Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг. ) Сердюк, Мария Борисовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сердюк, Мария Борисовна. Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг. ) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока.- Владивосток, 1998.- 22 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-7/2442-0

Введение к работе

Актуальность к с следования. Для современной отечественной историографам характерен переход к комплексному переосмыслению многих моментов истории страны. В значительной степени это касается роли религии и вероисповедных организаций в российской истории и культуре, роли, значение которой трудно переоценить.

В последние годы в России религия оказалась в центре общественного внимания. Благодаря переменам, произошедшим в государстве и обществе, возросло число верующих и число религиозных организаций. Наряду с возрождением традиционных церквей, происходит процесс активного восприятия обществом зарубежных религиозных течений и создание новых отечественных. Современная вероисповедная ситуация в России неоднозначна, возникают проблемы, непосредственно затрагивающие государственные интересы. Появилось понятие "духовная безопасность", то есть надежная защита духовных ценностей, норм и нравственных составляющих образа жизни россиян. Особенно актуальными вероисповедные проблемы стали для российского Дальнего Востока из-за его приграничного положения, оторванности от традиционных религиозных центров, растущего влияния зарубежных миссий. Большинство, из действующих в Приморском, Хабаровском краях и Амурской области, конфессиональных организаций являются отделениями зарубежных протестантских и неохристианских церквей. Эта ситуация, являясь отражением геополитических интересов, ве может не обращать на себя внимание.

1997 г. прошел как год повышенного общественного интереса к религиозным проблемам. Принимался закон "О свободе совести и религиозных объединениях". Одним из последствий его принятия стало обращение к истории религии в России как самих вероисповедных организаций, так и средств массовой информации и государственных органов.

Одним из важнейших вопросов современности остается веротерпимость в обществе, спокойное восприятие религиозного инакомыслия. Для этого необходима выработка гибкой и результативной государственной политики в области религии, нормализация государственно-конфессиональных отношений и, возможно, государственное

щ -

Яновский Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России // .Социологические исследования. - 199Ь. - * 12. - С.39.

регулирование мэжконфессионалышх отношений. Таким образом'изучение религиозной ситуации в прошлом и настоящем, поиски решения Еоэникаюдих проблем становятся насущной потребностью общества, залогом его дальнейшего успешного развития.

С точки зрения истории важен конкретный анализ прежней вероисповедной жизни и традиций. Сегодня сфера деятельности и влияния религиозных организаций значительно расширилась, во многом напоминая дореволюционную ситуацию. Опыт Российской империи в этой области общественной жизни заслуживает большого внимания: конфессиональная жизнь различных частей страны регулировалась в зависимости от государственных интересов; при всей жесткости законов, защищавших положение государственной религии - православия, учитывалась специфика отдельных регионов. Одним из примеров гибкости вероисповедной политики служит религиозная жизнь Дальнего Востока во второй половине XIX - начале XX вв.

Истогиогсайня пгоблемы. История религиозных организаций на
российском Дальнем Востоке не может изучаться в отрыве от истории
религии в стране в целом. Общероссийская литература всегда оказы
вала влияние на работы местных исследователей. Начало изучению
проблем религии в конце XIX - начале XX вв. было положено дорево
люционными исследователями.2 В советский период ученые не только
подняли широкий комплекс вероисповедной проблематики, но и выра
ботали основополагающие концепции истории религии в России. Пери
одизация истории Русской православной церкви, место православия
в государстве и обществе, его влияние на идеологию к политику
рассмотрены Н.М.Никольским и в коллективных трудах.^ Основопола
гающие выводы о роли в российском историческом процессе старо
русского сектантства и старообрядчества изложены в трудах
2

Рункевич Г.С. Русская церковь в XIX веке. - СПб.,1901; Пруга-

вин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX в. - М.,1904;

Он же. Раскол и сектантство в русской народной жизни. - М.,

1905; и др.

Никольский Н.М. История русской церкви. - М. ,1985; Русски-; православие: вэхи истории. - М.,1989; Русская Православная Церковь:988 - 1988: Очерки истории. - М.,1988.

*

А.И.Клибанова, В.Ф..МялоБидог,а, В.Г.Карцова, П.Г.Рындзюнскогр.4 Проблемы возникновения и развития протестантских церквей в_Рос-сии изучались А.В.Беловым, Д.Н.Митрохиным, А.И.Клибановым.0 Не-которие идеологические оценки утратишь свое значение, но основные коицептуалыше полокения, исследования особенностей религиозного мировоззрения в этих трудах стали прочшм основанием д~' дальнейіітх исследований на общероссийской и региональном уровнял. Последние годы отмечены постоянным вниманием исследователей * истории и культуре старообрядчества. Вероисповедные основи градовой мотивации, эффективность хозяйственной деятельности разэд.* направлений христианства проанализированы в работе Т.Б.Коьаль.'' Обращение к этим исследованиям позволяет соотнести события на Дальнем Востоке о вероисповедной ситуацией в стране в целом, увидеть местные особенности на общероссийском фоне.

Историю религиозных организаций в Приамурском крае еозйояк-; рассматривать только как неотъешшмую составляющую аоциально-ш~ литической и экономической истории Дальнего Востока., чте потребовало внимательного отношения к историографии заселония и ос-зоения края.

Клибаноз А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. -M..1S78; Миловидов В.Ф. Старообрялчество в прошлом и настопчу?.!. - М.ДЭоЭ; Карпов В.Г. Религиозный раскол как Форма антифеодального протеста в истории России: Спецкурс» 4.1-2.. -. Калинин, 1971; Рандзюнский П.Г. Старообрядческая организация в условиях развития промышленного капитализма // ВИРА. - М. ,1950 и др.

Белов А.В.Секты- Сектантство. Сектанты, - М.,1979; Митрохин Л.II Баптизм. - М. ,1974; Клибансв А;И. История религиозного сектантства в России / 60-е гг. XIX в. - 1917 г./. - М.,196а;и дрь

Мир старообрядчества. ВлпЛ-З. - М. ,1992-1993; Старообрядтест-во: история, куль тупа, современность. Вып. 1-6. - Д9Э4-1997;

" ЯР-7 Коваль Т.Е. "Тяяков благо"і христианская этика труда. - »1. ,1994,

Кабузан В.М. Дальневосточный край в ХУП - начале XX вв. - М., 1Э8о; история Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма /ХУП - Февраль 1917 гг./. - М.,1991; Крестьянство Дальнего Востока СССР XIX - XX вв.: Очерки истории. - Владивосток, 1991; Очерки истории родного края. - Хабаровск, 1993; Очерки истории Приморья. - Владивосток, 199G.

В дальневосточной историографии истории религиозных организаций можно выделить три'перюда: дореволюционный, советский и постсоветский. Вероисповедная тематика имеет широкие междисциплинарные связи, что подтверждается обращением к ней во все пери-, оды не только историков, но и этнографов, филологов, философов, краеведов и церковных историков.

В дореволюционной историографии наибольшее внимание уделялось Русской православной церкви. Подробно отражена в ней деятельность, известнейшего дальневосточного архиепископа Иннокентия /Попова-Вениашнова/, впоследствии митрополита Московского и Коломенского. Периодика Приамурского края регулярно публиковала статьи о истории епархий, о монастырях, персоналии священнослу-кителей, некоторые из них позднее вышли отдельными изданиями. Эти работы были написаны православными священнослужителями или краеведами православной ориентации. Поэтому, давая хронологию и фактологию событий, они, как правило, обходили молчанием не- лицеприятные моменты, идеализировали историю православия на Дальнем Востоке.

Истории духовных христиан посвящены статьи А.В.Кириллова и К.Литвинцева. В них показаны первые десятилетия жизни в крае молокан и духоборов. Но, написанные с ортодоксально-православных позиций, статьи носят сенсационно-обличительный характер. В ином тоне выдержана работа А.Максимова, где дана более объективная оценка роли молокан в экономической и общественной жизни Приамурья.

у ' ' ' Сильницкий.А.П. Низнь и деяния высокопреосвященного Иннокентия /Вениаминова/ // Приамурские ведомости. - 1897. - » 194: Кириллов А.В. Материалы для истории христианской миссии на Амуре, со времени присоединения его к России до 1865 г.// Камчатские епархиальные ведомости. - 189G. - * 1,3; Архипастыри Приамурья /1840-1900/ // Благовещенские епархиальные ведомости. - 1900. -* 24: Львов И. Николаевский Свято-Троицкий монастырь на Уссури в 1896 г. // Приамурские ведомости. - 1899. - К 273; Преосвященный Иннокентий, епископ Приамурский и Благовещенски^// Камчатские епархиальные ведомости. - 1899. - Я 6-7; Ваулин Г. Первая обитель на Дальнем Востоке. - Владивосток, 1903. ; Суслов А. Уссур:йокиЙ Свято-Троицкий Николаевский монастырь. -Хабаровск, 1905.; и др.

Кириллов А.В. Явление Царя царей /страничка из жизни амурских прыгунов/ // Камчатские епархиальные ведомости. - 1895. -# 1-5; Он ке. Амурские прыгуны или духовные христиане // Кам-

чатские епархиальные ведомости. - 1897. - Ш 6, 7,10,13,19,20; Литвинцев К. Амурские сектанты: молокане и духоборы. - СПб., 1888.

Максимов А, С берегов Амура// С.-Петербургские ведомости. -1880. - 25.

Старообрядчеству Южно-Уссурийского края посвящена работа Г.П. Михайлова, в которой автор стремился раскрыть экономические достижения староверов и доказать необходимость их переселеная.в край. Отдельные сведения о переселении, обычаях и бытовом укладе старообрядцев, краткий аяализ их роли в Приамурье имеются во многих трудах В.К.Арсеньева.

По вопросам деятельности протестантских общин есть ряд статей, которые лить условно можно отнести к историографии. Это работы православных священников, в которых кроме богословской критики и обличений содержится отрывочный фактологический материал и обзоры религиозной ситуации. .

Таким образом дореволюционная историография дает неполную и, зачастую, тенденциозную картину религиозной жизни края.

Второй этап изучения определяется советским периодом. Творческая активность исследователей проблем религии значительно снизилась. Изучение касалось отдельных аспектов, таких как фольклор старообрядцев, некоторые моменты истории сектантства.* Активное исследование дальневосточного сектантства началось в 1960-е гг. Одной из первых была работа И.В.Сосниной, посвященная критике сектантской идеологии. История религиозных общин в ней излагается поверхностно и изобилует неточностями*

Михайлов Г.П. Староверы как колонизаторы Уссурийского края // Сибирские вопросы. - 1903. - Я 1.

Арсеньев В.К. В дебрях Уссурийского края. - М.,1950; Он же. Китайцы в Уссурийском крае. - Хабаровск, 1914; и др.

Толпегйн С. Штундиста яа_Дальнем Востоке // Дальний Восток.

1912. - й 85; Давыдов В. Маленький дневник // Владивостокские епархиальные ведомости. - 1911. - 5; и др.

Георгиевский А.В, Русские на Дальнем Востоке, Внп.ІУ. - Владивосток, 1929; Он же. Вопрос об архивах и памятниках древней русской письменности в пределах Дальневосточного края // Записки Владивостокского отдела РГО. Т.П /XII/. - Владивосток, 1929; Долотов А. Сектанты в Дальневосточном крае // Критика религиозного сектантства /опыт изучениярелигиозного сектантства в 20-х - начале 30-х годов/. - М,,1974.

Соснина И.В. Правда об амурских сектантах. - Благовещенск, 1962.

-^ 8 -

Серьезным исследованием конца 60-х - начала 70-х гг.. явилась докторская диссертаций Н.М.Балалаевой и ее опубликованные статьи. Автор показала начало формирования сектантских общин /молокан, баптистов, адвентистов седьмого дня/ на Дальнем Вое-, токе, проанализировала роль сектантства в экономике края, впервые обратилась к государственно-конфессиональным отношениям. Ее работы не потеряли научной ценности и в настоящее время. Но не со всеми идеологичеекми оценками, данными с позиции атеистической критики, и разоблачения сектантства, сегодня можно согласиться.

Некоторые исследования этих лет не были опубликованы. Одни из-за идеологических причин/другие из-за прекращения работ.1 Таким образом в советской историографии вероисповедная проблематика нашла свое отражение, но прослеживается определенная односторонность изучения как результат идеологических установок.

Конец 1980-х гг. стал началом нового этапа в дальневосточной историографии истории религии. Многие исследователи обратились к вероисповедной проблематике, в которой выделяются три основных направления - история православия, история и культура старообрядчества, история религиозного сектантства.

В изучении истории Православной церкви преобладают работы-персоналии. Г.В.Прозорова, опираясь на личные /частные/ архивы, восстанавливает биографии, возвращает забытые имена православных деятелей. В 1997 г., году 200-летнего юбилея первого даль-

Балалаева Н.М. История религиозного сектантства на Дальнем Востоке СССР /1859 - 1936 гг./. Автореферат диссертации на соискание уч. степ, д.и.н. - м. ,1971: Она же. Появление баптизма в Приамурье // Ученые записки ХГШ./серия историческая/. Т.21. - Хабаровск,1939.; Она ке. Адвентизм седьмого.дня в Приамурье в период империализма // Там ке.; Она ке. О переселении молокан в Амурскую область // Ученые записки ХГПИ /серия историческая/. Т.16. - Хабаровск,1968.; и др.

Свиридова Л.М. Песенный репертуар дальневосточных духоборов // Рукописный фонд .отдела этнологии ЖАЭ ДВО РАН. Папка & 'Л; Отчет м.н.с. сектора этнографии Н.П.Дубовик за 1977 г.// Там же.

Прозорова Г.В. Первый епископ Владавостокско-Камчатской епархии Евсевий /Никольский/ // УП Арсеньевскяе чтения. - Уссурийск 1994.; Она ке. О пребывании протоиерея о.Иоанна Восторгова в Приморье // Краеведческий вестник. Вып.Ш. - Владивосток, 1994.; и др.

невосточного епископа Иннокентия /Попова-Вениаминова/, были опубликованы статьи, продолжившие освещение его жизни и вклада в дело освоения Приамурья. Во Владивостоке, под руководством д.и.н. И.Г.Стрюченко, прошла юбилейная научная конференция "Иннокантьевские чтения", где, кроме биографии первого Камчатского епископа, затрагивались многие проблемы истории феской православной церкви в регионе.

Ряд публикаций по истории православных храмов п Приморье принадлежит протоиерею о.А.Суржику. * В работах известного краеведа Н.Г.Миэь восстанавливается история православных храмов и некрополей, монастырей'.*2 Главная ценность этих исследований * в собранном фактическом материале.

Культура старообрядчества находит свое отражение в этнографических работах. Ю.В.Аргудяева изучает семейный и бытовой уклад последователей этого религиозного направления.23 С 1986 т, сиотематйческуо работу по изучению традиционной культуры старообрядцев ведут сотрудники Приморского государственного краеведческого музея йм.В.К.Арсеньева. Ими собраны богатые коллекции, создана видеотека о беспоповцах ярая, опубликованы статья. Н^зей стал организатором первой научной конференции о дальневосточник старообрядцах в 1994 г.

Стрвченко И.Г. Святитель Иннокентий и наяе время // Россия и АТР. - 1997. - № 3.; Белоглазова СБ., Чернавская В.Н. Быть полезным Отечеству // Там ае.: І&ндялов Н.А. Причислен к ляп? святых// Амурская газета. - 1997, - # 1.; Он же. Святитель Иннокентий // Амурский народный дом. - 1996. - Ш 23,24,20.

Суржик А.Покровская церковь // Красное знамя. - 1989. - ; 8 июня.; Он же. Храмы города Владивостока // Записка СКАК. Т.ШШ. - Владивосток, 1992.; и др.

Мизь Н.Г. Покровское кладбащб Владивостока. Исторический очерк. - Владивосток, 1991. и др.

Аргудяева Ю.В. Семья и быт старообрядцев Приморья /конец XIX - начало XX вв./ // Культура Дальнего Востока Х1Х-ХХ вв. -Владивосток, 1992.; Она же. Старообрядцы: история и современ- нооть // Россия и АТР. - 1993. - № 2.; и др.

Кобко В.В. Традиционная одежда старообрядцев Приморья. Каталог выставки. - Владивосток, 1994; Алтарь России. Вып.1. Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока, история и современность: местная традиция, русские и зарубежные связи. Мат. науч.-практ. конференции 19-25 сентября 1994 г. - Владивосток, 1997.

Ведущая роль в изучении истории дальневосточного старообрядчества принадлежит В.Ф.Лобанову. В его статьях впервые подняты и рассмотрены многие проблемы: переселение в Приамурье "зарубежных" отарообрядцев, государственная политика в их отношении, взаимодействие религиозной и сельской общин. Исследования В.Ф.Лобанова еще не получили монографического оформления, но по постановке и решению ряда вопросов являются наиболее глубоким обращением к этой теме.

Религиозному сектантству в последние годы уделялось меньше внимания. Вопросы культурной специфики молокан, их участие в процессе культурной адаптации русских переселенцев в Приамурье поднимаются в работах Л.Е.Фетисовой. Особой теме - хозяйственной деятельности отдельных семей молокан и старообрядцев, внесших заметный вклад в развитие экономики края, - посвящены статьи Ю.Н.Осипова.

Фактически данными исследованиями ограничивается современная историография, носящая статейный и тезисный характе. Имеется только одна монография, посвященная истории православия на островной территории региона.2 Это первая подобная .работа, выпол-. ненная в виде исторического очерка.

Анализ историографии показывает, что вероисповедная проблематика находит свое отражение в литературе, прослеживается стремление исследователей выработать новые подходы и рассмотреть не

а!э Лобанов В.Ф. Старообрядчество на Дальнем Востоке // Очерки истории родного края. - Хабаровск, 1993; Он же. Возвращение старообрядцев /1900-1913 гг./ // Россия и АТР. - 1994, - Х- 2.; Он же. Сельский мир и конфессия у крестьян-старообрядцев Дальнего Востока /вторая пловина XIX - начало XX вв./ // Этнос и культура. - Владивосток, 1994.;-и др.

Фетисова Л.Е. Культура и быт молокан Приамурья // Русский фольклор и фольклористика Сибири. - Улан-Удэ, 1ЭЭ4.;гОна же. Русский народ и русская культура на восточной окраине страны // Вестник ДВО РАЙ. - 1995. -16.

Осипов Ю.Н. Один из первых опытов фермерского хозяйства в Приморье // Вестник ДВО РАН. - 1995. - S Ь.; Он же. Еариково -выселок молокан // Красное знамя. - 1992. - 2 декабря.; Он ке. Хозяйство братьев Ланкиных // Амурский маяк, - Тамбовка,1993. - К 44. ; и др.

Костанов А.И. Русская православная церковь на Сахалине и Курильских островах. Исторический очерк. - Ю.-Сахалинск, 1992.

- Ц -

затронутые ранее вопросы. Конфессиональной тематике, как одному из аспектов истории Дальнего Востока, уделяется внимание практически на всех региональных научных форумах последних лет. Однако, несмотря на значительное число публикаций, полностью круг проблем еще не охвачен, только определены их контуры. Заметно наличие многих лакун: выпадают из поля зрения исследователей некоторые конфессии /например,.-штундиста/, мало внимания уделяется государственной вероисповедной политике,нет пока завершенной картины становления, и деятельности даже отдельных конфессий, не говоря уже об обобщающих работах.

Цель и задачи" исслеттования> Исходя из состояния историог-ра]ии темы автор ставит целью рассмотреть важнейшие аспекты деятельности конфессиональных групп русскоподданного населения юга Дальнего Востока в специфических социально-политических и экономических условиях осваеваемой территории. Задачи исследования:

рассмотреть источники формирования и пополнения религиозных организаций в процессе русского заселения Дальнего Востока;

раскрыть основные направления государственной политики в области религии в крае,

показать сложную картину межконфессионального взаимодействия,

ВЫЯВИТЬ Местные ОСОбеННОСТИ реЛИГИОЗНОЙ ЗЯ13НИ.

Объект исследования. Объект изучения - религиозные организации /группы/ образованные русскоподданным населением, переселенцами на Дальний Восток яз.других частей России, наиболее крупные и влиятельные в крае. Это все виды православных организаций, общикы старорусских и протестантских сектантов. Другим конфессиям уделено меньше внимания из-за сравнительно небольшого числа последователей.

Территориальные рамки исследования включают юг российского Дальнего Востока: Амурскую область, и южную часть Приморской области, входивших в состав Приамурского генерал-губернаторства /современные территории Амурской области, Приморского края и юг Хабаровского.края/. .

Хронологически ратаи исследования охватывают период с 1858 по 1917 гг. Они определяются началом освоения Приамурья после его возвращения России в 1858 г. и Февральской революцией 1917 г., которая привела к коренным изменениям в вероисповедной политике и жизни государства.

Методологическая основа диссертации. В основу аналитической работы над фактическим материалом были,положены принципы историз ма и объективности. Вся религиозная ситуация рассматривается в исторической динамике, с выявлением основных этапов, периодов и тенденций развития. Исключительно важна объективность рассмотрения теш, так как было необходимо преодолеть некоторые односторонние субъективные и догматизированные представления прежних лет. Автор стремился к беспристрастности к непредвзятости, строго придерживаясь аконфессиональной позиции. ;

Основные методы исследования - историко-генетический и сравнительно-исторический .

Ксточниковую базу диссестанг.и составил обширный комплекс опубликованных и неопубликованных источников, часть из которых впервые вводится в научный оборот.

Первую группу источников составили законодательные акты -законы, регламентирующие деятельность и положение вероисповеданий в России. Особым видом законодательных материалов являлись циркуляры. Имея секретный характер, они могли отменять положения действующих законов, предписывая иные юридические нормы. Циркуляры уточняли и разъясняли практическое примекае законов. В исс-ледовани были"использованы те циркуляры, которые удалось выявить в фондах государственных учреждений, например, в фсвде 821 Департамента духовных дел инославных исповеданий Министерства внутренних дел в Российском государственном историческом архиве /РГИА/.

Вторую группу источников составили материалы официального делопроизводства. Это документы таких учреждений как Переселенческое управление, Комитет по заселению Дальнего Востока, Комитет министров, Святейший Синод: внутриведомственная и межведомственная переписка, журналы заседаний, отчеты и подготовительные материалы. Они отложились в соответствующих фондах РГИА, Российского государственного исторического архива Дальнего Востока /РІИА ДВ/, Государственного архива Амурской области /ГААСД В эту группу источников входят ежегодные губернаторские отчеты и подготовительные к ним материалы, которые отложились в фондах высших государственных учреждений в РГИА. / фф.394, 1265, 1263/ и в фондах РІИА ДВ. Все эти источники позволяют раскрыть ход решения различных вопросов вероисповедной политики, согласование документов между ведомствами. Материалы официального делопроиз-

водства дают представления о вероисповедном составе населеная и воздействии светской власти на религиозную жизнь.

Третью группу источников составили материалы, созданные внутри церквей и религиозных организаций. Самую обширную часть этой группы представляют документы Русской православной церкваv источники других конфессий не столь значительны. Уже в этом нашло отражение неравноправное положение в России религий: Русская православная церковь была государственной церковью, частью государственного аппарата и внутри ее делопроизводство было прекрасно налажено. Эти источники сохранились в фонде Канцелярий Святейшего Синода в РИА, а также в весьма скромных остатках архивов дальневосточных епархий : ф.907 в РИА ДВ, фонды 4-К и 29-И в ГААО, ф. 1318 в Государственном архиве Приморского края /ГАПК/.

Источники, слонявшиеся в других конфессиях, собраны в коллекции документов Государственного архива Хабаровского края. Это немногочисленные и разрозненные материалы. Но имеются и опубликованные источники. Это комплексы .материалов съездов разных конфессий начала века. Наиболее объемны и информативны из них "Труд-і4 Всероссийских старообрядческих съездов Белокриницкой церкви. Эта группа источников в целом дает возможность реконструировать внутрицерковную жизнь, межконфессионалыше отношения, взаимодействие с государственными органами. Необходимо, отметить, что многие источники этой группы носят необъективный характер из-за предвзятого отношения религиозных организаций друг к другу.

Четвертую группу источников составляют мемуары и дневники. Использовались воспоминания о посещении Дальнего Востока и впечатления о религиозной жизни края деятелей литературы и искусства Г.С.Гантимурова и В.В.Верещагина; руководителей религиозных организаций А.С.Броханова, Г.П.Винса, В.Г.Павлова. Эти материалы представляют собой взгляд на ситуацию со стороны и выступают как дополнение к другим группам источников. Наиболее значительны среди них неопубликованные дневники известного на Дальнем Востоке краеведа, общественного деятеля, публициста А.В.Кириллова. Они находятся в его личном фонде в РГИА. А.В.Кириллов был не только верующим человеком, но и получил духовное образование. Поэтому его записи особенно интересны, как человека прекрасно разбиравшегося в религиозных вопросах и много лет прожившего в Приамурье.

0;и предоставляют возможность увидеть не официальную, а реальную жизнь Православной церкви в крае.

Пятую группу источников диссертации составляет периодическая печать: центральная и местная, общественно-политическая и конфессиональная. Она дает значительный объем фактов и основу для сопоставления разных сторон религиозной жизни.

При написания работы использовались полевые материалы,автора и материалы личных архивов. Последние были любезно предоставлены их владельцами: сотрудниками. Института истории ДВО РАН Г.Г.Ерыак и Г.В.Прозоровой, членом Генеалогического общества и.известным краеведом В.П.Хохловым. Эти источники позволили уточнить и дополнить сведения официальных документов, прояснить отдельные, моменты истории в жизни некоторых конфессиональных групп.

Всего в работе использованы документы и материалы 20 фондов 5 центральных и 3 местных архивов. Весь комплекс опубликованных и неопубликованных источников дает возможность решить поставленные в диссертации задачи.

Научная новизна работа заключается в том, что в ней впервые в дальневосточной историографии дается картина религиозной жизни Приамурского края в период его заселения и освоения в 1858-1917 гг., раскрываются основные тенденции развития религиозной ситуации, выявляется состояние религиозности дальневосточного населения, прослеживается своеобразие государственной вероисповеднойй политики. Значительная часть источников впервые введена в научный оборот.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Религиозная жизнь Дальнего Востока (1858-1917 гг. )