Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-историческая трансформация празднично-обрядовых традиций таджиков в 1917-2011 гг. : на материалах Согдийской области Республики Таджикистан Бабаева, Мавжуда Валиевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бабаева, Мавжуда Валиевна. Культурно-историческая трансформация празднично-обрядовых традиций таджиков в 1917-2011 гг. : на материалах Согдийской области Республики Таджикистан : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Бабаева Мавжуда Валиевна; [Место защиты: Худжан. гос. ун-т им. Б.Г. Гафурова].- Худжанд, 2011.- 205 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/22

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Празднично-обрядовая тематика в исследовательской работе никогда не теряла своей актуальности независимо от характера и напряженности процессов в области государственного развития на различных этапах отечественной истории. Во всяком обществе праздники существуют как непременный институт, как общественное событие торжественного характера, изъятое из повседневности и проводимое в свободное от работы время. Праздник зеркально отражает «уклад повседневной непроизводственной жизни, бытовые и другие традиции, уровень развития общественного и индивидуального сознания, умонастроение и мировоззрение людей, черты их морали, воспитания, эстетических вкусов» .

Праздники играют важную роль в обрядовых действиях каждого народа. С древнейших времен праздник являлся той формой культуры, с помощью которой общество выражало свое трепетное отношение к идеалам, свою гордость за великие победы, свою надежду на лучшее будущее. Потребность в празднике родилась из стремления человека или общества выразить свое почтение неким ценностям, а также из осознания необходимости зафиксировать обретенный идеал и множить его, передавая будущим поколениям алгоритм решения жизненно важной проблемы.

Как отмечает А. Негмати, «Праздник - это многогранное общественное непроизводственное мероприятие, которое отражает жизнедеятельность человека и общества. Празднества являются одной из важнейших социально- культурных ценностей, которые содействуют формированию человека и его духовному развитию» . Жизнеутверждающий и ценностно-ориентационный потенциал праздника издревле использовался и религиозной, и светской культурой. Социальные роли семьянина, мусульманина, гражданина - все они «обыгрывались» и обретали свое сакральное звучание в различных празднествах: семейных, народных, религиозных, государственных. Кроме этого, праздничные обряды, являясь традиционным символическим действием, сопровождают важные моменты жизни и деятельности индивида, группы, общества, требуют определённого вида поведения. Они оказывают эмоционально-психологическое воздействие. Важная социальная функция обряда, включающего в свою структуру ритуал, церемонию - это формирование нравственных качеств личности. Праздник создает такое духовно-эмоциональное настроение, в котором (в отличие от других дней) все становятся жизнерадостнее и счастливее.

Следует констатировать и то, что не все праздники переживают века и становятся традиционными, массовыми, полезными для людей и общества в целом. Сохраняются, прежде всего, те, которые участвуют в формировании человека, способствуют его труду и досугу, полезно взаимодействуют с лучшими социально-экономическими, политико-правовыми и нравственно-эстетическими чаяниями людей.

Период установления Советской власти, утверждение нового, социалистического уклада и приобретение государственной независимости Таджикистана внесли в неотъемлемые элементы общественного и семейного бытия свои коррективы, отвечающие требованиям того времени, следовательно, современные реформы и трансформации также способны изменить внешний облик и внутренний мир таджикской нации, воздействовать на ее менталитет, хотя устойчивый прагматизм выработал у них традиционно осторожное восприятие преобразовательных импульсов со стороны власти.

1 Белоусов Я. Праздники старые и новые (некоторые философские аспекты проблемы празднования) // - Алма-ата:
Казахстан, 1974. -С. 4

2 Негмати А. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков. -Душанбе: «Донині», 1989.
-С.6

Повышение роли государственного регулирования традиций, торжеств и обрядов, неотложность решения задач по возрождению историко-культурной экологии в глобальном и национальном масштабах кардинальным образом повысили актуальность темы исследования. В Таджикистане придается особое значение таким важным историческим проблемам, как обобщение процессов инновационных формирований и возрождение древних празднично-обрядовых традиций, создающих на этой ориентации основы современных направлений существования и функционирования национальных традиций и обрядов. В книгах и выступлениях президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона показаны пути возрождения историко-культурной экологии, в том числе система возрождения и регулирования празднично-обрядовых традиций .

Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» (от 8 июня 2007 года, № 272, с учетом изменений, внесенных от 16. 06. 2008, № 390) синтезировал и поднял на иную, новую, высокую ступень статус и достижения социальной культуры таджиков, сохраняя во всей своей композиционной структуре слаженность, гармоничность, уравновешенность максимов и сентенций этих обрядов, дифференцируя их а также основания каждого из них, обрамляющего основное их назначение.

Исторический экскурс в область процессов становления, эволюции праздничных традиций и обрядов, трансформации в свете идеологического политического противоборства, повторного возрождения и восстановления некоторых из них, которые способствовали с новой скоростью возникновению в последующих этапах их функционирования современных форм их проявления, вызывает необходимость конкретного научного суждения по данному вопросу, суждения, основанного на исторически достоверных фактах современности, имеющих важное значение в раскрытии специфики этих уникальных национальных праздничных традиций и обрядов.

Изучение праздничных обрядов осуществляется на основе принципа объективности и историзма, ибо, прежде чем писать о традициях и обычаях народа, надо их знать, изучать все их стороны и связи, как они возникли, как связаны с жизнью народа, какие социальные функции выполняют, какие изменения претерпевают в своем развитии и «самодвижении».

Актуальность исследования происхождения и сущности праздничных обрядов и ритуалов, игравших важную роль в народной жизни, вытекает: во - первых, из необходимости изучения духовного творчества народных масс, их идеологии, стремлений и чаяний; во-вторых, правильного определения прогрессивного характера праздничных обрядов, во многом связанного с тем, какую роль они играют в истории цивилизации таджикского народа; в - третьих, возрождения историко-культурной экологии, в рамках которой праздники имеют существенное значение для перспективного развития суверенной, свободной, демократической, правовой и светской Республики Таджикистан.

Степень изученности проблемы. Следует отметить, что написано немало работ, посвященных изучению праздничных обрядов таджиков с точки зрения истории этнографии, фольклористики, культурологии и т.д.

У истоков изучения праздничных обрядов таджиков, по данным письменных источников, их историко - этнографического исследования стояла плеяда выдающихся

русских ученых таких, как; К.А. Иностранцев , Е.Э. Бертельс , М.С. Андреев , Н.А.

1 Т-. Г-. ТТТ гтл ТТ Г Г-\ /-> г-г, Г

Рахмонов З.Ш. Таджики в зеркале истории.- Душанбе, 1999. - С. 52-96; Он же. Іанзими расму оинхо-талаботи замон.-Душанбе, 1999. -С.5; Он же. Фарханг - хастии миллат аст (Речь Президента Таджикистана на встрече с научной и творческой интеллигенцией) // Ч,умхурият. -2001. - 24 март; Он же. Суханронии Президенти Ч,умхурии Точикистон Эмомалй Рахмон дар чаласаи умумичумхуриявй дойр ба танзими расму ойинхои миллй ва анъанаву маросимхои динй // Садои мардум. - 2007. -26 май.

2 Иностранцев К.А. Древние арабские известия о праздновании Новруза Сасанидской Персии. - СПб. 1904.

Кисляков , И.С. Брагинский, 1.11. Снесарев , Ь.М. Пещерева, О.А. Сухарева, А.Л.Троицкая и др. Они внесли огромный вклад в изучение праздничных обрядов таджиков, им были собраны и обобщены достоверные материалы из исторических источников, описано и охарактеризованы значение различных общественных, религиозных и семейно-обрядовых празднеств в культурной жизни таджикского народа. Материалы собранные М. С. Андреевым, Е.М. Пещеревой, О.А.Сухаревой, А.Л. Троицкой, извлечены непосредственно из уст самого народа, проживающего на территории современного Таджикистана. Их исследования представляют большой исторический и познавательный интерес.

Исследуя празднично-обрядовые традиции таджиков, Н.А. Кисляков совершенно резонно приходит к выводу, что праздники своими корнями уходят в древние верования и обряды как Ирана, так и Средней Азии, имевших в далеком прошлом общие культурные

традиции и религиозные представления .

Фрагментарные упоминания о земледельческих календарных праздниках Сада и Мехргон и связанных с ними обрядах и ритуалах имеются в работах A.M. Беленицкого, И.Б. Бентович, О.Г. Большакова10, А.Н. Болдырева11, А.А Фреймана12, И.М. Оранского13.

Празднование Навруза, обычаи, связанные с последней средой месяца сафар, «дед земледелец» и его функции, поверья связанные с ним, обряды, имеющие целью вызывание

- 119 с.

1 Бе3тельс Е.Э. Праздник Джашни Сада в таджикской поэзии // Труды АН Тадж. ССР. Т.XVII. - Сталинабад, 1953 -
С.3 - 42

2 Андреев М.С. Таджики долины Хуф (Верховья Ам–дарьи). Вып. 1 // Труды АН ТаджССР. Ин-т истории,
археологии и этнографии. Т. 7 - Сталинабад, 1953. 251 с; Андреев М.С, Писарчик А. К. Материалы по
этнографии Ягноба (записи 1927-1928 гг.). - Душанбе: Дониш, 1970

3 Кисляков Н. А. Семья и брак у таджиков: По материалам XIX - начала XX в. // Тр. Ин-та этнографии АН
СССР.Т.44. -М.; Л., 1959. - 269 с; Он же. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана /
Акад. наук СССР, Ин-тут этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Л. : Наука, 1969. - 240 с; Он же. Калым и
приданое у таджиков // Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Т. 14. - М., 1951. - С. 180-223; Он же. Некоторые
материалы по этнографии исфаринских таджиков // Изв. АН ТаджССР. Отд-ние обществ, наук. - 1954. - № 5. - С.
43-56; Он же. Некоторые мате–иалы к воп–осу об этногенезе таджиков // Краткие сообщения Института
этнографии АН СССР. - 1958. вып. 30. С. 130-134; ЭОн же. Проблемы семьи и брака в работах советских
этнографов (по материалам Средней Азии и Казахстана) // Советская этнография. - 1967. - № 5. - С. 92-104

4 Брагинский И. С. Из истории таджикской народной поэзии. –М., 1956; Он же. Исследования по таджикской
культуре. // Развитие таджикской культуры в связи с мировым культурным процессом. // Праздник весны - Ноуруз
и отражение в нем древнейших общих культурных традиций народов Востока. - М.: Изд-во «Наука», 1977

5 Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. - М.: Наука, 1969. -365 с; Он
же. К вопросу о происхождении празднества суннат - той в его среднеазиатском варианте // Занятия и быт народов
Средней Азии (Среднеазиатский этнографический сборник, III) – Л.: Наука, 1971. - С.256 -273

6 Пещерева Е. М. Свадьба в ремесленных кругах Каратага // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и
Казахстана. - М., 1978. - С. 176-188; Она же. Игрушки и детские игры у таджиков и узбеков (по материалам 1924-
1935 гг.) // Сборник МАЭ, 17. –М.-Л., 1957. –С.22-94; Она же. Праздник тюльпана (Лола) в селе Исфара
Кокандского уезда // Сборник в честь В.В. Бартольда. - Ташкент, 1927. - С. 374 -380

7 Сухарева О.А. Мать и ребенок у таджиков (обряды и представления, связанные с материнством у таджиков города
Самарканда и кишлаков Кусахо, Канибадама и Шахристана) // Иран. Т.III. - Ташкент, 1929. - С. 107 -191; Она же.
Свадебные обряды Самарканда и некоторых других районов Средней Азии // Советская этнография. -1940. -№3. -
С. 173-176; Она же. Традиция семейно-родственных браков у народов Средней Азии (в порядке дискуссии) // Семья
и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Наука,1978. –С.118-131.

8 Троицкая А.Л. Некоторые старинные обычаи, обряды и поверья таджиков долины Верхнего Зеравшана// Занятия и
быт народов Средней Азии (Среднеазиатский этнографический сборник, III) - Л.: Наука, 1971. – С.224 -255.

Кисляков Н.А. Некоторые иранские поверья и праздники в описаниях западно-европейских путешественников

XVII в. //Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. - М.: Наука, 1973. -С. 179-195.

Беленицкий A.M., Бентович И.Б., Большаков О.Г. Средневековый город Средней Азии. –Л.: Наука, 1973. –С. 129 Болдырев А.Н. Отражение древних культурных традиций в классической литературе Ирана // История Иранского

13 Оранский И.М. Изучение памятников древнеиранской письменности в СССР (1917-1970). // История Иранского государства. К 2500-летию Иранского государства. –М., 1971. –С. 44, 54

Фрейман А.А. Описание, публикации и исследование документов с горы Муг. –М., 1962

государства. К 2500-летию Иранского государства. –М., 1971. –С. 252

дождя или его прекращение, обряды и запреты, относящиеся к жатве и уборке урожая, обобщены М.Р. Рахимовым на материалах Каратегина и Дарваза. Подробные сведения и о специальном гулянии - «Сайли Ширбудун», 3страиваемом возле дворца Ширбудун Бухары, приведены в трудах С.Айни и Л.И. Ремпеля . Известный этнограф А.К. Писарчик в своих исследованиях посвященных п4азднику Навруз обратила внимание на роль деревьев и растений в обрядовых действиях .

Исторические истоки и прогрессивная сущность Навруза как истинно народного праздника, сохранившегося с древнейших времен и органически вошедшего в арсенал светской обрядности, анализированы в трудах Р. Ахмедова и М. Миррахимова . В их работах содержится также ряд ценных практических рекомендаций по празднованию Навруза.

Фундаментальное исследование по истории земледельческих календарных праздников народов Востока провел А. Неъмати. На основе тщательного сбора материалов из письменных исторических источников и этнографических данных ему удалось впервые в таджикской историографии выявить и рассмотреть около двадцати наиболее известных земледельческих праздников древнеиранских народностей и таджиков, которые в различных формах и содержании дошли до наших дней. Значительная часть его книги посвящена историко-этнографическому анализу трех наиболее важных и популярной распространенных праздников: Навруз, Сада, Мехргон . Интересным также является его статья о Наврузе Худжанда .

В сборник «Этнография в Таджикистане», изданный в 1989 году, включены статьи, посвященные различным сторонам этнографии таджиков. Авторы статей описывают семейные обряды и обычаи (рождение, свадьба, похороны), одежду, верования и историю сложения населения .

Большой знаток таджикской фольклористики Лутфулло Бузургзаде свою работу «Праз9ник тюльпана (лола)» посвятил одному из старых народных праздников - «гули лола» . Историк В.Набиев в своем исследовании, посвященном празднику «гули лола», прослеживал дальнейшую судьбу данного праздника .

Особый интерес представляет историко-этнографическое исследование Худжанда и Истаравшана, в том числе народных и семейных праздничных обрядов, предпринятое Н.О. Турсуновым . Интересный этнографический материал об обрядах, верованиях и легендах, связанных с земледелием долины Соха, в частности земледельческими праздниками

1 Рахимов М.Р. Следы древних верований в земледельческих обычаях и обрядах таджиков Каратегина и Дарваза в
XIX –начале XX вв. // КСИЭ АН СССР. -1958.- вып. 29. - С.76-83

2 Айни С. Воспоминания. - М; Л.: Изд. АН СССР. 1960. –С. 831, 832, 833

3 Ремпель Л.И. Далекое и близкое. Бухарские записи. –Ташкент, 1982. –С.63-71

4 Писарчик А. К. Ива в новогодних и других весенних обрядах таджиков // Этнография в Таджикистане. - Душанбе,
1989. –С. 18-38; Её же. Различные варианты приплетенных кос из кожицы ивовых веток в долине р. Сох //
Этнография в Таджикистане. - Душанбе : Дониш, 1989. - С. 41.

5Ахмедов Р. Навруз - народный праздник. - Душанбе, 1978; Миррахимов М. Праздник Навруз. –Душанбе: Ирфон, 1985. -32 с.

6 Негмати А. Земледельческие календарные праздники древних таджиков и их предков. –Душанбе: Дониш, 1989. –
128 с.

7 Негмати А. Э. Праздник Навруз в Ходженте // Исследования по истории и культуре Ленинабада. –Душанбе:
Дониш, 1986. - С.234-239.

8 Этнография в Таджикистане / Акад. наук Таджик. ССР, Ин-тут истории им. А. Дониша. - Душанбе : Дониш, 1989.
- 210 с. :ил.

9 Бузургзода Л. Праздник тюльпана (лола) // Набиев В. Сайри гули лола. - Душанбе: Шарки озод, 2001. –С. 27-33.

10 Набиев В. Сайри гули лола. - Душанбе: Шарки озод, 2001. - 43 с. На тадж. и русск.яз.

11 Турсунов Н.О. Шазфи офтобй. - Душанбе,1989. -С. 138-146; Он же. Истаравшан (шархи мухтасари таърих
вамаданиятихалк,). -Душанбе: Ирфон, 1992. -С.187-199; Онже. Асосх,оиэтнологияихалк,иточик. -Хучанд,
1993. - 75 с; Он же. Наврузи Хучанд // Хдкикдти Сущ. - 2008. -№24. - 22 март

обрядах связанные с посевом, поливом, дождем, урожаем, жатвой, молотьбой и уборкой урожая, представлен в книге У.Джахонова .

Таджикский исследователь Сафар Абдулло , проживающий в Казахстане, собрав в 2007 году книгу «Магия Навруза», представил наиболее научно значимые материалы о Наврузе на русском языке, а также переведенный с персидского языка ряд статей великих иранских ученых, таких, как доктор Али Шариати, Али Акбар Деххудо, и других. Временные рамки создания этих статей и исследований насчитывают более тысячи лет: Абурайхан Бируни (X век), Омар Хайям (XII век), Иностранцев и Шишов (начало XX века), Деххудо, Брагинский (середина XX века), Шариати (вторая половина XX века), Шукуров (начало XXI века) и т. д. Книга дает возможность широкому кругу читателей поближе познакомиться с историей зарождения этого праздника, рассказывает об особенностях Навруза у разных народов, о взаимопроникновении и взаимовлиянии различных культур и традиций. Сборник представляет ценную информацию об этом светлом празднике, который с древнейших времен и по настоящее время празднуют народы в Иране, Центральной Азии, Закавказье и некоторых других странах Востока.

Некоторые особенности празднования народного новогодного праздника Навруз в Таджикистане освещены в трудах Ш. Хусейнзода , Р. Ахмедова, М. Олимпур , А. Мирбобоева6, Акбара Турсона7, Н. Нурова8, Дж. Исоматдинова9, Н. Джураева10 и др.

Исследователями - этнографами изучены свадебные обычаи и обряды таджиков различных регионов Средней Азии, В частности, интересные сведения о семейных празднествах, касающихся обряда обрезания (туйи суннати), селения Костакоз приведены в статье Н. Н. Ершова . В коллективном труде, авторами которого являются Н.Н. Ершов, Н.А. Кисляков, Е.М. Пещерева и СП. Русяйкина в контексте освещения культуры и быта колхозного крестьянства на материалах селения Костакоз Худжандской округи отражены многие аспекты праздничных мероприятий как общественного, так и семейного характера .

X. Г. Ишанкулов в свете собранных им историко-этнографических материалов охарактеризовал такие обряды семейно-брачных отношений, как определение брачного

1 Джахонов У. Земледелие таджиков долины Соха в конце XIX - начале XX в. - Душанбе: Дониш, 1989. -С. 102-
119

2 Магия Навруза //Редактирование, составление и исследование С. Абдулло, издание 1. - Алматы: Изд-во
«Атамура», 2007. - 320 с.

3 Хусейнзода Ш. Наврузй мехрафруз// Маданияти Точикистон. -1982. -23 март.

4 Ахмадов Р. Навруз - чашни халкй. - Душанбе, 1978; Он же. Навруз- чашни мардумии ниёгон // Чдвонони
Точикистон. -1989. -15 март; Он же. Навруз ба осони чахонй нашудааст // Ч,умхурият. - 2010. -№33-34.- 13
март

5 Мухиддин Олимпур. Маъно ва фалсафаи оини наврузй // Адабиёт ва санъат. -№11.- 1988. -17 март

6 Мирбобоев А. Суннатхои наврузии хучандиён // Хдкикдти Сущ. -2010. -№23. -20 март

7 Акбар Турсон. «Весна вселенной расцвела опять...» Историософские штрихи к культурологическому портрету
праздника Навруз.// Иран-наме. Научный востоковедческий журнал.-2010. -№1 (13). -С. 5-40; Он же. Акбар Турсон.
Навруз как зеркало цивилизации Аджама // news.tj/ га/ newspaper/ article /navruz-kak-zerkalo-tsivilizatsii-
adzhama

8 Нуров H. Навруз ба ривояти Авесто // Авасто ва мероси фархангии точикон. - Худжанд: Нури маърифат,
2001. - С.150-155

9 Исоматдинов Дж.Б. Навруз таджиков предгорья Туркестанского хребта Ходжентского уезда // Тезисы научно
практической конференции «Молодеж и экология» П-го Всесоюзногофестиваля солидарности студенческой
молодежи (20-25 марта 1991 г.). -Худжанд, 1991. - С.27-28; Он же. Назаре ба таърихи Навруз // Тирози чахон. -
2010. - № 23-24. 19-21 март; Он же. Сумалак - таоми Наврузй // Хдкикдти Сущ. - 2011. - 21 март

10 Джураев Н. Размышления о Наврузе, о новой жизни, об истории наших предков // newsA.php?st=1048614360

11 Ершов Н.Н. Туи-гулдор у кыстакозских таджиков. // Труды АН Тадж. CCP.T.XVII. -Сталинабад, 1953

12 Культура и быт таджикского колхозного крестьянства (По материалам колхоза Кыстакоз Ленинаб. р-на Ленинаб.
обл. Тадж. ССР). // Тр. Ин-та этнографии АН СССР. Т. 24. - М, Л., 1954. -231 с.

13 Ишанкулов Х.Г. Брак и свадьба у населения Ходжента в новое время (конец XIX - начало XX в.). - Душанбе:
Дониш, 1972. - 121 с.

возраста, сватовство, помолвку, свадьбу и другие ритуалы населения старого Худжанда в конце XIX - начале XX вв. Особенностям брачно- свадебного церемониала населения Худжанда также посвящена работа М. Файзуллаева . Эти же вопросы на материалах Ура -тюбинского района освещены Н.Э. Тошматовым . Нужно отметить работу М.А.Хамиджановой, в которой описывается обряд обрезания у таджиков Верхнего Зеравшана . Эстонский журналист-этнограф Аво Сузи прослеживал в широком культурологическом контексте свадебный обряд населения Горной Матчи. Некоторые моменты семейных торжеств описаны А. Мардоновой на материалах верхнего Зеравшана и Гиссарской долины. Интересные сведения о пышных свадебных обрядах, которые назывались «Туйи гулдор» (цветистая свадьба), в Костакозе в прошлом сообщает краевед А. Бобоев . Заслуживает внимания и исследование Б. Р. Турсунова , посвященное семье и семейным обрядам, в частности обрядам праздничного характера связанным с рождением ребенка и его воспитанием, свадебным торжествам населения Канибадамского оазиса. Известный музыковед Н. Хакимов исследовал жанры таджикской музыки (фольклорные песни и музыку) свадебных обрядов северного региона Таджикистана. Народные песни, народную музыку, танцы, маскарадные представления, шутки и др. он рассматривал в качестве непреходящих эстетических и эмоциональных ценностей.

Большой фактический материал о современном свадебном обряде Бабаджангафуровского, Исфаринского и Канибадамского районов севера Таджикистана сумела собрать и обобщить в тендерно - социологическом аспекте Г. Махкамова .

Вместе с тем автором диссертации были изучены материалы Интернет - источников, которые содержат большой объем работ по праздничным обрядам народов Центральной Азии, в частности Таджикистана.

Таким образом, в течение последнего столетия появилось несколько хотя и далеко не полных, но очень интересных и в определенной мере уникальных описаний праздничных обрядов таджиков. Однако вся эта информация, при всей ее исторической значимости, не освещает всех сторон рассматриваемого нами вопроса. В трудах написанных в Советский период, прослеживается влияние коммунистической идеологии. В них многие традиционные праздничные обряды считались пережитками прошлого, кроме того, религиозные праздники в свете политики атеизма практически не освещались.

Исследования периода национальной независимости отличались от работ Советского периода: формировалась идеология национальной независимости, оказавшая принципиальное влияние на праздничные обряды. Основное внимание в этих публикациях сфокусировано, прежде всего, на тех обрядах, которые служат развитию общества, обогащают духовный мир человека.

1 Файзуллаев М. Праздничная и похоронно-поминальная обрядность у населения Худжанда. -Худжанд, 2008. - 56
с.

2 Тошматов Н.Э. Сватовство и сговор у населения Ура-тюбинского района // Этнография в Таджикистане. -
Душанбе: Дониш, 1989. -С.134-147; Он же. Традиционная свадебная обрядность селения Суфи Ориф //
Современный и традиционный семейный быт таджиков. - Душанбе, 1991. - С. 5-20

3 Хамиджанова М. А. Туи хатна. Обрезание у таджиков Верхнего Зеравшана // История и этнография народов
Средней Азии. -Душанбе. 1981-С.90-105

4 Сузи А. Матчо в разных измерениях.Таджикская свадьба. Очерки. - Душанбе: Адиб, 1989. -С. 175-288.

5 Мардонова А. Свадебное торжество у таджиков Файзабада //История и этнография народов Средней Азии. -
Душанбе: Дониш, 1981. -С. 106-122; Она же. Колыбельный обряд «гахворабандон» у таджиков верхнего Зеравшана
и Гиссарской долины // Современный и традиционный семейный быт таджиков. - Душанбе: Дониш, 1991

6 Бобоев А. Тими Кистакуз. - Хучанд, 1994. - 32 с.

7 Турсунов Б.Р. Семья и семейные обряды населения Ферганской долины в XX в. - Худжанд: Ношир, 2007. - 162 с.

8 Хдкимов Н. Мусикии чанши арусии точикон. - Хучанд, 2003. 142 с.

Махкамова 1. Локальные традиционные практики и обряды и их влияние на формирование тендерных отношении // пир:

//

В целом, имеющийся в наличии материал совершенно недостаточен для каких-либо более или менее широких выводов и обобщений. В основном он ограничивается описанием в той или иной форме определенных структурных элементов народных, религиозных, семейных и государственных праздничных обрядов в отдельности. Соответственно, судить об эволюции празднеств по имеющимся материалам, при всей их значимости, можно лишь в самых общих чертах. Трансформация же многих праздничных обрядов таджикского народа, происшедшая в течение Советской и постсоветской эпохи, до сих пор не получила отражения и анализа в историко - этнографической литературе. В частности, на протяжении XX века не появилось ни одной работы обобщающего характера, специально посвященной общественным (гражданским), производственным, религиозным и семейным праздничным обрядам таджиков, которая была бы монографическим исследованием, отобразившим изменения, трансформации празднично-обрядовых традиций в целом.

Таким образом, в нашем распоряжении, как нам кажется, нет сколько- нибудь полного совокупного исследования тех аспектов темы, которые избраны нами для анализа. Рассмотрение же праздничных обрядов, их эволюция в историческом контексте представляет несомненный интерес. Соответственно, это позволяет праздничную обрядность таджиков (традиции и инновации) проанализировать в аспекте отношения населения и государства к традициям в целом. Изучая старую и новую праздничную обрядность, размышляя над ее развитием, мы сегодня должны учитывать, прежде всего, эмоционально-эстетический аспект воздействия на общество, в особенности на молодежь, а также ее воспитательное значение. Резюмируя, следует отметить, что рассмотрение праздничных обрядов населения Северного Таджикистана во всем их своеобразии позволит нам заполнить пробел в изучении богатой духовной культуры народа.

Цель и задачи исследования. С учетом актуальности темы, ввиду недостаточной её разработанности при её высокой теоретической и практической значимости в работе ставится цель - на основе комплексного исследования с позиции историзма объективно проанализировать и обобщить историческую эволюцию и трансформацию празднично-обрядовых традиций таджикского народа на материалах Севера Таджикистана со всеми присущими им особенностями, которые происходили в XX - начале XXI вв. Важным моментом является выявление сущности праздников и обрядов как одного из компонентов национальной культуры и специфических форм отражения бытия, их роли и места в структуре образа жизни и их влияния на формирование личности и межличностных отношений в условиях Таджикистана. Эта цель конкретизируется и достигается решением нижеследующих задач:

определить место праздничных обрядов в системе социальной, культурной и духовной жизни таджикского народа в Советскую и постсоветскую эпоху;

на основе исторических источников и других материалов изучить историю, сущностное содержание и функции различных празднеств: семейных, народных, религиозных, государственных-рассматриваемого периода;

выявить и проанализировать трансформационные процессы, искажения и запреты, которым подвергались праздничные обряды в условиях политики атеизма Советского периода;

рассмотреть роль советских праздников и обрядов как механизма приобщения человека к социальному опыту и оценить реальную степень и перспективы их распространения;

- определить взаимоотношения народных, семейных праздников, обрядов и
религиозно- культовой обрядности;

- исследовать и дать общую характеристику факторам возрождения национальных и
религиозных празднеств в годы независимости Таджикистана;

- обобщить факты зарождения и становления новых праздников в социокультурных
условиях периода независимости Таджикистана;

выявить национальные и интернациональные черты праздничных обрядов, выделить взаимосвязь между прогрессивной народной обрядностью и новыми обрядами, праздниками и традициями суверенного Таджикистана;

раскрыть роль Закона Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» в возрождении исконных традиций и их упорядочении.

Источниковедческой базой исследования послужили: священная книга «Авеста», объемный мыслительный конструкт Абурайхана Беруни «Осор ул-бокия», бесценная «Шахнаме» А. Фирдоуси, «Таърихи Бухоро» Абубакра Наршахи, «Форснома» Ибни ал-Балхи, «Таърихи Табарё» Абуали Балъамё «Наврузнаме» Омара Хайяма и др. сочинения исторического и литературного характера, толковые словари таджикского, русского языков и фарханги.

Ко второй группе источников относятся официальные нормативные документы новейшей истории периода Советской власти и независимого Таджикистана: Законы, Постановления, Указы Президента, Хукумата Республики Таджикистан, архивные материалы, публикации периодической печати, Интернет-ресурсы, записи полевых этнографических исследований, сделанные автором в городах и районах Согдийской области.

В диссертации использованы и материалы отчета Республиканской Комиссии по упорядочению традиций, торжеств и обрядов Республики Таджикистан, подчиненных ей структур, а также фактологические данные, собранные диссертантом при непосредственном её участии в реализации Закона Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».

Методологическая основа исследования. Решение всякой историко-культурологической задачи, с нашей точки зрения, обязывает вычленить из богатого эмпирического материала (в том числе собственно исторического) определенные базовые компоненты или аспекты, которые можно рассматривать как исходные ориентиры для проведения соответствующей научной операции анализа и синтеза. В качестве методологически релевантных ориентиров в нашем исследовании мы рассматриваем компоненты самого феномена празднично-обрядовых традиций в его сравнительно-историческом ракурсе. При описании истории и современной стадии существования национальных праздничных традиций и обрядов как системы мы считаем принципиально методологически правильным и технологически продуктивным учитывать влияние на их формирование, эволюцию и трансформацию таких факторов, как исторический, социальный, психологический, символический.

Методологическую основу диссертации составляют принципы историзма, исторического объективизма, а также официальные государственные программы по вопросам возрождения и регулирования национальных культурно - исторических ценностей и традиционной историко - культурной экологии, принятые и осуществляемые в Республике Таджикистан.

Важную роль в процессе подготовки настоящей диссертации сыграли концептуальные положения и методологические подходы, сформулированные в трудах ряда исследователей, занимавшихся изучением народной обрядности: К.А. Иностранцева, Е.Э. Бертельса, М.С. Андреева, Н.А. Кислякова, И.С. Брагинского, Г.П. Снесарева, Е.М. Пещеревой, О.А. Сухаревой, А.Л.Троицкой, Н.О Турсунова, А. Мирбабаева, Н. Неъмати, Р. Ахмадова, М. Миррахима, А. Ризой, Хашима Рази и других известных ученых-историков.

На защиту выносятся следующие основные положения:

- праздничные обряды и традиции таджиков формировались и развивались в
условиях повседневной трудовой деятельности, быта, культуры народа, а также под
влиянием климатических условий географической среды;

массовые общественные и семейно-бытовые праздники сложились в различных исторических и экономических условиях, культурных этапах, адаптировались, трансформировались, видоизменялись в свете развития материальной и духовной жизни общества, становились неразрывной частью исторической культуры и духовности народа;

- праздники, являясь зеркалом общественно-культурной жизни, ярко демонстрируют
социальные, экономические, трудовые, культурные, творческие достижения народа;

земледельческие календарные праздники имеют глубокие корни, исчисляются тысячелетиями, они проводились в соответствии с временами года и трудовыми процессами, с соблюдением обрядов и ритуалов художественно-символического и эмоционального характера;

в годы Советской власти в соответствии с политикой атеизма мусульманские религиозные праздники и обряды, в том числе некоторые традиционные народные праздники, необоснованно подвергались жестоким ограничениям, притеснениям;

несмотря на препятствия, запреты и гонения, большинство традиционных праздников полностью не исчезли, они сохранялись и обогащались новым содержанием;

в условиях советской действительности появились новые праздники, имеющие традиционный характер, общесоюзное и международное значение;

праздники организовывались в форме народных гуляний и представлений, парадов и демонстраций, торжественных вечеров, театрализованных представлений, народных игр и состязаний и т.п.;

в условиях государственной независимости осуществилось возрождение исконно традиционных и религиозных празднеств, составлена новая хронология праздников;

Государственная политика суверенного Таджикистана была направлена на упорядочение, обновление, обогащение национальных и религиозных традиций;

национальные праздничные традиции, проходя этапы своего формирования и становления в конкретных исторических условиях, в определенном культурном контексте, вместе с тем в значительной степени стимулировали и продолжают динамизировать поступательное движение социальной культуры в нашей стране.

Хронологическая рамка исследования охватывает период новейшего времени -важный этап строительства светского общества и формирования нового, суверенного, свободного, демократического, правового, светского государства в Таджикистане. Ретроспективно прослежена историческая трансформация праздничных обрядов и традиций с 1917 до 2011 гг.

Научная новизна исследования. В диссертационной работе впервые в многоаспектном историко-культурологическом плане исследуются вопросы периодизации, динамизации и трансформации праздничных обрядов Советской эпохи и периода независимости Таджикистана и исторические факторы, способствующие их защите и сохранению в целях вскрытия в современных условиях в полной мере онтологии изучаемых феноменов во всех их аспектах. Наряду с указанными проблемами, в диссертации особо изучаются факторы формирования новых праздничных традиций и торжеств на современной исторической фазе эволюции социальной культуры населения страны, определяются политические, социальные и духовные ценности этих традиций, обрядов. В этой целевой направленности - перспективности и актуальности, исторической ориентированности, емкой историко-культурологической экспликации, номинации и интерпретации вопроса-впервые объектом разностороннего изучения стали исторически значимые национальные индексы празднеств и торжеств (связанные с ними традиции,

обычаи, обряды, ритуалы) таджикского народа в определенном пространственно-временном контексте.

Фундаментальное результативное исследование идейных основ Закона Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» и его понятийно-категориального аппарата выявило впервые в полной мере онтологию изучаемых феноменов во всех их аспектах, которые сыграли весомую роль в упорядочении национальных и религиозных традиций, предоставляя широкие возможности в научной оценке действия Закона в период более чем трехлетнего его функционирования.

Понятия «традиция», «торжество» и «обряды» переживают ныне эпоху «исторического ренессанса». С этой точки зрения в настоящем исследовании в последовательной хронологии представлены этапы стремительного обновления, обогащения национальных традиций, ныне же на основе Закона Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан», реанимировавшего и давшего им свою обстоятельную, значимую интерпретацию и оценку в условиях независимости Таджикистана.

Таким образом, научная новизна диссертации заключается в том, что в ней на основе обширного историко-этнографического материала впервые в отечественной историографии осуществлено комплексное исследование трансформации празднично-обрядовых традиций таджиков в Советскую эпоху и период государственной независимости Таджикистана.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы. Исследование способствует дальнейшему комплексному изучению истории формирования, становления и трансформации национальных праздничных традиций и обрядов в современных условиях социальной действительности Независимого Таджикистана, поможет работникам сферы культуры и всем тем, кто интересуется духовной нашей культурой, извлечь полезное из дошедших до нас праздничных обрядов и ритуалов, чтобы обогатить новые современные праздники.

Материалы исследования могут быть использованы: при чтении теоретических курсов по междисциплинарным предметам древнейшей и новой истории, социологии, культурологии, этнографии; при разработке теоретических основ учебников и учебных пособий по исторической и современной культурологии; при составлении словарей этнографической лексики; при разработке курсов, спецкурсов, факультативных занятий, лабораторных работ по истории национальных традиций, обрядов таджиков на факультетах истории, филологии и восточных языков; при написании дипломных проектов, научных статей, диссертаций, докладов для политзанятий, в процессе деятельности школ по воспитанию руководящих кадров, а также в широкой пропаганде постулатов Закона Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» среди населения; в практической деятельности государственных учреждений по упорядочению традиций и обрядов в новых условиях.

Апробация диссертации. Рукопись диссертации обсуждена на заседании кафедры истории таджикского народа факультета истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова. Основные положения и результаты исследования представлены на региональных научно-практических конференциях, отражены в научных статьях, опубликованных в сборниках и научных журналах.

Структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, семи разделов, заключения и перечня использованной литературы и источников.

Похожие диссертации на Культурно-историческая трансформация празднично-обрядовых традиций таджиков в 1917-2011 гг. : на материалах Согдийской области Республики Таджикистан