Содержание к диссертации
Введение
I. Место ислама в жизни таджикского общества в советский период
1. Состояние религиозной жизни мусульман до и после установления советской власти 18-26
2. Место и роль САДУМа и его представительства в Таджикистане в религиозной жизни 27-47
3. Права и обязанности верующих и религиозных объединений 48-64
II. Особенности и формы проявления религиозности
1. Соблюдение мусульманских предписаний, обрядов и ритуалов 65-80
2. Значение суфийских тарикатов
3. Особые формы проявления религиозности 92-124
4. Атеистическое воспитание верующих мусульман
Заключение 138-145
Библиография 146-153
- Состояние религиозной жизни мусульман до и после установления советской власти
- Место и роль САДУМа и его представительства в Таджикистане в религиозной жизни
- Соблюдение мусульманских предписаний, обрядов и ритуалов
Введение к работе
Актуальность темы: Религиозная жизнь всегда была и будет одним из главных критериев, которые являются существенным к пониманию духовно-нравственной, морально-этической, социально-экономической и культурно-политической истории народа. Поэтому при изучении того или иного периода истории каждого народа, показатель его религиозной жизни имеет немаловажное значение. И в этом отношении новейшая история таджикского народа не является исключением.
Данная проблема в определенной степени разработана в рамке
обобщающих исследований, посвященных различным периодам, в работах,
большей частью, касающихся религиозности таджикского народа в
советский период. Тем не менее, до сих пор нет цельного и комплексного
исследования, освещающего конкретного исторического периода
религиозной жизни таджикского народа.
При всестороннем же ознакомлении с работами, посвященными религиозной жизни советского периода истории Таджикистана, особенно в работах советского периода, обнаруживается тенденциозность с точки зрения потребностей идеологического устройства страны и вынужденная конъюнктурность в освещении этой темы.
Как известно, в рассматриваемый период - 1941 - 1991 гг. в религиозной жизни верующих мусульман и последователей других религий в советских республиках произошли ощутимые перемены. Особо это заметно наблюдалось с началом Великой Отечественной войны (1941-1945), когда религиозная жизнь верующих страны в некоторой степени освободилась от жесткого антирелигиозного прессинга со стороны властей, и более того, советским государством им были предоставлены некоторые уступки. Тем не менее, уже со второй половины 1960-х гг. вплоть до эпохи «перестройки» и «гласности» и распада СССР началась новая эра давления на религиозную жизнь под видом «государственного атеизма». Что касается
«постперестроечной» эпохи, связанной с либерализацией религиозной жизни, то она внесла радикальные изменения относительно места, роли и функций религии ислама, которые отразились во многих сферах жизни
^ таджикского народа.
'*
Несмотря на всю противоречивость суждений и разнообразия мнений по поводу религиозной жизни таджикского народа в исследуемый период, как со стороны отечественных, так и со стороны зарубежных авторов, нельзя отрицать того существенного положительного, что имел ислам во многих сферах жизни мусульман Таджикистана. Следовательно, принимая во внимание большую значимость, богатство исторического и теоретического материала, накопленного отечественными и зарубежными исследователями, можно выявить объективную и беспристрастную историю религиозной жизни мусульман Таджикистана. Такая работа может стать историческим опытом для дальнейшей разработки новых социально-культурных концепций развития таджикской государственности. Дело в том, что на нынешнем историческом этапе каждый верующий мусульманин, а также верующие других религий, должны понимать свою задачу в том, что помимо исполнения предписаний, обрядов и ритуалов, также необходимо содействовать развитию страны.
Таким образом, использование потенциала ислама, в котором помимо других общечеловеческих ценностей, также заложены идеи патриотизма и
(щ/ миролюбия может способствовать укреплению патриотического и национального единства в современной истории Таджикистане. Важно, чтобы религия и религиозное учение оказали содействие государству в осуществлении добрых национальных идеалов, духовно-нравственного воспитания общества, гуманистического просвещения и обучения молодёжи1
В этом отношении исследуемый нами период имеет особое значение. Именно в этот период появились предпосылки для того качественного и количественного перелома, когда мусульмане Таджикистана находились под
.Рахмонов Э.Ш. Таджики в зеркале истории. - Душанбе: Ирфон, 1997. -С.65.
воздействием различных перемен в своей религиозной жизни. Все вышеперечисленное и побудило автора взяться за комплексную научную разработку истории религиозной жизни мусульман Таджикистана в 1941-^ 1991 гг.
Степень изученности темы: Прежде чем приступить к рассмотрению степени изученности темы истории религиозной жизни мусульман, следует отметить, что оно до последнего времени в Таджикистане велось в рамках двух наук- «востоковедения» и «научного атеизма». Если первая занималась
v проблемами зарубежного Ислама и зарубежного Востока, то вторая как
отрасль философии исследовала характер и форму проявления мусульманской религии в нашей стране. По исследуемой теме в советском периоде выполнены многочисленные работы, дающие ценные материалы. Что касается постсоветского периода, то работы, освещающие изучаемый период, намеченный данным исследованием, отсутствуют. Существующие
fa постсоветские работы затрагивают проблемы после 90-х гг., и иногда
охватывают отдельные эпизоды советского периода. Следовательно, автор исследования при разрешении данной научной проблемы в основном критически пользовался литературой, изданной в советский период и написанной отечественными и зарубежными авторами. Это труды в виде книг, монографий, научных сборников, статей в научных и религиозных журналах, диссертационных работах освещают характер религиозности > населения и разработки атеистических методов воспитания.
Наиболее полно освещающими и заметными исследованиями являются і труды советских и современных ученых, историков которые по нашему мнению, имеют реальные предпосылки для изучения и анализа. К таким авторам относятся, прежде всего: Ю. М. Репка, Р. Г. Авезбоева, А. Гаффаров, Т. Изимбетов, С. Дадабаева, С. Абдулазизов, А. Кадиров, О. Бозоров, А. И. »>„ Виноградов, М. К. Гафарова, В. Н. Басилов, Н. Аширов, И. М. Джаббаров, Р. М. Маджидов, И. Шералиев, И. А. Макатов, А. Асоев, Ч. Комилов, А. С. Онишенко, В. А. Куроедов, А. Ахмедов, А. Я. Вишневский, А. И.
Абдусамадов, Т. С. Саидбаев, А. И. Барменков, и др. Среди них особый интерес на наш взгляд представляют работы О Бозорова, Р. Г. Балтанова, И. М. Джаббарова, Р. М. Маджидова, В. А. Куроедова, А. И. Абдусамадова, Т. С. Саидбаева, А. И. Барменкова и Ш.Абдуллоева.
Весьма ценный материал и сведения о значении ислама в новейшей истории религиозной жизни таджикского общества также содержаться в работах зарубежных авторов и отечественных авторов, опубликованных на иностранных языках. К этим работам на наш взгляд, можно соотнести,
1 Репка Ю. М. Свобода совести в СССР. - Пермь; - Киев, изд.,1958. -43с; Авезбаева Р. Г. Дини Ислом ва зан. - Душанбе, 1961; Гафаров. А. Об антиобщественной деятельности некоторых служители культа. -Сталинабад: Тадж. Гос Изд.во,1961.-24с; Изимбетов Т .Ислам и современность.-Нукус,1963; Дадабаева С. Куръон ва замон.- Душанбе: Ирфон,1965; Она же. Религия и быт.- Душанбе: Ирфон 1975; Абдулазизов С. Бачахо бояд аз хурофот озод бошанд.- Душанбе: Ирфон. 1966; Он же. Хакикат дар бораи мазорхо.-Душанбе, 1970; Он же. Тачрибаи тарбияи атеистии омма,- Душанбе: Ирфон, 1976. - 88с; Кадаров А. Причины существования и пути преодоления пережитков ислама.- Ленинабад, 1966.- 158с. Он же. Замонасозии рухониёни ислом .- Душанбе: Ирфон, 1968; Бозоров О. (в соавт. с Маджидовым Р. М). Бокимондахои дини ислом ва роххои бартараф намудани онхо.- Душанбе: Ирфон, 1968; Он же. Мехнат ва дин.- Душанбе; Ирфон, 1969; он же. Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения таджикского дехканства.- Душанбе: Ирфон, 1971; Виноградов А. И. Свобода совести и религия.-М., 1969. -46с; Гафарова М. К. Духовный облик женщин востока.- Душанбе:Дониш,1969; Басилов В. Н. Культ святых в исламе.-М.:Мысль, 1970. -144с; Аширов Н. Эволюция ислама в СССР.-М: Политиздат, 1972; Он же. Эволюция ислама в СССР и задачи атеистического воспитания. - М.: Знание, 1974; Он же. Ислам и нации. - М, 1975; Он же. Мусульманская проповедь. - М.: Издательство политической литературы, 1978; Он же (в соавт. с Исмаиловым X). Критика антисоветской фальсификации положения ислама и мусульман в СССР.- М., 1982; Балтанов Р. Г. Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания. -Казань: Издателство Казанского Университета ,1973.-250с; Он же. Ислам в СССР.- М.:1989.-250с; Джаббаров И.М. Общественный прогресс, быт и религия.-Ташкент, 1973; Маджидов P.M. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму, минуя капитализм.- Душанбе: Ирфон,1973; Он же. Ривочи атеизм дар Точикистон.- Душанбе: Ирфон,1975.-32с; Он же. Особенности формирования научно-атеистического мировоззрение женщин - Душанбе: Дониш,1977; Он же: Утверждение социалистического образа жизни в республиках среднего Востока и его влияние на процесс секуляризации (на материалах Таджикистана): Автореф. дисс д-ра филос наук .- М.,1982; Шералиев И. Масъалахои бархам додани бокимондахои дани.- Душанбе: Ирфон,1974; Макатов И А. О соотношении национальных и религиозных элементов в сознании верующего: Опыт и проблемы интернационального и атеистического воспитания. - М.,1976; Асоев А. Роххои бартараф намудани бокимондахои дани.- Душанбе, 1976; Комилов Ч. Озодии вичдон чист?-Душанбе: Ирфон, 1977; Муродов О. Пайдоиши мазорхо ва осори онхо дар замони мо.- Душанбе: Дониш,1977.- 32с; Преодоление религиозности в процессе культурной революции: (на материалах Таджикистана периода строительства социализма): Автореф. дисс. канд. фил. наук. - Баку, 1979.-20с; Боймуродов Н. Ленинский принцип свободы совести и его осуществление в Таджикистане. - Душанбе, 1980; Онищенко А. С. Причины сохранения и особенности проявления религиозности в современных условиях: материал к лекции. -Душанбе: Знание, 1980. -17с; Куроедов В. А. Религия и церковь в советском государстве.- М.: Изд-во политической литературы, 1981; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. - М.: Политиздат, 1982.- 270с; Вишневский А. Я. Ленинская национальная политика в Таджикистане в годы социалистического строительства.- Душанбе,1981 ; Абдусамадов А.И. и др. Ислам в СССР ( Особенности процесса секуляризации в республиках Среднего Востока) отв. ред. Э. Г Филимонов.- М.: Мысль, 1983. - 174 с; Саидбаев Т. С. Ислам и современность. -М., ,1985; Абдуллоев Ш.А. Маориф ва озодфикри. -Душанбе, 1994,-152 с.
прежде всего, Stanley Evans, W. Kollarz, G. Wheeler, A. Bennigsen, M. Husain, John L. Esposito, D. V. Posplelovscy, Olivier Roy, Svat Soucek и др.1
Разумеется, почти все исследования советских исследователей, ученых и историков не лишены недостатков в плане того, что идеологическое отношение к религиозности мусульманского населения порой превышало беспристрастность автора. Выражая общепринятую точку зрения, специалист советского исламоведения Д. Ландо писал, что «Опирающиеся в основном на коммунистическую прессу и официальные источники эти работы ни в коей мере не могут претендовать на научность,... большинство советских исследователей испытывают необходимость поддерживать официальный курс их государства».2
Важной источниковой базой по освещению религиозной жизни в сельской местности и среди таджикского дехканства является работа А. Базарова. В книге отмечается, что ислам в Таджикистане имел глубокие корни в сельских местностях, где рядом жили, трудились и умирали дехкане и религиозные служители. В его книге рассматриваются особенности формирования принятого в то время атеистического мировоззрения таджикских дехкан. Книга предназначена для широкого круга читателей того времени и главным образом с той целью, чтобы на основе изученных материалов разработать методы атеистического воспитания сельских жителей и таджикского дехканства. Необходимая информация; и исходные данные о значении Ислама в жизни таджикского народа, соблюдении предписаний, обрядов и праздников подробно даются в работах Р. Г
1 Stanley Evans. The churches of the USSR.- London, "1944; Kollarz W. Religion in the Soviet Unioa- London,
1961; Puzin Alexei. Religion in the USSR. - Novosti Press APN, 1966. -60p.; Wheeler G. The Peoples of Soviet
Central Asia.- London, 1966; Bennigsen A. Islam in the Soviet Union.- London.1967; Vakhabov A. Islam in the
USSR.- Moscow: Novosti Press APN, 1972; Husain M. Islam and socialism. - Lahore, 1974; Gritchlow J. Islam
and Nationalism in the Soviet Central Asia.- Durham, 1984; Akiner Shirin. Islamic Peoples of the Soviet Union.-
London: Robert HartnoU Ltd., 1985; Olcott M. B. Soviet Islam and World Revolution.- Stanford, 1986; Braker
Hans. Islam in the Soviet Union.- London, 1987; Esposito L. John. Islam in Asia. Religion, Politics, and Society. -
New York: Oxford University Press, 1987; Pospielovscy D. N. Soviet Antireligious Campaign.- London, 1988; Ray
Olivier. The New Central Asia The Creation of Nations. - London: I. B. Tauris Publishers, 1977; Soucek Svat. A
History of inner Asia- London: Cambridge,2000;
2 Middle Eastern Studies, vol. 26, no. I, L., 1990.- С 121.
3 Бозоров А.Некоторые особенности и пути формирования атеистического мировоззрения таджикского
дехканства.-Душанбе: Ирфон, 1991.
Авезбоева, А Салтыкова, А Кадырова, А Лузина. A. Beningsen. X, Додихудоева, Р. Маджидова, К Тагирова, X. Г. Ишанкулова И. М Джаббаровой, И. Макатова , А Ахмедова и др. В них также даются также сведения о месте ислама в духовной культуре и о религиозной литературе в таджикском обществе.
Советское законодательство относительно религиозных культов подробно освещается в книге Г. Р. Гольста (Религия и закон - Москва; Юридическая литература, 1975). В ней дается общая характеристика основных положений действующего законодательства о культах, разъясняются правовые нормы, регулирующие деятельность религиозных объединений, их права и обязанности, порядок осуществления контроля над применением этого законодательства и нормы, предусматривающие ответственность за нарушение законов об отделении церкви от государства и школы от церкви.
«г
К вышеуказанной тематике посвящены также труды Ч. Комилова, Н. Боймуродова, В.А. Куроедова, в сборнике высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства (М., 1981), А. Я Вишневского, А. И. Барменкова книга муфтия САДУМа ( Духовного Управления мусульман) мусульман Средней Азии и Казахстана -Зияутдина ибн Ишан Бабахана и др.
Особую значимость изучение религиозной жизни Таджикистана
^ получает в начале 70-х, продолжавшийся до конца 90-х гг. XX в, когда
агитационно-пропагандистский характер атеистического воспитания
приобрел широкий размах. Этому способствовало привлечения лекторов
атеистов, организация различных мероприятий и выставок, брошюр и книг.
Важное место в этом направлении занимают работы С. Дадабаева , С.
Абдулазизова, А.Кадырова, С. Дорженова, М. Муллоева, М. К. Гаффоровой.
^\^ Об особых проявлениях религиозности верующих в Таджикистане
(1941- 1991) в виде суннитских тарикатов («народного» «параллельного ислама »), типов верующих и степени религиозности в коммунистическом
обществе ценный материал дают исследовательские труды ряда атеистических и зарубежных авторов как советского, так и постсоветского периода, такие как: Т. Изимбетов, Н.Одилов, М. Husain, У. А. Макатов, А. С. Онищенко, Т. С. Саидбаев, Hans Braker, Shirin Akiner, John L. Esposito, C. Вахидова, Г. P. Балтанова, Svat Soucek и т.д. Весьма важным источником является книга английского исследователя Akbar S. Ahmed. В ней Ислам рассматривается в историческом параметре, который включает также особенности религиозности мусульманского населения в Центральной Азии, в частности в Таджикистане. Также примечательны работы Shirin Akiner по этой тематике. Но в своих публикациях эти два, а также ряд других зарубежных авторов ограничиваются общими характеристиками интересующей нас проблемы. Они не дают полного и всестороннего раскрытия темы, в плане того, что существование двух политических лагерей вносило свои корректуры в ведении беспристрастного освещения событий.
Зарубежные авторы выполнили ряд исследований по теме положения советских мусульман, отношения советского государства к религии вообще, к «официальному» и «параллельному исламу» в частности; влияние «исламского фактора» в политической жизни мусульман зарубежного Востока на мировоззрение мусульман Советского Востока. В них дается, главным образом, обильный материал по статистическим и информационным направлениям о верующих мусульман в советских республиках. Весьма ценными являются работы таких авторов как: G. Wheeler, A. Benningsen, Lemereir Quelquescey, М. В. Olcott, John L. Esposito, D. V. Pospielovsly, Shirin Akiner и т. д. В книге A. Benningsen наглядно описана роль САДУМа в проведении внешней политики советского государства с мусульманскими странами, которые осуществлялись на основе обмена делегациями и участия в международных симпозиумах и конференциях. Но эта работа охватывает всю Центральную Азию и участие в этих мероприятиях представителей из Таджикистана отражается в контексте полномочий, наделенных советским
государством Духовным Управлениям Мусульман в СССР и его представительствам в союзных республиках. Следует отметить что, в то время, в советской атеистической литературе господствовало негативное
L^ отношение к зарубежному религиоведению, в частности, к исламоведению.
Оно объявлялось ненаучным, идеалистическим, антикоммунистическим, проимпериалисгическим и. т.д.
Из отечественных авторов книга муфтия САДУМа Зияутдинхана ибн Ишан Бабахана ярко освещает позицию «официального» ислама об оценке
"* положения советских мусульман, их прав и обязанностей; описываются
отношения советских мусульман со своими единоверцами, исламскими странами и организациями. Не смотря на это, работа не раскрывает конкретно эту тематику о Таджикистане. В этот ряд можно соотнести работы отечественных авторов советского и пост советского периодов - А. И. Виноградова, А. Вахабова, Н. Аширова, Н.Боймуродова, В. А. Куроедова, X.
' Исмаилова, Г. Р. Балтанова, Ш.Абдуллоева и др.
В монографии Г. Р. Балтанова рассматриваются зарубежные
концепции, посвященные проблеме тогдашнего состояния мусульманской
религии в СССР. Это позволяет сделать сравнительный анализ с советским
религиоведением. В книге изучаются влияние ислама на межнациональные
отношения советских мусульман, взаимоотношение ислама и
социалистического государства. Это работа имеет целостный характер
^ изложения проблемы и не лишена беспристрастности к идеологическому критерию, вследствие чего некоторые моменты требуют критического анализа.
Исходя из вышесказанного, можно констатировать факт того, что изучение исследуемой проблемы в существующей исторической литературе недостаточно объективно и достоверно разработано. По нашему мнению не разрешенным вопросом осталось действительное значение Ислама в таджикском обществе как социокультурного элемента, впитавшегося в течение веков в общественный организм. Вместе с тем мало внимание
уделяется особенностям религиозности, основным показателями которых, например, являлись суфийские тарикаты.
Из числа появившихся работ в наше время весомый вклад в изучении некоторых сторон религиозной жизни в Таджикистане является сборник статьей (составитель и редактор-Хамза Камол, Душанбе 2003), посвященный истории святых мест-мазаров в Таджикистане.
Авторы статьей (А.Мухторов, Ю.Якубов, Хамза Камол и др.) на основе убедительных доказательств и научного анализа дают важную информацию о четырнадцати мазарах в Таджикистане, таких как мазары Абумуса в Матче Хазрати Бурхи Вали в Ургенче и др., Отмечается, что пропагандистский советский аппарат, пользуясь всеми возможностями, старался закрывать подобные места. В результате большое число мазаров были уничтожены, другие были разрушены, а служители этих мест привлекались в суды, или же были объявлены «врагами народа».
Особое значение в изучении этой темы имеют материалы, собранные научно-исследовательских центром «Шарк» (Душанбе, 2003 г.). В книге рассматривается явление духовного лидерства в исламе, роль и место мусульманских духовных лидеров в жизни таджикского общества, Вторая часть посвящена крупнейшему исламскому ученому (Мавлави Хиндустони Мухаммаджан Рустамов)- мыслителю и педагогу, подготовившему исламское возрождение исламской мысли в Таджикистане.
Особенно, все рассмотренные работы, кроме изданных в наши дни, проводились без исторического анализа различных аспектов религиозной жизни таджикского народа, акцентируя внимания лишь на разработку и внедрения методов и подходов по атеистическому воспитанию, секуляризации общества. Следовательно, исторический анализ духовных и нравственных ценностей таджикского социума, а также их всесторонняя и объективная оценка на основе беспристрастности к идеолого-политическим критериям и течениям своевременны. Эффективность исследования следует также из конкретизации исторического периода.
При разработке темы диссертации, автор далек от мысли, что ему удалось использовать все ценные и необходимые источники. Такая исследовательская работа, по всей вероятности, задача в перспективе. В данной работе диссертант использовал ту необходимую часть первоисточников, и второстепенные источники которую можно было вместить в ограниченные рамки диссертации, и которые были достаточны для решения поставленной цели и соответствующих ей задач, лежавших в основе данного исследования,
Источниковая база исследования: Настоящая работа написана на основе источников по данной проблеме, опубликованные в советский период истории Таджикистана благодаря стараниям специалистов в виде научно- исследовательских работ; хроник событий, подшивок газет и журналов. К первоисточникам исследования относятся работы Т. С. Саидбаева, книга «Ислам в СССР» (работа редакционной коллегии, отв. ред. Э. Г. Филимонов), книга муфтия САДУМа Зияуддинхана ибн Ишан Бабахана. На наш взгляд эти работы более подробно отражают картину взаимодействия общества и ислама. В качестве первоисточников также включены законодательные и другие нормативные акты, сборники законов и директив, официальные документы, а также материалы, опубликованные в различных периодических изданиях, журналах и сборниках. Ценные сведения почерпнуты из состоявшихся конференций, пленарных заседаний и съездов мусульманских представителей, как на внутригосударственном уровне, так и на международном.
В диссертации широко использованы уникальные архивные документы из фондов Главного Архивного Управления при правительстве Республики Таджикистан, архива Академии наук Республики Таджикистана. Среди них особую ценность имеют официальные документы, хранящиеся в фонде «Уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Таджикской ССР", «Управления Делами Совета Министров Таджикской
ССР», а также в фонде «Центрального Совета Союза воинствующих безбожников Таджикской ССР».
Второстепенными источниками являются исследования отечественных и зарубежных авторов, проводившие по данной теме, но раскрывающие отдельные аспекты вопроса. К ним также относятся публикации в виде статьей в периодической печати Таджикистана.
Хронологические рамки исследования: Тема настоящей работы охватывает период с 1941 по 1991 г. Такая датировка, по нашему мнению, вызвана несколькими историческими причинами, влиявших на взаимосвязи религии с жизнью таджикского общества и других советских мусульман.
Нападение нацистской Германии на СССР и консолидация силы и энергии всего советского народа против нее заметно ослабили давление и проводимые мероприятия на религиозные чувства верующих. Это обстоятельство сопровождалось лишениями и потерей близких и родных на войне, которые способствовало тому, что таджикский народ в эти тяжелые для страны стали более свободно обращаться к религии как к духовной и эмоциональной потребности. Советское государство, помимо ослабления своей антирелигиозной борьбы своей директивой в годы второй мировой войны предоставило всем религиям создать свои духовные Управления, в том числе верующим мусульманам советской Центральной Азии. Эта была новая, и отличительная черта этого периода, когда новые духовные управления регулировали деятельность исламских институтов и религиозную жизнь общества. Они также, в дальнейшем, сыграли некую посредническую роль в отношениях между советским государством и религией.
Предельная датировка определена несколькими факторами. Во первых, в первые годы «перестройки» неожиданно повысилась религиозная практика, которая была вызвана либерализацией религиозной жизни таджикского общества. Более того, в эти годы образовались движения, которые действовали под лозунгом «чистоты веры» и борьбы против «искажений и новшеств» и выступали против авторитетных шейхов и домулло, против
устоявшихся традиций и обрядов народа. Во вторых, ислам в этот период выражался не только как обряд поколения, но и как важный элемент национальных возрождений и социально-политических движений, особенно
^ события в Иране и Афганистане в 1978/79гг., не могли не оставить свой отпечаток в регионе. Образовавшийся в 1991 г. идеологический вакуум вовлек религиозные чувства мусульман Таджикистана в решение важных судьбоносных социально-политических проблем страны. Относительно конечной хронологизации, т.е., после 1991 г. вплоть до наших дней мы полагаем, что для широких обобщений и беспристрастных исследований еще не наступило время ввиду отсутствия эмпирического материала. Тем не менее, проведенный анализ и приводимый материал, на наш взгляд, может дать достаточную информацию для размышлений и выводов относительно периодов, не входивших в рамку нашей хронологизации.
В связи с вышеуказанной хронологизацией весьма примечательно высказывание известного специалиста по советскому Исламу на западе, главного редактора журнала Asian Affairs Дж. Уилер. Он пишет о трех основных этапах политики советского государства к Исламу: до 1945г .-фронтальная атака на ислам, с 1945г. до середины 1980-х гг-замаскированное давление на мусульманскую религию под видом атеистической пропаганды, а с середины 1980-х гг. до развала СССР -этап поддержки Ислама и повышения роли мусульманских деятелей и
^ религиозной объединений в качестве проводников внешней политики.1 Прослеживая исторический путь религиозной жизни мусульман в новейшей истории Таджикистана, приходишь к выводу, что в этом процессе предлагаемая хронологизация уместна.
Апробация работы. Диссертация обсуждена в Отделе новейшей истории, а также на расширенном заседании ученого совета Института у^т истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ.
1 Asian Affairs, vol. XIX.- .
По отдельным проблемам исследования автор выступал с докладом и сообщениями на международных сессиях проведенных в Будапеште (Венгрия), в Центрально-Европейском Университете (2000,2002гг.); международной Летней школе в Душанбе (август 2002г.), организованной ТАМИСС на тему «Социология этнонационализма». Некоторые вопросы данной проблемы освещены в опубликованных автором статьях в Таджикистане.
Материалы исследованы при проведении научно- исследовательской и практической деятельности в Институте истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ.
Объектом исследования является история религиозной жизни мусульман Таджикистана в хронологических рамках с 1941 г. по 1991 г.
Предметом исследования является изучение того, какое место занимал ислам в духовно-нравственной, моральной и социально-культурной жизни верующих мусульман и как оно выражалось в историческом параметре. В предмет исследования также входит процесс взаимодействия общества и религии в контексте советского устройства государства. При этом оценка особенностей проявления религиозности и взаимоотношения мусульман региона с мусульманскими странами, центрами и единоверцами также входят в рамку предмета исследования.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы с позиции историзма объективно проанализировать состояние религиозной жизни на территории Таджикистана со всеми присущими ей переменами и особенностями, которые происходили в период с 1941 г. по 1991гг.
В соответствии с этой целью автор поставил перед собой следующие задачи:
-установить место ислама до и после установления советской власти в регионе на основе существующих материалов;
-рассмотреть создание и деятельность Духовного Управления
Мусульман Средней Азии и Казахстана (С АД УМ);
-проследить отношения мусульман региона с исламскими странами и фі организациями.
-выявить и t показать отношение государства к свободе совести и вероисповедания, правам и обязанностям мусульманским общинам;
-на основе конкретных фактов и материалов раскрыть соблюдение исламских предписаний, обрядов и ритуалов в Таджикистане;
^ -определить место суфийских тарикатов, как особого вида проявления
религиозности в Таджикистане;
-выявить особенности и основные причины сохранения религиозности;
-охарактеризовать преподавание исламских норм в образовательных кружках;
-выявить характер ведения атеистического воспитания и пропаганды;
Научная новизна данного исследования обосновывается разработанной информацией, содержащейся в прототипе и предпринятой попыткой объективно и комплексно исследовать состояние религиозной жизни на территории Таджикистана в конкретно историческом периоде. Данная работа имеет отличие от предыдущих исследований о религиозной жизни мусульман региона, которые имели две крайности: 1) ислам и щ] духовная культура, рассматриваемая большей частью в странах Ближнего и Среднего Востока, а не в СССР; 2) игнорирование религиозности в советских республиках как нравственно-духовную и моральную ценность ввиду подчинения жизни общества определенной идеологии государства, или же её освещение в качестве проявления «отсталости» и «религиозных пережитков». Если первой крайности придерживались как отечественные, fL- так и зарубежные исследователи, то второй крайности - только отечественные. Поэтому, назрела необходимость на основе широкого сопоставления фактов и событий подвергать объективному и комплексному
анализу объективное состояние религиозной жизни мусульман
Таджикистана и определить те существенные перемены, которые происходили в этой сфере в советский период. При этом автор, в своей 0, диссертационной работе на прочной источниковой основе сосредотачивает внимание на освещение проблем социальных и этических функций ислама; обстоятельное изучение и определение тысячелетней закономерности влияния ислама на мировоззрение и мироощущение, на жизненные
ориентации и ценности в Таджикистане. Отказ от позиции негативизма,
вульгарно-критического подхода, а также переход на позицию
конструктивного исследования и преодоления влияния отрицательных
стереотипов при проведении данного исследования являются основой новой
информации по объективной действительности. Нами всецело разделяется
подход во избежание от одностороннего и конъюнктурного освещения
проблемы по выбранной теме. Подобный исторический анализ в более
ф. полном объеме в таджикской историографии практикуется впервые.
Методологической основой исследования является опыт и схема образцов историко-религиоведческих исследований специалистов, придерживающихся принципов объективного и сугубо академического направления изучения темы. Исследовательский подход комплексного изучения темы, соответствующие принципам историзма и стремление придерживаться максимально объективного и беспристрастного анализа %$\ значения ислама в советский период истории Таджикистана также служат методологической базой работы.
На защиту выносятся основные положения по оценке взаимодействия общества и религии в конкретно историческом периоде и в конкретной стране. Выводы о том, что религия в таджикском обществе оставалась неотъемлемой частью истории, культуры и быта утверждаются fU- использованными методологическими приемами в ходе выполнения исследования.
Теоретическая значимость данной работы в истории таджикского общества заключается в том, что Ислам является не только частью культуры и цивилизации таджикского народа, но и активной социальной силой, способной оказывать большое влияние на жизнедеятельность общественного организма. Эта сторона вопроса придает несомненную теоретическую актуальность и своевременность изучаемой проблеме.
Практическая значимость выбранной темы состоит в том, что она может способствовать конкретизации некоторых страниц новейшей истории Таджикистана, точнее, в её религиозной сфере. Материалы, факты, научно исторические положения и выводы, сформулированные в диссертации, могут быть использованы при создании исторических трудов, составлении учебных программ, для чтения лекций, ведения спецкурсов на гуманитарных факультетах вузов и средних учебных заведений. Также эта значимость проявится в публикациях основных результатов исследования в научной печати и апробированы на республиканских и международных научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах.
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Состояние религиозной жизни мусульман до и после установления советской власти
История религиозной жизни мусульманского населения Средней Азии до и после октябрьской революции содержит много событий и движений. Ислам в Бухарском эмирате, как и во всей Средней Азии, являлся основной государственной, социально- политической и экономической силой, которая регламентировала жизнь мусульманина до мельчайших подробностей.
Царская Россия, аннексировавшая Среднюю Азию, двояко относилась к исламу. С одной стороны, она опасалась, что ислам, если не противодействовать ему, может послужить идейной основой для объединения мусульманских племен и народов региона. С другой стороны, царское правительство понимало, что без поддержки мечетей и их служителей ему будет трудно удержатся среди массы мусульманского населения. Поэтому, выбирая второе оно призывало мусульманское население края слушаться духовенству и соблюдать все нормы ислама. Без изменения были также оставлены судопроизводство, система образования.
В больших городах и крупных селениях, даже среди небольших кишлаков действовали мечети и мектебы. Некоторые крупные кишлаки имели по 2-3 мектебов и медресе. В дореволюционные годы на территории современного Таджикистана действовало 2000 мечетей, посещались свыше 500 мазаров - «святых мест», 500-700 мектебов, много медресе и «корихона». При этом, чтобы удовлетворить запросы верующих в духовных школах и училищах (мектабах и медресе) работало свыше 5-6 тысяч человек духовенства1
Разные муллы, ишаны и др. крупное и влиятельное духовенство, местные баи и чиновники бухарского эмирата владели вакуфами, состоящих из наиболее лучших участков земель, которые приносили своим владельцам огромные денежные и натуральные средства. Доходами вакуфов пользовались имамы, хатибы, мутавали, казн, муфти, шейхи и др.
Кроме того, многие мечети, медресе, мазары имели свои вакуфы. Некоторые мазары имели по 25- 60 га вакуфных земель. Вакуфы могли состоят из недвижимости и имущества, как мельницы, лавки, каравансараи в городах. В медресе Бухары, Самарканда и населенных пунктах Ферганской долины, в том числе в Афганистане и Индии основам религии ислама обучалось огромное количество юношей и мальчиков.
На территории современного ГБАО до установления советской власти действовало свыше 300 человек различных духовных лиц, таких как халифа, ишанов пиров и шейхов исмаилитского толка. Если к этому числу причислить духовенство суннитов, состоящего из видных и авторитетных служителей культа, то это число достигало 500 человек2.
В пределах дореволюционной Бухары проживало 100 тысяч человек, из этого числа мусульман старше 20 лет было около 30 тысяч. В самой Бухаре имелось 360 мечетей с большим количеством духовных служителей культа и обслуживающим персоналом. Одно духовное лицо приходилось на 30 человек жителей Бухары или 10 взрослых людей старше 20 лет3. К специфическим особенностям этого периода относится то, что в религиозной жизни мусульман Средней Азии не существовал никаких предпосылок для распространения атеизма.
После Октябрьской социалистической революции, 11 ноября 1917 г. Советский Туркестан на основе декрета В ЦИК и СНК РСФСР «Об WJ уничтожении сословий и гражданских членов» аннулировал все привилегии, которыми пользовалось духовенство в социально-политической и экономической жизни. Мечети становились местами, где прихожанам проводилось разъяснение об отношении советской власти к различным сторонам жизни и их быту. Здесь же обнародовались документы вышестоящих и местных органов.
Место и роль САДУМа и его представительства в Таджикистане в религиозной жизни
С созданием национальных государств на территории Средней Азии и
интенсивного процесса секуляризации общественного сознания и атеистического воспитания весьма сузилась позиция ислама в определении отношений в социокултурной жизни мусульманского населения Таджикистана и других советских центрально-азиатских республик. Однако активный процесс секуляризации и атеистического воспитания, как было отмечено выше, ослабился начавшейся в 1941 г. началом Великой Отечественной Войны.
Мусульманский народ Таджикистана наряду с другими народами СССР занял патриотическую позицию и встал на защиту своей Родины. Радикально изменилось отношение советской власти к исламу и к другим существующим религиям в СССР вообще, которые выражалось в предоставлении им многочисленных прав и обязанностей.
Как, было отмечено, в религиозной жизни советских мусульман в годы ВОВ произошел большой сдвиг, началом которого можно считать создание Духовных Управлений Мусульман по всей территории районов распространения ислама в СССР. В 1942г., созданное еще при Екатерине II Духовное Управление мусульман России в г. Уфе (1784), созвало съезд представителей мусульманского духовенства, где было принято обращение ко всем мусульманам Советского Союза с призывом бороться с фашистской
W) Германией, самоотверженно трудится в тылу, собрать средства для укрепления мощи страны. Следовательно, для объединения воли и силы советского народа, независимо от национально - этнической и религиозной принадлежности, советским государством были созданы условия для образования духовных управлений всех существующих религий в СССР. Подобного рода Управления было создано и на территории советской Центральной Азии в октябре 1943 г. Первое заседание этого Управления проходила в медресе Барокхон, в Ташкенте, который будучи переименованной на имя имама Исмаила ал Бухари стала резиденцией САДУМа (Духовное Управления Мусульман Средней Азии и Казахстана). На базе этой медресе позже был также создан Исламский институт.
САДУМ уже на своем первом съезде, в октябре 1943 г. приняло обращение к верующим с призывом, в котором, в частности говорилось: «Мы, мусульманские богословы и представители верующих мусульман обращаемся к вам, дорогие наши сыновня и братья, рука об руку со всеми народами страны дружно и героически, как львы, сражайтесь против гитлеровских захватчиков, уничтожайте ненавистных фашистов, чтобы ниодного не осталось на лице планеты. Мы призываем всех верующих, молиться Аллаху и просить Его, чтобы он оказал помощь нашим воинам и послал скорую победу над врагом».
Примечателен тот факт, что в это трудное военное время, при существовании коммунистической идеологии советское государство с уважением отнеслось к мусульманскому духовенству и верующим, которые в свою очередь стояли на патриотической позиции. Об этом свидетельствовало публикация ряда документов в периодических изданиях.
Объектом нашего анализа в настоящем параграфе является структура, сфера юрисдикции и деятельность САДУМа.
САДУМ руководил религиозной жизнью мусульманских народов Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Киргизстана и Казахстана.
Организация и сфера юрисдикции этого Управления как и других трех духовных Управлений Мусульман (Управления мусульман Европейской части СССР и Сибири, созданное в 1942г. в г. Уфе; Управления мусульман Северного Кавказа, созданное в 1945г. в г. Буйнакске; Управления мусульман Закавказья, созданное в 1944г. в г. Баку) определялись посредством решений и внутренней структуры, которые принимались во время созыва на съезд представителей религиозных объединений. Съезды являлись верховным органом объединений верующих. Съезды избирали руководящий состав Управлений, насчитывающих семь членов, возглавляемые председателем, имевший титул «муфти».
Соблюдение мусульманских предписаний, обрядов и ритуалов
Основополагающие идеи, существовавшие во всех мусульманских концепциях религиозной жизни таджикского общества, как: в ранние исторические периоды, так ив изучаемом периоде, главным образом исходили из священной книги - Корана и сборников хадисов. Коран и Сунна являлись главными источниками исламской культуры, включающие исламское вероучение, культурные установления и шариатские нормы. В них нашли свое отражение также различные нормы, касающиеся социальных институтов, права, морали, обрядов, одежды и других характерных черт религиозной жизни таджикского общества. Установки Корана для мусульман Таджикистана являлись строго обязательными, а положение Сунны желательными для выполнения.
Большую роль в сложении центрально-азиатской формы бытования Ислама также сыграл ханафитский мазхаб, прошедший долгий путь эволюции и твердо укрепившийся в Таджикистане. Этот мазхаб, выражающий терпимое отношение к существованию старых традиций, не охваченных рамками фикха, в то же время твердо и последовательно отстаивал положения традиционного ислама.
Религиозное сознание основной массы верующих мусульман Таджикистана в изучаемом периоде функционировало больше на обыденном, социально- технологическом уровне, нежели на теоретическом. Оно представляло собой смесь взглядов, представлений, чувств переживаний и настроений. Уничтожение религиозной литературы, закрытие религиозных учебных заведений, гонение носителей теоретического ислама, вошедшие в рамки борьбы «религиозными пережитками» в советское время привело к трансформации ислама и его сведению до уровня «бытового ислама». Вытеснению ислама в семейно - бытовую сферу также способствовали советский строй с колхозно-совхозной системой, административно -командным способом управления и господством одной партии.
Тем не менее в исследуемом периоде элементы ислама как и прежде состояли из следующих семи актов, называемых «аркон -ул -ислом» (основы ислама): вера в Бога, вера в Его ангелов, вера в Его книги, вера во все Его Jpj посланников, вера в того, что этот мир проходящий и наступает вечность, вера в того, что добро и зло начертан божественным предопределением, вера в воскрешение мертвых.
Вместе с этим, одним из самых сильных проявлений устойчивого влияния ислама являлось исполнение предписаний, состоявших из пяти ф\ столпов. Это произнесение шаходат (или ташаххуд), молитва (намаз), пост в месяц рамадан (руза), закят и паломничество для состоятельных и имущих. Анализируя многочисленные материалы, факты и данные мы пришли к выводу, что эти предписания в достаточной степени соблюдались мусульманами Таджикистана. Они были обязательным для исполнения, и отказ от них воспринималось неодобрительно, как неуважение к исламу, памяти предков, нации и ее культуре. Эти шариатские предписания существовали наряду с трудовыми и уголовными законодательствами республики, а также с программами по атеистическому воспитанию трудящихся.
Теперь остановимся подробно на анализе соблюдения вышеназванных исламских предписаний мусульманским населением Таджикистана в исследуемом периоде.
Изречения о своей вере к Богу в таджикском обществе происходило путем произнесения «слова» («калима») - «Ла Илаха Иллаллах Мухаммадан Расулуллах». Это словесное выражение («шаходат» или «ташаххуд») являлось, подтверждением веры, произнесением которого верующий заявлял о единстве Бога и о миссии Пророка. Следует указать тот важный момент, что, будучи произнесенным, оно было недоступно ни социологическим исследованиям, ни запретам антипропаганды. Причем, при рождении ребенка в таджикской мусульманской семье, уже в первые дни и после j; наречения имени новорожденному, сначала на правое ухо, затем на левое ухо декламировался «азан» (призыв к молитве), что в своем роде явилось произнесением «шаходат» - а ребенком. Считалось, что, уже начиная с первых дней, ребенок принял исламскую религию