Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Покровская Светлана Викторовна

Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947
<
Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Покровская Светлана Викторовна. Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947 : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Покровская Светлана Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2007.- 195 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/1048

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Создание и основные этапы деятельности союза воинствующих безбожников 14

1.1. Предпосылки и условия образования СВБ. I съезд союза безбожников 14

1.2. «От съезда к съезду»: союз безбожников во второй половине 1920-х гг 35

1.3. II съезд СВБ и отказ от умеренного курса в антирелигиозной работе49

1.4. СВБ в годы «безбожных пятилеток» 65

1.5. СВБ в предвоенные годы 90

1.6. СВБ в годы войны и его ликвидация 105

Глава 2. Организационное строение и социально-профессиональный состав СВБ 112

2.1. Организационная структура союза и его финансирование 112

2.2. Численность и социально-профессиональный состав СВБ, кадровая политика 123

2.3. Руководство союза воинствующих безбожников 141

Глава 3. Общая характеристика деятельности СВБ 148

3.1. Основные направления деятельности СВБ. Содержание, формы и методы антирелигиозной агитации и пропаганды 148

3.2. СВБ и административные методы борьбы с религией и церковью.. 166

3.3. Другие направления деятельности СВБ 169

Заключение 177

Список источников и литературы 181

Введение к работе

Актуальность темы. В новой и новейшей истории человечества было несколько ярких примеров гонений на религии и религиозные организации. Можно вспомнить политику дехристианизации во Франции в годы Великой французской революции, «Культуркампф» в Германии Отто Бисмарка, а в XX веке— антикатолическое движение в Мексике, преследование конфуцианства и других традиционных религий в коммунистическом Китае и запрещение религии в Албании. Однако несомненно, что самым масштабным и по размаху, и по продолжительности является антирелигиозное движение в СССР в 1920— 1930-е гг., активным участником и в известной мере организатором которого был Союз воинствующих безбожников СССР (СВБ). Как уникальный исторический феномен, деятельность этой организации должна быть подвергнута тщательному научному анализу.

В связи с деятельностью СВБ возникает также немало частных, но чрезвычайно важных вопросов. Как можно оценить результаты деятельности этой организации? Какова была ее роль в массовом закрытии церквей и принятии других мер административного давления на церковь? С чем связаны подъемы и спады в деятельности Союза? Поиск ответов на эти вопросы поможет сформировать цельное и адекватное представление о 1920—1930-х гг., в котором не будет места предвзятости и политической ангажированности.

Актуальность темы исследования определяется также процессами, происходящими в государственно-конфессиональных отношениях Российской Федерации. В настоящее время происходит поиск наиболее подходящей модели религиозной политики Российского государства. Всестороннее изучение деятельности такой структуры, как Союз воинствующих безбожников СССР, поможет предотвратить ошибки и преступления советского прошлого, а также будет способствовать более

плодотворному взаимодействию государственных структур и религиозных объединений, в частности, Русской православной церкви.

Несмотря на очевидную актуальность, степень научной разработанности темы весьма невелика. Историография Союза может быть условно разделена на советскую, постсоветскую и зарубежную. Первыми историками СВБ были, как правило, активные деятели Союза, пытавшиеся (обычно к «круглым» датам) подвести «итоги пройденного пути»1. Естественно, они освещали деятельность своей организации преимущественно в панегирических тонах (хотя и указывали на «отдельные недостатки»), а в религии и церкви видели исключительно замаскировавшегося «классового врага».

В послевоенный период советской истории о СВБ вспоминали нечасто. Как с горечью сетовал в 1967 г. один из активистов Союза М.М.Шейнман, «о Союзе Безбожников молодежь знает мало» . К годовщинам образования СВБ в «профильном» журнале «Наука и религия» появлялись короткие статьи, больше похожие на некрологи . Специально его деятельность во всесоюзном масштабе исследовал лишь Б.Н.Коновалов . О работе СВБ писали ученые, изучавшие положение религиозных организаций в СССР и историю советского атеизма (как в целом по стране, так и в отдельных местностях) , а также биографы председателя Союза Ем.Ярославского и

1 См.: Шишаков В. Союз воинствующих безбожников // Воинствующее безбожие в СССР
за 15 лет. М, 1932; Олещук Ф.Н. Пятилетие Союза воинствующих безбожников. М., 1930; Его
же. X лет Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1936; Лукачевский А.Т. Очерки по
истории атеизма. М., 1929; XV лет Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1940;
Варваров И., Железных А. Авангард безбожников Сибири. Новосибирск, 1929.

2 Шейнман М.М. Емельян Михайлович Ярославский (1878—1943). [Из цикла «Историки —
участники Октябрьской революции». Воспоминания. С пред. ред.] // История СССР. 1967. № 5.
С. 135.

3 Коновалов Б. Драгоценный опыт ветеранов // Наука и религия. 1975, №4; Николаев Б.
Первые шаги // Там же; Мазохин В. Рука об руку. 50 лет со времени образования Союза
воинствующих безбожников // Там же. 1975, №6; Коновалов Б. Союзу воинствующих
безбожников — 60 лет // Там же. 1985, №12.

4 Коновалов Б.Н. Союз воинствующих безбожников // Вопросы научного атеизма. Вып. 4.
М, 1967. С. 64; Его же. К массовому атеизму, М, 1974; Его же. Из истории интернациональных
связей советских атеистов // Вопросы научного атеизма. М., 1975. Вып. 18; Его же. Проблемы
теории и практики атеизма в СССР в 1920—1930-х гг. Автореф. дисс. ... к.филос.н. М., 1968.

5 Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (1917—
1937 гг.). Л., 1973; Его же. Массовый атеизм: становление и развитие. Л., 1983;

активиста антирелигиозного движения П.А.Красикова, интересовавшиеся данной стороной их жизненного пути6.

Несмотря на отдельные ценные наблюдения и выводы, для большинства публикаций, вышедших в 1950-е—первой половине 1980-х гг. и посвященных антирелигиозной деятельности в 1920—1930-е годы, характерными были выводы о прямом и неуклонном восхождении к «массовому научному атеизму», о постоянном возрастании уровня партийного руководства антирелигиозной работой и т.п. Объективному анализу данной проблематики мешали жесткий идеологический контроль за работой исследователей и господствовавшие в исторической науке догмы и стереотипы. Фактически не разрешалось говорить об ошибках в антирелигиозной работе, нарушении свободы совести, росте в отдельные периоды религиозности. В источниковой базе исследований преобладали официальные, «парадные» материалы, тенденциозно подобранная газетная и другая информация, насыщенная обличениями религиозного актива и завышенными оценками успехов в преодолении религиозности. Многие архивные документы оставались недоступными для историков.

Во второй половине 1980-х гг. общественно-политическая ситуация в стране меняется, идеологический контроль ослабевает и исчезает, архивы становятся более доступными. Резко возрастает общественный и научный

БарменковА.И. Свобода совести в СССР. М, 1979; Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917—1937 гг.). Томск, 1982; Набиев Р.А. У истоков массового атеизма. Из опыта атеистической работы партийной организации Татарии в период строительства социализма (1917—1937 гг.). Казань, 1984; Малиновкин С.Н. От религии к атеизму: Из истории атеистического движения в Горьковской области. Горький, 1987; Федосин В.А. Деятельность СВБ БССР в 1933—1941 гг. // Научный атеизм и атеистическое воспитание. Вып. 1. Минск, 1983.

6 Савельев С.Н. Емельян Ярославский— пропагандист марксистского атеизма. Л., 1976; Его же. Ем.Ярославский и антирелигиозная пропаганда в конце 20-х— начале 30-х годов // По этапам развития атеизма в СССР. Л., 1967; Его же. Ем.Ярославский и преодоление анархистских влияний в антирелигиозной работе в СССР // Музей истории религии и атеизма. Сб. 7. М., 1964; Гребенников Р.В. Е.М.Ярославский как воинствующий марксист-атеист. Автореф. дисс.... к. филос. наук. Минск, 1966; Кащенков И.В. Агитатор партийной правды [О Е.М.Ярославском]. М., 1982; Фатеев П.С. Емельян Михайлович Ярославский. М., 1980; Андриенко Л.А. Атеист ленинской школы: Жизнь и антирелигиозная деятельность П.А.Красикова. М., 1976; Гиндин А., Гиндин Г. Петр Красиков. Жизнь и революционная деятельность. Красноярск, 1973.

интерес к проблеме государственно-церковных отношений при советской власти, массовых гонений на религию и церковь. Появляются публикации, рисующие деятельность СВБ в резко-негативном ключе . Уже на рубеже 1980—1990-х гг. формируются основные направления исследований, которые получают интенсивное развитие в последующие полтора десятилетия:

1) изучение государственной антирелигиозной политики, анализ
взаимоотношений государства и религиозных организаций на
общегосударственном уровне, в контексте которых в той или иной мере

(но в основном очень кратко) рассматривается деятельность СВБ и по-новому переосмысливается роль Ем.Ярославского9;

2) исследование деятельности СВБ и антирелигиозной работы в целом
на местном уровне (причем это может быть и обширный регион —
например, Сибирь и Дальний Восток, и небольшой район) ; также

7 Платонов О. Путешествие в Китеж-град // Москва. 1990, №4. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М, 1991; Его же. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М., 1992; Одинцов М.И. Государство и церковь (История взаимоотношений: 1917—1938 гг.). М., 1991; Его же. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002; Шкаровский М.В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999; Цыпин В. Русская православная церковь. 1925—1938. М., 1999; Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: история и современность. Симферополь, 1991; Васильева 0.10. Русская православная церковь в политике советского государства в 1943—1948 гг. М., 1999; Ее же. Русская православная церковь и советская власть в 1917—1927 годах // Вопросы истории. 1993, № 8; Игумен Дамаскин (Орловский). История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации // Память новомучеников и исповедников РПЦ. Труды. Вып. 1. Новомученики XX века. М, 2004; Шкурин А.В. Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)— ВКП(б) и ее деятельность по отношению к Русской православной церкви в 1922—1929 гг. Дисс.... канд. ист. наук. М., 2005; Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь в российской истории (XVI-XX вв.). М, 2003.

9 Нежный А.И. Комиссар дьявола. М, 1993. Книге свойственна излишняя
публицистичность и упрощенно-односторонний подход к оценке неоднозначных по своей сути
общественно-политических процессов, очевидная политическая ангажированность.

10 Загидуллин Д.Н. Руководство Башкирской партийной организации деятельностью Союза
воинствующих безбожников (1926—1937 гг.) // Партийное руководство государственными и
общественными организациями. Уфа, 1988; Парфенова С.А. Шадринский окружной совет
Союза Безбожников // Шадринская старина. Шадринск, 1994; Сафронова О.А. Причины
несостоятельности Союза воинствующих безбожников (СВБ) Тюменского округа в 20-е-30-е
годы XX столетия // Религия и церковь в Сибири. Тюмень, 2001. Вып. 14; Лебина Н.Б.
Деятельность «воинствующих безбожников» и их судьба // Вопросы истории. 1996, № 5—6 [о
деятельности СВБ в Ленинграде]; Сомов В.А. Антирелигиозная пропаганда в Горьковской
области в 1939—1941 гг. // Вестник Нижегородского госуниверситета. Сер. История. 2002.

деятельность СВБ в локальном масштабе рассматривают авторы ряда диссертационных работ, изучавшие взаимоотношения государства и церкви на местах11;

3) анализ особенностей СВБ как общественной организации (эти работы крайне немногочисленны и посвящены специфике социально-психологического облика членов СВБ) .

В абсолютном большинстве публикаций 1990—2000-х гг. деятельность Союза оценивается негативно. Есть, впрочем и исключения. Так, например, Ю.Н.Бакаев рассматривает создание Союза как одну из форм проявления свободы совести и полагает, что «многогранная позитивная деятельность СВБ, его благородная миссия ныне зачастую окарикатуриваются в публицистике до неузнаваемости»13.

Так или иначе, в отечественной историографии нет работ, в которых на современном уровне, с использованием ставших доступными архивных источников и без идеологической предвзятости комплексно и во

Вып. 1; Бакаев 10.Н. Власть и религия: история взаимоотношений (1917—1941). Хабаровск, 2002; Слезин А.А. Безбожие в 1930-е годы — апогей или кризис? // Труды кафедры истории и философии Тамбовского государственного технического университета: Сб. научных статей. Вып. III. СПб., 2005; Его же. Воинствующий атеизм в СССР во второй половине 1920-х годов // Вопросы истории. 2005, №9; Доброновская А.П. Религия и общество в Енисейском регионе накануне «великого перелома». 1926—1928 годы // Культура и социум. Материалы межвузовской научно-практической конференции «Котоженковские чтения, посвященные 60— летию со дня рождения Г.Г. Котоженкова.». Абакан, 2002; Малицкая Л.Р. Антирелигиозная деятельность советской власти в отношении мусульман-татар Западной Сибири // Современное общество: Материалы научной конференции, посвященной 25—летию Омского государственного университета. Омск, 1999; Проскурина А.В. «Союз безбожников» на Псковщине: организация и деятельность в конце 1920-х— первой половине 1930-х гг. // .

" Алленов А.П. Власть и церковь в русской провинции в 1917—1927 гг.: На материалах Тамбовской губернии. Дисс.... канд. ист. наук. Тамбов, 2004; Бакшеева Е.Б. Политика Советского государства по отношению к Русской Православной церкви на Дальнем Востоке России: Октябрь 1922— июнь 1941гг. Дисс... канд. ист. наук. Хабаровск , 2004; Катунин Ю.А. Православная церковь и государство: проблема взаимоотношений в 1917— 1939 гг.: На материалах Крыма. Дисс.... д-ра ист. наук. Симферополь, 2003.

12 Желнакова НЛО. Бывшие священнослужители в рядах «Союза безбожников». Рукопись,
деп. в ИНИОН. М., 1995; Донина И.Н. «Автобиографии безбожников» как вид массового
источника по социальной психологии рубежа 1920—1930-х гг. / По материалам рукописного
отдела Государственного музея истории религии // Клио. 1998, №3.

13 Бакаев Ю.Н. Власть и религия: история взаимоотношений (1917—1941). Хабаровск,
2002. С. 169, 177. См. также популярную в Интернете статью доктора философских наук
профессора З.А.Тажуризиной «Помнить советский атеизм»
( и др.).

взаимосвязи исследовались бы такие вопросы, как этапы развития СВБ, организационная эволюция, социальный состав, основные направления деятельности.

Зарубежные (западные и эмигрантские) историки в основном рассматривали СВБ как часть государственной репрессивной машины14. Исключением среди западных ученых был Джон Кертис, принадлежавший к левым кругам американской интеллигенции. Он выражал крайнюю симпатию организованному противостоянию религии, открыто восхвалял советские антирелигиозные методы борьбы и обвинял Православную церковь во всех смертных грехах15. Основываясь на доступных ему источниках (преимущественно газетных заметках и опубликованных материалах, которых, впрочем, Кертис проанализировал огромное количество), исследователь принял на веру утверждения о контрреволюционной деятельности верующих и полагал, что власти в борьбе с религией достигли своей цели. Идеологическая ангажированность Кертиса и ограниченность источников свела на нет его попытку описать роль Союза в общественно-политической жизни СССР 1920—1930-х гг.

В ряде сравнительно недавних исследований западных ученых антирелигиозная кампания рассматривается как одна из попыток создания

в 1920-х гг. новой культуры; роль СВБ в этом процессе не

16 комментируется .

14 Pospelovsky D. A History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believer, 3 vols.
N.-Y., 1987—1988; Мерле Фэйнсод, Смоленск под Советами (Кембридж: Гарвард Юпиверсити
Пресс, 1958), 430—444. Уолтер Коларз, Религия в Советском Союзе (Лондон: Макмилан, 1961);
Джоан Дилани, «Истоки Советских антирелигиозных объединений», в Аспекты религии в
Советском Союзе, 1917—1967,
ред. Ричард Маршал Мл. (Чикаго: Юпиверсити оф Чикаго
Пресс, 1971) (введение сноски 7—8)

15 Джон Шелтон Кертис. Русская церковь и советское государство (Бостон: Литл, Браун,
1953).(Из введения, сноска 6)

16 Стефан Плагенборг, «Вера народа и антирелигиозная пропаганда в молодой Советской
республике», Архив обществознания 26 (1992): 95—130; Изабель Тирадо, «Революция, молодое
крестьянство и комсомольская антирелигиозная пропаганда (1920—1928)», Канадско-
американские славянские записки 26, №№ 1—3 (1992): 97—117; Ричард Стайте, Мечты
революции: утопия и реальность в русской революции (Нью-Йорк: Оксфорд Юпиверсити
Пресс, 1989). Гленис Янг в Власть и священное в революционной России: религиозные
активисты в деревне (Юпиверсити Парк: Пен Стейт Юпиверсити Пресс, 1997) (Из введения,
сноска 9)

Наконец, отдельную монографию Союзу воинствующих безбожников посвятил Дэниел Перис . Несомненно, она является этапной работой. Автора прежде всего интересовало, как директивы центрального руководства ВКП(б) и СВБ воплощались в работе местных структур, какой они получали отклик у населения. С этой целью им были изучены местные архивы (в Ярославле и Пскове). Однако исследователь руководствовался представлением о преобразованиях в СССР как о столкновении «крупномасштабной теории и маломасштабной действительности», что наложило определенные методологические ограничения.

Недостаточная научная разработанность темы сказывается на качестве исследований. Так, И.Н.Ильина в своей в целом очень содержательной монографии, посвященной общественным организациям 1920-х гг., при описании деятельности СВБ основывается исключительно на работе видного функционера Ф.Н.Олещука «X лет Союзу воинствующих безбожников СССР» (М, 1936), что конечно, снижает ценность этого описания . Следовательно, неразработанность темы предопределяет необходимость ее углубленного анализа.

Целью настоящего исследования является комплексный анализ деятельности Союза воинствующих безбожников. Эта общая цель конкретизируется в следующих задачах исследования:

  1. изучение предпосылок образования, этапов развития и основных вех эволюции СВБ;

  2. анализ организационной структуры и социально-профессионального состава организации, ее кадрового потенциала и руководства;

3) рассмотрение основных направлений деятельности СВБ, их
особенностей.

Хронологические рамки исследования определяются в первую очередь временем существования СВБ: 1925—1947 гг. Однако непосредственный

17 Peris D. Storming the heavens: the Soviet League of the Militant Godless. N.-Y., 1998.

18 Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. М., 1920. С. 134—135.

предшественник («зародыш») СВБ— Общество друзей газеты «Безбожник»— был создан в 1924 г., а сам курс на усиление ведения антирелигиозной работы был принят в 1922 г. Поскольку в наши задачи входит и анализ предпосылок образования СВБ, нижняя хронологическая граница, следовательно, отодвигается до 1922 г.

Диссертационное исследование опирается на обширную источпиковую базу, в основе которой лежат неопубликованные архивные источники.

Были изучены неопубликованные документы, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ) и Российском государственном архиве современной политической истории (РГАСПИ). В ГАРФ материалы, относящиеся к деятельности СВБ, собраны в фонде 5407. К сожалению, самые поздние документы относятся к 1938 г., т.е. последние годы существования Союза этим фондом не охвачены. В РГАСПИ основные документы, относящиеся к деятельности СВБ, сосредоточены в фонде 17 Центрального комитета РКП(б)—ВКП(б)— КПСС (Отдел агитации и пропаганды — оп. 60; Организационное бюро и Секретариат ЦК— оп. 112—113; Управление пропаганды и агитации — оп. 125) и особенно в фонде 89 — личном фонде Ем.Ярославского (оп. 4 — деятельность Ем.Ярославского как председателя СВБ, председателя Антирелигиозной комиссии, Комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК ВКП(б) и редактора журнала и газеты «Безбожник»). Наибольший интерес представляют письма центрального и местных Союзов воинствующих безбожников Ем.Ярославскому с обзорами своей работы, письма Ем.Ярославского в ЦС СВБ и резолюции на письмах ЦК ВКП(б) о выработке программы для подготовки антирелигиозных кадров и организации работы по антирелигиозной пропаганде, протоколы Исполбюро ЦС СВБ, материалы об организации антирелигиозных музеев, закрытии монастырей, письма и информационные сводки ЦС СВБ ССР о росте СВБ, присланные Ем.Ярославскому.

Вторую по важности группу источников составляют опубликованные материалы Союза воинствующих безбожников — как периодические, так и непериодические. В 1925—1941 гг. Союз выпускал огромное количество газет, журналов, официальных материалов, брошюр и другой печатной продукции. Особенно интересен научно-методический журнал «Антирелигиозник» — орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР, издававшийся в Москве с 1926 по июнь 1941 гг. Он освещал опыт антирелигиозной пропаганды в СССР и за рубежом, информировал о работе СВБ и его Центрального совета, помещал статьи по истории религии и атеизма, а также методические материалы для агитаторов и пропагандистов. В нем постоянно публиковали свои статьи руководители Союза воинствующих безбожников. Ценные сведения содержатся также в газете и журнале «Безбожник». Из официальных опубликованных материалов огромное значение имеют уставы СВБ, стенографический отчет II съезда СВБ, материалы пленумов ЦС СВБ . Отдельными книгами издавались работы руководителей СВБ, посвященные как организационным вопросам, так и содержанию, формам и методам антирелигиозной пропаганды .

В качестве источников также привлекались опубликованные в ряде сборников документы, произведения руководителей партии и государства, материалы центральной и местной периодической печати (организационно не связанной с СВБ), мемуарные свидетельства. Самостоятельным источником являются записанные автором данного диссертационного

19 См.: Устав Союза безбожников СССР. М., 1925; Устав Союза воинствующих
безбожников. М, 1930; Стенографический отчет Второго Всесоюзного съезда Союза
воинствующих безбожников СССР. М., 1930; Резолюции II пленума ЦС СВБ СССР. Март 1930.
М, 1930; III Пленум Центрального совета Союза воинствующих безбожников. М., 1931; IV
расширенный Пленум ЦС СВБ СССР. М., 1938.

20 Ярославский Ем. Против религии и церкви. М., 1932—1935. Т. 1—4; Его же. Коммунизм
и религия. М., 1940; Олещук Ф. Пятилетие Союза воинствующих безбожников. М., 1930; Его
же. X лет Союза воинствующих безбожников СССР. М., 1936; Его же. Молодежь и религия. М.,
1938; Его же. ХУП съезд ВКП(б) и задачи антирелигиозной работы. М., 1934; Его же. Кто
строит церкви в СССР. М.., 1929; Лукачевский А.Т. Очерки по истории атеизма. М., 1929; Его
же. Атеистическая пропаганда на современном этапе. М., 1936; Рожицын В. Тихоновцы,
обновленцы и контрреволюция. М., 1926; и др.

исследования и хранящиеся в его личном архиве свидетельства о деятельности СВБ на местах (интервью с пожилыми людьми, взятые в городах Великий Устюг, Сольвычегодск, Тотьма).

Диссертант стремился использовать все ценное в источниковедческом плане, что было сделано его предшественниками, и учесть как можно большее число опубликованных документов. По мнению диссертанта, изученный достаточно обширный корпус источников по избранной теме позволяет провести полноценное научное исследование и сформулировать обоснованные выводы, опирающиеся на разнообразный конкретно-исторический материал.

Объектом исследования является вероисповедная политика Советского государства в 1922—1947 гг. Предметом исследования является деятельность Союза воинствующих безбожников и ее результаты.

Методологической основой диссертации являются следующие принципы:

— комплексность анализа, т.е. использование совокупности
источников, связанных с данной проблемой;

учет их тенденциозности, использование различных приемов критики исторического источника;

историко-типологический (выделение существенных признаков изучаемых явлений);

историко-сравнительный (на основе сходных признаков прогноз о сходстве других);

историко-генетический (изучение генезиса анализируемых явлений);

конкретно-исторический подход.

Ведущим методом сбора данных были архивные изыскания. В помещенных в работе цитатах из источников церковного и государственного происхождения, в соответствии с нормами традиционной археографии, сохранены все особенности оригинала.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной историографии с привлечением широкого круга источников была комплексно изучена и проанализирована деятельность Союза воинствующих безбожников СССР, выявлена роль СВБ в антирелигиозной политике власти на отдельных этапах. Ряд аспектов темы исследования впервые стал предметом научного изучения. К ним относятся: процесс образования СВБ, его социальный и кадровый состав, кризис 1933—1936 гг. и активизация деятельности в 1937—1938 гг. Научная значимость исследования заключается также в том, что оно позволяет более полно представить вероисповедную политику Советского государства и восполнить определенные пробелы в изучении истории государственно-конфессиональных отношений.

Практическая значимость исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих и специальных трудов, учебников и методических пособий по истории государственно-конфессиональных отношений, а также в процессе преподавания общих курсов истории государственно-конфессиональных отношений в России. Практическая значимость определяется также тем, что оно демонстрирует опыт функционирования формально общественной, но вместе с тем осуществляющей жестко заданную государственную политику организации, что позволит избежать ошибок прошлого как в деятельности современных общественных организаций, так и в работе государственных органов, курирующих эти организации.

Материалы исследования апробированы. Основные положения отражены автором в научных публикациях объемом около 2 авт. листов.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы, и включает 7 построенных автором графиков, круговых диаграмм и гистограмм.

Предпосылки и условия образования СВБ. I съезд союза безбожников

Предпосылки и условия образования СВБ. I съезд союза безбожников Глобальной предпосылкой образования Союза воинствующих безбожников является, несомненно, приход к власти в России партии большевиков в октябре 1917 г. Руководители партии в целом придерживались материалистического мировоззрения в марксистской интерпретации и были убежденными атеистами. Лишь немногие из них в дореволюционный период тяготели к своего рода христианскому социализму и так называемому богостроительству. Самым известным представителем данного направления был будущий нарком просвещения А.В.Луначарский, который, кстати, пришел к выводу, что религия не только не гибнет, но что, наоборот, ей даже предстоит подняться на новую высоту. Но эти взгляды отнюдь не принесли ему поддержки в социал-демократической среде и вызвали резкую отповедь В.И.Ленина .

Однако общий враждебный настрой по отношению к религии не означал, что у большевиков в первые годы после прихода к власти была программа ее искоренения и распространения атеизма. Марксистская идеология не предполагала проведение такой политики. Согласно К.Марксу, религия— это, конечно, «вздох угнетенной твари» и «опиум для народа» , но «религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса... сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем» . Религия «будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит воспитанию»25.

Все большевистские вожди первоначально придерживались данной позиции. В.И.Ленин, предостерегая против заигрывания с религией, в то же время выступал против «политической войны с религией», считая необходимым «подчинение борьбы с религией борьбе за социализм» . Л.Д.Троцкий верил, что религия со временем будет стерта с лица земли благодаря образованию и новым развлечениям (особенно большое значение он, как и В.И.Ленин, придавал кино). Привлечение верующих к общественным занятиям (в клубы и общественные столовые) также должно в будущем развеять те «надуманные понятия», на которые опиралась религия . Н.И.Бухарин и Е.А.Преображенский считали, что научное знание «медленно, но верно подрывает авторитет всех религий» . А.В.Луначарский после революции характеризовал религию как суеверие и невежество, которое будет преодолено в школах при изучении науки и истории . Лишь отдельные руководители «второго ряда» (в частности, А.М.Коллонтай и руководители Пролеткульта) ставили задачу полного и максимально быстрого разрыва с прежней культурой, что, разумеется, включало в себя и ликвидацию религиозности народных масс. Но этот подход не получил поддержки руководителей партии и государства

Организационная структура союза и его финансирование

Организационная структура Союза безбожников определялась его уставом. Первый устав был принят на I съезде СБ в 1925 г. Он определял Союз безбожников СССР как «добровольный союз противников всех религий», который «под знаменем воинствующего безбожия ведет активную (деятельную) борьбу за полное раскрепощение трудящихся от религиозного дурмана, вскрывая социальные корни религии»96. Подчеркивалось, что среди крестьянства эта пропаганда ведется, главным образом, в форме разъяснения естественно-научных вопросов и разоблачения «на конкретных фактах» классового содержания религии. В задачу Союза входило указывать своим членам на нецелесообразность применения такой массовой антирелигиозной агитации, которая по своему содержанию и форме резко оскорбляет и задевает чувства искренно-верующей части населения, особенно крестьян. «Борьбу с религией надо вести умеючи», этот лозунг Ленина был обязан твердо помнить каждый член Союза.

Для осуществления своих целей Союз открывал свои ячейки при фабрично-заводских предприятиях, в селах, в красноармейских частях и т.д., т.е. строился в основном по производственному принципу. Но в соответствии с местными условиями допускалась— с разрешения вышестоящих органов СБ — организация ячеек и по территориальному принципу: при жилищных товариществах, домах-коммунах с пролетарским составом. Там, где это необходимо, ячейки строились и по национальному принципу, включая лиц одной национальности, борющихся непосредственно со своей религией.

Ячейки проводили непосредственно всю работу Союза Безбожников, привлекали новых членов, изыскивали средства и т.д., руководствуясь в своей работе всеми постановлениями съездов, конференций Союза Безбожников и Советов СБ. Ячейки должны были всемерно поддерживать все виды антирелигиозной работы: антирелигиозные кружки, семинары, лекции, вечера, уголки, кампании и т.п., развертывать деятельность по изданию и распространению антирелигиозной, естественно-научной и другой марксистской литературы, организовывать читальни-библиотеки и пр., способствовать внедрению «безбожного быта». Всю работу Союз обязан был проводить в полном контакте и согласованности с местными партийными и комсомольскими организациями, политпросветами и культотделами профсоюзов.

Для руководства работой ячейки, общее собрание избирало бюро с количеством от 3 до 7 человек, соответственно величине ячейки.

Союз получил право юридического лица: мог владеть имуществом, заключать договора, получать ссуды и т.д. Союз имел также печать, штамп и единое знамя со своей эмблемой.

Членом Союза мог быть каждый гражданин СССР, пользующийся избирательными правами, открыто и искренно порвавший с принадлежностью к какому-либо культу, религиозному обществу, с верой в бога и утонченными формами религиозности, активно работающий в ячейке Союза Безбожников. Лица, не достигшие 18—летнего возраста, первоначально допускались к работе в ячейке СБ с правом совещательного голоса.

Каждый член Союза Безбожников должен был активно участвовать в проведении общественных, культурных мероприятий, «выдвинутых» партией и Советской властью; стремиться быть политически грамотным человеком, знакомиться с основными положениями марксизма, естествознания, советским законодательством.

Основные направления деятельности СВБ. Содержание, формы и методы антирелигиозной агитации и пропаганды

Анализ совокупности источников информации о деятельности Союза воинствующих безбожников позволяет выделить следующие основные направления его деятельности:

1) антирелигиозная агитация и пропаганда (данное направление на протяжении всего времени существования СВБ провозглашалось в качестве главного);

2) организация «народных требований» по прекращению колокольного звона, закрытию и/или сносу церквей;

3) научно-методическая и научно-исследовательская деятельность;

4) взаимодействие с другими общественно-политическими организациями СССР;

5) взаимодействие с иностранными свободомыслящими.

Рассматривая вопрос об антирелигиозной агитации и пропаганде, прежде всего следует проанализировать ее содержание, т.е. что, собственно пропагандировалось и за что агитировалось? В наиболее ясном (предназначенном для чтения людьми с начальным образованием) виде весь комплекс внедряемых в сознание масс представлений о роли религии в новом обществе представлен в брошюре Ем.Ярославского «Коммунизм и религия», впервые увидевшей свет в 1936 г. и в течение 1937—1941 гг. переиздававшейся 19 раз (в том числе на украинском, польском, немецком и других языках) 7.

Одна из центральных мыслей брошюры— это то, что коммунисты собираются построить «рай на земле» (прямо эти слова не произносятся, но явно ставится задача вызвать именно такую ассоциацию) и, более того, частично уже решили эту задачу: «Коммунисты борются за жизнь, полную изобилия и радости. В коммунистическом обществе каждый будет трудиться по своим способностям, и общество будет удовлетворять каждого по его потребностям. Труд будет потребностью каждого человека. В стране социализма — СССР — труд для широких народных масс уже стал делом чести, делом славы, делом доблести и геройства. Наиболее яркое выражение такое отношение к труду нашло в стахановском движении. В коммунистическом обществе не будет безработицы. Она уже уничтожена в нашем социалистическом советском обществе, в то время как во всем капиталистическом мире бич безработицы наносит страшнейшие удары трудящимся. В коммунистическом обществе не будет нищеты. Она уже уничтожена в социалистическом обществе СССР, как уничтожена у нас и беспризорность, которая является неизбежным следствием капиталистического строя. В коммунистическом обществе будут уничтожены корни преступлений против общества и против личности. После победы социалистической революции в важнейших странах капитализма в коммунистическом обществе не будет необходимости в существовании армии и исчезнет опасность войны. На месте теперешних враждующих государств возникнет союз народов всего мира, связанных между собой узами нерушимой дружбы. При коммунизме союз и дружба народов будут осуществлены на всей земле, как осуществлены дружба и любовь народов в СССР. В коммунистическом обществе осуществляется уважение людей друг к другу, уважение общества к каждому своему члену, уважение к матери и обеспечение ей радостного, счастливого материнства, уважение к старости. Обеспечение старикам спокойного существования, когда они перестанут быть способными к труду, величайшая забота о детях, любовь к детям...

Похожие диссертации на Союз воинствующих безбожников СССР: организация и деятельность : 1925-1947