Введение к работе
Актуальность темы. Коллекционирование французской живописи в России второй половины ХУШ - первой трети XIX века не становилось еще объектом специального изучения. До сих пор существует несоответствие в степэни изученности отдельных произведений французской живописи, творчества отдельных художников и собственно коллекций картин французской школы в России, как одного из явлений русской художественной культуры и искусства. Коллекционеры проявляли ус-2
тойчивый интерес к французской живописи, отражая в составе своих собраний изменения художественного вкуса. Это до сих пор неиспользованная возможность взглянуть с новой точки зрения на проблематику русско-европейских связей, важных для изучения отечественной культуры. Такой подход позволяет по-иному взглянуть на сам процесс коллекционирования и рассмотреть его на качественно новом уровне, включив вопросы восприятия произведений живописи, анализ структуры собраний и направленности творческого поиска современных живописцев, вопросы популяризации и экспонирования картин.
диссертация является первой попыткой показать коллекционирование как явление истории искусств, связанное с социальным развитием общества, философской и эстетической мыслью; раскрыть деятельность коллекционеров в русле проблематики русско-франпузских художественных отношений.
Цель и задачи исследования. Основная цель работы - комплексно изучить особенности собирания французской живописи в контексте коллекционирования западноевропейской живописи в России, которое является одной из малоизученных областей отечественной художественной культуры. Накопленный материал позволяет выйти в исследовании проблематики темы на новый уровень: широкое привлечение первоисточников, их систематизация позволяют показать типические черты и особенности собраний; еыявить подлинные масштабы, эстетическую и историко-художественную значимость собраний французскей живописи, - тем самым обосновать правомерность более широкого включения проблематики коллекционирования в историю русского искусства и культуры.
Осуществление этой цели связано с решением нескольких задач:
показать коллекционирование западноевропейской живописи во взаимосвязи с культурно историческими процессами, происходившими в России и Европе,
раскрыть специфику восприятия французской живописи русским зрителем через формирование личных вкусов, влияние эстетических идей,
проследить процесс формирования и выявить особенности разделов французской живописи в русских коллеіщиях, раскрыть роль художественного рынка е формировании собраний, место картин французской школы среди работ других школ,
проанализировать состав французских разделов коллекций, установить влияние на него изменений художественного вкуса и стилей; показать влияние произведений французской живописи из русских собра-
' 3
ний на русских живописцев,
- проследить истоки систематизации, научной каталогизации и особенности экспонирования собраний западноевропейской живописи в России Уі влияние на этот процесс французских образцов.
Метод исследования обусловлен целью и задачами диссертации, в целом его можно охарактеризовать как историко-ггроблемный. Единственно возможным научным методом исследования исторического явления может быть его реконструкция на основе широкого круга источников. Реконструкция основывается на принципе историзма. Коллекционирование французской живописи в России рассматривается как процесс, в эволюции от середины ХЖ века до 1830-х годов, связан-'ный с основными закономерностями развития социальных условий и эстетического идеала, художественного вкуса и стилей искусства.
Анализ структуры собраний французской живописи и особенностей художественного языка произведений обусловили наряду с привлечением литературных, эпистолярных, мемуарных источников, теоретических сочинений, описей и каталогов собраний широкое использование изобразительного материала, источниковедческих методов исследования и стилистического анализа живописных произведений.
Научная новизна работы. Диссертация является первым комплексным исследованием коллекционирования французской живописи в Foc-сии второй пологины ХУШ - первой трети XIX века как целостного, многоаспектного явления, впервые выяв.ляются особенности ЭТОГО ЯЕ-ления в связи с эстетической и художественной проблематикой эпохи, раскрывающие его как совокупность тесно связанных между собой историко-культурных, образно-смысловых и формально-стилистических проблем. Существенно обогащается представление о путях развития отечественного искусства и его связях с искусством Франции. Вводится в науку совершенно новый материал по истории коллекционирования. На его основе впервые анализируются особенности формирования взглядов русских любителей искусства на старую и современную живопись Франции, взаимоотношения художника и заказчика, жанровая и стилистическая структура коллекций. На конкретных примерах показано взаимодействие общепринятого и индивидуального вкуса коллекционеров, прослежены изменения в характере русско-французских художественных отношений.
Практическая ценность работы.- Результаты исследования могут иметь широкое применение: использоваться при создании трудов по
истории коллекционирования и обобщающих трудов по истории искус-4
ства; при исследовании некоторых проблем русско—французских связей в области искусства. Полученные результаты могут быть использованы в педагогической практике, в курсах лекций и семинарских занятиях в различных художественных учебных заведениях. Диссертация имеет практическое значение для отечественного музейного дела: при подготовке полных каталогов музейных собраний для выявления истории атрибуции, происхождения и бытования картин; при реконструкции интерьеров во дворцах-музеях с постоянными экспозициями и для тематических выставок. Материалы могут использоваться .для популяризации русских собраний французской живописи среди широкого круга любителей искусства.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории зарубежного искусства исторического факультета МГУ им. М.Б.Ломоносова. Основные положения работы наили отражение в статьях, опубликованных в научных сборниках, и в докладах на конференциях.
Структура работы. Структура работы обусловлена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения. В приложение входят примечания ко всем разделам, список использованной литературы, а также свод архивных материалов и извлечений из первых каталогов коллекций, изданных до середины XIX века, включающий три раздела: 1/ неопубликованные архивные документы, счета и расписки французских художников, 2/ списки картин французской школы из десяти крупнейших частных коллекций, 3/ аннотированный и иллюстрированный фотографиями каталог так называемого "Французского музея" Н.Б.Юсупова, воссозданный по альбомам-каталогам 1827 года и архивным описям коллекции.