Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Малинина Ольга Сергеевна

Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России
<
Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Малинина Ольга Сергеевна. Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Малинина Ольга Сергеевна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т]. - Йошкар-Ола, 2008. - 237 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-7/136

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование и эволюция культурных связей финно-угорских народов в современной России 26

1.1. Становление и развитие сотрудничества финно-угорских народов России в области культуры 26

1.2. Консолидация российских финно-угров в области образования 51

1.3. Развитие информационных связей 75

Глава II. Научное сотрудничество родственных народов 93

2.1. Международные конгрессы и всероссийские конференции по финноугроведению 93

2.2. Развитие научных связей финно-угорских регионов России 116

Глава III. Общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов 139

3.1. Предпосылки и формы общественно-политических связей 139

3.2. Деятельность МАФУН (Молодежной Ассоциации финно-угорских народов) 173

Заключение 194

Список использованных источников и литературы 199

Приложения 230

Введение к работе

Одной из характерных черт общественного развития во всем мире в конце XX столетия явилось стремление к национальному возрождению, формирование национальных организаций и движений, перераставшее во многих случаях в межрегиональные движения родственных народов. Примером таких взаимоотношений являетсяпроцесс интеграции или сотрудничества финно-угорских народов России, начавшийся в конце 1980-х - нач. 1990-х гг. и получивший дальнейшее развитие. Начало консолидации родственных народов явилось частью всего общественно-политического движения России на современном этапе, отличающегося, прежде всего своим содержанием, появлением как новых явлений в виде «неформального движения», так и восстановлением многообразия политических партий и объединений, национальных движений.

К финно-угорским народам относят население, говорящее на. языках финно-угорской группы уральской'языковой семьи. Из почти 25 миллионов-финно-угров около 4 миллионов проживают на территории Российской Федерации: от Прибалтики до Оби на севере Евразии, в самых разных административных структурах. Это такие народы, как мордва (эрзянский и* мокшанский языки), удмурты (удмуртский), мари (лугомарийский и горномарийский), коми (коми), коми-пермяки* (коми-пермяцкий), карелы (финский и> карельский), ханты (хантыйский) и манси (мансийский). Финно-угорские народы в Российской Федерации являются коренным населением в тех республиках и автономных округах, которые получили по ним свои названия, и одновременно составляют (за исключением Коми-Пермяцкого автономного округа Пермского края) меньшинство населения. К финно-угорским народам относят себя и финские народности, не имеющие своих национально-территориальных образований, например, тверские карелы, вепсьг и ингер-манландцы (финны-инкери), саами. Самодийская ветвь уральской семьи, представленная малочисленными народами: ненцами, энцами и другими на-

родами, численность которых составляет всего несколько сот или даже десятков человек, - находится на особом положении. Некоторые языковеды и политики иногда относят ее к финно-угорскому миру, а иногда рассматривают особняком.

На волне подъема национального и этнического самосознания в бывших республиках СССР, связанного с началом «перестройки» и «гласности», в российском финно-угорском сообществе стали развиваться интеграционные процессы. Тогда по инициативе национальной интеллигенции стали укрепляться финно-угорские связи в сфере науки, культуры, перераставшие в общественно-политические отношения на государственном уровне. Задачей начавшегося сотрудничества российских финно-угров стало противостояние объединенными силами процессам ассимиляции и устранение угрозы потери национальных языков, а также защита прав коренных народов, национальных меньшинств. Это было связано с тем, что долгое время проживающие в Российской Федерации» и находящиеся под ее юрисдикцией финно-угорские народы, как и десятки других нерусских народов* и этнических меньшинств были интегрированы в общую социальную, экономическую, политическую, культурно-идеологическую жизнь.

Три финно-угорских государства - Финляндия, Венгрия и Эстония -продемонстрировали свои успехи в экономике, политике, государственном строительстве. Поэтому российскими финно-уграми в рассматриваемом процессе они привлекаются в качестве наблюдателей и советчиков в той сфере, где требуется конкретная профессиональная помощь.

О начавшемся процессе широкого сотрудничества среди финно-угорских народов России конца XX - нач. XXI вв., можно говорить и как о его возрождении. Как известно, родство народов, которые относятся к финно-угорской (или угро-финской) языковой группе, научно было доказано в конце XVIII века. На этом фоне в конце XIX - начале XX вв. много было сделано по пропаганде финно-угорского родства. Особенно большая роль принадлежала в этом созданному в Хельсинки в 1883 г. Финно-Угорскому Об-

ществу, ставшему крупным научным центром. Многие из. местных интеллигентов, благодаря влиянию финских ученых, более углубленно и заинтересованно стали изучать историю, этнографию, культуру своих народов и пропагандировать сведения о финно-угорском родстве. Их усилия были направлены на распространение элементарной грамотности среди своих соплеменников, на пробуждение национального достоинства и самосознания. Из фонда народной памяти они извлекали и делали достоянием общественности исторические мифы, предания, песни, легенды. Наряду с этим они- уделяли большое внимание собиранию и обобщению сведений о современном- им этническом состоянии родных народов, их духовной и материальной культуре. Это марийцы В. Васильев и П. Глезденев, удмурты Г.Верещагин и И. Михеев, коми Г.Лыткин, мордвин М. Евсевьев и другие демократические представители финно-угорской интеллигенции.

Наиболее тесное взаимодействие между российскими финно-угорскими народами началось выгоды нэпа. Оно проходило, главным-образом, в рамках культуры и науки. В конце 1925 г. в Москве создается Объединение финно-угорских научных обществ. Таким образом, их сотрудничество имело- культурно-научную направленность.

В сталинскую эпоху знакомство представителей малых финно-угорских народов с гражданами Финляндии, Эстонии, Венгрии превратилось в серьезное обвинение. Так, в 1931 г. в Марийской автономной области, впервые против лучших представителей национальной интеллигенции было сфабриковано так называемое «дело федералистов», по которому ученые (историк Ф.Е. Егоров; этнограф Т.Е. Евсеев, филолог В.М. Васильев и др.) были осуждены за то, что пропагандировали финно-угорское родство. Их обвинили в том, что они якобы стремились отделить финно-угорские территории от СССР и присоединить их к Финляндии или, как минимум, образовать финно-угорскую федерацию под протекторатом Финляндии. В 1932 году разразилось дело «Софии» («Союза освобождения финских народностей»), где в основном фигурировала удмуртская интеллигенция во главе с выдающимся по-

6 этом и ученым историком-этнографом Кузебаем Гердом ( К.И. Чайниковым )'. Финские ученые-«фашисты» обвинялись в том, что стремились создать «Великую Финляндию» от Скандинавии до Западной Сибири.

При этом был нанесен серьезный удар по развитию и укреплению духовного единства родственных народов, наложен, запрет даже на само упоминание о родстве восточных финно-угров с венграми, эстонцами, финнами как на.проявление «панфинизма» или «панфинноугризма». А во всех финно-угорских регионах СССР первое поколение национальной интеллигенции, ратовавшее за необходимость укрепления связей между родственными*народами, было полностью уничтожено.

Потребовалось еще довольно значительное время, а главное' - хрущевская- «оттепель» в идеологической жизни, чтобы наладить в СССР реальные шаги в области финно-угроведения, широкую пропаганду финно-угорского родства. Инициаторами этого выступили ученые-филологи, так как финно-угорское сообщество - это, прежде всего языковое родство. Начиная с 1960 г. с интервалом в пять лет стали проводиться (поочередно по кругу в трех странах с финно-угорским населением - Венгрии, Финляндии, СССР) международные научные форумы финно-угроведов: Параллельно стали проводиться, и Всесоюзные научные конференции по финно-угроведению.- С 1965 г. в Таллинне начал издаваться научный журнал «Советское финноугроведение». Журнал с самого начала был ориентирован на лингвистику, в некоторых номерах публиковались материалы по фольклору, этнографии финно-угорских народов.

Научные форумы и деятельность журнала заложили основы для. развития» в будущем широкого финно-угорского движения, частью которого явилось этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов России. Новый период сотрудничества характеризовался организацией и проведением ряда важных научных конференций, встреч представителей общественности по проблемам истории и современного эт-

1 Куликов К. И. Дело СОФИН. - Ижевск, 1997.

нического, культурного, социально-политического состояния российских финно-угров.

Соответственно, тема сотрудничества финно-угорских народов России на новом* этапе является актуальной, так как некоторые его формы советского периода и конца XX - начала XXI,вв. во многом схожи.

Актуальность изучения возникновения и эволюции* сотрудничества обусловлена также влиянием культурных, научных, информационных связей финно-угорских народов Российской Федерации на выработку обоснованных рекомендаций не только в сфере государственной политики, но и в дальнейшем формировании полиэтнического гражданского1 общества,.его действенных механизмов и институтов, на становление новых федеративных отношений в России.

Изучение темы имеет также важное значение для знакомства с современными, сложными и емкими понятиями «финно-угорский мир» и «финно-угорское движение», вызывающими в последнее время і активный интерес и внимание со стороны ученых, политиков, общественных деятелей. Современное понятие «финно-угорский * мир» «включает в себя народы, объединенные общностью языкового происхождения, активно сотрудничающие в сферах культуры, науки, политики, экономики и экологии»2. Эта совместная деятельность родственных народов основана на идее финно-угорского-языкового родства и в литературе получила название «финно-угорское движение». Основой его является этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество российских финно-угров. Знакомство с причинами, побуждающими народы к консолидации, позволяет выявить наиболее важные проблемы вданной языковой группе.

2 Попов А. А, Уварова Н. А. К вопросу формирования современного понятия «финно-угорский мир» // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов : материалы III Международного исторического конгресса финно-угроведов. - Йошкар-Ола, 2004. - С.553-555,

На сегодняшний момент развитие финно-угорского сотрудничества не стало объектом специального исследования. Связано это с новизной характера самого процесса развития идеи единства финно-угорских народов. Анализ процессов, связанных с финно-угорским сотрудничеством, находится в начальной стадии и представлен в большей степени работами публицистического характера. Почти все они дают информацию о частных событиях, конкретных фактах. Публикации обобщающего характера, показывающие процесс развития сотруднических связей во всех сферах общественной жизни, практически отсутствуют. Тем не менее можно говорить о том, что на сегодняшний момент в исторической науке складываются определенные исторические традиции в изучении этой темы.

Имеющуюся литературу по исследуемой проблеме можно разделить на группы: общие работы по проблеме и исследования по отдельным формам и направлениям взаимосвязей. Одна из первых обобщающих характеристик финно-угорского движения содержится в брошюре «Проблемы истории и возрождения финно-угорских народов России» К.Н. Єанукова . В ней известный профессор, финно-угровед, кроме истории изучения, большое внимание уделяет социально-политическому положению w языковой ситуации финно-угров России и связанному с этим развитию их сотрудничества. В приложении работы даны основные документы, в которых поднимаются проблемы национального возрождения финно-угорских народов и приводятся статистические сведения по материалам Всесоюзных переписей, что, несомненно, представляет интерес для исследования.

По мере того, как на протяжении второго десятилетия сохраняется относительная устойчивость взаимоотношений между финно-угорскими народами, все более отчетливо усиливается тенденция к оценке движения, к осмыслению и научному анализу его целей, главных направлений, тенденций. Значительно возросший интерес к данному процессу проявляют ученые, по-

3 Сануков К. Н. Проблемы истории и возрождения финно-угорских народов России. -Йошкар-Ола, 1994.

литики, государственные и общественные деятели. Очень ценными для выявления мотивов консолидации российских финно-угров и определения перспектив ее развития являются статьи Ю. Юшковой, В. Дзялошинского4, предпринявших попытку на теоретическом уровне найти объяснение стремления к единению российских финно-угров- и особо сделавших акцент на анализе темпов и глубины их интеграции с родственными народами - венграми, эстонцами, финнами. Авторы сделали' выводы о заметной тенденции к усилению политического веса общности российских финно-угров и представили свои прогнозы возможных вариантов становления финно-угорского сообщества. Так, В. Дзялошинский считает, что это будет «интеграция культур как единство многообразия и оно будет способно противостоять унификаторским тенденциям с одной стороны, и культурной*экспансии - с другой». Ю. Юшкова показала политическую значимость сотрудничества; финно-угорских народов, перспективу его* влияния* на процессы в общественной жизни-России. При этом в названных работах отсутствует информация-фактологического характера, освещающая не только общественно-политические, но и этнокультурные и научные взаимосвязи.

Из данной группы литературы также следует выделить статью Е. Цы-панова «К 10-летию Первого Всемирного конгресса финно-угорских народов», в которой автор-дает краткую» характеристику первых трех Всемирных конгрессов, делает несколько обобщающих суждений^и оценок их деятельности, выявляет их роль в развитии* всего общефинноугорского движения5. Особую ценность его выводы приобретают при выявлении положительных результатов для финно-угорских народов России от проведения данных международных форумов.

Юшкова Ю. Финноугорский мир на политической карте мира // Дружба народов. - 2004. - № 4. - С. 157-159; Дзялошинский В. Интеграционные процессы в финно-угорском сообществе: тенденции и перспективы // Финно-угорский вестник. - 2004. - № 2(33). - С. 6-8.

5 Цыпанов Е. К 10-летию Всемирного конгресса финно-угорских народов // Финноугроведение. - 2002. - № 2. - С. 13-23.

В конце 1980 - начале 1990-х гг., когда происходил процесс демократизации в России, повсюду возникали национальные движения, усилилось внимание общественности к проблемам этнического развития своих народов, сохранения их самобытности. Поэтому в данный период много говорилось об этническом возрождении-малочисленных народов, о проблемах языковой ситуации, путях их решения. Надо отметить, что в^ становлении финно-угорского сотрудничества большую роль сыграли именно национальные движения этих народов. Они выступили инициаторами единения и проведения Первого Всероссийского съезда, а потом и Всемирного конгресса финно-угорских народов, провели большую подготовительную работу к ним. Эти процессы ярко освещены в работах Энико Сий «Очерки истории и важнейшие документы Всемирных конгрессов» , Е. Цыпанова «К 10-летию Первого Всемирного конгресса» и многих других . В работах довольно подробно рас- . сматривается начальный этап общественно-политического сотрудничества и подчеркивается при этом- роль национальных организаций. Вместе с тем работы носят узко-тематическую направленность, так как слабо исследовано начало этнокультурных, научных связей. Авторы делают акцент на подготовку национальными движениями*состоявшегося в 1992 г. в г. Сыктывкаре.; (Р. Коми) Первого Всемирного конгресса финно-угорских народов, приэтом отмечая, его как самое большое достижение финно-угорских народов современной России. Так, например, Э. Сий, отмечая важность конгресса в сотрудничестве, подчеркнула: «Эпохальным событием является уже то, что,

6 Сий Э.- Очерки истории и важнейшие документы Всемирных конгрессов финно-
угорских народов // Сородичи по языку. - Будапешт, 2000.

7 Цыпанов Ю. К 10-летию Всемирного конгресса финно-угорских народов // Финно
угроведение. - 2002. - № 2. - С. 13-23.

8 Сануков К. Н. Национальные движения и этническое самосознание финно-угорских на
родов России // Финно-угроведение. - 1996. - № 1. - С. 40-50; Слово делегатов и гостей I
Всероссийского съезда финно-угорских народов // Парма. - 1992. - № 3-4. - С. 7-61.; Коз
лов В: И. Национальный вопрос: парадигмы, теория и практика // История СССР: - 1990.
- № 1. - С. 3-22.; Кузеев Р. Г. Межнациональные отношения: история, теория, пути демо
кратического обновления. - Уфа, 1990.

11 каждый из народов может сформулировать свои самые большие проблемы и осмеливается высказать их и донести до сведения других»9.

Исследованию национальных движений финно-угорских народов России посвящена диссертация Т.И. Учайкиной «Национальные движения финно-угорских народов России в 1989-1995 гг. (На примере республик Карелия, Коми, Мордовия)», защищенная в-г. Саранске (Республика Мордовия) в 1997 г10. Автор охарактеризовала причины возникновения движений, определила, каким образом особенности ситуаций внутри республик повлияли на их программы, результаты деятельности. В работе показан процесс активизации контактов между финно-угорскими республиками России, основанных на признании общности этнического происхождения, языкового и культурного родства.

При рассмотрении системы государственного регулирования межнациональных отношений, и в освещении вопросов, связанных с реализацией международного законодательства-по правам коренных народов, нами была, использована диссертационная работа О.В. Козловой «Национальная политика Российской Федерации в 1990-е годы XX века: исторический аспект»11, в которой автор последовательно рассматривает эволюцию* национальной*, политики современной России, анализируя и федеральные программы, и законы в отношении финно-угорских народов. Историко-политическому анализу некоторых аспектов современного федерализма и национально-культурному развитию посвящены работы Э.Р. Тагирова , И.Р. Тагирова ,

9 Сий Э. Указ. соч. - С.467.

10 Учайкина Т. И. Национальные движения финно-угорских народов России в 1989-1995
гг. (На примере республик Карелия, Коми, Мордовия): дисс. канд. ист. наук Саранск,
1997.

11 Козлова О. В. Национальная политика Российской Федерации в 1990-е годы XX века:
исторический аспект : дисс. канд. ист. наук. - Казань, 2004.

12 Тагиров Э. Р. Национально-государственные интересы // Вестник актуальных прогно
зов. - 2000. - № 3. - С. 14-27.

13 Тагиров И. На изломе истории Казань, 2004.

Р.Г. Абдулатипова14, Р.Г. Кузеева15.

Научные связи финно-угорских народов России* имеют наиболее длительную историю своего возникновения и на современном этапе приобрели разнообразные формы. По данной проблеме в литературе имеется ряд статей, посвященных наиболее важным моментам изучения родственных народов.

1 1*7

Среди них можно назвать работы К.Н. Санукова , Т.Б. Никитиной , П. До-мокоша18, в- которых раскрываются отдельные формы научного сотрудничества финно-угорских народов. В их статьях дан большой фактический материал о проводимых в финно-угорском мире научных конференциях, конгрессах финно-угроведов и историков, опубликованы их важнейшие решения, резолюции, представлена информация о других видах научных связей, например, взаимных научных стажировках преподавателей, аспирантов, проводимых совместных научных экспедициях и т.д., подчеркнуто значение, сотрудничества финно-угорских ученых для корректировки направлений совместных научных разработок.

Основой научного сотрудничества являются- встречи ученых-финно-угроведов. Изучению этапов* и их сравнению посвятил свою работу ведущий, финно-угровед, доктор исторических наук К.Н. Сануков..В статье «Финно--угристика о финно-угорских народах России: основные этапы и тенденции исследований» он отмечает новые проблемы, которые открылись перед фин-

Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века. - М., 1996.

15 Кузеев Р. Г. Межнациональные отношения: история, теория, пути демократического
обновления. - Уфа, 1990.

16 Сануков К. Н. Финно-угристика о финно-угорских народах России: основные этапы и
тенденции исследований // Финно-угроведение. - 2000. - № 1. - С. 3-16; Он же. Финно-
угры и фино-угроведение: новые горизонты // Финно-угроведение. - 1994. - № 1. - С.40-
50; Он же. Восьмой Международный конгресс финно-угроведов // Финно-угроведение. -
№ 3-4. - С. 186-189; Он же. Второй Международный конгресс по истории финно-угорских
народов // Финно-угроведение. - 1999. - № 4. - С. 154-156; Он же. Международные кон
грессы финно-угроведов: тенденции и значение // Linguistica Uralica. XLII. - Tallinn, 2006 -
S. 37-44;

17 Никитина Т. Б. Первая Всероссийская научная конференция финно-угроведов // Финно
угроведение. - 1995. - № 1. - С. 15-20.; Сануков К.Н., Никитина Т.Б. Финно-угорский
фактор на пороге нового тысячелетия // Финно-угроведение. - 1999. - № 1. - С. 6-9.

18 Домокош П. История и роль международных конгрессов финно-угроведов // CIFU X,
Pars I. Orationes plenariae, - Joschkar-Ola, 2005. - S. 93-107.

но-угроведением и стали центром вниманиям на научных конференциях и конгрессах- . Политические события конца 1980-х гг. внесли изменения и в развитие финно-угроведения. Оно происходит в новых условиях. К.Н. Сану-ков отмечает, что «на многочисленных финно-угроведческих конференциях и конгрессах обсуждаются проблемы этногенеза, этнической истории, языка, быта, культуры финно-угорских народов, их современное состояние. Появилась практическая реализация расширяющихся функций финно-

20 -гт

угроведения» . При этом он подчеркивает, что для решения, например такой проблемы как возрождение и укрепление национального самосознания1 «важны как государственная, политика и деятельность научных организаций ^ и общественных движений при поддержке родных языков, народной культуры, этнических традиций, так и внутренняя психологическая потребность, заинтересованность самих представителей этносов и национальных групп в своем

возрождении» .

Венгерским ученым П. Домокошом была сделана первая попытка обобщить историю международных конгрессов финно-угроведов. Статья ученого «История и роль международных конгрессов финно-угроведов» имеет принципиальное1 значение для изучения- процесса эволюции 1-финног угристики, всех ее направлений. Как и К.Сануков, ученый делает акцент на тенденции к мультидисциплинарности в финно-угроведении, что, в свою очередь, дает возможность встречаться на таких конгрессах и врачам, экономистам, экологам, дипломатам.

Для целостного представления о формах научного сотрудничества большое значение имеют работы, освещающие развитие разных направлений финно-угроведения. Так, статья Т. Девяткиной помогает выявить проблемы финно-угорской фольклористики в России. В ней автор показала итоги и за-

Сануков К.Н. Финно-угристика о финно-угорских народах России... - С. 4. 20Там же. - С. 5.

21 Там же. - С. 12.

22 Девяткина Т. Финно-угорская фольклористика в России: итоги и перспективы развития
// Вестник Марий Эл. - 2005. - № 2(20) - С. 24-39.

дачи исследовательской работы фольклористов многих научных учреждений и вузов финно-угорских регионов. Перспективы развития финно-угорского языкознания в России представлены в статье Ю.Андуганова23.

Обобщение опыта и результатов сотрудничества российских ученых на определенном направлении, содержатся в докладах, представленных на конференциях, конгрессах финно-угроведов. В совместном докладе руководителей ведущих научных центров Удмуртии, Мордовии, Коми, Марий Эл, сделанном на III Международном историческом конгрессе финно-угроведов, подведены некоторые итоги научно-исследовательской работы, обобщен опыт исторического финноугроведения, обозначены проблемы и намечены

~24 т-г

перспективы дальнейших научных изыскании . При этом, анализируя степень изученности научных связей финно-угорских народов современной России, можно сделать вывод об отсутствии специального исследования, даю-щего цельное представление по данной проблеме.

Более всего, на наш взгляд, исследованы интеграционные процессы в сфере культуры. Вопросы культурных связей обобщает ряд авторов. Первые аналитические статьи принадлежат Президенту Фонда развития культур Н.Н. Гаврилову . В них справедливо отмечена большая роль массовых общефинно-угорских культурных мероприятий в объединительном процессе финно-угорского сообщества, а также в деле сохранения и развития языков, традиций, обычаев, в целом этнического возрождения этих народов. Вместе с тем в работах отсутствует глубокий критический анализ, недостаточно полно рас-

& Андуганов Ю. В. Современное состояние и перспективы финно-угорского языкознания

4 в России // Финно-угроведение. -1995. - № 3-4. - С. 132-137.

1 24 Казимов А. С, Куликов К. И., Сметанин А. Ф., Юрченков В. А. Современные научные

исследования в области отечественного исторического финноугроведения: итоги, пробле-

I мы, перспективы // Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи

финно-угорских народов: материалы III Международного исторического конгресса фин-

„ но-угроведов. - Йошкар-Ола, 2004. - С. 15-26.

> 25 Гаврилов Н. Н. Финно-угорский мир сегодня // Финно-угорский вестник. - 1997. - №

I 1(8) - С. 3-6; Он же. Проблема культурно-этнической консолидации финно-угорского со-

общества // Марийский археографический вестник. - 1991. - № 1. - С. 4-6; Он же. Финно-угорский мир России сегодня // Финно-угорский вестник. - 1997. - № 1(8). - С. 5.

крываются слабые стороны сотрудничества, больше внимания обращено на его позитивные результаты.

Значительное количество статей, дающих емкое представление о процессе сотрудничества финно-угорских народов в области культуры, образования, СМИ (задачах, проблемах, трудностях), принадлежит В.Г. Яналову26. В статье «Проблемы, языка, культуры и образования восточных финно-угров» среди основных проблем в этих сферах им выделены слабое финансирование проектов и программ по сохранению и развитию культуры из федерального бюджета-РФ; сокращение книгоиздания и периодической печати на родных языках; проблема национального развития диаспор; проблема развития профессионального искусства. Сам автор предлагает пути их решения, одним из которых является предложение о подготовке и реализации государственных долговременных программ сохранения и развития культуры и искусства.

Работа Ю.П. Шабаева «Финно-угорская культурная политика в контексте межрегиональных и межгосударственных связей» посвящена исследованию того, как развивались культурные связи между финно-угорскими народами, каковы успехи и препятствия на этом пути и в чем смысл такого сотрудничества27. Характеризуя значение каждого мероприятия, проведение которого стало традицией в финно-угорском мире, автор делает вывод о том, что «культурное сотрудничество между финно-угорскими народами развивается и становится не только более интенсивным, но и более организованным». Проблемой по его мнению является то, что реальные процессы кон-

26 Яналов В*. Финно-угры: что там, за порогом века? // Марийская правда. -1998.-20 но
ября; Он же. Информационное сотрудничество финно-угорских народов: состояние и пер
спективы // Финно-угорский вестник. - 2001. - № 3 (22). - С. 5-И; Он же. Проблемьтязы-
ка, культуры и образования восточных финно-угров // Финно-угорский вестник. - 1998. -
№ 1 (10). - С. 6-10; Он же. Межкультурные коммуникации в финно-угорском мире: опыт
становления // Финно-угорский вестник. - 2003. - № 2(29). - С. 16-20.

27 Шабаев Ю. Финно-угорская культурная политика в контексте межрегиональных и меж
государственных связей // Формирование, историческое взаимодействие и культурные
связи финно-угорских народов : материалы Ш Международного исторического конгресса
финно-угроведов. - Йошкар-Ола, 2004. - 654 с.

16 струирования и более широкой финно-угорской идентичности не имеют длительной истории и еще не охватили те социальные слои, которые смогут поддержать и развить этот процесс. Им также отмечено, что широкое культурное сотрудничество встречает сопротивление или непонимание отчасти в самих финно-угорских регионах, но более всего на федеральном уровне. В политических интересах российской власти способствовать усилению подобных связей.

Сотрудничество финно-угорской молодежи частично освещено в сборнике материалов научно-практической конференции Молодежной Ассоциации финно-угорских народов (МАФУН) под названием «Молодежь и финно-угорский мир», вышедшей в 1994 г. В нем* сформулирован широкий круг актуальных проблем финно-угорской молодежи, отражены ее цели, идеалы, интересы, степень участия молодежи в общественно-политической жизни, общества. Последовательно проблемы данной сферы общефинноугорского движения в своих публикациях рассматривают его активные участники:

w OQ OQ

Иаак Прозес , Сантерри Юнтилла и др. Авторы обращаются к истокам и причинам возникновения финно-угорского союза молодежи МАФУН, делая і акцент на его программных взглядах. Однако временной период анализа ограничивается началом 2000 года. В этовремя и появились эти статьи, посвященные 10-летнему юбилею образования МАФУН. Современное состояние и тенденции развития финно-угорского молодежного движения раскрываются в докладах и сообщениях, представленных на Международных конгрессах

финно-угорских народов . Наиболее ярко и полно процесс общения молоде-

28 Прозес Й. Духовное единство молодежи // Kudo+Kodu. - 2000. - № 19.

29 Юнтилла С. Что такое союз молодежи и каким он должен быть // Kudo+Kodu. - 2000. -
№19.

30 Нестерова Н. Доклад на П Всемирном конгрессе финно-угорских народовг// Второй
Всемирный конгресс финно-угорских народов. - Будапешт, 1996; Петров В. МАФУН :
доклад на IV Всемирном конгрессе финно-угорских народов, Таллинн, 2004 г. // Личный
архив В. Петрова; Выступление Президента МАФУН, председателя Комитета по нацио
нальным делам при Совете министров Удмуртской республики С. К. Смирновой
// Молодежь и финно-угорский мир : материалы Междунар. науч.-практич. конференции.
- Ижевск, 1994. - С. 15-26.

жи всех финно-угорских народов представлен в докладе Е. Александрова и

Н. Осипова. . В работе выделены наиболее существенные достижения финно-угорских молодежных организаций России, одним из которых является нахождение точек конструктивного-сотрудничества с различными органами государственных структур.

Таким образом, тема частично нашла отражение в научной и общественно-политической литературе, представленной отдельными публикациями, но получила недостаточно полное и равномерное освещение в историографии. До сих пор в современной историографии отсутствуют специальные обобщающие работы, освещающие становление, внутреннее содержание этнокультурного и общественно-политического сотрудничества финно-угорских народов в современной России.

Целью данной работы является комплексное исследование процесса этнокультурного и общественно-политического сотрудничества рассматриваемой группы народов в 1989-2006 гг. Исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:

- дать общую характеристику общественно-политической, социально-
экономической и этнокультурной ситуации в рассматриваемых регионах;

- исследовать формирование и эволюцию конкретных форм и направлений сотрудничества финно-угорских народов: в области культуры, образования и СМИ, в научной и общественно-политической сферах; опыт общения финно-угорской молодежи через МАФУН (Молодежную Ассоциацию финно-угорских народов);

- выявить положительный опыт и недостатки в совместной деятельно
сти научных, культурных учреждений, международных организаций и дру
гих форм объединений родственных народов, дать характеристику их про
граммных документов;

31 Александров Е. В., Осипов Н. Н. Финно-угорская молодежь в контексте современных интеграционных и межкультурных процессов : доклад на открытии XXII Международной студенческой конференции IFUSCO // Вестник Марий Эл. - 2006. -№ 2. - С. 56-61.

выявить нерешенные проблемы в каждой из форм сотрудничества и указать их причины;

дать объективную научную оценку роли и значения процесса сотрудничества финно-угорских народов, в современной» России, определить его перспективы.

Исследование предусматривает изучение процесса в тех регионах, республиках Российской-Федерации, титульные народы которых принадлежат к финно-угорской языковой группе.

В работе диссертант исходит из того, что в качестве объекта конкрет
но-исторического изучения определен процесс укрепления- и поддержания
связей между финно-угорскими народами Российской Федерации в рассмат
риваемый период. Предметом исследования являются конкретные формы и
направления данного сотрудничества. ^

Исследование охватывает время с конца 1980-х гг. по 2007 г. Верхняя временная граница совпадает с началом пропаганды национальными движе-\ ниями идеи финно-угорского родства, основанного на общности языка, с активизацией массовых общефинноугорских мероприятий, основанием ряда обществ, фондов, целью которых стало укрепление родственных связей и помощь в сохранении культуры и языка, финно-угорских народов. Учитывая то, что процесс взаимного сотрудничества идет по настоящее время, исследование ограничивается временем до 2007 года.

Научная новизна и результаты исследования диссертации определяются неразработанностьютемы в современной историографии и заключаются в том, что в ней вводится в научный оборот целый комплекс документов финно-угорских общественных фондов, конгрессов, а также законодательных актов, принятых в Российской Федерации, в финно-угорских регионах, международными организациями по проблемам сохранения и развития национальных культур и языка. Оригинальность исследования заключается и в том, что в нем предпринята попытка на основании собранного материала выявить позитивные и негативные тенденции финно-угорского движения, провести сие-

темный анализ и разработку направлений сотрудничества между финно-угорскими народами.

В процессе исследования была проведена следующая работа:

- систематизированы конкретные направления развития финно-
угорского движения, разработаны приоритеты в сотрудничестве родственных
народов;

- дана характеристика формам всестороннего сотрудничества финно-
угорских народов; определены его предпосылки; проанализировано совре
менное состояние финно-угорского движения; определены пути его совер
шенствования.

Методологической основой послужили принципы историзма и объективности исследования, опирающиеся на совокупность исторических фактов источниковедческого, историографического характера. В работе применялся сравнительно-исторический-анализ, проблемно-хронологическийподход.

Основу источниковой базы работы составляют документация и периодическая печать действующих организаций, фондов, материалы и решения совместных конференций, съездов, конгрессов финно-угорских народов, как всероссийского, так и международного масштаба. Некоторые из них привлекались исследователями ранее. Однако, новые исследовательские задачи, поставленные в диссертации, делают их использование целесообразным.

В основу систематизации использованных нами источников положен общепринятый критерий: видовое деление. Согласно этому критерию вычленены следующие группы опубликованных и неопубликованных источников.

К первой группе относятся документы и материалы научных, научно-практических конференций, встреч, симпозиумов, как регионального, всероссийского, так и международного уровней, проводимых в финно-угорском мире, и опубликованные в отдельных сборниках или в периодической печа-

ти ". В1 них прослеживается динамика рассматриваемых финно-уграми проблем. Таким образом, становится возможным определение степени их актуальности на определенном этапе сотрудничества, а также оценка предлагаемых учеными средств их решения.

Широкий круг актуальных общественно-политических проблем финно-угорских народов России представлен материалами и документацией Всероссийских съездов и Всемирных конгрессов финно-угорских народов, которые составляют вторую группу источников33. Так, Центром по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии в г. Москве был выпущен сборник документов в двух томах34. В: нем опубликована подборка, статей, материалов, документов, раскрывающих сущность общественных, политических движений и объединений не только Республики Марий Эл,.но и всего финно-угорского сообщества. Также в нем помещены пе-речень всех доку ментов. Первого Всероссийского съезда финно-угорских на-родов-и Устав?Ассоциации* финно-угорских народов. Особую ценность в подобных сборниках представляют опубликованные в них документы международных неправительственных организаций, в том числе, по защите прав, малочисленных и коренных народов, законодательные и акты РФ^и акты, принятые законодательными собраниями-республик.

Узловые проблемы современного финно7угроведения: материалы Первой Всерос. науч. конф. финно-угроведов. - Йошкар-Ола, 1995; История и современное состояние, перспективы развития языков и культур финно-угорских народов : материалы Ш Всероссийской научной конференции финно-угроведов. - Сыктывкар, 2005; Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов : материалы Ш Междунар. истор. конгресса финно-угроведов. - Йошкар-Ола, 2004.

33 Первый Всероссийский съезд финно-угорских народов // Парма. - 1992. - № 3-4; Вто
рой Всемирный конгресс финно-угорских народов : сб. материалов. - Будапешт, 1996; Ш
Всемирный конгресс финно-угорских народов, 11 декабря 2000 года, Хельсинки, Финлян
дия : сб. материалов. - Йошкар-Ола, 2000; Финно-угорские народы и Россия : сб. материа
лов междунар. конференций. - 1992-1993. - Таллинн, 1994; Молодежь и традиционная
культура финно-угорских народов : материалы науч.-практич. семинара. - Йошкар-Ола,
1994.

34 Пробуждение финно-угорского Севера. Опыт Марий Эл : сб. документов : в 2 т. - М.,
1996.-2 ч.

Третью группу составляют материалы, сведения, извлеченные из ста-
І тей (журнальных и газетных публикаций). Нами рассмотрена периодическая

і печать финно-угорских республик и регионов: «Кугарня», «Марийская прав-

[! да», «Республика», «Марий чан1», «Жера», «Марий коммуна», «Молодой

коммунист», «Ончыко», «Новости Югры», «Парма»; центральная общерос-
\ сийская печать, общефинноугорские журналы и газеты: «Финно-

угроведение», «Linguistica Uralica», «Kudo+Kodu», «Белый журавль», а также печатные органы Молодежной Ассоциации финно-угорских народов «Родство», Фонда развития финно-угорских культур «Финно-угорский вестник : информационный бюллетень».

В целом, издания периодической печати дают обзор фактов, событий, происходящих в5 финно-угорском мире, и таким образом общественно-политическая периодика выступает как наиболее систематически информи-рующий первоисточник в нашем исследовании. Кроме того, в печатных СМИ

опубликованы интервью участников движения; представлены важнейшие до-

*

кументы организаций, обществ (уставы, заявления, воззвания, отчеты.и др.),

t анализ которых дает представление о направлениях и результативности их

; работы. Так, например, деятельность финского общества им. М. Кастрена,

I направленную на помощь родственным финно-угорским народам, можно

\ проследить по отчетам его работы, опубликованным в ежемесячных бюлле-

тенях (на финском и русском яыках) и в газете «Kudo+Kodu» , а информация

f о работе Фонда развития финно-угорских культур представлена в его отчетах

\ и в интервью его Президента Н.Н. Гаврилова. Наиболее активно пресса ос-

вещала этап становления движения.

'V

Особую ценность представляют статистические и информационно-справочные издания, дающие общие сведения о родственных народах, их со-

Садовин И. М. Castrenm seura II Kudo+Kodu. -2000. -№ 19; Венто У., Хаккарайнен Т. Помощь родственным народам : доклад о реализации финляндской программы действий по поддержке родственным финнам народов России и их культур в 2001 году и о планах на ближайшие период // Kudo+Kodu. - 2002. - № 8-9;

временном состоянии . Также в них помещены статистические, демографические сведения. Для представления в хронологическом порядке происходящих в финно-угорском мире событий очень важное значение имеют хроники регулярных событий, приводимые в информационном бюллетене «Финно-угорский вестник» и журнале «Финно-угроведение». Документы, приведенные в сборнике «Сородичи по языку», позволяют проследить становление движения финно-угорской общности и солидарности с 1988- г. по 1996 г37. Достоинством этого сборника является то, что в нем опубликованы статистические, демографические сведения о финно-угорских народах и перечень регулярных важнейших событий в финно-угорском мире

При подготовке настоящей диссертации были использованы неопубликованные источники, которые впервые вводятся' в научный оборот. Сбор и обработка данного-вида источников вызывает некоторые трудности, так как почти все они находятся на хранении в текущих архивах и при этом сосредоточены во многих финно-угорских регионах и странах.

В работе нами были использованы текущий архив Фонда развития финно-угорских культур: «Устав Фонда развития финно-угорских культур. Йошкар-Ола, 1990 г., октябрь», «Протокол соглашения об учреждении Фонда, развития финно-угорских культур, 1990 г., октябрь», «Информационное телеграфное агентство ФУНИТА», тексты отчетных выступлений Президента Фонда, делопроизводственная документация, представленная-документами в форме переписки со многими финно-угорскими общественно-культурными организациями и с партийными и государственными органами по вопросу об организации того или иного мероприятия.

Кроме того, нами были использованы документы текущего архива Марийского Союза писателей: доклады участников^ Международных встреч

Финно-угорский мир : справочник по истории, культуре и языку. - Будапешт; Москва, 1996; Финно-угорские народы: статистический сборник. - Сыктывкар, 1992. 37 События и документы финно-угорского мира // Сородичи по языку. - Будапешт, 2000. -С. 425-504.

финно-угорских писателей, резолюции писательских конференций, обращения и т.д.

Выявленные в этих архивах документальные материалы позволили* раскрыть процесс развития взаимосвязей' финно-угорских народов в; культурной* сфере,. СМИ! образовании, выявить роль Фонда и встреч финно-угорских писателей в установлении связей с другими общественными- организациями.

Значительная информация, не:нашедшая освещения в средствах массо
вой информации и не представленная в имеющихся? источниках, была взятаг
автором. из личных бесед с активными- участниками? движения, их воспоми
наний. Нами были взяты, интервью у Президента Фонда, развития; культур
финно-угорских, народов1 Н;Н: Гаврилова^ Директора Института финно
угроведения 0;Н; Тихонова, профессора,. д.и;т. K.Hi Санукова, Президента
Молодежной Ассоциации финно-угорских-, народов* В:Петрова^ и> др. Кроме
того, были использованы- их личные, архивы. Этот своеобразный'источник
позволяет окунуться: в- изучаемую- среду и, обозревать-ее глазамшлидеровш;
активных участников; движения общности: и солидарности финно-угорских
народов; :;

На данный-момент события; происходящие в финно-угорском мире; широко освещаются в Интернет. Даннышисточник позволяет вусловияхсрас-средоточения архивов документовI и<: периодической; печати в- разных региог нах с финно-угорским населением получать доступ к некоторым; из; них в электронном варианте. Эту группу источников-целесообразно разделить.на подгруппы:.

1) документы, хранящиеся в электронных архивах, на сайтах организаций, фондов?.ВІработе был использован электронный; архив документов .Молодежной Ассоциации финно-угорских; народов,- размещенный на^ сайтах этой организации: , протоколы заседаний бюро Ассоциа-

ции, отчеты и планы деятельности, регламент, устав, резолюции конгрессов МАФУН38;

2) статьи научного характера, в той или иной степени касающиеся те
мы финно-угорского сотрудничества и опубликованные на сайтах общест-

J. 39

венных организации, движении, партии, информационных агентств ;

3) краткая информация общего характера о проведенных финно-
угорских мероприятиях, отчеты, интервью участников движения40. Нами ис
пользовались информационные ленты новостей сайтов , korrumform,
torama, ИА regnum.

Научно обработанные и проанализированные материалы, диссертации могут быть использованы в качестве пособия при анализе вопросов научного, культурного сотрудничества, деятельности международных финно-угорских

38 Устав Молодежной Ассоциации финно-угорских народов (МАФУН). Бярска, Эстония, 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. / archives I ustav. htm, свободный. - Проверено 20.05 2005; Протокол заседания Совета МАФУН от 10-11 ноября 2000 г., г. Саранск [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: // www . ma- / archives / 2000 - 11 ru.html, свободный. - Проверено 20.05. 2005; Протокол заседания рабочей группы «Массмедиа» на ugri.info семинаре. Янеда, Эстония. 04.12. 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www . / mafun / index.php?pg = archive&doc = 34 & id =34, свободный. - Проверено 20.05. 2005; Протокол заседания рабочей группы «Языки и литература» на ugri.info семинаре. Янеда, Эстония. 04.12. 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // Там же, свободный. - Проверено 20.05. 2005; Протокол заседания Российского бюро МАФУН 29-.30.03. 2005., Сыктывкар [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // Там же, свободный. - Проверено 20.05. 2005;

Шабаев Ю.П. Конструирование нового национализма финно-угров : конкуренция глобального и регионального [Электронный ресурс] // Мир России, 2004. - Режим доступа: http: // , свободный. - Проверено 20. 02.2006; Перепелкин Л. Национальные движения в системе гражданских отношений [Электронный ресурс] // Конфликт - диалог - сотрудничество. Бюл. N 4 (июнь-август 2000). - Режим доступа: http: // , свободный. - Проверено 20.02.2006.

40 Журналистов сдружил Сыктывкар [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. /news/index.asp?news=1644, свободный. - Проверено 24.12. 2006; Интервью Василия Петрова - президента Молодежной Ассоциации финно-угорских народов (МАФУН), Сыктывкар. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. /news/ 440821.html, свободный. - Проверено 24.12. 2006; Кузьмина Е. Янош Пустаи: Все, что касается коренных народов - это политика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. , свободный. - Проверено 24.12. 2006; Лихачева Н. Финно-угорский культурный центр России вышел в «свет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www. mari. ее / rus / news / soc / 2006 / 12 / 12. html, свободный. - Проверено 24. 12. 2006.

организаций в области реализации прав коренных народов в условиях глобализации, а также в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по дисциплинам «История финно-угорских народов», «Культура финно-угорских народов».

Диссертация является обобщающим исследованием сотрудничества финно-угорских народов в период с 1989 г. по 2007 гг. Автором выявлены, обобщены и впервые введены в научный оборот новые архивные материалы, данные периодической печати, характеризующие процесс сотрудничества финно-угорских народов в области науки, культуры, молодежной и общественно-политической сфере.

Материалы, выводы, рекомендации диссертации имеют практическое значение для развития и совершенствования организационных форм сотрудничества финно-угорских ученых, деятелей культуры, общественных и политических деятелей, национальной политики.

Опыт сотрудничества финно-угорских народов может являться положительным примером для других родственных народов России, в связи с этим работа приобретает федеральное значение.

Становление и развитие сотрудничества финно-угорских народов России в области культуры

Важнейшей задачей начавшегося процесса консолидации представителей финно-угорской национальной интеллигенции стало сохранение культуры финно-угорских народов, особенно культуры «малых народов». Ведь известно, что культура является основой социального чи экономического развития народов, «духовного и нравственного возвышения человека» . Через сохранение национальных традиций, обычаев, фольклора, письменности, языка сохраняется сам народ. Но, к сожалению, культуры и языки большинства финно-угорских народов к концу XX века оказались под угрозой ассимиляции. А язык№некоторых из них в условиях расширения доминирующего языка, в частности, русского, вообще «достигли катастрофической грани»

Причины, породившие данные проблемы, для российских финно-угров являются общими:

1. Прекращение преподавания родного языка в национальных школах, в результате осуществленного в 1960-х годах, по указанию ЦК КПСС, перевода обучения в школах на русский язык. Изучение родного язы ка было объявлено добровольным делом. В итоге выросло поколение, ис пользующее свой родной язык только на бытовом уровне. Особенно высока доля отказа от родного языка в городах.

2. Проведение политики денационализации нерусских народов. В принятой XVII съездом резолюции «Задачи партии в области национальных отношений» подчеркивается; что в Советском Союзе границы между республиками все более и более теряют свое значение;, что у советских людей .разных национальностей уже сложились общие черты единого духовного облика, что активно- развивается общаяі для всех советских, наций интернациональная; культура. Так, в словарный фот национальных языков намеренно вносились русскиеслова и русская-терминология.

3. Исчезновение так называемых неперспективных деревень, отток сельского населения-в города и-как,следствие - утрачивание им своей? кульг туры, и: языка. Произошло этническое распыление коренного населения по территории России. Так, к 1989 т. «51,7% марийцев, 72;8 % мордвы 39{7 % карел, 33-5. % удмуртов проживали за пределами «своих» республик-..: Таким образом, многие российские финно-угры оказались вне государственного образования, носящего имя их народа. .Такие диаспоры со временем теряют связь с национальной культурой своего?народа:И«обреченььна;ассимиляцию-с:окружающим (прежде всего] русским)1 населением»4. ДЛЯІТОГО, чтобы, развиватьи модернизировать свою: культурудиаспорам необходимо сотрудничать, со своей этнической?родинощ «рассматривать,свою/культуру, ..язык- т историю как: неотъемлемые: составные части общенационального историко,-культурного комплекса»5.

В результате, выросло целое поколение: людей, не знающих родной языку не интересующихся национальной культурой; В;-качествепримера: рассмотрим: ситуацию с языком, которая сложилась у вепсского1 народа. В конце 1930-х годов, вепсов было 36 тысяч человек.. Объективные этнографические № этнолингвистические процессы» усугубились непродуманностью установок:в национальнойшолитике.\ В5, 1937 году былизакрыты все школы,, вся территория; была рассечена границей Вологодской области на две части, западную и восточную. С тех пор территория, на которой проживают вепсы, неоднократно перекраивалась, и сейчас вепсы находятся в трех областях: Карельской, Вологодской и Ленинградской. В 1959 году их численность составляла 16 тысяч человек, а в 1970LM - восемь.тысяч. Из-за административной разобщенности вепсские поселения превратились в острова, разобщенные плохими дорогами, отсутствием телефонной связи и даже административно принадлежащие другим районам. В результате - потеря языка, культуры, целые поселения во время переписей записывались русскими. Предложение о необходимости организации национальных округов для вепсов в Ленинградском облисполкоме не встретило понимания.

Схожая ситуация сложилась в республике Коми. Национальный состав республики резко изменился в связи с интенсивным промышленным освоением и высокой миграцией из-за ее пределов. С конца 1950-х гг. коми язык и коми школа окончательно лишились государственной поддержки. Уже через несколько лет начался процесс исчезновения коми школы, а с 1975г г. обучение на коми языке прекратилось полностью .

Международные конгрессы и всероссийские конференции по финноугроведению

Научное сотрудничество между финно-уграми имеет наиболее длительную историю, является важнейшим и значимым звеном в движении солидарности. Оно начиналось с изучения лингвистики, затем расширилось за счет исследования в других научных сферах.

В конце 1980-х - начале 1990-х гг. процесс повышения национального самосознания привел к заметному оживлению внимания общества к своей культуре и языку, к истории и современному состоянию народов. Современное финно-угроведение приобрело множество направлений. Предметом обсуждения ученых стали проблемы новых подходов в оценке исторического прошлого с привлечением новых архивных материалов, традиционных верований, развития народов в полиэтнической среде, функционирования родного языка, сохранения фольклорной культуры. Существующие к тому времени научные связи между российскими финно-уграми расширились и приобрели разные формы. Необходимо выделить следующие формы данного сотрудничества:

1) научные, научно-практические конференции и конгрессы, семинары;

2) межвузовское научное сотрудничество;

3) создание совместных научных проектов, издание книг, словарей и т.д.;

4) проведение совместных этнографических экспедиций и археологических работ.

Основой научных взаимосвязей представителей рассматриваемых народов являются научные, научно-практические конференции и конгрессы ученых-финно-угроведов.

Финно-угроведение - это комплексное научное направление, которое занимается изучением языков, истории, археологии, этнографии, литературы и культуры финно-угорских (уральских, включая самодийские) народов, имеет глубокие исторические корни и традиции, основанные на международных связях в области гуманитарных наук.

До 1993 года координация научных исследований по финноугроведению в СССР осуществлялась Советским комитетом по финноугроведению, который являлся организатором Всесоюзных научных конференций финно-угроведов. Традиции проведения подобных научных конференций, по финно-угорской тематике, обобщающих результаты исследований в области исторических и филологических наук, сложились с 1950-х годов. Последняя XVII Всесоюзная конференция состоялась в г. Ижевске в 1987 г. В новых политических условиях в стране в начале 1990-х гг. национальные государственные образования России формально обрели суверенитет, а исследовательские центры в них, университеты, пединституты, НИИ, находящиеся в подчинении разных министерств, стали более самостоятельно определять направления и темы исследований. Кроме того, ведущие финно-угроведы России В.И. Лыткин, К.Е. Майтинская, Б.А. Серебренников ушли из жизни, причем все они были сотрудниками сектора финно-угорских языков Института языкознания АН СССР. Таким образом, центр по своему научному потенциалу во многом уступил периферии. Оказавшись в такой ситуации, ученые финно-угроведы России заметили, что жизнь настоятельно требует объединения усилий для решения насущных проблем, связанных с выполнением фундаментальных исследований. После распада Союза формально преемником этого органа стал Российский комитет по финно-угроведению, но, к сожалению, последний в то время фактически не выполнял этой роли.

Предпосылки и формы общественно-политических связей

Сотрудничество российских финно-угров первоначально носило в большей степени культурный и узко-научный характер. Но, начиная с 1992 г., общественность стала проявлять больший интерес к общим вопросам и современному состоянию финно-угорских народов России, стала стремиться к более широкому общественно-политическому сотрудничеству. К целям и задачам, носившим культурный характер, постепенно добавились и общественно-политические требования.

На наш взгляд, видится необходимым рассмотрение ряда факторов, подтолкнувших финно-угорские народы России к консолидации в рассматриваемой сфере.

Прежде всего, это сложившаяся к концу 1980-х гг. социально-экономическая ситуация на финно-угорских территориях России. Так, многие из них, богатые полезными ископаемыми, фактически не имели права распоряжаться ресурсами, находящимися на ее территории. «В связи с усилением военно-промышленного комплекса, освоением месторождения нефти и газа и других природных богатств, на территорию проживания этих народов произошел приток огромного количества представителей других народов»1. Попытки контролировать проникновение нового населения на территории коренных народов и ограничить власть промышленных гигантов сводились на нет.

Значительный вред Северу нанесла развернувшаяся добыча нефти и газа. Крупнейшие нефтегазовые месторождения были расположены в основном на землях, исконно принадлежащим коренным народам. При этом местное население не получало никакой компенсации за выкачанную нефть. До конца 1980-х годов у коренных народов не было никакой возможности воздействовать на ситуацию. В 1990 году в результате законотворческой деятельности Верховного Совета СССР и РСФСР было принято несколько законов, имевших непосредственное отношение к проблемам этих народов.

Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства СССР», принятый 9 апреля 1990 года, включил ряд статей, которые могли быть использованы коренными народами для преодоления своего бедственного положения. Так, пункт «3» статьи «2» гласит: «Первичным территориальным уровнем местного самоуправления могут быть сельсовет, поселок (район), город (район в городе)». Это позволяет максимально приблизить власть к месту проживания конкретной народности. Этот же закон устанавливает экономическую базу местного самоуправления: ее составляют «природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), коммунальная и иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворения социально-экономических потребностей населения соответствующей территории» (статья «8»).

С некоторыми изменения (под именем «Закон о местном самоуправлении») этот закон был заново принят 6 июля 1991 года.

Формально все эти законодательные предписания могли бы в какой-то степени изменить положение коренного населения этих районов. В действительности, в ситуации складывающихся здесь рыночных отношений и развития предпринимательства, администрация и Совет не имеют рычагов воздействия не только на крупных, подчиняющихся центральным министерствам, но и мелких, местных предпринимателей.

Рассмотренные явления оказали самое негативное влияние на уровень жизни коренного населения, состояние его здоровья и демографическую ситуацию.

К концу 1980-х гг. в тяжелом положении оказались национальная культура и образование. Вследствие проводимой государственной политики насаждения русского языка и создания «общей для всех советских наций интернациональной культуры» и «общих черт единого духовного облика», согласно принятой XII съездом партии резолюции «Задачи партии в области национальных отношений», финно-угорские народы оказались на грани утери своей самобытности, языка, культуры. Перестали существовать национальные учебно-воспитательные учреждения. Резко, до семейно-бытового уровня, сузилась сфера употребления родных языков (подробнее см. 1.1 и 1.2.). Создались предпосылки для того, чтобы молодые представители меньшинств стали рассматривать язык и культуру своего народа с отрицательной точки зрения большинства и желали скорее слиться с большинством.

В итоге к середине 1980-х гг. сложилась ситуация, когда не только этнокультурные, социально-экономические проблемы, но и политические проблемы в сфере национальных отношений не имели никакой правовой основы и не регулировались государством. Более того, при решении национального вопроса государственная власть неоднократно применяла силу, в результате чего процесс эволюционного формирования этносов и наций государства прерывался. Политические режимы на различных этапах развития российского общества и государства вмешивались в процесс этнонационального становления и межнационального сотрудничества, внося в систему национальных отношений элементы неравенства и насильственной ассимиляции, несправедливости и дискриминации вплоть до преследования народов по национальному признаку.

Похожие диссертации на Этнокультурное и общественно-политическое сотрудничество финно-угорских народов в современной России