Введение к работе
Актуальность исследования. В наше время трансформации нравственных ориентиров растет необходимость обращения к национальному культурному фонду страны, что становится особенно актуальным, когда речь идет о процессе становления и развития музыкально-драматического искусства, соединившего в себе элементы литературы и пластики, живописи и музыки, а следовательно, в значительной степени определившего приоритетность общечеловеческих ценностей для поддержания непрерывности и преемственности культуры.
Содержание театрального процесса обусловлено непростым взаимодействием тенденций эволюции искусства и социально-культурных условий, в которых оно существует. Театр всегда своевременно и тонко реагировал на социальные перемены в стране, являясь современником своего зрителя, открывая перед ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания и самосовершенствования.
Профессиональный театр, возникший в Киргизии в советский период, отражает общественное сознание данной эпохи, художественные смыслы, идеи и концепции и потому является важным объектом исследования исторической науки. Объективный анализ особенностей становления музыкально-драматического искусства в республике, динамики развития каждого отдельного театрального коллектива во взаимосвязи не только с общероссийской театральной системой и государственной политикой, но и социокультурными особенностями региона; места и роли театра в национальной культуре является важным фактором формирования целостного понимания художественных процессов в Киргизии в контексте культурно-нравственных парадигм первой половины ХХ в.
Хронологические рамки исследования охватывают первую половину XX в. и определяются двумя основными факторами: общеисторическим – развитие общества в целом и проблемным – развитие системы киргизского музыкально-драматического искусства.
Степень научной разработанности проблемы. При рассмотрении историографии изучаемой проблемы в хронологической ретроспективе можно выделить три периода, отличающиеся как степенью интенсивности исследований, количеством публикаций, так и концептуальными подходами в трактовке и оценке историко-культурных событий. Первый период относится ко времени присоединения территории Киргизии к Российской империи. Известные российские путешественники, ученые-исследователи – Ч. Валиханов, М. Венюков, П. Валеев, Н. Пржевальский, Ф. Поярков, В. Радлов, Н. Северцов, П. Семенов-Тян-Шанский, А. Федченко и другие изучали и описывали не только богатства природы Киргизии, но и культуру, и быт кочевников.
Весьма ценны заметки первых собирателей музыкально-этнографических материалов киргизского народа – австрийского музыканта, капельмейстера русских военных оркестров в Ташкенте А. Эйхгорна, а также западных этнографов Г. Капю, Г. Бонвалло и Г. Пфеннига.
Второй период охватывает годы Советской власти и включает в себя исследования, созданные в рамках советской исторической науки и отличающиеся негативной оценкой событий и фактов дооктябрьского периода и завышенной позитивной характеристикой культурного строительства в советский период. Тем не менее, эти работы внесли значительный вклад в изучение истории культуры киргизов. Прежде всего, следует отметить глубокие исследования материальной и духовной культуры киргизов конца XIX – начала XX вв., осуществленные С. Абрамзоном, В. Бартольдом, а также научную разработку вопросов истории музыки А. Затаевичем, первым записавшим мелодии песен и инструментальных наигрышей киргизов.
Основы киргизской историографии, связанной с национальным театром, заложены искусствоведом Н. Львовым. Появляются исследования, в которых делается попытка рассмотреть общие закономерности в развитии театров республик Средней Азии и Закавказья. Так, О. Олидор прослеживает взаимосвязь между работой над русским классическим репертуаром и ростом профессионализма актеров национальных драматических трупп. Фундаментальные труды музыковеда В. Виноградова освещают важнейшие проблемы теории и истории киргизского поэтического и музыкального фольклора и основные аспекты развития профессионального музыкального искусства.
Полезными для раскрытия заявленной проблемы стали работы следующих российских исследователей: О. Кайдаловой, установившей общие закономерности и особенности развития театрального искусства в республиках Средней Азии; музыковеда В. Янковского, впервые осветившего процесс становления и развития основных жанров и форм профессионального музыкального искусства киргизского народа; работы искусствоведа В. Берёзкина, посвященные киргизской сценографии.
В республике усиливается интерес к изучению устного народного и музыкального творчества как главного средства выражения миропонимания киргизов. Появляется особое направление в науке – манасоведение (М. Ауэзов, А. Бернштам, С. Мусаев, К. Рахматуллин, Б. Юнусалиев и др.). Но главным в советской киргизской историографии 60–80-х гг. XX в. было изучение культурной политики советского государства на различных этапах его развития, особенностей духовной и материальной культуры киргизского народа, истории различных видов киргизского искусства, становления киргизской советской интеллигенции, взаимовлияния культур киргизского и русского народов. Это прежде всего, работы под редакцией А. Салиева, опубликованные Академией наук Киргизской ССР, монографии Д. Айтмамбетова, Д. Брудного, С. Даниярова, К. Каракеева, С. Керимбаева, И. Соктоева, С. Токтогонова, С. Узбекова и др. Научный интерес представляет и работа литературоведа С. Джигитова, показавшего процесс становления киргизской драматургии, и кандидатская диссертация А. Марголиса, отразившая некоторые аспекты истории становления театрального искусства в Киргизии в 1917–1932 гг.
Третий период представлен исследованиями как известных, так и молодых ученых Кыргызской Республики, опубликованными в постсоветский период. В работах А. Какеева, Д. Джунушалиева, В. Воропаевой, А. Джуманалиева, С. Плоских, А. Эркебаева, П. Дятленко и других представлены противоречия, проблемы и успехи советской эпохи в области культуры. Возобновлен интерес к вопросам русско-киргизских межкультурных связей, роли русской культуры в истории становления киргизского профессионального искусства, особенностям современной духовной культуры киргизов (Г. Джунушалиева, О. Сумарокова, А. Шипилов, Н. Эшимбекова и др.). Новыми исследованиями обогатилось и манасоведение (Ш. Акмолдоева, И. Молдобаев и др.).
В историографии XXI в. велик удельный вес работ отечественных ученых В. Плоских, А. Джуманалиева, З. Курманова, Э. Маанаева, Ж. Урманбетовой и других, написанных с современных позиций критического анализа. В них на основе привлечения новых исторических источников переосмыслены многие реалии исторического прошлого киргизского народа, его культуры.
Большое значение для понимания проблематики исследования имеют монографии киргизских искусствоведов Р. Уразгильдеева о киргизском балетном искусстве и С. Субаналиева – об этнических корнях музыкальной культуры киргизов. Значительно выросло в последние годы число публикаций, посвященных жизни и творческой деятельности композиторов, певцов, исполнителей-инструменталистов, артистов, режиссеров театра и других деятелей культуры. Особенно полезными были для нас работы В. Воропаевой, А. Кузнецова, Д. Тойбаева, С. Сыдыковой, Д. Уметалиевой.
Историография различных аспектов истории культуры киргизского народа довольно значительна. Однако в связи с тем, что многие работы носят скорее публицистический, нежели научный характер, перегружены риторикой советской эпохи, проблема изучения истории становления и развития музыкально-драматического искусства в Киргизии требует новых научных подходов. Более того, имеются факты, когда авторы в силу различных политических ситуаций советского времени высказывали полярные мнения и оценки по поводу одних и тех же событий в этой сфере духовной жизни общества. Отсутствие специального исследования, посвященного вопросу становления и развития музыкально-драматического искусства Киргизии в первой половине XX в., обусловило наше обращение к данной теме.
Объектом исследования является музыкально-драматическое искусство Киргизии как неотъемлемая часть духовной культуры народа.
Предмет исследования: процесс становления и деятельности музыкально-драматических коллективов, решение организационных, кадровых, репертуарных, художественных проблем в контексте конкретно-исторической эволюции киргизского общества в первой половине ХХ в.
Цель исследования: комплексное и системное рассмотрение социально-исторической практики развития и особенностей функционирования музыкально-драматического искусства в Киргизии, в первую очередь, проблем взаимодействия театра и общества на различных исторических этапах. В соответствии с этим выдвинуты следующие исследовательские задачи:
определить истоки сценического искусства в Киргизии в конце XIX в.;
проанализировать процесс зарождения театрального искусства в контексте культурной политики советского государства в 20-е гг. XX в.;
обозначить основные проблемы и пути их решения на начальном этапе деятельности первых профессиональных театров;
раскрыть роль российских деятелей культуры в становлении музыкально-драматического искусства Киргизии;
показать трудности и достижения музыкально-драматического искусства республики в 30-е и предвоенные годы;
отразить особенности музыкально-драматического искусства Киргизии в годы Великой Отечественной войны;
раскрыть противоречия культурной политики государства и успехи профессионального драматического искусства в послевоенный период;
определить особенности формирования национального исполнительского стиля в оперном и балетном искусстве;
Источниковой базой исследования явились документы и материалы о деятельности киргизских театров, театральных и музыкальных учебных заведений, как находящиеся в архивах, так и опубликованные в сборниках документов. Особенно полезными оказались фонды Киргизского государственного драматического театра, Государственного русского драматического театра, Киргизского государственного театра оперы и балета, Киргизской государственной филармонии им. Т. Сатылганова, Управления по делам искусств при Совете Министров Киргизской ССР, Министерства культуры Киргизской ССР, Правления Союза писателей Киргизской ССР, Правления Союза художников Киргизской ССР, Правления Союза композиторов Киргизской ССР, Республиканского комитета профсоюза работников искусств Киргизской ССР, хранящиеся в Центральном государственном архиве Киргизской Республики (ЦГА КР). В этих фондах содержатся справки, отчеты, протоколы заседаний комиссий, приказы ведомственных госучреждений, переписка учреждений культуры, отчеты о развитии искусства республики в целом и республиканских театров в частности, позволившие автору в комплексе рассмотреть данную проблему.
В Центральном государственном архиве политической документации (ЦГА ПД КР) тщательно изучен фонд ЦК КП Киргизской ССР, что позволило выявить не только степень партийного контроля в сфере культуры, но и роль компартии в развитии музыкально-драматического искусства в республике.
Широко использованы в диссертации сборники статистических данных, документов и материалов, отражающие динамику развития культуры в республике, социокультурные изменения в жизни киргизского общества.
В качестве источников были привлечены изданные в Москве и Киргизии с целью популяризации достижений киргизского театра краткие очерки по истории театров республики, биографические «этюды» о творчестве ведущих композиторов, актеров и художников, содержащие отдельные факты, относящиеся к исследуемому периоду. Для полного раскрытия темы использовалась и обширная информация, почерпнутая в центральной и местной периодической печати. Особую ценность представляют рецензии и статьи в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», посвященные деятельности национальных драматических коллективов. Полезная информация была обнаружена и на сайтах в сети Интернет.
Комплексное использование разных по характеру групп источников помогло автору всесторонне представить проблематику диссертации и решить поставленные задачи.
В качестве методологической основы исследования использована система методов, среди которых ведущими являются исторические методы (сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-ретроспективный), методы социально-исторического анализа, аксиологический метод и др.
Сравнительно-исторический метод позволил соотнести особенности развития театров Киргизии с историческими событиями в стране и выявить закономерности и перспективы развития киргизского музыкально-драматического искусства. Благодаря проблемно-хронологическому методу был определен диапазон проблематики исследования, а диахронно протекающие процессы выстроены в последовательные этапы, отражающие развитие музыкально-драматического искусства от кружков художественной самодеятельности до создания и достижений профессионального театра в середине ХХ в. Анализ формирования музыкально-драматического искусства в Киргизии в исторической ретроспективе позволил установить влияние политических, экономических и других процессов на изменение функций театра. Историко-системный метод обеспечил целостный охват музыкально-драматического искусства Киргизии как области социума и системы, обладающей внутренней логикой. Историко-типологический метод дал возможность упорядочить и систематизировать различные аспекты музыкального и театрального искусства Киргизии. Применение аксиологического метода позволило оценить уникальность музыкальных произведений, сценических постановок, показать их значимость для киргизской культуры. Метод контент-анализа источниковой базы исследования выявил тенденции и приоритеты стратегических направлений развития музыкально-драматического искусства Киргизии. Не менее важным является применение метода биографического анализа, который ставит в центр исследования деятельность отдельной личности, связанной со сценическим искусством.
Осмысление исторических процессов на основе объективных методологических позиций, рациональных научных подходов позволило автору воздержаться от крайностей в оценке музыкально-драматического искусства в республике на различных этапах его развития.
Научная новизна исследования заключается в анализе, на основе малоизученных документов, исторических предпосылок и основных этапов становления профессионального музыкально-драматического искусства в Киргизии, факторов, повлиявших на концептуальное понимание места и роли театра в различных сферах общественной жизни, на особенности его развития в первой половине ХХ в.
Данная тема впервые исследуется в киргизской исторической науке с точки зрения диалектики традиций и реалий XXI в. Это обусловило определенные элементы новизны в таких конкретных компонентах исследования, как содержание основных направлений и особенностей развития системы музыкально-драматического искусства в контексте конкретно-исторических условий.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Истоки современного музыкально-драматического искусства Киргизии представлены богатейшим народным устно-поэтическим и музыкальным творчеством киргизов, насыщенным элементами театральности (акыны-импровизаторы, острословы-комики, исполнители народных песен, сказители эпоса, музыканты-инструменталисты и др.). С присоединением территории Киргизии к России (1855–1876 гг.) и появлением первых переселенцев в городах, по инициативе российской интеллигенции, возникают первые драматические кружки, в деятельности которых начинает принимать участие и коренное население.
-
С установлением Советской власти на территории Киргизии появляются начальные формы сценического искусства – самодеятельные кружки и агитационные бригады. При отсутствии элементарных средств коммуникации агитбригады, в простой и потому доступной народу форме, несли политику партии большевиков практически неграмотному кочевому и полукочевому населению республики и очень органично «вписались» в его жизнь, так как поднимали социально-значимые темы (революция, борьба с баями, Гражданская война, новая светлая жизнь и т. д.) точно так же, как искусство импровизаторов всегда отражало не только важные, но и современные события.
-
В контексте культурной политики Советское государство придавало большое значение театру как особому институту, способному эффективно воспитывать массы не только эстетически, но и идейно. В условиях киргизской советской государственности национальный театр начинает функционировать на принципах синтеза народного творчества и традиций русской театральной культуры. Создание музыкально-драматической студии (1926 г.) стало закономерным событием, поскольку было обусловлено острой необходимостью подготовки национальных кадров, а также той значительной естественной ролью, которую играли музыка и устное поэтическое творчество в жизни народа. Одновременно с национальными создавались и первые русские театральные коллективы, что соответствовало задачам культурной революции.
-
Развитие национального музыкально-драматического профессионального театра проходило в условиях ужесточения партийного и государственного контроля в области культуры, что сыграло как отрицательную (ограничение свободы творчества), так и положительную роль (ассигнования, профессиональная подготовка национальных кадров).
-
Приезд в республику ведущих российских деятелей музыкально-театрального искусства, развитие творческих связей между русской и киргизской труппами ускорили становление и развитие музыкально-драматического искусства Киргизии, что с успехом было продемонстрировано на Первой декаде киргизского искусства в Москве (1939 г.) и характеризовалось появлением нового вида национального сценического искусства – киргизской оперы.
-
В годы Великой Отечественной войны усиливается значение музыкально-драматического искусства, востребованного как на фронтах, так и в тылу, в деле формирования и активизации патриотического потенциала общества: происходит перестройка политико-массовой работы, меняется репертуар. Появление в Киргизии творческих коллективов, эвакуированных из европейской части СССР, во многом стимулировало рост профессионализма национальных театральных коллективов, становление балетного сценического искусства.
-
В послевоенный период, несмотря на административный диктат, нехватку профессиональных кадров, трудности формирования оригинального репертуара в республике сложилась целостная система музыкально-драматического искусства, получили дальнейшее развитие опера и балет – как высшей формы музыкально-драматического творчества, основа расцвета киргизского сценического искусства в последующие годы.
Практическая и теоретическая значимость представленного исследования заключается в сочетании хронологического и проблемного принципов, что позволило глубже осветить истоки сценического искусства, рассмотреть основные тенденции и особенности становления и развития музыкально-драматического искусства Киргизии.
Материалы и выводы дополняют соответствующие разделы общей истории Киргизии и могут быть использованы при чтении лекционных и специальных курсов по «Отечественной истории», «Истории культуры Кыргызстана», «Культурологии», при создании обобщающих трудов по проблемам культуры и искусства. Практическая значимость работы состоит также и в возможности использования полученных результатов исследования в образовательно-воспитательной деятельности театров.
Общетеоретические выводы диссертационного исследования могут способствовать более глубокому пониманию необходимости сохранения преемственности при планировании государственной поддержки учреждений культуры в Кыргызской Республике.
Апробация результатов исследования. Основные концептуальные положения и выводы работы были представлены на международных и республиканских конференциях (Бишкек, Минск), апробированы в монографии «Музыкально-драматическое искусство Киргизии в первой половине ХХ века» (Бишкек, 2010. – 13,5 п. л.), в семи научных статьях, три из которых опубликованы в ведущем рецензируемом научном журнале, рекомендованном ВАК РФ – «Вестник КРСУ» (г. Бишкек).
Результаты диссертационного исследования используются автором в преподавании дисциплин «История культуры Киргизстана», «Культурология» в Киргизско-Российском Славянском университете (г. Бишкек). Общий объем публикаций составляет 18,5 п.л.
Структура и объем диссертации обусловлены логикой достижения цели и решения поставленных исследовательских задач. Текстовая часть диссертации состоит из введения, двух глав, содержащих по четыре параграфа, заключения, списка источников и литературы из 265 наименований, приложения. Общий объем диссертации – 210 страниц.