Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. ) Хайбулаева Марина Магомедрасуловна

Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. )
<
Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. ) Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. ) Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. ) Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. ) Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. ) Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. ) Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. ) Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. ) Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. )
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хайбулаева Марина Магомедрасуловна. Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. ) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Махачкала, 2005 191 c. РГБ ОД, 61:05-7/1007

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Дагестан в VI-VII вв 19

Глава II. Проникновение ислама в Дагестан

1. Образование Халифата 50

2. Завоевательные походы арабов в Закавказье и Дагестан... 56

3. Абу Муслим - распространитель ислама в Дагестане 72

Глава III. Христианство и его позиции в Аварском владении...

1. Христианство в Сарире в VI-XII вв 80

2. Христианство в основных культурно-политических центрах 91

средневековой Аварии в XII-XVI вв

3. Сосуществование ислама и христианства в Хунзахском 102

нуцальстве

Глава IV. Исламизация Аварского владения

1. Вытеснение христианства исламом в средневековой Аварии 104

2. Ислам и социально-правовые и земельные отношения в Аварском нуцальстве 137

3. Влияние арабской мусульманской культуры на развитие традиций науки и образования в Дагестане 150

Заключение 162

Список использованной литературы и источников

Введение к работе

Актуальность исследования

В работе прослеживается история распространения исламской религии на территории средневековой Аварии. Исследование истории ислама на Северном Кавказе является одной из первостепенных научных проблем, так как с ней связаны многие аспекты истории культуры, общественного развития, политических и в целом исторических связей народов Кавказа.

На фоне глобальных политико-экономических перемен последнего десятилетия все больше возрастает значение кавказского региона в современной геополитической картине мира. Благодаря своему особому геостратегическому положению и находясь на стыке евроазиатских цивилизаций, на протяжении тысячелетий Кавказ всегда привлекал внимание различных государств, испытывая, тем самым, сильное влияние различных культур и религий. Римская империя, Персия и Иран, Аравия, Византийская империя, османы и турки — сельджуки, монголы, Россия - это далеко не полный список государств и народов, властвовавших в течение веков над народами Кавказа. Этим и объясняется современная этно-религиозная пестрота кавказского региона. В то же время в своеобразном «конгломерате» наций народов, культур и религий, практически не имеется случаи полного исчезновения, слияния или ассимиляции этносов. Следовательно, можно с уверенностью сказать, что на Кавказе существовали своеобразные механизмы саморегуляции, дающие возможность разным народам, религиям и культурам мирного сосуществования и более - менее безопасного, автономного развития и процветания. Несмотря на столь высокую степень этно - религиозной пестроты Кавказа, можно, пожалуй, выделить одно глобальное различие - это религия: на Кавказе доминируют две основные религии — христианство и ислам. С географической точки зрения ситуация также складывается довольно интересно: в течение десятка веков после

проникновения ислама на Кавказ, издавна христианские государства -Грузия и Армения - оказались в своеобразном кольце: с северо - востока они граничат с мусульманским Северным Кавказом и Азербайджаном, а с юга -Турцией и Ираном.

Актуальность темы исследования определяется важностью происходящего в республике бурного возрождения ислама. Роль религиозного фактора в межнациональных и межрелигиозных отношениях в нашей республике, собственно современная религиозная ситуация настоятельно требуют разобраться во всех тонкостях вопросов монотеистических верований. Недостаточное внимание вопросам истории религии в Дагестане вкупе со многими нерешенными проблемами становится причиной соединения религиозных настроений с националистическими, что может привести к межнациональным и межконфессиональным конфликтам.

Основная цель исследования заключается в реконструкции истории проникновения ислама в Дагестан, а также исследование вопроса исламизации средневековой Аварии на основе всего имеющегося комплекса источников и литературы.

В соответствии с поставленной целью были определены и задачи:

выявить исторические пути проникновения ислама в Дагестан;

определить позиции христианства в Сарире, Средневековой Аварии, Хунзахском нуцальстве;

особенности исламизации Аварии;

определить роль и значение Абу-Муслима в процессе исламизации;

определить локальные и хронологические рамки этого процесса.

- рассмотреть влияние ислама на социально-правовые и земельные
отношения в Аварском нуцальстве;

Объектом данной работы является процесс исламизации аварцев -одного из наиболее многочисленных народов Дагестана. Аварский язык принадлежит аваро-андо-цезской группе дагестанской ветви кавказских языков. В состав аваро-андо-цезской группы, кроме собственно аварского

языка, входят андийские и цезские языки. Говорящее на них население Аварии, родственно собственно аварцам не только по языку, но и по основным чертам культуры и быта этноса.

Еще в X в. был известен термин «авар», по сведениям арабского автора Ибн Русте так звали правителя Сарира1. Иоанну де Галонифонтибусу принадлежит первое достоверное упоминание населения Нагорного Дагестана под названием «авары», который в 1404г. писал, что на Кавказе живут «черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикукумухи»2.

Самоназвание аварцев «маарулал» происходит от «меэр» - «гора» в переводе с аварского языка «горцы».

В начале XX в. Е.И.Козубский отмечал, что название «аварец», чуждо народу, известному под этим именем». Это название сами аварцы употребляли в политическом смысле, для обозначения жителя бывшего Аварского ханства, но никак не б этническом»3. П.К.Услар считал, что это название относилось «исключительно к Хунзаху»4.

Традиционно же авароязычные этнические группы называли себя по обществам.

Андийцы (самоназвание «куаннав») занимают часть южного склона Андийского хребта и бассейн р.Мундерил —Тлар (левый приток Андийского Койсу). К юго-западу от андийцев, у подножия южного ската того же Андийского хребта в котловине и бассейне р.Ансалдерил — Тлар (левый приток Андийского Койсу) живут ботлихцы («бунхаги»), западнее-годоберинцы («гибдинги»).

Напротив с.Ботлих на правой стороне Андийского Койсу на западном скате Богосского хребта, располагаются каратинцы («Кипги»). Южнее них на

1 Ибн Русте.Книга драгоценных камней / Пер.Н.А.Караулова // Сборник материалов для описания племен и местностей Кавказа. Т.32 — Тифлис, 1903.

Иоанн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа (1404г.).- Баку, 1980.

3 Козубский Е.И. Памятная книжка Дагестанской области-Темир-хан-
Шура, 1895.

4 Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание III. Ав. М. -Тифлис, 1889.

6 северном и частично на восточном скатах Богосского хребта в верховьях Ахвахской речки (правый приток Андийского Койсу) живут ахвахцы («ахуахи»).

Вверх против течения Андийского Койсу, на южном скате Андийского хребта на левом берегу Андийского Койсу - чамалалы («чамаига»); напротив них на северном скате Богоского хребта на правом берегу Андийского Койсу - багулалы («куан»), выше их на этой же стороне Андийского Койсу — тиндалы («идаригекиа») («богосцы»).

В верховьях Андийского Койсу живут хваршипы. На самой границе с Грузией, в долинах рек Мотмота, Илан-Хеви, Кидери, Сабакунис - хеви и Ори-Цхали живут дидойцы. К юго-востоку от дидойцев в бассейне рек Хванор и Самберис-хеви и их притоков, в котловине живут бежтинцы («капучинцы»), гинухцы и гунзибцы1.

Сегодняшний Аваристан занимает территории современных административных районов: Хунзахского, Гунибского, Гергебильского, Гумбетовского, Чародинского, Ботлихского, Цумадинского, Цунтинского, Ахвахского, Казбековского, Тляратинского, Унцукульского, Шамильского. Носителями аварского языка вместе с родственными по языку и культуре народностями андоцезской группы в пределах современной географии республики занимают западные и центральные районы Дагестана.

Со всех сторон она ограничена почти замкнутыми хребтами: Андийским, Салатау, Гимринским и др. Внутри она рассекается притоками р. Сулак - четырьмя Койсу (Аварским, Казикумухским, Андийским, Кара), а также множеством горных кряжей - отрогов Главного Кавказского хребта (внутренний Дагестан)2.

1 Народы Дагестана-М., 2002.-С.7.

2 Народы Кавказа. Т. 1 .М, 1960-С.81.

Хронологические рамки исследования

Хронологические рамки работы охватывают время от VII в. до XVI в. В качестве нижней точки проникновения ислама в Аварию, мы определяем XIII в., а в качестве верхней, по данным мусульманской эпиграфики в высокогорной Аварии- XVI в.

Методологической основой в освещении работы служил принцип историзма и объективизма, который предусматривает изучение любого события в конкретных исторических условиях и связях. При этом мы исходим из сочетания формационного и цивилизационного подхода к истории.

Научная новизна исследования определяется тем, что, опираясь на ряд разноязычных источников, переведенных на русский язык, а также большой исторический и археологический материал, исследуется вопрос исламизации Средневековой Аварии.

В диссертационном исследовании автор обращается к истокам ислама, затем к образованию халифата - мощного конгломерата арабских племен, освещаются также походы арабов в Закавказье и Дагестан. Делается попытка проанализировать цели, задачи завоевателей и исход этих походов.

В работе рассматривается личность Абу Муслима, освещаются позиции христианства в основных культурно - политических центрах Аварии, описать столкновение интересов христианства и ислама в Нагорном Дагестане. Автор затрагивает вопрос одновременного сосуществования названных религий в Хунзахском нуцальстве, а затем и арабском и персидском языках.

Научная разработка темы исследования

При исследовании темы автором была привлечена литература, выходившая в свет с 60-х гг. XIX в. по 2004 г. включительно. П.К.Услар один из первых, который прикоснулся к проблеме исследования вопросов домусульманских верований в Аварии. Следует отметить одну общую черту

дореволюционной литературы: у исследователей нет ясного представления о времени распространения ислама и о процессе исламизации.

Целенаправленное и планомерное изучение истории и этнографии народов Дагестана относится к советскому периоду. Характеризуя отечественную историографию советского периода, следует отметить, что историки изучали преимущественно социально-экономическую историю и национально-освободительное движение Северо-Восточного Кавказа и Дагестана, не уделяя достаточного внимания вопросам история религии, за исключением вопросов истории мюридизма. Это заметно отразилось на количестве и качестве опубликованных исследований по обозначенной теме. В рамках истории Дагестана местными историками в большинстве своих непрофессиональных исследований, затрагивались вопросы религии. Историки-краеведы приводят в своих работах богатый фактический материал, но всех их отличает слабая информационно-исследовательская база.Отечественной историографии 50-60-х гг. XX в. характерна регионализация исторических исследований, когда в рамках довольно большого исторического периода изучается отдельно взятый народ.

Обстоятельное изучение многих проблем истории Кавказа связано с именем известного ориенталиста Б.А.Дорна (1805-1881гг.). Специального труда по истории религии до X века у него нет, но политические события, изложенные в его трудах дают обширный материал для ознакомления с перспективами распространения мусульманства .

Особое место вопросам, связанным с историей Восточного Кавказа и Дагестана, в частности, уделял крупный востоковед академик В.В.Бартольд, который в своей работе показал, что ислам на первых порах не знал миссионерства, что носители этой религии не преследовали ни христиан, ни зороастрийцев2.

1 Дорн Б. Каспий. СПб. -1875.

2 Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманства.-
Баку, 1924.

Из дагестанских историков, интересовавшихся историей раннесредневекового Дагестана и вопросами ислама следует отметить Али Гасанова, переводчика «Асари Дагестан» Хасан Эфенди Алкадари. Свои взгляды на темпы и хронологические рамки распространения ислама в Дагестане А.Гасанов приводит к примечаниях к «Асари Дагестан»1.

Исламу в Дагестане посвящен ряд статей М-С.Саидова. Он же посвятил отдельную статью версии о пребывании Абу Муслима в Дагестане2.

Неоценимый вклад в изучение истории распространения ислама в Дагестане внес известный дагестанский ученый - востоковед А.Р.Шихсаидов3.

В 1956г. А. Р. Шихсаидов публикует статью «О проникновении ислама и христианства в Дагестан», на основании изучения письменных источников, а так же устных традиций, в работе впервые были обобщены вопросы, связанные с проникновением монотеистических религий в Дагестан. Можно перечислить р>щ трудов профессора А.Р. Шихсаидова: «Надписи рассказывают» (1969 г.), «Дагестан в X-XIV вв. (1975 г.), «Кала -Корейш (крепость курейшитов) (2000 г.), «Арабская рукописная книга в Дагестане» (2001 г.). А.Р.Шихсаидов - автор более ста статей и в том числе монографий, которые посвящены вопросам исламизации Дагестана.

Значительную работу по изучению религиозных верований на Северном Кавказе, в том числе и Дагестане проделал Л.И.Лавров. Итоги его многолетних работ объединены в книге «Эпиграфические памятники Северного Кавказа X-VIIbb.»4, изданной в 1966г. издательством «Наука».

Хасан Эфенди Алкадари. Асари Дагестан. Пер. и комментарий Али Гасанова,-Махачкала, 1993.

2 Саидов М-С. О распространении Абу Муслимом ислама в Дагестане. УЗ ИИЯЛ. Т. 1-Махачкала, 1956.

Шихсаидов А.Р. Ислам в средневековом Дагестане. (VII-XVb.b.) -Махачкала, 1969.

4 Лавров Л. И. « Эпиграфические памятники Северного Кавказа VII-Х вв.» -М., «Наука»-1966.

Крупный ученый Д.М.Атаев в своем фундаментальном труде «Нагорный Дагестан в раннем средневековье (по материалам археологических раскопок Аварии)», рассматривает археологические памятники средневековой Аварии V-XIII вв., отдельно выделяет и памятники по христианству1.

Исследования известного ученого А.Е.Криштопы по проблемам политического развития Дагестана в XIII-XV вв. в целом и в частности Аварии, вносят немало нового в освещение ряда вопросов по истории христианства и ислама в Нагорном Дагестане2.

Исследование М.М.Атаева и «Авария в X-XV вв.» отличает широкий историографический обзор. Вынесен на рассмотрение как отдельный параграф период исламизации3.

Все последние достижения советских историков в изучении древней и средневековой истории Дагестана вошли в большой труд «История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.»4.

Источниковая база

В работе использованы разноязычные письменные источники, переведенные на русский язык (арабские, армянские, грузинские, местные, персидские), археологические и историко-архитектурные памятники.

Основная информация о раннесредневековой Аварии (царстве Сарир) черпается из географических и исторических трудов IX-XIII вв. на арабском и персидском языках.

Арабские источники. Историко-географические труды арабских авторов содержат важные сведения о социальной структуре, политической и

1 Атаев Д. М.Нагорный Дагестан в раннем средневековье-Махачкала ,1963.

2 Криштопа А.Е. Политическое развитие Дагестана в XIII-XV вв-
Махачкала. 1981.

3 Атаев М.М. Авария в X-XV вв. - Махачкала, 1995.

4 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в.
T.I.-M., 1988.

11 религиозной ситуации в Сарире. Профессор А.Р.Шихсаидов в своих трудах также широко опирается на них .

Наиболее известным и авторитетным автором, является Белазури (ум.892г.) - известный историк, поэт, учитель сына халифа Му'тазза (866-869). Наиболее известный труд его - «Книга завоевания стран» целиком посвящена арабским завоеваниям от времен Мухаммеда до конца IX в2.

Главы из этой книги: «Завоевание Армении» и «Завоевание Азербайджана» переведены на русский язык профессором П.К.Жузе, причем параллельно дан арабский текст.

Современник Белазури ал-Якуби (писал в конце IX в. — «отец географической науки арабов») - также дает ценные сведения. Интересы ал-Якуби были обширны и касались земельных вопросов, этнографических и исторических данных, податей, путей, расстояний и т.д. Он писал при самостоятельных последних аббасидских халифах. Перевод отдельных частей сочинения под названием «История» осуществлен проф.П.К.Жузе с приложением арабского текста .

Потомок зороастрийца, впоследствии принявшего ислам, Ибн Хордадбех (писал между 844 и 848гг.), служил управляющим почтой в провинции Джибаль, располагал богатым материалом и официальными данными относительно географических данных, путей сообщения и налогов. Мы же пользовались его сочинением «Книга путей и государств»4.

Географическое сочинение ибн-Русте «Ал-Алак ан-нафиса» («Дорогие ценности») написал 903-913гг., в одном из последних разделов выделен заголовок «ас-Сарир» («Царство трона»), который в исторической науке

1 Шихсаидов А.Р. Указанные работы.

Белазури. Книга завоевания стран. Текст и перевод / Перевод проф. П. К.Жузе.-Баку, 1927.

3 Якуби. История. Текст и перевод / Пер. проф. П.К.Жузе. - Баку, 1927.

4 Ибн Хордадбех. Книга путей и государств/Пер. Н.А.Караулова//Сборник
материалов.. .Т.32.-Тифлис, 1903.

широко известен в переводе Н.А.Караулова (1903)'. Часть текста - «ас-Сарир» была переведена В.Ф.Минорским и опубликована в приложении «Истории Ширвана и Дербенда».

Сочинение ал-Истахри «Китаб Масалик вал-мамалик» («Книга путей и стран»), написано около 930г. В основу положен труд его предшественника ал-Балхи «Сувар ал-акалим» («Картины климатов»), написанный в 920-921гг., который не сохранился. Сочинение ал-Истахри лежит в основе географического труда Ибн-Хаукапя «Китаб ал-Масалик в ал-мамалик» либо «Китаб сурат ал-ард» («Книга картин земли»). Известны несколько его редакций, из которых основная датируется около 977г~.

В энциклопедическом труде арабский путешественник и географ ал-Масуди (ум. 956г.) «Мурудж аз-захаб ва маадин ал-джавахир», («Луга золота и рудники драгоценных камней») в сфере истории и географии использует всю предшествующую литературу.

Материалы, относящиеся к Сариру находятся в XVII главе, которая состоит из систематического описания Кавказа и его племен. Имеется перевод этой главы В.Ф.Минорского в «Истории Ширвана и Дербенда»3.

В IX-X вв. в арабской исторической литературе получает широкое развитие жанр «Книги завоеваний», рассчитанный на описание и прославление арабских завоевательных войн, процесса исламизации, областей, оказавшихся под арабской властью. Особый интерес представляют труды Абу Мухаммад Ахмад Ибн-Асам ал-Куфи (ум.926г.), автора

Абу-Алий Ахмед-ибн-Омар-ибн-Русте. Книга драгоценных камней / Пер. Н.А.Караулова //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.Т.32.-Тифлис, 1903.

Абу-Исхак Ибрагим ибн — Мухаммад ал-Фарсия ал-Истахрия. Из книги путей и царств / Пер. Н.А.КарауловаУ/Сборник материалов...Т.29. - Тифлис, 1901. 3 Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. Х-Х1вв. - М., 1963.

трехтомного сочинения «Китаб ал-футух» («Книги завоеваний»), которое охватывает историю халифата с 632г. по 866г1.

Как уже упоминалось, эти труды использованы и А.Р.Шихсаидовым в его фундаментальных трудах по исламизации Дагестана. Мы, в свою очередь, также широко опираемся на труды видного востоковеда А.Р.Шихсаидова.

Армянские источники. Одним из первых писателей, писавших о Дагестане, был Бузанд Фавстос, автор «Истории Армении» . Книга была написана в 70-х гг. X в. и охватывает события в Армении с 315 по 390г.

Гораздо больше сведений, дает нам «отец армянской истории» Моисей Хоренский . Сведения Хоренского о взаимоотношениях Армении и дагестанских племен приобретают особое значение для определения политических условий, при которых армяне делали первые попытки распространить христианство в Дагестане.

Среди древнеармянских авторов можно выделить единственного писателя, дающего довольно подробные сведения относительно религиозной борьбы. Это Егише Вардапет (ум.480г.) автор «Истории»4.

Армянский историк VII в. Моисей Каганкатваци повторяет сведения предыдущих авторов, но вместе с тем дает много новых данных, проливающих свет на вопросы христианства и ислама в Дагестане5.

Вопросам, связанным с арабским завоеванием на Кавказе, посвятил свой труд Вардапет Гевонд (конец VIII - нач. IX в.) автор «Истории

1 Абу Мухаммад Ахмад Ибн-Асам ал-Куфи. Книга завоеваний / Пер.
З.М.Буниятова. Изд. «Элм». - Баку, 1981.

2 Бузанд Фавстос. История Армении. - Ереван, 1953.

3 Моисей Хоренский. История Армении-М. 1893.

4 Егише Вардапет. История. - Тифлис, 1853.

5 Каганкатваци Моисей. История агван. — Спб. 1861.

халифов»1, охватывающей события с середины VIIb. до последней четверти VIIIb.

Грузинские источники. Отрывочные сведения об Аварии даются в своде средневековых исторических грузинских сочинений «Картлис Цховреба», составление которого было начато в XII в., охватывая историю Грузии с древнейших времен до XIV в. В этот сборник были включены: «Жизнь картлийских царей» (с древнейших времен до V в. н.э.) Леонти Мровели; «Жизнь царя Вахтанга Горгасала» (V-VIII вв.) Джуаншера; «Матиане Картлиса» (о событиях VIII-XI вв.) анонимного автора; «История царя Давида» о событиях XIII в . Позже сборник был пополнен произведениями историков царицы Тамар, произведением анонимного автора XIV в. «Жамтаагмцерели» (Хронографа) в переводе Г.В.Цулая .

Грузинские авторы сообщают о возникновении государства в Аварии, о его правителях, приводят сведения о миссионерской деятельности грузинского духовенства, о существовании в Аварии культовых центров грузинской православной церкви.

Существует полный перевод «Летописи Картли», выполненный М.Д.Лордкипанидзе (1976г.) и Г.В.Цулая (1982г.), а также перевод отдельных отрывков, выполненный Е.С.Такайшвили и опубликованный в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа», вып. 28. (Тифлис, 1909. С. 178-182), «Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России» опубликованы в конце XIX в. М.Джанашвили .

«Картлис Цховреба» обрывается на XIX в. Ее продолжением стало сочинение грузинского историка и географа XVIII в. Вахушти Багратиони

Вардапет Гевонд. История халифов / Пер. с арм. К.Патканов. - СПб, 1862.

Грузинский «Хронограф» XIVb. о народах Кавказа. Пер. Г.В.Цулая // КЭС, ., 1980.

Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном
Кавказе и России//Сборник материалов ... Т.22-Тифлис, 1897.

«История царства Грузинского»1. Сочинение состоит из двух частей. Первая часть(с древнейших времен до 1469г.) — фактически является не только краткой редакцией «Картлис Цховреба», но и критической его интерполяцией с рядом важнейших дополнений и комментариев. Нами были использованы переводы Г.В.Цулая на русский язык древнегрузинских письменных памятников «Жизнь картлийских царей» Леонти Мровели, грузинский хронограф «Жамтаагмцерели», а также «Летопись Картли».

Персидские источники. К историко-географическим трудам средневековых авторов примыкают персидские источники XIII-XV вв. Значимость сведений персидских авторов, писавших историю войн Тимура возрастает, так как они отражают сопротивление христианского населения при проникновении ислама в Нагорный Дагестан.

«Зафар-намэ» («Книга побед») Низам-ад-Дина-Шами, написанная в 1399-1403гг., содержит краткие сведения по истории монгольского государства и полное описание всей деятельности Тимура. Основными его источниками являлись официальные документы и устные сообщения участников. Нами использованы сведения персидских авторов, писавших историю войн Тимура -Шереф ад-Дина Иедзи (книга закончена в 1424г.) Источниками явились «Зафар-намэ» Низам ад-Дина Шами, описания и дневники отдельных походов, устные сообщения современников и участников походов. Труд Иедзи является самым полным сводом данных по истории Тимура. Персидские источники стали известны и доступны после выхода в свет труда В.Г. Тизенгаузена .

Местные источники Особенно значимы тем, что составлены местными авторами, неизбежно отразившими в своих трудах местную специфику сторон вопросов истории, в том числе и религиозных с самых

1 Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. - Тбилиси: Мецниереба, 1976.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. Т.П.-М.,-Л. 1941.

16 разных сторон. Не позже XI в. отмечается появление местных исторических сочинений, когда небольшие государства приобретают самостоятельность: известны упоминания о ширванской, арранской и дербентской хрониках, составленных в начале XII в. на арабском языке.

Материалы ширванской и арранской летописи вошли в хронику Дербенда «Тарих Баб ал-абваб». Уцелевшие извлечения из этой летописи вошли в труд турецкого ученого XVII в. Мюнаджимбаши «Джами ад-дуван», («Собрание известий о династиях»), написанный по-арабски. Были переведены В.Ф.Минорским и изданы части по Дербенту и Ширвану с русским переводом и общими комментариями. Он освещает политическую историю, обычаи, быт и топографию не только Дербента, но и соседних владений. «История Ширвана и Дербента», приводит важные сведения о правителях Сарира и их взаимоотношениях с соседними государствами, о его религиозных верованиях .

«Тарих Дагестан» Мухаммада Рафии, историческая хроника, освещающая события в Дагестане с X в. до середины XIV в. Время составления основной части хроники датируется первой половиной X в. Хроника представляет собой свод нескольких самостоятельных текстов, из которых наше внимание привлекают сведения о доисламских верованиях в Аварии, о правителях Аварии-нуцалах, о самом процессе исламизации дагестанских обществ (Аварии, Кумуха) .

«История Ирхана» (имя автора и время составления сочинения не известны), представляет собой собрание хронологически разновременных рассказов и легенд (VI-XIV вв.), объединенных общей идеей борьбы за

Минорский В.Ф. Указ.соч.- С.32.

Мухаммедрафи. «Тарих Дагестан». Введение, перевод, комментарии. А.Р.Шихсаидова //А.Р. Шихсаидов, М.Г. Оразаев, Т.М. Айтберов. Дагестанские исторические сочинения-М., 1993.

утверждение ислама. Работа содержит сообщение о конфессиональной принадлежности ряда аварских сел и обществ1.

Необходимо здесь упомянуть и труд выдающегося историка, филолога, поэта, философа и ученого - энциклопедиста первой половины XIX века Аббас Кули-ага Бакиханова « Гюлистан-и Ирам», который мы использовали в своей работе . Для написания своего труда А.К. Бакиханов использовал огромное количество материалов и сведений о Ширване и Дагестане, почерпнутых им из сочинений римских, греческих, византийских, армянских, грузинских, арабских, персидских и турецких средневековых авторов.

Историко-биографические и исторические очерки Хайдарбека Геничутлинского являются одним из ценных повествовательных источников по истории Дагестана и Чечни3.

Хайдарбек-хаджи, будучи представителем круга мусульманских ученых XIX века, описывает события того времени с позиций правоверного ученого-алима, преданного идеалам ислама и всецело уповающего на милость Аллаха. И в то же время он показывает читателю сколь тяжким и тернистым был исторический путь Дагестана в XIX веке, как сложна была политическая и социальная обстановка в условиях общественного раскола и противостояния.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит, прежде всего, в том, что ее положения и выводы, введенный в научный оборот материал могут быть использованы при подготовке обобщающих трудов по истории ислама в Дагестане. Данные, содержащиеся в работе, могут быть с успехом использованы при подготовке лекционных курсов для исторических и восточных факультетов высших учебных заведений.

1 История Ирхана. Пер. А.Р.Шихсаидова // Дагестанские исторические...

2 Бакиханов А.К. Гюлистан-и Ирам. - Баку : Элм, 1991.
Геничутлинский X. Историко-биографические и исторические очерки. -

Махачкала, 1992.

Научная апробация работы

Основные положения диссертации опубликованы автором в виде научных статей в сборниках ИИАЭ ДНЦ РАН.

Диссертационная работа обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры истории Дагестана Дагестанского государственного педагогического университета.

Структура диссертации

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

/

Дагестан в VI-VII вв

Кавказская Албания. История племен и народов, населявших территорию Дагестана, тесно связана с историей Кавказской Албании.

По сведениям античных писателей: Страбона, Плиния и Птолемея, территория древней Албании ограничивалась с Востока Каспийским морем, с юга - рекой Курой, с запада - рекой Алазанью1.

Северными соседями албанов все упомянутые авторы считают сарматские племена, населявшие в ту пору северокавказские и прикаспийские степи.

Пограничную линию между ними Страбон проводит через северовосточные отроги Кавказа - «Керавнские горы».

«Живут они (албанцы. М.Х.) между иберами и Каспийским морем, на востоке примыкая к морю, а на западе гранича с иберами, из остальных сторон - северная ограждается Кавказскими горами, они высятся над равнинами и ближайшие к морю называются Керавнскими»2.

Птолемей считает, что пограничная линия между Сарматией и Кавказскими странами (Колхидой, Иберией и Албанией) проходит через устье реки Карака (Кодор), Сарматские ворота (Дарьяльское ущелье) и устье реки Соанп (Сулак) .

Албания представляла собой преимущественно высокогорную страну. Население Албании было многочисленным. Страбон насчитывает здесь двадцать шесть различавшихся по языку племен1.

Также у нас имеются сведения Страбона о богах, верованиях албан: « В качестве богов чтут они Солнце, Зевса и Луну, в особенности же Луну. Есть и святилище ее недалеко от Иберии. Жрецом служит наиболее уважаемое после царя лицо, стоящее во главе управления священной землей, обширной и хорошо населенной, а также во главе служителей храма, из которых многие вдохновляются и пророчествуют. Того из них, кто в более сильном экстазе блуждает один по лесам, жрец схватывает, сковывает священной цепью и роскошно кормит в течение одного года; затем этот человек приводится для жертвоприношения богине, умащается благовониями и закалывается вместе с другими жертвами. Способ жертвоприношения таков: кто-нибудь со священным копьем, которым установлено убивать людей в жертву, выходит из толпы и опытной рукой наносит обреченному удар сбоку в сердце, когда пораженный упадет, отмечают разные приметы по его падению и объявляют их во всеуслышанье, а когда труп отнесут в определенное место, все наступают на него ногой для очищения» .

Албаны весьма уважают старость не только своих родителей, но и посторонних; об умерших же заботиться и даже вспоминать считается грехом ; однако они зарывают вместе с покойником их имущество .

Основным занятием албан, - как в равнинной части Албании, так и в горах, было земледелие. Следует отметить, что наиболее плодородные террасы в Дагестане издревле располагались в ее горнодолинной части и представляли собой мощные отложения речного ила. Эти наносы весьма благоприятны для разведения садов и особенно винограда, который культивировался уже в то время наряду с грецким орехом и гранатом.

О развитии земледелия и виноградарства в Албании

свидетельствуют и находки больших глиняных сосудов, предназначенных для хранения зерна и вина, а также кувшинов для разлива вина.

Развито было у албан также и скотоводство. Развитию скотоводства способствовали хорошие альпийские пастбища в горной части Албании и заливные луга предгорий.

Значительного развития на территории Албании достигло ремесленное производство. Появились новые отрасли ремесла, такие как: производство стекла, рыбного клея, мазей, обработка полудрагоценных камней и др.

Оживление торговых связей, рост городов, а также римская агрессия и нашествия сармато-аланских племен способствовали объединению Албании, сближению племен и образованию государственной власти.

Процесс политического объединения Албании затронут еще Страбоном, который писал, что царь Албании «теперь один над всеми владычествует, а прежде над каждым (народом) со своим языком имелся царь»1.

К I в. н.э. власть царя, очевидно, стала наследственной, так как источники наряду с царями в качестве командующих войсками упоминают и их братьев .

В этот же период наблюдается и политическая консолидация племен Кавказской Албании. В рамках этого объединения вів. н.э. складывается молодое албанское государство, обладающее значительной политической и экономической мощью.

Образование Халифата

Прежде чем мы начнем говорить о проникновении ислама в Дагестан, необходимо совершить краткий экскурс в историю арабов, ислама и арабского халифата.

Пророк Мухаммад умер в Медине в 632г. в месяце раби ал-авваль1. Как ни странно, у мусульманских историков нет единства в отношении даты смерти пророка. Одни называют понедельник 1 или 2 раби, другие-12 раби 11\8 июня 632 г., отмечая, как особую печать святости, что он умер в тот же день, что и родился. Видимо, более достоверна вторая дата, в которой совпадают число и день недели, который все сторонники разных дат называют одинаково .

Мухаммад оставил своим преемникам достаточно индивидуализированную и законченную религиозную систему, включающую все необходимое для самостоятельного религиозного учения, он положил начало созданию новой надплеменной общности, не связанной с подчинением одного племени или области другим племенем, скрепленной внутренним сознанием необходимости принадлежать к этой общности. Но это еще не было государством с организованной финансовой системой, административным аппаратом и армией. Никаких предписаний относительно руководства мусульманской общиной как государственным образованием не существовало.

Религиозно-политическое объединение племен и областей Западной Аравии, сложившееся в 630-631 гг., было скреплено прежде всего личностью Мухаммада, присягами, которые приносили ему, лично ему, а не общине отдельные лица и вожди племен. Принятие новой религии для большинства ее последователей было формой вступления в новый политический союз, глава которого обладал особым, отсутствующим у других вождей, исключительным могуществом. Признание этого облегчало Мухаммаду создание новой общности, но в признании этой исключительности таилась ее слабость-с исчезновением носителя этого могущества исчезали и прежние связи и обязательства.

Преемнику Мухаммада предстояло сохранить эту общность, созданную религиозным вдохновением, политическими методами.

Мухаммад объединял в своем лице вероучителя и руководителя общей молитвы-имама, и политического вождя-амира, и верховного судью. Функцию руководства общей молитвой он передал в последние дни Абу Бакру, и никто не оспаривал этс его право.

Получив известие о смерти пророка, один из кланов мединских ансаров собрался в сакифе (навесе) бену сайда и проявил готовность принести присягу верности своему повелителю.

Главой общины был провозглашен Абу Бакр, ближайший соратник Мухаммада. Он принял титул «халифа», что значит «преемник», «заместитель». Положение в Аравии было очень смутным и тревожным1.

Помимо вполне естественного желания не платить налог, если представляется повод для этого, известную роль играло то, что Абу Бакр с первых своих шагов в сане халифа всячески подчеркивал, что он всего лишь исполнитель предначертаний Мухаммада.

Христианство в Сарире в VI-XII вв

История христианской культуры в настоящее время понимается как одна из специальных исторических дисциплин, тесно связанных с археологией, историей архитектуры и искусства. Ее отличает источниковедческий и историко-культурный подход, который изучает факт христианства как предмет истории религии. Ее задача — собирание, источниковедческая обработка и в известной мере, интерпретация материальных объектов, связанных с историей христианской цивилизации с целью реконструкции развития религиозной жизни общества.

Почти все исследователи, так или иначе затрагивавшие вопросы истории христианской культуры в средневековой Аварии, большей частью ограничивались фрагментарным изучением памятников христианства или их описанием. Благодаря их публикациям, разбросанным по различным изданиям, в настоящее время собран многочисленный фактический материал, рассредоточенный по различным районам Нагорного Дагестана

В аварских селах сохранились предания, согласно которым многочисленные городища и поселения, расположенные около этих аулов, были заселены в древности христианами.

По материалам Е.М.Шиллинга, предания о предках «армянах» были известны на обширной территории Нагорного Дагестана — в пределах аваро-андийской области, включая собственно ее. Анди, Хунзах, Чох .

Предания об «армянском» происхождении распространены также на территории Салатавии (до X века входившей в состав Хазарии). В селениях, где сохранились эти предания известны такие топонимические названия местностей как «Эрменазул кікіал» (армянское ущелье), «эрменазул росо» (армянское село), «эрменазул хабал» (армянское кладбище). «Армянская» топонимика распространена и в южным районах Дагестана.

Как уже упоминалось, в VI-VIII веках прослеживаются факты проникновения монофизитства в дагестанские земли: к началу VI века относится повеление царя Вачагана Благочестивого об обучении грамоте молодежи из всех областей Албании; в конце VII века среди гуннов Варачана, в Хазарии, успешную миссионерскую деятельность ведет епископ Исраил . С этим можно соотнести обнаруженные на территории Дагестана надписи, выведенные «албанскими» буквами, в аварских сс.Хуштада, Нижнее Гаквари, Тлондода (Цумадинский, Шамильский р-н) и даргинском с.Верхнее Лабкомахи (Левашинский район)3. Находка, обнаруженная близ городища VI-VII веках в с.Верхнее Лабкомахи, представляла собой небольшую табличку, на которой был вырезан почти весь албанский алфавит. Небольшие размеры и другие внешние качества свидетельствовали о принадлежности предмета к школьному, учебному пособию.

Следы албанского письма на территории Дагестана свидетельствуют о проникновении и влиянии здесь албанской церкви, которое после VII века выходит из обихода в связи с тем, что в начале VIII века Албанская церковь рассматривается как часть армянской церкви, и языком богослужения ее становится древнеармянский язык — официальный, канонизированный язык монофизитской церкви1.

Известное заимствование во многих языках народов Дагестана из армянского языка - слово «крест» (армянское «хач») выступает свидетельством проникновения христианства армяно-григорианского толка (монофизитского) через посредство албанской церкви, уже имевшей в Дагестане некоторое влияние .

Таким образом, «армянские предания» о происхождении армянских сел, «армянскую» топонимику, вкупе с армянской эпиграфикой южного Дагестана мы склонны рассматривать как следствие монофизитского влияния албанского католикосата в VI-VII веках, прерванного арабскими завоеваниями. Так называемые «армяне», о которых повествуют в преданиях этих сел, на наш взгляд, в данном случае выступают не как этноним, а скорее как термин и отражают конфессиональные и политические признаки горцев в этот период, исповедывавших христианство армяно-григорианского толка.

Термин «грузин» по мнению Н.Я.Мара в XIII веке, не исключая грузин по национальности, имел скорее конфессиональное значение, обозначая таким образом всех исповедывавших греко-православную веру, в том числе и армян-халкедонитов.

Автор средневековой хроники XIV века «Истории Ирхана» население Гидатля - жителей области «Хид», обозначает «грузинами», подчеркивая тем самым, на наш взгляд, их конфессиональную принадлежность к грузинской православной церкви.

Похожие диссертации на Распространение ислама в Нагорном Дагестане: Аварское владение (VII-XVI вв. )