Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Шабалин Николай Владимирович

Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области
<
Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шабалин Николай Владимирович. Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области : проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Чебоксары, 2006 195 с. РГБ ОД, 61:06-7/936

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИТУАЦИИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕРЕДИНЕ XX СТОЛЕТИЯ 23

1.1. Показатели развития общества и характеристика общественных настроений 23

1.2. Цели и задачи политтехнологий партийных и советских органов в отношении РПЦ в регионе 35

1.3. Особенности кадрового состава партийных и советских

работников и священнослужителей 41

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЙ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1943 -1964 ГГ 67

2.1. Методика и тактика политтехнологий органов советской власти в отношении РПЦ 67

2.2. Особенности привлечения средств массовой информации 86

2.3. Формы мероприятий 104

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЙ СОВЕТСКИМИ ОРГАНАМИ И КОМИТЕТАМИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В 1943 -1964 ГОДАХ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 138

3.1. Степень распространения атеизма 138

3.2. Степень сохранения религиозности 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 164

БИБЛИОГРАФИЯ 177

Введение к работе

Актуальность темы исследования

На современном этапе развития российского общества проблема
технологичности в различных сферах жизнедеятельности стоит весьма
серьезно. Выделяются культурные, гуманитарные, педагогические и
другие технологии. Процессы технологий выявляются и в политике, в
связях с общественностью вообще. Некие технологии применяются
/ субъектами политики, главным из которых является государство. Поэтому

рассмотрение политических технологий государства играет значительную
$ роль при планировании развития самого государства. Причем важно

выработать именно те технологии, которые максимально полно задействовали бы субъекты политики. Среди последних следует особо выделить религиозные организации. Несмотря на то, что церковь в России отделена от государства, в наше время она является активным субъектом политической жизни.

В этой связи приобретает актуальность проблема политических

технологий государства в отношении религиозных организаций. Среди

религиозных организаций выделяется Русская православная церковь (РПЦ)

щ как крупнейшая структура и с длительной историей. Отношения РПЦ и

государства определяются столетиями. Специфическое развитие получили

эти процессы в советский период.

В советские годы, как известно, с одной стороны, провозглашалась

свобода совести, с другой - повсеместно на государственном уровне

насаждался атеизм, верующие и их объединения в законодательном

порядке были лишены возможности отстаивать свои религиозные

убеждения, заниматься благотворительной деятельностью. В отношении

религии государством применялись определенные политические

технологии, велась определенная идеологическая обработка населения.

Комплекс этих мероприятий и составлял суть специфики политических

технологий того времени.

В послеперестроечное время в связи с переходом российского общества на новую стадию развития значительно возрос интерес к проблеме истории взаимоотношений государства и религиозных организаций. Неоднозначная, противоречивая и во многом определяющая особенности исторического пути такого многонационального и поликонфессионального государства, как Россия, эта проблема актуальна сегодня как никогда.

Для современной российской государственности, находящейся в поиске новых подходов в отношениях с Русской православной церковью (РПЦ) и другими религиозными объединениями, огромную практическую значимость представляет опыт предшествующих институтов власти. Рациональное в контактировании институтов государства с религиозными структурами чрезвычайно важно для России и по причине ее полиэтничности и поликонфессиональности. Исторически сложившаяся в России поликонфессиональность требует от государства и его структур очень большой осторожности в проведении религиозной политики, соблюдения принципа равенства перед законом всех религий.

Изучение истории государственно-церковных отношений (особенно в момент обострения таковых) может содействовать построению такой их модели, которая гарантировала бы право человека исповедовать индивидуально или коллективно любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Подобная система может в максимальной степени содействовать созданию климата толерантности во взаимоотношениях между представителями различных конфессий, между верующими и неверующими, а следовательно, и формированию гражданского мира и межнационального согласия. Для государства очень важно не допустить раскола общества по национальному либо религиозному признаку,

обеспечивая всем без исключения равные условия для удовлетворения духовных потребностей.

Значимость исследуемой проблемы обусловливается также необходимостью решения таких актуальных вопросов, как место и роль РПЦ в современном российском обществе и возможность осуществления последней функций стабилизатора и амортизатора многих социальных противоречий.

Для исследования вышеуказанной проблемы необходим конкретно-исторический анализ взаимоотношений государственных и религиозных организаций как в целом по стране, так и в каждой отдельно взятой административно-территориальной единице, в данном случае в Кировской области, в различные временные отрезки.

Еще одним важным обстоятельством, послужившим основанием для выбора темы настоящего исследования, явилась недостаточная, по нашему мнению, разработанность в отечественной историографии проблем государственно-церковных отношений в годы Советской власти, особенно в послевоенный период и на материалах конкретного региона.

Объектом исследования являются политические технологии Советского государства в отношении Русской православной церкви в 1943 -1964 годах.

Предмет исследования - их специфика и особенности реализации в Кировской области.

Хронологические рамки работы определяются необходимостью выделить важный и относительно целостный (при всех его колебаниях и изменениях) период государственной религиозной политики и охватывают период с 1943 года, когда началось серьезное изменение политики государства по отношению к церкви, по 1964 год, ознаменовавшийся концом так называемых «хрущевских гонений», положивших конец начатой еще в годы Великой Отечественной войны политике фрагментарного интегрирования РПЦ в государственно-политическую

систему СССР.

В исследуемый период, особенно после 1953 года, в стране разворачивались грандиозные идеологические кампании, проходили масштабные экономические преобразования, происходило разоблачение культа личности. Взаимоотношения между государственными органами и религиозными объединениями в данных исторических реалиях насыщены сложными и разноплановыми событиями, позволяющими видеть и оценивать их в разных ситуациях.

Территориальные рамки исследования ограничены канонической территорией Кировской епархии и совпадают с границами Кировской области - одной из крупнейших в Волго-Вятском регионе, обладающей определенной культурно-исторической спецификой, связанной с преимущественно аграрным развитием этой территории до Великой Отечественной войны, а следовательно, с определенной ментальностью населения, в силу значительной крестьянской составляющей достаточно долго тяготевшего к традиционным, а значит, и религиозным ценностям.

На протяжении рассматриваемого периода, а также и ранее границы Кировской области частично изменялись, одни районы в нее входили, другие - исключались1. По этим причинам и с учетом привлечения данных по крестьянской традиционной ментальносте в ряде случаев рассматриваемая территория представляется как Вятский регион.

Цель исследования - охарактеризовать и комплексно проанализировать политические технологии Советского государства в отношении РПЦ в указанный период на материалах Кировской области.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:

охарактеризовать общественную ситуацию, фиксировавшуюся в период 1943 -1964 годов;

определить цели и задачи политтехнологий органов Советской власти в отношении структур РПЦ в регионе и в отношении верующих,

кадровый состав советских, партийных работников, а также священнослужителей, участвовавших в политтехнологиях;

выявить стратегии и особенности тактики партийных и советских работников в рассматриваемом направлении;

определить результаты применения политтехнологий в Вятском регионе к середине 1960-х годов.

Методологическая база исследования

Изучение проблем взаимодействия Русской православной церкви и органов Советской власти в Кировской области основано на понимании их как регионального варианта коммуникаций данных структур, соответствовавшего определенному отрезку времени; и посредством рассмотрения политических технологий через пограничный ракурс региональной истории и новой гуманитарной дисциплины "паблик рилейшнс" с выявлением закономерностей в рассматриваемых процессах и степени региональной специфики в них.

Поставленные проблемы исследуются автором на основе принципов историзма, объективности, комплексности и системности, что позволяет рассматривать явление в развитии и взаимосвязи.

Исследование проводилось с использованием прикладных методов: историко-сравнительного, историко-системного, а также методов количественного анализа. В ходе работы применялись и такие общенаучные методы, как анализ и синтез, индукция.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые на основе систематизации разнообразного исторического материала, прежде всего не вводившихся ранее в научный оборот архивных источников, проведено изучение эволюции государственно-церковных отношений на территории Кировской области в сороковые -пятидесятые годы XX века и дано обобщенное представление о сущности и основных направлениях советской государственной религиозной политики и деятельности органов власти и управления Кировской области

по ее реализации в указанный период через ракурс политических технологий. На наш взгляд, это позволяет восполнить неизвестные страницы гражданской и церковной истории в исследуемый исторический период.

Политтехнологии (ПТ) органов государства в отношении РПЦ рассматриваются автором как процесс, включающий три основных вида деятельности. Эти виды деятельности взаимообусловлены и вытекают друг из друга.

Первый вид деятельности - предварительная работа, которая должна включать анализ имеющихся в распоряжении участников политтехнологии ресурсов, а именно анализ значимых явлений в общественной ситуации, определение целей и задач будущих действий и кадровый ресурс - состав участников планируемых политических технологий.

Второй вид деятельности - выработка и следование определенной стратегии, особенности привлечения к работе СМИ и проведение определенных мероприятий.

Третий вид деятельности - осмысление результатов применения политтехнологии, а именно характеристика распространения атеизма и сохранения религиозности в конце рассматриваемого в исследовании исторического периода.

Схема процесса политических технологий в этом случае может выглядеть следующим образом.

Автор полагает, что также претендовать на новизну могут следующие моменты:

- раскрытие содержания и направленности государственной
религиозной политики в 1940-1950-х годах (на примере Кировской
области);

- выявление роли и места уполномоченного СДРПЦ при Кировском
облисполкоме, партийных органов и других организаций в формировании
и проведении в жизнь государственной политики по отношению к религии,
церкви и верующим в Кировской области.

Деятельность государственных и религиозных структур рассматривается в работе не изолированно, в контексте сложной общественно-политической и экономической ситуации послевоенного времени. Автором предпринята попытка проанализировать и объяснить явления и процессы, ранее закрытые для общества. В работе как составная часть политических технологий органов Советской власти в отношении РПЦ рассматривается механизм принятия решений и особенности функционирования участвовавших в государственно-церковных отношениях властных структур.

Практическая значимость исследования

Практическая значимость исследования определяется введением в научный оборот новой, ранее закрытой информации.

Основные положения настоящей работы и содержащиеся в ней

выводы могут быть использованы при написании трудов по гражданской и церковной истории Волго-Вятского региона и Кировской области, в научно-преподавательской деятельности, в частности, при подготовке и чтении в учебных заведениях (как светских, так и духовных) курсов по религиоведению, краеведению, отечественной истории, политологии, правоведению, а также в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций и политических партий при формировании ими современной модели взаимоотношений с религиозными организациями и решении задач совершенствования церковно-государственных отношений.

Апробация работы

Основные положения и выводы настоящего исследования отражены в ряде публикаций и докладывались автором на научно-практических конференциях и симпозиумах, в том числе международных. В 2004 г. в Кирове была издана монография Н.В.Шабалина «Русская православная церковь и Советское государство в середине сороковых - пятидесятых годах XX века (на материалах Кировской области)».

Историография проблемы

Обращаясь к историографии вопроса, следует отметить, что к настоящему времени советскими, российскими и зарубежными историками проведена определенная исследовательская работа по изучению истории государственно-церковных отношений в СССР. В большинстве своем эти исследования обладают целым рядом бесспорных достоинств, однако нельзя забывать о влиянии на степень объективности исследований существовавшей в советский период официальной коммунистической идеологии.

В процессе изучения проблем взаимоотношений РПЦ и органов Советской власти можно выявить несколько периодов и направлений.

Первый период включает время, соотносимое практически полностью с советской эпохой. Вплоть до конца 1980-х годов церковь

рассматривалась подавляющим большинством авторов в качестве враждебной советскому строю силы. Наиболее распространенными темами были контрреволюционная деятельность церкви в период революции, гражданской войны, коллективизации. К послевоенному времени историки обращались гораздо реже2.

В литературе практически не говорилось об ошибках в политике государства по отношению к религии и церкви, отстаивались положения, что в СССР «никогда не было гонений верующих», что «реакционная сущность религиозных организаций сохраняется и после свержения капитализма, а социалистический строй создает исключительно благоприятные условия для окончательного преодоления религиозных взглядов...»3 и т.д.

Схематично, спорадически и крайне урезанно отражен в литературе 1960-1980-х годов исследуемый нами период: после 1943 года духовенство, используя вызванное войной оживление религиозных чувств у части советских людей, принимает ряд мер по укреплению своих позиций; государство, позитивно оценив патриотическую позицию церкви, предоставляет ей ряд юридических и экономических прав; в послевоенное время религиозные организации встают на лояльные позиции по отношению к государству и социалистическому строю4.

Анализируя массив вышедшей в 1960-1980-е гг. исторической и религиоведческой литературы, так или иначе имеющей отношение к интересующей нас проблематике, нельзя не отметить работы выдающегося отечественного религиоведа, профессора кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Н.С.Гордиенко5.

Небезынтересны, хотя, безусловно, во многом тенденциозны и однобоки сочинения В.А.Куроедова, долгие годы работавшего на посту председателя Совета по делам Русской православной церкви (1960-1965 гг.) и Совета по делам религий при Совете Министров СССР (1965-

1984 гг.)6. Советское законодательство в области религии и церкви подробно рассматривается в работах В.В.Клочкова .

Эти и другие работы, безусловно, заслуживают внимания. Однако жесткая идеологическая заданность и отсутствие доступа к архивам (абсолютное большинство документов, связанных с деятельностью церкви, в советские годы имело гриф «секретно» или «совершенно секретно», и по-настоящему серьезная работа с ними стала возможна во многом благодаря начатой уже после 1991 года работе по их рассекречиванию) вплоть до конца 1980-х гг. не позволяли исследователям создать сколько-нибудь реальную картину прошлого.

С окончанием 1980-х годов выделяется следующий период -постепенное объективное, внепартийное изучение отношений РПЦ и органов Советской власти. В этот период выделяется несколько направлений в изучении рассматриваемого вопроса.

Первое направление в этом периоде - работы ученых-религиоведов, касающиеся страны в целом. С этого времени появляются исследования, основанные на привлечении ранее засекреченных архивных источников и во многом пересматривающие прежнюю концепцию гражданской истории, что позволяет говорить о начале нового периода в изучении проблемы государственно-церковных отношений. Связано это было с общественно-политическими преобразованиями в обществе, приведшими к изменению взаимоотношений церкви и государства.

В 1988-1989 годах началась перестройка всей системы государственно-церковных отношений. Религия в нашей стране перестала рассматриваться в качестве враждебной государству идеологии. К этому времени относится появление книги под научной редакцией А.И. Клибанова «Русское православие: вехи истории», в которой ряд авторов, в частности, написавший главу «Православие в советском обществе. Основные этапы эволюции» Н.С. Гордиенко, объективно, стараясь избежать излишней политизированности, излагает историю

государственно-церковных отношений в СССР .

В 1989 г. вышел в свет сборник «На пути к свободе совести», содержащий качественно новые подходы в вопросах исторического пути РПЦ и других конфессий. Необходимо отметить, что имевшие большое значение для написания настоящей работы труды М.И. Одинцова выделяются из работ современных российских исследователей-историков, избравших целью своей деятельности изучение проблемы государственно-церковных отношений в СССР, объемом охваченного материала, методикой и подробностью исследований .

Особенностям функционирования института уполномоченных по делам религий посвящены статьи Ю. Дегтярева. Публикации последнего не лишены субъективизма. В прошлом главный специалист Совета по делам религий при Совете Министров СССР, он представляет сотрудников совета «заложниками коммунистической системы», которые были вынуждены выполнять рекомендации ЦК КПСС. Автор повествует об общих проблемах финансирования и оплаты труда сотрудников СДРПЦ, кадровой политике, трудностях в отношениях с партийными органами, особенностях статуса уполномоченных10.

Своеобразным продолжением вышеупомянутой книги «На пути к свободе совести» явился сборник «Религия и демократия». В нем была опубликована статья Г. Панкова, в которой, в частности, была отмечена разница в подходах Советского государства по отношению к церкви и религии в 1920-1930-х гг. (как к «классовому врагу») и в 1950-х - начале 1960-х гг. (как к «идеологически чуждому социализму и коммунизму явлению...») и дана оценка соответствующим практическим мероприятиям органов власти11. Вопросы о степени вмешательства спецслужб во внутрицерковные дела, функциях органов госбезопасности в осуществлении государственной конфессиональной политики, вербовке агентуры среди духовенства и т.д. были рассмотрены на страницах

сборника «Религия и демократия» В.М. Попковым .

Появившаяся в 1990-е годы возможность использования ранее недоступных архивных документов позволила ряду авторов выйти на новый уровень изучения различных сторон взаимоотношений церкви и государства в исследуемый период13. Богатейшим фактическим материалом насыщены работы В.А. Алексеева и М.В. Шкаровского. В.А. Алексеев выпустил в начале 1990-х годов две монографии, которые с полной уверенностью можно назвать одной из наиболее успешных попыток обобщения исторического опыта взаимоотношений советских государственных органов с РПЦ14.

Перу М.В. Шкаровского среди прочих принадлежит монографическое исследование о взаимоотношениях РПЦ и Советского государства в 1943-1964 гг.15.

На рубеже XX - XXI вв. появляются работы о специфике отношений Советского государства и Коммунистической партии в РПЦ в различных регионах России16.

Так, в течение первого периода происходило осмысление содержания отношений органов государства и РПЦ, отягощенное идеологическим прессингом и начавшее освобождаться от него.

Второе направление - работы деятелей церкви, также касающиеся России в целом. Появляются работы деятелей Русской православной церкви. В 1993 г. в «Журнале Московской Патриархии» была опубликована статья преподавателя Минской духовной семинарии священника Сергия Гордуна «Русская православная церковь в период с 1943-го по 1970 год», написанная на основании архивных документов фонда Совета по делам религий при Совете Министров СССР, многие из которых впервые были введены в научный оборот17. Весьма небезынтересными и заслуживающими внимания представляются выводы священника Алексея Николина, который в своей объемной и весьма обстоятельной работе «Церковь и государство (история правовых отношений)», посвященной анализу правовых основ государственно-

церковных отношений с первых веков христианства до наших дней, обстоятельно рассмотрел и проанализировал постановления ЦК КПСС от

1 о

7 июля и 10 ноября 1954 г. . Занимаясь изучением интересующего нас периода государственно-церковных отношений, безусловно, нельзя обойти вниманием содержащие интересные и важные сведения, точки зрения, наблюдения и выводы сочинения митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева)19. Подробно, содержательно и открыто излагается исторический путь РПЦ в изданной в 1994 г. с благословения Патриарха в качестве учебника для духовных семинарий работе протоиерея В. Цыпина «История православной церкви. 1917-1990 гг.». Сгруппировав материал по хронологическому признаку, автор выделил самостоятельную главу «РПЦ в послевоенные годы (1946-1958 гг.)». В 1997 г. издательством Спасо-Преображенского Валаамского монастыря была выпущена книга этого же автора «История Русской церкви. 1917-1997», также содержащая богатый и заслуживающий большого внимания фактический материал по интересующему нас периоду20.

Каждая из указанных выше работ, несомненно, вносит в решение проблемы государственно-церковных отношений в послевоенные годы свою лепту, но окончательно завершенной картины религиозной политики Советского государства в этот период до сих пор нет.

По нашему глубокому убеждению, современное состояние историографии проблемы предполагает лишь начало поворота в сторону основательной научной разработки поставленных вопросов на конкретном историческом материале с привлечением материалов архивов, прежде всего региональных. Совершенно нет работ о методах, идеологических технологиях, применяемых Коммунистической партией и органами Советской власти в процессе борьбы с РПЦ. Однако новое время требует именно таких, новых ракурсов исследования проблемы.

Третье направление - работы, изучающие данные проблемы в рамках Вятского региона. Что же касается Кировской области, то здесь

приходится констатировать, что вопросы отношения РГЩ с местными органами Советской власти и партийными структурами в интересующий нас период остаются фактически открытыми и настоятельно требуют всестороннего и глубокого изучения. Кировская область как административно-территориальная единица доселе не являлась объектом специального исследования проблем взаимоотношений церкви и государства в послевоенный период. Более того, до середины 1990-х годов работы, посвященные деятельности РГЩ и атеистической пропаганде в Кировской области в послевоенный период, попросту отсутствовали. В указанное время появились две работы, посвященные отношениям социалистического государства и РПЦ (на материалах Кировской

области) . В этих трудах отношения государства и церкви рассматриваются комплексно, в общем и целом и в указанные сроки. В то же время, не умаляя значения выводов этих ученых, следует отметить, что рассмотренное в динамике именно применение политтехнологий в работах не представлено, хотя заслуживает отдельного и обстоятельного изучения. Четвертое направление можно вписать в формат нового научного направления - "паблик рилейшнс", пока только в межрегиональных масштабах. В конце XX - начале XXI вв. появилось несколько монографических исследований, а также статей о деталях определения и уточнения структуры новой гуманитарной дисциплины - Public Relations. Среди этих работ - ряд переводов на русский язык исследований зарубежных ученых. Некоторые из них могут восприниматься российской исследовательской аудиторией как некие руководства к действиям. Так, например, в работе Ф.П. Сайтэла "Современные паблик рилейшнс" среди характеристик PR-работы выявляются важные составляющие работы с общественным мнением. Прежде всего подчеркивается, что необходимы. исследования среды населения, на которую должны направляться политические технологии. "Исследования стали важной исходной стадией практики современных PR ...исследования на начальных стадиях

позволяют оценить текущую ситуацию, превалирующие подходы и сложности, с которыми может столкнуться Программа"23. Нужно составить план, Программу воздействия и на аудиторию, причем с учетом различных групп. Выделяются своеобразные алгоритмы работы по типу: R - А - С - Е (research - action - communication - evalution) I (исследование - действие -коммуникация - оценка) или по типу: R-O-S-I-E (research - functions of objects - strategies - implementation - evalution) I (исследование -определение функции целей, стратегий, применения - оценка)24.

В отечественной литературе также имеются определения новой гуманитарной дисциплины. "Паблик рилейшнс" - англо-американское наименование деятельности государственных и иных органов, организаций и учреждений, направленной на установление, упорядочение и развитие их связей с общественностью в целях достижения взаимопонимания и взаимодействия...

По своему существу П.Р. - это наука (социология, психология, политология и др.) и искусство общения. Поэтому для занимающихся этой деятельностью важно овладение не только знаниями, но и ее приемами и навыками25. Заслуживают внимания и такие определения новой гуманитарной дисциплины. Public Relations - это искусство применения системы средств убеждения, основанных на особенностях человеческого восприятия и направленных на увеличение конкурентных преимуществ одной идеи в ущерб конкурирующим26.

В этой новой общественной дисциплине выделяется блок информации о так называемых политических технологиях. Эту дефиницию можно интерпретировать следующим образом. Политические технологии - это определенная последовательность информационных действий субъекта технологий, направленных на соответствующий объект (различные объекты), нацеленных на определенный результат в политике, общественной жизни. Своеобразно термины «паблик рилейшнс», «политические технологии» соотносятся с ранее использовавшимися,

такими, как «идеологическая работа» и «пропаганда». В некоторых случаях эти понятия считаются синонимичными. «Резкой разницы между двумя этими терминами («паблик рилейшнс» и «пропаганда» - Н.Ш.) не существует... Просто пропаганда не ограничивается теми рычагами, которыми владеет традиционный PR, а развивает творческую мысль дальше» 7. Новое понятие - «политтехнологии» - представляется более емким и более глубоко объясняющим сущность рассматриваемого явления в истории России и ее регионов в середине XX столетия.

Исследование заявленной проблемы представляется инновационным именно в ракурсе политтехнологии и на материалах истории такого региона, как Кировская область. Это могло бы выявить закономерности действия психологического, идеологического воздействия на население конкретных территорий, особенно агрикультурных, таких, как Кировская область / Вятский регион.

Источниковая база работы

Работа базируется на исследовании источников разных видов. Прежде всего это письменные документы, хранящиеся в центральных российских архивных собраниях.

В Государственном архиве Российской Федерации АРФ) изучению был подвергнут фонд Совета по делам Русской православной церкви. К сожалению, привлечение материалов данного Архива не представляется всеобъемлющим по причине незначительного содержания в нем информации именно по Кировской области.

Также источниками для написания работы послужили неопубликованные архивные материалы, хранящиеся в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области (ГАСПИКО) и Государственном архиве Кировской области (ГАКО).

В ГАСПИКО исследованию подвергались материалы заседаний бюро областного комитета партии, городских и районных комитетов КПСС и ВЛКСМ, первичных парторганизаций, на территории которых, по

данным автора, наблюдалась активизация отношений религиозных общин с властными и общественными структурами, инструкции, справки, аналитические обзоры и иные материалы отдела агитации и пропаганды областного комитета партии, а также внутриведомственная переписка и другие документы обкома ВЖСМ, Кировского отделения общества по распространению политических и научных знаний и других общественных организаций.

В фондах ГАКО наибольшую ценность для автора представляли документы уполномоченного Совета по делам Русской православной церкви (СДРПЦ) при Кировском облисполкоме: планы работы, директивы, инструктивные письма и циркуляры СДРПЦ, отчеты, статистические сведения и справки о состоянии церковной жизни в регионе, обширная переписка с райисполкомами и другими органами власти, епархиальным управлением и другими учреждениями, отдельными верующими и представителями духовенства, уполномоченными из других областей страны, а также анкеты священнослужителей и справки об их регистрации, решения облисполкома об открытии или закрытии церквей, акты технических обследований храмов и т.д.

Необходимо отметить, что наиболее ценные сведения по теме настоящего исследования содержат архивные дела, вошедшие в опись № 45 фонда Р-2169.

Несколько отрывочные, но весьма интересные сведения были почерпнуты в Вятском епархиальном архиве (ВЕЛ), где сейчас находятся чудом сохранившиеся личные дела духовенства и «наблюдательные дела» церквей Кировской епархии.

Использованные архивные документы в значительной мере были
дополнены комплексом опубликованных источников: материалами
местной и центральной периодической печати; законодательными и
другими нормативными актами Советского государства и
Коммунистической
партии; архивными документами,

опубликованными в последние годы, и т.д.

В работе использовались данные периодической печати, а именно публикации областных («Кировская правда», «Комсомольское племя») и районных газет, а также иного рода периодических изданий (например, журнал отдела агитации и пропаганды обкома партии «Блокнот агитатора»). Использованные материалы прессы можно разделить на несколько групп: документы центральных органов и выступления руководителей партии и правительства по исследуемой тематике; отчеты партийных конференций, пленумов партийных комитетов; решения бюро, публиковавшиеся, как правило, в сокращенном виде; публикации, посвященные состоянию дел в идеологической сфере, положению научно-атеистической пропаганды в регионе; материалы просветительского характера.

Проследить формирование и развитие отношений государства и церкви в исследуемый период позволяют решения Коммунистической партии и Советского правительства, в частности, собранные в вышедшем во второй половине 1970-х годов сборнике документов «О религии и церкви. Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского правительства»28.

Весьма ценными оказались некоторые материалы подготовленного к изданию Цюрихским институтом «Вера во втором мире» сборника документов «Русская православная церковь в советское время (1917-1991 гг.)»29.

В Интернете были использованы такие материалы, как сайт Российского объединения исследователей религии - .

Совокупность указанных источников обеспечила достаточно полную документальную базу для исследования проблемы.

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников. Изложение материала в соответствии с данной структурой

обусловлено потребностью раскрыть тему и реализовать поставленные цель и задачи исследования. В основу изложения материала положен структурный подход. Каждой группе характеристик политических технологий в Кировской области соответствует определенная глава исследования. Основные выводы изложены в заключении.

Примечания

1 Кировская область. Административно-территориальное деление. - Киров, 1978. - С. 7.

2 Например, см.: Колобков В.В. Наследие вековой тьмы. Критика современного русского
православия. - Киев, 1962; Курочкин П.К. Идеология современного православия. - М., 1965; Он же.
Социальная позиция русского православия. - М., 1969; Михайлов И.А. Церковь в прошлом и теперь. -
Казань, 1962; Новиков МЛ. Православие и современность. - М., 1965; Он же. Тупики православного
модернизма. Критический анализ богословия XX века. - М., 1979; Платонов П. Церковь приспоса
бливается. - Минск, 1964; Титов В.Е. Православие. - М., 1967; Чертихин В.Е. Идеология современного
православия. - М., 1965 и др.

3 Варичев КС. Православная церковь. История и социальная сущность. - М., 1982; Иванов А.И.,
Лобазов П.К
Политика Советского государства по вопросам религии и церкви. - М., 1973.

4 Например, см.: Гордиенко КС. Современное православие. - М., 1968. - С. 67; Курочкин П.К
Эволюция современного русского православия. - М., 1971. - С. 13.

5 Гордиенко КС. и др. Современное православие него идеология. - М., 1963; Гордиенко КС.
Чему учат с амвона. - Л., 1975; Он же. Православные святые: кто они? - Л., 1979; Он же. Эволюция
русского православия (20-80-е годы XX столетия). - М., 1984; Он же. «Крещение Руси»: факты против
легенд и мифов. Полемические заметки. -Л., 1984; Он же. Современное русское православие. - Л., 1987
и др.

6 Куроедов В.А. Религия и закон. - М., 1970; Он же. Советское государство и церковь. - М., 1976;
Он же. Религия и церковь в Советском государстве. - М., 1980 и др.

7 Клочков В.В. Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах. - М., 1967; Он
же.
Религия, государство и право. - М., 1978; Он же. Закон и религия: От государственной религии
в России к свободе совести в СССР. - М., 1982; Он же. Социалистическое государство. Право
и религиозные организации. - М., 1984.

8 Клибанов А.И. Русское православие: Вехи истории. - М., 1989 - 719 с.

9 Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий: от конфронтации к сотрудничеству
(государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести /
Сост. и общ. ред. Фурман Д.Е. и о. Марк (Смирнов). - М., 1989. - С. 29-71; Одинцов ММ. Государство и
церковь в России. - М., 1994; Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история,
взаимоотношения с государством и обществом. - М., 2002.

10 Дегтярев Ю. Создание государственных органов по делам религии в 1943-44 гг. // Религия в
СССР. - 1991. - № 2. - С. 4-11; Он же. Еще раз об институте уполномоченных // Там же. - 1991. - №7. -
С. 2-11.

11 Панков Г.Д. О политике Советского государства в отношении Русской православной церкви на
рубеже 50-60-х годов // Религия и демократия. - М., 1993. - С. 217-231.

12 Попков В.М. Наше наследие // Религия и демократия. - М., 1993. - С. 264-281.

13 Кислицын ИМ Советское законодательство о свободе совести и религиозных объединениях. -
Пермь, 1991.

14 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991; Он же. «Штурм небес» отменяется? Критические
очерки по истории борьбы с религией в СССР. - М., 1992.

13 Шкаровский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943-1964 годах. От «перемирия» к новой войне. - СПб., 1995.

16 Горбатов А.В. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943-
1969 гг.) // Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Кемерово, 1996; Тюрина Л.В. Государство и Русская
православная церковь: эволюция отношений. 1917-2000 гг. // Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Курск,
2000; Потапова Г.А. Историко-политологическое исследование взаимоотношений государства и Русской
православной церкви (1917-1999 гг.) // Автореф. дис.... канд. полит, наук. - Нижний Новгород, 2001.

17 Гордун Сергий, священник. Русская православная церковь в период с 1943-го по 1970 год //
Журнал Московской Патриархии. - 1993. - № 1-2.

18 Николин Алексей, священник. Церковь и государство (история правовых отношений). - М.,
1997.-С. 174-175.

19 Иоанн (Снычев), митрополит. Митрополит Мануил (Лемешевский). Биографический очерк. -
СПб.:, 1993; Он же. Русь соборная. Очерки христианской государственности. - СПб., 1995; Он же. Пою
Богу моему. Акафисты. Портреты русских архиереев. Дневниковые записи. - СПб., 1997; Он же. Наука
смирения. Письма монашествующим. - СПб., 1998.

20 Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской православной церкви. 1917-1990. Учебник
для православных духовных семинарий. - М., 1994; Он же. История Русской церкви. 1917-1997. - М,
1997.

21 Балыбердин А.Г. Безумие: Хрущевские гонения на Вятской земле. - Вятка, 2006. - 248 с;
Сахарова Л.Г. Церковь. Война. Власть. Религиозная политика военных лет в Горьковской и Кировской
областях. - Киров, 2004.

22 М, 2002, 592 с.

23 Сайэтл Ф.П. Современные паблик рилэйшнс. - М., 2002. - С. 122.123.

24 Там же.-С. 11,206,460.

25 Словарь-справочник по социологии и политологии. - М., 1996. - С. 167-168 .

26 Арнольд Николай. Тринадцатый нож в спину российской рекламы. - М, 1997. - С. 32.

27 Там же.-С. 35.

28 О религии и церкви: Сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов
КПСС и Советского государства. 2-е изд., доп. - М., 1981.

29 Русская православная церковь в советское время (1917-1991 гг.): Материалы и документы по
истории отношений между государством и церковью / Сост. Г. Штиккер. - М., 1995. - В 2 т.

Показатели развития общества и характеристика общественных настроений

Рассматриваемая в этом разделе совокупность показателей демонстрирует степень традиционности регионального вятского общества, степень его перехода к индустриальной модели культуры. Эти явления проявляются в серии показателей. И прежде всего это - численность населения. Она в Вятском регионе на протяжении всего XX столетия выглядела следующим образом.

Из таблицы I видно, что за 1939-1960 гг. численность населения Вятского региона уменьшилась, несмотря на некоторый рост в 1941 и 1950 гг. (данные за 1913 и 2000 гг. приведены для сравнения). На фоне снижения доли сельского населения наблюдался рост числа жителей городов. Приведенные сведения красноречиво свидетельствуют, что в Вятском крае в рассматриваемый период поступательно шел процесс «раскрестьянивания» деревни.

Характеристика регионального культурного сообщества определяется состоянием развития промышленности. К 1920-1930-м годам, как и везде в стране, в Вятке были национализированы крупные предприятия, но в первые пятилетки общесоюзных строек индустриализация в Вятском регионе не была запланирована. Утверждалось, что «для создания крупных предприятий тяжелой промышленности в области не было ни материальных и финансовых ресурсов, ни квалифицированных кадров. Ей отводилась роль «тыла» тяжелой промышленности. Область должна была развивать свои традиционные отрасли: кожевенно-обувную, меховую и пищевую, на долю которых в дореволюционной Вятской губернии отводилось значительное количество предприятий всей крупной промышленности... Основной задачей стало... расширение и реконструкция имевшихся предприятий. Решить ее можно было только за счет села» . Таким образом, в первой половине XX века Вятскому региону отводилась вспомогательная роль в общем индустриальном героизме социалистической эпохи, что в свою очередь сравнительно мало влияло на разрушение прежнего уклада жизни населения края.

Определенным образом выглядела картина развития местной промышленности с точки зрения структуры отраслей, количества производственных объектов и степени концентрации на них рабочей силы.

class2 ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ ПОЛИТТЕХНОЛОГИЙ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ЦЕРКВИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1943 -1964 ГГ class2 link2 Методика и тактика политтехнологий органов советской власти в отношении РПЦ link2

Выработка методик в проведении политтехнологий на уровне Кировской области сводилась к поиску властными структурами способов достижения целей как изолировать православную церковь от общества после 1943 года, а также планомерных путей как сначала расширить свое влияние, а потом стать единственным воздействием на умы и души населения.

Говоря о тактике политтехнологий, следует выделить наиболее характерные приемы и средства контактирования партийных и советских органов с другими субъектами религиозных отношений. Здесь следует особо сказать о монологичности в общении, его иерархичности, системности, массовости и репрессивности в случаях сопротивления. Причем все это распространялось как в отношении РПЦ, так и в отношении так называемых «народных масс».

Реализация методик предусматривала работу на этих двух направлениях.

1) Изоляция РПЦ в сфере влияния на населения.

После четырех лет «религиозной оттепели» в 1947 г. в Кировской области прозвучали новые призывы к проведению антирелигиозной пропаганды. Так, вопрос об антирелигиозной пропаганде был поднят на проходившем в августе 1947 г. областном совещании по культурно-просветительной работе в деревне. По итогам обсуждения заведующий областным отделом культурно-просветительной работы А. Черезов писал: «Лекции на естественнонаучные темы в колхозах, МТС, промартелях читаются от случая к случаю и иногда проходят на низком идейно-политическом и научном уровне... допускается произвол в выборе тематики лекций... в некоторых районах читались лекции на такие темы, как «Происхождение Пасхи», «Есть ли судьба»... В лекционной пропаганде нужно обеспечить высокий идейный и научный уровень каждой лекции, более активно бороться с пережитками капитализма в сознании людей, с суевериями и религиозными предрассудками...»1.

В конце 1940-х годов, когда отношения государства с религиозными организациями стали прохладнее, и заметно оживилась антирелигиозная работа, именно в образовательных учреждениях заметно ужесточились требования к преподавателям и учащейся молодежи. Приказом заведующего Кировским областным отделом народного образования от 14 ноября 1949 г. строгий выговор был объявлен директору Кстининской семилетней школы Подшиваловой. Основной причиной этого послужило то обстоятельство, что в указанной школе была «особенно слабо поставлена работа по антирелигиозному воспитанию учащихся, вследствие чего ряд учащихся поверили в религиозные предрассудки»2.

Об усилении в интересующий нас период атеистической работы с учащимися говорит, на наш взгляд, и то обстоятельство, что в отчетах о работе школ области, направлявшихся по итогам учебного года в областной отдел народного образования, раздел об антирелигиозной пропаганде стал одним из основных. Из отчета о работе мужской средней школы № 16 г. Кирова за 1949/50 учебный год явствует, что в указанной школе борьба с религиозными предрассудками велась даже на пришкольном участке: «Учащиеся убедились в том, что всхожесть семян не зависит от бога, а зависит о тех условий, где идет произрастание, что рост и развитие растений - не сверхъестественные явления, а материальные процессы». Химическим кружком школы были проведены вечера «От суеверий к науке» и «От религии к науке». В течение учебного года физико-математическая методическая комиссия школы работала по теме «Об антирелигиозном воспитании учащихся в процессе преподавания физики и математики». Силами учителей школы для работников артели им. 8 Марта была проведена антирелигиозная лекция «От суеверия к науке» . В 1949/50 учебном году с учащимися средней школы № 33 г. Кирова проводились беседы «Происхождение и развитие Солнечной системы», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека», «Преодоление суеверий с помощью химии», в которых «было показано, что религия и церковь всегда были врагами науки, культуры, прогресса и просвещения», а на уроках физики ученикам объяснялась «неправильность веры в бога», «нелепость легенды о сотворении богом мира и человека» и т.д. В работавшем при мужской средней школе № 38 Ждановского района г. Кирова лектории для учащихся 8-Ю классов был прочитан ряд лекций силами педагогического состава школы и специалистами педагогического института, в том числе лекция на тему «Церковь и наука о происхождении Земли»5. Особое внимание уделялось системе образования вообще, т.к. именно школа призвана была быть главным очагом социализации нового типа.

Степень распространения атеизма

Диагностика историко-культурных процессов представляет собой сложный многоплановый процесс фиксирования целого комплекса явлений.

Критерии оценки степени распространения атеизма должны включать количественные и качественные показатели. Массовое распространение атеизма было очевидным. Количественные показатели это подтверждали.

Прежде всего распространенность атеистических воззрений отражается в таких количественных данных, как членство в большевистской (Коммунистической) партии, ибо приверженность коммунистическим идеям автоматически подразумевает наличие антирелигиозных взглядов. Как известно, в 1963 г. партийная организация Кировской области делилась на промышленные и сельские комитеты.

Следует отметить, что общее количество членов партии в промышленных партийных комитетах вместе с людьми с незаоконченным высшим и средним образованием составляло 36874 члена партии и 1499 кандидатов в члены партии4. Показатели промышленных комитетов были несколько ниже, чем в сельских организациях, что можно объяснить продолжающей сохраняться агрикультурной спецификой региона.

Таблица XVIII Состав Кировской областной, городской и районных организаций КПСС за 1965 год5

В послевоенное время массовыми стали комсомольская и пионерская организации. Уровень охвата антирелигиозными лекциями, атеистической литературой впечатлял. Известно, что иногда субботники, комсомольские мероприятия совпадали с Пасхой. В некоторых районах Кировской области в 1960-х гг. комсомольцам поручали во время Пасхи идти навстречу следующим в храм людям и кричать: «Бога нет!»6. Приведенные свидетельства подтверждают наступательный характер политтехнологий в сфере распространения атеизма.

В отчете о выполнении постановления ЦК КПСС «О мерах по усилению атеистического воспитания населения» от 2 января 1964 г. Кировской областной промышленной партийной организацией значилось: «Обком КПСС поставил задачу добиться, чтобы все без исключения партийные, профсоюзные, комсомольские организации, а также каждое идеологическое учреждение систематически занималось атеистическим воспитанием трудящихся... (выделено мною. - Н.Ш.). Всего в области действовало 140 групп содействия советам атеистов... В системе политического просвещения, в кружках и семинарах по научному атеизму в 1963/64 учебном году училось 1500 человек коммунистов и беспартийных, в пять раз больше, чем в прошлом учебном году... Планировалось при пединституте им. В.И. Ленина на постоянно действующих атеистических курсах обучать не менее 1600 учителей, пионервожатых и 100 воспитателей и заведующих детскими садами. В целях изучения религиозной обстановки партийные комитеты с помощью наиболее политически подготовленной интеллигенции организовали посещение квартир и провели в 64288 семьях индивидуальные беседы...

В средней школе № 45 г. Кирова работал семинар учителей-атеистов, в котором ежедневно (выделено мною. - Н.Ш.) проводился кинолекторий для учащихся. Два раза в неделю организовывались радиопередачи на антирелигиозные темы по школьному радио... В больницах, роддомах и женских консультациях для медицинского и обслуживающего персонала проюдились конференции, совещания по вопросам научно-атеистической пропаганды. Для матерей-рожениц организовьшался цикл бесед о физиологических особенностях новорожденных и вреде религиозных обрядов очистительной молитвы. В промышленной зоне атеистические лекции проводились в 43 научных университетах при обществе «Знание», которые посещали 8000 человек... При планетарии за 5 месяцев 1964 года проведены мероприятия, том числе и по атеистическому воспитанию, и атеистический лекторий, которые посетили 12 000 человек7. При ОК КПСС с 1964 года начала свою работу двухгодичная школа атеистов-лекторов. Первый выпуск состоялся в мае 1964 года, выданы удостоверения лектора-атеиста 145 товарищам. Сейчас в областной школе лекторов-атеистов учатся 165 человек. В системе партийного просвещения в

о

семинарах по научному атеизму учатся 456 чел. Приведенные факты говорят о внешнем проявлении атеизма, хотя и массовом, всеобъемлющем.

Похожие диссертации на Политические технологии Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1943-1964 годах: проблемы региональной специфики и реализации в Кировской области