Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Организация профсоюзами культурно-просветительской работы на территории Красноярского края в 20-х - середине 30-х гг. XX в 20
1.1. Организация культурно-просветительской работы профсоюзов 23
1.2. Основные центры культурно-просветительской работы профсоюзов ...57
Глава II. Основные направления культурно-просветительской работы профсоюзов 97
2.1. Участие профсоюзов в становлении и развитии системы образования.. 97
2.2. Формы и методы просветительской и культурно-массовой работы профсоюзов 146
Заключение 180
Приложения
Список источников и использованной литературы
- Организация культурно-просветительской работы профсоюзов
- Основные центры культурно-просветительской работы профсоюзов
- Участие профсоюзов в становлении и развитии системы образования..
Введение к работе
Актуальность темы. Россия переживает драматический период своей истории, для которого характерна борьба тенденций авторитаризма и демократизма. Победа в этой борьбе во многом зависит от того, каким будет новое политическое пространство, какое место в этом пространстве будут занимать общественные'Ър-ганизации, которые, постоянно изменяясь, продолжают развиваться как важнейший институт гражданского общества и активно участвуют в общественно-политической жизни страны. Значительную роль среди них по-прежнему играют профессиональные союзы - самая массовая общественная организация современной России. Сегодня профсоюзы выступают за достижение подлинного демократизма социально-политических отношений, стремятся обеспечить трудящимся реальную возможность влиять на позицию и действия власти, на формирование государственной политики, отвечающей интересам всего народа.
Сейчас, когда наблюдается оживление общественно-политической жизни, исследователи все чаще обращаются к истории общественных организаций, особенно - к прошлому профсоюзного движения. Предметом изучения стали организационно-хозяйственная, производственная деятельность профсоюзных организаций, противоречивый процесс вхождения профсоюзов в систему советской власти, их взаимоотношения с государственными органами и правящей партией, характер эволюции общественных организаций в ходе изменения самой власти. На региональном уровне исследуется роль местных объединений, соотношение местного и государственного управления, их взаимодействие, выявление основных тенденций их развития.
Достаточно подробно освещая все эти вопросы, исследователи обращают мало внимания или вообще обходят стороной такую интересную сферу деятельности профсоюзов, как культурно-просветительская работа. При этом некоторые из них мотивируют свою позицию тем, что культурно-просветительская работа — это выполнение несвойственных для профсоюзов функций, и ссылаются на опыт зарубежных профсоюзов. Однако как раз зарубежный опыт говорит об обратном: большинство крупных отраслевых профсоюзов Запада имеют свои культурно-
массовые и спортивные учреждения (например, в Северной Европе еще с конца XIX в. существуют организованные профсоюзами «Народные дома»).
На современном этапе социально-экономического развития Россия претерпевает сопоставимую со временем становления советской власти перестройку всей системы ценностей, и можно без преувеличения говорить о важном значении решения проблем развития культуры для модернизации страны. Переустройство России создало в обществе уникальную историческую ситуацию, в которой формируется человек, способный ориентироваться в условиях неоднозначной социальной жизни, поэтому дальнейшее развитие общества невозможно без повышения роли и значения культуры. Ключевой проблемой российской культуры становится сохранение ее самобытности, а также сохранение достижений советского периода, когда все социальные слои населения имели возможность повысить свой культурный уровень.
В настоящее время основная масса трудящихся теряет доступ к культурным ценностям. Под угрозой исчезновения оказался бесценный пласт народной культуры, связанный с развитием творчества в трудовых коллективах, а также с национальными традициями. При этом следует исходить из того, что важная роль в формировании народной культуры принадлежит профсоюзам. Реформирование экономики негативно отражается на социально-культурной сфере. Углубление кризиса, спад производства, сокращение бюджетного финансирования этой сферы приводят к разрушению созданной в течение десятилетий системы оздоровления, отдыха, духовного развития трудящихся, их семей, создают предпосылки для нравственной деградации.
Учреждения социально-культурной сферы, находящиеся в ведении профсоюзов, не получают достаточной государственной поддержки. В то же время в условиях экономической нестабильности резко повысилась стоимость культурного обслуживания, значительно сокращается объем предоставления бесплатных услуг для малообеспеченных категорий населения. Сокращение финансирования приводит к тому, что многие профсоюзные организации вынуждены отказываться от содержания своих учреждений культуры, перепродавать их другим собствен-
никам. Теряется высококвалифицированный кадровый персонал. Ранее доступное всем становится элитарным, происходит процесс отчуждения малообеспеченных слоев населения от культурных ценностей. Конечно, можно считать этот процесс неизбежным, вызванным переживаемым страной переходным периодом. Но, активно занимаясь экономическими преобразованиями, власть не должна забывать о том, что культура наравне с экономикой и политикой - постоянный компонент общественного развития.
В 20-х гг. XX в. перед страной стояли не менее сложные проблемы, чем сейчас, особенно в ходе восстановления народного хозяйства. Тем не менее, советское правительство уделяло немало внимания повышению образовательного и культурного уровня трудящихся, понимая, очевидно, что без образованного, культурного человека будет невозможно построить новое государство, в котором этот человек должен занять соответствующее место. Культурно-просветительской работой в той или иной мере руководили и партия, и подчиненные ей общественные организации, включая профсоюзы. Но поскольку советское государство должно было придерживаться тезиса о его пролетарском характере, то существенное значение приобретала деятельность профсоюзов как массовой организации трудящихся.
В наши дни идет поиск общенациональной идеи. Культурно-просветительская работа в 1920-30-х гт. внесла заметный вклад в формирование будущей социально-культурной сферы общества. В то же время, существуя в рамках советской идеологии, эта работа способствовала ее утверждению как системы ценностей советского общества. Обращение к мировоззренческому аспекту поможет обществу построить культуротворческую деятельность на принципах идеологической эффективности. Это потребует использования всего культурного потенциала страны, и профсоюзы, которые внесли немалый вклад в развитие культурной сферы, в состоянии стать полноправными участниками этого процесса. Их исторический опыт может и должен стать еще одним ключом к пониманию необходимости сочетания социально-экономических преобразований и культурного развития российского общества.
Историография темы. Становление историографии профсоюзного движе-
/ ния началось в 20-х гг. XX в. В этот период были предприняты первые шаги по
Т"
изучению истории рабочего движения и профсоюзов. С 1919 г. при ВЦСПС начала функционировать инструкторская школа, из которой впоследствии выросла Высшая школа профсоюзного движения, что оказало заметное влияние на изучение истории профсоюзов. Началось систематическое исследование опыта профсоюзов, вокруг школы стали концентрироваться крупные научные силы. Первоначально это были видные общественные деятели, стоявшие у истоков советского профдвижения: СВ. Косиор, Я.Э; Рудзутак, Н.М. Шверник, И.И.Минц, С. А. Пи-
&"' онтковский и другие. Они в той или иной мере затрагивали вопросы культурного строительства.1
В ноябре 1920 г. V Всероссийская конференция профсоюзов приняла постановление «Об изучении истории российского профсоюзного движения», и для этого была создана специальная комиссия «Истпроф». Подобные комиссии возникали при центральных комитетах отраслевых профсоюзов, республиканских и губернских советах профорганизаций. Истпрофы провели сбор документов, издали ряд сборников. В 20-х гг. появились краткие публикации по истории отрасле-
, вых профсоюзов и региональных объединений. В основном это были воспомина-
ния непосредственных участников рабочего и профсоюзного движения.
Несмотря на то, что чаще всего публикации готовились к различным юби
лейным датам с большим акцентом на отчетность, в них можно найти много цен
ного документального материала. В исследованиях того времени выделялись наи
более актуальные проблемы в деятельности профсоюзов. При изучении профсо
юзного движения в восстановительный период главное внимание уделялось про
блемам развития демократии в профсоюзах, их организационной перестройке,
участию в восстановлении промышленности, роли в повышении трудовой актив
ности масс. Появляются также публикации, посвященные культурно-
' просветительской работе профсоюзов. Так как в годы восстановительного перио-
1 История профсоюзов России. - М., 1999. Сб.
2 См.: Культурно-просветительская работа профсоюзов Москвы. - М., 1925.
да профсоюзы в этой области первостепенное значение отводили ликвидации безграмотности и организации профессионально-технического обучения, то первые работы в основном освещали именно эти моменты. Интересным можно назвать исследование Ф.М. Сенюшкина,3 где содержится богатый статистический материал по проблеме ликвидации безграмотности.
С начала периода реконструкции и до конца второй пятилетки появляются несколько работ Н. Евреинова4, но их вряд ли можно назвать серьезными историческими исследованиями. Поскольку сам Евреинов был одним из профсоюзных функционеров, в его книгах преобладают «руководящие указания» по ведению культработы. Но и оттуда можно почерпнуть много интересного материала, особенно для изучения динамики культурно-просветительской работы, а также теоретической базы профсоюзной деятельности в области культработы.
Особенностью работ, опубликованных на рубеже 1920-30-х гг., является постепенное расширение источниковедческой базы. Заметно улучшилась постановка архивного дела (в сентябре 1930 г. даже появился Центральный архив профсоюзов), стали издаваться тематические сборники документов по истории профсоюзов. Это способствовало специализации исследователей и конкретизации проблем истории профдвижения. Именно в начале 30-х гг. была сформирована ис-точниковая база истории профсоюзов, стали функционировать их архивы. С этого времени начинается комплектование сборников документальных материалов, но изданий, посвященных различным направлениям культурно-просветительской работы, не появилось. Вероятно, это было связано с тем, что в годы первых пятилеток она носила довольно противоречивый характер, и недостатков при ее проведении было значительно больше, чем достижений. Власти же выставляли напоказ только те стороны жизни общества, где, как они считали, удалось добиться каких-либо успехов в деле социалистического строительства.
С середины 1930-х до середины 1950-х гг. произошло резкое снижение уровня исследований в области профдвижения. После разгрома «правых оппорту-
3 Сенюшкин Ф.М. Культурная работа профсоюзов. - М., 1925.
4 Евреинов Н.Н. Состояние и задачи культурно-просветительской работы профсоюзов. - М., 1928; Он же. О свое
образном кризисе профсоюзов и об их новых задачах. - М., 1936; Культработа. Сборники по культработе проф
союзов / под ред. Н.Н. Евреинова. - М., 1929.
нистов» новый руководитель профсоюзов Н.М. Шверник принял решение о ликвидации истпрофов, которые к тому времени успели накопить богатый документальный материал. Изучением профсоюзной истории стала заниматься небольшая подсекция при Коммунистической академии, которая очень скоро исчезла вместе с профсоюзным архивом.
К концу 30-х гт. в условиях угрозы войны усилия историков сконцентрировались на проблемах укрепления экономического и оборонного потенциала страны. Актуальными стали исследования деятельности профсоюзов по организации стахановского движения, социалистического соревнования, повышения трудовой активности масс, и в журнале «Вопросы профдвижения» было опубликовано несколько статей по этой тематике.
Новый этап в историографии российского профсоюзного движения начался с середины 50-х гг., когда был открыт частичный доступ к документам, хранившимся в партийных и государственных архивах. В эти годы заметно усилился интерес исследователей к профсоюзной работе в 1920-30-х гг., не обошли стороной и культурно-просветительскую работу. Появляются исследования И.Маркова, А.В. Кольцова, П.Ф. Молоко, И.Т. Квасовцева, коллективные труды, освещавшие участие профсоюзов в культурном строительстве, специфические аспекты их работы в области просвещения, в продвижении культуры в деревню, содействии в трудовом воспитании.5 Серьезный вклад в изучение проблемы внес В.И. Носач, в исследованиях которого рассматривается становление системы культурно-просветительской работы профсоюзов, формирование органов руководства этой работой, развитие и укрепление материально-технической базы учреждений профсоюзного культпросвета, ликвидация неграмотности и малограмотности трудящихся, организация технического всеобуча, развитие производственной пропаганды, культурного шефства.6
Серьезным недостатком большинства публикаций можно назвать тот факт,
5 Марков И. Советские профсоюзы в период завершения строительства социалистического общества. - М., 1952.;
Кольцов А.В. Культурное строительство в РСФСР в годы первой пятилетки. - М.-Л., I960; Молоко П.Ф. Основ
ные этапы развития культурно-просветительской работы профсоюзов СССР.-Л., 1962; Квасовцев И.Т. Совет
ские профсоюзы и культурное строительство в годы второй пятилетки. - М., 1973.
6 Носач В.И. Профсоюзы в борьбе за создание социалистической культуры (октябрь 1917-1920 гг.). - Л., 1974; Но
сач В.И., Ушанов А.А. Советские профсоюзы в борьбе за социалистическую культуру (1917-1937 гг.). - М., 1986.
что зачастую историки при помощи одного и того же статистического материала в очередной раз доказывали уже известные истины и ограничивались общими фразами. Вполне естественным для советской историографии следует признать и то обстоятельство, что во всех работах под влиянием теории «приводного ремня» деятельность профсоюзов рассматривается исключительно под руководством партии и не учитывается их внутренняя специфика. Эти работы неравноценны, возможно, в чем-то устарели, носят ограниченный характер. Однако они представляют большую общественно-историческую ценность, содержат богатый конкретный материал.
К 90-летию профсоюзов России с учетом недавно открывшихся новых возможностей была проведена большая работа по изучению их истории, опубликовано несколько трудов. Правда, и в этих работах культурно-просветительской деятельности профорганизаций отведено очень немного места.7
Самым серьезным новым исследованием по истории профсоюзов страны является коллективный труд «История профсоюзов России», который вышел в 1999 г. Культурно-просветительской работе отведены специальные главы, где достаточно широко показаны самые разнообразные стороны профсоюзного культпросвета. Особое внимание уделяется ликвидации безграмотности, культурно-массовой работе, помощи профсоюзов деревне в восстановительный период, участию профорганизаций в культурной революции, повышению уровня технической грамотности.8
Историография культурно-просветительской работы профсоюзов на региональном уровне широкого распространения не получила. В последние годы историки стали заполнять эту нишу,9 но в историографии профсоюзных организаций Сибири эта проблема до сих пор не разработана. Правда, еще в начале 1940-х гг. И.А. Сериковым была сделана первая попытка дать разрозненные сведения об общественных организациях Красноярского края, но эта публикация представляла
7 Профсоюзному движению России - 90 лет. - М.: АТиСО, 1996; Профсоюзам России - 90 лет. - М.: АТиСО,
1996; Юргенс И.Ю., Можаев В.Е. Профсоюзы: вчера, сегодня, завтра. - М.: АТиСО, 1996; У истоков профсоюзно
го движения в России. - М., 1998.
8 История профсоюзов России. - М., 1999.
9 Зилова К.Н. Культпросвет совета профсоюзов рабочих и служащих КВЖД в 1920-1922 гг. // Дальневосточная
республика - Северо-Восток Китая. - Хабаровск, 1998.
собой скорее описание краеведческого плана, нежели работу исторического характера.10
Затем на протяжении почти полувека серьезного изучения проблемы не велось. За исключением небольшой публикации В.Н. Козюра, работ, каким-либо образом затрагивающих вопросы участия профсоюзов в культурном строительстве в 1920-30-х гг., не появилось. К сожалению, и это единственное исследование посвящено лишь одному из направлений деятельности профсоюзов - ликвидации неграмотности.
Только в 1980-90-х гг. появляются первые исследования, посвященные про-светительской деятельности профсоюзов, проблемам развития рабочих клубов. Особенно следует отметить труды новосибирского историка Е.Э. Казакова, который в ряде публикаций анализирует разные стороны культурно-просветительской работы профсоюзов Сибири: проблемы функционирования рабочих клубов, деятельность профсоюзных библиотек, политическое просвещение трудящихся, развитие технического творчества трудящихся, участие в становлении физкультурного движения в Сибири.
Кроме того, несмотря на отсутствие специальных исследований культурно-просветительской работы профсоюзов, отдельные сведения по этой теме можно найти в монографиях и статьях, посвященных всей системе культурно-просветительской работы в Сибири и в Красноярском крае. Общие вопросы куль-
Сериков И.А. Красноярский край: (Экон.-геогр. обзор). - Красноярск, 1940.
11 Козюра В.Н. Профсоюзы - помощники партии в борьбе за ликвидацию неграмотности в 1921-1925 гг. // Некото
рые вопросы из истории борьбы партийных организаций Восточной Сибири за осуществление ленинского плана
строительства социализма. - Иркутск, 1968. - С.61-67.
12 Буторин В.П. Попрание демократии: О рабочих клубах Сибири в 20-30-е гг. // Проблемы культуры в условиях
Сибири и перестройки. - Кемерово, 1990; Дащенко В.И. Деятельность профсоюзов Сибири по вовлечению рабо
чих в управление производством (1926-1932 гг.): Дисс.канд. ист. наук. - Новосибирск, 1990;
13 Казаков Е.Э. Подготовка профсоюзных кадров в Западной Сибири в годы второй пятилетки. // Великий Октябрь
и социалистические преобразования в Сибири. - Новосибирск, 1980; Он же. Перестройка работы профсоюзов Си
бири в годы первой пятилетки. - Там же; Он же. Профсоюзы Сибири в 20-30-е гг.: учеб. пособие. - Новосибирск:
изд-во НГУ, 1982; Он же. Деятельность партийных и профсоюзных организаций Западной Сибири по повышению
культурного уровня рабочих в 30-е гг. // Партийное руководство культурным строительством Сибири. - Новоси
бирск: изд-во НГУ, 1984; Он же. «Школа коммунизма» или опора административно-командной системы: (ВКП (б)
и профсоюзы Сибири. 1926-1937 гг.). - Новосибирск, 1991. Он же. Участие профсоюзов Сибири в развитии здра
воохранения и физкультуры в первое десятилетие советской власти (вторая половина 20-х - 30-х гг.) // Из истории
общественных организаций Сибири. - Новосибирск: изд-во НГУ/ под ред. Казакова Е.Э., 1993; Он же. Работа
профсоюзных библиотек в 20-30-е гг. // Из прошлого Сибири. - Новосибирск, 1994; Он же. Техническое творчест
во и профсоюзы Сибири в 30-е гг. // Из прошлого Сибири. - Новосибирск, 1996; Он же. Из опыта агитационной
работы профсоюзов Сибири в 20-30-е гг. // Общественно-политическая жизнь Сибири в XX веке. - Новосибирск,
1997.
турно-просветительской работы профсоюзов нашли отражение в статье И.Ф. Беляка, опубликованной в сборнике «Славное сорокалетие». В ней автор отмечает, что важной организационной формой культурной деятельности среди рабочих были клубы, и особой популярностью пользовались именно профсоюзные клубы.14 Вопросы организационной и финансовой помощи профобъединений решению задач ликвидации безграмотности в начале первой пятилетки затрагивает в своей монографии В.В. Рукосуева. Она активно использует фонды ВЦСПС, материалы заседаний Сибирского краевого съезда профсоюзов.15 Л.И. Боженко в исследовании «Культурно-просветительская работа в Сибири» указывает на то, что в ноябре 1920 г. В. И. Ленин потребовал выдвинуть на первый план производственную пропаганду. Автор отмечает, что в регионах эту работу вели культотделы губернских советов профсоюзов и подробно рассказывает о том, как была поставлена производственная пропаганда в крупных промышленных районах Сибири, об основных формах и методах этой работы.16
В 1970-х гг. появляется ряд исследований, анализирующих изменения культурно-технического уровня трудящихся. Огромный интерес представляют монография и статья А.С. Московского, где изучается деятельность различных организаций, в том числе профсоюзов, по ликвидации неграмотности среди рабочих, а также рассматривается процесс повышения культурно-технического уровня трудящихся и его основные формы. Особое внимание Московский уделяет вопросам производственной подготовки рабочих и особой роли профсоюзов в этой сфере, освещает организацию кружков по изучению новой техники, проведение профсоюзных олимпиад художественной самодеятельности, деятельность клуба им. К. Либкнехта в Красноярске, культурное шефство профсоюзов Сибири в сельской местности. Отметим при этом, что авторы подобных работ всегда отдавали приоритет росту технической грамотности рабочих по сравнению с их культур-
14 Биляк И.Ф. Культурное строительство в восстановительный период.// Славное сорокалетие. - Красноярск, 1957.
15 Рукосуева В.В. Культурно-просветительская работа в Красноярском крае в годы довоенных пятилеток. - Ново
сибирск, 1969.
16 Боженко Л.И. Культурно-просветительская работа в Сибири. - Томск, 1967.
17 Московский А.С. Рост культурно-технического уровня рабочих Сибири. - Новосибирск, 1979. Он же. Техниче
ское творчество рабочих Сибири в период социалистического строительства // Сибиряки в борьбе за власть Сове
тов, за защиту социалистического Отечества. - Кемерово, 1990.
ным ростом.
Подробный анализ историографии культурного развития рабочих Сибири, изучение не только общих условий, содержания и руководства культурной работой, но и исследование культурных процессов в среде рабочих можно найти в трудах Ю.Г. Марченко. Особенно интересна работа «Очерки истории культурного развития рабочих Сибири», в которой автор говорит о целесообразности использования различных культурологических терминов применительно к проблеме изучения изменений, происходивших в рабочем классе. Марченко резко критикует использование понятий «рост», «подъем», «повышение» по отношению ко всем культурным переменам, происходившим в рабочем классе. Он также соглашается с теми, кто считает, что термин «культурно-технический уровень» сводит всю культработу к производственным задачам, и предлагает использовать более уместный термин «культурное развитие»19.
Отдельные «вкрапления» сведений о культурно-просветительской работе можно найти в публикациях, посвященных истории отраслевых профсоюзных организаций20, но при этом невозможно проследить, как в целом проходила культработа на местах.
Таким образом, отдельные вопросы культурно-просветительской работы профсоюзов нашли отражение в сибирской историографии профсоюзного движения. Однако эти немногочисленные попытки не дают целостного представления о ней. Правильно отмечая общие закономерности в развитии культурно-просветительской работы профсоюзных объединений, авторы не смогли показать специфику ее проведения, уделили недостаточно внимания ее многообразию, часто ограничиваясь простыми упоминаниями о том, что профсоюзы тоже принимали участие в повышении культурного уровня трудящихся.
18 Марченко Ю.Г. Становление и развитие системы общего образования рабочих Сибири (1923-1928 гт.) // Очерки
истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. - Новосибирск, 1972. - С.155-175; Он же. Очерки
истории культурного развития рабочих Сибири (1920-1928 гг.). - Новосибирск, 1977; Он же. Художественное про
свещение рабочего класса Сибири в 20-е годы // «Известия Сиб. отд. АН СССР». - 1973 - № 1.
19 Он же. Очерки истории культурного развития рабочих Сибири. С.14-15.
20 Горняки Сибири. Революция и гражданская война: Профсоюзное строительство. 1917-1922 гг. - Новосибирск,
б.г.; Буторин В.П. Профсоюзы работников искусства Сибири (1917-1930 гт.) // Бахрушинские чтения Вып. 1. - Но
восибирск, 1972; Быстренко В.М. Профсоюзы сельскохозяйственных и лесных рабочих Сибири. - Новосибирск,
1993.
Документальную базу исследования составляют ранее не публиковавшиеся архивные материалы. Изучены фонды Енисейского губернского совета профессиональных союзов (р-163) и Окружного совета профсоюзов (р-324), краевого бюро ВЦСПС (р-968), фонды красноярских окружных отделений союзов работников земли и леса (р-150), кожевников (р-154), медицинских и санитарных работников (р-157), транспортников (р-189), текстильщиков (р-310), хранящиеся в Государственном архиве Красноярского края (далее — ГАКК). Эти фонды содержат директивы ВЦСПС, материалы заседаний культурно-просветительских комиссий отраслевых союзов, циркуляры по организации производственной пропаганды, инструкции по созданию культурно-просветительских учреждений, документы, касающиеся образования культфондов, ведомости расходов и приходов, материалы конференций и съездов культурно-просветительских комиссий, протоколы совещаний их руководителей.
В Центре хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (далее — ЦХИДНИ КК) были изучены фонды Енисейского губернского комитета партии (ф.1), Красноярского окружного (ф.10) и краевого (ф.26) комитетов партии, городских комитетов (ф.15, ф.16, ф.17). Были использованы материалы фонда Истпарта (ф.64). В документах этих фондов отражено партийное руководство профсоюзами, в том числе и их культурно-просветительской работой.
В Государственном архиве Новосибирской области (далее - ГАНО) в фондах Сибирского краевого совета профсоюзов (р-512, р-627) содержатся документы, которые позволили наиболее полно осветить взаимоотношения центральных и региональных профсоюзных органов, собрать богатый статистический материал по ликвидации неграмотности, сведения об организации основных центров культурно-просветительской работы в 1922-1930 гг. Здесь же содержатся основные нормативные документы, которыми надлежало руководствоваться местным профсоюзным работникам. Кроме этого, были использованы документы фондов Сибирских краевых отделов союзов железнодорожников (р-1155), строителей (р-526), работников земли и леса (р-518), освещающие их деятельность в области образования.
В Государственном архиве новейшей истории Иркутской области (далее -ГАНИИО) был исследован фонд Восточно-Сибирского краевого совета профсоюзов (р-2280), который представлен богатым материалом по ликвидации неграмотности среди новых слоев рабочих, проведению мероприятий, связанных с внедрением всеобщего начального образования и политехнизации школ, по организации профессионально-технического образования, физкультурной работе. Также были изучены документы, касающиеся культурно-просветительской работы совета профсоюзов Таймырского национального округа.
В Государственном архиве Российской Федерации (далее - ГАРФ) изучен фонд Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов (р-5451), в котором хранятся постановления, резолюции, директивные и циркулярные документы, справки, доклады и решения центральных профсоюзных органов, отчеты губернских, краевых, районных советов профсоюзов и центральных комитетов отраслевых профсоюзов.
Ценные сведения о работе профсоюзов в провинции были обнаружены в городских архивах Минусинска, Канска и Ачинска. В Архиве г. Минусинска (далее - ATM) были изучены документы фондов Минусинского уездного бюро профсоюзов (р-29) и Минусинского райпрофсовета (р-308), уездных и окружных отделений союзов работников земли и леса (р-87), просвещения (р-117) и металлистов (р-176). В этих фондах содержатся копии циркуляров, резолюции и отчеты о просветительской работе, организации массового отдыха трудящихся, итогах процесса ликвидации неграмотности в Минусинском регионе. Немногочисленные данные о ходе культурно-просветительской работы в середине 30-х гг. были проанализированы в ходе изучения документов фонда Канского районного совета профсоюзов (ф. 142). Немало полезных материалов было использовано после ознакомления с фондами Архивного отдела администрации г. Ачинска (далее -АОАА): Ачинского уездного бюро (р-286), окружного совета (р-355), районного совета профсоюзов (р-359), окружных отделений профсоюзов работников кожевенной промышленности (р-401), советских и торговых служащих (р-269, р-271), работников просвещения (р-415), земли и леса (р-285).
Текущий архив Красноярского краевого краеведческого музея (далее -КККМ) предоставил недавно обнаруженные документы о работе профсоюзов, что позволило включить в исследование «живой материал»: листовки об открытии курсов, объявления из профсоюзных газет, афиши профсоюзного театра и т.д.
В исследовании использованы также опубликованные документы. Прежде всего, это материалы второго тома сборника «Профсоюзы СССР. Документы и материалы», где можно найти постановления ВЦСПС за 1920-1937 гг. В брошюрах «Состояние работы профсоюзов Красноярского округа» за 1927 и 1928 гг. опубликованы отчеты красноярского окружного совета профсоюзов, подготовленные для окружного и краевого съездов. Использовались также сборники документов «Резолюции и постановления IV окружного съезда профсоюзов», «Резолюции II краевого съезда профсоюзов», «Всесоюзное культсовещание. Резолюции Всесоюзного культсовещания», «В помощь профработе. Руководящие материалы по работе профсоюзов» и «Культурно-просветительское строительство в Сибири в 1917-1941 гг.».
Еще одним важным источником стала периодическая печать («Бюллетень ВЦСПС», «Правда», и особенно газета «Красноярский рабочий»), которая помогла воссоздать общую картину исследуемого периода. Следует отметить, что это довольно противоречивый источник информации. С одной стороны, из-за обилия критических материалов на первый взгляд может показаться, что вряд ли в культурно-просветительской работе вообще были успехи (а печать намеренно акцентировала внимание на недостатках). Но, с другой стороны, благодаря тому, что многие корреспонденты сами вели непосредственную работу в профсоюзах, в клубах и красных уголках, их сообщения нельзя считать недостоверными. К тому же тот факт, что к концу 1920-х гг. заметки рабочих корреспондентов стали носить позитивный характер, говорит об очевидных успехах в области культурного развития рабочих.
Методологическую основу работы составили научные исследования по проблемам профсоюзного движения. Через призму базовых принципов (устремленность к социальной справедливости, построение справедливого общества, за-
щита прав и интересов трудящихся), то есть через «профсоюзное измерение», можно попытаться по-настоящему понять жизнь государства, долгое время считавшегося рабочим.
Исходя из партийной установки о наличии определенных социально-классовых интересов у различных слоев общества, советская наука отводила важную роль рабочему классу как субъекту исторического процесса (используя при этом как тождественное понятие термин «трудящиеся»). Считалось, что именно трудящиеся оказывают решающее влияние на развитие общества, поэтому история советских профсоюзов должна выступать в неразрывной связи с историей советских трудящихся.
Поскольку трудящиеся, безусловно, отличаются пестротой социального и политического состава, культурного и образовательного уровня, то необходим многомерный и всесторонний подход к их изучению как сложной системы. Историю профсоюзного движения также следует рассматривать во всем многообразии деятельности профсоюзов, основной функцией которых является социальная защита своих членов. При этом защитная функция выступает в органическом единстве с другими функциями, важное место среди которых занимает культурно-просветительская работа.
Культурно-просветительская работа профсоюзов является неотъемлемой частью общегосударственной работы по повышению культурного уровня трудящихся, которой одновременно занимались как партийные организации, так и общественные организации. Культурный процесс тесно связан с историческим развитием страны, от которого напрямую зависит финансирование культуры, ее развитие в центре и на местах, приобщение к культурной жизни широких слоев населения. Поэтому культурно-просветительскую работу следует изучать в реальных противоречиях общественно-политической жизни в исследуемый период.
Тем не менее, анализируя культурно-просветительскую работу профсоюзов как составную часть социалистической реконструкции, необходимо отказаться от традиционного подхода к культурной революции, когда изменения культурных процессов выступают как следствие социально-экономических и технологических
преобразований. Культурно-просветительская работа должна быть осмыслена с точки зрения ее нравственной, гуманистической направленности, как часть всей духовной жизни общества, с учетом условий для ее дальнейшего совершенствования.
В работе использован конкретно-исторический подход, взятый в его культурологическом аспекте, и следующие принципы и методы исследования:
принцип историзма, позволяющий рассматривать явления и события с позиций всестороннего анализа эпохи, в которую они происходили;
комплексный и критический анализ событий и явлений позволил соблюсти принцип объективности, столь важный при историческом исследовании;
системный подход, предполагающий установление взаимосвязей между событиями;
выборочный метод, позволяющий провести анализ какой-либо части процесса или явления при отсутствии полной информации о нем;
сравнительный метод, требующий выявления закономерностей исторического процесса.
Исходя из актуальности, степени изученности темы, ее методологического обоснования, следует определить цель исследования - воссоздать целостную картину культурно-просветительской работы профсоюзов, что позволит в известной мере восполнить пробел в изучении профсоюзного движения на территории края в 1920-30-х гг. В связи с этим поставлены следующие задачи исследования:
изучить принципы организации профсоюзной культурно-просветительской работы в регионе как одной из важных сторон деятельности профорганизаций;
определить, является ли культурно-просветительская работа естественным направлением профсоюзной деятельности;
выявить основные формы и методы просвещения трудящихся и поднятия их культурного уровня;
проанализировать качество этой работы и выяснить, в чем заключается
ее специфика;
- установить степень взаимодействия профсоюзных и партийных органов
при проведении культурно-просветительской работы;
- выявить ее общие закономерности и региональные особенности.
Объект изучения — профессиональные организации, действовавшие на территории Красноярского края в 20-30-х гг. XX в. Предмет исследования - культурно-просветительская работа профсоюзов как важное условие формирования социально-психологического и духовно-нравственного облика трудящихся.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1920 г. до середины 30-х гг. Именно в это время происходило формирование социально-культурной сферы профсоюзов. Нижний предел связан с тем, что в 1920 г. на территории Енисейской губернии закончилась гражданская война, и профсоюзы, в годы потрясений почти не уделявшие внимания культурной работе среди своих членов, стали постепенно оживлять ее. Верхняя точка определяется тем, что в этот период культурно-просветительская работа приобрела системность, была организационно оформлена (создана крепкая материально-техническая база, решены вопросы с финансированием культурно-просветительской работы и проблемы обеспечения ее квалифицированными кадрами) и стала еще одним важным средством влияния на сознание трудящихся. Однако к этому следует добавить, что в архивах практически не отложились материалы второй половины 1930-х гг., что, вероятно, было связано с общей ситуацией в стране, разгоном истпрофов, закрытием профсоюзных архивов и т.п. Помимо этого, начиная с 1934 г. в архивных фондах встречаются только материалы отраслевых профсоюзов, по которым достаточно сложно восстановить целостную картину культурно-просветительской работы на отдельно взятой территории.
Исследование ограничено территориальными рамками Красноярского края, который до 1925 г. имел статус Енисейской губернии, затем входил в состав Сибирского, а в 1930-1934 гг. - Восточно-Сибирского края. Территория Красноярского края имеет ряд особенностей, наложивших отпечаток на деятельность профсоюзных органов, и в миниатюре отражает российскую действительность.
Значимость региона, такие специфические его особенности, как низкий уровень экономического развития, относительно небольшая численность рабочих, отсутствие традиций профсоюзного движения, многонациональность, использование труда заключенных в большей степени, чем в других регионах, географическое положение (в частности, большая протяженность территории) — все это создавало особую сложность при проведении культурно-просветительской работы.
Научная новизна работы заключается в том, что исследуемая проблема в историографии профсоюзов Сибири и Красноярского края разработана недостаточно полно. Представленная диссертация - одна из первых попыток комплексного исследования темы в указанных хронологических и географических рамках. Его результаты во многом основаны на архивных материалах, впервые вводимых в научный оборот.
Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы могут быть использованы современными культурно-просветительскими учреждениями профсоюзов, а также в преподавательской и исследовательской работе: при разработке курса краеведения, при написании монографий по истории профсоюзного движения в крае, при подготовке лекций для чтения на профсоюзных курсах и др. Выбор темы исследования не в последнюю очередь был обусловлен желанием обратить внимание общества на то, какую огромную роль играли и призваны играть профсоюзы в деле духовного развития населения.
Апробация основных положений диссертации проводилась на научно-практических конференциях: «Молодежь и наука на пороге XXI в.» (май 2000 г.), «Освоение и развитие Сибири в XVI-XX вв.» (май 2001 г.), «VI духовно-исторические чтения» (июнь 2001 г.), «Народное образование в Красноярском крае: III краеведческие чтения» (декабрь 2001 г.), «VII духовно-исторические чтения» (апрель 2002 г.), «Межвузовская конференция студентов и аспирантов, посвященная 375-летию г. Красноярска» (май 2003 г.).
Организация культурно-просветительской работы профсоюзов
5 июня 1920 г. состоялся II съезд профсоюзов Енисейской губернии. Одной из самых важных задач он назвал организацию культурно-просветительской работы для преодоления отсталости рабочих масс и «повышения их культурного самосознания», а также подчеркнул, что эта работа «должна быть построена на классовой основе».15 Поскольку, в отличие от государственных и партийных органов, профсоюзы были массовыми организациями, они строились на принципе самодеятельности объединяемых ими трудящихся. В силу этого культурная работа профсоюзов носила характер не простого подражания государственным просветительским органам, а основывалась именно на этой самодеятельности рабочих масс и их потребностях в области культуры.
По мнению организаторов профсоюзного движения, определенные ими задачи адекватно отражали интересы самих трудящихся. Поэтому наряду с «организацией классовой идеологии пролетариата», объединяемого в профессиональные союзы, на первый план выходила «необходимость быстрого подъема культурного уровня рабочих, максимальное удовлетворение их запросов в области просвещения и приобщения к культуре».
Высшим руководящим органом культурно-просветительской работы профсоюзов Енисейской губернии был Культурный отдел Губернского совета профсоюзов (далее - Культотдел Губпрофсовета), который в своей деятельности руководствовался указаниями Культотдела ВЦСПС, и ему старались всячески содействовать отраслевые союзы, где создавались подобные отделы. До II съезда профсоюзов Культотдел практически никакой работы не вел, потому что Губ-профсовет был завален организационными проблемами и не мог уделять его работе должного внимания. После съезда было выработано несколько инструкций, согласно которым Культотдел был призван решать следующие задачи:
- руководство культурно-просветительской работой отдельных союзов;
- проведение в жизнь заданий Наркомпроса в деле школьного и внешкольного образования;
- «насаждение» профессионально-технического образования, немедленное открытие во всех профсоюзах кратко- и долгосрочных курсов для подготовки квалифицированных рабочих и школ фабрично-заводского ученичества (это было очень важно, поскольку в условиях, когда страна решала проблемы экономического восстановления, особенно остро ощущался недостаток квалифицированных рабочих — А.К.);
- организация представительства в местных органах Наробраза и его подотделах, Пролеткульта, Профобра и пр.;
- открытие школ подготовки работников профдвижения и курсов по созданию рабочих кадров административного персонала;
- ликвидация политической и гражданской безграмотности.
В целом вся работа должна была быть «пропитана производственным содержанием», поскольку «состояние культуры зависит от состояния произведет-ва».19
Основные центры культурно-просветительской работы профсоюзов
После окончания гражданской войны, в условиях, когда культурно-просветительская работа профсоюзов только-только становилась на ноги, вопрос том, где ее проводить, был одним из самых серьезных. Руководство союзов на первых порах отводило под культработу какие-то неприспособленные для ее це лей помещения. В лучшем случае здесь появлялись небольшие библиотеки, крас ные уголки, читальни, но главное место предстояло занять рабочим клубам, где профсоюзы должны были сосредоточить почти всю свою деятельность в области образования и просвещения. Все клубы должны были иметь и библиотеку, и чи тальню, а также шахматные столы. При них по возможности следовало открывать кружки и студии. В 1920 г. таким клубом обслуживались только рабочие союза железнодорожников, так как он являлся самым крупным объединением и мог обеспечить себя всем необходимым.
Рабочий клуб, который являлся центральным местом практической культурно-просветительской деятельности профсоюзов, должен был стать местом, где желающие могли бы действительно отдохнуть, поэтому клубная работа строилась на «потребностях объединяемых профсоюзами рабочих». В то же время профсоюзные работники для клубных программ предполагали брать только то, что «является приятным и полезным для трудящегося и не разлагает его», а это позволи-ло бы привлечь в клубы как можно больше членов профсоюзов. Таким путем обеспечивалось бы выполнение еще одной важной задачи, стоявшей перед профсоюзами вплоть до 1924 г., — «постановка твердой сети клубов как опорных пунктов культурной деятельности среди рабочих».3
До II губернского съезда профсоюзов работа культурно-просветительского характера велась в каждом союзе отдельно. Съезд принял решение централизовать культурные силы профсоюзов, и теперь отдельные союзы не могли сами открывать свои библиотеки, читальни, клубы и т. п. Все обязанности были возложены на Культотдел, который организовывал районные клубы, и население, нуждающееся в отдыхе, получало его именно в таких клубах, не теряя времени на посещение клуба своего союза, который очень часто находился на другом конце города. Каждое крупное предприятие, по возможности, организовывало свой рабочий клуб, остальные объединялись по территориальному признаку.4
В 1921 г. Культотдел ом Губпрофсовета был поставлен вопрос о создании Центрального рабочего клуба, который стал бы опорой всей культурно-просветительской деятельности в Красноярске и образцом для уездных организаций. И уже в ноябре Центральный клуб профсоюзов стал функционировать. На первых порах он обслуживал только работников союзных культотделов: для них устраивались семейные вечера, на которых сначала проходили беседы и дискуссии по вопросам культурно-просветительской работы, после чего устраивались выступления с музыкальными номерами, пением и декламацией.
Организация отдыха в виде семейных вечеров была неплохим решением. Во-первых, все члены семьи, вплоть до детей, занятых в детской труппе, участвовали в работе клуба, а во-вторых, сами семейные вечера, по словам корреспондента «Красноярского рабочего», давали «возможность чувствовать себя... не как в театре, а как дома». При Культотделе существовали различные научные секции, и в дальнейшем планировалось проводить чтение в клубе научных лекций.5 После реконструкции Культотдела и выделения в нем политико-просветительского подотдела, он стал непосредственно заниматься клубной работой.6
На V губернском съезде профсоюзов широко обсуждались вопросы клубной работы. Один из делегатов, Тихонов, говорил, что открытие рабочего клуба — большое достижение Культотдела, но из-за инертности масс работа клуба замерла. Он же сообщал, что по производственным союзам клубная работа шла несколько интенсивнее, но и она замерла, поскольку иссякли средства.
Участие профсоюзов в становлении и развитии системы образования
Огромным препятствием на пути построения нового общества был низкий образовательный уровень населения. После революции в Енисейской губернии было сравнительно небольшое количество грамотных и образованных трудящихся, а новые исторические условия требовали от «строителей» определенных знаний. Поэтому развитию образования в рамках «культурной революции» партия и профсоюзы уделяли первостепенное значение. Ликвидация неграмотности, социальное воспитание, профессионально-технические курсы, высшее образование — по каждому из этих направлений профсоюзы вели активную работу, и каждое из них заслуживает того, чтобы рассмотреть его в отдельности.
Ликвидация неграмотности. Организация профсоюзами школ для неграмотных началась в Красноярске в 1920 г. еще до окончания гражданской войны. Поначалу партийные и профсоюзные организации, привыкшие к методам «военного коммунизма», пытались применить их и в области культурно-просветительской работы. 29 июня 1920 г. Совнаркомом РСФСР был издан декрет об учебной повинности, который предлагалось «немедленно провести в жизнь... для скорейшей ликвидации неграмотности».1 Искоренять неграмотность жесткими способами собирались и в Енисейской губернии. Так, в постановлении Енисейского губревкома о ликвидации неграмотности в Красноярске прямо указывалось: «...лица, уклоняющиеся от обучения грамоте, будут подвергаться взысканию, а именно исключению из профсоюзов, причем не научившиеся грамоте по истечении восьми месяцев могут быть лишены службы. Учреждения и лица, которые после 1 января 1921 г. будут пользоваться трудом неграмотных, подверг-нутся штрафу и наказаниям по суду».
Как видно, руководящие органы решили всерьез заняться образованием граждан и надеялись искоренить неграмотность очень быстро. Но на практике выяснилось, что командные меры мало применимы в этой области и агитационные методы воздействия гораздо лучше принудительных. Процесс ликвидации неграмотности растянулся на несколько лет, а профсоюзы занимались решением этой важной задачи вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В 1922 г. для «обеспечения срочного и успешного выполнения мер, связанных с ликвидацией неграмотности» в каждой губернии стали существовать губернские чрезвычайные комиссии по ликвидации неграмотности, в которые вошли представители губпрофсоветов. А сами профорганы стали сотрудничать с государственными органами. С 1923 г. профсоюзы стали заключать договоры с Наркомпросом, в соответствии с которыми последний брал на себя обеспечение школ ликбеза преподавателями, учебными пособиями, контролем. В свою очередь, профсоюзы предоставляли помещения, материально обеспечивали ликбез, старались оплачивать труд педагогов.3
Также один из сотрудников Культотдела Губпрофсовета вошел в чрезвычайную губернскую комиссию по ликвидации неграмотности (губграмчека) и сам назначал своих представителей в уездные и волостные чрезвычайные комиссии. Были созданы специальные «тройки», которые вели учет неграмотных членов союзов. Была разработана и открыта сеть школ для неграмотных при профсоюзах железнодорожников, водников, союзах работников народного питания, строителей, связи и горнорабочих.4