Введение к работе
Актуальность пестедовшая. На современном этало развития нашей отрави особое значение приобретает духовний прогресс общества.
Цриюяши нового арктического шшления, которшлз: определяется глубокая перестройка общественной аизяи, составляадая основное содержание текущего момента иаиай негорда, арзддолахаит новые подхода к осліслекіш иоторга культура народоз СССР я практи-ческоыу использования исторшеокого опыта культурного строительства. 1Сак отмечено в доклада И.О.Горбачева на XIX Всесоязной конференции КПСС, главное направление поллг&а я области шузи, образования и культури в перзод перест-рэнгк "видится как возврат к ленинский прлнципам, поворот к человеку, к духовш!у обогащении народа. Парки гадят своо задачу в sea, «гсби нарадзвать усадім во пая отоЗ гуманней цалк .
- Приверженность такая палатке a пракїіко в обдаст культурі, которао обеспечивай? свободу худозес;гвеіп;ого гворчестза, не-ограничешшй достуа трудяцяхея і: догдаяевляд кудьзурм, обогацаз-i32u духовний шр человека, последсЕаїедінсо есуц-гствдэвде ленинских пряшгаов отношения к культура, G гі1ВЗртЄЄІ'«0'СНТЄЛЛ2ГЄНЦДН, ксклгкащзх любые проявлена афшястрзрзвакас и делзюще норкой берзшое отнеиекие к наследии npossoro, к его дуягш традшпжи подчеркивается в постановленій первого Сьэзда народных депутатов СССР. к
Свободное развитие культура, літературі .п искусства на основе всего богатства шровых п отєчєстеєклп; ценностей является одной нз перзоонередких программно: целей КПСС, поставленных ШЫ съезде*! партия.3
Такая постановка вопроса связана о Ееобходзыоома углубленной разработки есєго комплекса проблем есдаалзотяческов" культурі, наиболее полного учета цсторзчеокд сясзпбзшхся реалій.
J Горбачев И. С. О ходо реализации решений ШП съезда КПСС и задачах по углубленно перестройка. Доклад ка ХІЇ Есесооздой конфэроа ШШ КПСС, 28 ишя 1938 rf М., 1988, 0.28,
2 Советская культурі, 1989, 27 агаа.
3"Полнтаческий отчет Центрального Комитета ШСС ШШ съезду КПСС
ачи партии". Локлад Генерального секретаря ЦК ШСС Горбачева, Правда, 1990, 3 иаяя.
Процесс рюадеишх новой культури. Еобравшей в своя и ошг прошога, и многообразие форм, хоторие выявила Великая Октябрь-скал социалистическая реяолщи*. ках известно, был неоднозначен. Именно поэгоцу обращение к нашей истории 20-х и 30-х годоа, изучение материа/іоз о завоеваниях культурної! револвдия первых послеоктябрьских десятилетий, раскрытие диалектики пройденного дуга -это ие только актуальная научная проблема, ко я вопрос политики
Перестройки И рбВОЛЮЦИОННОГО СбВОВЛеНИЯ ООВеГСКОГО ОбЩООТЕа.
В игом смысле особый интерес приобретает становление социалистической музыкальной культуры, поскольку цузыка, как один из наиболее действенных видов искусств, обладаидос каибслъией сякой эмодиональяого воздействия., сразу вклотилась т> upousoc строительства социалистической культура. '
С первых хе лат утверждения нового общественного строя в налай стране Кодаунастическая партші н Сойотское правительство определили политику пролотарского государства в области музикального искусства, выдвинула задачу развитая каднокалышх музыкальных культур. Так, в Азербайджане, с уетановлеииеа Советской власти музыкальное искусстао влилось в русло общегосударственного строительства. Вместе о другими ыолодаиа уузцкальикш культураш страны, азербайджанская цузвкальная культура із вратчайзгЛ ксторз-ческяь период нролка путь о? различных фора музыки устной л-рзда-цли до национального претворения сдоянш: Таиров европейм:ой ку-акки.
Уепедкос развитие музыкальной культури, сохранение её саам-бнтности бало возможным лишь на основе творческого усвоения наследи* простого, овладения гудогестьешш«н ценностями, соадакншш народом на прецдествущкх этапах исторического развитая.
Ленинское учение о кудьтурнс-истораческой преемсгаенносга, основные пологения которого легла в основу государственной политики сохранения культурного наследия, явилооь необкодашм условная для научного определения места народного музикального творчества в истории национального искусства. Этим а обусловлено становлений в 20-х годах новой советской иокуоотаоведчеокой наука -музнкакїкой фольклорготшш.
Все ьоараотапдбб значение данная области наука, повышенный интерес к духовному опыту промах поколений, дпктуеиый воем ходок культурной жизни в нашей стрше, невозшашн баз воеотороннего
.- з--
ссы%ешя есторки становления а развитая хузыкальноЯ фольклористика в поолеоктябпьокяй период.
Соблюдение арилциш вогорззма, гш лизтрумента наутасго
ПОЗП&ЯЇЯ, ДаДТ ВОЗМОЖНОСТЬ Мубсе гССЛОЕОаЗТЬ ПрОЦЗОО возникновения и развитая ндуяіг, sS amozz, оснопкна зтааы, пуги, сяо -соботзует формировании целостного Ерэдсте.рченкя о современной её состояний, рола в жязня общества в пвраповгляях развития.
Задачей шмх дезй является изучение погорю аэербайджак-сяоЗ ггузьКільвсй фошиоригтиги, её овчзей о пргкгикоЛ культурного сгроигсльатьа. закономерностей её развития, диалектического взнкшдеі«.откх« з другими областями гауэдого эналия.
Зтз воасосы вотаат о особой острогой сегодня, когда идут процессы осноьлешм нашего общэстпа, углубляеток демократизация, воэрогдаегся нацискальяоз самоеозваняз л срэдлшеютоя законы, создавши правоЕув базу обеспечения подлинной политической закостоя--тздьчоста и суверенитета республют.
Как счраведово отмечено в Политическом опята ЦК Компартии Азербайдадяв ШП съезд? Коїосузя'ЛіічзскоЗ партии Азербайджана: "Создаете свободной л демократической республмся немыслимо беь ее" духогао-Еравстаеякого эозроздекня. Важнейшим условие?! является рззвп'гав исторической внісші народа. Под этим подразумевается объективнее изучение которая и строго научная трактовка собікай прошлого.... воссоздание целостной история азерб;Шдшщ-окого народа, nysa, пройденного республикой... Сраорзтет;шм на-пеаялекзеи остается шщгогоэка к зэдакзп трудов по петория Азербайджана, Есторш философии, язнка, литература н искусства нашего народа-" *
їакяа образом, ахтуалькосгь дассертацчояной работн заключается в раскрытия ряда ггалоизучекйт проблем история азербайджанской культури.
Хронологические рачки диссертации, охватнвассяе ваянейяпа период з зизшг Советского государства, дозволила вам ввести сло-дущую периодизации истории развития музыкальной «фольклористики Азербайдкава: I этап - &ормированяе научных основ музыкальней фольклористики а 20-е года, саязашшй о организацией первых науч-
I "О ходе перестройки и задачах партийных организаций республики".
оклад первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана А.Н.Муталя-аза. Былка, 1990, 9 июня.
Енх ячеек з области изучения музыкальной культурі Азербайджана, и П этап - Развитие цузнкальной фольклористики в Азербайджане в 30-41 гг, пслозеший начало систематическому л планомерному исследованию музыкального фольклора, а такге заловивший прочный фундамент, обеспечивающий интенсивное развитие музыкальной фольклористики в последующие года.
Исследование одного S3 важнейших аспектов культурной революции - становления и развития музыкознания в Азербаїїдкане -Даёт возможность осветить сущность ленинской национальной политики, создавшей условия для вовлечения всех народов и народно -стей СССР d строительство социалистической культури, взаимообс-гащения и облиаенЕя национальных музыкальных культур.
Изучение ошта Колиунасгнческои "партии к Советского правительства и 2 органов на местах, накопленного в области строительства советской иуэЕиакьноВ культури, в частности азербайджанской, в ходо культурной рзволвцяи смеет вазноз политическое п научно-прантичесхэе значение.
Состоягшй научной, гззрас'агаішооти ntodxein. йюатабы поставленных в диссертации задач, а тскко оясуясязйв сдедаалызсс работ со дакноцу кругу вопрссоз, похрабозаап анадява литература по раз-лпчвш надравленгям псследогакад.
К числу фувдагвиталкых работ по псторгы советской культури относятся исследований М.П.Кжа, в которые дана ответы па многие принципиальные вопроси яеорсш и истории культурной револшии, периодизации её истории, просивзиваатся развитие всох звеньев социалистической культура, освежается деятельность партия и государства б области иуяътуряого строительства.х
Последила десятилетия"э советской поторюгррфяи отмечеїш активной разработкой проблза история советской культурі, закономерностей её формирования, сущности ленинской кокцепцла культурной револылш, как иэтодояогической основи всей историографии
I Кш &I.D. Коиотшстическая партия - организатор культурной революции в СССР. М., 1955; Он ге. 40 лет Советскоы культуры, М., 1957; Он se. Коммунизм ц культура. М., 1961; Он ке.Проблемы развития социалистической культура. В кн.: Культура развитого социализш: Некоторые вопросы теории и истории, id., 1978 и др.
советской культуры.
Многое сделано в области отраслевого изучения истории советской культуры. ^ Создание фундаментальных їрудсв но истории разБятия просвещения, науки, литература я искусства продолжает оставаться одной из важнейших задач советских исследователь ft, занимающихся изучением различных о«ер культури. При это;.': необходимо отметить, что б исторической литература недостаточно отражены вопроси развития советской музыкальной культуры в йО-40-х годах. Исключение состандяет ряд диосертацаошик работ, посвя-щешшх музикальному строительству в отдельных регионах страны.
история музыкальной культуры рассматриваемого периода в значительно большей степени прояснена в трудах советских музыковедов.
Поскольку основной целью нашего исследования является изучение истории музикальної! фольклористики следует особо отметить ряд музыковедческих работ, осведащих проблемы становления и раз-
I Иовчук і.і.'Г., Коган Л.И. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы, я!., 1979; Темироа-ев і'і.і.і., ікроинцеь fc.b. Очерки история советской культуры. М., І950; Советская культура: история и современность. ii., І9ЬЗ; Великая Октябрьская социалистическая: революция и становление советской культуры (ГЛ7-19.І? гг). «I,, 19ЬЬ; Горбунов Б.Б. Развитие и.Л.Лениным марксистской теории культуры (советский порлод). ..1., TJda, Советская культура 70 лет развития. М., 19о7; Вопроси исто они и историографии социалистической культури, і.і., 19Ь7; Советская культура в реконструктивный период. 1926-1941. 1.1., 19Ь8.
'і. Подробно историографии по проблемам культурного строительства см.: Jok Л.пі. вопросы культурного строительства в советской исторической литературе. В кн.: Культурная революция в СССР Ї Л 7-1965 гг. іі,, Ї9и7, Она не. Лето рил изучения советской культуры. і.і., І9&Е и др.
-
Вайда Г.К. Великий Октябрь и музыкальное строительство в Татарии (ІУІ7-І9/І? гг). Авторе;., дис. канд. ист. наук. Казань, 1956; Георгаиашвили Э.М. История музыкального образования в Грузии в период строительства социализма (192І-Ї937 гг). Автореф. дис. канд. ист. наук. Тбилиси, 1986.
-
Подробный перечень работ дается в диссертации и библиографии.
вития советский муанкальной фольклористики.
Вопросы истории и теорій азербайджанской народной музыки затрагивались в ииоготомнаке "История музика народов СССР", в работах В.іІ.Еалязва, В.С.Виноградова, В.М.Кравонооова, И.К.Сви-рлдовоЯ.~
В монографиях, брслаэрах и статьях азербайдканчких историков изучен лшрз.е;:;; круг вопросов, осведающих кардинальные проблеми культурной ССЮЛІСЦИИ.3
Основные этапы культурного строительства ь Азербайджане наша-свое отражение в фундаментальных сводных трудах "История Азербайджана", "Очерки истории Комигунистнчеокой партии Азербайджана".^ Несмотря на то, что отдельные работы порой изобилуют прочно утьердивхбшоя в исторической науке штампами и стереоти-
I Асафьев Ь.В. О народной музыке. Л., 1367; Беляев В.І4. О музыкальном фольклоре а древней письменности. Ы., 1971; Гиппиус М.В., Чичероъ о.Л. Советская фольклористика за 30 лет. Советская зтнограіая, ІіЧ?, li 1; Квитка"К.В. Избранные труда в -'-х тоиах, т.1, Л., 1971; Т.П. 'Л., 1Ь73; ЗекцовскиЙ И.И. Русская coj-етскал лгузыхальная фольклористика. - В кн.: Воп- росы теории и остотаки музыки. Выл. 6-7. ,1., 1937; Он не. Фольклористика как наука. В кн.: Славянский музыкальный фольклор. Статьи и штериалш. №.. IJ72; Он же. Социалистическая культура и Іольхдор. Ь кн.: .іасодная музыка СССР и современность, л., ІУ&І; Он хе. Фольклористика в системе музыковедческих дисциплин. Советская музыка, Ід&і, И 9 и др.
к Беляев Ь.й. Очерка по истории музыки народов СССР. Bun.2,M,, l-Jbd; синоградев B.C. Ъопоосы шзеигля национальных куэыкаль-ных к-.'льтур е СССР, ".і., 1Эо1; Кгавоноссв Ь.М. Материалы дія изучения история азербайджанской народной музыки (библиотека Московской Государственной консерватории им.П.И.Чайковского, Иіш.л йЗ/^98); Свиридова Л.К. Из истории записей и публикаций азербайдззнсхого музыкального 4ольклора.- В кн.: ;.!узц~ каліііоя фольклористика. Вып.1, М., 1973.
-
Ьекплов IL Октябрьская револщия и расцвет социалистической культуры Азербайджана. Баку, 1955 (на азеро. языке): Курганов м.К. Культура Советского Азербайджана, Ear.', ІУ59; Паша-ев і!. А. Очески истории культурного строита/ vr^a Советского Азсроайдхана. ьаку, I9u5: itycaeEa 'Г.А. луж уркое строительство в Азербайджане ^19-0-1^10 re). В кн.: Ь^.тьтурная революция в ССоР. І9І7-ІУ6Ь гг. М., I9S7; Нашаег Л.А. Победа культурной революции в Советском Азербайджане. Баку, 1976; Культура Советского Азербайджана. Баку, 1980; Багиров М.Б. Помощь Советской России в осуществлении Ленинского плана культурной революции в Азербайджане. Баку, І985 и др.
-
Истошя Азербайджана. Т.З, ч.І. Баку, 1963; Очерки истории Коамунисткчеокой партии Азербайдаана, Баку, 196о.
паки в оценке и подходах к тем или иным историческим фактам и события», они тем не менее позволяет воссоздать картину станої?-ления и развития азербайджанского советского чскусстла. Однако.» следует отметить, что в азербайджанской историографии отсутству-ют специальные исследоваат, раскрываадле процесс станомешт азербайджанской советскої'; музыкальной культури. Специальная раз-работка проблей ра?влмя музыкальной культурі Азербайджана діла в трудах азербайджанских музыковедов.
Выход в свет в 1945 г. фундаментального труда "Осногн азербайджанской народной музыки" основополотлика азербайджанского профессионального музикального искусства Уз.Гадхлбекона яг.нлея стимулом для развития современного азербайджанского щзмкоэна-гои. В течение последующих лет появились обобщающие, монографические исследования, очерки, критические статьи, освацаюцие отдельные вопросы исторші я теоріш азербайджанской нл родное музыки. Определенное место в них занимают проблемы записи и публикации азербайджанского музыкального фольклора.*
История азербайджанской музыкальной фольклористики, как отдельная отрасль музыкальной науки в республике начала разрабатываться лишь на современном этапе.2
Фундаментальним трудом, осьещаздпм исторические этапы становления и развития музыкальной фольклористики в Азербайджане, явилось исследование А.И.Иса-заде "Азербайджанская, народная музыка (истоки, проблемы собирания а исследования)".
1 Исмайлов М.С., Карагичсса Я.В. Народная музыка Азербайджана.
В сб.: Азербайджанская музика. І.І., 1961; Гадкибеков Уз. О му
зыкальном искусстве Азербайджана, Баку, 1966; Ь:ачь-йоль.
Избранные статьи и речи. Ъаку, *іба (на азеро. языке); Абасо-
ва 3.F., Касимов К.А. Очеоіси музыкального искусства Советско
го Азербайджана, шку, 1970; адгшинский Ф. Наро.дные певцы и
музыканты Азербайджана. ..1., І97У: /іса-заде А.И. из истории
изучения музыкального фольклора Азербайджана. - В кн.: Азер
байджанская народная музыка. Очерки. Баку, 1981 (на азорб.
языке); Эльдарова У.М. Искусство ашнгов Азербайджана. Баку,
1984; Йса-заде А.и., Сеймов К.А. .Музыкальный фольклор. -
В сб.: Расцвет азербайджанского советского искусства, ъаку, 1986; Магомаев М. О музыкальном искусстве Азербайджана. Баку, 1987; Касимова Н. Соратники. Баку, 1988.
-
Следует отметить, что в работах азербайджанских филологов вопросы история фольклористики находят свое отражение. Достаточно привести в пример следующие опубликованные sa последние годы работы: Вопросы азербайджанской Фольклористики. Тематический сборник научных трудов. Баку. 1983 (на азерб.языке); Беляев В. Азербайджанский фольклор.Баку,1985 (на аэерб.языке).
-
Цпсс. ... д-ра искусствоведения. Киев, 1988.
Вглесге с тем, проблемы становления и развития музыкальной фольклористики, качественные изменения в содержании и формах народного творчества, и методах его изучения, происшедшие в процессе осудсотгяеши культурной революции в Азербайджане, остаются до настошцего врегдош одним из мялоясследовагашх разделов азербайджанской культурологии.
1Ши^и>Ш}.ЖЛ2йРШШШ2.' Основной целью работы является изучение к обобщенно исторического опыта развития музыкальной фольклористики в хоче культурной революции в Азербайджане в 1920-2941 гг.
В связи с постаглегаюй целью в работе решаются следующие задачи:
осветить процесс формирования социалистической музыкальной культури в Азербайджане, возникшей на иолне мощных революционных преобразований всех сфер общественной жизни;
проанализировать историю становления и развития азербайджанской советской музыкальной науки, её истоки, эволюцию на определенных этапах, осмыслить ее достижения в связи с развитием советского общества;
раскрыть значение деятельности первых научных ячеек по изучению музыкальной культуры Азербайджана, в частности азербайджанской народной музики;
рассмотреть историю возникновения Научно-исследовательского кабинета музыки (Нгасмуза) при Азгосконсерватории, подробно проследить за развитием музыкальной фольклористики на материале его деятельности, уяснить плодотворность его- опыта для современного музыкознания, показать его органическую причастность к актуальным проблемам строительства социалистической культуры и тем самым восполнить ощутимый пробел в истории азербайджанской музыкальной науки.
Методологическая основа а источкиковая база исследования. Методологической основой диссертации являются произведения классиков марксизма-ленинизма, посвященные культуре и искусству, ленинское учение о культурном наследии,' партийности и народности литературы и. искусства.
Важное методологическое значение для исследования проблемы имели сборники произведений В.й.Ленина, в которых сконцентрированы его работы о литературе и искусстве, а также оборники статей
I Ленин В.И. О культуре и искусстве. М., 1956; Ленин В.И. О литературе и искусстве. М., 1986.
советских ученых, посвященные основополагающему значена) шрк-систокс-ленинской методологии в музыкознании и фольклористике.
Определения В. Й.Ленина, имеющие принципиальное значение для понимания сущности фольклора как самостоятельной и самобытной творческой художественной деятельности народных масс,^ как материала, раскрывающего "народную психологию в наши дни, чаяния и свидания народные",3 являются основой для изучения истории музыкальной фольклористики.
Большую методологическую помощь в работе над проблемой оказала резолюции ЦК РКП(б) по вопросам культуры, принятие по предложению и при участии В.И.Ленина.^
Важное значение для научного раскрытия теш исследования имел анализ документов партийных съездов, конференций, съездов народных депутатов СССР, Пленумов ЦК КПСС, Большое значение для изучения проблемы имели также постановления Советского правительства, статьи и речи выдающихся деятелей КПСС и Советского государства, посвящетше проблемам духовной лиїзни Советского общества.
В процессе исследования автором были изучены такие важнейшие политические и теоретические документы КПСС, кач Материалы ХУЛІ съезда КПСС, XIX Всесоюзной конференции КПСС, документы КПСС о перестройке,5 Программа КПСС (новая редакция), Материалы ХХУШ съезда КПСС.
В диссертации использованы материалы съездов Компартии Азербайджана в рассматриваемый период,^ XXXI съезда Компартии Азербайджана, последующих пленумов ЦК КП Азербайджана, Штериалы XXXII съезда Компартии Азербайджана.
-
В.»1.Ленин и вопросы литературоведения. ІЛ.-Л., 1961; Учение В.И.Леюша и вопросы музыкознания. Л., 1969; В.И.Ленин и музыкальная культура. М., 1970; Ленинское наследие я изучение фольклора, л., 1970.
-
Гусев В.. Ленинское наследие и изучение художественного творчества народных масс- В сб.: Л.И.Ленин и вопросы литературоведения. м.-Л., 1931, с.127.
-
Земцовский Л.А. Ленинские принципы методологии научного исследования и задачи музыкальной фольклористики.- В сб.: Учение В.И.Ленина и вопросы музыкознания. Л., 1969, о.208.
-
Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.Т.2, 1917-1922, 9-е
изд., М., 1933.
-
КПСС о переотройке: Сб. документов. М., 1988.
-
Коммунистическая партия Азербайджана в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.І, 1920-1937.Баку,1936-
Источниковедческой базой исследования явились материалы Центрального Государственного архива Октябрьской революции Азербайджанской СО? (ЦГАОР Лзерб.ССР)и Центрального Государственного архива литературы и искусства Азербайджанской ССР (ЦГАЛИ Азерб. ССР). Документальную оонову диссертации составили материалы ЦГАОР Азерб.ССР, в частности фонда 57 (Наркошроса А?ерб.ССР). Ь работе таїае использованы документы Общеотва обследования и изучения. Азербайджана (фонд 389), Азербайджанского Государственного научно-исследовательского института (фонд 387), Азербайджанского Республиканского комитета профессионального ооюза работников искусств (АзРАСис) (фонд 1305), введены в научный оборот также ютсриалн Центрального дворца культуры трудшцихся-азврбайдаа-нок им. Али-Іаіірамова (фонд 2663). Из ЦГАЛИ Азерб,ССР извлечена материалы фондов 329 - Азгосконоерватория, 345 - Управление по делам искусств при Совнаркоме Азерб.ССР, 351 - Азербайджанский научно-исследовательский институт языка ы литературы! 7 - Азербайджанское музыкальное издательство, .360 - Республиканский дом народного творчества.
В работе также использованы документальные материалы научного арыша Лнотагута архитектура и искусства АН Азерб.ССР. Еольшув покодь в раскрытии проблемы оказали данные центральной и рзопуб-ликаноко.і периодической печати, многие из которых являются библиографической редкостьв.
Научная новизна исследования заключается в том, что данная
работа является первой попыткой исследования процесоа становления
азербайджанской советской музыкальной культуры s аспекте культур
ной революции, формирования а функционирования азербайджанской
музыкальной фольклористика, как науки о точка зрения историческо
го развития общества. '.'.''
На основе впервые введенных 2 научный odopoft архивных документов в диосертадда выявляются особенности этого процесоа, оове-! щается деятельность научных организаций Азербайджана в облаота музыкального иокуоогва, .','.'.-
Автор по-новому рассштрзвао? деятельность Научнс-иоследо-вательокого кабинета иузеш vgi Азгосксаоерваторип, научной организации, полоанвшей начало састеэдгдчоокому а целенаправленному исследованию азербайджанского музыкального фольклора, а такяе являщейоя своеобразным центром музыкальной науки Азербайджана.
- II -
Научная новизна исследования заключается также в самой постановке проблемы, определяющей становление музыкально!1, фольклористики, как одігого кз важнейшие факторов успешного осуцестало-ния культурной револлкпі в Азербайджане.
Практическая значимость исследования. ИргдставлзгшыЯ автором обширный материал, выгода и .обобщения, полученные в результате исследования, могут бить использованы при подготовке обобщающих трудов по истории культурного строительства'» опецпаших разделах, посвященных становлению и развитии азербайджанского советского искусства.
йіатериалн диссертации могут быть применены в хурсе лекций "история Азербайджана" (советский период), в спецкурсе "Развитие науки в Советском Азербайджане", в'преподавании дяоциплнн "Музика народов СССР', ':Азербайджанская советская музнка", "Основа азербайджанской народной музыки", а так*е в лекторской к пропагандистской работе для широкой популяризации нсторико-музыкаль-ных знаний.
Апробация работы. Основные выводы к результати исследования были изложены в докладах и заступлениях автора на конференциях молодах ученых по проблемам развития архитектуры и иокуесгва в Советской Азербайджане (1983г., 1937г.), на научной сессии, посвященной итогам научно-исследовательских работ Музея истории Азербайджана за 1987г. (1983).
Диссертация, била-обсуздена.и одобропа на заседаниях отдела истории Азербайджана советского периода музея истории Азербайджана АН Азсрбаіідяанс.соЙ ССР и отдела нагорий Азербайджана периода Великой Октябрьской социалистической революции и социалистического строительства Института истории АН Азербайджанской ССР.
По теме диссертации опубликовано аеоть научных статей.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и лятэ-ратуры.