Содержание к диссертации
Введение
Глава I Становление личности и формирование научных интересов Н.И. Костомарова 35
1. Родословная. Детские годы в Юрасовке 35
2. Путь в науку: Воронеж, Харьков, Острогожск 54
3- Учитель, писатель, ученый: Харьков, Ровно, Киев 75
Глава II Н.И. Костомаров в Кирилло-Мефодиевском обществе 105
1. Участие в организации, разработке программы тайного братства 105
2, Арест, Саратовская ссылка 131
Глава III. Общественно-политические взгляды и деятельность НДІ. Костомарова в 1860-1885 гг. 153
1. Профессорский триумф, сотрудничество в журнале «Основа» 153
2, Литературная и научно-публицистическая деятельность в 1863-1875 гг. 180
3- Творческая зрелость- Последние годы жизни 199
Заключение 226
Список использованных источников и литературы 234
- Родословная. Детские годы в Юрасовке
- Участие в организации, разработке программы тайного братства
- Профессорский триумф, сотрудничество в журнале «Основа»
Введение к работе
Данное исследование посвящено рассмотрению жизненного пути, общественно-политических взглядов и деятельности уроженца Острогожского уезда Воронежской губернии, историка, этнографа, писателя, педагога и публициста ШІ Костомарова (1817-1885).
Под общественно-политическими взглядами в данном случае понимается система идей и убеждений Костомарова, выработанная им на основе выявления, наблюдения и анализа имперских проблем и противоречий, исповедовавшаяся и совершенствовавшаяся в продолжение всей жизни» нашедшая отражение и воплощение в его творчестве и деятельности,
Н.И, Костомаров никогда не был пассивным созерцателем своего времени. Он жил в гуще событий, отстаивал свои взгляды и убеждения (часто расходящиеся с официальной позицией властей), стремился содействовать общественному развитию, представления о котором строил па основе обширной базы знаний в области истории.
Изучение отечественной истории и создание трудов, освещающих ее эпохи или отдельные проблемы, несмотря на трудности и житейские невзгоды, всегда оставалось главным делом в жизни Костомарова. В своей научно-исследовательской деятельности он использовал материалы 65-ти архивов и библиотек, в двадцати из которых работал лично. По свидетельству жены историка А.Л. Костомаровой, «расстаться со своими любимыми занятиями по русской истории для Ник-Ив, тяжелее, чем расстаться с жизнию».1
Исторические концепции Н.И. Костомарова на протяжении вот уже более полутора столетий вызывают непрекращающиеся споры. В работах исследователей он предстает как крестьянский, дворянский, дворянско-буржуазный, буржуазный, либерально-буржуазный, буржуазно-националистический, революционно-демократический историк- Помимо
этого, как демократ, социалист и даже коммунист, панславист, украинофил, федералист; историк народной жизни, народного духа, историк-народник, историк-правдолюбец. А так же, историк-романтик, историк-лирик, историк-художник, историк-беллетрист, историк-артист, философ И СОЦИОЛОГ. Наконец - историк, слабый как диалектик, но очень серьезный историк-аналитик?
Не вызывает сомнения у исследователей одно: силой своего художественно-исторического таланта Костомаров сумел намного поднять интерес к истории в обществе. По свидетельству современников, его работы «читали с увлечением даже и те, кто никогда на своем веку не развернул ни одной книги по русской истории».
Наряду с историческими проблемами Костомаров много времени уделял вопросам этнографии, активно участвовал в работе Археографической комиссии, интересовался археологией и филологией. Современники обращали внимание на феноменальную память историка, глубину и обширность его знаний, замечали, что «в умственном отношении это был редко одаренный человек».4
Творческое наследие ученого огромно и разнообразно. Основную его часть составляют исторические монографии и исследования, также в него входят литературные произведения (поэзия, проза, драма), критические, полемические и публицистические статьи, переводы, записи народных песен, этнографические очерки, мемуары, эпистолярные материалы.
Родословная. Детские годы в Юрасовке
Будущий историк, жизненный путь и творческое наследие которого на протяжении вот уже полутора веков будоражат умы исследователей, родился в селе Юрасовка Острогожского уезда Воронежской губернии Российской империи.
Особо следует подчеркнуть - в Воронежской губернии. Это в предыдущем XVIII в, жители Юрасовки дважды «прописывались» по новому адресу. Острогожский уезд с 1765 г. по 1779 г., а затем еще с 1797 г. причислялся к «Слободской Украинской губернии; и только уже в 1802 г, окончательно был присоединен к Воронежской губернии»-1
Что известно нам о родителях Костомарова, их фамильных корнях? Сам историк родословную по отцу выводит из глубины веков. «При Иване Васильевиче Грозном сын боярский Самсон Мартынович Костомаров, служивший в опричнине, убежал из Московского государства в Литву, был принят Сигизмундом Августом и наделен поместьем»,2 А уже его внук Петр Костомаров вместе с Богданом Хмельницким сражался с поляками за казачью волю, счастливую долю. После поражений и неудач, потеряв права на свое имение, ушел с волынцами в пределы Московского государства. Поселили их по Белгородской черте на речке Тихая Сосна, положив начало Острогожскому слободскому полку, казаки которого охраняли тогдашние государственные границы. Потомки Костомарова укоренились в краю привольном и плодородном. Один из них женился на «воспитаннице и наследнице» казацкого чиновника Юрия Блюма, а не на «дочери», как ошибочно указывают в своих работах некоторые исследователи. Имение Юрия Блюма, расположенное в слободе Юрасовка «перешло к Костомаровой. К этой ветви принадлежал мой отец».4
Историк утверждает это без ссылки на документы. Можно лишь предполагать, что отцовская родословная стала ему известна из архивных материалов Острогожского слободского полка. Над ним Николай Иванович работал в 183 7 г. после окончания Харьковского университета. К сожалению, его рукопись «Описание Острогожского слободского полка» пропала в 1847 г. при аресте ученого по делу о Кирилло-Мефодиевском обществе и числится пока утраченной, Свой труд «Автобиография» Костомаров, по свидетельству близких, уже в 1875 г. диктовал по памяти после тяжелых ударов судьбы, когда на него навалились разом все семь бед: тяжело переболел тифом, лишился матери, под угрозой слепоты вынужден был на время оставить ученые занятия.
Эти обстоятельства позволяют говорить о необходимости дальнейшего поиска для уточнения родовых корней ученого-историка. Ибо «червь сомнения», возможно, точил и самого Николая Ивановича, когда он проговаривал начальные страницы своего жизнеописания. «Костомаров был в числе поселенцев, и, вероятно, эта фамилия оставила своим прозвищем название Костомаровой на Дону, теперь многолюдной, слободе»,6 Слово «вероятно» сказано было недаром. Вотчина с землей и сенными покосами на правом берегу Дона была пожалована царем за усердие по службе не острогожскому, а воронежскому дворянину Костомарову - Степану Матвеевичу/
Кстати, в Москве вотчиной предков считается Костомаровский крутояр, расположенный на берегу речки Яузы напротив Спасо-Андроникова монастыря. Этот факт засвидетельствован в топонимике столицы, поныне существуют «Костомаровский переулок, Крутояровский переулок, Костомаровская набережная, Костомаровский мост».8
Фамилия Костомаров, как сообщается в популярном этимологическом словаре 10, Федосюка, произошла от слова «костомара — большая кость». Очевидно, в старину слово имело и переносное значение - ширококостный человек.
А вот «на Воронеже, на Дону» Костомаровы известны с конца XVI в., задолго до появления в Острогожске переселенцев из Малороссии, В первостроителях Воронежа - братья Наум и Федор. Их сыновья Ларя Федоров и Гур Наумов Костомаровы числились на городской службе «детьми боярскими» - «на коняхъ, въ сабляхъ».10 «Отец мой Гур Костомаров по городу по Воронежу всякие твои государевы службы нес с тридцать и больше,... а я, холоп твой, служу тебе, великому Государю, после отца своего лет с 10 и больше»/1 - так мог писать о себе в челобитной не только Сафрон Костомаров, но и его родственники Андрей, Федор. Они имели поместья, земельные угодья, пользовались уважением. Вполне допустимо, что как в слободе Костомарово Острогожского уезда, так и в Юрасовке молодой барин мог быть не обязательно потомком переселенцев из Волыни, а коренным воронежцем.
В Государственном архиве Воронежской области сохранились материалы о судебной тяжбе титулярной советницы Екатерины Николаевны Салматиной по вопросу раздела имущества «по смерти дяди ея капитана Ивана Костомарова». Доказывая свои права на часть наследства, она обращается к родословной; «упоминаемое оставшееся после покойного дяди моего капитана Костомарова недвижимое имение, Острогожского уезда в слободе Юрасовке состоящее люда и крестьян суть наследственное покойной матери моей и того дяди моего родной матери порутчицы Костомаровой урожденной Чехурской, и по наследственной линии естлиб мать моя была в живых принадлежало ей, у той же матери моей как по делу видно состоит три сына и две дочери».12 Таким образом, на основе документа можно заключить, что бабушка ЬШ. Костомарова по отцовской линии (охарактеризованная самим историком как воспитанница и наследница Юрия Блюма) в девичестве носила фамилию Чехурская, Имя ее, к сожалению, пока продолжает оставаться загадкой. В браке с поручиком Петром Костомаровым у нее было двое детей - Иван и Варвара,
Участие в организации, разработке программы тайного братства
В Киеве постепенно расширяется круг знакомств Н.И. Костомарова с местной интеллигенцией. Близкими его друзьями становятся чиновник канцелярии Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернатора Н.И. Гулак, ученый и педагог В.М. Белозерский, историк и этнограф, первый ректор Киевского университета (1834-1835 гг.) М.А. Максимович, писатель П.А. Кулиш, Происходит знаменательная встреча, перешедшая в дружбу, с поэтом и художником Т.Г. Шевченко. Костомаров об этом писал так: «Я познакомился с ним и с первого же раза сблизился. Тогда была самая деятельная пора для его таланта, апогей его духовной силы. Я с ним виделся часто, восхищался его произведениями, из которых многие, еще не изданные, он дал мне в рукописях».1
В конце 1845 г. Костомаров совместно с Н.И. Гулаком, В.М. Белозерским и некоторыми другими деятелями, преданными идее народности и славянской солидарности, создают тайное общество, получившее название Кирилло-Мефодиевского (в честь славянских апостолов).
«Взаимность славянских народов в нашем, воображении не ограничивалась уже сферою науки и поэзии, но стала представляться в образах, в которых, как нам казалось, она должна была воплотиться для будущей истории. Мимо нашей воли стал нам представляться федеративный строй, как самое счастливое течение общественной жизни славянских наций», - отмечает Костомаров в «Автобиографии». Иначе говоря, в сфере интересов членов общества наряду с историей и литературой оказывается и политика.
Любопытно отношение славянофилов к этому направлению деятельности Кирилло-Мефодиевского братства. А.П. Хомяков в письме к Ю.Ф. Самарину от 30 мая 1847 г. писал: «Малороссиян, по-видимому, заразила политическая дурь. Досадно и больно видеть такую нелепость и отсталость. Когда общественный вопрос только поднят и не только не разрешен, но даже и не близок к разрешению, люди, по-видимому, умные хватаются за политику!,. Не знаю, до какой степени было преступно заблуждение бедных Малороссиян; а знаю, что бестолковость их очень ясна. Время политики миновало... Наше дело - борьба нравственная»,3
Членам Кирилло-Мефодиевского общества социальный и политический уклад Российской империи видится несовершенным, нуждающимся в изменениях и реформах. Они разрабатывают свой план переустройства славянского мира, который во многом противоречит официальной политике властей. Закономерный итог: тайное братство просуществовало недолго, в марте 1847 г. его члены были арестованы по доносу студента Киевского университета А.М Петрова, который счел своим долгом сообщить о Славянском обществе попечителю Киевского учебного округа. Петров выдвинул серьезные обвинения; члены общества стремятся «как к соединению всех славян, так и к учреждению в России республиканского правления» 4
Спустя почти полстолетия в «Русском архиве» будет опубликована статья, посвященная тайному Украйно-Славянскому братству. Проявление идеи славянской взаимности в деятельности членов общества охарактеризуется в ней как «одно из самых любопытных, хотя бы по своей оригинальности». Автор статьи заметит, что хотя эта идея «многим кажется утопичной... в ней есть столько жизненности, что душа всякого мыслящего Славянина, нет-нет да и остановится на ней».
Многие исследователи занимались вопросом об идейных предшественниках Кирилло-Мефодиевского общества. Тайное славянское братство в Киеве могло возникнуть как под влиянием внутренних имперских явлений; идеологии декабристов, польского восстания 1830-1831 гг., появлением кружков недовольной интеллигенции в Малороссии («Малороссийское тайное товарищество», «Харьковский кружок украинской молодежи», «Киевская молода»), так и под влиянием революционных политических тенденций Европы.
О Л. Павелко видит доминирующим фактором влияние идей декабристов (в первую очередь Товарищества Объединенных славян) на формирование идеологии тайного общества. Канадский историк Д. Сидорук настаивает на приоритете влияния западного романтизма и романтического национализма, включавшего славянофильство в его западнославянской версии. Схожей была позиция и Д.И. Дорошенко, который указывал, что на идеологию членов Кирилло-Мефодиевского общества оказала значительное влияние западноевропейская революционная идеология 30-40-х гг.8 Н.И. Ульянов предполагает, что декабристы и кирилло-мефодиевцы имели общего учителя панславизма в лице поляков.
Профессорский триумф, сотрудничество в журнале «Основа»
В 1859 г. переехав из Саратова в столицу, Н.И. Костомаров оказывается в водовороте общественно-политических событий. То было особенное время в истории Российской империи. Как отмечает Костомаров, «само правительство рядом предначатых реформ показало, что у нас накопилось много требующего изменения. Русские умы стали проникаться мыслью, что в России слишком много дурного, и наше общество требует радикального возрождения»,1 По мнению историка, дело возрождения России тогда «было в умах и сердцах всех развитых людей».
Уже в первый год пребывания в Санкт-Петербурге (жить в котором Костомаров будет до своей кончины в 1885 г.) он получает известность и признание как ученый-историк, лектор, публицист, при этом не прекращает интенсивно заниматься научной работой и литературным творчеством.
Судьба вновь сводит Костомарова со старыми знакомыми: Т,Г. Шевченко, В,М. Белозерским, П.А. Кулишом. По вторникам бывшие кирилло-мефодиевцы собирались у Костомарова для литературных чтений. Частыми гостями здесь были также Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, И.С. Тургенев, братья Лазаревские, ПЛ. Гулак - Артемовский, Н.Н. Ге, А.Н. Пыпин, Э. Желиговский и многие другие. Квартира Костомарова стала своеобразным клубом, в котором общались люди разных профессий и социального положения, обсуждались проблемы истории и современности. «Все сообща мечтали о благе русского народа и целого человечества; затрагивались политические, философские и этические вопросы, толковали о нравственном совершенствовании», - вспоминает о костомаровских «вторниках» НА. Белозерская.3 «Все были у него, как у себя дома, без всякой церемонии, хотя достаточно было ему произнести одно слово, разговоры смолкали», - отмечает Д.К. Мороз.4 Мысли присутствующих часто расходились, однако, это никоим образом не мешало проводимым собраниям.
20 ноября 1859 г. состоялась первая вступительная лекция Н.И-Костомарова в Петербургском университете - одном из крупнейших научных центров Российской империи.
В этой лекции он ознакомил слушателей со своими принципами и приемами изложения материала курса отечественной истории. Целью университетского образования ученый видит «не умножение сокровищ памяти, а осмысление того, что уже приобретено». Костомаров заявляет, что уделит особое внимание разрешению спорных или еще нетронутых наукой вопросов. Подобный подход, по мысли историка, будет содействовать дальнейшему движению науки, вместо того, чтобы повторять решенные другими результаты, Костомаров обязуется познакомить слушателей «с приемами такого труда», считая, что «это доставит облегчение тем из них, которые, в свою очередь, пожелают посвятить свои способности делу науки».
Костомаров предлагает рассматривать историю, подчиняя принцип государственности идее народности, потому как именно народ «образует единство между различными видами государственной и политической жизни». Он объясняет, что «знать о существовании какого-нибудь учреждения в известную эпоху еще недостаточно,.,, если мы не знаем, как народ понимал в свое время то или другое учреждение, в какой степени оказал участие в его появлении и какое действие произвело оно на его жизнь-.- Нельзя судить о благосостоянии экономического быта народа, не зная, как народ понимал или понимает довольство или недостаток. ,-»,5
Костомаров обращает внимание слушателей на то, что, говоря об истории русского народа, нельзя забывать и о других народностях -«инородцах», связанных с русскими «единством одной цивилизации» и составляющих политическое тело государства. Ученый предлагает в курсе лекций совершить историко-этнографическое путешествие, рассмотреть быт и судьбы литовцев, финнов, турков, монголов, народов Кавказа и Сибири.6
В концепции Костомарова народная жизнь под влиянием внешних явлений проявлялась в двух основных исторических укладах: удельно-вечевом и единодержавном. Первый - господствовавший с «древнейших веков до XVI века», характеризовался «раздроблением целого без совершенного его уничтожения, перевесом обычая над постановлением, личной свободы над сословностью, слабостью власти, народоправлением в образе частных веч, движением и брожением». Единодержавный уклад проявился после победы государственного начала над народоправлением, с появлением сословных ограничений и сплочением ранее раздробленных земель. XIV и XV века, по мнению историка, были переходными от одного уклада к другому.7
В заключении Костомаров объявил, что обозрение удельно-вечевого уклада русской истории будет предметом его чтений в текущем академическом году,8
Среди многочисленных слушателей первой лекции были, как вспоминает историк в «Автобиографии», «несколько государственных лиц».9 В справке III отделения отмечалось: «Костомаров известен своею ученостию по части истории, и первая лекция, прочитанная им на днях в здешнем университете, заслужила общее одобрение слушателей, в числе которых было много посторонних лиц», и Лекция завершилась триумфом 42-летнего профессора- Восторженные студенты на руках вынесли его из здания университета к экипажу,