя была прочитана хутба и отчеканены монеты. На самом деле Искандар-хан был номинальным правителем, а все основные _ государственные дела вёл сам Абдулах-хан. Далее этот автор говорит, что сын Абдуллах-хана Абдулму мин просил отца передать ему в правление Герат, однако, учитывая молодость сына, тот правителем Герата назначил опытного и близкого ему человека Кулбаба кукельташа, а сам начал готовиться в поход на Хорасан. 1
Переход власти Мавераннахра представителям дома Аштарханидов
Как было указано в предыдущей главе диссертации, после смерти шейбанидского правителя Абдаллах-хана II в 1598 г. и убийства его сына Абдулму мина в стране крайне обострилась междоусобица, и борьба между претендентами усилилась. В результате этих противоборств на трон вступил двоюродной брат Абдаллах-хана II - Пир Мухаммад II, который в результате противоборства и раздоров погиб. Государственная раздробленность Мавераннахра благоприятствовала укреплению и усилению их соперников. Сабзевар, Мешхед и Герат, которые находились в подчинении Шейбанидов, снова были завоеваны Сефевидами. Мухаммад Ибрахим, который поддерживал интересы Сефевидов, был назначен правителем Балха. Казахи во главе со своим предводителем Таваккалом захватили Ташкент, Самарканд и другие города. В 1599 г. Таваккал при осаде Бухары был ранен и потерпел поражение, в результате чего скончался в Ташкенте. Таким образом была временно приостановлена дальнейшая экспансия казахов.1
Во времена противостояния Тамерлана с чингизидом Урус-ханом часть его потомков нашла убежище в Астрахани, а затем они стали управлять этой территорией. Однако когда русское войско захватило Астрахань, один из представителей этого дома Джанибек султан ибн Ярмухаммад-хан, который правил там этим ханством, вернулся в Мавераннахр и нашел приют в Бухаре у отца шейбанида Абдуллах-хана II -Искандар-хана. Последний выдал за него свою дочь, которую звали Зухра-ханум. Таким образом, Джанибек султан вошел в родство с Шейбанидами. Джанибек от этого брака имел трех сыновей, которых звали Динмухаммад-хан, Бакимухаммад-хан и Валимухамммад-хан.
Когда скончался Пирмухаммд-хан II, то эмиры собрались и предложили чтобы престол Шейбанидов занял Джанибек султан. Однако Джанибек султан отказался, мотивируя это тем, что на трон должен быт посажен кто-нибудь из царевичей. После этого эмирами на этот пост был назначен Динмухаммад-хан - старший сын Джанибек султана. Динмухаммад-хан, назначенный правителем Бухары, до этого правил Абиверде, который находился в осаде Сефевидов. По пути в Бухару Динмухаммад-хан скончался. Тогда на высокий трон посадили другого сына Джанибек султана - Бакимухаммада. Третий его сын Валимухаммад-хан был назначен правителем Балха и объявлен наследником престола.
Таким образом, в 1599 г. власть Шейбанидов в Мавераннахре закончилась и перешла к Аштарханидам. Столицей нового государства осталась Бухара. Страна, доставшаяся новой династии, находилась в плачевном состоянии и была разорена. Здесь происходила ожесточенная междоусобица между правителями различных городов и областей. Многие важные города находились в руках тех людей, которые были враждебно настроены к новому хану и его сторонникам.
Бухарские ханы с помощью части феодалов, которым в результате междоусобиц и беспорядков был нанесен большой урон, смогли в некоторой степени привести в порядок страну и стабилизировать в определенной мере политическую ситуацию.2
О первом правителе дома Аштарханидов Мухаммад Юсуф Мунши сообщает, что его звали Джини-ханом, и приводит его родословную следующим образом: Джанихан ибн Ярмухаммад-хана ибн Бахадур-хана ибн Чувак-хана ибн Мухамммад-хана ибн Бахадур-хана ибн Кутлуктимур-хана ибн Кутлукбуга-хана ибн Урус-хана ибн Джучи-хана, ибн Чингиз-хана.3
Эту родословную со следующими пояснительными вставками приводит академик В.В. Вельяминов-Зернов: «Джани-хан, сын Яр-Мухаммед-хана (Мухаммед-султана Абулгазия), сына Бугишлау (очевидно, Мангышлак-султан Абулгазия); в татарском письме «Бугишлау» может легко обратиться в «Мангышлак» и наоборот), сына Чувак-хана, сына Мухаммед-хана; (т.е. Кичик-Мухаммеда), сына Бахадур-хана (ошибка: чит. Тимур-хана), сына Кутлук-Тимур-хана, сына Кутлукбуга-султана (ошибка, Тимур Кутлук был сын Тимура-мелика), сына Урус-хана, потомка Чучи-хана, сына Чингиз-хана». Далее Мухаммад Юсуф Мунши приводит сведения о жизни Урус-хана и пишет, что, согласно сведениям историков, когда Тохтамыш-хана победил Кутлукбуга-хан, то первый отправился к Тимуру за помощью и тот дал ему приют. После чего снабдил его большим войском и отправил против Кутлукбуга-хана. В сражении, состоявшемся между ними, Кутлукбуга-хан был убит. Урус-хан, узнав о смерти своего сына, два раза посылал послов, чтобы Тимур выдал убийцу своего сына - Тохтамыша, однако его просьба не была удовлетворена. В итоге между ними произошло столкновение, в котором Урус-хана убили и часть подвластных ему племён была разбита, а другая часть рассеялась по разным территориям. Что касается Кутлуктимура, то он отправился в Астраханское царство и впоследствии стал правителем этой местности. Потомки Кутлуктимура продолжали править этим ханством до Ярмухаммад-хана. Впоследствии среди них началась вражда и Ярмухаммад-хан, забрав своего сына Джанибека, покинул Астрахань и прибыл в Бухару к Искандар-хану." Тот принял его доброжелательно и дружественно и выдал за него свою дочь Зухра-ханум. У них родились три сына: Динмухаммад-хан, Бакимухаммад-хан и Валимухаммад-хан. В бозе почивающий Абдуллах-хан послал Динмухаммад-хана править Несой и Абевардом, а те двое остались у него при дворе.3
Автор «Зафар-наме» Шарафуддин Али Йезди относительно этой истории пишет, что Тохтамыш после поражения от Кутлукбуга в 1376 г. повернул в сторону Самарканда. Тамерлан отправил своего верного эмира Туман Тимура, чтобы он встретил Тохтамыша. Тот встретил его в Узгенде и сопроводил до Узгенда. По прибытии Тохтамыша в Самарканд, Тимур пышно встретил его и передал в правлении области Отрар и Соварон. Затем выделил ему большое войско и отправил в поход против Кутлукбуга ибн Урус-хана. В этом сражении Кутлукбуга одержал победу и разграбил подчиненные ему области. Тохтамыш вернулся в Самаркан, и Тамерлан, вновь вооружив его, направил против Кутлукбуга, наконец, Тохтамыш где одержал победу и убил Кутлукбугы. Тогда Урус-хан собирает большое войско и совершает поход против Тохтамыша. По пути он отправляет своих послов Кепек манкута и Тулуджана к Тамерлану и требует, чтобы последний передал ему убийцу его сына Тохтамыша, в противном случае пусть готовится к сражению. Его требование было отклонено Тамерланом.1
Эти сведения подтверждают также авторы «Та рихи Рашиди» Мирза Мухаммад Хайдар Доглат2 и «Зафар-наме» Низамиддин Шами.3
Согласно сведениям автора «Кашкули Салими» Мухаммад Салима, после изгнания из Астрахана Ярмухаммад-хан со своим сыном Джанибеком отправился в Мавераннахр. Сперва они остановились во дворце правителя Ургенча Хаджим-хана, который являлся сыном дяди Ярмухаммад-хана, однако из-за неприветливого приема, оказанного им Хаджим-ханом, они покинули это место и отправились к Шейбаниду Искандар-хану. Последний принял их приветливо и выдал свою дочь Зухра-ханум, которая приходилась сестрой Абдуллах-хана, за Джанибека. Затем у них родилась одна дочь и четыре сына. Старшего звали Динмухаммадом, адрое других носили имена: Мухаммад-хан, Валимухаммад и Поянда султан. Таким образом, сведения нашего автора о предках Аштарханидов являются верными.
Согласно сообщению Мухаммад Юсуфа Мунши, когда был убит Абдулму мин-хан, то при поддержке эмиров Бухары на престол был посажен Джанибек султан, который не согласился с этим решением. Я тоже чингизид, сказал Джанибек султан, но считаю, что в Мавераннахре верховную власть надо передать кому-либо из царевичей дома Шейбанидов. В конечном итоге признали достойным такой власти Динмухаммад-хана, который был племянником Абдуллах-хана. После этого эмиры послали своих представителей в Несу и Абиверд, прочитали пятничную молитву на имя Динмухаммад-хана и от его имени были выпущены монеты.2
В некоторых научных исследованиях утверждается, что первым правителем Аштарханидов являлся Бакимухаммад-хан.3 Но анализ нумизматических материалов свидетельствуют, что еще в 1600-1603 гг. в Бухаре, Самарканде и Ташкенте от имени Джанибека были выпущены монеты. Это позволяет сделать вывод, что первым фактическим правителем Аштарханидов был Джанибек султан.5 Другие письменные источники так же подтверждают этого.6
Сведения Мухаммад Юсуфа Мунши об административном устройстве Бухарского ханства в XVII - начале XVIII вв
Вопрос о государственном устройстве Шейбанидов и Аштарханидов до настоящего времени полностью не изучен. Хотя этой проблеме посвящено много исследований, она все еще требует тщательного исследования." В «Муким-ханской истории» приведено много сведений о государственной системе в XVI - начале XVIII вв. Изучение и систематизация этих материалов способствуют определению структуры государственного аппарата в Бухарском ханстве изучаемого периода. В этот период существовала сложная, но в определенной степени налаженная система управления государством. Естественно, она была унаследована от предыдущих эпох, но в соответствии с местными условиями и общественно-политической ситуацией подвергалась некоторым изменениям. Главы наиболее крупных кочевых племен обычно назначались на высшие государственные должности, что способствовало большему усилению влияния племенных эмиров.
Материалы «Муким-ханской истории» показывают, что высшим должностным званием в тот период являлось ханское звание, которое носило лицо, стоявшее во главе государства.1 Свою деятельность он осуществлял посредством определенных государственных учреждений и чиновничьей иерархии.
Во времена правления Чингизидов верховная власть в государстве находилась в руках хана и являлась наследственной. Ханом можно было избрать любого из членов алтан уруга («золотого рода»), если его признавало большинство членов этого дома, и на курултае царевичей его кандидатура утверждалась.
Хан имел определенные права, которые были связаны с исполнением его функций. У него было по меньшей мере пять прав и функций:
І.Хан в качестве главы царствующего рода имел право контролировать всю территорию страны, принадлежащую разным улусам, и давать различные распоряжения. Обязанность входила также защита страны от внешнего вмешательства.
2.Как верховный главнокомандующий, он мог объявить войну и заключить мир.
3. Имел право вести переговоры с любым иностранным государством и определять курс государства во внешней политике.
4.Имел право казнить или помиловать своего подчиненного.
5. Для поддержания порядка и защиты существующего устройства он имел право издавать законы и другие государственные акты.
Основным элементом признания хана являлось прочтение хутбы и чеканка монет на его имя.
Важное место в иерархической ступени государственного аппарата занимали султаны. По сведениям Мухаммад Юсуфа Мунши, в государстве Шейбанидов и Аштарханидов султаны сыграли большую роль. Так, должность султана при Шейбанидах носили Будак султан, Махмуд султан,2 Хуррамшах султан,3 Суюнчмухаммад султан4 и др. Известными султанами Аштарханидов были сыновья Надирмухаммад-хана Хусравшах султан, Бахрам султан, Кутлукмухаммад султан, Абдуррахман султан, Касиммухаммад султан, Аллакули султан5 и др.
При Аштарханидов наследников престола, которые обычно правили Балхом и его областями, называли султанами.
В государственном управленческом аппарате того периода особое место занимали эмиры, которые принадлежали к знати кочевых племен. При получении более высоких чинов они сохраняли крепкие связи со своими родами и племенами. В труде Мухаммад Юсуфа Мунши приведено много сведений об эмирах, их весомой роли в общественно-политической жизни страны и их деяниях. Были и мятежные эмиры, как Баят-кара из племени алчин, который долгое время выступил против центральной власти.6
Попав в трудное и безвыходное положение, эмиры бежали от ханов или их наместников в свои племена, к сородичам и старались привлечь их к борьбе против последних.
В труде Мухаммад Юсуфа Мунши приводятся названия и других должностей и их носителей. Как один из таких важных чинов он называет накиба (араб. - предводитель, глава общины). Известным накибом того периода был Мухаммад Са ид Ходжа.7 Накиб и аталык входили в число высоких чинов, и согласно церемониалу их место находилось слева от хана. Эта должность была наследственной и принадлежала лицам сейидского происхождения.1 Должность накиба в начале XVII в. в Балхе в основном принадлежала потомкам Сейида Ата. Затем она перешла к потомкам Ходжа Баха ад-Дина-Накшбанди.2
В походах хана накибы всегда находились рядом с ним и своими советами и предложениями поддерживали его. Например, при выступлении Надирмухаммад-хана против Рустам султана ибн Валимухаммад-хана в 1612 г. Назар-ходжа накиб в Гарчистане всячески поддерживал хана.3
В «Бухарском трактате» приведено четкое определение обязанностей накиба, согласно которому он принимает активное участие в устройстве, снаряжении и расположении войска во время похода и ведения войны.4
Другой важной должностью являлся аталык (тюрк. - аталык, атака, атабек - заступающий на место отца), о котором много сведений приводит Мухаммад Юсуф Мунши. По его сведениям, эта должность давалась самим ханом известным эмирам за их храбрость в боях и преданность по отношению к хану. Аталыки иногда считали себя самостоятельными и пытались не подчиняться правителю, как это произошло с аталыком Балха Адил-бием, который не захотел подчиниться хану и организовал войну против правителя.5
В трудах других средневековых авторов также указывается на важную роль этого чина.6 Во время правления Шейбанидов, когда Абдулла-хан отправил малолетнего Абдулму мина в Балх, эмир Джанкелди-бий, назначенный ему в качестве аталыка, взял в свои руки правление страной.7 В 1015 / 1606 г. Валимухаммад-хан отправил пятнадцатилетнего Надирмухаммада в Балх, а тирана Шахбек кукельташа назначил туда аталыком, который фактически правил страной и жестоко относился к населению. Об ответственной роли аталыка в управление и государством пишет также автор «Нама-йи аламара-йи Надири» Мухаммад Казим."
Известными аталыками при Аштарханидах были: Махмуд-бий аталык, Имакули аталык, Мухаммаджан Хаджи аталык, Хашик-бий аталык,6 Адил-бий аталык7 и др.
В общественно-политической жизни Мавераннахра изучаемого периода заметную роль играло мусульманское суннитское духовенство. Они занимали важные и ответственные посты в государственном аппарате управления. Мухаммад Юсуф Мунши приводит подробные сведения о представителях духовенства и их роли в жизни страны. Они имели огромное влияние в стране и народные массы прислушивались ним больше, чем к правителям страны и к другим влиятельным чиновникам. Поэтому правители при выступлениях в походы или решении сложных проблем, связанных с общественно-политической жизнью страны, всегда обращались за помощью к представителям духовенства. Так, по сведениям нашего автора, в борьбе за власть в Мавераннахре Имамкули-хан обращался за помощью к влиятельному ишану Ходжа Хашими и при с его поддержке одержал победу над своим дядей Валимухаммад-ханом.8