Введение к работе
Актуальность исследования. Взаимоотношения Русской православной церкви (РПЦ) с государством вообще и Советским государством в частности всегда составляли важную и интересную страницу ее истории. Особую актуальность эта проблема приобрела в свете современного положения РПЦ, которая в наши дни переживает период своего нового возрождения. По данным Московской Патриархии 60 % населения современной России считают себя православными1. Проводимые социологические исследования неизменно показывают, что РПЦ - единственный социальный институт в России, авторитет которого среди россиян непрерывно растет. По данным Всероссийского центра по изучению общественного мнения 47% опрошенных россиян доверяют РПЦ2. От РПЦ жители современной России ждут решения многих политических, социальных и национальных проблем, стоящих перед нашим обществом, возрождения духовности и нравственности, утерянных в предыдущие годы.
В условиях современной России важно понять истинные отношения между государством и церковью в истории нашей страны, какую политику проводило и проводит государство по отношению к церкви и верующим, как действуют государственные органы, оказывающие решающее воздействие на положение церкви в обществе.
Церковь, являясь выразителем жизненных потребностей миллионов людей, формирует в то же время их сознание и поведение. Поэтому интересы этих людей государство просто не может игнорировать.
В связи с этим возникает необходимость переосмысления и более основательного изучения политики Советского государства в отношении религии, церкви и верующих на различных этапах истории. Для России, страны многонациональной и многоконфессиональной, вопрос о взаимоотношениях государственных и властных структур с религиозными организациями всегда был важен и болезнен. За XX столетие в России последовательно сменились три модели государственной церковной политики, соответствовавшие формам правления - монархии, буржуазной и советским республикам - и имевшие различную направленность - проправославную, вероисповедный плюрализм и атеистическую. Формирующаяся сегодня новая российская государственность
1 Аргументы и факты. 1997. №17. С.24. * Сегодня. 1995. 8 апреля. С.З.
стоит перед необходимостью выработать свою новую модель отношений с религиозными организациями. Этот процесс может пойти тем успешнее, чем полнее и объективнее будут изучены уроки прошлого.
Существующий ныне плюрализм мнений о роли религии в жизни общества, ее значения в духовном, нравственном и эстетическом воздействии на людей со всей остротой ставит задачу правдивого анализа и объективного освещения исторического опыта установления и развития взаимоотношений Советского государства с религиозными организациями. Это поможет выработать правильную линию в области государственно-религиозных отношений на основе гуманистических принципов свободы совести} предполагающих действительное, а не декларированное^ удовлетворение интересов верующих, неверующих, и атеистов.
В истории взаимоотношений государства и церкви очень важными, определяющими были 20 - 30-е годы, когда закладывался тот своеобразный фундамент государственно-церковных отношений, на котором им потом пришлось находиться на протяжении нескольких десятилетий и строить, исходя из этого свои взаимоотношения. Эти годы были временем острейшей борьбы между представителями различных направлений дальнейшего развития нашего общества. Борьба в верхних эшелонах власти не могла не сказаться на положение церкви в государстве, на ее деятельность в обществе. Но в то же время все представители противоборствующих сил имели и общие взгляды и подходы к религии и верующим.
Марксизм определял религию как "опиум для народа". Данное определение, взятое на вооружение советскими идеологами того времени, отражало социально-политический феномен религии, но не касалось многих аспектов, связанных с культурой, моралью, этикой, правом и бытом. Детерминированная концептуальная установка, сводившаяся к тому, что религия будет исчезать в той мере, в какой будет укрепляться социализм, предвосхитила политику "воинствующего атеизма", которая проводилась в нашей стране на протяжении 70 лет.
Хронологические райки исследования охватывают 20-30-е годы XX столетия. Именно в этот период были заложены основы деформированной модели социализма, которые в условиях тоталитарного режима привели к дегуманизации принципов свободы совести. Принятый в январе 1918 года декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" предвосхитил советское законодательство о культах, которое
развивалось в русле усечения прав верующих и ограничения возможности функционирования религиозных организаций.
Взятый курс на восстановление народного хозяйства, форсированную индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства, культурную революцию, досрочное выполнение заданий первых двух пяти-- леток^харакгеризовался подъемом революционного энтузиазма, напряженной борьбой, в сложных перипетиях которой произошло много перегибов и ошибок с трансформацией негативных последствий на последующее время. Вошедшая в практику тактика поиска врага привела _и к гонениям на верующих, и репрессиям против духовенства, которые проявились с наибольшей силой в годы сплошной коллективизации ,и в последующее время. В эти годы принимались основные правительственные и государственные документы, регламентирующие деятельность всех религиозных организаций в нашей стране, заложившие фундамент всем государственно-религиозным отношениям на многие десятилетия. В 20-30-е годы проходила ожесточенная борьба внутри РПЦ между ее крупнейшими иерархами, завершившаяся выработкой нового религиозного курса на переход церкви на позиции лояльности и сотрудничества с советской властью. Этот курс на сотрудничество и лояльность церковь проводила все последующие годы, существования в социалистическом государстве. В рассматриваемый период возникла альтернатива ортодоксальному религиозному движению, в лице антирелигиозного движения, организационно оформленное в Союз воинствующих безбожников (СВБ). Деятельность этого Союза наиболее бурно и масштабно протекала в конце 20-х начале - 30-х годов.
Все это и определило хронологические рамки исследования.
Объектом исследования являются государственно-религиозные J отношения в 20-30-е года XX столетия1, выявление общих тенденций политики партийных организаций и советских органов в религиозном вопросе. Одновременно рассматриваются формы и методы работы с насе-~ лением по организации антирелигиозного движения. Невзирая на официально существовавшее разделение функций партийных и государственных органов в области религиозных отношений, партийные органы по сути дела монополизировали решение вопросов в этой сфере и на все проводимые мероприятия наложили отпечаток наступательной воинственности, решительного преодоления религиозных пережитков среди населения страны. Освещение положения РПЦ неизбежно приводит к
рассмотрению политики Советского государства, детерминированной в "государственный атеизм".
Степень изученности проблемы. В обширной историографии, посвященной проблемам религии и церкви в СССР, а также сугубо внут-рицерковным вопросам, период 1920-1930-х годов получил достаточно полное, но несколько одностороннее отображение. Как в исследованиях советских авторов, так и в работах, изданных за рубежом, эта тема рассматривается с определенных идеологических позиций. Поэтому для характеристики историографии проблемы взаимоотношений Русской православной церкви и Советского государства в 1920-1930-е годы требуется проблемно-хронологический подход.
Некоторые вопросы истории РПЦ, критика ее идеологии, а также проблема взаимоотношений Советского государства и РПЦ всегда привлекали внимание советских исследователей. Давая характеристику этому комплексу работ, необходимо отметить сборники партийных документов, которые создавали идеологическую основу политики большевистской партии и Советского государства по отношению к религии и церкви, а также, зачастую, подменяли источниковую базу исследований1. Сюда же относятся произведения соратников В.И. Ленина, видных деятелей коммунистической партии и Советского государства того времени2, следует отметить, что в них отразился опыт деятельности советских и партийных органов по регулированию взаимоотношений с религиозными организациями. В своих исследованиях авторы исходили из оценочной позиции религии как "опиума для народа", явно проявляли нетерпимость и "воинственность" к духовенству и верующим.
Первые публикации, посвященные реализации декрета о свободе совести и советского законодагельства о религиозных культах, появившиеся в 20-30-е годы^были небольшими по объему, содержали мало тео-
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. ТТ.З-5.М, 1984; О религии и церкви: Сб. высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства. М., 1977 и др.
г См.: Бонч-Бруевич В.Д. Избранные атеистические произведения. - М, 1973; Деятели Октября о религии и церкви: Статьи. Речи. Беседы. Воспоминания. -М., 1968; Калинин МИ. О коммунистическом воспитании: Избранные речи и статьи. -М., 1968; Красиков П.А. Избранные атеистические произведения. -М., 1970; Луначарский А.В. Об атеизме и религии. - М., 1973; Он же. Почему нельзя верить в бога? Избранные атеистические произведения. - М, 1965; Скворцов-Степанов И.И. Избранные атеистические произведения. -М., 1969; Ярославский Ем. О религии. - М.( 1957; Он же. Против религии и церкви. Т. І-Ш. -М., 1932-1935.
ретических выводов, но в то же время отличались насыщенностью фактического материала и политической заостренностью1.
Новый этап разработок проблем государственно - церковных отношений начинается со 2-й половины 50-х годов. В это время появились публикации, которые отражали процессы становления антирелигиозной работы в разные периоды развития советского общества, раскрывали механизм осуществления декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"2. К сожалению, в работах этого периода нашел свое отражение только преднамеренно взятый положительный опыт, а негативная сторона замалчивалась или освещалась слабыми намеками или предположениями.
В работах 70-80-х годов и особенно начала 90-х годов выделяется новый аспект, связанный с освещением нарушений законодательства-о культах, репрессиями против духовенства и верующих, а также механизмами этих репрессий3.
> Беляев В. Против контрреволюционной деятельности церковников. -Л., 1939; Бойцов Н. Святейшая контрреволюция. М.-Л. 1931; Бонч-Бруевич В.Д. Свобода совести в СССР. Изб, сочинение. Т. 1. -М., 1959; Дягилев Д.В. Церковники и сектанты на службе контрреволюции. Челябинск., 1939; Зарин П. Политическая маскировка религиозных организаций. - М., 1934; Зыбковец В.Ф. Безбожники и социалистическое переустройство деревни. -М., 1930; Ильин Б.П. Вредительство, интервенция и церковь. - М., 1931; Кагорни цкий А. Церковь в борьбе с социалистическим строительством. -М., 1939; Кандидов Б.П. Кого спасал храм Христа-спасителя. М.-Л., 1931; Он же. Церковь и шпионаж. -М.,1940; Крыве-лев И. Контрреволюция под прикрытием евангелия. М.-Л., 1939; Путинцев Ф.М. О свободе совести. - М„ 1939; ХХ-летие отделения церкви от государства: Сб. статей. -М., 1938; Лебедев А.Ф. Великая Октябрьская социалистическая революция и церковь. Сталингр ад, 1940 и др.
г Арсенкин В.И. Отношение коммунистической партии и советского государства к религии и церкви. Барнаул. 1959; Александров Ю. Декрет о свободе совести. - М., 1963; Валентинов А. Религия и церковь в СССР. -М., 1960; Воронцов Г.В., Макаров И.Ф. Отношение коммунистической партии и советского государства к религии и церкви. -Л., 1957; Барин-ская А.П., Савельев В.И. Советское законодательство о религиозных культах. Йошкар-Ола, 1973; Иванов А.И., Лобазов П.К. Политика советского государства по вопросам религии и церкви. - М., 1973; Куроедов В.А. Советское государство и церковь. - М., 1976; Он же Религия и церковь в советском обществе. -М, 1984 и др.
' Арабаджян А.З.Истоки духовности. Религия и атеизм. -М.,1993; Баделин В.И. Золото церкви: Исторические очерки и современность. Иваново, 1995; Государственно-церковные отношения в России: Сборник. -М., 1993; Дель-Колле Б. Ольга и Горбачев: Тысячелетие христианства на Руси. -М., 1989; Историко-правовые вопросы взаимоотношений государства и церкви в истории России: Сб. научных трудов. -М., 1988; Маршало-ва А.Е. Православие в истории России. -М, 1994; Никитин В.Н. Спор об атеизме (Атеистические идеи В.И.Ленина и современность). -Л., 1990; Одинцов М.И. Государство
В последние десятилетия возрос интерес к проблемам религии и атеизма со стороны юристов, которые подходят к исследованию данной темы с правовой стороны1. В этих работах реализация законодательных актов показана в преувеличенно позитивном виде, а нарушения в этой области замалчиваются. Некоторые изменения законодательства в сторону его ужесточения рассматриваются как ответный шаг на контрреволюционную деятельность церкви и "живучесть" религиозных предрассудков. Полностью отсутствует критика законодательства Советской власти, а также его практического воплощения - в том числе создание сети учреждений по регулированию государственно-церковных отношений; кроме того недостаточное внимание уделено факту участия органов внутренних дел в юридическом и практическом оформлении этих взаимоотношений. Встречаются явно необоснованные суждения о развитии массового атеизма с первых лет Советской власти до 80-х годов (Барменков А.И., Розенбаум Ю.А.). Альтернативные взгляды о массовом отходе трудящихся от религии с середины 20-х годов излагал Г.В. Воронцов. Сегодня и эта точка зрения вызывает сомнение в связи с изученными материалами о насильственном "запрещении" религии и усиленной работе по атеизации населения.
Еще одной проблемой, хорошо раскрытой в научной литературе, является проблема атеистического воспитания советского народа. Первые попытки теоретических разработок в этой области были сделаны соратниками В.И. Ленина, но они носили противоречивый характер и часто сводились к проведению антирелигиозного воспитания посредством методов "воинствующего атеизма". Публикации периодических изданий "Атеист", "Антирелигиозник", "Безбожник", "Безбожник у станка" давали рекомендации, указывали на перегибы
и церковь (История взаимоотношений. 1917 -1938 гг.). -М., 1991; Он же Государство и церковь в России XX века. -М., 1994; Советское государство и РПЦ: История взаимоотношений. -М.,1990; Крапивин М.Ю. Противостояние: большевики и церковь. 1917-1941 гг. -Волгоград, 1993 и другие.
1 Бражник И.И. Право, религия, атеизм. -Киев, 1983; Барменков А.И. Свобода совести в СССР. -М, 1986; Клочков В.В. Религия, государство, правою. -М., 1978; Он же. Закон и религия. -М., 1982; Он же. Социалистическое государство, право и религиозные организации. -М., 1984; Колесник Н.А. Социалистическая свобода совести. -Киев, 1983; Корчева З.Г., Яшин П.П. Советское законодательство о религиозных культах. -Харьков, 1985; Курпакова Л.П. Свобода совести в СССР. -М., 1985; Миронов П. Советское законодательство о культах. -Минск, 1961; Розенбаум Ю.А. Советское государство и церковь. -М., 1985; Седюлин А. Законодательство о религиозных культах. -М., 1974 и другие.
и недостатки, но солидных обобщений и выводов не содержали, что и предопределило необходимость новых разработок в этой области. В 50-е годы, особенно после выхода в свет двух постановлений ЦК КПСС "Об улучшении атеистического воспитания" (7 июля и 11 ноября 1954г.)1, стали появляться публикации, в которых вскрывались причины сохранения религиозности и анализировались пути ее преодоления2. Появились работы, обобщающие итоги атеистического воспитания в так называемый переходный период. Однако авторы тенденциозно подходили к освещению успехов атеистической работы, сглаживали противоречия, возникающие в механизме взаимодействия субъекта и объекта воспитательной деятельности3.
Одним из крупных историко-партийных исследований явилась докторская диссертация В.В. Покровского, в которой обобщен опыт атеистической работы коммунистической партии с момента ее возникновения до 60-х годов4. В заслугу автора следует поставить то, что он собрал и проанализировал большое количество материала, однако в работе замалчивались негативные аспекты партийного руководства этим участком работы, поэтому общие выводы и суждения нуждаются в переосмыслении и переоценке.
В 70 - 80-е гг. объем научно-атеистической литературы и диссертационных работ значительно возрос. В докторских диссертациях Г.В. Воронцова, А.Т. Вещикова, П.К. Лобазова5 даны новые теоретические
і См.: О религии и церкви: Сб. -М, 1977. - С. 67-77.
2 Воронцов Г.В. В.И. Ленин об атеистическом воспитании масс. -Л., 1957; Белов М.В.
Коммунистическое воспитание трудящихся и преодоление религиозных пережитков. -М.,
1958; Вещиков А.Т. Путь к атеизму. -М, 1965; Алехина И.В. Особенности работы комму
нистических и рабочих партий по атеистическому воспитанию трудящихся в переходный
период от капитализма к социализму. -М., 1966 и др.
3 Андрианов И.П., Павлюк В.В. Культурная революция в национальных республиках и
развитие атеизма масс. // Вопросы научного атеизма. Вып. 4. -М., 1967; Калаганов А.,
Светлов П., Сайфутдинов Ш. На пути к атеизму. -Казань, 1967; Юдин В.Д. Осуществле
ние партийными организациями Центрального Черноземья ленинских принципов ате
истического воспитания населения (1922-1932гг.) // Великая сила ленинских идей: Сб. -М,
1979 и другие.
4 Покровский В.В. Исторический опыт борьбы КПСС против религии, за атеистическое
воспитание трудящихся. Дисс. дистор.наук. М., 1968.
5 Воронцов Г.В. Осуществление Коммунистической партией ленинской программы ате
истического воспитания масс (1917-1937 гг.). Дисс.д.истор.наук. Л., 1970; Вещиков А.Т.
Атеистическое движение в СССР. Дисс.д.истор.наук. М, 1972; Лобазов П.К. Политика
Коммунистической партии в отношении религии и церкви (окт. 1917-1925).
Дисс.д.истор.наук. М, 1973.
разработки, проведен анализ и обобщен опыт партийного руководства атеистическим воспитанием различных социальных групп с явным преувеличением результатов секуляризации. В то же время в названных работах мало показаны противоречия в деятельности партийных и государственных органов, нет критики в адрес партийных комитетов, допускавших грубые выпады против религии и нарушения прав верующих.
Аналогичные выводы и обобщения, сделанные с предвзято партийно-классовых позиций, наблюдались в исследованиях регионального характера' . В 80-е годы была издана серия работ по истории местных партийных организаций нашей страны2. В них было уделено определенное внимание деятельности региональных организаций КПСС по проведению в жизнь законодательства по религиозным вопросам и практике партийного руководства по преодолению религиозности в советском обществе. К сожалению и эти работы не смогли отойти от сложившихся стереотипов в освещении вопросов взаимоотношений государства и церкви в 20-30-е годы.
Подробнейший анализ деятельности партии и недостаток внимания к политике остальных государственных структур, широкое использование одних фактов и при этом замалчивание других, рассмотрение проблемы только с точки зрения Советского государства без учета позиции и интересов церкви, отчетливая идеологическая установка, отсутствие объективной оценки исследований зарубежных авторов - все это характеризует состояние изученности проблемы в советской историографии.
Отдельно следует выделить работы, написанные церковными деятелями, являвшимися непосредственными участниками и свидетелями тех процессов, которые проходили в сфере государственно-церковных отношений того времени или же посвятившие свои работы этой пробле-
1 Тепляков М.К. Проблемы атеистического воспитания и преодоление религии в практи
ческой деятельности Воронежской организации КПСС (1917-1970 гг.). -Воронеж, 1972;
Шульдяшов И.М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание. -Новосибирск. 1982;
Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири (1917-1937 гг.). -Томск, 1982.
2 Очерки истории Брянской организации КПСС /И.Е. Яненко, В.М. Стельмах и др. -Тула,
1982; Очерки истории Липецкой организации КПСС / Ю.Д. Мещерин, Н.С. Перелыгин,
Л.Н.Драбкин и др. -Воронеж. 1982; Очерки истории Московской организации КПСС. В 3-
х кн. / П.П. Андреев, К.И. Буков, Ф.М. Ваганов и др. -М., 1983; Очерки истории Орлов
ской организации КПСС. -Тула, 1987. Очерки истории Тульской организации КПСС. В 2-
х кн.-Тула, 1983 и др.
ме, а также проблеме поиска нового церковного курса по отношению к Советскому государству1.
Здесь содержатся интересные сведения о внутреннем положении РПЦ в то время и дается разъяснение тому курсу, который проводила РПЦ по отношению к Советскому государству, а также ряд документов, относящихся к РПЦ. Но в этих работах, опубликованных в 40-60-х годах, естественно, нет сведений и упоминаний о тех негативных моментах, которые происходили в сфере государственно-церковных взаимоотношений в 20-30-е годы.
Несомненный интерес для исследователя представляют работы русских эмигрантов и зарубежных исследователей, посвященные проблемам положення русской православной церкви в социалистическом государстве2. Участь этой церкви представлялась западным исследователям весьма печальной и незавидной. Через все эги работы красной нитью проходит мысль о том, что для большевиков религия была главным и наиболее опасным врагом, так как она оспаривала человека у государства. Поэтому большевики вступили с ней в систематическую и бескомпромиссную войну, используя все средства, вплоть до уничтожения храмов и верующих. Недостатком этих работ является то, что в них опускалось из вида все то положительное, что было сделано в области государственно-церковных отношений.
Современный период требует углубленного изучения вопросов религии и практики атеизма, пересмотра прежних концепций, исходив-
1 Патриарх Сергий и его духовное наследство. Сб. -М., 1947; Правда о религии в России. -
М, 1942; Васильев А. Положение русской православной церкви в СССР. // Журнал Мо
сковской патриархии (ЖМП), 1958, № 1; Заболотский Н.А.Русская православная церковь
в новых социальных условиях.//ЖМП, 1967, № 7; Шабатин И., Троицкий Г. Русская пра
вославная церковь в 1917-19б7гт. II ЖМП, 1967, № 10-11; Платонов М.Ф. Православная
церковь в 1917-1935ГГ. //Ежегодник музея истории религии и атеизма. Т. V. М.-П., 1961.
2 Михаил Священник. Положение церкви в Советской России. -Иерусалим, 1931; Андреев
И. Заметки о Катакомбной церкви в СССР. -Джорданвилль. 1947; Польский М, Прото
пресвитер. Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и за границей. -
Джорданвилль, 1948; Он же. Новые мученики российские. Первое собрание материалов. -
Джорданвилль. 1949; Он же. Новые мученики российские. Часть 2. -Джорданвилль 1957;
Иоанн Сан-Францисский. Архиепископ. Русская церковь в СССР. -Нью-Йорк. 1956; Ле
витин А.Э. Защита веры в СССР: Рукопись, привезенная из Советской России. -Париж,
1966; Боголепов А.А. Церковь под властью коммунизма. -Мюнхен, 1959; Константинов Д.
Гонимая церковь (Русская православная церковь в СССР). -Нью-Йорк. 1967; Регельсон Л.
Трагедия русской церкви. 1917-1945 гг. -Париж, Имна-пресс, 1977; Краснов-Левитин А.
Лихие годы: 1925-1941: Воспоминания. -Париж, Имна-пресс, 1977 и другие.
ших только из марксистско-ленинского теоретического наследия, решительной переоценки ряда факторов, событий, изображавшихся ранее в советской литературе только в светлых, радужных тонах. В последнее время появилось много статей, публикаций, отражающих спектр воззрений всех мнений от демократических до монархических. Интересны в этом отношении сборники обществоведов, религиоведов, публицистов1, наталкивающий на определенные размышления о роли религии в обществе и уроках исторической практики решения религиозных вопросов в условиях советской действительности. Солидной публикацией в свете переоценки уроков исторического опыта церковно-государственных отношений, которые складывались после Октября 1917 года, явилась работа В.А. Алексеева2. Автор предупреждает исследователей о полемичности многих положений, вытекающих из его концепции драматизма и диалектики общественной практики левачества на "антирелигиозном фронте". Выводы и обобщения автора отходят от прежних стереотипов, ставят задачи новых подходов и требуют дополнительного изучения государственно-церковных отношений.
Анализ имеющихся исследований позволяет сделать вывод о том, что большинство из них рассматривает лишь отдельные аспекты проблемы взаимоотношений Советского государства и РПЦ без учета взаимосвязи как особенностей государственной политики по отношению к религии и церкви, так и процессов, происходящих внутри самой РПЦ.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в том, чтобы на основе изучения преимущественно неопубликованных материалов, впервые введенных в научный оборот источников и имеющейся литературы по данному вопросу, раскрыть сущность политики советских и партийных органов, проводившейся по отношению к РПЦ и верующим в условиях формирования командно-административной системы.
Достижение поставленной цели связано с решением следующих задач:
1) проследить специфику государственно - правового регулирования религиозного вопроса в ходе реализации партийных и правительственных постановлений;
1 См.: На пути к свободе совести. Сб. -М., 1989; Революция в церкви? -М., 1990; Религия и
демократия: На пути к свободе совести. Вып. II. -М., 1993.
2 См.: Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. -М., 1991.
и ь*г%л
С^-1
-
проанализировать механизм проведения в жизнь партийных принципов свободы совести с последующей деформацией их по мере укрепления культа личности;
-
показать механизм взаимодействия государственно-партийных органов и религиозных организаций в ходе осуществления церковной политики Советского государства;
-
проанализировать внутреннее положение РПЦ в связи с вызванной ОГПУ борьбой высших церковных иерархов по поводу дальнейшей политики по отношению к советскому социалистическому государству;
5) рассмотреть специфику подготовки атеистических кадров в
СССР, основные процессы становления антирелигиозной агитации и
пропаганды с присущими им позитивными и негативными последствия
ми. ,
, i^ч Теоретическая п методологическая основа исследования. Теорети-Уческой и источниковедческо_й базой диссертации послужили партийные ^^^gy5eHTijijtiarpHanbi^ касающиеся государственной политики по от-"Уношению к РПЦ, постановления Советской власти, документы РПЦ, а также^архивные материалы.
_Методолотическі^ диссертация основана на идеях, выработанных отечественной и зарубежной исторической наукой. Автор стремился в максимально возможной степени реализовать в работе принципы научной объективности, конкретности и историчности рассмотрения данной проблемы.
Источниковую базу исследования составили архивные документы, многие из которых не публиковались или недостаточно изучены, нормативные акты Советского государства, документы и материалы РПЦ, а также материалы периодической печати.
Первую группу источников составляет советское закогкщательство орыгипюзиыхкультах. Все постановления ВЦИК и СНК, касающиеся вопросов религии и церкви с 1917 г. собраны в "Собрании узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства РСФСР". Данный источник содержит только тексты постановлений, без их толкования и систематизации, что позволяет лишь ссылаться на указанные сборники.
Первая попытка систематизации законодательных актов, непосредственно касающихся церковно-релнгиозных вопросов была предпринята в і 923 году консультантом VIII отдела НКЮ П.В. Гидуляновым. Под его редакцией вышел сборник "Церковь и государство по законодательству РСФСР", который дает возможность со-
ставить представление о законотворчестве Советской власти по всем возможным аспектам государственно-церковных взаимоотношений. Впоследствии П.В. Гидулянов проводил постоянные усовершенствования, систематизации законодательных актов, посвященных данной проблеме, и в 1924, 1926, 1928 издается еще целый ряд сборников.
Характерными особенностями данных изданий являются сравнительная малочисленность вводимых в научный оборот новых документов, воспроизведение законов без освещения нормативных актов, издававшихся в их развитие и разъяснение, слабое представление законодательства о религии и церкви, принятого на местах.
Вторую группу источников составляют архивные материалы. Особенностью этого вида документов, относящихся к "церковной политике" Советского государства, является то, что в силу разных обстоятельств они находятся в различных фондах разных архивов. Автором исследованы документы 10 фондов двух центральных архивов нашей страны: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) и 23 фонда двух местных архивов Орловской области: Государственного архива Орловской области (ГАОО), Архива политических партий и общественных движений (АПОД).
Обширный материал, относящийся к данной проблеме, находится в фондах РЦХИДНИ. Особый интерес представляет фонд Ем. Ярославского. В нем содержатся материалы Антирелигиозной комиссии при ЦК партии; стенографический отчет о работе Всесоюзного антирелигиозного совещания 1926г., на котором обсуждались важнейшие вопросы по пропаганде атеизма; документы, касающиеся формирования и деятельности Союза воинствующих безбожников; материалы проверок антирелигиозной работы на местах; переписка Ем. Ярославского с Агитационно-пропагандистским отделом ЦК партии, с видными деятелями большевистской партии.
Большое количество источников находится в фонде Агитационно-пропагандистского отдела ЦК партии. В нем содержатся все протоколы заседаний Антирелигиозной комиссии при ЦК; протоколы самого Агитационно-пропагандистского отдела, материалы пленумов ЦК, относящиеся к церковным вопросам, переписка центральных учреждений между собой, а также с местными органами власти о развитии антирелигиозной пропаганды и агитации.
Значительная часть документов содержится в фондах ГАРФ. Интерес для исследования вызывают документы хранящиеся в фонде VIII отдела Наркомюста, в котором в большом объеме представлен материал об осуществлении на практике "Декрета об отделении церкви от государства..." и положение религиозных организаций в нашей стране. В материалах фонда Народного Комиссариата внутренних дел отражены практические меры по проведению в жизнь законодательства о религиозных культах, деятельность местных органов НКВД и репрессии против духовенства. Большое значение для изучаемой проблемы имеет фонд Комиссии по культам при президиуме ВЦИК, где представлены документы, касающиеся деятельности данной Комиссии в религиозном вопросе, имеются важные статистические данные о состоянии религиозных организаций в нашей стране.
Интерес для изучения проблемы государственно-церковных отношений имеют материалы, находящиеся в фондах архивов Орловской области, которые помогли выяснить сущность политики в религиозном вопросе на местах, роль местных органов власти в этом процессе, получить более конкретное представление о положении религиозных организаций, о методах и средствах проводимой антирелигиозной агитации и пропаганды, о деятельности организаций и ячеек СВБ в области.
Таким образом из архивов получены ценные сведения о деятельности центральных органов, осуществляющих "церковную политику", переписке, отчетах местных органов о проведенной антирелигиозной работе, о характере поступающих указаний центра, о проектах разрабатываемых решений по религиозному вопросу. Анализ документов разных фондов, их систематизация и обобщение позволили восстановить картину эволюции русской православной церкви, деятельность организаций безбожников, проследить тенденции сворачивания демократических начал в подходе к религии, верующим и духовенству. Негативные факты политики партии и государства в области религиозных отношений практически не отложились в открытых фондах, многие документы несут печать культа личности и деформации социализма и неадекватно отражают объективные процессы. К тому же некоторых документов нет в архивах, хотя они и числятся в описях. Эти документы были уничтожены в последующее время по разным причинам. Нередко содержание архивных источников по оценке событий, идейной направленности, количественным показателям было разноречивым.
Третьей группой источников по данному вопросу послужили документы и материалы РПЦ, опубликованные в последние годы на основании личных архивов и публикации документов из заграничных источников 1. Изучение их дало возможность более объективно восстановить историческую реальность, выявить альтернативные взгляды, определить политические платформы противоборствующих сторон.
Четвертой группой источников по исследуемой теме является периодическая печать 1920 - 1930 гг. Наиболее ценным источником является журнал "Антирелигиозник", издававшийся ЦС СВБ. Достоинством этого источника является то, что он дает возможность судить об основных направлениях антирелигиозной агитации и пропаганды, о принимаемых решениях по данному вопросу, освещал деятельность как ЦС СВБ, так и местных отделений и ячеек Союза безбожников, освещал состояние всего антирелигиозного движения в СССР (хотя и этим данным следует относиться очень осторожно, в силу их большой конъюнктурщины и попыток выдать желаемое за действительность).
Особенность материалов центральной и местной печати состоит в том, что они позволили проникнуть в атмосферу того времени, хотя в заметках и статьях о проведенной работе были субъективные оценки, противоречивые суждения, а также допускались оскорбительные выпады против верующих.
Взятые в совокупности перечисленные источники составили необходимую основу для решения исследовательских задач.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней представлен и подвергнут анализу новый информационный и познавательный материал, расширяющий объем знаний по истории государственно-церковных отношений; максимально полно прослежена роль местных органов власти и аппарата НКВД в управлении церковными делами; обозначены особенности становления и деятельности антирелигиозных организаций в рассматриваемый период.
В данной работе рассмотрение вопросов государственно-церковных взаимоотношений осуществляется на основе научного, объективного и комплексного подхода к исследованию данной проблемы.
1 См.: Акты Святейшего патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917-1943гг. В 2-х частях. -М, 1994; Русская православная церковь в советское время (1917-1991). В 2-х книгах. Сост. Г. Штриккер. -М., 1995; Священник Георгий Митрофанов. Православная церковь в России и в эмиграции в 1920-е годы. -Санкт-Петербург, 1995.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может быть использована для дальнейших исследований взаимоотношений Советского государства и Русской православной церкви в 1920-1930-е годы.
Основные результаты данного исследования могут быть использованы в педагогических целях, в общих курсах по истории Отечества, а также для подготовки спецкурсов по данной дисциплине.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в публикациях автора и в выступлениях на научных конференциях. Автор выступил Eia 2-х научных конференциях: "Взаимоотношения Советского государства и церкви во 2-й половине 20-х годов" (2-я научно-техническая конференция преподавателей и сотрудников ОрелГТУ. Орел, 1995г.) и "Декларация митрополита Сергия (1927г.): условия и причины принятия" (3-я научно-техническая конференция преподавателей и сотрудников ОрелГТУ. Орел, 1996г.).
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.