Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Приходское духовенство Среднего Поволжья в 1880 - е - 1890 - е гг. : на примере Пензенской и Самарской епархий Кошелева, Алла Игоревна

Приходское духовенство Среднего Поволжья в 1880 - е - 1890 - е гг. : на примере Пензенской и Самарской епархий
<
Приходское духовенство Среднего Поволжья в 1880 - е - 1890 - е гг. : на примере Пензенской и Самарской епархий Приходское духовенство Среднего Поволжья в 1880 - е - 1890 - е гг. : на примере Пензенской и Самарской епархий Приходское духовенство Среднего Поволжья в 1880 - е - 1890 - е гг. : на примере Пензенской и Самарской епархий Приходское духовенство Среднего Поволжья в 1880 - е - 1890 - е гг. : на примере Пензенской и Самарской епархий Приходское духовенство Среднего Поволжья в 1880 - е - 1890 - е гг. : на примере Пензенской и Самарской епархий
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кошелева, Алла Игоревна. Приходское духовенство Среднего Поволжья в 1880 - е - 1890 - е гг. : на примере Пензенской и Самарской епархий : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Кошелева Алла Игоревна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Пенза, 2011.- 321 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/345

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Епархии Среднего Поволжья в 1880-1890-е гг 25

1.1. Положение Русской Православной Церкви до и после реформ 1860-хг 25

1.2. Пензенская и Самарская епархии в 1880-1890-е гг 50

1.3. Социально-экономическое положение епархиального духовенства в Пензенской и Самарской губерниях в последней четверти XIX в 76

ГЛАВА 2. Деятельность приходского духовенства в Пензенской и Самарской епархиях в 1880-1890-е гг 119

2.1. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Пензенской и Самарской епархиях в 1880-1890-е гг 119

2.2. Каналы взаимодействия духовенства и паствы в Пензенской и Самарской епархиях в 1880-1890-е гг 160

2.3. Деятельность приходского духовенства в сфере народного образования в Пензенской и Самарской епархиях в 1880-1890-е гг 211

2.4. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в Пензенской и Самарской епархиях в 1880-1890-е гг 248

Заключение 266

Список использованных источников и

Литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В истории России последней четверти XIX в. Русская Православная Церковь занимает особое место. Политика обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева, занявшего этот пост в 1881 г., была ориентирована на возвышение авторитета Русской Православной Церкви и священнослужителей в обществе, оживление приходской жизни, преодоление сословной замкнутости духовенства и пр. Однако преобразования в Церкви, действующей в рамках синодальной системы управления, приводили к противоречивым последствиям.

На современном этапе в эпоху духовного обновления России, когда Православная Церковь стремится по-новому определить свой статус в изменившемся обществе, очень важно изучать и учитывать прежний опыт отношений РПЦ с государством и обществом, и прежде всего в периоды системного реформирования, что поможет избежать прежних ошибок.

Исследование деятельности РПЦ на губернском уровне позволяет проследить на фактическом материале такие важные аспекты церковной жизнедеятельности, как социально-экономическое и правовое положение приходского духовенства, взаимоотношения православных пастырей и паствы на епархиальном, приходском уровне.

Объект диссертационного исследования – приходское духовенство Пензенской и Самарской епархий в 1880-1890-е гг.

Предмет диссертационного исследования – изменения в состоянии приходов, положении приходского духовенства, основные формы взаимодействия приходского духовенства, паствы и общественности в Пензенской и Самарской епархиях в 1880-1890-е гг.

Географические рамки исследования включают две епархии Среднего Поволжья – Пензенскую и Самарскую. Епархиальное устройство в них базировалось на общих для большинства епархий Российской империи основаниях. Однако довольно близкие по территориальному расположению Пензенская и Самарская епархии значительно отличались по уровню социально-экономического и культурного развития. Самарская губерния имела более выгодное географическое положение и относилась к интенсивно развивавшимся губерниям. По территории Пензенской губернии проходили железнодорожные магистрали, связывающие с Москвой, южными и восточными районами России, ближним зарубежьем. Однако, не имея значимых полезных ископаемых (лишь сырье для стройматериалов: мел, глина, песок, камень), губерния развивалась как аграрная.

Как в Пензенской, так и в Самарской епархиях население было многонациональным. Особую группу прихожан, с которой пензенские и самарские священники постоянно вели активную работу, составляли мордва. Пензенским священнослужителям также приходилось взаимодействовать с крещеными татарами. Серьезную проблему и в Пензенской, и Самарской епархиях составляли раскол и сектантство. Однако в Самарской епархии число раскольников и сектантов превышало в несколько раз этот показатель по Пензенской епархии.

Сравнительный анализ Пензенской и Самарской епархий позволил проанализировать состояние приходов, сходства и различия в жизни священнослужителей и паствы.

Хронологические рамки исследования определяются 1880–1890-ми гг. Выбор нижней хронологической границы обусловлен началом изменений внутренней политики после убийства Александра II и воцарения Александра III. Верхняя хронологическая граница соответственно совпадает с окончанием правления Александра III. На протяжении 1880 – 1890 – х гг. самодержавие проводило политику по укреплению государственной власти. В церковной политике, олицетворением которой стал обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев, также произошел отход от либеральных изменений в сторону усиления обер-прокурорской власти. Этот период характеризуется ростом духовенства, снижением уровня образования священнослужителей, стремлением свести сложные богословские вопросы к простой назидательности и упростить взаимоотношения духовенства и паствы. Однако для 1880-1890-х гг. характерно также быстрое расширение сети церковно-приходских школ, заметное развитие церковной печати и увеличение числа всевозможных церковных обществ.

Сравнительное исследование изменений в церковно-общественной жизни Самарской и Пензенской епархий позволило проследить процессы, происходившие в епархиальной жизнедеятельности в течение 1880-1890-х гг. в губерниях Среднего Поволжья.

Историография проблемы. В отечественной историографии постепенно складываются традиции независимого и объективного изучения русского православия, истории церковных учреждений и быта православного общества. В настоящее время появляется все больше исторических работ нового типа.

Можно выделить три основных этапа историографии: дореволюционный, советский и современный.

Работы большинства дореволюционных авторов носят общий характер. Излагать ход и анализировать последствия консервативных правительственных мер периода правления Александр III историки начали вскоре после их реализации. Отдельную группу дореволюционных изданий составляют труды, в которых рассматривается РПЦ во времена царствования Александра III. По содержанию такие работы ведомственного характера отличает тенденциозность и официальность, деятельность РПЦ в них показана в приукрашенном виде. Появлялись работы, посвященные анализу проповедей отдельных священнослужителей. В некоторых дореволюционных изданиях представлены мнения отдельных персон о состоянии Церкви и ее взаимоотношениях с обществом. Проблемам раскола и сектантства посвящены работы Т. Филиппова, Е. Кесарева. Политические и религиозные воззрения обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева в некоторой степени отражены в его сочинениях. В губерниях выпускались очерки местных авторов, как правило, из духовного сословия, посвященные положению Русской Православной Церкви на местах.

В советский период работы историков постепенно приобрели открытый антицерковный характер, а накопленные знания по истории Церкви используются хаотично и исключительно в целях атеистической пропаганды или критики самодержавия (Н.М.Никольский, Е.Ф. Грекулова, П.А. Зайончковский).

Научный характер имеют работы по истории РПЦ Г.В. Флоровского, И.К. Смолича, вышедшие в советский период за границей.

Современная историография по-новому представляет проблемы РПЦ в 1880–1890-е гг. История РПЦ привлекает все большее количество исследователей, выходят в свет издания как общероссийского значения (С.В. Римский, А.Ю. Полунов, С.Л. Фирсов, С.И. Алексеева, М.А. Бабкин, А.В. Борисова, Н.С. Велитченко, Ю.Б. Смирнова, П.Н. Зырянов), так и посвященные проблемам Церкви в отдельных епархиях (Т.Г. Леонтьева, А.В. Мендюкова, Н.Ю. Беликова, Л.А. Таймасов). В некоторых монографиях рассматриваются отдельные социально значимые направления деятельности РПЦ (Н.Г. Карнишина, С.А. Лукьянов, А.Я. Малыгин). Общая характеристика духовного сословия как части российского общества содержится в монографии Б.Н. Миронова. Работа Т.А. Бернштама посвящена домостроительным началам приходской жизни традиционной русской деревни в единстве двух членов ее церковного общества: духовенства (причта) и крестьян.

Различным вопроса деятельности РПЦ в 1880 – 1890-е гг. посвящен ряд статей в журналах «Вопросы истории», «Отечественная история», «Родина», «Наука и религия» и сборниках научных статей.

Интерес к русской культуре, истории нашей страны, и, в частности, к Русской Православной Церкви начиная с 1980-х гг. стал возникать у зарубежных исследователей. История духовного сословия в XIX в. отражена в исследовании Г. Фриза, которое является наиболее фундаментальным исследованием по дореволюционной церковной истории в зарубежной историографии. Немалое количество зарубежных работ посвящено исследованию миссионерской деятельности РПЦ. Зарубежные авторы обращались также к теме церковной реформы и проблеме РПЦ в контексте Великих реформ.

Начиная с 1990-х гг. интерес к истории Пензенской и Самарской епархии стали проявлять и местные краеведы, в результате были изданы монографические исследования по истории этих епархий (А.И. Дворжанский, В.Н. Якунин). В обновленных «Пензенских епархиальных ведомостях» в 1998-1999 гг. были опубликованы две статьи известного пензенского краеведа А.В. Тюстина, посвященные видным священнослужителям второй половины XIX в.

История Русской Православной Церкви приобретает популярность у молодых исследователей, появляется немало диссертационных исследований в этой области. Некоторые авторы ограничивают тематические рамки исследования конкретными направлениями деятельности Церкви в пореформенный период. Подготовлены диссертации, в которых РПЦ рассматривается как один из социальных институтов, участвующих в общественной жизни губерний и формирующих информационную среду на всех уровнях.

Таким образом, исследователи разных эпох в той или иной степени рассматривали элементы деятельности приходского духовенства конца XIX в.: церковно-приходские школы, миссионерская, благотворительная деятельность. Наименее исследованными остаются проповедническая деятельность приходского духовенства в пореформенный период и епархиальная периодическая печать. Комплексный анализ направлений и условий деятельности приходского духовенства в Среднем Поволжье в 1880 – 1890-е гг. отсутствует.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании деятельности Пензенской и Самарской епархий в 1880-е - 1890-е гг., определении степени влияния РПЦ на общественную жизнь в данных епархиях, исследовании структуры епархиального управления, принципов и направлений деятельности Церкви в сфере влияния приходского духовенства на паству.

В связи с этим ставятся следующие исследовательские задачи:

- исследовать влияние изменений в деятельности РПЦ в 1880-е – 1890-е гг. на общероссийском уровне на епархиальную жизнь в Пензенской и Самарской губерниях,

- охарактеризовать состояние исследуемых епархий в пореформенный период,

- проанализировать социально-экономическое положение приходского духовенства в Пензенской и Самарских епархиях,

- изучить епархиальную периодическую печать 1870-1890-х гг.,

- исследовать основные формы взаимодействия духовенства и паствы такие, как проповедничество, церковно-приходские школы, миссионерская деятельность, благотворительность и церковно-приходские попечительства.

Методологическую основу диссертации составил ряд общенаучных и специальных исторических методов исследования. Принцип историзма требует изучения любого явления в его развитии, конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности. Принципиально важным является системно-аналитический подход, предполагающий, что историческая реальность предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов. Мы рассматриваем Церковь и общество как единую взаимозависимую систему - на широком социальном фоне и на протяжении конкретного исторического периода. Принцип объективности предполагает научное сопоставление разных источников, их сравнительный анализ, всесторонний охват изучаемого явления с целью выявления его сущности. Сравнительно-исторический метод, использование которого дает возможность сопоставить особенности развития церковно-общественной среды на различных этапах целостного периода, помог проследить эволюцию роли и места православия в общественной жизни России, а также сравнить положение дел в двух епархиях.

Источниковая база исследования достаточно разнообразна. Она включает в себя опубликованные и неопубликованные источники. В работе использованы законодательные и нормативные акты, делопроизводственные материалы центральных и местных архивов, периодическая печать, справочная и статистическая информация.

Материалы по истории Рукой Православной Церкви представлены в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Данные по епархиям, в том числе статистические, наилучшим образом представлены в ежегодных отчетах архиереев о состоянии епархий (Ф. 796 «Канцелярия Св. Синода»). Также некоторые сведения о конфессиональном составе населения губерний, количественные данные по раскольникам и сектантам, взаимодействии светской и духовной властей содержатся в отчетах губернаторов о состоянии губерний (Ф. 1284 «Департамент общих дел МВД»).

В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) нами были изучены письма, записки, отчеты и другие материалы духовных лиц, чиновников, общественных деятелей, касающиеся жизни провинциального приходского духовенства второй половины XIX в.

В Государственном архиве Пензенской области (ГАПО) дела Пензенской духовной консистории (ПДК) содержатся в Ф. 182. Здесь собраны указы и журналы ПДК, указы Св. Синода, материалы церковного суда, жалобы прихожан на причт, бракоразводные процессы и т.п. Реже встречаются дела о миссионерской деятельности в епархии. Отдельный фонд ГАПО (Ф. 52) посвящен развитию церковно-приходских школ в Пензенской епархии.

В Центральном государственном архиве Самарской области (ЦГАСО) в Фондах 32 «Самарская духовная консистория» и 356 «Архиепископ Самарской епархии» содержатся разнообразные документы по епархиальному управлению - рапорты благочинных о состоянии ЦПШ, отчеты архиереев о состоянии епархии за год и пр. В ЦГАСО собран богатый материал по состоянию раскола и сектантства в Самарской епархии во второй половине XIX в.

Важной информативной группой опубликованных источников являются законодательные акты Российской империи, отдельные статьи законов, определяющие положение РПЦ. В Своде Законов Российской империи почти каждый том содержит постановления, касающиеся духовенства или церковного управления.

Значимое место в источниковой базе настоящего исследования занимают Пензенские и Самарские «Епархиальные ведомости». В этих епархиях Ведомости были полноценным церковным печатным органом, в котором широко отражалась жизнь епархии. С редакциями достаточно активно сотрудничали сельские священники, обогащая издание исторически-статистическими материалами об отдельных поселениях и сообщениями о событиях общественно-церковной жизни на местах. Самарские и Пензенские «Епархиальные ведомости» отличались богатым публицистическим материалом по проблеме борьбы с расколом и сектантством. В них также часто публиковались проповеди местных священников и материалы, посвященные развитию проповедничества в епархиях.

Научная новизна работы состоит, во-первых, в комплексном исследовании положения духовенства Пензенской и Самарской епархий, во-вторых, в детальном и обстоятельном анализе проповеднической деятельности приходского духовенства Пензенской и Самарской епархий, которая в диссертационных исследованиях, как правило, оставалась за пределами внимания исследователя. В-третьих, впервые в научный оборот вводятся некоторые архивные данные и материалы церковной периодической печати.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

  1. Епархии являлись элементами единой организационной системы Русской Православной Церкви. В целом церковно-общественная жизнь на местах основывалась на единых принципах. Местные условия в епархиях накладывали отпечаток на протекавшие в них процессы. РПЦ также была частью бюрократической системы Российской империи, что определяло общие принципы управления в епархиях.

  2. Особенностью Пензенской и Самарской епархий можно считать многонациональный и многоконфессиональный состав населения. Приходские священнослужители в этих епархиях взаимодействовали с различными народностями, в особенности, с мордвой и татарами. Ситуация с расколом и сектантством в Самарской епархии представляла более серьезную проблему, чем в Пензенской.

  3. Для земледельческих губерний типа Пензенской были характерны замкнутость, непрерывный рост и избыток духовенства, что приводило к бедственному положению его представителей. В интенсивно развивающихся губерниях, таких как Самарская, наоборот, наблюдался недостаток священнослужителей.

  4. Приходское духовенство Пензенской и Самарской епархии в 1880-1890-е гг. находилось в сложном материальном положении. Для многих приходов единственным источником финансирования оставались добровольные пожертвования прихожан. В 1893 г. было повышено жалованье причтам от казны, но этих средств было недостаточно для обеспечения нужды духовенства. Положение низших членов клира можно назвать тяжелым.

  5. К социально ориентированным направлениям деятельности приходского духовенства относились миссионерство, проповедничество, образовательная и благотворительная деятельность.

  6. В 1880-1890-е гг. в Пензенской и Самарской епархиях были налажены постоянные каналы взаимодействия духовенства и паствы. Выходили «Епархиальные ведомости», развивалось проповедничество в приходах, открывались церковные библиотеки и общества трезвости. Сравнивая проповедь и епархиальную периодическую печать с точки зрения их эффективности как каналов воздействия на православную аудиторию, отмечаем, что проповедь оказывала более непосредственное влияние на паству, являлась единственным массовым средством информации в сельской местности.

  7. Пензенские и Самарские «Епархиальные ведомости» отличались профессиональной редакторской политикой, широким корреспондентским корпусом и разнообразием публикуемых материалов. Особое место «Ведомости» отводили вопросам проповеднической деятельности приходского духовенства. В «СЕВ» особое внимание уделялось проблемам миссионерской деятельности. Однако на паству «Епархиальные ведомости» оказывали опосредованное влияние. «ЕВ» были корпоративным изданием духовенства, призванным помогать священнослужителям в их работе с прихожанами.

Теоретическая значимость диссертации заключается в расширении сферы знаний о духовно-религиозной жизни провинциальной России в 1880-1890-е гг., в частности, о некоторых формах взаимодействия приходского духовенства и паствы.

Практическая значимость исследования определяется новизной представленного в нем материала. Положения диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования истории РПЦ, подготовки обобщающих работ, хронологически и тематически связанных с рассматриваемым периодом, в разработке и преподавании учебных курсов Отечественной истории, краеведения, религиоведения. Результаты исследования расширяют имеющиеся представления о деятельности приходского духовенства в Пензенской и Самарской епархиях. Выявленные особенности положения Русской Православной Церкви в России в последней четверти XIX в. позволяют провести аналогии с современным этапом в истории РПЦ. Следовательно, материалы диссертации важны для понимания исторического значения православия в России, применимы в современной жизнедеятельности приходов РПЦ.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях автора, включая статью в издании из перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованного ВАК, а также докладывались на всероссийских и международных научных конференциях: Всероссийской заочной научно-практической конференции (г. Пенза, 2009 г.), Международной научной конференции «Церковь в истории и культуре России» (г. Киров, 2010).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений

Пензенская и Самарская епархии в 1880-1890-е гг

В первую очередь Присутствие, Синод и правительство занялись улучшением материального положения духовенства. В 1864 г. было . утверждено Положение о приходских попечительствах. Круг задач попечительств был достаточно широк: 1) надзор над состоянием церковного здания, ремонт и внутреннее убранство храма, 2) материальное обеспечение приходского духовенства и строительство домов для причта, 3) открытие приходских школ и других благотворительных учреждений, например, сиротских домов и домов для престарелых, 4) наблюдение над состоянием приходских кладбищ и погребение бедных, 5) благотворительность. Зі о были выборные органы прихожан, руководимые священниками. Таким образом, было создано низшее звено церковного управления на началах самоуправления (подобно сельскому самоуправлению) и за приходом закреплена обязанность материального обеспечения духовенства .

Определенные надежды по улучшению материального положения духовенства возлагались на сокращение причтов с введением новых штатов в храмах. Соответствующий указ был подписан 16 апреля 1869 г. после длительной разработки этого вопроса. Малолюдные приходы присоединялись к соседним, обычный штат приходского сельского причта признан состоящим только из двух лиц: священника и псаломщика. За;10 лет было упразднено около 2000 приходов75. С 1855 г. по 1880 г. средняя численность населения в приходе выросла с 1600 до 2200 душ. Число служащего духовенства сократилось с 113815 человек в 1860 до 98465 - в 1880 г.76

Сокращение приходов, а следовательно священников и диаконов позволило использовать освободившиеся суммы для повышения жалования оставшимся за период с 1864 г. по 1871 г. Постепенно повысили оклады жалования причтам, годовое жалованье, сельские священники стали получать от 144 до 240 рублей, а дьячки от 48 до 80 руб. В западных губерниях жалованье священника увеличилось до 400 руб., псаломщику - до 100 руб.77

В период правления Александра II был разработан ряд мер по расширению прав духовенства, выразившихся, прежде всего, в ликвидации замкнутости духовного сословия и призванных в своей совокупности улучшить качественный состав духовенства, «раскрепостить это сословие. Был нарушен принцип наследственности «духовного состояния». В 1863 г. окончившим духовные семинарии был открыт доступ в университеты. После этого началось настоящее бегство в светские учебные заведения. К 1875 г. среди студентов университетов страны 46% составляли бывшие семинаристы. Церковное ведомство, ошеломленное таким обстоятельством, в 1879 г. добилось отмены этого разрешения .

Детям духовных особ было разрешено поступать в гимназии, военные училища. Также теперь в семинарии был открыт доступ всем православным. t. Таким образом, были сняты сословные ограничения при формировании кадрового состава приходского духовенства. . , ИГ; В 1867 г. была ликвидирована наследственность приходов - порядок передачи священнических мест от одного члена семьи к другому при практическом отсутствии возможностей избирать другой род деятельности. Тогда же отменена существовавшая долгое время традиция - чтобы занять вакантное место, возведенный в сан обязан был жениться на девице за которой записывался приход или же брать на попечение престарелого священника или вдову умершего, что было крайне затруднительно при бедности сельского духовенства. Все эти обычаи вызывали постоянные конфликты в духовном сословии79.

Закон от 26 мая 1869 г. декларировал, что «дети лиц православного духовенства не принадлежат лично к духовному сословию». Но при этом, чтобы предотвратить возможное недовольство, закон сохранял за ними ряд льгот, например, освобождал от податей и рекрутчины.

21 марта 1871 г. было, наконец, дозволено занимать церковные должности лицам всех сословий. Сыновьям священников могло присваиваться личное дворянство, а сыновьям церковнослужителей !— личное почетное гражданство. Детям духовенства разрешалось свободно избирать поле деятельности: продолжить дело отца-священника или определиться в гражданскую или военную службу80.

Перемены коснулись управления и образования в духовных учебных заведениях. Духовные семинарии и училища были подчинены архиереям. В семинариях введены выборы ректоров. В семинариях и академиях сократили или даже отменили изучение естественных наук: физики, математики, медицины, агрономии. Но было усилено преподавание специальных дисциплин и педагогики.

Социально-экономическое положение епархиального духовенства в Пензенской и Самарской губерниях в последней четверти XIX в

Для них были открыты дополнительные возможности для перехода на высшие степени - из диаконов в сан пресвитерский, из причетников - в сан диаконский соответственно приходским нуждам и прошениям прихожан. Как отмечено в отчете за 1885 г., низшие члены причта увидели, что и "у них есть возможность улучшить свое положение. По свидетельству благочинных, причетники не только ревностнее прежнего стали исполнять свои обязанности, читать книги религиозно-нравственного содержания, ; но поддерживать друг друга в благочестивом поведении и трезвой жизни, чтобы не запятнать себя неблаговидным поведением в глазах начальства и не лишиться возможности улучшить свое положение221. ; ! Материальная необеспеченность делала причетнические места в" клире наименее популярными, отсутствовала здоровая профессиональная конкуренция. В результате на причетников было очень трудно повлиять и порой даже заслуженно наказать. В 1880 г. Пензенская Духовная Консистория рассматривала дело пономаря Василия Дермидонюва. Священник с. Тетнярь Городищенского уезда Пензенской губерний Василий Пламенев просил ПДК освободить его от причетника-пономаря В. Дермидонтова, который своей грубостью и ослушанием во время исполнения своих обязанностей, причинял ему постоянное огорчение. Одновременно ПДК рассматривала прошение пономаря В. Дермидонтова об освобождений его от двухмесячной епитимий в Архиерейском доме в связи с наступлением полевых работ и многодетностью семейства. В то же время благочинный I причетником в селе и при его двухмесячной высылке могла произойти остановка служб и исполнения треб. В. Дермидонтов был наказан за оскорбление священника и хождение в кабак, где оставался во время драки.; ! Архипастырь заменил высылку в монастырь на отбывание двухмесячной епитимий в Архиерейском доме. Согласно Клировой ведомости, у Дермедонтова была жена и 7 малолетних детей. ГЩК постановила оставить прошение священника без удовлетворения-, т.к. пономарь уже был наказан епитимией в Архиерейском доме, ходатайство благочинного также оставить без последствий, Дермидонтова - выслать в Архиерейский дом после окончания полевых работ . , [! Материальное положение духовенства в 80-90-е гг. XIX в., как -; и прежде, было тяжелым. В пореформенный период о нужде приходского духовенства как парализующей силе стали говорить не только со страниц столичных либеральных светских и духовных изданий, но даже официальной епархиальной печати. . ,

В 1881 г. в «Пензенских епархиальных ведомостях»--была опубликована статья священника А. Масловского «Город Саранск в религиозно-нравственном отношении 80 лет назад и в настоящее время»; в которой он уделил внимание и материальному обеспечению местного духовенства. Он пишет, что положение священнослужителей с начала XIX ни сколько не изменилось. «Находясь всецело в материальной зависимости от прихожан, священник, очевидно, вынуждаем был послаблять им, воздерживаться от строгих внушений, обличений; всякие крутые меры" со стороны его, раздражая прихожан, могли повести к сокращению и без того небогатых его доходов. Рисковать этим семейному человеку было опасно. олько сильные характеры могли смотреть на эти потери равнодушно и не стесняли себя в пастырской деятельности; но таких было мало»"" . , .

Священник Масловский пишет, что применять более крутые меры 1к порочным прихожанам, например, епитимий, священники не осмеливались, потому что, досадив одному человеку, особенно богатому, влиятельному, они могли навлечь на себя ропот всего прихода. «Но если в доброе, j старое время, эти условия много тормозили дело пастырей, то в настоящее1 время они невыносимы; они, как тяжелые цепи, связывают все благородные порывы пастыря; мы связаны, у нас не может быть сильного, энергического слова против порочных людей, потому что мы живем, существуем с своею семьею по их милости. А это много значит в настоящее время, в которое требуется слово громкое, строгое, энергичное»" .

Священник К. Вазерский в статье «Село Шадым (Наровчатскогоіуезда) так характеризовал содержание духовенства: «На содержание духовенства прихожанами с. Шадым выделено, как значится во владенной записи крестьян, пахотной земли 97 десятин. Из них 33 десятинами пользовался причт с. Шадым, а 14 десятин получает причт с. Дракина, куда" ш адымцы принадлежали прежде приходом. Этот источник содержания, по скудости плодородия, мало приносит пользы, за вычетом семян и обработки здешняя земля могла принести доходу не более 50 руб. в год. Другой и главный источник содержания для духовенства с. Шадым заключался в доходе, который он получает от исправления христианских треб и служб у прихожан, но казенного жалованья нет; потому что Шадым в 1857 г., когда определялись штаты, не был селом, а деревней. Судя по самой обстановке и бедному положению относительно материального состояния самих жителей

Каналы взаимодействия духовенства и паствы в Пензенской и Самарской епархиях в 1880-1890-е гг

Число вкладчиков было 767, число получивших прав на эмеритуру Кроме священнослужителей, имевших право на пенсию, находилось немалое число лиц, не имевших такого права и оставшихся в беспомощном положении: священнослужители, вышедшие за штат без права на пенсию, . с все заштатные псаломщики и все жены псаломщиков, круглые сироты духовенства, не поступившие в учебные заведения на казенное содержание.!

В 1893 и 1894 гг. заштатным священно-церковнослужителям, -их вдовам и круглым сиротам выдавали из специального сбора в единовременное пособие Св. Синода, назначенное в 1893 г. - 1430 руб.,;в 1894 г. - 1920 руб., всего 64 лицам Пензенской епархии266.

В 1889 г. в приходские церкви Самарской епархии поступило:: а) кружечного и кошелькового сбора - 52449 руб. 46 3Л коп.; б)"- доход , ; с церковных имений - 6144 руб. 20 ХА коп.; в) на устройство церквей 3496 руб. 84 коп.; г) в пользу Гроба Господня в Иерусалиме - 77 руб. 6 коп.; д) в пользу православных церквей Западного края - 394 руб. 6 коп.; е) на восстановление православия на Кавказе 404 руб. 15 коп.; ж) на распространение православия среди язычников 1832 руб. 9 коп.; з) на вспоможение духовенству - 1353 руб. 64 коп.; и) на разрозненных по разным случаям - 16 руб. 26 коп.;1 к) на улучшение была православных паломников в Палестине 832 руб. 64 коп.;;л) на построение храмов в Туркестанском крае 4 руб. 46 коп.; м) кружечного сбора на больных и раненных воинов 965 руб. 45 коп.; н) кружечного сбора в помощь церковно-приходским школам - 14472 руб. 50 коп.; и др. Итого — 73332 руб. 31 /2коп.

По сравнению с 1888 г. затраты на церковно-приходские нужды были невелики. Сокращение расходов обуславливалось ухудшением экономической ситуации и обеднением населения по причине неурожаев и застоя в хлебной торговле. По той же причине пожертвования в церквях, по донесению благочинных и сведениям консистории, значительно уменьшились. Особенно остро сокращение ощущалось в южных частях Самарского и Бузулукского уездов, привожских местностях Николаевского и Новоузенского уездов . , ; yjn

Доходы от церковных сборов шли, как правило, на нужды самих храмов, т. е. на ремонт, обновление облачений, покупку ладана и т., д. Деньги из церковных кружек при входах в храмы имели целевое назначение! и препровождались в Святейший Синод с указанием на какое назначение: например, на Палестинское общество, на вдов и сирот, на сооружение новых храмов и пр. Епархии, так же как и Святейший Синод, извлекали доход от сдачи в аренду зданий, мельниц, рыбных ловель, земельных участков и др.! В 1898 г. такого рода епархиальные доходы составили свыше 13 млн руб., тогда как Святейший Синод получил доход в размере 3 млн. руб." , , И.К. Смолич в свою очередь обращал внимание на то, что едва ли возможно определить те огромные суммы, которые в форме пожертвований, дарений или вкладов поступали отдельным церквам, монастырям или благотворительным заведениям. Речь шла о миллионах рублей ежегодно. Переданное церквам имущество вкладывалось в Государственный банк и в 1907 г. составляло 46 008 275 руб. Проценты с него шли на повышение окладов духовенства. Состояния монастырей, складывавшиеся - из пожертвований, насчитывали зачастую миллионы рублей. В отчете обер-прокурора за 1907 г. в качестве годового дохода церквей от пожертвований названа сумма в 4 288 000 руб. Из них 3 361 571 руб. предназначались на строительство церквей или их обустройство и украшение, 628 652 руб.— на церковно-приходские школы и церковные благотворительные заведения и 297 882 руб.-— на содержание духовенства. Такое распределение весьма характерно: оно показывает исключительную щедрость русских людей на богослужебные цели и их сдержанность по отношению к социально благотворительной деятельности Церкви. He следует, однако, забывать, что частная благотворительность была чрезвычайно развита. Кроме того, многочисленные нищие на папертях храмов были почти что церковным институтом. Щедрое подаяние нищим привычно сопутствовало всякому ч пГ і посещению церкви и рассматривалось как исполнение христианского -долга, не содержащее в себе ничего унизительного для принимающего милостыню: оба, и подающий и берущий, делали это «Христа ради». : «Л,

К сожалению, расходование огромных средств, имевшихся в распоряжении Святейшего Синода, а также многих подведомственных ему монастырей и церквей, не было строго целенаправленным. Отсутствовало разумное общее планирование, которое помогало бы избегать излишнего накопления капиталов на банковских счетах и целесообразно расходовать их на церковные нужды 1892 г. выдался тяжелым для населения как Самарской, так и Пензенской епархий. «До июля крайний недостаток хлеба страшил чуть ли не голодной смертью, в июле, когда Господь Бог благословил население урожаем хлеба, появилась холера, унесшая много жертв»" . В Самарской епархии в 1891 г. были объединены Самарское губернское попечительство Красного Креста и Губернский Епархиальный комитет в единый Губернский Благотворительный Комитет для помощи пострадавшим от неурожая 1891 г. Оба учреждения имели свои исполнительные органы в селениях, поставив своей целью оказание помощи преимущественно тем нуждающимся, которые почему-либо не пользовались выдававшейся земством правительственной продовольственной ссудой. С самого начала своей деятельности оба учреждения осознавали необходимость установить известные связи между собой, в видах предотвращения случаев подачи двойной помощи.

Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в Пензенской и Самарской епархиях в 1880-1890-е гг

В Самарской епархии делу развития народного образования в духе Православия способствовало Самарское Епархиальное Братство во, имя свя і шеля Алексия Митрополита московского и всея Руси Чудотворца. ( м Идея создания Братства появилась за 7-8 лет до его официального учреждения при епископе Серафиме. В 1892 г. на имя Преосвященного Владимира Епископа Самарского и Ставропольского поступило обращение, в котором некоторые жители Самары просили архиерея положить начало Братству. Несколько десятков подписантов представили епископу проект Браісгва. 10 февраля архиерей благословил учредить Самарское Епархиальное Братство во имя святителя Алексия Митрополита московского и всея Руси Чудотворца342. ( ; 12 февраля 1892 г. в день памяти Алексия состоялось] открытие Браісгва в составе 70 членов учредителей. Председателем совета Братства был избран ректор Самарской духовной семинарии архимандрит Серафим0 I

Согласно уставу Братства, его цель состояла в содействии распространению и утверждению в народе просвещения в духе православия. Для этого требовалось содействовать епархиальному духовенству їоткрьііии новых ЦПШ, проведении уроков для взрослых и открытии воскресных школ для лиц, нс имевших возможности учиться ежедневно. Содействие церковно-приходским школам оказывалось посредством предоставления учебников бесплатно или по сниженным ценам, выдачи единовременных пособий, вознаграждения преподавателей,. содержания школ. Братство также видело своей целью увеличение библиотек при сельских церковных школах и ЦПШ и безвозмездном увеличении их фондов. Братство содействовало просветительской деятельности духовенства: собирало сведения о лучших книгах, полезных при издании собственных кнш священников.

Братство состояло из православных людей обоего пола, всякого ізвания и сословия, оказывавших ему помощь деньгами или имуществом, а также содействовавших личными трудами целям организации. , В 1892 г. в Братстве насчитывалось 712 членов . :і! і В течение года прошло 10 заседаний Братства, на которых em члены обсуждали различные вопросы практической деятельности организации. ;

В совет Братства поступили предложения проводить публичные чтения, причем отдельно для простого народа, а другие для образованной публики. Для первых беседы должны были основываться на -церковной истории в житиях святых, объяснении богослужения и т.п. Собрания для простолюдинов планировались еженедельные по воскресным дням, а для интеллигенции по особым дням, определенным Советом. Однако по началу реализовать задуманное оказалось затруднительно, поскольку не было, двух помещений, соответствовавших цели. Городской голова Н.Г. Не клютин безвозмездно предоставил зал Городской думы с мебелью и прислугой,-где и проводились чтения с участием архиерейского хора. Вход на вечера был бесплатный .

На 1893 г. Братство составило смету; а) на пособие церков"но 1 - приходским школам и школам грамотности - 600 руб.; б) для заготовления стекол витрин для подвижных читален в Самаре - 100 руб.; в) на выписку книг и брошюр для народного чтения - 1000 руб.; г) на содержание и караул жертвованного в пользу братства дома для центрального склада и "прочих

Помощь требовалась 1722 ученикам. Поскольку поступивших средств хватало на содержание 1275 человек, Совет обратился к Епархиальному комитету с ходатайством о содействии. Комитет восполнил: .недостачу продовольствия, обеспечив каждого нуждающегося фунтом муки :йли;: зерна на месяц. При этом излишки хлеба заведение употребило"на:)доставление

У детям приварка Таким образом, после утверждения «Правил о церковно-прйходскйх школах» в 1884. году усилиями приходского духовенства; бьілаї.Гсоздана довольно обширная сеть церковно-приходских школ по всей России. Мё стали исключением Пензенская и Самарская епархия Если к момеї-іггу вьіхрда. «Правил» в Пензенской епархии осталось всего 4 церковно -прихбдскйё школы, то к 1894-1895 учебному году состояло 196 церковно-прихбд скиё школы и 108 школ грамоты, всего 304. Из всех приходов Пензёнскбйепархйи только 78 не имели никакой школы, таким образом, почти все священники состояли законоучителями в Динамика развития ЦПШ в Самарской епархии поражает ещё больше:

В 1894-1895 уч.г. число школ составляло 906: 216 ЦПШ и 690 школ грамоты! Сопоставив показатели, можно заметить, что Самарская ;:ёпархйя опережала Пензенскую прежде всего по числу школ грамоты - более чем-в б раз, число церковно-приходских школ колебалось примерно-в-одинаковом диапазоне.

Похожие диссертации на Приходское духовенство Среднего Поволжья в 1880 - е - 1890 - е гг. : на примере Пензенской и Самарской епархий