Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв. Вануйто Валентина Юрьевна

Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв.
<
Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вануйто Валентина Юрьевна. Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Екатеринбург, 2005 254 c. РГБ ОД, 61:05-7/376

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Традиции и новации в материальной культуре населения Обдорского Севера

1. Поселения ижилище 22

2. Одежда 35

3. Пища 44

4. Орудия труда и средства передвижения 50

Глава 2. Традиционная духовная культура северян

1. Эмпирические знания народов 60

2. Этические традиции 77

3. Религиозные верования. Миссионерская деятельность Православной церкви 94

Глава 3. Семейные и календарные праздники и обряды у жителей Обдорского Севера

1. Семейная обрядность 114

2. Календарные праздники и увеселения 152

Глава 4. Развитие просвещения и здравоохранение на Обдорском Севере

1, Северная школа 172

2, Библиотеки и краеведение 183

3, Здравоохранение 194

Заключение 203

Список использованных источников и литературы 209

Введение к работе

Обдорский Север являлся одной из самых больших территорий Березовского края, соединявшей Березовский уезд, Мангазею и Урал. Он был щедро наделен природой - лесами, животными, полноводными реками и обилием рыбы ценных пород. На ее обширных пространствах проживали различные народы, находившиеся на разных ступенях хозяйственного и культурного развития. Русские сыграли роль цивилизующего элемента, сохранив самобытное лицо этих этносов, и в тоже время, заимствовав самое ценное из их хозяйственно-культурных традиций. Перед исследователями стоит актуальная задача всесторонне раскрывать исторические корни сотрудничества и контактов народов, проживающих в нашей стране в области хозяйства, культуры и бытовой сферы. Тема культурного развития Обдорского Севера в современном мире представляет особый интерес, т.к. культура северян -это яркий пример взаимного обогащения нескольких различных культур, в результате которого каждый народ, несмотря на свою численность, сохранил свою неповторимость, как особая отдельная историко-этнографическая величина, и в то же время возникло единое целостное культурное пространство со своеобразными правилами поведения, обычаями и другими признаками, свойственными только этому региону.

Сложность исследований в области «культурного развития» и освоения ее результатов состоит в том, что само понятие «культура» весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Термин «культура» (лат. «Cultura») имеет множество определений. Этимологически оно восходит к словам латинского языка «возделывать», «обрабатывать». В ходе длительной эволюции от Цицерона («культура ума есть философия») до немецкого идеолога XV11 в. И. Гердера,1 (относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, науку, ремесла, государственное управление, религию), произошло изменение его содержания. Их идеи образовали теоретическое ядро того гуманистического понимания культуры, которое послужило предпосылкой и исходным пунктом для формирования современного понимания культуры. В истории и в современную эпоху в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур как локально-исторических форм общностей людей. Культурное развитие это результат взаимообогащения культур, процесс обмена способами деятельности, информацией, позволяющей передавать и усваивать социальный опыт и определяющей рост высших духовных ценностей.

1 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М, 1977

Одним из первых подходов в изучении культуры является антропологический, формирование его началось теориями ранних эволюционистов (Г. Спенсер, Э. Тайлор и Д. Морган). Затем сформировался культуро-антропологический подход, разработанный в трудах Б. Малиновского, К. Леви-Строса, Э. Фромма, А. Кребера, Ф. Клакхона и др.1

Контакты между народами и распространение элементов культуры в рамках культурных кругов рассматривались представителями диффузионистской школы. Диффузионизм как способ изучения культур появился в конце XIX в. Представители этого направления считали главным содержанием исторического процесса диффузию, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. В их исследованиях отрабатывались приемы анализа, сравнения, поиска сходных моментов в частях, составляющих культуру. Понятие «диффузия», заимствованное из физики, означает «разлитие», «растекание», «проникновение». Именно «диффузионисты» исследовали вопрос о пространственно-временных характеристиках культур,2 что обозначает распространение культурных явлений через контакты между народами -торговлю, переселение, завоевание.

Ф. Ратцель считал, что ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются человеческие общества. В передвижениях народов он видел основополагающий фактор истории человечества. Сходные элементы в культурах разных народов Ф. Ратцель объяснял их общим происхождением, относящимся к глубокой древности. Основной источник изменений в культурах он видел во взаимных контактах между ними. Он выделял два способа перемещения элементов культуры: 1) полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; этот вариант, используя терминологию американских ученых, он называл аккультурацией; 2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому. Он делал акцент на взаимовлиянии культур; их изменении путем заимствования; выдвигал идею об одном или нескольких центрах, из которых началось развитие человечества. Главный предмет изучения Ф, Ратцеля - географическое распространение предметов материальной культуры и соответственное распространение народов - носителей этих предметов.3

По мнению Г.Спенсера, развитие культур в целом идет в направлении их интеграции, объединения в некую целостность. Он ввел в научный оборот понятия

1 Кребер А. Клакхон С. Культура. Критический анализ концепции и дефиниций. М. 1992; Кребер А.Л.
Конфигурация развития культуры. //Антология исследований культуры. Т. 1, Интерпретация культуры.
СПб., 1997; Леви-Строс Структурная антропологи. М., 1983; Малиновский Б. Научная теория культуры,
М. ОГИ, 1999; Фромм Э. Психоаналих и религия. //Сумерки богов. М., 1989 и др.

2 там же.

3 Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М. 1998.

. «структура» (общества, культуры), «функция», «культурный институт», полагая, что

культуры (или общества), развиваются под влиянием внешних факторов (воздействие географической среды и соседних культур) и внутренних факторов (физическая природа человека, дифференциация рас, разнообразие психических качеств). Его считают также предшественником функционализма в изучении культур.1

'* Анализируя контакты культур индейцев, К. Уисслер пришел к выводу, что

путем диффузии распространяются не только материальные и нематериальные элементы культуры, но и соматические (телесные, организменные) характеристики. В качестве критериев для определения ареала - он использовал главные

'.0 характеристики природной среды и отличия, черты материальной культуры, наметил

регионы распространения и адаптации некоторых культурных черт.

Специфика этнических процессов исследуемого региона объясняется этнокультурной общностью, глубокими историческими контактами и связями народов, создавших благоприятные условия для сближения, ассимиляции и внутриэтнической консолидации. Предложенная модель складывается из четырех основных подсистем (сфер) культуры: производственной, жизнеобеспечивающей, соционормативной и познавательной, которые основываются на деятельностном подходе к их изучению. В ней есть взаимопересечение подсистем, внутренние уровни абстракции,

4.

эволюционно-историческая изменчивость, которые в совокупности отражают рельеф культуры, способы изучения культурного пространства конкретного региона. По мнению С.А. Арутюнова, в условиях длительного существования этносов в рамках сформировавшихся историко-культурных областей между ними складываются симбионтные отношения, основанные на различиях в направлениях хозяйства и углублении культурной дивергенции (расхождение признаков).2

Согласно отечественной научной традиции XX в., изучение культуры происходило в рамках философской мысли, стремящейся выработать целостный,

% системный подход к анализу культуры как социального явления. В итоге перед нами

философское обоснование культуры, когда ее сущность рассматривается как универсальное свойство общества. В границах такой методологии возникло искусственное деление целостного культурного процесса на материальный и

_ духовный уровни. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни,

достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области (сферы): нравы, обычаи, язык и письменность, характер одежды,

Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 2. С-П. Университетская книга. 1998; Краткая философская энциклопедия.М. 1994

Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма. // Эти о граф и чес кое обозрение. 1993.№4.С.44.

поселений, работы, постановка воспитания, религия и др. данного народа. Наиболее распространено деление культуры на материальную и духовную - соответственно двум основным видам общественного производства. Под материальной культурой понимают все то, что создается людьми в утилитарных целях. Это также способы, технологии производственной деятельности, необходимые для ее осуществления

' знания и уменья. Понятие духовная культура более сложное, многогранное. Это

познавательная (в широком смысле слова) и интеллектуальная деятельность, этические нормы и эстетические представления, религиозные убеждения. К духовной культуре относится также ряд аспектов педагогической деятельности, правовых

,9 представлений.

Э.С. Маркарян выделяет природно-экологическую культуру, основой которой
выступает культура материального производства; общественно-экологическую, т.е.
способ упорядоченного взаимодействия обществ посредством

институциализированных мирных и военных средств; и социорегулятивную культуру,
фундаментом которой является человеческая детальность, направленная на
поддержание социальной системы в качестве интегрированного целого.1 По мнению
Ю.В. Бромлея, составными частями культуры являются общественное сознание
людей, проявление его в поведении и действии, а также «опредмеченные»
результаты деятельности (как материальные, так и духовные»).2

В целом же провести четкую границу между материальной и духовной культурами нельзя. Например, одни и те же предметы могут играть роль утилитарных и эстетически ценных, являясь, по сути, произведениями искусства (например, ковры, посуда, архитектурные сооружения). Очевидно, в одних случаях такие предметы будут удовлетворять преимущественно утилитарные, в других - преимущество духовные (эстетические) потребности. Интеллектуальная деятельность также может направляться как на решение сугубо практических задач, так и на философское

# осмысление мира. Будучи зависимой от материальных условий, духовная культура не

изменяется автоматически вслед за своей материальной основой, а характеризуется относительной самостоятельностью (преемственность в развитии, взаимовлияние культур различных народов). При всех способах подобной классификации главным остается признание определяющей роли материальной культуры для развития всей культуры в целом. В качестве критериев определения внутреннего строения культуры обычно выступают формы ее «опредмечивания», «объективизации», этот подход лежит в основе выделения материальной и духовной культуры. Под первой обычно подразумеваются вещи, материально существующие в пространстве и на протяжении

1 Арутюнов С.А. Указ. Соч. С.64.

2 Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. С.47.

известного отрезка времени, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной живой памяти любой человеческой группы.1

Культуру можно делить по временному (историческому), территориальному (этническому) или социальному принципам. Культура - явление историческое, развивающееся и вносящее многообразие в процессы общественного развития. В

'* процессе культурного развития изменяются не только вещи и идеи, но и сами люди.

Охватывая с внешней стороны все предметные результаты человеческой деятельности (орудия труда, сооружения, различные виды знания, моральные принципы, обычаи и верования) культура по своему внутреннему содержанию есть

в процесс развития народа, как целостного и гармонического общества.2 Каждый народ

имеет свою неповторимую историю и культуру, и обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают их оригинальность, а с другой представляют его как этап развития человеческой культуры вообще.

Сибирь, как и Россия, пережила в своем историческом развитии три этапа. Первый этап - военный, который совпал с походом Ермака. Второй этап -христианизация, которая так и не смогла искоренить культурные традиции коренных народов. Третий этап это усиление регламентации жизни сверху. Реально управляли коренными народами уездные и губернские административные органы. Русская

* «колонизация» Западной Сибири вызвала большие изменения в размещении и
этническом составе населения этой территории. Коренные народы Северо-Западной
Сибири сдвинулись в северном и восточном направлениях. Появились населенные
пункты, имеющие нетрадиционный для территории статус - крепость, застава, город,
село, деревня, где жили преимущественно русские переселенцы. Процесс
колонизации Сибири характеризовался динамичностью социальной и культурной
среды для коренных жителей и мигрантов, что было мощным фактором выработки
нового опыта, включения культурных новаций. Социально-экономическое развитие

іщ края вело к появлению новых культурных институтов, связанных с распространением

православия (строительством церквей и миссионерской деятельностью), становлением системы образования и здравоохранения. После русской колонизации регулярными становятся контакты с коми-промысловиками и торговцами.

Культурное взаимодействие между контактирующими группами носило как стихийный характер, так и направлялось проводимой Российским государством политикой социально-экономического развития колонизируемой территории. Изменение системы жизнеобеспечения культуры коренных народов были вызваны необходимостью уплаты ясака, развитием торговых отношений, появлением новых

* технологий в промыслах, включением в рацион питания новых продуктов, усвоением

1 там же. С.50.

2 Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. С.55.

новых элементов в домостроительной технологии, в изготовлении одежды, утвари и
т.д. Русские переселенцы в процессе приспособления к новым экологическим
условиям также заимствовали опыт коренных жителей, связанный как с практической
деятельностью, так и мировосприятием. В суровых условиях формировалось
максимально приспособленная к ним материальная и духовная культура северян,
* вырабатывались рациональные приемы хозяйствования. Промысловая культура

местного русско-зырянского населения обогатилась опытом и знаниями коренных народов.

Своеобразная культура коренных жителей Обдорского Севера развивалась не
#, только на собственной основе, но и на базе освоения культуры соседей, в первую

очередь пришлого населения. Культура русско-зырянского населения была основана на рациональном расчете и свободном обмене, у коренных народов она была консервативна и медленно воспринимала инновации. Тем не менее, соприкасаясь с более прогрессивной культурой, коренные народы обогатили, изменили и преобразовывали свою культуру. В тоже время, проживая на территории Обдорского Севера, и соседствуя друг с другом, северяне сохранили особенности своей культуры, этикет, язык, хотя и с неизбежной определенной трансформацией.

Длительное взаимодействие коренных народов Северо-Западной Сибири и
* переселенцев (русских, коми-зырян), особенно в зоне наиболее интенсивных

контактов, вело к постепенному изменению отдельных компонентов культуры и
освоению новых стереотипов мировосприятия всех групп, участвующих в этом
процессе. Взаимодействие способствовало расширению и внутриэтнической
мозаичности культуры, давало потенциальные возможности выбора разных стратегий
жизнедеятельности на основе усвоения иноэтничного опыта. В результате чего часть
этнических особенностей стиралась либо становилась общей принадлежностью,
характерной для определенной историко-культурной области. Особенности
ф взаимодействия народов на разных этапах исторического развития рассматривались

С.А. Арутюновым, он определил общую модель утраты исходных черт культуры в процессе аккультурации и усвоения заимствований из другой культуры.1

Стимулирование, координация и воспроизводство деятельности этнических групп происходит благодаря социорегулятивной подсистеме культуры. Это становится возможным в результате накопления исторического общественно значимого опыта, выраженного в групповых стереотипах деятельности и передачи его из поколения в поколение.2 Накопление и трансляция опыта есть действие механизма культурной традиции. Под традицией понимается выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который транслируется в

1 Арутюнов С.А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. М. 1989.

2 Маркарян Э,С. Указ. Соч. С.68-69.

пространстве и во времени, накапливается и воспроизводится в различных человеческих коллективах.1

Культурные контакты осуществлялись и на бытовом уровне, и с помощью различных социальных и культурных институтов- церкви, школы, органов управления и самоуправления и пр. Это вело к появлению, распространению и усвоению общероссийских компонентов культуры среди народов Сибири. Изучение особенностей взаимодействия народов в рамках локальной истории позволяет более четко определить закономерности и специфику развития этнической культуры, а также механизмы формирования историко-культурных областей. Исследование культуры народов Севера необходимо для расширения представления о богатстве его культуры, для лучшего понимания истоков многих традиций и обычаев.

Цель предлагаемой диссертации - комплексное изучение процесса формирования, развитие и взаимовлияние традиционных материальной и духовной культур.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

проанализировать комплекс традиционных материальной и духовной культур населения Обдорского Севера

исследовать процесс приспособления сферы хозяйства и культуры к новой социокультурной и природной среде обитания русских и коми-зырянских переселенцев.

исследовать виды и факторы инноваций в культуре населения Обдорского края.

установить последствия миссионерской деятельности Православной церкви среди коренного населения Нижнего Приобья;

- проанализировать состояние, развитие и функционирование праздничной и
обрядовой культур жителей Обдорского Севера;

- реконструировать историю просвещения и здравоохранения в Обдорском крае.

Объектом исследования является население Обдорского Севера: ненцы, северные ханты, коми-зыряне и русские.

Предметом исследования является древняя и самобытная культура всех групп населения Обдорского Севера.

Хронологические рамки охватывают период с XVIII по начало XX в. XVIII в. был временем серьезных преобразований, которые коснулись практически всех сторон жизни России, в том числе Обдорского края. В результате реформ Петра I Сибирь интенсивно втягивалась в орбиту общероссийских хозяйственных, политических и иных связей. В этот период завершается адаптация коренного населения к условиям жизни в составе Российского государства, формируется

1 Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. // Советская этнография. 1981. № 2. С.80.

постоянная поселенческая структура Обдорского Севера. Верхняя временная граница определяется началом социалистических преобразований на Обдорском Севере, которые привели к принципиальным изменениям во всех сферах жизни населения.

Территориальные рамки исследования охватывают единую историко-культурную область Обдорского края, включающую лесотундровую и северо-таежную зоны Нижнего Приобья, в административном отношении входившими в Обдорскую и Куноватскую волости Березовского округа Тобольской губернии. Для проведения сравнительного анализа привлекаются также данные, характеризующие культуры восточных хантов, коми-зырян Коми края, русских всей территории Березовского округа.

Методологическая основа исследования. В процессе работы использовались междисциплинарный подход, сравнительно-исторический и историко-системный методы. Один из методов складывается из четырех основных подсистем (сфер) культуры: производственной, жизнеобеспечивающей, соционормативной и познавательной, которые основываются на деятельностном подходе к их изучению. В ней есть взаимопересечение подсистем, внутренние уровни абстракции, эволюционно-историческая изменчивость, которые в совокупности отражают рельеф культуры, способы изучения культурного пространства конкретного региона. Был использован метод Э. Тайлора, как «живого свидетельства или памятника прошлого, а также те обряды, обычаи, воззрения и прочее, которые, будучи в силу привычки перенесены из одной стадии культуры, свойственной ей, в другую».1

Определенную пользу в изучении метода этнокультурной панорамы жизни населения Обдорского края сыграли положения диффузионистского направления, разработанного немецким ученым Ф. Ратцелем, где им был сделан акцент на взаимовлияние культур; обосновал их изменения путем заимствования; высказал идею о некоем центре, из которого началось развитие человечества2 Проникнуть во внутреннюю логику обдорского населения, воспроизвести и уловить значения, которые они вкладывают в слова, смыслы, которыми оперируют, помог метод эмпатии. В исследовании использовалась концепция хозяйственно-культурных типов, разработанная М.Г.Левиным, Н.Н. Чебоксаровым, Б.В.Андриановым3 и основные положения этнической экологии, основателем которой считается В.И.Козлов.4

Автор опирается на концепцию культурогенеза, разработанную профессором В.И. Лях. Как категория культурологического знания «культурогенез» представляет

1 Тайлор Э. Первобытная культура, М. 1989 1 Велик А.А, Указ. Соч.

3 Левин М.Г. Этнографические и антропологические материалы как исторический источник, //СЭ, № 1,
1961; Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических отношений в работах советских этнографов,
//СЭ,Лг4, 1967;

4 Козлов В.И. О понятии этнической общности, //СЭ. № 2, 1967; он же; Типы этнических процессов и
особенности их исторического развития, //ВИ. № 9, 1968

собой фундаментальное, субстанциональное, субстратное понятие, помогающее обозначить основные закономерности, явления, процессы, происходящие в культуре. На основании их возможно изучение культурных феноменов, их систематизация, разработка методологии и методов исследования. Культурогенез определяется как процесс происхождения, становления норм и стандартов существования человека, а

* также компонент адаптивной и творческой новации, без которой невозможно развитие

общества.

При подготовке работы были использованы методические приемы исследования североведов: Л.В. Хомич, НА. Миненко, В.И. Васильева, Ю.Б.

(ф Симченко и др. Сбор полевых материалов проводился на основе методики

экспедиционной этнографической работы (интервьюирование, записи, фото-аудио-видеофиксация). Эти методы помогают восстановить «связь времен» в этнокультурной жизни исследуемых этносов.

В результате этого был сделан вывод, что для населения Обдорского Севера характерно умение жить сообща, а образ их жизни как элемент указанной модели отличается полиэтничностью, многовариантностью социума, и представляет собой переплетение, концентрацию разнообразных слоев культуры: русской, коми-зырян, этнических групп и других народностей, находящихся в постоянном взаимодействии,

* принимая самые разные формы. Модель формируется на основе
интернационального, ассимиляционного и этнического типов культурной ориентации
исследуемых этнических групп.

Степень изученности темы. Литература, касающаяся истории и культуры

Обдорского Севера обширна. В отечественной историографии можно выделить три

этапа в изучаемой проблеме — дореволюционный, советский и постсоветский. К

одним из первых работ дореволюционного этапа можно отнести этнографический

труд Григория Новицкого «Краткое описание о народе остяцком».1

# Работа Г. Новицкого, как и участника Академической экспедиции 1768-1774 гг.
В. Ф. Зуева, в основном интересна своим фактическим материалом. В частности В.Ф.
Зуев обстоятельно описал обряды жертвоприношений северных хантов и ненцев, их
священные места. Большую ценность представляют наблюдения автора о
внутрисемейных взаимоотношениях.2

Из последующих трудов выделялась работа Н.А. Абрамова «Описание Березовского края».3 Для сибиреведов интерес представляют факты, касающиеся обычаев и верования хантов, ненцев, русских, процесса христианизации коренного населения.

І Іовицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. СПб. 1884 3 Зуев В.Ф. Материалы по этнографии Сибири XVIII в. (1771-1772). М., Л. 1947 3 Абрамов Н.А. Описание Березовского края. Щадрннск. 1993.

Д. Юрьев, исследуя Северный Урал, собрал этнографический материал, характеризующий материальную культуру ненцев, северных хантов и коми-зырян, проживавших в с. Мужи Куноватской волости.1 Он дал описание основных занятий местного населения, его общественных и семейных отношений.

Описательный характер носили также статьи А. Иконникова, Е.В. Кузнецова, И.
* Суханова, И. П. Рослякова, К.М. Голодникова, Л.Е. Луговского, А.Я. Штеренберга -

авторов XIX в., чьи работы, касающиеся культуры населения Обдорского Севера интересны по содержанию.2

Свой вклад в изучение духовной культуры коренного населения внесли
,ф служители церкви: П. Попов, А. Тверетин, А. Собрин, Н. Герасимов, 3. Козлов, И.

Шемановский. Особое внимание ими было уделено миссионерской деятельности церкви, которую они освещали с позиций священнослужителей. Среди работ церковных служителей по своей насыщенности фактическими материалами выделяются труды И. Шемановского, руководителя Обдорской православной миссии, который «в свое 13-летнее служение в Обдорске хорошо изучил нравы и обычаи инородцев»,3 священника В.Н. Герасимова.4 Книга В.Н Герасимова стала дополнением к очеркам В. В. Бартенева.

Факты о жизни и быте населения Обдорского Севера содержатся в работах Т.В. Лехтисало, К.Д. Носилова, А. Алквиста. Они исследовали социально-экономическое состояние ненцев и северных хантов, их традиционные занятия, материальную и духовную культуру, взаимоотношения с русско-зырянским населением.

К.Д. Носилов оставил много работ, посвященных Обдорскому Северу.5 В рассказах нарисованы живые сцены сбора ясака и денежных податей с хантов и ненцев. Большое внимание автор уделил языческим обычаям коренного населения.

В заметках И,С. Полякова описывается жизнь хантов долины р. Оби: природа,

^ их окружающая, занятия, условия существования, промыслы; изменение

экономического положения с приходом русских и образованием городов, созданием

1 Юрьев Д. Заметки об инородцах Березовского округа. //ТГВ. 1857. № 13-22

2 Голодников К. От Тобольска до Обдорска летом и зимою. //ТГВ. 1880. № 1-52; Росляков И.П.
V Похоронные обряды остяков, //ЕТГМ. 1895-1896; Луговский Л.Е. О поездке на север Тобольской

губернии летом нынешнего года с целью врачебно-санитарного осмотра рыбопромышленных
заведений. //ЕТГМ. 1897. Вып. VII; Иконников А. Заметки об Обдорской ярмарке, //ТГВ. 1864. № 7;
Голошубин И. От Березова до Обдорска (из путевых записей бывшего благочинного Березовского
округа). //ТЕВ. 1895. №3-5; Штеренберг А. Остяцкая легенда о сотворении мира.//ЕТГМ. 1901. Вып.
XII
и др.
ф 3 ГАОО ф. 347 оп. 1 д. 3 - рукопись И.Н. Шухова «Первое путешествие в Обдорский край летом 1911

года. Обработанные записки». Л. боб.

Герасимов В.Н. Обдорск. (исторический очерк). Тюмень. 1909; Шемановский И. В дебрях крайнего северо-западе Сибири. СПБ. 1909. № 1-12 s Носилов К.Д. На Обском Севере. //ТГВ. 1904. 24

промышленного производства и влиянием его на характер окрестностей, приведены краткие сведения о быте коми-зырян.1

Во второй половине XIX в. Западную Сибирь посетило много исследователей,
путешественников, среди них немецкие естествоиспытатели О. Финш и А. Брэм. Их
путевые записки содержат информацию о населении Обдорского Севера, их
i* численности, торговых отношениях русско-зырянского населения с коренными

жителями, традициях и обычаях хантов и ненцев, обдорской ярмарке, отметили
исследователи и обрусение хантов, общественные отношения у ненцев и хантов. Они
не могли обойти своим вниманием такой вопрос, как взаимоотношения коренного
{ь населения с коми-зырянами и русскими. В качестве положительной стороны этих

отношений они отмечали некоторое развитие рыболовства. В то же время, они с горечью указывали на отрицательные последствия контактов с русскими, имея в виду главным образом деятельность торговцев.

Финский ученый А. Алквист, проводивший экспедиционные исследования в
бассейне Нижней Оби и Северной Сосьвы, собрал сведения о традиционной культуре
хантов, быте русского населения, данные о расселении коми-зырян и их
хозяйственной деятельности, культурное взаимодействие.2 Основной целью его
путешествия было изучение языка хантов, однако попутно он вел дневниковые
* записи, в которых отражены природа края, Обдорск и его население.

Из исследователей конца XIX - начала XX в. следует отметить труды В.В, Бартенева (1896), А.А. Дунина-Горкавича (1904, 1911), Б.М. Житкова (1913) и других.

В период своего пребывания в Обдорске с 1890 по 1894 гг., политический
ссыльный В.В. Бартенев изучал жизнь и быт коренного населения и русских
старожилов Обдорского края.3 Он отметил развитие процесса взаимодействия между
русскими и коренным населением, прежде всего в сфере торговли, брачно-семейных
отношений, коснулся также роли русско-зырянского населения в жизни Обдорска,
<ф привел данные о динамике их численности, осветил условия их проживания,

особенности быта, развитие грамотности, отношения с коренными народами, внутригрупповые и семейные отношения, дал краткую характеристику оленеводства, промыслов и торговой деятельности.

Этнографические исследования населения Обдорского Севера собраны в трехтомном труде А.А. Дунина-Горкавича «Тобольский Север».4 Книги содержат анализ традиционной материальной и духовной культуры населения Обдорского

1 Поляков И.С. Путешествие в долину Оби. СПб. 1877
ф 2Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записи и этнографические заметки. (Перевод с немецкого и

публикация д-ра наук Н.В. Лукиной), Томск. 1999

3 Бартенев В.В. На крайнем северо-западе Сибири. Очерки Обдорского края. СПб. 1896

4 Дунин-Горкавич А.А. Тобольский Север. СПб. 1904. Т. 1; он же: Тобольский Север, Тобольск, 1911, Т.
2.Т.З

Севера. Описал родовой принцип общественной жизни хантов, указал на их родовой
принцип пользования угодьями, систематизировал данные о количестве, численности
и составе родовых подразделений ненцев, занятия населения, обычаи, верования,
обряды, народную медицину, пьянство, правительственную помощь при стихийных
бедствиях и другие стороны их жизни. Автор уделил внимание процессу культурной
Л адаптации в северных условиях коми-зырян.

Материалы, собранные Б.М. Житковым во время работы на Ямале, были

отражены в работе «Полуостров Ямал».1 Он привел данные о населении с. Обдорск,

влиянии русско-зырянского языка на язык коренного населения, особенности

^. ремесел, торговых отношений хантов, и ненцев с зырянами и русскими, описание

торговых путей, освещаются особенности зырянского оленеводства.

Итогом дореволюционного изучения Сибири является одним из первых источником по исследованию Обдорского края.

В ходе Ямальской экспедиции 1928-1929 гг. под руководством В.П, Евладова были детально исследованы особенности тундрового оленеводства, традиционный образ жизни коренного населения, семейно-брачные традиции ненцев, их взаимоотношения с представителями других этносов в сфере хозяйствования.

Труд А.Г. Базанова, написанная в начале 30-х гг., посвящена истории
* народного образования на Обдорском Севере.2 Автор рассмотрел развитие

школьного дела на Обдорском Севере, начиная с XVIII в. В исследовании приведены статистические данные, раскрывающие динамику развития просвещения до 1917 г.

Определенный интерес представляет книга В.Г. Карцова, в которого автор
^ поставил цель познакомить читателей с историей и культурой Обского Севера,

культурой в целом.3 В ней приведены примеры изменений в введении хозяйства
коренным населением, распространение христианства, состояние народного
просвещения и здравоохранения.
^ Как правило, советские историки 20-40 гг. изображали дореволюционное

прошлое Обдорского Севера однобоко, концентрируя внимание на негативных последствиях политики царского правительства в отношении местного населения. Так, М.Е. Бударину представлялось, что все действия царской администрации и русского населения диктовались стремление к обогащению.4 «В течение столетий при царизме на тысячах квадратных верст гнил лес на корню, хищнически истреблялись пушной зверь, превосходная обская рыба. Богатства недр оставались неразведанными. До революции северо-западная Сибирь оставалась отсталой

1 Житков Б.М. Полуостров Ямал, СПб, 1913 Базанов А.Г. Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере. Л. 1936

3 Карцов В.Г. Народы Сибири (очерки прошлого). М. 1935

4 Бударин М.Е. Прошлое и настоящее народов Северо-Западной Сибири. Омск. 1957

национальной окраиной, местом ссылки, царством кулацко-шаманской кабалы», писал он.

Н.А. Свешников в своей работе рассматривал общественные отношения у хантов и ненцев в XIX-XX в., которые сохраняли патриархальный уклад, натуральный обмен в торговле и появление у них частной собственности. Он вслед за М.А.

Сергеевым подчеркивает значение влияния русских на экономику, общественные

отношения, а также на развитие культуры хантов, коми-зырян и ненцев.

Со второй половины XX в. появляются труды обобщающего характера, посвященные народам Сибири, в том числе и населению Обдорского края, развитию

в хозяйства и культуры северных народов в условиях проживания с русскоязычным

населением. Этой проблеме немало места было отведено в коллективном труде «Народы Сибири» (1956) и «Историко-этнографическом атласе Сибири» (1961), а также ряде монографических исследований, посвященных истории и этнографии отдельных народов.

l' Среди авторов монографий особое место занимает Л.В. Хомич, которая в

частности рассмотрела культурные связи ненцев с русско-зырянским населением, а также с селькупами, манси.1 Особое внимание она уделяла вопросам хозяйствования, взаимообмена ненцев, коми-зырян и русских - в сфере оленеводства и промыслов.

^ Работы Л.Н. Жеребцева начинаются с освещения этнической истории народа

коми: вопросов его расселения, формирования этнических групп, взаимоотношений с соседними народами.2 Переселение коми в другие регионы занимает центральное место и в его исследованиях. Он проследил этнические и историко-культурные

^ взаимоотношения коми с ненцами, хантами, русскими до начала XX в., показал

разнообразие этих взаимосвязей, раскрыл их специфику с каждым из перечисленных народов, отметил заимствования, сделанные коми из культур указанных народов, выявил их значение в формировании этнографической специфики северных коми. Им

4 прослежена роль русских в процессе этногенеза коми, влияние русификации на

формирование языковых и культурных особенностей, сделан анализ заимствований в различных сферах культуры хантов и ненцев, выявлено наличие встречных хозяйственных и культурных заимствований. Л.Н. Жеребцов показал, как развивалось население северного региона, как происходили контакты между различными народами, в результате чего осуществлялся взаимообмен достижениями в области хозяйства, культуры и быта, вырабатывался совместный опыт адаптации к сложным естественно-географическим условиям Обдорского Севера. Влияние коми-зырян на ненцев, хантов прослеживается на многих сторонах их жизни.

*

1 Хомич Л.В. Ненцы. Историко-этнографические очерки. М., Л. 1966; она же; Ненцы (очерки
традиционной культуры). СПб. 1995

2 Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. М.1982.

Изучением истории Северо-Западной Сибири XVIN - первой половины XIX вв. занималась Н.А. Миненко.1 Она затронула сложные вопросы, связанные с продвижением на восток русских, их взаимоотношения с коренными жителями Обдорского Севера, учреждением местных органов управления, организацией сбора податей и повинностей, - прежде всего ясака. НА Миненко провела анализ правовых обычаев у ненцев и хантов в XIX в., дала характеристику образа жизни, мест расселения, хозяйственных занятий, верований, прав и обязанностей членов родов, рассмотрела общие законы и обычаи. Труды Н.А. Миненко, как признанного специалиста в этих областях знаний, широко использовались в данной диссертации.

В исследованиях В.А. Зибарева рассматриваются административно-судебное устройство и гражданско-правовой быт коренного населения.2 Изучая книги для записи приговоров по разбирательству тяжб, споров и проступков коренного населения Обдорской остяцкой и самоедской управ 1881-1901 гг. автор выявляет недостатки правовых отношений между русским и коренным населением, например в вопросе о землепользовании.

Ю.Б. Симченко прослеживает эволюцию основных занятий народов арктической зоны, реконструирует дооленеводческую культуру населения тундровой зоны, описывает приемы охоты, виды промысла, предметы материальной культуры, общественное устройство и верования.3 В своей работе он делает анализ взаимовлияния и взаимодействия культур северных народов, который предоставляет возможность говорить о сходстве культур. В качестве основных специфических элементов культур северных народов им были выделены следующие: тундровые способы добычи, сложные в изготовлении орудия промысла - лук и лодка, основные предметы быта - жилище и одежда, черты общественного устройства, представления

0 мироздании.

В.И. Васильев в своей монографии, используя новейшие данные по этнографии, антропологии, языку и фольклору, показал становление и развитие культурных связей самодийских народов с другими этническими группами и русским населением.4 Он первый в исторической науке проследил этническое развитие северных народов на протяжении трех столетий. Объектом его исследований являются проблемы формирования и развития ненцев, историческая судьба которых тесно связана с русскоязычным населением и другими этносами. Автор в своих работах показал, как на протяжении XVIII и особенно XIX вв. наряду с военными

1 Миненко Н.А. Северо-Западная Сибирь в XVIII — первой половине XIX в. Новосибирск. 1975

2 Зибарев В.А, Влияние присоединения Сибири к России на юридические обычаи малых народов
Севера, //Смены культур и миграции в Западную Сибирь. Томск. 1987

3 Симченко Ю.Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. М. 1976
Васильев В.И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М. 1979

столкновениями, набегами на чужие территории шел процесс культурного взаимовлияния, благодаря смешанным бракам развивались языковые контакты, в хозяйствовании происходили крупные изменения, в результате которых оленеводство стало играть главную роль. По материалам В.И. Васильева видно как длительные культурные и языковые контакты, культурно-бытовое сближение ненцев, северных

хантов, коми-зырян и русских Обдорского края способствовали синтезу нескольких

культур в единую общность - обдорское население.

К проблемам этнокультурных взаимодействий в Обдорском крае обращались такие видные ученые как Н.Д. Конаков (1984, 1987) и О.В. Котов (1989). Они

Л, плодотворно работали по исследованию коми переселенческих групп в Сибири. В

1991 г. вышла в свет их совместная работа. В ней освещаются такие вопросы, как этнические и историко-культурные взаимоотношения коми-зырян с представителями коренного населения Нижнего Приобья. Авторы раскрыли специфику этнокультурных связей коми-зырян с каждым из них в отдельности, отмечая взаимозаимствования. Все это способствовало развитию экономики и культуры народов севера, охватывая самые различные стороны народной жизни, и обогащая их язык. Исследователи отметили, что группы коми-зырян Обдорского Севера, характеризуются компактным проживанием, сохранением традиционной хозяйственной специализации, родного

языка и этнического самосознания, что позволяет им до сих пор в значительной
степени сохранять этнический облик. По мнению Н. Д. Конакова, в ходе
этнокультурных контактов коми-ижемцев на Обдорском Севере у них выработались
«стойкие этнические стереотипы», важнейшим из которых является межэтническая

* коммуникабельность, подкрепленная знанием языков соседей. Наличие этого
стереотипа позволяло коми переселенцам мирно внедряться на иноэтническую
территорию и избегать длительного и стойкого антагонизма со стороны коренного
населения.

ф Развитие хозяйства разных групп населения Обдорского Севера и их

взаимовлияние рассматривается в работе А.В. Ґоловнева (1993). Освещены некоторые аспекты влияния коми-зырян на хозяйство ненцев и хантов. На основе всестороннего изучения хозяйства коренного населения Обского Севера автор выделил ведущие типы хозяйственных комплексов и раскрыл основные аспекты экологической обусловленности экономики таежного и тундрового коренного населения.

Исследованиям духовной культуры, традиционного мировоззрения населения Обдорского края, просвещения, здравоохранения, аспектов торговых отношений,

** христианизации коренного населения и миссионерской деятельности в Обдорском

крае посвящены работы Е.М. Главацкой (1997), В.М. Кулемзина (1984), Л.А. Лара (1998, 2001, 2003), В.А. Могильникова (1988, 1990), и др.

Ценными этнографическими источниками о культуре населения Обдорского Севера являются работы З.П. Соколовой (1980), ПН. Грачевой (1980), В.Н. Белицер (1958), Е.П. Мартыновой (1998), М.А. Лапиной (1999), Н.М. Талигиной (1999, 2000) и

> др.

Отдельные вопросы, связанные с изучением хозяйства и культуры, некоторых аспектов территориальной адаптации русского и коми-зырянского населения рассматривались в работах В.В. Кучера (1995), Е.В. Переваловой (2000), СВ. Турова

w (2001) и др.

Новейшие исследования конца XX в. по различным проблемам культуры населения Обдорского Севера содержатся в обобщающих изданиях,1 научных сборниках и материалах международных научных симпозиумов, научно-практических конференций.2

1990-е гг. отмечены фундаментальными исследованиями Института проблем освоения Севера СО РАН в области этнографии, истории, социологии и археологии Ямало-Ненецкого автономного округа.3 Результатом этой деятельности является выход ряда изданий, в которых рассматриваются особенности традиционной

*' культуры коренных народов севера, их социально-экономическое развитие и

взаимоотношения с другими этносами.

Подводя итог обзору историографии, следует отметить, что исследователями собран и проанализирован большой фактический материал, отражающий

* особенности развития культуры населения Обдорского края, материальную и

духовную стороны жизни ненцев, хантов, русских и коми-зырян. Однако, появившаяся за последние годы в большом количестве, дополнительная информация по данной проблеме, требует дальнейшего научного анализа и обобщения.

Очерки истории Тюменской области. Тюмень. 1994; Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск, 1994. Т. 1. Кн, 1; Т. 2, Кн. 2; Очерки культурогенеза народов Западной Сибири. Томск. 1995. Т. 1. Кн. 2; Т. 3, Т. 4; На стыке континентов и судеб (этнокультурные связи народов Урала в памятниках фольклора и исторических документах), Екатеринбург. 1996. Ч, 1; Древности Ямала. Екатеринбург; Салехард, 2000; Ямал: Грань веков и тысячелетий. Салехард: Артвуд; СПб. 2000;

2 Экспериментальная археология, Тобольск. 1991. Вып. 1; Обские Угры (ханты и манси). М. 1991. Вып.
7; Традиционная культуры и среда обитания, М. 1993; Народы Северо-Западной Сибири, Томск, 1994,
1995; Проблемы административно-государственного регулирования межнациональных отношений в
Тюменском регионе: Исторический опыт и современность. Тобольск. 1995; Этнокультурная история
Урала XVII-XX вв., Екатеринбург, 1999; Самодийцы: Культурное наследие народов Западной Сибири.
Тобольск-Омск. 2001 и др.

3 Ямал - знакомый и неизвестный, Тюмень. 1995; Проблемы взаимодействия человека и природной
среды, Тюмень. 2001. Выл. 2; Канакин И.А. Языки соседей: (о хантыйском и ненецком). Тюмень. 1995;
Лар Л.А. Культовые памятники Ямала - Хэбидя'я. Тюмень. 2002 и др.

Источииковую базу исследования составили опубликованные сборники документов, архивные материалы, периодическая печать, этнографические, фольклорные источники.

Особую ценность для диссертации составили материалы, обнаруженные в
государственном архиве Омской области (ГАОО), в государственном управлении
,ф государственного архива Тюменской области в г. Тобольске (ГУҐАТО г. Тобольск),

Тюменском областном центре документации новейшей истории (ТОЦДНИ). В целом просмотрено свыше 50 фондов и несколько сотен дел. Они очень разнообразны по содержанию и представляют широкий круг информации, позволяющий восстановить особенности хозяйства, материальную и духовную культуру населения Обдорского Севера, отдельные вопросы развития этнокультурных отношений.

Основную группу архивных источников составляет делопроизводственная документация второй половины XVIII - начала XX в. из фондов губернского, волостных и сельских органов власти, духовной консистории, хранящаяся в

* Государственном управлении государственного архива Тюменской области в городе
Тобольске.

Наиболее интересными представляются рапорты, доклады волостных

правлений, донесения и ответы на запросы, прошения в адрес губернских органов.

,# Особое внимание было уделено рукописным материалам: рапортам, докладам

чиновников, отчетам, деловой переписке, путевым журналам священников Обдорской

миссии, отчетам экспедиций.

В рапортах военно-окружного начальника Березовского округа Г.

* Колпаковского и исправника В. Никитина содержится анализ ярмарочной торговли,
приводится перечень и цена товаров, привозимых на ярмарку хантами, ненцами,
русскими и коми-зырянами. Проанализирован механизм торговли, пути доставки
товаров. Г. Колпаковскии в рапорте показал роль коми-зырян в развитии торговли и
товарно-денежных отношений в Березовском крае, показал положительное
отношение Обдорского начальства к их деятельности и отразил динамику миграций
коми-зырян (ФФ. 417, 152).

В докладе пристава Обдорского стана Б. Тарасова о поездке с ветеринарной
экспедицией на Ямал охарактеризовано состояние оленеводства ненцев, хантов и
коми-зырян (Ф. 152). В материалах переписки Сосьвинско-Ляпинской земской управы
«О доставлении сведений о жизни коренного населения» приводится перечень
селений с указанием численности жителей, описываются их системы управления,
участие разных групп населения в использовании земельных угодий, характер
Ш промыслов, дается анализ отношений хантов, русских, коми-зырян, ненцев (Ф. 735).

Значительная часть документов по культуре коренного и русскоязычного
населения сосредоточена в фондах Тобольской духовной консистории (Ф. 156).
Рапорты, доношения священнослужителей, отчеты Обдорской миссии, миссионеров о
своей деятельности, журналы миссионеров и другие источники представляют
широкий круг проблем, помогают восстановить процесс реализации политики
,# правительства, представить отдельные результаты миссионерской работы в

Обдорском крае. Отчеты обдорских священников А. Тверетина, П. Попова, Н. Герасимова содержат сведения о крещении ненцев и северных хантов Обдорского Севера (Ф. 156). Переписка настоятеля Обдорской духовной миссии с Хэнским миссионерским станом и Тобольской духовной консисторией содержит указы по назначению и увольнению церковнослужителей по хозяйственным делам, разрешение крестных ходов, справки о разрешении на крещение ребенка (Ф. 703).

Особого внимания заслуживает рукописная работа И.Н. Шухова, исследовавшего в 1911 г. Обдорский край. Она хранится в фондах Омского государственного архива (ГАОО Ф. 347, On. 1, Д. 3). Ценность рукописи состоит в приложенных фотографиях местности и населения. В одной части своих записей автор уделил большое внимание обдорским хантам, их религии, быту и нравам, в другой досугу жителей с. Обдорского: играм, спектаклям, концертам, там же отмечена

* заметная роль зырянского и русского населения в жизни Обдорска, охарактеризованы
отношения их с хантами. Негативно оценено влияние коми и русских на северных
хантов, особенно в связи с распространением в их среде алкогольных напитков.

Большую группу источников составили материалы периодической печати:
Журналы «Восточное обозрение», «Русская старина», «Православный вестник»,
газеты «Тобольские губернские ведомости», «Тобольские епархиальные ведомости»,
«Сибирский листок». В качестве источников использовались этнографические
описания, выполненные путешественниками, исследователями XIX - начала XX в.
щ опубликованные в местных газетах.

Среди периодических изданий наибольший интерес представляют «Тобольские епархиальные ведомости» и «Тобольские губернские ведомости». Материалы этих газет делятся на два отдела - официальный и неофициальный. Особым богатством материалов по культуре населения Обдорского Севера отличаются неофициальные отделы местных газет, где нередко печатались заметки о деятельности просветительских, научных и культурно-просветительских организаций края, о литературе, музыке. Одни публикации в этих газетах отражают этнографические подробности быта, хозяйства, обычаев населения Березовского

* края, другие - взаимоотношения русско-зырянского и коренного населения.
Освещались подробности хозяйственной жизни Обдорского края, среди которых

наибольший интерес представляли сведения о развитии рыбопромышленности и условиях работы рыболовецких артелей.

Большое внимание уделялось анализу информации, полученной из нарративных источников. Это записки путешественников, историко-этнографические описания, путевые отчеты и рапорта М.А. Кастрена, А. Алквиста, И.С. Полякова, Н.И.

* Кузнецова, В.В. Бартенева, Н.Л. Скалозубова, 3. Козлова, А.А. Дунина-Горкавича,
Б.М. Житкова, и др. Эти материалы содержат подробности о хозяйстве и быте,
духовной культуре населения Обдорского края, развитии торговли и товарно-
денежных отношений.

Архивные материалы и этнографические очерки исследователей, путешественников и священников, опубликованные в российских и местных периодических изданиях XIX - начала XX вв. показывают процесс развития и взаимообогащения традиционной культуры коренного и русско-зырянского населения. Раскрыто влияние культуры России на духовную и материальную культуру ненцев и хантов.

В качестве вспомогательного источника использовался фольклорный материал: переведенные на русский язык сказки, предания, легенды и мифы коренного населения Обдорского Севера (Е.Т. Пушкарева (2001), В.Я. Петрухин

(2003), Л.В. Хомич (2001), Л.А. Лар (2001)), опубликованные и собранные в ходе экспедиций по Ямало-Ненецкому округу (1989-2003 гг.) сведения о традиционной духовной культуре коренного населения. Богатый фактический материал, полученный исследователями в последние годы, также был проанализирован и обобщен в

диссертации.

#

Поселения ижилище

Жилище и комплекс жилищ, т.е. поселения, являются одним из наиболее # существенных элементов культуры. По ним можно судить об уровне культуры, специфике хозяйственной деятельности, о религиозной принадлежности, эстетических и прочих наклонностях, проживающих в них, людей. Реки являются стратегическими основами в освоении территорий. Все поселения Обдорского края можно условно разделить на два типа: приречный и мысовой. Приречный тип включает в себя наиболее многочисленную группу поселений, которую характеризует очень тесная связь с рекой. Река для населения в этих местах является основой жизни: - как источник пищи и воды; - как транспортная артерия зимой и летом; - немаловажным условием поселения на берегах рек являлись и эстетические потребности людей. Возникало как бы три полюса притяжения поселения - река-дорога-крепость.

Мысовой тип поселений предусматривает расположение жилищ на мысу. Как правило, это обуславливалось, кроме вышеперечисленных условий, еще и # соображениями повышенной безопасности. Они «строились большей частью на местах, обезопасенных самою природою, как-то на буграх, или мысах, окруженною реками или оврагами, в лесах, между топкими и почти непроходимыми трясинами».2 Устройство поселений на реках и использование природных условий для естественной защиты являлось одним из древних принципов не только русско зырянского населения, но и коренных народов. Природные условия вокруг поселений определяли разнообразные виды хозяйственных занятий обдорских жителей. Масса зверей, дичи и рыбы в реках способствовали развитию звероловства, охоты, т рыболовства, а в дальнейшем, оленеводства - важного подспорья не только ненецкого, но и хантыйского хозяйства. Со временем на Обдорском Севере стали возникать различного типа укрепленные поселения, от самых простейших до хорошо оснащенных острогов. Основатели поселения соотносили выбранную местность со своими возможностями, запросами и навыками ведения определенного вида хозяйства. Природные условия определяли специфику характера расселения и размещения сельских поселений. На севере преобладали малодворные поселения, которые размещались исключительно по одному берегу реки.

Поселения Обдорского края стояли один от другого на небольшом, но достаточном для хозяйственной деятельности расстоянии. Они находились на небольшом удалении от реки и не имели строгой формы. Расширение границ территорий, осваиваемых отдельными группами русско-зырянского населения и коренных народов, было связано с развитием охотничьего, рыболовного хозяйства и оленеводства.

Традиционная система поселения Обдорского Севера включает в себя два типа - кочевой и постоянный. Если основным элементом первого типа поселения является переносное жилище - чум, - то второй включает в себя разнообразные виды стационарных жилищ - полуземлянки, землянки и т.д. Самым распространенным среди коренного и коми-зырянского населения Обдорского края, занимающегося оленеводческим хозяйством, был первый тип как наиболее соответствующий местным условиям и традиционному укладу жизни. Для русско-зырянского и хантыйского оседлого населения был характерен тип сельских поселений, расположенных в основном по берегам рек. Эти поселения выполняли различные функции: являлись центрами сбора ясака, сторожевыми укреплениями на торговых путях, пограничными крепостями и т.д. При основании крепости, острога, села поселенцами учитывались географические и стратегические характеристики местности. Появление первых русских поселений в Сибири относится к концу XVII началу XVIII века.

Ханты сельские поселения называли «пугол», коми-зыряне - «кар», а ненцы -«хард». Название «село» в языках финно-угорских и самодийских народов отсутствовало. Термин «село» присваивался русской администрацией тем поселениям, в которых строилась церковь. Остальные населенные пункты в XIX веке назывались деревнями, независимо от размеров населенного пункта и количества его жителей. Заселение русскими людьми территории края начинается с конца XVII века появились первые остроги Березовский, Обдорский, а вблизи них стало оседать население. Городками, острогами русские называли достаточно крупные населенные пункты, имевшие значение как административных и торговых центров. Первые поселения пришлых людей были основаны на берегах рек Ляпино, Казым, Полуй, Оби. Они постепенно разрастались, превращаясь в села, а затем - городки.

Эмпирические знания народов

Каждая народность, воспринимая из окружающего мира многообразную информацию, внедряла в свой характер не всякие, а только понятные ей впечатления. Отсюда и происходило формирование разнообразных национальных складов или типов. В целом для всех народов мира природопользование очень близко к привычному в этнографии понятию «хозяйство», но оно в большей степени включает природную сторону хозяйственной деятельности этноса и обязательно подразумевает ее духовную составляющую - рациональные знания, эмпирические представления о среде, систему их передачи и обучения и т.п.1 Люди при переселении на новые места в процессе хозяйственного освоения новых территорий, прежде всего, пытались применять привычные для них приемы и накопленные знания. Но каждая местность, где бы здесь ни основался поселенец, задавала ему трудную загадку. Накопленные и сохраненные наблюдения успешно использовались людьми в разных сферах своей жизнедеятельности, и передавалась потомкам.

Народы Обдорского Севера, жили в условиях суровой природы, следуя ее законам. Выживание происходило за счет наблюдения за природой и соотношении ее явлений со своими действиями. На каждом шагу леса, реки, болота доставляли поселенцу тысячи мелких опасностей, непредвиденных затруднений и неприятностей. Это приучало человека к бдительности, развивало в нем гибкость, осторожность и привычку к терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями. Лес и тундра, оказывали разнообразные услуги человеку от хозяйственных до нравственных, играли большую роль в становлении северного типа. В то же время природа была сурова к человеку. Сонная тишина леса пугала его, ежеминутное ожидание опасности напрягало нервы, будоражило воображение. Постоянное общение с природой, зависимость от игры ее сил, делали людей тонкими наблюдателями, устанавливавшими массу закономерностей в природной жизни, Русские и ханты прекрасно ориентировались в лесу, знали жизнь и его обитателей, что свидетельствует об их наблюдательности.2

Знания повадок промысловых животных, (время залегания в зимнюю спячку, мест обитания и т.д.) способствовало успешному промыслу.1 По следам белки ханты могли определить пол, возраст зверька, и многое другое. По урожаю кедровых шишек узнавали, куда и когда будет мигрировать белка, составляя прогнозы будущей охоты, По следам зверей определяли даже место своего нахождения, если сбивались с пути.2 Русские также хорошо знали повадки разных птиц и животных, различали особенности в их поведении. При установке сетей в озерах, ловушек в лесу учитывались их излюбленные места, особенности повадок и т.д. Ненцы прекрасно различали птиц по видам, голосу, характерному свисту крыльев узнавали породы уток.3 Целый ряд неписаных законов, установленных предками направлены были на сохранение потомства зверя, рыб и птиц. Чтобы количество лис увеличилось, коренные народы «приживали» лисицу к данному месту рыбой. Если лисица кочевая, то она, находя корм, оставалась для постоянного обитания и выводила детенышей.4 Не допускалась охота на стельных самок и молодняк, на пушного зверя в период его линьки. Не разоряли птичьих гнезд. Если собирали яйца, то часть оставляли.5

Коми-зыряне и ханты, заимствовав у ненцев приемы оленеводства и связанное с ним производство, средства передвижения и многие другие элементы материальной культуры, в то же время, выработали свою специфику освоения этого мира. Оленеводы уделяли большое внимание своим животным, проявляя заботу о корме и воспроизводстве стада. Пастух и олень находились в постоянном взаимодействии, и человеку, проведшему с оленями не один десяток лет, известно об оленях, их привычках, повадках, болезнях очень и очень многое: «пастухи, взглянув на стадо, тотчас могут сказать число оленей, (от 100 до 1000), и уверяют, что они никогда не ошибаются».6 Опытные оленеводы знали каждого оленя в своем полутора тысячном стаде, умели определять нужных оленей по рогам, шерсти, экстерьеру,7 а наиболее для них «приближенные», ездовые олени почти всегда имели и клички. Ненцы хорошо различали также масть животных. Масть собак, которая различались по цвету и расположению пятен на шкуре, имела 25 обозначений.8 Северяне великолепно знали анатомию животных. У ненцев имеется свыше 40 названий частей тела оленя.9

Семейная обрядность

Семейная обрядность русских, коми-зырян и коренных народов описана многими учеными.3 Огромная заслуга в изучении и описании традиционной культуры народов Обдорского Севера принадлежит исследователям, краеведам-священникам и т.д. Рассмотрим самые основные обряды (свадебный, похоронный, родильный) в последовательности по признаку их важности в жизни общества и человека. Создание и сохранение семьи - вопрос наиболее важный, как для всего народа в целом, так и для каждого человека в отдельности.

Свадебная обрядность является одной из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры. В ней прослеживаются пережитки архаических форм обычаев, верований, семейно-брачных отношений, формировавшихся в различные исторические эпохи, отчетливо проявляется этническая специфика бытовой культуры различных групп населения.

Свадебный обряд был связан с магией и складывался из многих компонентов. Он представляет собой строгое, веками выработанное и организованное действие, которое построено на ряде последовательно связанных символических моментов, созданных многими поколениями. Для этого обряда характерны два аспекта -духовный и социальный {общественный). Учитывая сложность и многосоставность свадьбы как явления в целом, сконцентрируем внимание на некоторых аспектах символичности, сравнивая их с похоронным обрядом. Он как бы приобщает к потустороннему миру, объединяя два разных мира: 1. обмывание - баня; 2. оплакивание умершего - оплакивание невесты (причитание, пение); 3. одевание во все новое; 4. прощание с покойным - прощание с девичеством, семьей; 5. Поминки -праздничное застолье. 6. возвращение с иномирия: душа покойного возвращается в статусе духа предка - невеста в статусе будущей матери, которая должна привести из того мира духа предка. Символичность в данном случае означает возможность возврата обратно в мир живых. Переход девушки из рода отца в род мужа влек за собой переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими плодородию и здоровью молодых. Сам обряд изобилует детально разработанными ритуалами, подчеркивающими важность события. Прежде всего, брак был делом семьи, целого рода, а также земных и небесных духов. В духовной сфере происходило объединение своих духов с духами другого рода, или их задабривание. В социальном плане идет объединение двух родов, в материальном - своего имущества с чужим.

Свадьба - женская инициация. По структуре своей свадьба является обрядом инициации, которая подводит черту под прошлым, закладывает основы будущей жизни. Невеста, ставшая супругой, женой, уже не могла снова стать девушкой, потом невестой. Ее новый статус был в определенной мере сакрализован. Это наблюдается в последовательности ритуальных действий: мытье, одевание, оплакивание, прощание и т.д. Ведомая под руки, она как бы выплывала из иномирия, оплаканная и убранная, в ритуальном одеянии невесты. Возвращаясь из иномирия, девушка приобретала новое социальное положение, новые права и обязанности. Она становилась женщиной, получая права иметь детей и т.д. Постепенно, с изменением мировосприятия, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Свадьба являет собой торжественное театрализованное действо, народную драму со своими законами, устойчивым сюжетом, режиссером, набором обязательных персонажей. Недаром у русских говорят «играть свадьбу». «Сва» -«небо» по-санкритски, т.е. «небом освященная». Венчание в старину называли «Судом Божьим», т.к. видели в этом обряде сочетание молодых людей навеки, до могилы, возлагая свои надежды на Бога, который сам присуждает им брачный венец. По-ненецки словосочетания «играть свадьбу» звучит «тюнтангго(сь)». Производное слово «тюсь» - войти куда-то, «тюн»-«мэць» - свадьба - держать, дословно -«входящие в чум гостей держат». У коми-зырян «колысь» означает свадьбу вообще.1 У хантов «свадьба» означает «праздник головы», или в дословном переводе «безголовая». Девушка сосватанная, уже не принадлежала своему роду, она как бы теряла свою прежнюю «голову», т.е. символически уходила в другой мир.2

В научной литературе свадебный цикл принято делить на три этапа: предсвадебный, собственно свадьба и послесвадебный. В предсвадебный этап входят обряды и церемонии, связанные со сватовством и приготовлениями к свадьбе. Сватовство у народов проходило в несколько этапов: 1). предварительное согласование о приеме сватов с родителями невесты. 2). Само сватовство, когда договаривались о расходах на свадьбу, о количестве приданого и т. п. 3). окончательно просватанными молодые люди считались после третьего этапа сватовства, когда девушка готовила вместе с матерью свою свадебную одежду, у русских также прекращала ходить на посиделки. 4). Последним этапом сватовства было назначение дня свадьбы.

Свадьба народов Обдорского Севера, как и у всех народов мира, всегда считалась наиболее важной церемонией, имевшей священный ритуальный смысл. Каждый народ имел свои обычаи и взгляды на обряд бракосочетания. При всем разнообразии свадебных обычаев есть нечто, их объединяющее. В свадебном обряде как русских, коми-зырян, так и коренных народов выделяется три последовательных этапа: 1. довенчальный, который включает в себя: а) сватовство (коми-зырян - «корасьбм», у хантов - «урт», «урт коуэлта», у ненцев - «нгэвпюрц», «нгэвтась», «нгзвторць»). 2. собственно свадьба, которая состояла из: а) свадебного пира (коми - «свадьба ворсом, колысь», у ненцев - «тюня », и хантов -«ох поры»), б) прощания невесты с отчим домом, 3. послесвадебный, охватывал второй день свадебного пира и обряды, направленные на приобщение молодой к семье и дому мужа.

Похожие диссертации на Культурное развитие Обдорского Севера в XVIII - начале XX вв.