Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

РКП(б) и формирование правосознания бойцов Красной армии (1918 - 1920 гг.) Макарова Елена Игоревна

РКП(б) и формирование правосознания бойцов Красной армии (1918 - 1920 гг.)
<
РКП(б) и формирование правосознания бойцов Красной армии (1918 - 1920 гг.) РКП(б) и формирование правосознания бойцов Красной армии (1918 - 1920 гг.) РКП(б) и формирование правосознания бойцов Красной армии (1918 - 1920 гг.) РКП(б) и формирование правосознания бойцов Красной армии (1918 - 1920 гг.) РКП(б) и формирование правосознания бойцов Красной армии (1918 - 1920 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Макарова Елена Игоревна. РКП(б) и формирование правосознания бойцов Красной армии (1918 - 1920 гг.) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Макарова Елена Игоревна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2007.- 226 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Концептуальные основы курса РКП (б) на формирование революционного правосознания красноармейцев 30-83

Раздел 2. Система организации агитационно-пропагандистской работы РКП (б) в Красной Армии и ее роль в формировании правосознания личного состава в 1918-1920 гг 84-142

Раздел 3. Агитационно-пропагандистские технологии формирования правосознания красноармейцев 143-199

Заключение 200-209

Список источников и литературы 210-226

Концептуальные основы курса РКП (б) на формирование революционного правосознания красноармейцев

Первым этапом начала процесса видоизменения правосознания российского общества, стала масштабная дезориентация сознания, произошедшая вслед за революционными переменами 1917 г. Уже с момента февральской революции правосознание россиян утратило четкие ориентиры. «Человеконенавистнические речи, попрание морали, проповедь вражды, как сильнодействующий наркотик, притупляли разум и совесть. Миллионы проходили школу тотальной психологической обработки, а ответственность за их действия брали на себя вожди и теоретики» . Вслед за разрушением привычного, знакомого мира и его системы правовых ценностей, стали размываться и трансформироваться правовые установки личности. Утрата существовавшей веками системы ценностей, связанных с российским имперским государством, представлений о верховной власти, праве законе и порядке, представлений о своем нравственном долге перед обществом и страной не могло не привести к разрушению сложившихся правовых представлений человеческой личности. Опорные правовые символы и установки сознания, определяющие основы повседневной жизни, рухнули в одночасье со всей политической и социальной системой российского государства. Новые находились только в стадии формирования и структурирования. В обществе сложилась парадоксальная ситуация: прежняя система правовых норм и этических представлений находилась в состоянии распада, а новая еще не была создана. В этих обстоятельствах возник определенный вакуум правосознания, который стал заполняться теми правовыми представлениями, появление которых обуславливалось кризисной действительностью. А. И. Деникин отмечал в своих воспоминаниях: «Толпа не шла за отвлеченными лозунгами. Она оказалась одинаково равнодушной и к родине, и к революции, и к интернационалу и не собиралась ни за одну из этих ценностей проливать свою кровь и жертвовать своей жизнью. Толпа шла за реальными обещаниями тех людей, которые потворствовали ее инстинктам» . В эпоху «Гражданской войны на территориях бывшей Российской Империи 1918 - 1920 гг., в новое смутное время» они стали определять формы поведения человека в повседневной жизни.

Большое значение в этом процессе имели социокультурные обстоятельства сопутствующие первой Мировой войне, в состоянии которой находилась Россия с 1914 г. а затем наступивший революционный хаос потрясший сами основы российской государственности. В этой связи, как справедливо отмечает Е. С. Сенявская в своей статье «Жизнь человека на войне насыщена пограничными ситуациями, сменяющими друг друга и постепенно приобретающими значение постоянных факторов..»41. За годы мировой войны российское общество свыклось с насилием, оно стало частью повседневной жизни многочисленных участников военных действий. «...Существуют внешние факторы воздействия на сознание многих людей, оказавшихся в сходных жизненных ситуациях. Эти факторы вырабатывают характерные особенности психологии. Во время войны, под влиянием этих факторов оказываются те, кто живет и работает в тылу, и те кто непосредственно воюет с врагом...»42. Всеобщая мобилизация мужского населения и тот боевой опыт, который оно приобретало на фронтах первой мировой, во многом определили последующую трансформацию правового сознания. Так, например, за годы первой мировой войны в Центральной России и на Урале было призвано на фронт в общей сложности 10-28% рабочих-мужчин. «Механизм предоставления отсрочек действовал с перебоями даже в Петрограде. По данным 36 крупнейших заводов Петрограда, убыль рабочих в среднем была не менее 25%»44. Если до мировой войны лишь незначительная часть российского общества использовала насилие в качестве средства разрешения социальных проблем, то во время и после нее оно стало неотъемлемой составляющей его жизни. Мировая война с ее практикой уничтожения сотен тысяч людей, военным бытом, особыми представлениями о праве, человеческом долге, обусловила и во многом задала параметры видоизменения правового сознания россиян в последующие годы.

Особенно ярко эти изменения проявились во время революционных потрясений в России и в последующий за ним период Гражданской войны. В эти годы этот процесс трансформации правосознания приобрел качественно новые характеристики и принял необратимый характер. Как отмечал в своих воспоминаниях С. Е. Трубецкой «нельзя не признать, что это была эпоха морального разложения»45. На протяжении всей Гражданской войны повседневное существование человека определялось многочисленными опасностями для его жизни, жизни его близких. Угроза физическому существованию личности стала неотъемлемой спутницей человеческого бытия, во многом обусловив его социокультурные характеристики. Усиливающийся политический и социальный хаос в российском обществе делал эту угрозу все более реальной и, сообразуясь с ней, человек был вынужден выстраивать свою повседневную жизнь, а также взаимоотношения с окружающими. Она обуславливала его поведение в реальности гражданского вооруженного конфликта.

За время революционных перемен человек утратил все стабильные ориентиры и основы своего бытия. Рухнули традиционные государственные и политические институты, в стадии распада находилась экономическая жизнь, изменилась социокультурная реальность, значительные перемены произошли в правовой и институциональной сферах. Все это не могло не сказаться на правосознании россиян, видоизменив его основные характеристики. Дальнейшее изменение исторической реальности вызывало разрушение и одновременно обуславливало формирование новых правовых представлений, определяемых кризисной действительностью.

В условиях полной дезориентации сознания и краха привычной системы ценностей опасность физической гибели, угроза самому существованию человеческой личности стала основным фактором, определяющим правовые, этические характеристики человеческой личности. В. В. Шульгин писал: «Кто тогда думал, скажите, пожалуйста, о чем-либо, кроме спасения жизни? Заботы о самом необходимом, то есть об элементарной безопасности от набегов Чека и о том, что бы не умереть с голоду, поглощали всю психику»4 . Наряду с этим, важное значение имели факторы политического и социокультурного порядка, но нередко их значение подавлялось этой угрозой, ставшей постоянным спутницей человеческого бытия в годы Гражданской войны. Действительно, опасность физической гибели исходила отовсюду и преследовала человека практически везде, на всем пространстве России.

Характер гражданского противостояния определялся действиями противостоящих в Гражданской войне социально-политических лагерей, целью которых, начиная с этапа развернутого гражданского противостояния, стало физическое уничтожение своих политических и военных противников, а впоследствии и сочувствующих им. «Особо следует сказать о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Она стала центральным репрессивным органом государства.

Система организации агитационно-пропагандистской работы РКП (б) в Красной Армии и ее роль в формировании правосознания личного состава в 1918-1920 гг

По мере развития гражданского противостояния на территории России в Красной армии, создавалась система, которая методами агитации и пропаганды формировала основы нового революционного правосознания в армейской среде. Основные элементы данной системы базировалась на ряде нормативно-правовых актов, рожденных в экстремальных условиях эскалации Гражданской войны в России. Изданные в 1918 - 1920 гг. документы можно было сгруппировать следующим образом:

1. Первая группа — фундаментальные нормативно-правовые акты по проблемам государственного и военного строительства, в которых задача формирование нового правосознания в Красной армии нашла опосредованное выражение.

2. Вторая группа — нормативно-правовые акты, в которых вопросы нового революционного правосознания (те или иные его аспекты) нашли непосредственное юридическое оформление. Важнейшим из них был такой базовый нормативно-правовой акт советской власти как «Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», принятый на V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Ст. 19. Конституция гласила: «В целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской революции Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического Отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей».

Таким образом, служба в Красной армии, декларировалась в данном документе как необходимая государственная обязанность, основанная на классовой сознательности представителей победившего пролетариата. Авторы документа изначально закладывали в него принцип дифференциации населения страны в отношении к военной службе. Тем не менее, выполнение конституционной обязанности гражданами было немыслимо без формирования нового революционного правосознания личного состава Красной армии. Это обстоятельство основывалось на внутренней логике данного документа.

Еще 15(28) января 1918 г., то есть за полгода до принятия первой советской Конституции, руководитель советского государства В.И. Ленин, в качестве Председателя Совнаркома, подписал декрет об организации Рабоче-крестьянской армии. Ее верховным руководящим органом, согласно декрету, стал СНК. Отмечалось, что старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. «С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая является оплотом советской власти в настоящем, «фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе». Ввиду этого Совет Народных Комиссаров постановляет: организовать новую армию под названием «Рабоче-Крестьянская Красная Армия», на следующих основаниях:

1) Рабоче-Крестьянская Красная Армия создается из наиболее созидательных и организованных элементов трудящихся масс.

2) Доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской Республики не моложе 18 лет. В Красную Армию поступает каждый, кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний Октябрьской революции, власти Советов и социализма».126

Следует также отметить, принятый в данное время специальный декрет о порядке замещения должностей в РККА от 22 апреля 1918 г. Им отменили выборность командиров. Взамен ее вводился порядок, согласно которому командиры взводов, рот и батальонов во вновь формируемых частях рекомендовались на должность местными военными комиссариатами, в боевой и походной обстановке назначались командиром части. Командиры отдельных частей, бригад, дивизий и выше назначались Наркомвоеном с согласия Высшего военного совета».1іЛ

Как логическое законодательное завершение решения проблемы создания регулярной Красной армии можно расценивать то, что в мае 1918 г. ВЦИК принял постановление «О переходе к всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян». Тем самым отменялся добровольческий принцип комплектования Красной армии. Но самое четкое правовое и юридическое основание процесс создания Красной армии получил в Постановлении Пятого Всероссийского съезда Советов об организации Красной армии (10 июля 1918 г.). В нем отмечалось, что Советской Республике нужна классовая, централизованная, спаянная железной, революционной дисциплиной, хорошо обученная и снаряженная армия».

Относящиеся ко второй группе нормативно-правовые акты разрешали конкретные задачи по формированию организационной структуры Красной армии. Важный шаг, в этом направлении был сделан с принятием Декрета ВЦИК, согласно которому устанавливался обязательный срок службы в армии — шесть месяцев. Причем, определялось, что всякий солдат за самовольный уход из рядов армии до истечения установленного срока, «подвергается ответственности по всей строгости революционных законов, вплоть до лишения прав гражданина Советской республики». "

В данной связи, ценным историческим источником, в котором раскрывается сущность предпринимаемых властью шагов, в области формирования нового революционного правосознания бойцов Красной армии, являлась «Книжка красноармейца».130 Она представляла собой своеобразный симбиоз нормативного акта советской власти, написанного необычным для правовых, юридических документов языком. В ней наряду с элементами пропагандистского и агитационного характера присутствовали базовые идеологические установки, необходимые для формирования правосознания нового типа. «Книжка красноармейца» была утверждена как «обязательная для всей Красной армии». Данное положение скрепили своими подписями: Председатель ВЦИК Я. Свердлов; Председатель Совнаркома В. Ульянов (Ленин); Председатель Высшей военной инспекции Н. Подвойский. В документе бойцам разъясняйся сущность и назначение Красной армии, цели и задачи борьбы с контрреволюцией. В ней популярной форме были изложены «заповеди красноармейца», в которых особое внимание уделено характеристики роли партии в руководстве РККА. В нее также были заложены «первичные» правовые нормы, которыми должны были руководствоваться в своей повседневной деятельности бойцы и командиры Красной армии.

Так авторами «Книжки краетсармейца» обращалось внимание на то, что «мирному жителю нельзя ни угрожать, ни ранить, ни убивать... Они отмечали, что хорошего, если с оружием в руках женщин насиловать будешь, домашний скарб и добро чужое отнимать станешь? Любить тебя за это не станут, а как от зверя бежать будут и проклинать начнут!».132 Быпатакжепоказана «пагубность проявления грубости на поле боя», отмечалось, что «труса все равно настигает смерть».

Агитационно-пропагандистские технологии формирования правосознания красноармейцев

С началом Гражданской войны перед большевистским правительством остро встал вопрос не только о создании действующей армии, способной одерживать победы на фронтах, но и об идеологическом, пропагандистском обеспечении борьбы с военно-политическими противниками советского режима. Для достижения этой цели ускоренными темпами практически сразу же после Октябрьской революции 1917 г. начал формироваться агитационно-пропагандистский аппарат советского режима, главной задачей которого, стала агитационно-пропагандистская работа в войсках и в народных массах. Органы пропаганды возникли повсюду: в столице, на местах, но особенно широкий размах пробрела их работа в действующей армии, что было неудивительно, учитывая особенности той военно-политической ситуации, в которой оказалась советская власть в начале Гражданской войны.

Большевистская фронтовая пропаганда в своих ярких образах нового революционного правосознания предоставляла иллюзии стабильности, полноты, целостности человеческой жизни, защищенности и возможности выжить в условиях разворачивающего хаоса. В соответствии с установками нового революционного права, отдельной личности в годы общественных потрясений была уготована особая социальная роль в гражданском противостоянии. Эта роль заключалось в защите идей партии, класса. Так, «Декретом Совета Народных Комиссаров от 15-го января сего года было постановлено: организовать новую народную Армию под названием «Рабоче-крестьянская Армия», которая явится оплотом Советской власти. Всем понятны и ясны те высокие цели, которые преследуются организованием этой армии. Сознательное мужское социалистическое население станиц, поняв всю важность и необходимость создания такой сильной Армии, охотно идет на встречу этому декрету и вступает в ряды ея. Армия формируется быстро и растет...».

Вступление в Красную армию давала человеку иллюзию причастности к чему-то важному, грандиозному, предоставляло ощущение того, что он, на фронтах Гражданской войны творит историю и является неотъемлемой частью нарождающегося нового мира, новой системы общественно-политических отношений. Исходя из этого он отвечает за все то, что происходит мире, и, одновременно, является составной частью перемен, винтиком огромной целостной военно-политической машины, которая воссоздает заново на новых началах весь разрушенный общественных организм, находящийся в состоянии хаоса. Вся деятельность человека в этом контексте, согласно нормам нового революционного права должна быть подчинена достижению определенных военно-политических целей, служить величайшему делу, которое изменит историю и откроет перед человечеством новые горизонты.

В данной связи, для формирования нового революционного правосознания в действующей армии использовались самые разнообразные формы агитации и пропаганды. Одной из них стало издание благодарственных приказов отдельным воинским частям, сражающимся на фронте. Так, в приказе с объявлением благодарности командования Красной армии 1-му Морозовскому революционному полку за отличие в бою под станицей Милютинской говорилось следующее: «Полк этот, оперировавший в окружности станицы Милютинской, есть действительный защитник трудового народа, стоящий на защите тех мозолистых рук, которые веками добывали себе хлеб в потелица своего, и теперь, когда заря свободы засияла над нами, когда уже кажется, что долгожданное освобождение народов от угнетателей достигнуто, противники революции, эти гадкие паразиты, пившие столетиями кровь, трудящихся опять поднимают голову и опять хотят закабалить народ в рабство. 1-й Морозовский революционный полк, в сражении под станицей Милютинской доказал, что этому не бывать, что народ, раз он себя освободил, не позволит больше отдать себя в руки паразитов...».241

Конечно, в большей мере, установки нового права проявлялась в большевистской пропаганде, хотя отчасти они была свойственны и всем другим силам в гражданском вооруженном конфликте. В соответствии с ними только наличие определенной цели, идеальной по своему характеру, давало человеку возможность чувствовать свою причастность к величайшим историческим событиям, предоставляло ощущение смысла и социальной значимости своего существования. Наличие таких целей идеального характера выводило его за пределы узко бытийного повседневного существования и открывало передним новые социальные горизонты.

В условиях полного хаоса и всеобщего распада, невыносимых по сложности обстоятельств сложившихся в ходе боевых действий, внешних неблагоприятных факторов все это давало возможность массовой пропаганде выйти из пространства реальной действительности, бытие в которой было чрезвычайно сложным и небезопасным и переместится совершенно на иной уровень, в котором все повседневные воинские невзгоды не играли никакой роли, где существование человека протекало в совершенно иных социокультурных рамках, что давало ощущение причастности к некому великому, грандиозному, способному решит все проблемы человеческого бытия.

Этот выход в суровых военных обстоятельствах за пределы обычного, повседневного, воинского бытия и совершался благодаря массовой большевистской пропаганде, отражающей новую картину мира и систему ценностей, правосознанию нового типа главное место в котором, занимали не те факторы, которые были связанны с обычным человеческим существованием того или иного бойца или командира, а те, что соотносились с идеальными целями человеческого бытия. Исходя из этого, наличие этих идеальных целей и масштабных исторических задач, которые ставила большевистская пропаганда перед человеком в годы Гражданской войны, предоставляли ему возможность обрести новое правосознание, новый исторический смысл своего бытия, который был тесным образом связан с идеальными целями общественного развития. Соответственно органы большевистской пропаганды, постоянно подчеркивали единство целей и задач трудящихся масс в Гражданской войне, и всемирный, вселенский характер противостояния «труда и капитала»: «Потоки крови заливающие мир, страшные бедствия обрушивающиеся на массу, все это не может пройти бесплодным. Это выдвигает новые задачи - совместной, сплоченной борьбы всех работников за уничтожение голода, нищеты, эксплуатации. Алчному и наглому господству хищников должен быть положен конец. Братья! Долго ли нам придется молча страдать и терпеть, гибнуть от пуль на полях сражений... Пусть мощный голос работников далеко разнесется по России, и за ее пределами, всколыхнет измученные, истерзанные сердца миллионов забитых искалеченных людей, пробудит их в борьбе за благо и счастье обездоленных».242 Таким образом, Октябрьская революция в образах большевистской агитации и пропаганды являлась той отправной точкой в мировой истории, в формировании нового права, которая олицетворяла перелом человеческого существования и рождение «Нового мира», который зачеркнет всю предыдущую историю человечества: «близок час расплаты за все преступления. Революция побеждает, и как бы искусно вы не лгали, чем бы вы не прикрывались, человечество и история заклеймят вас, чудовищными преступниками и контрреволюционерами».

Похожие диссертации на РКП(б) и формирование правосознания бойцов Красной армии (1918 - 1920 гг.)