Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Религиозное образование в советской России в 1918-1920 гг .
1. В.И. Ленин и А.В. Луначарский о религиозном образовании 32
2. Религиозное образование в первые годы советской власти 45
3. Определения Священного Собора Православной Российской Церкви и Святейшего Патриарха о религиозном просвещении народа 82
4. Религиозное образование в Царицынской, Саратовской губерниях и Донской области 105
Глава 2. Отмена религиозного образования в школьной и внешкольной области в 1921—1926 гг .
1. Упразднение школьного и внешкольного обучения религии 162
2. Отмена религиозного образования в Царицынской, Саратовской губерниях и Донской области 197
Глава 3. Введение антирелигиозного воспитания в советской России в 1927-1929 гг.
1. Ликвидация внешкольных форм обучения религии и внедрение антирелигиозного воспитания в советской школе 212
2. Антирелигиозное образование и воспитание учащихся на Нижней Волге 238
Заключение 261
Приложение 270
Источники и литература 2
- Религиозное образование в первые годы советской власти
- Определения Священного Собора Православной Российской Церкви и Святейшего Патриарха о религиозном просвещении народа
- Отмена религиозного образования в Царицынской, Саратовской губерниях и Донской области
- Антирелигиозное образование и воспитание учащихся на Нижней Волге
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Многочисленные примеры истории говорят о том, что пренебрежение духовной «вертикалью» приводит отдельных людей и в целом народы к историческим поражениям. Оставляет желать лучшего современное духовное состояние российского общества. Важнейшее место в духовно-нравственном воспитании личности занимает религиозное образование и воспитание. Без основ религиозных знаний и элементарных навыков духовной жизни не может состояться полноценная личность, творческая, компетентная и способная инновационно мыслить и действовать, исповедующая принципы гуманизма, правового гражданского общества и демократии. Это требование обязательно и для светского государства.
Отсутствие объективного знания об истории религиозного образования в России не способствует единению в обществе, а только провоцирует углубление разногласий по вопросу о месте и роли религиозного воспитания в формировании личности и духовно-нравственном воспитании детей и юношества и обостряют проблему, раскалывая общество. Причиной современных разночтений в вопросе религиозного образования в школе является незнание, непонимание и искажённые представления по трём вопросам: 1) о месте и роли религиозного образования, формах и методах его осуществления в дореволюционный период; 2) как и почему религиозное образование было изгнано из школ и вообще из жизни в советскую эпоху; 3) чем было заменено прежнее религиозное обучение и к чему это привело. Изучение истории изъятия Закона Божьего из школьного преподавания в первые советские годы позволяет посмотреть на отношения Церкви и государства, установленные по воле и инициативе последнего, как на проблему взаимоотношения двух культур – религиозной и светской (антирелигиозной).
В настоящее время в Министерстве образования и науки есть понимание того, что религия, её история и культура является неотъемлемой частью истории развития страны, истории развития мира, однако считается, что в школе не должно быть религиозного образования в чистом виде и школа должна оставаться светской и нейтральной в вопросах вероучения. Формально признавая культурологический аспект изучения религии, руководители Минобразования отрицают вероучительный смысл и значение религиозного образования и воспитания и предлагают вынести религию за пределы школы и во внеучебное время. Постановка вопроса об истории религиозного образования и воспитания важна в условиях системного духовного кризиса общества, переживающего смену не только социально-экономических и идейно-политических ориентиров и ценностей, но и трансформации ментальности народа.
Степень изученности темы. В историографии вопрос о преподавании Закона Божьего в школе никогда не выделялся в отдельную и самостоятельную тему, что обедняло представления историков о дореволюционном и советском периоде в истории образования. В советское время историко-политическая и общественно-публицистическая литература подвергала огульной критике дореволюционный опыт религиозного образования и отстаивала неприемлемость Закона Божьего в качестве образовательно-воспитательного школьного предмета в школе. Об этом предмете с 1918 г. и вплоть до 1980-х гг. допускалось писать лишь в разоблачительно-ругательном тоне, как о пережитке прошлого. Брошюры, статьи и книги Н. Бухарина, В.А. Десницкого, С.А. Каменева, Ю. Когана, а в 1950–1980-е гг. – М.М. Персиц, А.В. Ососкова, Е.Ф. Грекулова, В.В. Клочкова и др. – однозначно негативно оценивали Закон Божий в дореволюционное время и обосновывали правомерность его изъятия из употребления в первые советские годы. Из литературы, посвящённой истории образования в советский период, выделяются фундаментальные труды Ф.Ф. Королёва. Автор внёс значительный вклад в научное осмысление темы истории советской школы в 1917–1931 гг., использовал в исследовании большой круг архивных источников, выделив темы отмены религиозного образования и введения антирелигиозного воспитания. Оставаясь на позициях марксистско-ленинской методологии и признаваемой в историографии антирелигиозной концепции, Ф.Ф. Королёв обосновывал правомерность отмены Закона Божьего.
Систематическое изучение церковно-государственных отношений началось только в 1990-е гг. В диссертационных работах в отношении отмены религиозного обучения и Закона Божьего можно встретить лишь отдельные и беглые упоминания ст. 9 декрета об отделении Церкви от государства и констатации об отмене преподавания Закона Божьего в школе.
Одним из первых к теме религиозного образования в советский период обратился протоиерей Г. Каледа. В.Н. Крупин в статье, посвящённой вопросу об изгнании Закона Божьего из школ, сделал вывод о том, что история насильственного разлучения Церкви и школы учит одному: без Закона Божьего невозможно ни возродить школы, ни поднять России. Отдельные фрагменты, посвящённые истории изгнания Закона Божьего из советской школы в 1917 – начале 1920-х гг., можно найти в книгах и статьях известных церковных историков, например, игумена Дамаскина (Орловского), протоиереев В. Цыпина, Г. Митрофанова и др..
В работах признанного исследователя церковно-государственных отношений в XX в. М.И. Одинцова получила отражение история формирования советского религиозного законодательства и деятельность государственных органов, контролирующих Церковь. Важной заслугой этого автора является введение в научный оборот большого комплекса архивных документов. По его мнению, в 1920-е гг. в области религиозного образования государство и Церковь достигли «оптимальных отношений». И.М. Советов развивает концепцию «отступления» от декрета 1918 г. в ходе его реализации в 1920-е гг., согласно которой ликвидационные меры правительства по отношению к Церкви, в том числе и религиозному образованию, вступали в противоречие с декретом.
Казанский историк А.В. Журавский в книге, посвящённой жизни и деятельности митрополита Кирилла (Смирнова), бывшего председателя Отдела о преподавании Закона Божьего на Поместном Соборе 1917–1918 гг., показал огромную работу соборного Отдела по сохранению религиозного образования.
В исследованиях Е.М. Балашова и В.А. Шевченко анализируется состояние религиозности учащихся в 1920-е гг. и приводится немало ценных наблюдений относительно характера обучения и воспитания детей, даются сопоставления по признаку религиозного и антирелигиозного.
Аргументированным исследованием в новейшей историографии религиозного образования следует назвать небольшую, но содержательную статью А.Г. Кравецкого, освещающую борьбу двух противоположных подходов к Закону Божию – Церкви и государства в 1917–1918 гг.. В других публикациях и выступлениях им высказан ряд серьёзных соображений о работе Священного Собора 1917–1918 гг., о судьбе церковно-славянского языка и Закона Божьего в советское время и последствиях для народа ввиду их изгнания из школы.
Историк А.Л. Беглов, глубоко разрабатывая тему нелегальных форм деятельности Церкви в 1920-е гг., показал, что с отменой официального преподавания Закона Божьего в тот период религиозное обучение не прекратилось, а продолжалось в подпольных формах. Тактическую линию советской власти по отношению к Церкви в 1920-е гг. А.Л. Беглов определил «манипулированием границей легального в церковной жизни» и сделал вывод о гибкой дифференцированной политике органов власти в отношении религиозного образования в разных конфессиональных группах.
Несмотря на слабую изученность темы религиозного образования в школе, тем не менее, о судьбе духовного и богословского образования в 1920-е гг. написан ряд статей. Первыми об этом заявили церковные историки и преподаватели духовных учебных заведений. В 1990-е гг. на страницах журнала Ленинградской (Санкт-Петербургской) духовной академии вышла серия статей группы авторов – преподавателей академии, посвящённая проблеме духовных учебных заведений в советский период. Скромными называет итоги и масштабы деятельности богословских курсов и институтов протоиерей В. Цыпин, который пишет о несостоявшемся опыте духовного образования, о репрессиях против профессоров и студентов, об уничтожении активных деятелей духовного просвещения и образования. Глубоко и основательно тему духовных школ разрабатывает М.В. Шкаровский. Им показана активная деятельность епархиальных властей власти по организации богословско-пастырских курсов и школ, Богословского института.
При большом числе работ по истории становления советской школы на Нижней Волге, религиозному образованию уделено явно недостаточное внимание. Региональный аспект религиозного образования в Царицынской губернии отчасти затронут в статьях О.Ю. Редькиной и Н.А. Арчебасовой.
Объектом диссертационного исследования выступает религиозное образование в советской России в 1917–1929 гг., а предметом – государственные мероприятия по отмене и запрещению религиозного образования и введению всеобщего антирелигиозного воспитания, а также шаги Православной Российской Церкви по сохранению религиозного просвещения (в рамках законов и в нелегальных формах). Иначе предметом исследования является политика советского государства и деятельность РПЦ в отношении религиозного образования.
Целью работы является изучение характера, особенностей и эволюции православного религиозного образования в контексте сложившейся советской модели церковно-государственных отношений в 1918–1929 гг. В соответствии с обозначенной целью, предполагается решение следующих задач:
– исходя из теоретических установок В.И. Ленина, выявить мотивы и причины изъятия Закона Божьего из системы образования в советский период;
– проанализировать направленность декретов, постановлений, циркуляров и других законоположений в отношении запрещения и полной ликвидации религиозного образования, выяснив формы и характер их проведения в жизнь;
– обосновать тезис о преемственности и соответствии постановлений правительства в 1920-е гг. букве и духу декрета 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви;
– рассмотреть определения Церкви и её органов (Св.Синода, Св. Собора, Св. Патриарха, Высшего Церковного управления) по сохранению религиозного просвещения детей;
– показать деятельность органов власти по запрещению школьного и внешкольного религиозного образования, вплоть до его полной отмены в европейской части советской России и подробно – в Царицынской и Саратовской губерниях, а также в Донской области и выявить особенности;
– исследовать становление системы антирелигиозного воспитания и превращения её в доминанту образования и воспитания нового человека;
– рассмотреть содержание преподаваемых в школе гуманитарно-общест-венных и естественно-научных дисциплин и показать их антирелигиозную направленность;
– определить последствия запрещения религиозного образования.
Хронологические рамки. Нижняя граница исследования обозначена началом 1918 г., когда в первых декретах и постановлениях советской власти был обозначен атеистический подход к решению проблем строительства нового государства. Верхней точкой исследования избрана первая половина 1929 г., связанная с принятием двух важнейших партийно-государственных решений. 24 января 1929 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О мерах по усилению антирелигиозной работы», официально объявлявшее переход к антирелигиозному воспитанию в школе, а 8 апреля 1929 г ВЦИК и СНК издали совместное постановление «О религиозных объединениях», по которому обучение религии в любых организованных и неорганизованных формах прекращалось.
Территориальные границы. В соответствии с задачами исследования, религиозное образование рассматривается в пределах европейской части советской России и отдельно в Царицынской, Саратовской губернии и Донской области, составляющих значительную часть Нижней Волги и Дона. Выбор указанного региона обусловлен социально-экономической близостью входящих в него губерний, их административно-территориальной и политической взаимозависимостью и природно-географическим фактором (крупные водные артерии – Волги и Дона). Это даёт возможность показать особенности проведения декретов центральной власти, связанные с включённостью губерний в активную зону гражданской войны, с укоренённостью советской власти в них, а также с местными культурными традициями.
Методологическая основа. Настоящая работа опирается на принципы объективности, историзма и системности, предполагающие анализ максимально широкого круга источников, сопоставление разного рода материалов, выявление и сравнение разных точек зрения на изучаемую проблему. Принцип историзма позволяет представить реальную картину действительности – о состоянии и положении религиозного образования, а также отводимых ему ролях в разных «системах координат» – государственной и церковной. В работе используются как общенаучные методы исследования (исторический, логический и метод классификации), так и специально-исторические. К последним относятся историко-сравнительный, историко-генетический, историко-системный, историко-типологический, проблемно-хронологический, синхронный и диахронный, статистический методы. Историко-сравнительный метод позволил выявить общие закономерности в политике, проводимой государственными органами в отношении отмены религиозного образования и региональные особенности. Использование системного метода дало возможность определить государство и Церковь, как отдельные сложные системы, разрабатывавшие комплексные меры, ведущие, в одном случае, к отмене всех форм религиозного обучения, в другом, к его сохранению. Проблемно-хронологический метод способствует изучению вопроса о религиозном образовании по отдельным компонентам проблемы и в хронологической последовательности. Диахронный метод применяется при анализе эволюции и состояния религиозного образование в период с 1918–1923 гг. Использование синхронного метода позволило сопоставить состояние религиозного образования в разных регионах России в одно и то же время, а также в разных конфессиях – в православии, у мусульман, католиков и лютеран. С помощью типологического подхода выявлены три типа ситуаций, характеризующих состояние религиозного образования в Царицынской, Саратовской губерниях и на Дону, с выявлением определяющих признаков.
Источниковая база. В работе используется обширный круг источников, среди которых на первом месте стоят законодательные акты, партийные и правительственные постановления. Нормативно-установочный и директивный характер имели в советском праве постановления и решения съездов и ЦК партии (РКП(б) – ВКП(б)), первенство которых было безусловным и определяющим для конституционных и законодательных положений. Программные установки партии в области народного просвещения и религиозных отношений, а также специальные постановления по антирелигиозной пропаганде, положенные в основу деятельности всех государственных органов, являлись стержнем, определяющим не только общую политическую линию, но и конкретные законодательные установления ВЦИК и распорядительные решения СНК.
Большая часть декретов и постановлений ВЦИК и СНК, а также постановлений и приказов комиссариатов просвещения, по военным делам, государственного призрения, имуществ, внутренних дел, юстиции, регламентировавших курс на устранение религиозного обучения и носивших нормативно-обязательный и общеприменительный характер, издана и опубликована в Собрании узаконений правительства (Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ). М., 1917–1929). В первые годы советской власти были изданы сборники документов, касающиеся отношений государства и Церкви, в которых помещался обширный круг подзаконных актов – ведомственных циркуляров, инструкций и разъяснений НКВД, Наркомюста и Наркомпроса, а также краткие юридические комментарии составителей..
Конституция РСФСР содержала статьи, регламентирующие светский характер образования, определяла содержание понятий «религиозная пропаганда» и «антирелигиозная пропаганда» и их правовое применение в практике , а Уголовный кодекс РФ определял наказание для нарушающих этот принцип. Законодательные и распорядительные документы, относящиеся к деятельности Наркомпроса и его структур, характеризующие политику государственных органов в области культуры, образования и просвещения, представлены отдельными тематическими сборниками. В 1990–2000-е гг. изданы сборники, содержащие законотворческие материалы советских государственных органов по церковно-государственным отношениям в части религиозного образования.
Церковное законодательство, имеющее обязательное значение для членов Церкви, приходов, благочиний и епархий, представлено указами и определениями Священного Синода, Святейшего Патриарха и Священного Собора. Значительным и содержательным трудом, раскрывающим беспрецедентную законотворческую деятельность Церкви в 1917–1918 г., является сборник документов «Акты Святейшего Тихона». Подробно и основательно освещена позиция и деятельность Церкви в отношении религиозного образования в новых советских условиях – в постановлениях и определениях Св. Собора, опубликованных отдельными брошюрами и в «Богословском вестнике».
Ценнейшим источником по законотворческой деятельности Церкви служит «Собрание определений и постановлений» и «Деяния» Св. Собора, переизданные в 1994–2000 гг. репринтным способом и представляющие собой восстановленные, сверенные с архивными материалами (ГАРФ, Ф. Р-3431) и отредактированные стенограммы пленарных заседаний Св. Собора. Значительная часть материалов посвящена обсуждению проблем Закона Божьего и законоучительства, особенно в условиях запрещения Закона Божьего в 1918 г..
Делопроизводственную документацию государственных органов составляют преимущественно архивные материалы. В работе использованы документы из 17 фондов ГАРФ, в которых содержатся руководящие документы центральных органов власти, доклады, циркуляры, инструкции и разъяснения, направляемые в губернии, а также отчёты и служебная переписка – внутриведомственная, межведомственная и с местными органами власти. Среди архивных документов также имеются проекты, письма и предложения по тем или иным вопросам, касающимся отмены религиозного образования.
Особо ценным являются фонд Народного комиссариата юстиции РСФСР (Наркомюст РСФСР, А-353; 1917–1925 гг.), специальный отдел которого был призван устранять не соответствовавшие Декрету проявления церковной жизни и деятельности. Делопроизводственные документы Наркомюста включают в себя переписку, сообщения и разъяснения VIII отдела по отдельным поводам и запросам, выдачу ответов на те или иные запросы с мест. К этой группе документов относятся заявления и прошения коллективов верующих, прихожан, уполномоченных приходов, председателей церковных советов, настоятелей церквей и законоучителей, благочинных и отдельных граждан о необходимости возобновления преподавания Закона Божьего.
Фонд Народного комиссариата просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР, А-2306; 1917–1929 гг.) содержит материалы, свидетельствующие о стремлении взять под тотальный контроль не только разные типы образовательных учреждений, подвергнув их огосударствлению, но и охватив все формы и виды внешкольной и негосударственной образовательной деятельности. Особой заботой Наркомпроса была отмена Закона Божьего в школе и наполнение программ преподавания гуманитарных и естественнонаучных учебных дисциплин (комплексов) антирелигиозным содержанием.
В документах фонда Народного комиссариата внутренних дел РСФСР (НКВД РСФСР, Р-393; 1917–1930 гг.) отложились протоколы заседаний коллегий Наркомпроса, Наркомюста, Большой и Малой Государственной комиссии по просвещению, заявления граждан, постановления и разъяснения Административного подотдела Отдела управления и Административного отдела НКВД, межведомственного совещания при НКВД и др. В этих документах рассматривались вопросы о преподавании Закона Божьего, о духовных учебных заведениях и их передаче в ведение Наркомпроса, о порядке открытия религиозных курсов и контроля над ними, инструкции о проведении в жизнь декрета, об отмене прежних разрешительных в отношении мусульманского религиозного образования решений, переписка о разрешении религиозно-образовательной подготовки к конфирмации лютеран для детей с 15-летнего возраста и т.д.
В материалах фонда Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ВЦИК, Р-1235; 1917–1929 гг.) имеются документы из папки «мусульманские дела», освещающие вопрос о преподавании мусульманского вероучения детям с 15 лет, а также заявление Патриарха Тихона председателю ВЦИК, содержащее юридический анализ антицерковных постановлений советской власти.
В материалах фонда негосударственного органа, но финансируемого государством Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР (СВБ СССР, Р-5407; 1922–1931 гг.) помимо резолюций, директивных и информационных писем сосредоточен большой массив писем, обращений, заметок, корреспонденций и статей в редакцию газеты «Безбожник», поступивших от граждан – взрослых и детей, учителей и учащихся. Все письма посвящены одной теме – антирелигиозному воспитанию в школе.
В числе использованных в работе фондов стоят материалы административных комиссий, курировавших деятельность Церкви во второй половине 1920-х гг. – Административной комиссии при Президиуме ВЦИК (Р-5677; 1923–1927 гг.), Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (Р-5263; 1929–1938 гг.) и другие.
На региональном уровне использованы материалы делопроизводственного характера 40 фондов из архивов Волгограда, Ростова-на-Дону и Саратова, в которых широко представлены документы, освещающие решение вопроса о запрете всякого религиозного образования и практическое осуществление изгнание Закона Божьего из школ в местных и конкретных условиях. Проведение положений декрета 1918 г. об отмене Закона Божьего осуществлялось губернскими и уездными (окружными) исполкомами и их отделами – управления, юстиции, административными, общими, народного образования, а также специально созданными комиссиями и столами по отделению церкви от государства и школы от церкви и др., что нашло отражение в делопроизводственной переписке местных государственных органов по межведомственной «горизонтали», в обмене отчётами, докладами, информационными сводками и циркулярами по «вертикали» власти. В делопроизводстве губернского уровня отложились документы самого разного характера, содержащие материалы по вопросу религиозного обучения, среди которых заявления верующих о необходимости возобновления преподавания Закона Божьего, анкетно-опросные листы священников, уставы и документы антирелигиозных обществ.
В исследовании привлечена партийная документация – протокольная и информационная, в числе которой протоколы общих собраний Царицынского комитета РКП(б) и Царицынской городской организации, протоколы заседаний бюро Сталинградского окркома ВКП(б), а также закрытые письма Царицынского губкома РКП(б) в ЦК РКП(б) (ЦДНИВО. Ф. 1, 20, 56). Использованы отдельные документы из фондов ГАНИСО (Ф. 27 – Саратовский губком ВКП(б)) и ЦДНИРО (Ф. 12 – Истпарт).
В работе нашли место следственные материалы ВЧК–ГПУ–ОГПУ-НКВД из Архива управления ФСБ по Волгоградской области, содержащие дела по обвинению священников и мирян (протоколы допросов, протоколы Особых совещаний при Коллегии Сталинградского ОГПУ с приговорами, обвинительные заключения и др. документы) (АУ ФСБ ВО. Ф. 6). Использование этого рода источников в исследовании обусловлено тем, что священники вели в народе религиозную пропаганду, квалифицируемую органами ОГПУ как «контрреволюционную», что и служило поводом для обвинения.
Другая точка зрения на религиозное образование представлена в церковных делопроизводственных документах – в фондах Всероссийского Церковного Поместного Собора (Священного Собора) Православной Российской Церкви (ГАРФ, Ф. Р-3431; 1917–1918 гг.) и Временного Высшего Церковного Управления (ВВЦУ) на Юго-Востоке России (ГАРФ. Ф. Р-3696; 1919–1920 гг.), в которых выражено соборное мнение Церкви и народа сначала на готовящееся запрещение Закона Божьего, а затем на совершившийся факт его отмены. Неопубликованные материалы Св. Собора 1917–1918 гг. помимо определений, прямо относящихся к религиозному образованию, содержат выписки из протоколов Соборного Совета, предваряющих соборные определения, резолюции 1-го Всероссийского Родительского съезда по религиозно-нравственному обучению и воспитанию, протоколы заседаний XV-го Отдела о преподавании Закона Божьего, предварительно обсуждавшего и готовившего все соборные постановления о религиозном образовании, многочисленные обращения к Собору родителей, педагогических коллективов, законоучителей о сохранении обязательности Закона Божьего, докладные записки Патриарху Тихону от председателя секции по религиозно-нравственному воспитанию.
В собраниях документов Центрального исторического архива города Москвы (ЦИАМ) заслуживают внимания указ Московского епархиального совета благочинным Москвы об устройстве в церквах духовных бесед с детьми прихожан из фонда церквей сороков г. Москвы (Ф. 2125; 1919 г.) и донесения благочинных епископу о состоянии религиозного просвещения в приходе в фонде Московского епархиального (обновленческого) управления (Ф. 2135; 1922 г.).
К церковному делопроизводству региона относятся церковно-приходские летописи, как уникальный источник, дающий отчёты о событиях в станице по дням и о действиях местной власти по исключению из школ религиозного обучения, об отношении населения к отмене Закона Божьего.
Делопроизводственные материалы о деятельности белогвардейского правительства на Дону содержатся в ГАРФ в фондах Отдела народного просвещения правительства Всевеликого войска Донского (ГАРФ. Ф. Р-1264; 1918–1919 гг.) и Особой Комиссия при Главнокомандующем вооружёнными силами на Юге России по расследованию действий большевиков (ГАРФ. Ф. Р-470; 1918–1920 гг.), в которых показаны результаты разгрома Донской церкви и усилия правительства Дона по восстановлению повсеместного религиозного обучения в школах. Документацию учебных заведений составляют протокольные, отчётные и текущие рабочие материалы. В этом корпусе источников содержатся послужные списки преподавателей, протоколы педагогических советов, тексты сочинений учащихся с пометами проверявших, программы по Закону Божьему для всех классов училищ и гимназий, составленные законоучителями, исторические и разного рода записки, а также циркуляры местной власти в отношении постановки дела образования в целом и Закона Божьего в частности, циркуляры Управляющего отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского (1918–1919 гг.) в отношении восстановления преподавания Закона Божьего.
Изученные архивные материалы дают объёмное представление о положении религиозного образования – исходя из установок гонителей Церкви и с позиции сторонников и защитников обучения детей Закону Божьему.
Большая часть распорядительных и протокольных делопроизводственных материалов центральных и местных органов советской власти в отношении преподавания Закона Божьего опубликована в советской печати Нижней Волги («Борьба», «Нижне-Волжский просвещенец» и др.), в отдельных докладах отделов народного просвещения и образования. Распоряжения белоказачьего правительства Дона помещались в журнале «Педагогическая мысль», издаваемом в 1918–1919 гг. в Ростове-на-Дону. Указанные постановления, резолюции, отчёты и доклады имели разнонаправленный характер и соответствовали двум противостоящим друг другу идеологиям. Если в советских документах обосновывалась решительная и безоговорочная отмена Закона Божьего, то в распоряжениях антисоветского правительства Дона ставилась задача по возобновлению религиозного обучения.
Важным теоретическим источником для понимания антицерковной линии советского государства в религиозном вопросе служат произведения руководящих деятелей советского государства и партии – В.И. Ленина, А.В. Луначарского, П.А. Красикова, Н.И. Бухарина, Н.К. Крупской, Е.М. Ярославского и С.К. Минина. Заслуживает внимания опубликованная С.К. Мининым в царицынской газете «Борьба» в начале 1918 г. серия статей, обосновывающих отмену Закона Божьего.
Материалы периодической печати включают в себя публицистические и информационные статьи в центральных и региональных журналах и газетах. В частности, советская периодика г. Царицына представлена газетами «Борьба» и «Солдат революции». Во второй половине 1919 г. во время занятия города белыми, издавались белогвардейские газеты «Неделимая Россия», «Голос Руси», в которых давалась оценка религиозно-нравственному состоянию жителей города после ухода красной армии и отмечался полный развал дела народного образования. Ценность периодической печати, несмотря на её субъективность, неоспорима, поскольку по многим вопросам истории Царицына 1918–1919 гг. указанные газеты являются единственным источником.
В диссертации использованы отдельные дневники, воспоминания, а также статистические материалы
Научная новизна исследования состоит в рассмотрении истории религиозного образования в контексте складывавшихся с 1918 г. церковно-государ-ственных отношений, характеризуемых противостоянием органов советской власти и РПЦ. В процессе работы над темой исследованы малоизученные вопросы религиозного образования, относящиеся к советскому периоду. Впервые обстоятельно проанализированы все постановления правительства в отношении отмены преподавания Закона Божьего. Показана деятельность Св. Собора и усилия Церкви по сохранению религиозного образования. Привлекается большой массив архивных материалов, впервые вводимых в научный оборот (письма граждан в Св. Собор и в органы советской власти, в газету «Безбожник», инструктивно-разъяснительная переписка Наркомюста, протоколы заседаний XV-го законоучительского отдела Св. Собора и др.).
Систематизирована объёмная законотворческая и распорядительная нормативная база, регламентирующая отмену преподавания Закона Божьего в школе и вне школы в советское время. Сопоставление и параллельное рассмотрение в хронологическом плане, с одной стороны – декретов и циркуляры СНК, а с другой – определений Церкви (Св. Собора, Св. Синода, Св. Патриарха), позволяет выявить разнонаправленность намерений и усилий противостоящих сторон в вопросе религиозного образования.
Показана масштабная деятельность VIII ликвидационного отдела Наркомюста, органов Наркомпроса, административных отделов НКВД, непосредственно отвечавших за проведение в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, методы их работы, раскрывающие механизм расцерковления народа.
Изучена такая важная составляющая часть школьной политики советской власти, как антирелигиозное воспитание и образование, занявшее место ранее отменённого Закона Божьего. Обоснован тезис об антирелигиозном наполнении школьного образования, реализованного, главным образом, в программах обучения.
Рассмотрена деятельность советских органов власти Царицынской и Саратовской губерний по отмене религиозного образования. На материалах Дона изучена восстановительная работа по возвращению Закона Божьего в школы, проводимая ВВЦУ на Юго-Востоке России и Отделом народного просвещения Всевеликого войска Донского в 1918–1919 гг.
В исследовании уточняется тезис о соответствии антицерковной политики государства, проводимой в 1920-е гг., идеям, заложенным в декрете 1918 г.. Освещается борьба советской власти против религиозного обучения и Церкви с января 1918 по 1929 год, направленная не только на отмену религиозного образования в школе, но и на полное искоренение религии из жизни граждан и ликвидацию Церкви как института.
Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть положены в основу научных трудов, посвященных разработке таких направлений исследований, как история образования и просвещения в советской России, история Русской Православной Церкви, государственная политика в области народного образования. Представленные в диссертации данные, выводы и аналитические подходы применимы при подготовке обобщающих работ, учебников и учебных пособий, разработке учебных курсов по указанной тематике. Анализ исторического опыта церковно-государственных отношений в 1917–1920-х гг. может быть использован в современной образовательной деятельности и в духовном (богословско-пастырском и семинарском) образовании, а также при проектировании, разработке и реализации программ преподавания «Основ православной культуры» и в формировании государственной политики в области религиозного образования.
Апробация исследования. Результаты исследования были представлены на научных конференциях, Ключевые положения диссертации легли в основу сообщений и докладов, сделанных автором на международных и всероссийских конференциях в Астрахани, Волгограде, Воронеже, Иваново, Йошкар-Оле, Кирове, Минске, Нижневартовске, Нижнем Новгороде, Омске, Оренбурге, Ростове-на-Дону, Саратове. Отдельные статьи из диссертации включены в качестве материалов к изучаемым курсам в Новосибирской и Донской духовных семинариях. Важнейшие положения исследования прошли апробацию при чтении автором лекционных курсов истории России по основному месту работы.
Структура диссертации. Работа построена по проблемно-хронологическому принципу. Содержание глав и параграфов раскрывает основные задачи, поставленные в исследовании. Работа состоит из вводной части, трёх глав, 8 параграфов, заключающего обобщения и списка использованных источников и литературы. Кроме того, работа снабжена приложениями, иллюстрирующими содержание основной части исследования.
Религиозное образование в первые годы советской власти
Особо ценным являются фонд Народного комиссариата юстиции РСФСР (Наркомюст РСФСР, А-353; 1917—1925 гг.); специальный отдел которого был призван устранять не соответствовавшие Декрету проявления церковной жизни и деятельности. Делопроизводственные документы; Наркомюста включают в . себяшереписку, сообщения и разъяснения?VIII. отдела по отдельным поводам и запросам, выдачу ответов на те или иные, предложения с мест. К этой группе документов относятся: заявления и прошения коллективов верующих, прихожан,. уполномоченных приходов; председателей? церковных советов,. настоятелей? церквей и законоучителей; благочинных, неуполномоченных заявителей и отдельных; граждан о необходимости: возобновления- преподавания Закона Бо-жия: Некоторые священники наивней явно не:по»адрёсу предлагалиДШКотделу Наркомюста меры, по совершенствованию, духовно-нравственного воспитания . путём реформирования преподавания Закона; Божия» и; т.д. В1 указанном. фонде содержатсяг материалы, свидетельствующие: об отношении простых, граждан- к декрету об отделении Церкви от государства и школы, от Церкви; а также;к запрещению, преподавания: Закона.Божия:
Фонд Народного комиссариата; просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР, ... Аг2306; 1917—1929? гг.); содержит материалы;,: свидетельствующие о стремлении взять под тотальный контроль не только разные? типы, образовательных учреждений; подвергнув; их огосударствлению; но-и охватив: все. формы и виды, внешкольной и негосударственной образовательной деятельности. Особой заботойНаркомпроса: была" отмена-Закона Божия :в школе и наполнение программ преподаваниям гуманитарных; ш естественнонаучных учебных; дисциплин (комплексов) антирелигиозным содержанием.
В; документах фонда Народного комиссариата внутренних дел РСФСР (НКВД,РСФСР,Р-393;. 1917-1930 гг;)отложились,протоколы заседаний коллегий Наркомпроса, Наркомюста, Большой и Малой Государственной комиссии: по просвещению, заявления граждан; постановления и разъяснения Административного подотдела Отдела управления и Административного отдела НКВД, межведомственного совещания при НКВД и др. В этих документах рассматривались вопросы о преподавании Закона Божия, о духовных учебных заведениях и их передаче в ведение Наркомпроса, о порядке открытия религиозных курсов и контроля над ними, инструкции о проведении в жизнь декрета, об отмене прежних разрешительных в отношении мусульманского религиозного образования решений, переписка о разрешении в порядке религиозно-образовательной подготовки к конфирмации лютеран для детей с 15-летнего возраста и т.д.
В материалах фонда Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих, крестьянских И красноармейских депутатов (ВЦИК, Р-1235; 1917—1929 гг.) имеются документы и материалы из папки «мусульманские дела», освещающие вопрос о преподавании мусульманского вероучения детям-х 15 лет, а также заявление Патриарха Тихона председателю ВЦИК, содержащее юридический анализ антицерковных постановлений советской власти.
В материалах фонда Центрального совета Союза воинствующих безбож-ников.СССР (СВБ СССР, Р-5407; 1922-1931 гг.) помимо резолюций, директивных w информационных писем сосредоточен большой массив писем;, обращений, заметок, корреспонденции и. статешв редакцию газеты.«Безбожник», поступивших от граждан — взрослых и детей, учителей и, учащихся. Все письма посвящены одной теме — антирелигиозному воспитанию-в школе. Встречаются письма-исповеди, в которых учащиеся анализируют перемены в своих религиозных воззрениях.
В числе использованных в- работе фондов стоят материалы административных комиссий, курировавших деятельность Церкви во второй-- половине 1920-х гг. — Административной комиссии при Президиуме ВЦИК (Р-5677; 1923-1927 гг.) и Постоянной комиссии по вопросам культов при Президиуме ВЦИК (Р-5263; 1929-1938 гг.). В фонде Секретариата заместителя Наркома просвещения РСФСР Н.К. Крупской (А-7279; 1927 г.) собраны многочисленные письма от граждан, высказывавших свои пожелания и предложения в вопросе антирелигиозного воспитания.
На региональном уровне использованы материалы делопроизводственного характера 40 фондов из архивов Волгограда, Ростова-на-Дону и Саратова, в которых широко представлены документы, освещающие решение вопроса о запрете всякого религиозного образования и практическое осуществление изгнание Закона Божия из школ в местных и конкретных условиях. Проведение положений декрета 1918 г. об отмене Закона Божия осуществлялось губернскими и уездными (окружными) исполкомами и их отделами — управления, юстиции, административными, общими, народного образования, а также специально созданными комиссиями и столами по отделению церкви от государства и школы от церкви и др., что нашло отражение в делопроизводственной- переписке местных государственных органов по межведомственной «горизонтали», в обмене отчётами, докладами, информационными сводками и циркулярами по «вертикали» власти. Деятельность советских органов местной власти представлена в делопроизводстве документами уездных и губернских отделов народного образования, исполнительных комитетов и их отделов управления; в которых содержатся материалы, по-вопросам образования (ГАВО. Ф. Р-82„ Ф. Р-2460, Ф. Р-957, Ф: Р-122, Ф: Р- 129; Ф. Р-37); циркуляры-и распоряжения,местной власти, а также — протоколы и журналы уездных съездов Советов,.доклады, обзоры, информации, отчёты, протоколы заседаний коллегии Царицынского губернского отдела народного образования и конференций учителей. В делопроизводстве губернского уровня отложились документы самого разного характера, содержащие материалы по вопросу религиозного обучения среди которых заявления верующих о необходимости возобновления преподавания Закона Божия, списки закрытых церквей, документы по регистрации священнослужителей, анкет-но-опросные листы священников, уставы и документы антирелигиозных обществ.
В исследование привлечена партийная документация — протокольная и информационная, в числе которой протоколы общих собраний Царицынского комитета РКП(б) и Царицынской городской организации, протоколы заседаний бюро Сталинградского окркома ВКП(б), а также закрытые письма Царицынского губкома РКП(б) в ЦК РКП(б) (ЦДНИВО. Ф. 1, 20, 56). Использованы отдельные документы из фондов ГАНИСО (Ф. 27 - Саратовский губком ВКП(б)) и ЦЦНИРО (Ф. 12 - Истпарт).
В работе нашли место следственные материалы ВЧК-ГПУ-ОГПУ-НКВД из Архива управления ФСБ по Волгоградской области, содержащие дела по обвинению священников и мирян (протоколы допросов, протоколы Особых совещаний при Коллегии Сталинградского ОПТУ с приговорами, обвинительные заключения и др: документы) (АУ ФСБ.ВО: Ф. 6), а также отчётный материал Царицынской Чрезвычайной Комиссии о проделанной работе за 1918— 1920 гг. (Ф: 2). Использование этого рода источников в исследовании обуслов-лено тем, что священники вели в народе религиозную пропаганду, квалифицируемую органами ОПТУ как «контрреволюционную», что и служило поводом для обвинения.
Определения Священного Собора Православной Российской Церкви и Святейшего Патриарха о религиозном просвещении народа
Религиозная и антирелигиозная пропаганда, как несовместимые по природе, были поставлены рядом через разделительную конъюнкцию - союз «и». Многократно расширились правовые возможности для проведения антирелигиозной пропаганды, одобряемой и поощряемой государством и потому получившей самое широкое распространение в виде книг, брошюр, лекций антирелигиозного и крайне глумливого содержания. Вся» идеологическая машина, находящаяся в руках государственных органов, была задействована для этой цели: печать, устная- пропаганда, массовые зрелищные мероприятия, комсомол, школа, литература, театр и кино. Заметим, что Церковь всякую антирелигиозную пропаганду, даже самую умеренную, признавала хулой на Бога и Церковь, глумлением над религиозными чувствами.
Напротив, формально признаваемая свобода религиозной- пропаганды, фактически была-значительно сокращена, а правовое поле устного=неписьменного религиозного слова существенно сузилось. Устная религиозная пропаганда не могла проводиться пошричине запрета, наложенного на преподавание Закона Божия. Всякое евангельское слово религиозной проповеди не могло?зву-чать вне храма и теперь.ограничивалось стенами храма, но и здесь речи проповедников были под контролем добровольных и оплачиваемых агентов государства. Наиболее многоречивых священников, ставящих под сомнение линию партии и государства по отношению к. Церкви и особенно религиозному образованию, арестовывали и подвергали суду революционного трибуналала51.
Письменная религиозная пропаганда была ликвидирована лишением Церкви издательских возможностей, национализацией типографий, библиотек, редакций церковных газет и журналов со всем их материальным содержимым, хотя в 1918 г. церковные журналы ещё некоторое время выходили. Советские газеты в изобилии публиковали документы и разоблачения о мощах, о чудесах, материалы антитихоновского толка, статьи- отрёкшихся или перекинувшихся в обновленчество священников и опусы разных лиц, ставящих под сомнение веру и религию. Церковь же не имела возможности ответить на этот обличительный и грязный газетный, поток. У неё отняли «язык», но слово пастырей звучать не перестало. Отсюда вполне очевидно несоразмерное и неравноправное положение пропаганды религиозной и антирелигиозной.
При всей революционности декрета этот документ оставался всего4 лишь декларацией, изменяющей существовавший ранее и, пошатнувшийся в 1917 г. баланс между Церковью и государством. В декрете открыто заявлялось об абсолютной невозможности и неприемлемости для советской власти каких-либо" равновесных или партнёрских отношений между Церковью и государством (как того желала сама Церковь). Советская власть не собиралась включать Церковь» в государственную структуру в-качестве «ведомства православного. исповедания», служащего государственным целям и задачам, как это было до-1917 г. Ленинский декрет указывал на Церковь, как на главного противника и врага новой власти, прикрывая, плохо скрываемую ненависть словами о свободе совести, о праве на веру и т. д. Исполнительный механизм реализации заложенных в декрете ликвидационных по» отношению к Церкви задач раскрывался в инструкциях, циркулярах, постановлениях и разъяснениях правительства (СНК) и наркоматов юстиции, внутренних дел, просвещения и т. д. Запретительно-ликвидационная политика государства в годы после издания декрета дополнялась новыми узаконениями, ведущими намного дальше установлений декрета и даже противоречащими в этом смысле декрету.
Советская власть практиковала обращения к населению: местные органы использовали все формы широкой пропаганды идей, заложенных в декрете, — путём вывешивания объявлений, обращений и разъяснений в людных местах, с объяснением причин отмены и запрещения преподавания Закона Божия . Часть граждан поддавалась этой пропаганде.
Подробно разъясняющим порядок проведения-в жизнь декрета в общем и в части касающейся религиозного обучения стало постановление Народного Комиссариата юстиции (инструкция) от 24 августа 1918 г. . Отдельный раздел инструкции был посвящен теме «О преподавании религиозных вероучений», тремя пунктами которого сообщалось к сведению и исполнению: «... 33. Ввиду отделения школы от церкви, преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений ни в коем случае не может быть.допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях, за исключением-специальных богословских. 34. Все кредиты, на преподавание религии в школах должны быть немедленно закрыты и преподавателифелигиозных вероучений лишены всякого рода довольствия. Ни одно государственное и иное публично-правовое об-щественное установление не вправе производить преподавателям религии каких-либо выдач денежных сумм, как за настоящее, так и за- истекшее с января месяца 1918 года время. 35. Здания духовных учебных.заведений всех вероисповеданий, а также церковно-приходских школ, как народное достояние, пере 55 ходят в распоряжение местных Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов или Народного Комиссариата Просвещения». А в примечании утверждалось, что «в арендное или иное пользование эти здания могут быть Советами ... предоставлены для специальных учебных занятий всех вероисповеданий лишь на общих для всех граждан основаниях и с ведома Народного Комиссариата Просвеще 54 ния» .
Отмена религиозного образования в Царицынской, Саратовской губерниях и Донской области
У руководства РГЩ не было реальных возможностей-для5 защитьг прав! на учебные: заведения, на оставление Закона Божия-и т.д.,, поэтому Синод мог только рекомендовать «сплотиться? для- защиты от захвата», «требовать, неизменности строя«учебных заведений», «отстаивать преподавание закона Божия» и т.д. Лишённая: собственности,., праві юридического лица; отодвинутая на задворки, гонимаяі.и преследуемая; Церковь, становилась изгоем в государстве.. Советские органы, уже запустившие механизм, разрушения Церкви и системы религиозного воспитаниями образования;. не намеревались прислушиваться к заявлениям, исходящими: от Собора и от приходов,, отдельных коллективов г верующих.. ВЇ определении: от 18 апреля;1918 г. Собору ничегоше оставалось, как: только призывать.от своего имени приходские:и,епархиальные:организации «к принятию мер для возвращения отобранного имущества, церквей,, монастырей, церковных учреждений? И организаций , в том числе: духовно-учебных заведений» (п. 12 определения) и предлагать всем: православным объединяться в братства и союзы для? возвращения; отобранного и составлять письменные при-говоры в защиту Церкви и её достояния-(п: 13)г .
Весной 1918т. Св; Патриархом Тихоном, Св. Собором и Св. Синодом были приняты, и другие важные документы, в которых значительное:место отводилось- христианскому просвещению в приходе,, подготовке, пастырей законоучителей, в числе которых определение о православном приходе (Приходский Устав) от 20 апреля, постановление и положение о пастырских учили 1 по щах от 30 мая 1918 г. .20 апреля 1918 г. Св. Собор принял ряд определений в ограждение духовных учебных заведений от окончательного разгрома. Это относилось к духовным семинариям и училищам, а также к епархиальным женским училищам, которые соборным определением оставлялись в ведении Церкви. Наряду с духовными семинариями учреждались пастырские училища129.
Церковь, в лице- своих представителей — членов Св. Собора, осознавала и понимала, что если Закон Божий-в школе недопустим, то центром религиозного воспитания и просвещения детей должен стать храм. Большое внимание вопро-су о внешкольном преподавании Закона Божия. уделил Священный Собор 1917—1918 гг: уже в заседаниях первой сессии. Вкратце история-вопроса такова. Впервые тема внешкольного преподавания. Закона Божия была поднята на заседании законоучительского отдела. (XV Отдела Св. Собора о преподавании Закона Божия) 21 сентября 1917 г. При обсуждении в Отделе общих вопросов религиозного обучения, возникла необходимость создания четырёх подотделов: 1) школьно-педагогического, 2) подотдела внешкольного религиозного воспитания детей, и юношества в связи-с вопросом об отделении Церкви от государства, 3) по организации вспомогательных средств религиозного просвещения и 4) об органах центрального и епархиального управления преподаванием Закона Божия. Причём вопрос о внешкольном, обучении возник не в связи с прямой угрозой Закону Божию или его полной отмены, а в контексте повышения качества и результата религиозно-нравственного воспитания13 .
Член Отдела епископ Томский Анатолий признал, что необходимо озаботиться устройством внешкольного обучения Закону Божию детей и взрослых и привёл пример: «По опыту знаю, что половина подрастающих [детей и юношества], даже бывших в школе, совсем не знают Закона Божия. При опросах детей, кто учился в школе, в Томской губернии оказывалась половина не учившихся. Они не знают никаких молитв. В старое время священники обучали при храмах и тогда было больше знающих Закон Божий, Когда в Томске стали собирать детей с улицы в» воскресную школу, то. собралось доч 500 человек, совершенно не знающих религии. Из этих детей, лишённых всякого религиозного воспитания, формируются будущие враги общественного порядка и преступники. Так стоит дело вне школы, но и в школе знание Закона Божия слабое .... А в средне» школе, особенно в старших классах мы часто видим неверующих юношей». Епископ Анатолий1 поставил закономерный вопрос: «Что1 же будет, если школы останутся вовсе без Закона Божия?», - и дал ответ на него: «На этот случай необходимо выработать программу внешкольного обучения Закону Божию и образовать особый подотдел» .
Подотдел получил название: внешкольное обучение Закону Божию и христианское просвещение общества (христианизация народных масс) в духе Пра-вославной.Церкви. Определились и с основными направлениями работы подотдела: а) при неотделении Церкви от государства (при сохранении Закона.Божия в числе обязательных предметов» и б) при- отделении Церкви от государства. Оба варианта предусматривали катехизические беседы и уроки, воскресные занятия, создание христианских содружеств молодёжи, братств и обществ
Антирелигиозное образование и воспитание учащихся на Нижней Волге
В антирелигиозных статьях, публикуемых в журналах, ставилась задача — развенчать веру, создать обстановку неприятия какого бы то ни было религиозного обучения, повернуть общественное мнение в сторону новой советской школы. На эту тему не было недостатка в устных публичных и в газетных и журнальных выступлениях. В одной такой статье прозвучало: «рушится старая школа, мы разрушаем её сознательно». Автор утверждал: «Все, кому дорога новая школа, облегчённо должны вздохнуть, что не будет больше в ней церковного духа, не будут в ней прививаться юным душам принципы самодержавия, православия народности, не будут "батюшки" внушать искажённые понятиям Боге, который с небес невидимо управляет миром, наказуя "злых" и обещая царство небесное "добрым". Изучение истинной природы, её великих явлений, заменит грубые сказки и нелепые легенды Ветхого и Нового завета»218.
Мероприятия местной власти в. области образования не ограничились искоренением-религиозного обучения в школе, но были направлены и за её пре і делы. 7 декабря 1920 г. коллектив верующих Никольской церкви г. Петровска Саратовской1 губернии обратился с прошением к председателю СНК В.И. Ленину, в котором сообщил, что ранее (30 декабря) уже обращался местный исполком за разрешением обучать детей Закону Божию, но не получил на то разрешения. Поэтому, исчерпав возможности решить вопрос в губернии, приходской совет решил обратиться лично к главе советского правительства. «Коллектив верующих, принимая во внимание существующую в Российской Социалистической Республике свободу веры, на собрании от 21—XI [ноября] постановил обратиться в СНК и к Вам т. Ленин, как председателю Совета, не отказать в разрешении означенному коллективу проявление свободы веры и разрешить местным священникам нашего прихода обучение детей наших Закону Божию.
Коллектив верит, что в свободном государстве не может быть препятствий, потому и надеется, что его ходатайство будет удовлетворено; ручается, что никакой противоправительственной агитации в храме во время обучения Закону Божию не будет производиться. Если возможно коллектив просит дать ответ телеграммой — с оплатой за. счёт коллектива»219. Названное прошение верую-щихе ось без; ответа. Надо сказать, что такие: прошения и, заявления были не единичным, а массовым: явлением и они поступали на имя председателя: СНК В:ИІ Ленина, председателя ВЦИК М:И: Калинина ж других высших должност-ных лиц советского государства, .-. Какьправило, в подавляющем;своём большинстве такие письма до адресатов не; доходили, но поступали согласно уста-, новленному порядку в VIII отдел Наркомюста и его-заведующему П.А. Красикову, который лично «работал» с заявлениями; вёл переписку, наводил справки, принимал мерыи по необходимости давал разъяснения и ответы.
Такими образом, в Саратовской губернии изъятие Закона Божияі из: числа преподаваемых Bfшколе предметовигвсяк6еірелигиозное;обученйе вне школы проводилось безшерерывов:- планомерно и методично,.начиная.с 1918 г.. У ис-токовнасажденияібезбожношшкольгвіСаратове стояла заведующая і губотдел ом народного;образования С.К!.Минина. Практические концу1918 . во всех уездах Закон Божий был отменён: В 1918 г. было закрыто Камышинское духовное: училище. Активная-деятельность комитета объединённых:клира и мирян Саратова, отдельных священнослужителей, направленная на: реализацию права на: религиозное образование была: нейтрализована административными и судебно-карательными органами. Одновременно:с этим, Саратов вv 1920-е гг. стал.экспериментальной площадкой в антирелигиозной пропаганде; региональным: цен тром по накоплению опыта школьного воспитания и образования в антирелигиозном духе.
До 1917 г. вполне состоятельная в церковно-образовательном отношении Саратовская, епархия имела 3 мужских и 12 женских монастырей,. 93 6 церквей, 93 часовни и молитвенных дома. Ш епархии была Г духовная; семинария (Саратовская)- с числом воспитанников 550 человек, 5 духовных училищ (Саратовское, Камышинское, Вольское, Балашовское и Петровское) с общим: числом обучаемых в них 665 юношей: В- Саратовском и Вольском; епархиальных женских училищах обучалось 667 воспитанниц. Саратовская- губерния; и епархия располагала, широкой сетью начального -и среднего образования; В ней имелось 940 церковных школ (церковно-приходских и школ грамоты), .в которых обучались около 70 тыс.-детей: В(губернии функционировали: 1320 земских и;городских начальных школ221. Выходе «революционных,преобразований» в течение 1917—1919тг. указанные учебные заведения были-ликвидированы,.часть их бьъ-ла; переформатирована. в, советские школы; как- в; организационному так и; в-учебно-содержательном плане