Введение к работе
Актуальность и научная значиыоогь тамы иаоладования. НаЧъв-ишвоя s ооирвыеяаих уолонилх преобразовании во вовх сферах об-щ»отвеннай хвїми охватили и кульхуру. Обновление обдвотвв потребовало на і-ольхо искоренения ивгегивяых явленим з skohciuicoSou, политической и соци&льяой областях, но н его морального оздоровления. Без яороявых иаианензй в аоихологии человава, боа обогащения духовыоота, бег соваршенотвоваляя личнооти рассчитывать на Какие-либо доотаавния в области обцеохвеиного прогрвооа невозможно. В овнзи о »тиа воараотае» роль человечаояого фактора,требующего в osod очередь постоянного удовлетворения его социальных а аулыурких, в той числе а многообразных духовних потребностей»
Одной из аадач, стоящих аерад Азербайджаном, вступавший аа путь лезавноаыосги и суверенитета, авляеюя дадьиеЦяеа развитие политической, зноноыаческой и культурной амэни общества на основа иацаонадышх традиций и общачеловечвоких ценностей. Оообов значение а лих условиях приобретав! деятельность культуряо-проавбтйТ8льаких учраждекий республика.
йзбрвияий наии пераод - 80-е годи и оообанио его аераая.по-давиаа - характеризовался деформацией демократического аппарата, возыоялоа в условиях комаадно-адицциотративкой оиотэин. Этот ие-юд управления яалао огроиаий урон моральному состоянию общества. И«ооотоительаоог* "идеалов ооциалиаыа1', которые долгие годы формировались и виуиалиоь ледям, неосыточаость аадежд их на удовлетворенна своих материальных й духовних потребностей,привала в делом л всеобщему разочарована» и алахив. Человек, вотратав-адоь в действительно от о ямвяияки, противоречащими идеалам социализма, потерял вонкуи веру а вадеад в будущее. В атог период допускались круллце oquCjch в облаотн воааитаяня иолодого по-колеаия. Не уделялось доланого внимания воогштанав трудящихся в духе грааданотвеййостй и патриотизма, аациональаой гордости,любви х овоин норяян. Зое это под&ааняооь форыадьной пропагандой любви к оовотоюш народам, советской зоила.
Отоутетвиа всякого юридического воспитания способствовало росту преступности, нарушении sopa правопорядка, игнорированию демократии. Отдаление человоза от государственной власти,надоо-
туїшооть для него участия в управлении государствен, не давали возможности реализовать способности каждого гражданина в зтой обльоти й теш сашк препятствовали создании правового государства. Несмотря на высокие экономические показатели, вызванный и культурний уровень трудяцмхоя республики оставались довольно низкими, апологические нормы постепенно парувались, в народном хозяйстве все еце ииел касто ручной труд. Характерный было технократи чоскоо отношение к рззвиткю культури, неудовлетворительные теины развития учреадеаий культуры, диспропорция в их размещении. Неудовлетворительное отношение S культуро привело к кризису в обіасти морали.
Б культурной яиьни общества, в его духовности образовался некоторый вакууи. В, детоаих сазах национальные таніш были вытеснены русскими, в иколах богатое классическое культурное наследие было заменено прояагандой иартийион лигэратуры. Неудовлетворительном было отношение к научении истории Азербайджанской Де-мократичсскоЯ Республики, политических репрессий, литсфатуры 20-30-v годов. Подрастакцео поколение искусственно изолировалось от своего богатого исторического прошлого, от его свободолюбивых идей.
Одной из причин углубления кризиса в духовной жизни общества было непропорциональное развитие народов, населяющих страну, зэдническое присвоено центром национальных богатств республики, односторонняя' направленность развитии ахокоиики, что отрицательно влияло на моральное состояние общества.
В этих условиях следовало не только выявить причини мораль-ного упадка в обществе, но и определить пути его оздоровления, наметить перспектива культурного развития. Бахнан роль в реав-нии зтой задачи врннадлеиит культурно-просветительный учреждениям.
На соврэиенном этапе развития общестза еіце более возросла роль культурно-просветительских учреждений, очагов г.росвечеиия в деле всестороннего развития личности и формирования в ранкам возраста, високої гражданственности и преданности интересам своего народа. Эти учреждения деланы стремиться к преодолении застойных явлений в свози деятельности, s создании условий для
проявления способностей каждой личности. Назрела необходимость четкого определения яапраглвлиовїи воспитательной работы в очагах культури, соответствия форы и методов работы требованиям дня, преодоления разногласий иезду делои и еловой. Культурно-просветительские учревдония, должны во главу угла своей деятельности поставить интересы всех слоев общества.
Особенно больаие задачи отоят в области раопроотраиения юридических знаний среди населения. Для политической активизации «асе необходима их. юридическая подготовка. Необходимость создания правового государства, обязательность закона для всех,пре-одзлеиие недостатков в избирательной системе требуют яоедедова-тел.ного и систематического юридического образования.
Ванный участкол деятельности культурно-яроевзтигельских учреждений является работа с соотечественникаии, прохивасадин аа првдэлаыи нашей республики. Это необходимо, ирвада воего, потому что поколение, не энащав' свой язык, обычаи и ірадициа, ока-8ывавтся оторванный от своих корней.
Развитие национального самосознания связано не колько с необходимость» изучения языка, истории, культуры своего народа, ао и а заботой о развитии языка, культуры целочисленных народов, проживающих в республике. Культурно-просветитальокиа учреждения призвали организовать эту работу, проводить мероприятия ао пропаганде ее как а других республиках бывшего Союза, так и за ру-бежои. В этой деде всестороннею деятельность должны раз;ирнуть культурные центры, различные общества как Баку, так и других городов, регионов а отрая.
Значительную роль в социально-политической жизни обдестза играет активизация человеческого фактора, цривдечение его к управлений государствен. Политическая активизация йасо позволяет . реализовать все способности каждого человека. В этой связи куль-турно-прооветительсіше учреждения должны так организовать поли-тико-воопитатадьнуа работу в массах, чтобы формировать а них ' высокую сознательность и цельность, умение дат» правильную оценку общественный событиям.
Важной сферой деятельности кудьтурно-дросвезительоких учреждений является работа ао восстановлению исторической памяти
народа, пропаганде неисследованные страниц истории, что весьиа важно для усвоения прошлого, осознания настоящего и предначертания будуцего.
Культурно-просветительские учреждения должны стреииться преодолеть недостатки в области атеистического воспитания,которое должно высвободиться от односторонности. Необходимо руководствоваться вааииосвязанностьв религии о духовной культурой народа и проводить иеропркязиа ао всесторониеиу изучению роли религии в развитая.общества. Нельзя упускать из виду тот факт,что односгороинео атеистическое воспитание в пчошлэи отразилось на отношении- к религии. В этом направлении долана вестись кропотливая работа по пропаганде истории религии, ее сути и мосте в исторической провлом, 'настоящей ь будущей народа. Как известно, борьба о религией сопроваадалась разрушением религиозных памятников, многие из которых использовалиоь под разные нуады. При этоы совершенно забывалось, что религиозные очаги это святыни, которые во все времена и эпохи являлись самыми сокровенными мостами, куда устремлялись иемоіднна и несчастяыэ, искалеченные судьбой и ищущие очицения, пристанища верующие.
Все вышеперечисленные направления деятельности культурно-просветительских учреадзкйї Азербайджана в современных условиях свидетельствуют об актз'альнссги и научноЗ значимости исследования данной темы.
Степень изученности теми, интерес к изучению истории культурного строительства в исоледуеїшй период, политическому, правовому воспитанию масс, вопросам нравственного воспитания всегда находился в центре внимания исследователей. Об этом свидетельствуют труды историков. В 70-х годах активно исследовались вопроси культура, культурного строительства * ,роль комиувистичес-
I Культурная револкдия в" СССР и духовное развитие Советского общества. Свердловск..197%; (Материалы республиканской меа-вуаовской конференции): Социальные пооблемы культуры современного селе. Труди НИИ культуры.М., 1974. випуск 1,г.^Социальные проблемы культуры современного-села. Труды НИИ культуры. Л.,1975,выпуск а,т.30;Арнольдов 1.И.Культура развитого социализма.П.,1975; Актуальные вопросы культурного строительства в период развитого социализма. М. ДУ77; Лукин J0.многогранная социалистическая культура. Ы.,127?; Кик У.Я.Проблемы
_ 5 -
кой партии в развитии культурно-просветительной работы , коммунистическое воспитанна трудящихся. ' Хотя в отих трудах и било
развитии социалистической культуры.- В кн.:Культура развитого социализма.Некоторые вопросы теории и истории.U.,IS7o;BopoH-цов А.В.Культура современного села.Проблемы,перспективы роста. Л.,І979;Иовчук U.Т.,Коган Л.Н.Советская социалистическая культура.Исторический опыт-и современные проблемы.М.,1979;Баллер Э.А.Комиуниэи.Культура.Человек. 11., 1979; Актуальные проблемы развития культуры с ела. 11., 1979; Советская культура и духовный мир человека.Сборник.П.,1979; Культура в общественной систеие социалиэиа. Теоретические и методологические проблемы.а., 1984; Советская культура 70 лег развития (сб.статей.1С 80-ле-тив академика U.H.Кима.М.,1987; Культура в советской общества; Ироолеиц и перспективы развития.!!., 1988;Социально-экономические проблемы развития культуры.Ц.,1989,- -
КПСС во главе культурной революции в СССР.Н. ,1972; Украинцев В.В.КПСС - организатор культурного строительства в период развитого социализма.Н.,1375; Партийное руководство культурным развитиеи оела в услозиях развитого социализма. Ц.,1978; Кра-сильников й.Д.Партийное руководство учреаденпяіга культуры.Ы., 1980; КПСС и культурное преобразование села.й..І9Є4;Манаенков А.И.Партийные организации и культура села.М.,1984;Антоненко В.Г.Деятельность КПСС ао совершенствовании руководства культурно-просветительной работой в условиях развитого социализма. Киев. 1965,
А.Ц.Савченко. История культурно-просветительной работы в СССР. U.I970; Культурно-просветительная работа в СССР.а.,1974;Основные направления развития культурно-просветительных учреждений. а., 197і*; Культурно-лрооваїительная работа и коммунистическое воспитание.Труды Ленинградского государственного института культуры ии.гі.К.Крупсжоа,г.І5,Л.,1978;Коимунистическоб воспи-ганиа^иолодеаи в условиях развитого социализма. Саратов., -І979";Коииушіатическо'о воспитание трудящихся - составная часть строительства коммунизма.Кишинев,1980;'Га-оретика-методологичвс-кие проблемы коммунистического воспитания средствами культурно-просветительной работы.М.,1981:Коымунистическоо воспитание цуэешшмй средствами.И, ,1983;М.Х.Нуриуха«едова.Развитие сель- - ских учреждений культуры и повышение их роли в ксмыунистичес-ком воспитании трудящихся Узбекской ССР (1965-1975гг.).Авто- реф.дисс...канд.ист.наук.Таикент.1984;Г.8.3алолатникова.Интернационалистическое а патриотическое воспитание молодежи Украинской ССР в годи десятой пятилетки.Автореф.дисо...канд.ист. наук.Киев,1984;Н.Н.Костецкий.Повышать роль культурно-просветительных учреждений в коммунистическом воспитании трудящихся.' В кн."Культурно-просветительные учреждения".У.,1985;С.Д.йро-ненкова.Основные направления развития культурно-просветительной работы в СССР (I960-1987гг.).Автореф.дисо...канд.ист.наук. U.,1988;Д.Х.Бакаева.Роль культурно-просветительных учреждений в воспитании трудящихся Таджикистана (197б-198бгг.). Ачтореф. дисс...канд.йот.наук.Дуа албе.1990;В.И.Новицкий.Идейно-воспита-тельная работа грудящихся Белорусской ССР (70-80-е гг. \,Авто~-реф.ди.сс.докт.ист.наул.Минск,1990. .
иооледована деятельность кудьтурно-црооветительских учреждений, однако в них не были выявлены недостатка в их работе.Она игнорировала sol иеоопаримый факт, что деятельности втих учревденай полностью направлялась сверху. Человек, его нуади, потребности в этих трудах оставались вне поля исследователе!!, их попросту но замечали.
Труды, поовящешше культурно-просветительной работе в тех или иных регионах, освещающие различные аспекты этой работы,имеет больное значение для данного исследования.
Роль культурно-просветительной работы в повышении культурно' го уровня трудящихся на различных этапах развития общества нашла отражение в целой раде обобщзвдмх трудов , в отдельных монографиях и диссертациях. Однак), в них недостаточно вояко ана-
I Актуальные вопросы клубной работы.НИИ кулм-уры.Труды,!».81.М., 1979; Клуб и нравственное воспитание трудящихся.Й.,1980; Кра-ева л.Т. Научно-просветительная деятельность иузеев Татарской АСС? (1966~1980гг.).Куйбышев.,1985;йузееведение.Музей исторического профиля.U.,19В5;Музеи атеистической пропаганды.М., 1988; Дузь Д.П.Воспитание историей: место и роль исторических а краеведческих музеев в патриотическом и интернациональной воспитании трудящихся (на натериалах длительности музеев Украинской ССР вторая половина 50-Х-І987 гг.).Одесса.,1938: человек и современный клуб: перестройка взаимоотноваша (материалы Всеоовзиок научной конференции). иерыь,1989.
Z история Азербайджане.Баку.,1979: Советский Нагорный Карабах. Торжество ленинской национальной политикк.Баку,1983; Гулиев Дк.Б.,Ь1адатов Г.А..Надиров А.А. Советская Нахичевань.Баку., 1984; Очерки истории рабочего класса Азербайджанской ССР. Баку.-, 1987.
3 Ашуров З.Г. ВахныЙ фактор духовного развития села. Баку., 1985, (на азерб.языке), аедвдов В. Культура и социалистический образ низки. Баку,,1982, (на агерб.языке). Гаффаров Т.Б. Культурно-просветительная работа в азербайджанской деревне (1960-1980-е годы) Известия АН Азерб.ССР. Серия истории, философии и права, 1984, к 2; (на азерб.языка); его яа. Позы-' иение иатвриального благосостояния и культурного уровня сель ского населения Азербайджанежой ССР (60-е первая воловина 80-х годов).Баку.,1Э86: (на азерб.языка). Эфендиез М.А. Духовное развитие азероайдаансного села. Баку,1982 (на азерб. языке). Ахундов В.Дх.Разватие культуряо-просвегитвльзой рабо ты в Азербайджанской ССР в условиях развитого социализма (1971-1975гг.). Автореф. дисс... канд.йст.наук.Баку,1981; йамздов М.Л. Культурно-просветительная работа в Азербайдаан-ской ССР в условиях совершенствования социализма (1976-1980 годы).Авгореф. диос... йанд.ист.наук.Баку,1988.
лиэируются факторы, тормозившие зту работу. Лишь з исследовании Т.Б.Гаффарова 1 содераится новый подход к данной проблеме. В монографии говорится о состоянии нашего общества в 1960-1980-х годах и показано причины, приводимо страну к кризису.
Несмотря на наличка литературы во исслодуеиой проблем,почта все оки хронологически не охватывают исследуемый наши период. По сути 80-а годы до сах пор на били предметом самостоятельного научного рассмотрения. Наше исследование в определенной степени восполняет указанный пробел в азербайдданскоЛ историография.
Цель и задачи исследования.' В диссертации на основе комплексного изучения архивных докуыентов и других материалов, а хакаа литературы поставлена цель: исследовать деятельность культурно-просветительных учреждений в 80-ые годы, показать основные направления работ этих учревденай в указанный период, з соответствии с вьшеотмеченньш автор ставит веред собой следующие задачи:
показать, как укреплялась иатериально-техническак-база культурно-просветительских учреждений и «ла строительства, ремонтные работы и оенацение новейший оборудованиеы этих учревденай;
раскрыть дуги и фораы подготовки кадров для учреждений я выявить недостатки в этой области;
осветить воспитательную работу культурно-просветительных учреждений среди трудящихся, проводим-/» иии в 80-е годы;
- выявить новые форш воспитательной работы, направленной на активизации личности в процессе обновления общества;
раскрыть вопросы финансирования культурно-просветитель-оках учреадений.
установить этапы развития работы в застойные и перестроечные годы;
Методологическая основа и исгочниковедчеокая база исследования.
Цетодологичеокую основу исследования составляет иоторичос-кий подход к проблеме.
Гаффаров Т.Б.Образ жизни сельокого населения Азербайджана:
деформация оощечеловечеоких а национальных ценностей (1950-
1990) .Баку, 1991. ч
Для написания диссертации использованы материалы, извлечан-ные аз архива Министерства культуры Азербайджанской республика, архивов Увравления капитального строительства, планово-экономического управления. Главного управления культурно-просветительских учреждений, Главного управления кадров и учебних заведений, из архива отдела финансирования культурно-цассовой работы АСЛС, из архива Объединенной дирекции строящихся объектов социального и производственного назначения Кабинета Министров Азербайджан-oEOtt республики, нз архива Главного Увравления капительного строительства Агропроиа Азербайджанской Республики, республиканских куроов повышения квалификации работников і.ультурн Министерства культуры Азербайджанской республики, Республиканской библиотеки 1Ш.В.И.Ленина, городской дегокгй библиотеки ик.В.Г.Белиникого, Азербайджанского Государственного Музея искусств ии.Р.М.ІІустафа-ева, Республиканского иетодичеокого центра народного творчества культурно-просветительной работы Министерства культуры Азербайджанское республики, а также материалы содержащиеся в периодической печати и литературе.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней
впервые комплексно"исследуется деятельность культурно-просвети
тельных учреждений Азербайджана в 80-е годы, процесс развития
и расширения сети кул^урно-просзетительных учреадений, состоя
ние технической базы, строительство а рецонтиые' работа,обеспече
ние их необходимым 'оборудованием, кадраш. Новизной следует
иризнать к то," что в работа выявлена новые виды культурно-просветительских учреждении и показаны их роль в культурной и общественно-политической жизни рвспублики."В диссертада анализируется их "работа а.о воспитании трудящихся, выявляются некоторые причины допуценаых оаибок, трудности и пути их преодоления. В работе показано так же и то, что охвативший республику, особенно во второй половине исследуеиого"периода, экономический и политический яризио негативно отразился на росте и деятельности культурно-просветительных учреадений, однако содержание проводимой работы значительно изменилось в дучшуо схорону.
Практическая значимость и апробация результатов исоледова-
. ша*
Результаты наследования иогут быть иопольэованы:
ари создании обобдавщих трудов ло истории культуры Авер-байдхана, культурно-лрооветительиой работ;
яри чтении лекций в высвих учебных заведеннях по курсу истории культурно-просветительной работы;
ари разработке планов дальнейшего развития культурно-просветительной работы в реоИублйке;
Диссертация била обсуждена на заседании отдела яовейаей истории Музея истории Азербайджана Акадении наук Азербайджанской Республики и рекомендована к зачата. Основное содержание диссертации нашло отражение в ыатериалах научных конференций,проведенных Институтом истории Акадеіши наук Азербайджанской республики (1988-1989 гг.), в трудах научной конференции, посвященной дне восстановления Азербайджанской государственности (1991г.)» а также в докладах конференции ао актуальний сроблеиаи истории Азербайджана (1992г.). По теие исследования автором опубликовано пять статей.
Структура диссертации. Дисоертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литература.