Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Развитие историко-культурных традиций в театральном искусстве Таджикистана 17
1.1. Роль личности в истории культуры и ее отражение в современном театре 17
1.2. Исторические спектакли и их место в современном репертуаре таджикских театров 37
1.3. Исторические мотивы классической литературы и процесс их вплощения в театральной культуре 65
Глава II. Историческая правда и проблемы освещения современной действительности в национальном театре .110
2.1. Новые принципы претворения героики в театральной культуре ПО
2.2. Отражение духовно - психологических противоречий характера современного героя в сценических произведениях 121
2.3. Современная модификация столкновений личностных чувств и гражданского долга в театральных творениях 136
Заключение 151
Библиография .1
- Исторические спектакли и их место в современном репертуаре таджикских театров
- Исторические мотивы классической литературы и процесс их вплощения в театральной культуре
- Отражение духовно - психологических противоречий характера современного героя в сценических произведениях
- Современная модификация столкновений личностных чувств и гражданского долга в театральных творениях
Исторические спектакли и их место в современном репертуаре таджикских театров
Раскрытие духовного мира выдающихся личностей имеет особое значение для изучения судьбы того или иного народа. Повышенный интерес к судьбам великих людей, которые олицетворяют духовную силу народа в театральной культуре способствуют тому, что творческая личность выступает в произведениях искусства не только как создатель вечных творений, но и как герой времени.
В образах творческих личностей театра концентрируются лучшие черты героического характера народа, который тяготеет к духовно сильной личности. Герои исторических и историко-биографических произведений, как правило, являются духовно богатыми персонажами, внесшими большой вклад в формирование и развитие истории и культуры своего народа.
С рождения первого профессионального таджикского театра нового образца (в прошлом существовал другой тип театра - традиционный) прошло 75 лет.1 Оглядываясь в прошлое таджикского театра можно видеть, как прочно были заложены его основы.
Следует отметить, что первые попытки сценического воплощения произведений этого жанра осуществлялись в 1920 - 1930 - х годах XX века («Восстание Восе» А. Фитрата (1927 г.), «1916 год» X. Карима и Дун-гана (1934- 36 гг.), «Рустам и Сухроб» Г. Абдулло и А. Пирмухаммад-заде (1936 г.) и «Восе» Г. Абдулло (1937 г.).
Начало активного развития исторического жанра в театральной культуре относится ко второй половине 50 -х годов прошлого столетия. Характерными чертами исторических произведений этого периода стали повышенный интерес к раскрытию связи между историей и современностью, умение рассматривать исторические события с нравственно-эстетических позиций того времени. Первым произведением такого рода стала драма С. Улуг-заде «Рудаки» (1958), в которой автор добился художественно-реалистического исследования истории личности.
Укрепившиеся жизненные основы исторической драмы определили синтез научного и художественного анализа действительности, что позволило еще ярче отображать процесс духовного развития личности. «Художественные поиски в этом направлении,- по мнению Б. Хуррамзод, - способствовали рождению нового для таджикской культуры жанра -исторической и историко - биографической драмы». Исследуя драматургию 50- х годов XX века литературовед Л. Н. Демидчик отмечала, что «продолжая и художественно обогащая тенденции героико - романтического драматургического эпоса 30-х годов, этот жанр уже не просто следует традициям таджикской поэтической классики, не просто перелагает ее сюжетно - образные мотивы, а перерабатывает их творчески, подчиняя целенаправленному стремлению приблизиться к исторической реальности».2
В 1960-1970-е годы продолжается процесс формирования и активное развитие исторического жанра. Принцип историзма в произведениях «Рудаки» (1958) г., «Тимурмалик» (1968 г.), «Восе» (1970 г.), «Ученый Ад-хам и другие» (1971 г.) и «Юность Авиценны» (1980 г.) С. Улуг-заде, «Ро-биа Балхи» А. Атобоева (1971 г.), «Дилшод» А. Сидки (1976 г.), «Что есть счастье» Р. Хади-заде (1973 г.), «Рустам и Сухроб» Г. Абдулло (1976 г.), «Бижан и Манижа» X. Хушкноби (1968 г.) приобретает новые грани и оттенки.
Последняя историческая драма «Юность Авиценны» С. Улуг-заде и В. Витковича датируется 1980-годом. С тех пор не было создано ни одного произведения, имеющего значительную эстетическую ценность.
С приобретением независимости таджикская театральная культура открыла новую страницу в историческом жанре.
Вглядываясь в прошлое, театральная культура постоянно находится в процессе поиска лучших образов. Поучительные биографии исторических фигур преподносят уроки нравственности и этические функции истории состоят именно в этом. Изучающий историю человек не только следит за происходящими в прошлом событиями, но и находит в опыте прошлых времен ответы на свои жизненные вопросы. Человечество никогда не было равнодушно к прошлому, ибо история - это постоянная деятельность человека.
Во все времена человек стремился найти в произведениях искусства путь к истине. Это трудный и бесконечный путь человека всех времен и эпох, который немыслим без самопожертвования, без потерь. А театральная культура, в свою очередь, всегда стремился отразить борьбу великих личностей, жизнь которых - пример человечеству в его стремлении к нравственно-социальным идеалам.
Формирование мировозрения человека протекает в русле основных событий времени. Известно, что те события, которые определяют исторический прогресс, одновременно влияют и на формирование личности, способствуют укреплению его нравственных позиций. Уровень развития индивидуальных черт человека, являющийся важным показателем нравственного совершенства общества, обретает различные оттенки в диалектической связи личности и общества, личности и истории.
В этом смысле историко-биографическая драма, в центре которой жизнь определенной личности воплощает в себе все эти качества, способствует синтезу истории и искусства. Иначе говоря, этот жанр своим возникновением обязан слиянию истории и культуры, ибо создание образа личности требует средств образного выражения.
При выявлении различий между исторической и историко-биографической драмами обнаруживаются сложности, ибо эти жанры во многом схожи друг с другом. Отмечая эти сложности, В. А. Диев дает следующую формулировку особенностей исторического и историко-биографического жанров: «Необходимо, чтобы в историко - биографическом жанре отдельная личность вбирала в себя большую историю, раскрывалась в непрерывной связи с ее движением, надо, чтобы в пьесе ощущалась и «судьба человеческая» и «судьба народная».1
Создавая историко-биографические произведения современные драматурги раскрывают содержание исторических событий отображением судьбы отдельной личности. В образе выдающейся исторической личности также концентрируются гуманистические принципы жизни народа, и поэтому реалистическое отображение такого героя способствует выявлению новой грани исторической правды.
Осмысление основных тенденций времени, получающих выражение в отображении отдельной личности, придает историческим произведениям современное звучание, так как «биография - взаимодействие двух миров, личности и среды»2. Художественное претворение этой тенденции, научное понимание глубинной значимости общественных процессов, взаимоотношений личности и времени являются основополагающими принципами историзма. Историчность художественного мышления свойственна истинным художникам, она составляет содержание их мировоззрения и таланта. Многие из значительных произведений исторического и историко-биографического жанров, обладая вышеназванными признаками, представляют большой интерес для постановки и решения проблем общечеловеческого характера.
Исторические мотивы классической литературы и процесс их вплощения в театральной культуре
Всяческими путями они добивались расправы над поэтами и учеными со стороны официальных властей. Особую силу это явление приобрело в X веке, когда по религиозным мотивам убили поэтов Дакики и Робию Балхи, ослепили Рудаки, добились изгнания Фирдоуси и Абуали Сино.
Но эта трагедия не затрагивает душу, не заставляет читателей и зрителей пережить все трудности вместе с главным героем. Сам процесс развития действия показывает, что события пьесы протекают не в едином русле, а напоминают разрозненные страницы из жизни героя.
Для возникновения конфликта в пьесе, так же как и для любого жизненного конфликта, необходимо, чтобы «то, чего хочет один, встречало препятствие со стороны всякого другого».1 Беспрерывный поединок может возникнуть только между «перекрещивающимися силами», персонифицирующимися в пьесе, как правило, в разных действующих лицах. В драме противоположная сторона еще не обрела определенного очертания. Беда, обрушивающаяся на поэта, не увеличивается, обретая новые силы. Автор хочет показать вечную борьбу добра и зла, но эта борьба не вырастает до конфликта между Дакики и его врагами. Герой больше говорит, чем действует, порой его речи содержат повторы. Только и слышим из уст поэта, что «люди тонули в великих грехах», и он хочет уничтожить своих врагов силою слова.2 Зависть, коварство, ненависть, на полнивщие литературную атмосферу, не дают возможности поэту создать неповторимые произведения. Автор пьесы не добился создания единого и сильного конфликта, при развитии которого раскрылась бы духовность главного героя.
Подобные недостатки свойственны и также драме Н. Косима «Амир и пленник».1 Автор опирается в ней на историю военных столкновений между братьями Исмаилом и Насром, которые в 888 году закончились победой Исмаила. Но Исмаил не отнимает у Насра престол, ибо на этом этапе он не претендовал на него. Исмаил боролся за экономическую и политическую независимость Бухары, за превращение ее в свой удел. Лишь после смерти Насра Исмаил становится главой государства, а Бухара - его удельное владение - новой столицей.
Событие драмы составляют беседы братьев во время военных столкновений Насра и Исмаила в 886 и 888 годов, которые до Н. Косима была использованы в пьесах «Государство Саманидов» Ф. Сафара, «Шах Исмаил Самани» М. Бахти и «Амир Исмаил» С. Аюби, опера Т. Шахиди «Амир Исмаил». В этих беседах автор хотел показать противоборство мнений братьев. Это не политическая борьба за власть, а в значительной степени борьба на экономической почве. Исмаил лишь хочет закрепить за собой Бухару со всеми правами и привилегиями. Результатами бесед является то, что братья расходятся, не убедив друг друга в своей правоте. А исторические факты подтверждают победу Исмаила в 888 году.2 Поскольку вышеназванные пьесы и драма А. Рабиева «Признание в любви» лишены динамики, театры республики не обратились к ним.3
Если в драмах М. Бахти и С. Аюби, посвященных жизни и творчеству Фирдоуси, он сам является главным героем, то в пьесе А. Рабиева предпочтение отдано его жене, смелой и умной женщине по имени Ну-шин.
Событийная драма А. Рабиева своего рода поэтическое сказание о преданной жене, которая посвятила свою жизнь служению мужу. Являясь плодом воображения автора, пьеса не имеет под собой исторической почвы. В ней, отказав своему поклоннику Бахрому, Нушин отдает предпочтение его однокурснику по медресе Абулкасыму. Бахром, не прощая измену любимой, всю жизнь стремится мстить. В борьбу с Бахромом и его единомышленниками, врагами поэта Фирдоуси, вступает Нушин. Однако из-за обилия многих логически не связанных между собой событий, драматургу не удалось создать целостный сюжет.
На основе сценического воплощения эпохи Саманидов таджикская драматургия столкнулась с материалами, которые давали много возможностей для раскрытия таланта, вдохновляли вымысел и обогащали воображение авторов, заставили зрителей по-новому взглянуть на жизнь героев той эпохи. Исторические события, происходящие тогда, насыщены острыми конфликтами, основывающимися на противоборстве старого феодального мировоззрения и духовного воззрения политиков новой величины.
Завершение процесса образования таджикского народа и его государственности не было легким, как это кажется многим. Борьба местной аристократии за обладание высшими чинами и должностями у наместников, нашествие Саффаридов, феодальные междоусобицы и ослабление государства Саманидов, завоевание Караханидов не могли не оказать влияния и на духовный рост населения, и на мировоззрение людей.1 Эти события могут дать большой материал для сценической интерпретации. Однако наши современники поверхностно изучив этот богатый материал не добились полного показа особенностей эпохи.
Драматический опыт М. Бахти показывает, что творческий подход к произведениям поэтов и историческим материалам, освоение социально-политических воззрений правителей нового времени способствуют
созданию образов цельных личностей. К таким личностям можно отнести Исмаила из пьесы «Шах Исмаил Самани». Достоинство драмы «Фирдоуси» же в том, что драматург, отказавшись от незначительных отдельных фактов, пошел по пути определения главной сути жизни поэта.
Однако не во всех драмах, построенных на отображении жизни творческой личности, можно обнаружить эту тенденцию.
Исследование исторических драм, посвященных эпохе Саманидов, показывает, что они во многом уступают своим аналогам, созданным в 70 - 80-х годах XX века. В них не всегда чувствуется совпадение исторической правды с художественной. Создавая характеры, драматурги не проводят психологический анализ в его развитии. Так поверхностно построены образы Исмаила и Насра Самани, Абулфазла Балами в пьесе «Амир Исмаил», которые к тому же недостаточно действуют. В ней герои больше рассуждают о прошедших событиях. Эта пьеса, как и другие произведения С. Аюби, не освободилась от схематизма.
Писатели-драматурги не используют исторические факты в своих произведениях для определенных целей, а полностью опираются на них, в результате они теряют свой драматизм, препятствуют свободным действиям героев. В таких условиях оказались герои драмы С. Сафара, «Друзей в беде не оставляют» Аль - Мутамид, Рудаки, Исмаил, Абул-фазл, Амр ибн Лайс, Абумансур и пьесы Н. Косима «Амир и пленник» Исмаил и Наср.
Автор народной трагедии в новеллах «Расцвет и распад Саманидов» («Авчу ачзи Сомониён») Дж. Куддус попытался создать единое сценическое произведение.1 Оно содержит так много материалов, что на основе каждой части можно создать отдельную драму, трилогию о Сама-нидах.
Отражение духовно - психологических противоречий характера современного героя в сценических произведениях
Идейно - художественное своеобразие современной драматургии особенно ярко видно в произведениях о гражданской войне, происходившей в нашей стране в 1992 - 1997 года.
С приобретением независимости в Таджикистане произошел раскол между политическими силами страны. В феврале 1992 года опозици-онно настроенные силы в городах Душанбе и Курган - Тюбе устроили политические протесты.
С 26 марта по 14 мая того же года на площадях «Шахидон» и «Озо-ди» города Душанбе были организованы митинги. Митинг, собранный духовными лидерами в площаде «Шахидон» длился 48 дней. Митинг 20 -25 сторонников отстраненного от должности министра внутренних дел Таджикистана М. Навджуванова с помощью демократической партии и движения «Растохез» приобрел политический характер.1 К ним примкнуло и духовенство. Результатом митингов стало образование Правительство национального примирения.2
В этот период на политической арене страны появилось много новых политических движений. Политические противоборства с мая 1992 года превратились в прямые столкновения. Это фактически обозначило начало гражданской войны. Правительство национального примирения не было в силах предотвратить кровопролитие. Огонь войны охватил весь юг и центральные районы Таджикистана.
По мнению И. Усмонова причинами политических противоборств явились возврашение Р. Набиева к власти и отказ оппозиции от поддержки его политики, разгул местничества и использование духовных лидеров в играх за захват власти.1
События данного периода частично отразились и в произведениях театрального искусства. Если в годы гражданской войны и в послевоенные годы внимание драматургов было преимущественно обращено к хронике войны, к самому историческому факту, то в последние годы XX столетия большие и малые события минувшей войны получают глубокое нравственное и историко-философское осмысление. Принципиальными для современных произведений о гражданской войне стали такие творческие задачи, как расширение масштабов изображения, углубление историзма, пристальное внимание к духовной сфере, художественный анализ психологии человека на войне. «Гуманистическое и эстетическое содержание проблемы «Человек и война» - объемлюющее, и роль человека в судьбе войны, и роль войны в судьбе человека - беспрестанное, сильно, глубоко волнует нашу прозу. И чем дальше отодвигается война как историческое событие, тем настойчивее стремится литература извлечь нравственный опыт из минувшего. А поскольку характером гуманизма определяется, в конечном счете, характер художественного восприятия действительности, то тем самым обогащается и эстетическое ее освоение».2
Художественное исследование социальных, этических, философских проблем современности в исторической драме наших дней осуществляется на разном жизненном материале, в разных аспектах, различными художественными средствами.
В творчестве современных драматургов события и картины гражданской войны предстают особенно зримо. И это неудивительно: все пишущие сегодня драматурги были непосредственными участниками этой войны. Непродолжительная дистанция во времени тоже дает возможность не только осмыслить, но и заново увидеть пережитое, детально воссоздать нравственные коллизии, бытовые и психологические подробности, которые не могли быть зафиксированы в произведениях, созданных по горячим следам военных событий. В правдивом и точном воссоздании не только масштабных, но и будничных, повседневных событий прошедшей войны театр видит свой долг перед памятью тех, кто погиб на этой войне.
Театральная культура за годы независимости, выражая проблемы своего времени, не только выдвинула новые темы, но во многом продиктовала и новую театральную эстетику. Ходульные, усредненные герои пьес предшествующих десятилетий, хотя медленно, но сменяются живыми полнокровными историческими образами, многогранными характерами. В этот период в драматургию приходят молодые таджикские писатели, поэты, режиссеры и актеры М. Суруш, С. Сабзаев, Р. Самадов, А. Рабиев, Дж. Тошматов, С. Шарофиддин, X. Мухаммадиев, К. Давлатов, X. Неъмат, Гулназар, Н. Косим, А. Мирходжа, М. Гоиб, Ф. Сафар, О. Рахмон, Озарахш, Фарзона, С. Мукаддам, Н. Абдуллоев и Б. Абдураззо-ков. Новые пьесы создают драматурги М. Ходжаев, А. Бахори, С. Аюби, Н. Табаров, А. Сидки, Дж. Куддус, С. Сафаров, Ш. Солех. Именно в их пьесах, даже при поверхностном, схематичном отображении злободневных проблем намечается попытка разбить привычные стереотипы, что, в конечном счете, определило тенденцию к формированию нового сценического стиля.1
Одной из важных тенденций в драматургии этого времени стало стремление к новой интерпретации жанра публицистической драмы, близкой традициям таджикской сцены. Именно такую попытку представляет собой пьеса Б. Абдураззокова «Исповедь».2 Основу драмы составляют монологи героев, которые как бы исповедуются перед зрителями. Б. Абураззоков проявил интерес к внутреннему драматическому действию, вбирающему в себя противоречия как личного, так и общезначимого содержания. В пьесе внешнее несоблюдение линии сюжета оборачивается «растворением», взаимосвязанным с проступающими внутренними линиями действия, которые и обусловливают конфликт произведения. На первый взгляд пьеса «Исповедь» не имеет сюжетной занимательности. Она обретает ее динамикой развития сюжетных событий каждого монолога. Развитие характеров и сюжета, разрешение идейного конфликта в монологах обусловлено правовыми, нравственно - этическими, социально- психологическими коллизиями времени. Автору пьесы обстоятельства важны не как условный фон, они необходимы для показа важного момента в движении человеческих душ. В пьесе конфликт вбирает в себя ситуации с внутренней потенциальной энергией движения, необязательно проявляющейся в подробностях сюжетной линии. Такой подход помогает драматургу достигать широких социальных обобщений. В пьесе сюжета в привычном его понимании нет: он камерный и будто статичный, однако автор через особую публицистическую форму передает национальное содержание.
Современная модификация столкновений личностных чувств и гражданского долга в театральных творениях
Протестуя против насилия, бесчинств и духовной опустошенности, крушения социальных основ взаимоотношений в современном обществе Н. Абдуллоев, Ш. Солехов, М. Суруш и другие драматурги обращались к эстетическим принципам художественной образности публицистической драматургии, внося в нее приметы, присущие социально-психологической драме.
Огромное влияние на состояние культуры оказала гражданская война 1992-1997-х годов XX века. В исторических спектаклях на совре-менную тематику события и картины гражданской войны предстают особенно зримо. В правдивом воссоздании событий прошедшей войны театр видит свой долг перед памятью погибших на войне. О хаосе, царившем тогда в стране, рассказывают спектакли «Бунт вымерших» Ш. Солеха (1998 г.), «Гибель двоих» И. Насриддина (1999 г.) Таджикского государственного молодежного театра им. М. Вахидова (режиссеры А. Кодиров и Д. Убайдуллоев). Послевоенные же события наиболее ярко отражены в произведениях «Исповедь» Б. Абдураззокова (Ходжентский театр музыкальной комедии им. К. Худжанди, 2001г., в постановке автора), «Последний вагон» Н. Табарова (Государственный русский драматический театр им. В. Маяковского, 2003 г., режиссер М. Миров).
С начала 90-х годов XX столетия увеличилось влияние политики на культуру. В произведениях театрального искусства этого периода, где публицистика преобладала над художественностью, отражался дух времени. Яркими публицистическими произведениями исследуемого периода являются спектакли «Сказки Старика» (Таджикский государственный академический театр драмы им. А. Лахути, 1997 г., режиссер и исполнитель роли Старика А. Мухаммеджанов) и «Горец» (Государственный русский драматический театр им. В. Маяковского, 1997 г.) Н. Абдуллое-ва.
Как и в предыдущие десятилетия за годы независимости театр стремился отразить в своих спектаклях проблемы современной жизни, создать правдивый, психологически углубленный образ современникано конкретность, фотографическая «узнаваемость» характеристик заменяется порой контурностыо сценических образов.
Детальная индивидуализация персонажей отступает перед обобщенностью трактовок не столько выделением черт, присущих тому или иному действующему лицу, как исторической личности, сколько определением их функций при участии и в развитии действия, не столько личностным свойством характера, сколько общим направлением идейно-художественной структуры исторического образа.
Возросшее внимание таджикских авторов к внутренним противоречиям характеров приводит к более глубокому анализу современных нравственных критериев нового исторического времени. По выражению И. Вишневской; - «Не только с точки зрения социального, общественного распорядка, но и с точки зрения национального характера, сугубо специфических черт общественной и национальной нравственности данного времени».1
Именно в силу этого возрастает значение оригинальной пьесы, во все времена определявшей лицо национального театра, как страждущего нравственные искания того или иного народа.
Исследование глубин человеческого характера, процесса его духовного становления развивается и в режиссуре. Такие спектакли, как «Шах Исмоил Самани» М. Бахти (режиссер Ф. Косимов), «Сказки Старика» Н. Абдуллоева (режиссер А. Мухаммеджанов) в Таджикском государственном академическом театре драмы имени А. Лахути, отличаются яркостью драматических импульсов конфликта, вытекающих из характеров исторических персонажей. Сложность человеческих пережиьаний, отношений и чувств в этих спектаклях гораздо многозначительнее слов, которыми часто обозначались душевные состояния героев. Именно здесь и театральная практика приблизилась к гармонии драматургического и сценического искусства.
Некоторые пьесы Н. Абдуллоева и драму «Исповедь» Б. Абдураз-зокова объединяет их устремленность в будущее, открытость финалов. Судьбы героев часто остаются незавершенными, зрителям представляется самим угадать исход, подготовленный всем развитием действия.
На основе всех материалов, рассмотренных в нашей диссертации, можно прийти к следующим выводам:
1) современное театральное искусство - это заметный элемент таджикской культуры, в которой ныне явственно продолжаются национальные традиции, историко-философское осмысление событий и обнаруживаются общечеловеческие ценности;
2) лучшие образцы современных исторических произведений национального театра способствуют улучшению эстетического состояния театра и обобщению сценического языка. В них наблюдается концентрированный драматизм, яркий национальный колорит, внутренняя динамика;
3) лучшие образцы современных исторических драм играют важную роль в воспитании у зрителей исторической памяти и социального мышления, в пробуждении их национального самосознания;
4) спектакли, созданные на основе современной исторической драмы, сыграли в таджикском театре значительную роль в формирова нии искусства режиссера, актера, художника, композитора; они способ ствовали поиску новых форм и направлений театрального искусства, по могли обретению собственного творческого почерка молодым поколе нием.
Сегодня исторический аспект в таджикской драматургии и театре все еще требует новых художественно-эстетических поисков. По нашему мнению, для повышения художественной ценности и исторической достоверности сценических произведений театральным коллективам страны необходимо: - не довольствоваться отображением отдельных нюансов, а стараться более полно изображать исторические образы. В театральном искус 162 стве только полноценные образы могут наиболее ярко отразить историческую правду изображаемой эпохи; - углубить историко-философское осмысление исторических событий. Театральная культура, прежде всего, должна стремиться к раскрытию внутреннего мира исторических личностей, а не к созданию хроники жизни героев. Современному театру необходимо отказываться и от устаревшего приёма простого показа биографических фактов; рассматривать исторические труды и хроники с точки зрения современных требований; - расширять рамки исследования исторических тем в национальной драматургии и театральном искусстве.
Интерпретация современного исторического процесса в пору возрождения художественных традиций прошлого, в пору бурных духовных поисков, происходящих в нашем обществе, совершенно необходима: общество нуждается в воспитании национального мышления и национальной гордости, гуманистических чувств, постижения вечных идеале з. Огромный вклад в духовное воспитание могут внести произведения исторического жанра. Прав Ч. Айтматов, отмечающий, что «...человек без памяти прошлого, поставленный перед необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный исторического опыта своего народа и других народов, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем».1
Несомненно, что в исторических спектаклях современной таджикской театральной культуры прослеживаются поиски, дающие возможность решения сложных творческих проблем, в том числе одной из важнейших - воплощения значительных событий и ярких страниц народной истории и национального характера.