Содержание к диссертации
Введение
Глава I
ВЛИЯНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РПЦ С ВАТИКАНОМ И ВСЦ В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ С. 29
1. Противостояние РПЦ и Ватикана С. 29
2. Становление отношений РПЦ и ВСЦ С. 48
Глава II
СОВЕЩАНИЕ ГЛАВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ АВТОКЕФАЛЬНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В МОСКВЕ В ИЮЛЕ 1948 ГОДА С. 74
1. Подготовка к созыву Московского совещания С. 74
2. Ход Московского совещания С. 89
3. Реакция Ватикана и ВСЦ на созыв Московского совещания и его решения С. 103
Глава III
ПРОЦЕСС НОРМАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ РПЦ С ВАТИКАНОМ И ВСЦ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНРІЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА СССР С. 119
1. РПЦ и Ватикан: от конфронтации к диалогу С. 119
2. РПЦ и ВСЦ: от изоляции к сотрудничеству С. 135
Заключение С. 164
Список используемых аббревиатур С. 169
Список источников и литературы С. 170
Приложение С. 183
- Противостояние РПЦ и Ватикана
- Подготовка к созыву Московского совещания
- РПЦ и Ватикан: от конфронтации к диалогу
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современных мировых политических процессах все более активную роль играют религиозные организации, они становятся влиятельными участниками международных отношений. Однако в нашей стране рассмотрение вопроса государственно-церковных отношений в области внешней политики, равно как и признание самого факта существования подобного взаимодействия, стало возможным только в последнее десятилетие.
В настоящее время в России наблюдается рост государственно-церковного сотрудничества, основанного на принципах уважения и невмешательства. Русская православная церковь (РПЦ) самостоятельно принимает решения об участии во внешнеполитических процессах России и всего мирового сообщества. Она имеет свою точку зрения по важнейшим вопросам международной политики и открыто ее высказывает, не ориентируясь на светскую власть. В свою очередь, государство считается с позицией Московской патриархии во внешнеполитической сфере, признавая, что тесные контакты с РПЦ обогащают дипломатическую службу более масштабным видением национальных интересов страны. Властные структуры в современной России не решаются насильственно содействовать осуществлению своих намерений через представителей Московской патриархии, как это было в советские времена. РПЦ уже потеряла свой статус государственной церкви, являющейся проводником внешней политики Кремля.
Политический вес РПЦ на международной арене обусловлен тем, что она является самой крупной церковью в православном мире, к ней прислушиваются и ее мнение учитывают другие автокефальные православные церкви. Но высокая репутация РПЦ в мировой политике определяется не столько ее многочисленностью, сколько самостоятельностью в формулировании и достижении собственных целей, решении задач, отвечающих непосредственно церковным интересам.
Поэтому к числу важнейших проблем современного политического развития относятся вопросы взаимодействия политического руководства и Московской патриархии в области внешней политики. Чтобы заданный позитивный курс в области государственно-церковных отношений не потерял своей ориентации, необходимо рассмотреть историю этого вопроса применительно к советскому периоду с целью выяснения негативных моментов влияния государства на внешнеполитическую деятельность РПЦ.
Аспект государственно-церковного взаимодействия в сфере международных отношений будет рассмотрен через попытку разрешения проблемы христианского единства, которая именно в 1940-е - 1950-е годы приобрела особую актуальность. После победы над фашизмом человечество вступило в полосу так называемой «холодной войны». Нагнетание международной напряженности привело к тому, что очень ярко обозначилась проблема разделенности мира политическими, идеологическими и религиозными границами. Это способствовало яркому осознанию того, что достижение церковного единства может способствовать умиротворению различных конфликтов. Эта идея неоднократно обсуждалась представителями различных христианских церквей и деноминаций, самыми влиятельными и авторитетными из которых были Русская православная, Римско-католическая церкви (РКЦ) и Всемирный совет церквей (ВСЦ).
Позиция Русской православной церкви по вопросу церковного единства была изначально четко выраженной. Она говорит о том, что его решение напрямую зависит от степени преодоления догматических разногласий. На данный момент РПЦ трудно обсуждать проблему христианского единства с представителями западных конфессий, так как она не подвержена влиянию церковного модернизма. Широкая секуляризация католичества и протестантизма привела к тому, что церковное вероучение не рассматривается в качестве основы при проведении экуменических диалогов. Между тем, РПЦ продолжает призывать инославные конфессии к конструктивному диалогу, в основе которого - стремление свидетельствовать об истине православия. Во имя этой цели Московский патриархат еще продолжает формально участвовать в экуменическом движении.
Для того чтобы понять сегодняшние тенденции развития вопроса христианского единства, необходимо рассмотреть взаимоотношения РПЦ с другими православными церквами, Ватиканом и ВСЦ после II Мировой войны. Учитывая нынешнее кризисное состояние в экуменическом движении и серьезные трудности, возникшие также на пути православно-католического диалога, предлагаемая работа является попыткой объективного освещения данной тематики, столь насущной для церковно-общественной ситуации в современной России.
Состояние научной разработанности темы. В историографии проблемы можно выделить два периода - советский и современный — и три направления:
светская отечественная историография;
светская зарубежная историография;
церковная историография.
До конца 80-х годов проблема внешних связей Московской патриархии после Второй мировой войны специально не рассматривалась. Это можно объяснить тем, что в условиях авторитарного режима изучение вопросов религии и церкви подвергалось жесткому организационно-политическому регламентированию.
В советской историографии время понтификата Пия XII (1939 - 1958) получило исключительно негативное освещение. В работах Л.Н.Великович, В.И.Волгина, Н.А.Ковальского, М.М.Шейнмана1 Ватикан характеризовался как препятствие на пути исторического прогресса, его внешнеполитические заявления и деятельность истолковывались лишь в контексте «империалистической политики». Антикоммунистическая позиция Папы Римского послужила причиной изображения Пия XII как одного из главных организаторов «холодной войны», а миротворческие заявления Ватикана объявлялись лицемерными.
И.Р.Григулевич в своей книге «Папство. Век XX»2 называет Пия XII «атлантическим папой» за антикоммунизм и поддержку курса «холодной войны». По его мнению, международная деятельность Ватикана была направлена на столкновение стран Запада с СССР, «что соответствовало стремлениям наиболее реакционных сил капиталистического мира»3.
Э.Винтер в своей работе «Политика Ватикана в отношении СССР. 1917 - 1968»4 объясняет отрицательное отношение РПЦ к РКЦ и ВСЦ их нежеланием присоединиться в первые послевоенные годы «к исходившему от Советского Союза и безоговорочно поддержанному русской православной церковью движению в защиту мира»5.
Н.С.Гордиенко, рассматривая проблему экуменического движения, характеризовал его целеустремления, ориентированные не столько на воссоединение христианства, сколько на сплочение «церковных сил Запада на платформе антикоммунизма и антисоветизма»6. По мнению автора, проимпериалистическая направленность деятельности центра экуменизма -Всемирного совета церквей - сдерживала участие Русской православной церкви в этой организации, после того как в документах ВСЦ появились элементы осуждении колониализма и милитаризма, Московская патриархия сочла возможным присоединиться к экуменическому движению .
Труды советских исследователей, как правило, имеют обзорный характер, к тому же несут идеологический отпечаток негативного отношения к религии. Таким образом, проблема внешнеполитической деятельности Русской православной церкви являлась одной из наименее изученных в исторической науке. Более того, в целом 1940 - 1980-е годы можно считать в некоторой степени утерянными для исследователей данной темы.
Своеобразный всплеск интереса историков к теме взаимоотношений РПЦ с Римско-католической церковью и экуменическим движением произошел в начале 1990-х годов, что, с одной стороны, было обусловлено снятием ранее существующих идеологических запретов, а с другой, получением доступа к широкому кругу документов центральных и местных архивов, к исследованиям зарубежных авторов.
О.Ю.Васильева в своей монографии «Русская Православная Церковь в о политике Советского государства в 1943 - 1948 гг.» на основе новых архивных источников уделила внимание внешнеполитическим планам Кремля, в интересы которого была включена РПЦ с ее духовным потенциалом и международным влиянием. О.Ю.Васильева проанализировала взаимоотношения СССР и Ватикана, которые строились с учетом конфронтации между Римско-католической и православными церквами. Одним из направлений ее исследования явился анализ и оценка сталинской идеи создания системы православного единства автокефальных церквей стран Восточной Европы под эгидой Московской патриархии как основного содержания нового курса по отношению к церкви и ее использования во внешней политике. Создание такой системы, по мнению автора, должно было стать отправным пунктом и одновременно ударом по ватиканской идее складывания конфедерации придунайских стран. О.Ю.Васильева считает, что Сталин претендовал и на лидерство в планируемом им объединении поместных православных церквей вокруг Московского патриархата, как международного православия, который мог стать «духовно-нравственной опорой международной политики Кремля» .
В своей новой книге «Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор» О.Ю.Васильева говорит о борьбе с Ватиканом, которую считает одним из центральных направлений внешнеполитической деятельности советского государства в 1940-х - начале 1950-х годов. В этой конфронтации оно использовало и догматическое противостояние между православием и католицизмом, и непростые отношения между Вселенской и Московской патриархиями, не вступая при этом в область канонического и догматического существования РПЦ. Сменившие И.В.Сталина политические лидеры не только не оценили предшествующий опыт, но повели свою, лишенную во многом дальнейших перспектив политику в области государственно-церковных отношений. При этом власть не только не считалась с внешними интересами церкви, а «цинично попирала их, нисколько не заботясь о последствиях, которые могли иметь и имеют длительный исторический резонанс»11. К таким государственным деяниям О.Ю.Васильева относит события, связанные с подготовкой и проведением Второго Ватиканского Собора и участие в нем наблюдателей от РПЦ.
Деятельность Московской патриархии на международной арене рассматривает в соответствующих главах своей монографии «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» М.В.Шкаровский. С осени 1943 года по лето 1948 года, считает автор, РПЦ являлась одним из важнейших инструментов реализации наступательной стратегии СССР, осуществления попытки установить доминирующее влияние в послевоенном мире. Основными направлениями международной деятельности Московской патриархии в эти годы было обеспечение поддержки христианскими конфессиями в восточно-европейских странах режимов народной демократии, борьба с Ватиканом и утверждения своего первенства в православии и даже во всем христианском мире. То, что не все из поставленных, задач были реализованы, М.В.Шкаровский объясняет их чрезмерной глобальностью и авантюристическим подходом советских государственных органов, разрабатывавших данные планы.
М.В.Шкаровский, подводя итоги международной деятельности Московской патриархии в исследуемый период, приходит к пониманию, что ее активность на различных этапах существенно менялась. Если в 1945 -1948 годах она была значительной, то затем резко пошла на убыль, вновь начав расти с 1955 года. По мнению автора, эти колебания напрямую связаны со степенью заинтересованности советского руководства во внешнеполитических акциях РПЦ. Советское правительство рассматривало Московскую патриархию как инструмент государственной политики - в разные периоды более или менее важный. Нельзя не согласиться с выводами автора, что при всех колебаниях внешнеполитической активности Русской православной церкви «изменение ее роли на международной арене сразу же оказывало влияние на положение в своем Отечестве, большей частью определяя его13.
Свой взгляд на проблему двойственности в оценках и отношении к экуменическому движению со стороны Кремля и РПЦ изложила Т.В.Волокитина в обстоятельной работе «Советское руководство, Русская православная церковь и экуменическое движение»14. По ее мнению, это объяснялось «неоднозначностью внутри самого движения». Отказ от участия в Амстердамской ассамблее был обусловлен односторонней протестантской, то есть прозападной, ориентацией ВСЦ. Но в этой организации происходила медленная, но серьезная эволюция, результаты которой стали заметны на заседании ЦК ВСЦ в Торонто в 1950 году. Принципиально важным был пункт принятой там декларации, констатировавший, что ВСЦ не претендует на превращение в структуру, стоящую над церквами-членами Совета, а определяет себя как форум, призванный служить взаимным отношениям и контактам христианских церквей. Акцент на уважение целостности и неприкосновенности догматических и канонических основ православия открывал для Московской патриархии многообещающие перспективы сотрудничества. На Эванстонской ассамблее ВСЦ в 1954 году прозвучал призыв к запрещению всех средств массового уничтожения и отказу от силы как инструмента политики. Нарастание конструктивных усилий ВСЦ как в церковно-религиозной, так и в политической сферах привело к смене негативного подхода Московского патриархата и советского руководства к возможности установления прямых связей РПЦ с экуменическим движением. Но в то же время автор оговаривается, что не внутренняя эволюция ВСЦ, а прежде всего обстоятельства политического порядка сделали возможным выход Русской православной церкви на качественно новый уровень межцерковных контактов. Усиление на рубеже 1950-х - 1960-х годов конфронтации СССР с США и странами НАТО привело мир к балансированию на грани войны. В этих условиях «объединение церквей, выступавших за мир, против орудия массового поражения, рассматривалось в Москве как стабилизирующий фактор»15, способный сыграть позитивную роль в момент, когда международная обстановка вновь начала накаляться. РПЦ не должна была оставаться в стороне от этого важного мероприятия, поэтому, по мнению Т.В.Волокитиной, вопрос об ее интегрировании в экуменические структуры был предрешен.
А.И.Горшкова16 также придерживается точки зрения, что внешняя политика РПЦ в послевоенное время не отличалась несамостоятельностью. Она выделяет одно из главных направлений международной активности Московского патриархата: пропаганда миротворческой деятельности Советского государства и РПЦ. После окончания II Мировой войны, отмечает она, во всех странах стали появляться приходы и епархии Московской патриархии. На международном уровне это должно было выглядеть как нормализация межправославных отношений. На самом деле, считает исследователь, целью данной акции было желание опорочить зарубежную церковь во главе с Ватиканом, а также правительство США, решительно поддерживающих папу Римского Пия XII.
А.И.Горшкова приходит к выводу, что к 1957 году сравнительно ровные взаимоотношения первого послевоенного десятилетия РПЦ и Кремля стали постепенно обостряться, поэтому для изменения ситуации с притеснениями внутри страны церковь активизировала свою деятельность на международной арене. Власти были заинтересованы в широком участии РПЦ в экуменическом движении, а старая политическая борьба с Ватиканом при использовании Московской патриархии приобретала характер межцерковных разногласий. По мнению автора, последовавшие внешнеполитические акции РПЦ по нормализации отношений с ВСЦ и Ватиканом абсолютно «соответствовали хрущевской политике мирного сосуществования, расширения и укрепления внешних связей СССР»17.
Трудное положение РПЦ внутри страны считает одним из факторов активизации ее внешнеполитической деятельности и А.А.Красиков18. Он приходит к выводу, что сам факт выхода РПЦ на мировую арену делал практически невозможным возврат к политике «тотальной войны» государства с религией.
В своей работе - «От экуменизма к самоизоляции»19 - А.Красиков предпринимает попытку раскрыть практическое значение участия РПЦ в контактах экуменического характера для изменения положения церкви в стране в лучшую сторону. По его мнению, И.В.Сталин запретил РПЦ думать об установлении каких-либо связей с инославными христианами, так как размышлял о реализации другой идеи - о том, «как сколотить своего рода «православный фронт» во главе с Москвой, «третьим Римом», в поддержку внутренней и внешней политике Кремля» . Однако усилия по созданию в столице СССР мирового религиозного центра в противовес католикам, протестантам и Константинопольскому патриархату окончились неудачей. А.Красиков считает, что Сталин не пустил РПЦ в ВСЦ, а его наследники сняли этот запрет в расчете извлечь из международных связей выгоду для себя в изменившейся ситуации. ЦК КПСС разрешил Московскому патриархату установить контакты с ВСЦ, а затем дал согласие на вхождение РПЦ в эту организацию. В начале 1960-х годов специальным постановлением высшего партийного руководства РПЦ получила право направить своих наблюдателей на II Ватиканский собор. А.Красиков приходит к выводу, что в погоне за тактическим успехом Хрущев, рассчитывающий использовать в своих интересах Ватикан и ВСЦ при проведении нового курса советской внешней политики, недооценил стратегические последствия своего жеста, который «приблизил окончательное разрушение тоталитарного атеистического режима»21.
Некоторые аспекты внешнеполитической деятельности РПЦ после II Мировой войны затрагивает в своей работе «Русская Православная Церковь и государство» И.В.Левченко. Автор поддерживает точку зрения М.В.Шкаровского, что, хотя Московская патриархия свои авторитетом и поддерживала различные меры советского правительства или осуждала действия его противников, интерес к ней со стороны советского руководства в конце 1940-х- начале 1950-х годов значительно снизился.
Желание Кремля активно использовать церковь во внешнеполитических акциях победило во второй половине 1950-х годов. В большинстве западных стран христианские объединения выступали существенным идеологическим фактором на международной арене. Вести с ними эффективный диалог, оказывать на них воздействие, по мнению И.В.Левченко, было возможно только через РПЦ, посредством ее внешней деятельности. Поэтому в это время, в обстановке «холодной войны», когда «активные миротворческие акции советского государства требовали расширения и углубления контактов с прогрессивными демократическими организациями (включая и религиозные)» , произошло прекращение прямой конфронтации в отношениях Московской патриархии с Ватиканом и присоединение РПЦ к экуменическому движению.
А.П.Иванов в своей статье «Русская Православная Церковь и мировое православие в 1945 - 1948 гг.»24 рассматривает тему объединения мирового православия вокруг Москвы. Реализация этого плана входила в комплекс задач, которые власть ставила перед РПЦ. По мнению А.П.Иванова, роль Московского патриархата на этапе 1945 - 1948 годов полностью совпала с тем, чем занимался в это время Советский Союз, — «созданием лояльного к себе отношения, новых политических режимов с советской деноминацией»25 в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Делегации от Московского патриархата, подчеркивая новый уровень государственно-церковного взаимодействия, повышали авторитет СССР, а Кремль, занимаясь созданием подконтрольных коммунистических правительств, косвенно способствовал поднятию престижа РПЦ в глазах местной власти, готовой даже на прямое давление ради копирования советского опыта. Итоговый результат был одинаковый — укрепление влияния, прямое подчинение и складывание единого блока с общей позицией по любому вопросу.
Нельзя не согласиться с выводами автора, что в течение 1945 - 1948 годов советское правительство не смогло воплотить в жизнь идею создания православного центра в Москве. Этот неуспех Кремля А.П.Иванов объясняет проблемами в отношениях со своими союзниками по социалистическому лагерю, а также противодействием США и западного сообщества реализации этих планов.
Ю.Е.Карлов, первый официальный представитель СССР и России в Ватикане в 1990 - 1995 годах, в своей книге «Миссия в Ватикан»26 освещает неизвестные события истории политических и дипломатических контактов Кремля и Римского престола. Он поддерживает традиционную точку зрения, что сталинская линия в отношении Ватикана была открыто враждебной, что Пий XII был политической фигурой, наиболее осуждаемой советской пропагандой. Но в то же время Ю.Е.Карлов впервые приводит сведения из дневника лидера итальянских социалистов П.Ненни, которого поразило во время беседе с И.В.Сталиным на ватиканские темы в июле 1952 года положительное суждение советского лидера о папе Римском: И.В.Сталин хвалил Пия XII за его выступление в защиту мира. Автор объясняет этот факт попыткой поиска И.В.Сталиным, особенно в последние годы его жизни, новых политических альтернатив, что находит подтверждение «в неожиданных внешнеполитических установках на сближение с Западом, включая согласие на объединение двух германских государств» .
В.Федоров в своей статье «Русская православная церковь и Всемирный совет церквей» рассматривает мотивы и способ вступления РПЦ в ВСЦ. Он отмечает, что присоединение Московской патриархии к экуменическому движению никогда не рассматривалось как акт, имеющий «экклезиологически обязывающее значение для православного сознания» . Автор считает, что было установлено своего рода соглашение между Московским патриархатом, с одной стороны, и руководством ВСЦ, с другой стороны, о включении представителей РПЦ в постоянное сотрудничество с деятелями других церквей, объединившихся в экуменическом содружестве, именуемом ВСЦ.
В.Федоров утверждает, что решение Московского патриархата о присоединении к экуменическому движению было богословски осмысленным поступком. К этому времени все поместные православные церкви заявили о своей готовности вступить в ВСЦ без каких-либо консультаций всеправославного характера, а антиэкуменическая позиция лишала РПЦ возможности влиять на православный мир, а главное, выйти на международную арену, так как это давало надежду на сохранение церкви как организации во времена хрущевской антирелигиозной кампании.
В.А.Ливцов также отмечает, что период конца 1950-х - начала 1960 годов ознаменовался новым витком гонений на церковь в СССР, и в этих условиях вступление РПЦ в ВСЦ означало «защиту от произвола государства в религиозной сфере и облегчало религиозную деятельность в стране»30.
Специально проблему отношения РПЦ к экуменизму ставили Т.М.Горичева31 и Л.Е.Шапошников32, которые в своих работах анализировали историю становления, социально-политические аспекты экуменизма, его взаимоотношения с православием, католицизмом, отдельными протестантскими конфессиями.
Принципы философского анализа экуменической идеи рассмотрены в диссертационных исследованиях Ю.В.Крянева33 и Н.Г.Тайгачевой34. В своей работе Ю.В.Крянев подверг критике социологические и теологические концепции экуменизма. Н.Г.Тайгачева основное внимание уделила исследованию неоднозначного отношения РПЦ к экуменизму в виде систематического анализа экуменической идеи, ее исторической трансформации в христианстве. Автор выделила внутри православия две тенденции в понимании экуменизма: первая - политическая, так как в советский период Московская патриархия осуществляла контакты с ВСЦ в рамках идеи «борьбы за мир»; вторая - догматическая, так как РГЩ выступает против экуменического движения с позиций чистоты традиции.
Основными историческими трудами зарубежной историографии в области рассматриваемой темы являются работы Д.В.Поспеловского и В.Мосса.
Канадский профессор Д.В.Поспеловский в своей монографии «Русская православная церковь в XX веке»35 приписывает патриарху Алексию грандиозные замыслы по выходу РПЦ на мировую арену, в формирующийся ВСЦ, где из-за слабости Вселенского престола и Англиканской церкви Московский патриархат смог бы занять первенствующее место. Автор считает, что небывалый размах, с каким РПЦ планировала праздновать 500-летие своей автокефалии, указывал на намерение Москвы «стать инициатором и устроителем восьмого Вселенского собора»36. Реализация этого плана способствовала бы присвоению Московской патриархии статуса «православного Ватикана», а после неудачи этой затеи, по мнению Д.В.Поспеловского, в глазах Сталина и его преемников РПЦ стала второстепенным фактором в советской внешней политике, чем автор объясняет ужесточение антирелигиозной кампании.
Английский историк В.Мосс в своей книге «Православная Церковь на перепутье» характеризует патриарха Алексия как светского представителя Кремля, а РПЦ называет «государственной церковью большевицкого режима». По его мнению, Московская патриархия после собора 1945 года начала «мощную дипломатическую кампанию, предназначенную убедить ПО верующих за рубежом в законности советского государства и церкви» . Он утверждает, что Московский патриархат в послевоенные годы превратился в «папство западного стиля». В.Мосс дает отрицательную оценку Совещанию глав и представителей автокефальных православных церквей 1948 года за политические мотивы обвинения католического и протестантского Запада и осуждения экуменического движения. Автор объясняет вынужденное вступление РПЦ в ВСЦ намерением Совета по делам РПЦ скрыть антицерковную политику советского правительства, чтобы создать за рубежом образ свободной и активной Русской православной церкви.
В целом, и Д.В.Поспеловский, и В.Мосс в своих трудах делают акцент на зависимом положении РПЦ в качестве орудия советской внешней политики.
Церковная историография представлена трудами священнослужителей, ее условно можно подразделить на два течения: первое - апологетика Московской патриархии, второе - подающее церковную историю с позиций жесткого неприятия коммунизма.
Первое и наиболее крупное течение представлено работами протоиерея РПЦ Владислава Цыпина и консультанта Отдела внешних церковных сношений Московской патриархии А.Буевского.
В.Цыпин в своей книге «История русской церкви. 1917 - 1997 гг.»39 уделил большое внимание положению РПЦ в первые послевоенные годы, включая ее внешние связи и расширение юрисдикции. Он указывает на внешнеполитические причины улучшения государственно-церковных отношений: озабоченность влиятельных религиозных кругов США положением религии и церкви в СССР, желание советского руководства усилить влияние среди православных балканских народов. В этой книге протоиерей не освещает подробно Совещание глав и представителей автокефальных православных церквей 1948 года и весьма скромно оценивает его значение: «В своих решениях Московское Совещание проявило неукоснительную верность Православному преданию, здоровый традиционализм и трезвость в оценке западной церковной жизни» .
В учебнике для православных духовных семинарий «История Русской православной церкви, 1917 — 1990»41 В.Цыпина Совещанию 1948 года посвящена одна страница и резолюция по вопросу об экуменизме изложена так: не представлялось благовременным участие православных церквей в работе ВСЦ, так как в нем преобладали протестантские течения. В то же время автор уклоняется от комментирования прямо противоположного шага — вступления РПЦ в члены ВСЦ в 1961 году.
А.Буевский считает, что резолюции Московского Совещания 1948 года были продиктованы велением времени и имели условный характер. По мнению автора, положительная эволюция ВСЦ от прежней протестантской односторонности в сторону уважения православных требований и критериев христианского единства помогла РПЦ пересмотреть навязанные ей «холодной войной» решения Совещания 1948 года. А.Буевский подчеркивает, что приход к власти Н.С.Хрущева привел к значительному изменению внешней политики, что открывало большие возможности для взаимосвязей нашей страны со всеми государствами мира, в том числе и в общественной сфере. Это обстоятельство позволило руководству РПЦ в 1950-х - начале 1960-х годов максимально развить двухсторонние братские отношения со многими инославными церквами и религиозными объединениями, в том числе установить долгожданное членство в ВСЦ.
Таким образом, можно говорить, что и В.Цыпин, и А.Буевский выражают официальную точку зрения Московской патриархии, которая предполагает умолчание огромного количества фактов, связанных с освещением вопроса об установлении сотрудничества РПЦ с ВСЦ.
Представители второго течения церковной историографии практически неизвестны в России - это представитель Русской зарубежной церкви епископ Григорий (Граббе) и иеромонах Сербской православной церкви Савва (Янич).
Епископ Григорий в своей работе «Русская Церковь перед лицом господствующего зла»43 указывает, что сталинское правительство стало способствовать внешним связям РПЦ, убедившись на примере патриарха Сергия, что престиж Московского патриархата на международной арене можно использовать в политике Советского Союза. Ввиду этого власть дала разрешение широко отпраздновать 500-летие автокефалии РПЦ с обсуждением важных вопросов церковного характера. Автор стремится показать негативное отношение представителей РПЦ к экуменическому движению. Но поскольку, отмечает он, советское руководство еще не достаточно осознало возрастающее значение ВСЦ в мире, то на Совещании глав и представителей автокефальных православных церквей 1948 года была принята антиэкуменическая резолюция «по недосмотру советского контроля над Русской Православной Церковью». Епископ Григорий рассматривает созыв Совещания как попытку Кремля создать межцерковный центр в Москве. Но когда советское правительство увидело, что эта идея уже реализована в лице ВСЦ, «который по своему интерконфессиональному и левому политическому направлению, в сущности, ведет к тому же интернационалу, который строят коммунисты» , то, по мнению епископа Григория, решения Московского совещания были забыты, что повлекло за собой вступление РПЦ в ВСЦ.
В своей работе «Вероотступничество»45 иеромонах Савва отмечает настороженность Московской патриархии, которую она открыто проявила в отношении к экуменизму на Совещании глав и представителей автокефальных православных церквей 1948 года. Но под давлением коммунистической власти с одной стороны, и Вселенской патриархии - с другой, указывает автор, РПЦ и большинство православных церквей восточно-европейских стран стали членами ВСЦ. Иеромонах Савва особой критике подвергает решение Москвы об установлении совместного коммюнике РПЦ с РКЦ в 1969 году. Развитие сотрудничества Московской патриархии с другими религиями он расценивает как часть программы Кремля по разрушению церкви через ее духовных руководителей, которые, являясь «апологетами советского режима за рубежом», проповедовали так называемое «коммунистическое христианство», что должно было подготовить почву для прихода коммунизма не просто в качестве универсальной политической системы, но и «идеологической псевдорелигиознои тирании» .
Проанализировав труды наиболее ярких представителей второго течения церковной историографии, можно отметить, что главным недостатком этих работ состоит в том, что коммунистическая проблема стала самодовлеющей для авторов этого направления.
Немалую долю внимания богословским и философским аспектам государственно-церковного сотрудничества, проблеме экуменизма и парадоксальным отношениям, сложившимся между православием и католичеством, уделяет в своих монографиях диакон Андрей Кураев47. Задача его книг - проанализировать историко-богословские причины, по которым экуменическая идея объединения разных религий вызывает возражение у представителей Русской православной церкви.
На основании обзора литературы можно сделать вывод о том, что в отечественной и зарубежной историографии в настоящий момент отсутствуют обобщающего характера работы, в которых бы избранная тема рассматривалась в качестве предмета изучения как в теоретическом, так и конкретно-историческом аспектах.
Целью данного исследования ставится возможность определить роль РПЦ как фактора международных отношений к контексте внешней политики Советского государства, осуществляемой в условиях «холодной войны»; проследить на документальном материале развитие православно-католических и православно-экуменических отношений от приоритетов конфессиональной исключительности к диалогу.
При написании работы ставились следующие задачи:
Исследовать характер сотрудничества Советского государства и РПЦ в области внешней политики на этапе 1945 - 1961 годов.
Проанализировать воздействие напряженной международной обстановки в период «холодной войны» на внешнеполитическую деятельность РПЦ и СССР.
Раскрыть «блоки» взаимодействия и взаимозависимости внешних связей РПЦ и советского руководства.
Доказать несамостоятельность РПЦ на международной арене.
Выявить основные направления внешнеполитической деятельности РПЦ на этапе 1945 - 1961 годов.
Рассмотреть основные принципы взаимоотношений РПЦ с Ватиканом и экуменическим движением.
Изучить обстоятельства вступления РПЦ во Всемирный совет церквей и возобновления диалога с Римско-католической церковью. Объектом настоящего исследования являются отношения Русской православной церкви и Советского государства в процессе их международной деятельности в 1945 - 1961 годах.
Предмет исследования состоит в рассмотрении взаимодействия государственной власти и РПЦ, как конфессионального института, во внешних связях с другими православными церквями, Ватиканом и ВСЦ.
Хронологические рамки диссертации обусловлены тем, что 1945 -1961 годы представляют чрезвычайно важный, во многом ключевой и относительно целостный период внешнеполитической деятельности РПЦ на международной арене. Он позволяет наиболее полно раскрыть картину воздействия советского государства на внешнеполитический курс РПЦ. Эти годы условно можно обозначить как эпоху плодотворного взаимовыгодного сотрудничества Московского патриархата и Кремля в сфере международных отношений на базе совпадения внешнеполитических интересов государства и церкви.
Начальная дата диссертации — 1945 год — обусловлена втягиванием РПЦ в идеологическую борьбу с Ватиканом на базе традиционно существующих межконфессиональных противоречий. Завершающим пунктом исследовательской работы стал 1961 год, который характеризуется вступлением Московского патриархата в экуменический диалог с ВСЦ, а также готовностью его начать с Ватиканом.
Характерной особенностью данного этапа является политическая лояльность церковных кругов в международной сфере в обмен на некоторую свободу деятельности внутри СССР. Такая позиция РПЦ связана с уверенностью, что ради сохранения чистоты православного вероучения ей необходимо было действовать в фарватере внешней политики советского руководства. Исторический опыт этого периода свидетельствует, что в целях сохранения церкви как социального института священноначалие вынуждено было идти на уступки и компромиссы государственной власти. Период 1945 - 1961 годов прочно связан с именами двух ярких деятелей этой эпохи: первого председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Николая и председателя Совета по делам РПЦ при СМ СССР Г.Г.Карпова.
Отход государства от прежней концепции невмешательства в догматическую сферу РПЦ открыл в ее истории новый этап - экуменический, уже выходящий за хронологические рамки данной работы.
Методологическую основу исследования составляет историзм, метод научной объективности и достоверности, диалектическое понимание процесса исторического развития при опоре на всю совокупность исторических фактов. Сравнительно-исторический анализ проводился с помощью проблемно-хронологического метода. Большое значение при рассмотрении связей и противоречий РПЦ и советского государства во внешнеполитических вопросах имел системный подход, давший возможность всесторонне раскрыть внутреннюю логику формирования и развития международной деятельности РПЦ в контексте внешней политики СССР в 1945-1961 годах.
Источниковой базой исследования являются документы и материалы, имеющиеся в распоряжении ряда российских архивов; сборники документов и материалов, а также изданные по отдельности их публикации в различных книгах и журналах; периодическая печать.
Основным источником в исследовании проблемы международной деятельности РГЩ в послевоенные годы являются архивные документы фонда 6991 Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР, которые были переданы на хранение в Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) в 1987 году. Они отражают все направления деятельности Совета по делам РГЩ. Тем самым исследователям предоставлена возможность для комплексного и всестороннего изучения взаимоотношений Московской патриархии с Ватиканом и ВСЦ в 1945 - 1961 годах и руководящей и направляющей роли в этом правительства СССР. Документы фонда содержат информацию о зарубежных связях Московской патриархии за 1945 - 1961 годы , дают представление о непростых взаимоотношениях православия с католичеством в 1945 — 1949 годах49, иллюстрируют стремление ВСЦ обеспечить участие в своих органах и мероприятиях РГЩ и заинтересованность советского правительства в получении информации о тенденциях и направлениях деятельности центра экуменического движения в конце 1940-х годов50, а также дают исчерпывающую информацию о процессе сближения РГЩ с ВСЦ51. Материалы ГАРФа раскрывают видение советского правительства стратегических задач Московской патриархии с учетом той важной роли, какая отводилась РГЩ на международной арене52.
Информация по подготовке Совещания глав автокефальных православных церквей, намеченного на осень 1947 года, дают представление о целеустремлениях Московского патриархата в деле укрепления позиций РПЦ внутри православия и складывания крепкого блока православных церквей вокруг Москвы53.
Документы о проведении самого Совещания глав и представителей автокефальных православных церквей, состоявшегося в Москве с 8 по 18 июля 1948 года и приуроченного к празднованию 500-летия автокефалии РПЦ, имеются как в ГАРФе54, так и более полно в фонде 17 Центрального Комитета ВКП(б) - КПСС Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ). В последнем можно получить представление о церковной обстановке за границей в связи с созывом в Москве вышеуказанного Совещания, о проектах резолюций, о работе комиссий и пленарных заседаний, о докладах представителей РПЦ советскому руководству с заключением сектора партийной пропаганды55.
Помимо этого, материалы фонда позволяют изучить вопросы разработки Советом по делам РПЦ планов конкретных мероприятий, направленных на борьбу против Ватикана, а также поездки русских церковных деятелей за границу с целью обеспечить участие большинства представителей православного мира на указанном Совещании56.
В фонде 5 ЦК КПСС Российского государственного архива новейшей истории (РГАНИ) представлены информационные материалы Совета по делам РПЦ, МИД СССР, касающиеся внешнеполитической деятельности РПЦ, начиная с 1953 года. Документы фонда дают представление о международных связях РПЦ с зарубежными религиозными организациями, об интервью патриарха Алексия с иностранными журналистами, о пребывании в СССР делегаций Антиохийской православной церкви, Национального совета христианских церквей США, о религиозном составе населения мира в середине 1950-х годов .
Богатейший материал по истории отношений между государством и церковью содержится в сборнике документов под названием «Русская Православная Церковь в советское время», составителем которого выступил Г.Штриккер . Среди других документов, представленных в этом издании, особую важность по теме диссертации имеют резолюции Московского Совещания по вопросам «Ватикан и Православная Церковь», «Экуменическое движение и Православная Церковь», «Обращение к христианам всего мира», сопроводительное письмо в Генеральный секретариат ВСЦ по поводу отказа принять участие в Амстердамской Ассамблее, заявление патриарха Алексия о вступлении РПЦ в члены ВСЦ. Самостоятельную ценность представляют комментарии составителя к подборкам документов, в том числе в разделе об установлении контактов РПЦ с мировым христианством.
Также необходимо упомянуть о подборке документов во второй части книги «Власть и Церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939 - 1958: Дискуссионные аспекты»5 . Для рассматриваемой темы большое значение имеет докладная записка председателя Совета по делам РПЦ Г.Г.Карпова И.В.Сталину о мероприятиях по укреплению влияния Московского патриархата за рубежом и развертыванию борьбы против Ватикана60, а также записка заместителя председателя Совета по делам РПЦ С.К.Белышева о приеме послом во Франции А.Е.Богомоловым делегации православных священнослужителей, свидетельствующая о повышении авторитета РПЦ на мировой арене61.
Богатый документальный материал по проблеме участия РПЦ в экуменическом движении содержится в сборнике «Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902 - 1998»62, который был подготовлен ОВЦС Московской патриархии. Среди документов этого сборника материалы
Совещания глав и представителей автокефальных православных церквей 1948 года отсутствуют, что позволяет утверждать, что его составители являются приверженцами экуменического движения и участия в нем РПЦ.
Хрестоматия «Православие и католичество: от конфронтации к диалогу» представляет собой собрание официальных церковных текстов, иллюстрирующих взаимоотношения между православными церквами и Римско-католической церковью на протяжении последних полутора столетий. Это издание интересно тем, что в нем впервые приведен текст апостольского послания Пия XII к народам России 1952 года.
В журналах «Исторический архив» и «Отечественные архивы» за 1994 год М.И.Одинцовым представлена подборка документов, освещающих вопросы международной деятельности РПЦ в 1940-х - 1960-х годах. В частности, в «Историческом архиве»63 опубликованы документы, дающие представление о планах Кремля по использованию Московской патриархии на международной арене. В «Отечественных архивах»64 представлена запись беседы председателя Совета по делам РПЦ В.А.Куроедова с патриархом Алексием о необходимости более активного подключения церкви к внешнеполитическим акциям СССР.
Подробная информация, раскрывающая процесс вступления Московского патриархата в ВСЦ, опубликована В.А.Ливцовым в журнале «Исторический архив»65 за 2002 год.
Важные материалы для исследования темы диссертации содержатся в «Журнале Московской Патриархии» (ЖМП), публикующем постановления и определения Священного Синода, сведения об основных событиях и направлениях внешнеполитической деятельности РПЦ, тексты соглашений, посланий, коммюнике международных встреч.
Определенный интерес представляет журнал «Наука и религия», возобновивший свое издание в 1959 году. Спектр проблем, затрагиваемых в журнале, был весьма разнообразен, однако их освещение проводилось с позиций официальной антирелигиозной идеологии. В рубрике «Религия и церковь за рубежом» можно найти информацию о международных акциях, встречах, собраниях и конференциях самых крупных и влиятельных религиозных конфессий и объединений. Однако основное внимание в журнале уделялось не изложению фактического материала, а критике и осуждению политики Ватикана и Всемирного совета церквей как антикоммунистической и антисоветской.
Другим источником, используемым при подготовке данного исследования, является официальная советская пресса. Материалы, публикуемые в центральных газетах «Правда» и «Известия», дают возможность получить подробные сведения о ходе церковных торжеств по случаю празднования 500-летия автокефалии РГЩ в июле 1948 года, о пребывании в Москве делегации Национального совета христианских церквей США в марте 1956 года, а также информацию о смене руководства в Совете по делам РГЩ при СМ СССР. Газеты «Правда» и «Известия» позволяют раскрыть истинное отношение советского руководства к международным акциям Московской патриархии, а также демонстрируют желание Кремля направить внешнеполитическую деятельность РГЩ по заданному правительством курсу.
Научная новизна исследования может быть резюмирована в следующих положениях: влияние советского государства на политику РГЩ в отношении Ватикана и Всемирного совета церквей в период 1945 - 1961 годов впервые выступает в качестве самостоятельного предмета комплексного научного исследования; международная деятельность РГЩ рассматривается как важный фактор реализации внешней политики СССР; в научный оборот вводится ряд новых, ранее неопубликованных архивных источников.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования основных положений работы, теоретического и фактического материала в подготовке специальных курсов по проблеме деятельности религиозных организаций в контексте мировой политики. Выводы, содержащиеся в работе, могут быть применены с целью дальнейшего исследования истории внешнеполитической деятельности РПЦ и особенностей взаимодействия церкви и советского руководства в сфере международных отношений. Кроме того, полученные результаты способствуют лучшему пониманию проблемы государственно-церковных взаимоотношений в нашей стране на современном этапе, что позволяет учитывать позитивные и негативные тенденции при формулировании стратегических задач российской дипломатии.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в двух публикациях, а также излагались в докладе на вузовской научной конференции в МГОУ в апреле 2004 года.
Структура диссертационной работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых аббревиатур, библиографического списка источников и литературы, приложения. В основу изложения материала положен принцип исторической последовательности событий, происходивших на определенном этапе развития государственно-церковных отношений в сфере внешней политики. Каждая глава завершается кратким обобщением изложенного материала.
Противостояние РПЦ и Ватикана
После окончания Второй мировой войны на формирование отношений между Советским Союзом и Ватиканом влияла обстановка «холодной войны», составлявшая главный стержень политических событий этих лет. Именно этими обстоятельствами были, по преимуществу, вызваны резкие выпады представителей РПЦ против РКЦ.
В первые послевоенные годы линия И.В.Сталина в отношении Ватикана была открыто враждебной. Еще в 1929 году он назвал папу Римского Пия XI одним из главных врагов коммунизма, обвинив его в организации «крестового похода» против СССР1. Это свое суждение И.В.Сталин распространял и на Пия XII.
Крайне напряженные отношения между Ватиканом и СССР были обусловлены и богоборческой политикой советского правительства, против чего активно выступала РКЦ. 27 октября 1946 года орган организации «Католическое действие» газета «Куотидиано» опубликовала статью своего дипломатического обозревателя Карла Адами, озаглавленную «Советский Союз и священный престол». В этой публикации особо подчеркивалось: «Коммунизм является открыто антирелигиозным учением с собственной этикой, представляющей собой антитезу христианской этики. Коммунизм — это ересь. Церковь осуждает и отвергает его, как осуждает и отвергает всякую ересь»2. Ссылаясь на то, что Кремль препятствует свободе сношений российским католикам со Святым престолом, «то есть с самим источником церковного вероучения», автор добавлял: «В этих условиях никто, по совести, не может обвинить папский престол в предвзятой враждебности к Советскому Союзу».
Та же «Куотидиано» возмущалась утверждением итальянской социалистической газеты «Аванти», что «Ватикан выступает на мировой арене в качестве руководителя антирусского похода»4, и обращала внимание своих читателей на то, что до 1924 года Ватикан сделал все возможное, чтобы договориться с Россией. В ответ на это началось преследование церкви. «Преследование продолжается», - писала газета. «Происходит систематическое наступление на католицизм на основе идеологической предвзятости, направленной на искажение действительности. Пытаются толкнуть церковь в сторону некоторых политических и экономических интересов. Но самой главное заключается в неспособности многих современных людей понять решающее значение церковных ценностей». Таким образом, Ватикан объяснял, что его выпады против СССР есть всего лишь результат антирелигиозного и, в частности, антикатолического, курса Советского государства.
Подготовка к созыву Московского совещания
Для осуществления замысла о главенствующем положении РПЦ в православном мире было решено воплотить идею созыва VIII Вселенского собора. Свои соображения о проведении в жизнь этого мероприятия излагает митрополит Николай 15 марта 1946 года. Он отмечает, что для православной церкви эта идея имеет исключительный смысл:
«1) вселенских Соборов не было в Православной церкви с VIII века (последний был в 787 г.);
2) все бывшие семь Соборов (с 325 по 787 год) вошли в историю церкви как «святые», участники их признаны церковью святыми, и всем «святым отцам семи вселенских Соборов» имеется особая служба и особый праздничный день в церковном календаре»1.
Однако по существующим церковным законам прерогатива созыва Всеправославного собора принадлежит патриарху «первому среди равных», то есть Константинопольскому. Митрополит Николай был прекрасно осведомлен о праве Вселенского иерарха организовывать соборы, конференции или совещания представителей православных церквей стран мира, но все-таки сделал предположение, что созыв Всеправославного собора в Москве позволил бы поднять и закрепить непререкаемый авторитет РПЦ в православном мире, а также осудить некоторые догматы католической церкви2. Но в то же время митрополит Николай приходил к пониманию необходимости воздержаться от идеи созыва Вселенского собора Московским патриархом при неблагоприятной для РПЦ международной церковной ситуации: Александрийская и Греческая церкви могли противодействовать поднятию — до положения Вселенского - авторитета РГЩ, а также отказаться от единодушного осуждения политики Ватикана3. О православных церквях из стран советского блока речь не шла, так как была полная уверенность в том, что они дадут согласие на проведение Всеправославного собора в Москве в обход Константинопольской кафедры. Кроме того, низкий богословский уровень епископата РГЩ, отсутствие высоко квалифицированных ученых теологов и духовных Академий являлись также аргументами против близких сроков созыва Вселенского собора в Москве4.
Советское правительство заинтересовалось этой идеей. 29 мая 1946 года Совет Министров СССР санкционировал проведение в Москве Совещания с участием глав (или их представителей) всех автокефальных православных церквей мира для обсуждения вопросов об отношении к экуменическому движению и о подготовке созыва VIII Вселенского Собора5. Также было решено обязать министра финансов СССР А.Г.Зверева выдать Совету по делам РГЩ для безвозмездной передачи Московской патриархии 195 тысяч американских долларов6 с целью оказания материальной помощи Восточным патриархам. Во время запланированной поездки в страны Ближнего Востока делегация РГЩ должна была передать им денежные средства, что обеспечило бы с их стороны поддержку линии Московского патриархата при обсуждении вышеизложенных вопросов .
РПЦ и Ватикан: от конфронтации к диалогу
Декрет, принятый Конгрегацией священной канцелярии 28 июня 1949 года и утвержденный папой Римским, являлся логическим продолжением конфронтации Ватикана с СССР и странами «народной демократии». Декрет отлучал от церкви верующих за принятие коммунистического учения и его пропаганду, за членство в компартии, ее поддержку и сотрудничество с ней, за чтение и распространение коммунистической прессы.
На этот документ швейцарская газета «Журналь де Женев» отреагировала статьей под названием «Рим против Москвы». Автор этой публикации Рене Пайо делал акцент на зависимом положении церкви от светской власти в Восточной Европе: «Повсюду, где коммунисты благодаря поддержке красной армии захватили власть, они стараются уничтожить влияние Церквей и сделать из них послушных служанок Государства». Далее он говорил о действиях Ватикана, направленных на осуждение антирелигиозной политики коммунистических режимов: «Возможно, что те преследования, жертвою которых является Церковь в Румынии, Венгрии и Чехословакии заставили Папский Престол решиться принять меры защиты против правительств этих Государств»1. Впоследствии Ватикан сменил тактику, перейдя от этапа противостояния в духовном плане к практическим действиям: «...серьезное решение Папского Престола должно рассматриваться как фаза той борьбы, которая в тоталитарных государствах столкнула Рим и Москву. Оно стремится создать трудности для правительств этих стран, которые стараются подорвать авторитет Ватикана». Папа Пий XII, видя реальную угрозу влиянию РКЦ в странах Восточной Европы, напоминал католикам, что «они не должны ни из страха, ни из корыстных побуждений отрекаться от своих религиозных принципов и оказывать какое-либо содействие сталинскому режиму» . Таким образом, своим содержанием декрет напоминал объявление Ватиканом войны СССР и странам народной демократии.
Американская печать тоже прокомментировала решение папы римского об отлучение от церкви всех католиков, поддерживающих коммунистов.
Газета «Стар», выходящая в Вашингтоне, писала, что суровые меры, принятые Пием XII, не характерны для католической церкви, шаги которой отличаются рассудительностью и неторопливостью. Международный коммунизм вынудил Ватикан принять это решение. Папа должен был вскрыть раскольническую деятельность организаций, которые присваивают себе название католических, являясь в действительности послушным орудием коммунистического правительства.
Газета «Вашингтон-пост» констатировала, что между безбожным материалистическим коммунизмом и христианством идет борьба не на жизнь, а на смерть, и между ними никогда не может быть ни примирения, ни компромисса.
Газета «Балтимор сан», выходящая в штате Мэриленд, отмечала, что католики во всем мире имеют неограниченную свободу в области политической деятельности и политических убеждений. К отлучению католическая церковь прибегает только в том случае, если сталкивается с нарушением традиций, свято охраняемых церковью.