Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение мировоззрения прошлых эпох не может быть успешным, если историк не принимает во внимание то, как само прошлое говорило о себе, каким языком оно пользовалось. Изучение общественного сознания и общественной мысли должно отталкиваться от предпосылки об их своеобразии и несводимости к существующим формам мышления. Необходимость такого рода исследований вытекает из актуальных задач исторической науки, поскольку только на пути познания языка, которым пользовался человек прошлого, можно избежать анахронизмов в описании исторической реальности.
Понятие «дух времени» не является сколько-нибудь важным понятием современности. Но в Европе конца XVIII - первой трети XIX в. оно было одним из центральных в общественно-политическом лексиконе. Внимание к этому понятию в европейской культуре было связано с формированием нового исторического мира в Европе XVIII в. - мира, в котором главную роль играли идеи прогресса, объективного, линейного и необратимого времени, глобальной истории с единым направлением развития и умопостигаемым смыслом. Новое видение истории создавало новые понятия, призванные артикулировать уровень исторического развития: собственно «прогресс» или «развитие», «революция», «планирование», «класс» и т.п. Подкрепленные верой в закономерность истории и ее предсказуемость, подобные понятия были остро связаны с проблемами современности и включались в самый широкий спектр общественных дискуссий.
«Дух времени» в русской культуре первой трети XIX в. также был ключевым словом общественной мысли. О нем рассуждали крупнейшие историки и философы времени, но он также проник в политику и публицистику, превратившись в своего рода лозунг в борьбе партий. «Дух времени» в русской общественной мысли этого периода был призван определить место российской истории в мировом историческом процессе, дискуссия о нем создавала своего рода пространство сравнения и соотнесения национальных культур на общем для них векторе исторического времени. «Дух времени», при этом, стал одним из первых случаев того, как историческое понятие становится знаменем общественных преобразований. В этом смысле он открывает череду тех слов, которые в XIX - XX вв., олицетворяя «требования истории», будут властвовать над умами людей.
Степень изученности темы. При оценке текущего статуса научной литературы по истории понятия «дух времени» в России XVIII - первой трети XIX в. нужно исходить из нескольких фактов. Прежде всего, следует отметить, что в отечественной историографии до недавних пор не существовало обобщающих исследований, посвященных данной тематике. С другой стороны данный недостаток должен в известной степени компенсироваться тем фактом, что существует обширная историография, посвященная развитию понятия в западноевропейской культуре. На этом основании можно условно разделить литературу на две группы, одна из которых, касающаяся российской истории понятия, очерчивает проблемное поле и интересна в основном с точки зрения фактического материала, а другая, посвященная западноевропейской истории понятия, задает теоретический и методологический контекст.
Начало научной разработки истории понятия «дух времени» и в отечественной, и в зарубежной историографии началось достаточно поздно. Хотя в XIX в. и появился ряд важных текстов, в которых ставился вопрос о причинах популярности понятия, в их основе лежали вненаучные мотивы. Лишь по мере того, как дискуссии о «духе времени» уходили в прошлое и публицистический интерес к понятию падал, подготавливались основы для его научного изучения.
Начало изучения истории понятия «дух времени» в России положили работы, посвященные мировоззрению декабристов . В этих исследованиях было обращено внимание на то, что в основе общественно-политической деятельности декабристов лежало определенное видение истории, которое и выкристаллизовывалось для них в понятии «дух времени», и были сделаны попытки выявить содержание и происхождение этого понятия.
Помимо этого, в советской историографии было немало работ, в которых авторы писали о «духе времени» как о знаковом понятии общественной жизни России первой четверти XIX в. и так или иначе анализировали его . Проблема роли этого понятия в общественной жизни России была отчетливо выражена, хотя самостоятельной разработки она в данных исследованиях не получила. Их значение заключается в том, что в них был накоплен фактический материал для будущих исследований, начато исследование использования понятия в реформаторских проектах и общественном сознании России первой четверти XIX в. В современной отечественной историографии авторы также на тех или иных примерах упоминают о знаковом характере слова в эпоху Александра I.
Другую группу составляют работы, в которых исследуется функционирование понятия «дух времени» в российских исторических сочинениях первой трети XIX в. И хотя в них история понятия в основном рассмотрена с точки зрения развития исторической науки, их ценность для настоящего исследования велика, поскольку в них затрагивались вопросы семантики понятия, его происхождения, роли в развитии исторического сознания эпохи, на основе чего можно делать более общие выводы об истории понятия.
В качестве единственной работы в отечественной историографии, полностью посвященной роли понятия «дух времени» в общественной жизни России первой четверти XIX в., следует назвать статью Н.М.Филатовой. Прослеживая использование понятия на страницах российской и польской периодики от времени Венского конгресса до начала 1820-х гг., автор определила комплекс общих представлений о нем. По мнению Н.М.Филатовой, это понятие употреблялось в значении, сближавшем его с понятием «прогресса», в его содержании на первом месте стояли требования законности и конституционализма, а те, кто ссылался на «дух времени», осознавали свое время как эпоху просвещенной либеральности.
Изучение западноевропейской истории понятия шло несколько по иному вектору. Данная тематика впервые появилась в исследованиях, посвященных истории исторической мысли. История понятия стала составной частью процесса становления историзма в европейской культуре. В ракурс рассмотрения при этом попали не тексты политиков и публицистов, а историков, что в определенной степени ограничивало проблематику. Такие исследователи, как Б. Кроче, П.М. Бицилли, Ф. Мейнеке рассматривали возникновение понятия «дух времени» в трудах писателей XVIII в. как важный шаг на пути становления представления об «индивидуальности», своеобразии исторических явлений, преодоления механического и естественно-правового подхода и т.п. Более позднее исследование Э. Хассингера существенно дополнило и хронологически углубило эту концепцию, затронув проблему генезиса понятия «дух времени» в трудах мыслителей XVII в.
Альтернативный подход зародился и был развит в трудах К. Левита и Р. Козеллека, обративших внимание на коренные изменения в семантике понятия на рубеже XVIII - XIX в. По мнению этих авторов, после Великой французской революции «дух времени» из вспомогательного понятия исторической науки на волне изменений в формах восприятия исторического времени превращается в обозначение силы исторических перемен, а дискуссии вокруг него становятся важной составляющей общественной жизни, поскольку намечают желаемые образы настоящего и будущего.
Наряду с общими концепциями, следует отметить также и конкретно- исторические исследования, посвященные отдельным текстам, именам и
10 о
эпизодам истории понятия . В свою очередь, первым исследованием, посвященным всей истории понятия, стала статья Й. Камербеека, в которой были рассмотрены различные контексты использования понятия, начиная с трудов Ф. Бэкона и до научных сочинений середины XX в. По мнению автора, на протяжении своей истории «дух времени» использовался в двух смыслах: как понятие историографии, интегрирующее разные сферы жизни общества в конкретный период времени, и как понятие культурной критики, отрицающее современность во имя других идеалов.
В новейшей зарубежной историографии появилось несколько
оригинальных трактовок истории понятия. Итогом исследований понятия «дух
времени» в англоязычной историографии стала концепция Д. Чандлера , который, руководствуясь важностью дискуссии о «духе времени» в Европе первой трети XIX в., предложил говорить о «времени духа времени» как об особом этапе в развитии европейской общественной жизни этого периода. В немецкой историографии также вышел ряд работ, целиком посвященных истории понятия. Одни авторы при этом уточняют и дополняют выводы Р.
Козеллека о становлении новых понятий в Европе рубежа XVIII - XIX вв. , другие обращаются к изучению функций понятия в культуре, его способности ориентировать человека во времени. В целом в этих работах дана широкая панорама использования понятия на протяжении всей его истории, определена и теоретически осмыслена его семантика и ее изменения.
Таким образом, в отечественной и зарубежной историографии созданы основы для полноценного изучения истории понятия в России. Собран определенный фактический материал, отчетливо поставлена проблема дискуссии о «духе времени» в общественной жизни России 10-20-х гг. XIX в., проблема функционирования понятия в исторических трудах эпохи, прослеживается европейский контекст истории понятия. Следовательно, можно говорить о значительном потенциале изучения истории понятия «дух времени» в России.
Объектом диссертационного исследования выступает общественно- политический язык образованной элиты Российской империи, а его предметом является процесс возникновения и трансформации смысла понятия «дух времени» во второй половине XVIII - первой трети XIX в.
Целью исследования является определение роли понятия «дух времени» в общественно-политических дискуссиях России в конце XVIII - первой трети XIX в.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-
Воссоздать контексты, в которых развивалось понятие «дух времени» в Западной Европе в XVII - первой половине XVIII в.; определить значение и роль понятия «дух времени» у мыслителей французского Просвещения.
-
Изучить процесс рецепции просветительского понятия «дух времени» в российской культуре второй половины XVIII - начала XIX в. и общественно- политические причины, повлиявшие на этот процесс.
-
Выявить причины, обусловившие популярность понятия после Великой французской революции.
-
Раскрыть сущность дискуссии о «духе времени» в общественной жизни в России первой четверти XIX в. и ее роль в связи с преобразовательскими начинаниями этого периода.
-
Определить статус дискуссии о «духе времени» в общественной жизни России первых лет правления Николая I.
Хронологическими рамками исследования выступает период второй половины XVIII - первой трети XIX в. Выбор нижней границы исследования определяется началом рецепции понятия на российской почве в эпоху Екатерины II, а верхней - с фундаментальными изменениями в общественном сознании россиян после поражения декабристов и формированием новых принципов внутренней политики в первые годы правления Николая I, что существенно повлияло на дальнейшее использование понятия в публичной сфере. Также, поскольку российская история понятия составляет часть европейской, то логичным представляется проследить основные вехи западноевропейской истории понятия с начала XVII в.
Методологической основой исследования выступает совокупность методов, выступающих в современной исторической науке под названием «истории понятий». Данное направление покоится на одном из ключевых постулатов общенаучного принципа историзма, а именно необходимости изучения исторической реальности в ее собственных понятиях в целях избегания анахронизмов в описании прошлого. В последние годы история понятий все более становится самостоятельным методом, который организует и институализирует исторические исследования в России. Происходит это в оглядке на издавна существующие исследовательские традиции, но основной импульс несет с собой знакомство с зарубежными аналогами - немецкой школой истории понятий (Begriffsgeschichte), чаще всего ассоциируемой с
именем Р. Козеллека, и Кембриджской школой анализа текстов , первенствующее место в которой принадлежит трудам К. Скиннера и Д. Поккока.
Положения и принципы истории понятий, оказавшиеся релевантными для данного исследования, можно свести к следующим тезисам. Во-первых, история понятий рассматривает понятия одновременно как индикатор и фактор исторических процессов (Р. Козеллек). Понятия, аккумулируя в себе прошлый и существующий опыт познания действительности («область опыта»), несут в себе также и некие идеалы, возможности и перспективные видения реальности («горизонт ожидания»). Соотношение между двумя этими уровнями играет критическую роль для понимания функционирования понятия в общественной жизни. Во-вторых, понятия рассматривается с точки зрения их использования в общественных дискуссиях (К. Скиннер). Соответственно, история понятий превращается в историю речевых актов: человек произносит известные ему слова с определенной целью и обращается к определенным людям. Это формирует контексты, в рамках которых только и имеет смысл история понятий. В-третьих, объединяя в себе два предыдущих положения, история понятия понимается как изучение понятия одновременно с точки зрения синхронии и диахронии. Уровень синхронии предполагает изучение понятия в различных контекстах; он обращается к вопросу о функционировании понятия в различных полемиках, заостряя внимание на интенциях употребляющих его людей, то есть на том, кто, как и с какой целью использует понятие. Диахронное рассмотрение обращается к вопросу изменения значений понятия на протяжении длительных отрезков времени, выходя на проблему тех долговременных структур общественного сознания, которые запечатлены в понятиях. Сочетание этих двух уровней и конституирует непосредственно историю понятия.
В основе источниковой базы исследования лежат несколько групп источников: научные труды российских и европейских авторов, публицистика и периодическая печать, делопроизводственные источники, источники личного происхождения, художественная литература и языковой материал.
К научным трудам следует отнести, прежде всего, сочинения российских и европейских историков XVIII - начала XIX в. Именно в исторических трудах эпохи Екатерины II происходит рецепция просветительского понятия «дух времени». Текстами-донорами при этом выступали труды французских просветителей, прежде всего Вольтера, переводы исторических сочинений которого появляются в России уже во второй половине XVIII в., существенно облегчая изучение характера рецепции. «История Государства Российского» Н.М. Карамзина как высшее достижение дворянской историографии завершает оформление понятий российской историографии этого периода.
Раннюю историю понятия в Западной Европе раскрывают философские и
эстетические трактаты авторов XVII в. Для XVIII в. стоит выделить трактат
Монтескье «Дух законов» (1749) , являющийся ключевым текстом для русской культуры рассматриваемого периода. Особую роль играет XIX книга данного произведения («о законах в их отношении к началам, образующим общий дух, нравы и обычаи народа»), в которой раскрывается фундаментальное значение понятия «дух» для просветительского мировоззрения.
Рост общественной значимости и политической заостренности понятия демонстрируют публицистические источники: архивные, опубликованные или незавершенные сочинения российских и европейских авторов и проекты государственных преобразований.
Европейский контекст истории понятия «дух времени» задают те тексты, которые считаются в историографии ключевыми для его развития. К таковым
относится, прежде всего, «Зеркало нравов» (1614) популярнейшего в XVII -
первой половине XVIII в. шотландского автора Д. Барклая . Центральный текст в истории понятия в конце XVIII - начале XIX в. - «Письма для поощрения гуманности» (1793 - 1797) великого немецкого просветителя И.Г. Гердера.
Развитие понятия «дух времени» в российской публицистике начала XIX в. протекало в различных формах. Ряд сочинений были опубликованы (как,
например, известная речь С.С. Уварова ), однако многие остались незавершенными и не появились в печати. Но даже будучи таковыми они очень важны, поскольку не просто объективно отражают идеи определенных общественных кругов, но напрямую вовлекались в общественные дискуссии, если не в публичной, то в частной сфере. К таким источникам можно отнести «Проспектус» Н.И. Тургенева, написанный им для планируемого журнала «Россиянин XIX века», отрывки незаконченных сочинений К.Ф. Рылеева, ранний пропагандистский трактат П.И. Пестеля и дневниковую запись за 1828 г.
В.А. Жуковского . Другим важным источником публицистического характера являются проекты конституционного устройства М.М. Сперанского. Основным текстом здесь выступает «Введение к уложению государственных законов», а дополнительный характер носят архивные документы из фонда М.М.
Сперанского из рукописного отдела Российской национальной библиотеки .
Расширение границ дискуссии о «духе времени» в первой четверти XIX в. раскрывают периодические издания этого времени. В периодических изданиях, отражающих интересы и чаяния разных общественных групп, сталкивались конкурирующие трактовки «духа времени». Важное место среди изданий принадлежит «Духу журналов» Г.М. Яценкова - одному из немногочисленных политических журналов эпохи Александра I. Также были учтены материалы, содержащиеся в «Политическом журнале», «Вестнике Европы», «Гении времен», «Сыне Отечества», «Украинском вестнике», «Телескопе».
Группа делопроизводственных источников включает в себя документы, характеризующие законосовещательную деятельность Государственного совета Российского империи и материалы следственной комиссии по делу декабристов. Мемории Государственного совета чрезвычайно важны, поскольку позволяют говорить о значении понятия в принятии конкретных политических решений. Материалы следственной комиссии по делу декабристов лучше всего раскрывают воззрениях последних на «дух времени», так как именно на него они будут часто ссылаться, объясняя причины
возникновения движения .
Следующую группу составляют источники личного происхождения. Письма могут пролить дополнительный свет на проблему ранней рецепции понятия, служить для характеристики взглядов отдельных мыслителен . Письма, адресованные к российским императорам, являлись одним из важнейших каналов связи с властью в этот период, что роднит их по своему значению с публицистическими документами, имеющими ту же цель воздействия на государственную политику.
Группа источников художественной литературы включает в себя гражданскую лирику европейских и российских поэтов. Выделение этой группы связано с высокой ролью поэзии в общественной борьбе рассматриваемого периода, и с появлением в эстетике романтизма представления о поэте - выразителе «духа времени».
Последнюю группу источников составляют материалы, раскрывающие языковую составляющую проблемы «дух времени» в России. Среди многочисленных словарей релевантными для данного исследования оказались «Словарь академии Российской» и «Словарь русского языка XVIII в.»
Все перечисленные группы источников в совокупности с имеющейся по данной проблеме литературой позволяют решить поставленные в диссертационном исследовании задачи.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
-
Понятие «дух времени» зарождается в Европе в XVII в. и несет с собой требование оценивать общественные явления с точки зрения их исторического окружения; в XVIII в. понятие становится важной составляющей просветительского нарратива.
-
Рецепция понятия «дух времени» в России происходит в исторической мысли второй половины XVIII - начала XIX в.
-
На рубеже XVIII - XIX вв. в европейской публицистике понятие «дух времени» становится обозначением силы исторических перемен.
-
В России первой четверти XIX в. понятие «дух времени», олицетворяя требования истории, становится лозунгом общественно-политических преобразований; вокруг его интерпретации разворачивается борьба.
-
В первые годы правления Николая I происходит исчезновение тех характерных особенностей, что были присущи дискуссии о «духе времени» в предшествующий период.
Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что впервые в отечественной исторической науке понятие «дух времени» представлено как одно из ключевых слов общественно-политического словаря России второй половины XVIII - первой трети XIX в. Проведено комплексное изучение истории понятия, исследованы предпосылки его возникновения, европейский контекст, характер и значение дискуссии о «духе времени» в общественной жизни России рассматриваемого периода.
Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования его результатов при подготовке учебных курсов по истории общественной мысли России второй половины
-
-
- первой трети XIX в. Материалы и выводы исследования могут быть употреблены в обобщающих работах, посвященных истории общественно- политического словаря России данного периода.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования получили отражение в восьми научных публикациях, две из которых вышли в журналах, рекомендованных ВАК, а также были представлены в качестве докладов на пяти конференциях различного уровня.
Структура исследования определяется поставленными целями и задачами. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложения, в которых представлены авторский перевод избранных отрывков из «Писем для поощрения гуманности» И.Г. Гердера, иллюстративный материал и комментарий к теме «Дух времени» в европейской карикатуре первой трети
-
-
в.», а также авторский перевод первых двух частей сочинения Д.С. Милля «Дух времени».
Похожие диссертации на Понятие "дух времени" в общественно-политическом дискурсе России второй половины XVIII - первой трети XIX в.
-
-