Введение к работе
Актуальность темы исследования
История России XX века - эпоха, которая в настоящее время вызывает огромный научный и общественный интерес. Одним из важных составляющих элементов данной эпохи являлась культура, в том числе музыкальная, в художественной форме отобразившая в своем развитии все те противоречия, которые были характерны для рассматриваемого времени.
Актуальность темы исследования определяется тем, что для всех этапов развития общества характерно повышенное внимание к культуре. Необходимость изучения и переосмысления феноменов истории и культуры советской эпохи, в частности истории развития народного музыкального творчества в общероссийском, собственно советском и современном контекстах, обусловлена реальной угрозой исчезновения многообразия и богатства культурного достояния народов в эпоху глобализации. Не случайно в 2008 г. Министерством культуры Российской Федерации была утверждена концепция сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2015 гг. В этом документе особо подчеркивается роль нематериального культурного наследия народов России в сохранении единого культурного пространства страны. В частности говорится: «Главная цель государства — сохранение глубинных, базовых основ многонациональной культуры России, национальных языков и литературы, значимых традиций, памятников фольклора, защита культурной самобытности каждого народа России, создание условий для популяризации нематериального культурного наследия народов Российской Федерации с целью сохранения единого культурного пространства России»1. А значит изучение истории башкирской народной музыкальной культуры как части нематериального культурного наследия народов Российской Федерации является на сегодняшней день актуальной задачей как с практической, так и с научной точки зрения.
При изучении истории культуры нашей страны советского периода необходимо выделять историю культуры каждого народа, составляющего население большой страны. Очевидно, что народная культура и в частности, музыкальная, отражает панораму всех исторических этапов развития обще-
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 17 декабря 2008 г. N 267 «Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009 - 2015 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//mkrf.ru/documentations/order/detail.php?ID=120103. Дата обращения 3.06.2011.
ства в целом и отдельного народа в частности. Изучение истории музыкальной культуры башкирского народа как части общества в целом позволяет использовать накопленный исторический опыт в создании единого культурного пространства современной России.
В 2011 г. Министерством культуры Российской Федерации была разработана концепция федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2016 годы)». Среди задач, являющихся приоритетными при реализации федеральной целевой программы, на первом месте стоит задача сохранения культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации и использование их в качестве ресурса духовного и экономического развития страны2.
Таким образом, сохранение и развитие культуры народов России является одной из приоритетных задач реализации государственной политики. На современном этапе культура народов России рассматривается не только в качестве духовного наследия, но и в качестве ресурса развития страны. В силу этого глубокое изучение истории музыкальной культуры башкирского народа в настоящее время приобретает чрезвычайную актуальность.
Степень изученности проблемы
Как самостоятельный элемент исторического знания тема башкирской народной музыкальной культуры не имеет собственной историографии. Отдельные ее компоненты разрабатывались в основном с искусствоведческой и культурологической точек зрения. В настоящее время имеется значительное количество научных работ, косвенно или частично затрагивающих изучаемую нами проблему. Эти работы можно условно разделить на несколько групп: работы, посвященные истории культуры Башкортостана; искусствоведческие труды, посвященные изучению истории музыкальной культуры на территории Республики Башкортостан; работы этнографов, филологов, фольклористов и других специалистов гуманитарного профиля, затрагивающие некоторые вопросы истории развития башкирской народной музыкальной культуры. Следует отметить, что в последние годы история развития музыкальной культуры Башкортостана стала объектом внимания историков.
При изучении работ 1920-1930 гг., касающихся данной проблематики становится очевидным, что авторы, интересующиеся башкирской музыкальной культурой, не ставили перед собой специальных задач по изучению исторического развития музыкального искусства в республике. Однако в статьях Д. Г. Амирова, Г. С. Альмухаметова, P. Y Кузыева, Д. Емасова затраги-
Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2016 годы)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . Дата обращения 28.10.2011.
ваются вопросы истории музыкальной культуры Башкирии. Работа Альму-хаметова интересна еще и тем, что в ней дается не только ретроспектива башкирской музыкальной культуры, но и освещается современное автору состояние, а также намечаются перспективы и возможные пути её развития3.
Изучение башкирской народной музыки в период 1920 - 1930 гг. не носит систематического характера. В работах, посвященных истории башкир, разделы, посвященные культуре, содержат только краткие сведения описательного характера о музыке4. Рассмотрение национального музыкального инструментария есть в обзорных статьях, посвященных музыкальным инструментам народов СССР5. Основная задача по сохранению народной музыкальной культуры в этот период представляется как собирание образцов народного творчества: «Башкирские песни - ценнейший национальный памятник башкирского народа, и для того, чтобы спасти его от забвения нужно поспешить с их записью и изучением»6. Собиранием башкирского музыкального фольклора в 20 - 30-е гг. XX века активно занимаются отечественные фольклористы и композиторы Г. Альмухаметов, С. Габяши, И. Салтыков, С. Галин, Н. Шукаров, А. Ключарев, М. Музафаров. Их работы интересны тем, что накопленный музыкальный материал композиторы активно включают в свое творчество. Собиранием народной музыки занимались композиторы 3. Исмагилов, X. Ахметов, М. Валеев. Кроме музыкантов, собиранием башкирского музыкального творчества занимались и научные сотрудники различных научно-исследовательских институтов. Однако необходимо отметить, что долгое время изучение музыкального фольклора башкир было сосредоточено исключительно на текстовой стороне песенного народного творчества. Это можно проследить исследуя архивные материалы
Амиров Д. Г. Башкиры. Этнографический очерк // Тр. научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир при Наркомпросе БССР. -Стерлитамак, 1922; Альмухаметов Г. С. В борьбе за создание башкирской советской музыки (на баш. яз.). -Уфа, 1933; Кузыев P. Y Рост культуры Башкирской АССР за 22 года Советской власти // Социалистическое хозяйство Башкирии. 1941. № 4. С. 36—49; Емасов Д. Искусство Башкирии // Печать, художественная литература и искусство / под. ред. Раи-моваР М. -Уфа, 1944. С. 27—36.
Амиров Д. Башкиры // Труды научного общества по изучению быта, истории и культуры башкир. Вып. 2. Стерлитамак, 1922. С. 15 - 17. Беляев В. Музыкальные инструменты народов СССР // Советская музыка. 1937, № 10 - 11. С.143 - 156. Ру-денко С. И. Быт башкир Л., 1925. 330 с.
Беляев В. Музыкальные инструменты народов СССР //Советская музыка. 1937, № 10-11.С.143 -156.
Салтыков И. Башкирская народная песня // Огни Востока. -Уфа, 1926. № 2. С. 19.
НИИ языка и литературы 1936 - 1938 гг., где в больших сборниках под названием «Башкирские народные песни» находятся исключительно тексты песен, многие из которых были изданы в виде песенников7.
В годы Великой Отечественной войны исследовательская деятельность в области народного музыкального творчества отмечена работами музыковедов, эвакуированных из западных регионов страны. Объектом исследований В. М. Беляева и М. Я. Береговского становится народное музыкальное инструментальное творчество башкир. Особое внимание исследователи уделяют изучению курая и проблемам его реконструкции. Работы этих исследователей, посвященные башкирскому народному музыкальному творчеству, были написаны в годы Великой Отечественной войны, но не были опубликованы. Статья Беляева в первоначальном варианте несколько десятилетий спустя была включена в сборник статей, посвященный проблемам музыкального фольклора народов СССР. А статья Береговского хранится в виде рукописи в ЦГАООРБ8. В период военного времени продолжает свои исследования Л. Н. Лебединский. Впоследствии они нашли обобщение в его докладах и монографиях.
В послевоенный период тенденция исследователей башкирской народной музыки, основанная на собирании фольклорного материала сохраняется. В этот период новая плеяда композиторов и музыковедов начинает заниматься собиранием башкирского музыкального фольклора: К. Рахимов, Г. Сулейманов, Р. Сальманов, 3. Исмагилов, X. Ахметов, Р. Муртазин. Уникальным исследованием является работа выдающегося деятеля башкирской музыкальной культуры Г. Сулейманова. В 1947 г. им был закончен многолетний рукописный труд, начатый в 1922 г. - «История башкирских народных песен» (на башкирском языке). Эта работа представляет собой сборник легенд, предшествующих исполнению наигрыша или песни9.
Для историографии 1950 - 1980 гг. истории развития башкирской народной музыкальной культуры характерным признаком становится выпуск сборников трудов посвященных вопросам культуры отдельных регионов России. В этих сборниках освещены проблемы национальных музыкальных традиций в творчестве композиторов, претворение национального творчества в профессиональной музыке, а также вопросы бытования традиционной
Научный архив Уфимского научного центра РАН Ф. 3. Оп. 3. «Башкирские народные песни».
Беляев В. Реконструкция башкирского курая / Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973. 351 - 355 с. ЦГАООРБ Ф. 122. Оп26. Д. 446. Л. 81.
Центральный Государственный архив общественных объединений РБ Ф. 10295. Оп. 1.Д.9.
национальной музыкальной практики в условиях современной музыкальной культуры. Многие статьи посвящены вопросам связи народной музыкальной культуры с профессиональным искусством. Основной точкой зрения исследователей становится концепция перехода музыкальной культуры национальных республик от народного творчества к профессиональному искусству. Осуществление этого перехода стало возможным, по мнению исследователей, только при советской власти10.
В 60-е гг. XX в. появляются научные работы фольклористов и музыковедов, посвященные народному музыкальному творчеству Башкирской АССР. Среди них выделяются работы музыковеда Л. Н. Лебединского, научным интересом которого стала башкирская народная песенность. Музыковед не только собирает фольклор, но и создает свою систему по собирательству и нотации башкирских песен, рассматривает особенности их ме-лизматики и ритма. Наиболее значимым трудом Лебединского становится книга «Башкирские народные песни и наигрыши», которую можно рассматривать как итог многолетней работы автора по изучению башкирского музыкального фольклора. В книге представлены нотные записи башкирских песен и инструментальных наигрышей, даны их научные обобщения. Во второе издание книги включены очерки этнографического характера11.
В работах фольклористов прослеживается стремление к созданию обобщающих работ, рассматривающих башкирскую народную музыку в историческом аспекте. В работе Н. Ш. Губайдуллина «История башкирской музыки» автор излагает искусствоведческий анализ башкирской народной музыки основываясь на фольклорных исследованиях. К историческому обзору развития народного музыкального творчества и выводам, сделанным . Гу-байдуллиным следует относиться критически, так как они не свободны от догматичной установки своего времени, гласящей, что развитие национальных музыкальных культур народов России стало возможным лишь после
Музыкальная культура народов Поволжья. Сборник трудов (межвузовский) Редакционная коллегия: Батиярова Ч.Н., Жиганов Н.Г. М., 1978; Музыкальная культура автономных республик РСФСР. -М., 1957; Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов в двух частях. -М., 1988; Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Сборник трудов. Выпуск 29. -М., 1976; Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. Сборник трудов. Выпуск 56. -М., 1981; Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. Сборник трудов. Выпуск 71. -М., 1984; Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. -М., 1973; Традиционное и современное в музыке народов Поволжья и Приуралья (тезисы докладов). -Йошкар-Ола, 1985.
Лебединский Л. Н. Башкирские народные песни и наигрыши. Изд. 2-е доп. -М., 1965.
Октябрьской революции 1917 г. При этом значение фактологического материала, использованного Губайдуллиным, остается актуальным и по сей день12.
К 70-м годам XX века в башкирском музыковедении назревает необходимость изучения и обобщения фольклорного материала, который был собран за все время изучения музыкальной культуры башкирского народа. Появляются исследователи, освещающие в своих работах эту проблему с разных сторон. Особый интерес исследователей вызывает вокальная сторона башкирского народного музыкального творчества. Вопросы жанровой классификации башкирского вокального творчества рассматриваются Ф. X. Ка-маевым, М. П. Фоменковым, X. С. Ихтисамовым, Р. Ф. Зелинским. Большинство исследователей рассматривают жанры башкирской музыки с точки зрения их музыкальной стилистики. Вариантности башкирской народной песни посвящены работы Н. К. Зинатшиной. Вопросы жанровой классификации башкирского вокального творчества рассматриваются С. Ка-римовой13.
Интересным и значимым представляется труд М. П. Фоменкова «Башкирская народная песня». В этой книге автор делит башкирские песни на жанры, опираясь не только на музыкальную стилистику, но и на смысловое содержание текста песни. Классификация Фоменкова выделяет две разные группы: эпическое и песенное творчество, а каждую из этих групп исследователь делит на жанры, опираясь на содержание фольклорного материала и время его возникновения. К эпическим жанрам Фоменков относит кубаиры и байты. Песни исследователь делит на 6 жанров: эпические, исторические, лирические, песни о судьбе башкирской женщины, бытовые песни, песни советского периода. К описанию каждого жанра приводится по нескольку наиболее характерных нотных примеров с текстами песен на башкирском и русском языках14.
Из работ, посвященных башкирской музыке и отражающих тенденцию к историческим обобщениям, выделяются главы о музыкальной культу-
Губайдуплин Н. Ш. История башкирской музыки [Текст] автореф. дис. ... канд. искусствоведения. -Алма-Ата, 1960.
Камаев Ф. X. Стилевые и жанровые особенности башкирского музыкального фольклора // Научно-методические записки. Вып.З. -Уфа, 1977. С. 14 - 30; Галин С. А. Башкирские народные песни : метод, пособие. -Уфа, 1994; Ихтисамов X. С, Зелинский Р. Ф. О собирании башкирского музыкального фольклора // Современность и фольклор. -М., 1978; Зинатшина Н. К вопросу о многовариантности народной песни «Тевкелев» // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. -М., 1984. Вып. 71. С. 53-59.
Фоменков М. П. Башкирская народная песня. -Уфа, 1976.
ре республики в коллективном семитомном исследовании «История музыки народов СССР». Башкирская музыка предстает здесь частью многонациональной культуры Советского Союза15.
В середине 80 - 90 гг. в истории изучения народного музыкального творчества в Башкирской АССР отдельно выделяется проблема исполнительства на русских народных инструментах, которое долгое время являлось основным критерием развития народной музыки в России. Профессиональному исполнительству на русских народных инструментах в БАССР, а также изучению произведений, написанных для этих инструментов, посвящены небольшие статьи, авторами которых чаще всего являлись сами музыканты. Сочинения композиторов Башкирии, написанные для оркестра русских народных инструментов, раскрываются в работе В. Моисеева. В его работе на примере некоторых произведений К. Рахимова, Т. Каримова, Н. Инякина, А. Кукубаева раскрываются особенности музыки, написанной композиторами Башкортостана для оркестра русских народных инструментов. Среди таких особенностей исследователь выделяет тесную связь музыки рассматриваемых произведений с башкирским фольклором16. Проблему репертуара для баяна в творчестве композиторов Башкирии рассматривают Р. Шайхутдинов и Е. Тейтельман17. В статье Р. Шайхутдинова и Б. Тевса авторы, кроме краткого очерка о курае и кубызе, упоминают также и другие музыкальные инструменты, которые использовались в музыкальном быту башкирского народа: думбыра, дюнгур, сорнай и т.д. Также в этой работе есть краткие сведения о начале распространения на территории Башкортостана русских народных музыкальных инструментов: домры, гармоники18.
Среди исследований башкирской народной музыкальной культуры в 90-е годы особо значимыми являются работы Р. Ф. Зелинского и Л. Атано-вой, в которых обобщается и систематизируется накопленный музыкальный фольклорный материал. В монографии Атановой «Собиратели и исследова-
История музыки народов СССР; Т. 1-5. -М., 1970-1974. Ред. Келдыш Ю.В.; История музыки народов СССР; Т. 6. -М., 1974. Ред. Нестьев И.В.; История музыки народов СССР; Т. 7. -М., 1974. Ред. Головинский Г.
Моисеев В. Музыка для оркестра народных инструментов в творчестве композиторов Башкирии 70-80-х годов /Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. -УфаД990.С. 64-71.
Шайхутдинов Р., Тейтельман Е. Произведения композиторов Башкирии для баяна // Вопросы истории музыкального искусства Башкирии: сборник трудов. Вып. 71.-М., 1984. С. 67-75.
Р. Шайхутдинов, Б. Тевс Развитие исполнительства на народных инструментах в Башкирии. // Вопросы истории башкирской музыкальной культуры. -Уфа, 1990.
тели башкирского музыкального фольклора» широко освещена деятельность фольклористов, начиная с первой половины XIX века до 1966 г.19
В 2000-е гг. исследователи - музыковеды уделяют особое внимание башкирской народной песенности, считая именно этот вид народного музыкального творчества наиболее богатым и значимым для культуры. Издаются работы, посвященные разным сторонам песенного музыкального творчества. Впервые появляются исследования, рассматривающие практику чтения Корана как устную музыкальную традицию башкирского народа20.
Литература, посвященная башкирской инструментальной музыке и музыкальным инструментам, также представлена широким кругом работ. Проблеме формирования собственного стиля в башкирской инструментальной музыкальной культуре посвящена работа Р. Ф. Зелинского21. Теме башкирской инструментальной музыки посвящены труды Р. Г. Рахимова «Фактура башкирской инструментальной монодии» и «Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование». Автор, анализируя строение башкирских народных инструментов, способы игры, ритмические и мелодические особенности народных наигрышей, приходит к выводу, что башкирский национальный инструментализм является по своей сути многоголосным22. Исполнительскому феномену башкирской музыка-льой культуры - узляу посвящено исследование Г. Р. Баязитовой23.
Интересной представляется книга Р. 3. Шакурова «Истоки духовности». В этом издании собраны статьи, опубликованные автором в разное время на страницах периодической печати, в журналах и сборниках. Особую ценность для нашего исследования представляют статьи, посвященные творчеству выдающихся музыкантов- исполнителей на башкирских народых инструментах своего времени: Юмабаю Исянбаеву, Ишмулле Дильмухаме-
Атанова Л. Собиратели и исследователи башкирского музыкального фольклора. -Уфа, 1992.
Имамутдинова З.А. Культура башкир. Устная музыкальная традиция («Чтение» Корана. Фольклор). -М., 2000.
Зелинский, Р. Ф. Башкирская народная инструментальная музыка: Проблемы формирования традиционного стиля [Текст] автореф. дис. ... д. искуствоведения. -СПб., 2006.
Рахимов РГ. Фактура башкирской инструментальной монодии. Фольклорное исследование. Уфа, 2001; он же. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. [Текст] автореф. дис. ... д. искуствоведения. -Магнитогорск, 2006.
Баязитова Г. Р. Узляу как феномен музыкально-исполнительского искусства башкир: Исследование. - Уфа, 2009.
тову; исследователям башкирской народной музыки. Эти работы, носящие характер публицистических очерков, содержат немало фактологического материала, что позволяет использовать их в научном обороте24.
На развитие музыкальной культуры в национальных регионах СССР большое влияние оказывала русская музыкальная культура, основанная на традициях классической композиторской школы. Провозглашенные тезисы о необходимости подтягивания «отсталых» регионов к культурным ценностям, воплощались в жизнь путем командирования выпускников столичных консерваторий в национальные регионы России и СССР, для создания национальной музыкальной культуры по образцу русской классической музыки. Этот факт оказал непосредственное влияние на развитие музыкальной культуры в Башкирской АССР и бесспорно заслуживает отдельного внимания исследователей. Наиболее полно тема взаимодействия русских и башкирских композиторов раскрывается в монографии С. И. Махней «Русские композиторы и Башкирия». Музыковед рассматривает историко-социальные корни формирования и развития русско-башкирских музыкальных связей, уделяя особое внимание XX веку, а также анализирует претворение русскими композиторами характерных особенностей башкирской народной музы-
ки .
Одной из наиболее значимых работ последних лет, посвященных башкирской музыкальной культуре стала монография Е. Р. Скурко «Башкирская академическая музыка: Традиции и современность». Основное внимание этого исследования обращено к творчеству башкирских композиторов и становлению академического направления музыкальной культуры на территории Башкортостана с акцентом на инструментальные произведения, среди которых доминирующую роль играют симфония и концерт (хотя затрагиваются и области хоровой, камерно-инструментальной музыки). Во введении Скурко уделяет внимание истории башкирской народной музыки и развитию музыкального инструментария, находя в этом предпосылки тембрового мышления и исполнительских традиций в творчестве башкирских композиторов26.
Интересны для нашего исследования издания «Очерки по истории башкирской музыки» и «Искусство Башкортостана: исполнительские школы,
Шакур Р. (Шакуров Р. 3.) Истоки духовности. Исследования. Публицистика. -Уфа, 2009.
Махней СИ. Русские композиторы и Башкирия (к проблеме взаимодействия двух культур). -Уфа, 2008.
Скурко Е. Р. Башкирская академическая музыка: Традиции и современность. -Уфа, 2005. .
наука, образование». Ценность этих работ в том, что в них сделана попытка систематизации значительных фактов истории башкирской музыкальной культуры27.
В отдельную группу можно отнести исследования, посвященные другим вопросам истории культуры Башкирской АССР в изучаемый период. Музыка - это составная часть культуры народа в целом, поэтому изучение ее истории невозможно без обращения к исследованиям истории культуры в целом и отдельных ее элементов. Истории развития художественной культуры Башкортостана в период 1919-1932 гг. посвящена диссертация Г. А. Коваленко. Автор рассматривает историю башкирской художественной культуры и искусства в первые десятилетия советской власти, обращает внимание на формирование органов управления художественной культурой, становление театра, музыкального и изобразительного искусства28. Кандидатская диссертация Р. М. Янгирова посвящена истории развития культуры Башкирской АССР в 1959-1965 гг29. Работы Коваленко и Янгирова имеют особую ценность в плане общей характеристики культурной жизни республики в рассматриваемые периоды.
В последние годы были хорошо изучены вопросы культурно-просветительной работы в Башкирской АССР в диссертациях О. И. Новиковой, Г. Ш. Исмагиловои30. Некоторые аспекты развития народной музыкальной
Очерки по истории башкирской музыки. Уфа, 2001; Искусство Башкортостана: исполнительские школы, наука, образование: Сборник статей / отв. ред.-сост. Шуранов В. А. -Уфа, 2004.
Музыкальная культура народов Поволжья. Сборник трудов (межвузовский) -М., 1978; Музыкальная культура автономных республик РСФСР. -М., 1957; Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Сборник статей и материалов в двух частях. -М., 1988; Традиционное и современное народное музыкальное искусство. Сборник трудов. Выпуск 29. -М., 1976; Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. Сборник трудов. Выпуск 56. -М., 1981; Вопросы истории музыкального искусства Башкирии. Сборник трудов. Выпуск 71. -М., 1984; Проблемы музыкального фольклора народов СССР. Статьи и материалы. -М., 1973; Традиционное и современное в музыке народов Поволжья и Приуралья (тезисы докладов). -Йошкар-Ола, 1985.
Янгиров Р. М. Развитие культуры Башкирской АССР в условиях зрелого социалистического общества (1959-1965 гг.). [Текст] автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Уфа, 1976.
Новикова О. И. Культурно-просветительная работа в деревне в 40-60-х годах XX века (на материалах Башкирской АССР). [Текст] автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Уфа, 2007; Исмагилова Г. Ш. Школы и культурно-просветительные учреждения Зауралья Башкирской АССР в 1917-1985 гг. [Текст] автореф. дис. ... канд. ист. наук.-Уфа, 2007.
культуры башкир раскрыты в исследованиях Ф. Г. Хисамитдиновой , посвященных этнографу Галимжану Тагану31.
Интерес для нашего исследования представляет работа профессора М. Б. Ямалова «Особенности истории Отечественной культуры»32. В книге приводится большой фактологический и теоретический материал по истории культуры советского периода и современной Российской Федерации, дается попытка теоретического и методологического деления истории отечественной культуры на этапы, выявляются сквозные, ключевые факторы и принципы ее развития. История культуры Республики Башкортостан рассматривается на фоне общероссийской культуры.
Следует отметить, что в последние годы история развития музыкальной культуры Башкортостана стала объектом внимания историков. Так развитию музыкальной культуры в Башкирии 60-е годы XIX-30-e годы XX в. посвящена диссертация Э. А. Набиевой. Предметом исследования автора становится организация музыкальной жизни Башкирии в обозначенный период. Автором проанализирован процесс развития музыкальной жизни в крае с 1860 по 1930 гг. Особое внимание уделено формированию музыкальной среды в городах, которое, несмотря на глубокие национальные корни, происходило под влиянием русской и европейской музыки. Отмечается большая роль русского музыкального искусства, широко представленного в процессе активной гастрольной деятельности артистов столичных и провинциальных театров. В работе также подробно рассматриваются формы общественного руководства музыкальной жизнью за изучаемый период и становления системы профессионального музыкального образования в Башкирии. Среди основных направлений развития музыкальной культуры Башкирии с 60-х годов XIX по 30-е годы XX века автор выделяет формы вокально-хорового исполнительства, инструментального исполнительства на европейских музыкальных инструментах. Историю развития народной музыкальной культуры в Башкирии как самостоятельную, отдельную область музыкальной жизни автор не выделяет, однако отмечает внимание к народной музыке композиторов и ученых фольклористов33.
Как видно из обзора литературы, основные исследования башкирской
Хисамитдинова Ф. Г. Борец за права любимого народа. Этнограф Галимжан Таган // Вельские просторы. 2007. № 9. С. 102-105.
Ямалов М. Б. Особенности истории Отечественной культуры: учеб. пособие. -Уфа, 2008.
Набиева Э. А. История становления и развития музыкальной культуры Башкирии : 60-е годы XIX - 30-е годы XX в. [Текст] автореф. дис. ... к. ист. наук. - Оренбург, 2009.
народной музыкальной культуры проводились в рамках искусствоведческих исследований и затрагивали вопросы истории башкирской музыки XX века, лишь опосредовано, в силу иного направления научной мысли. Таким образом, в исторической литературе нет ни одной специальной работы, посвященной истории народного музыкального искусства Башкирской АССР.
Источниковая база диссертации представлена широким кругом опубликованных и неопубликованных письменных материалов, позволяющих осмыслить исследуемую проблему. Опубликованные источники - это сборники документов о культурно-просветительной работе и культурном строительстве в Башкирской АССР, а также периодическая печать. В работе широко использованы неопубликованные документы из фондов Центрального государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИ-АРБ), Центрального государственного архива общественных объединений Республики Башкортостан (ЦГАООРБ), Научного архива Уфимского научного центра Российской академии наук (НАУНЦ РАН).
Структура использованных документов составлена по принципу источника их формирования:
Документы законодательных органов СССР, РСФСР, Б АССР и высших органов КПСС, которые представляли реальную политическую силу в государстве в исследуемый период: приказы, указы высших руководящих органов страны, регулирующие вопросы культуры, приказы комитета по делам искусств, министерства культуры, протоколы заседаний Бюро Башкирского обкома ВКП, посвященных вопросам культуры34.
Делопроизводственные материалы государственных учреждений и организаций, руководящих культурной жизнью республики: отчеты, сводки и планы работы отделов культуры Башкирского обкома РКП(б), организационная и распорядительная документация отдела искусств Башкирского народного комитета просвещения, управления по делам искусств БАССР, инструкции, письма и распоряжения из центра. Они конкретизируют документы первой группы, уточняют степень их значимости. Доклады научных сотрудников и ответственных лиц, непосредственно посвященные башкирской музыке, а также стенограммы совещаний работников культуры, на которых обсуждалась текущая ситуация в культурной жизни БАССР. Эти документы позволяют увидеть культурную жизнь изучаемого периода глазами современников, они ценны не только фактологическим материалом, но и оценочными суждениями, характеризующими состояние народной музыкальной культуры и отношение к ней в конкретный исторический период.
КПСС о культурно-просветительной работе. Сборник документов. Часть П. М., 1981; Культурное строительство в Башкирской АССР (1917-1941). Сборник документов. -Уфа, 1986. и др.
Эти документы дают представление о сущности и динамике государственной политики в сфере культурной жизни страны в целом и народной музыкальной культуры БАССР в частности.
Статистические документы, содержащие количественные сведения об учебных заведениях, конкурсах и смотрах художественной самодеятельности, деятельности сети культурно-просветительных учреждений Башкирской АССР дают определенное представление об интенсивности развития и тенденциях трансформации культурной жизни республики в целом и народного музыкального творчества в частности.
Документы, характеризующие деятельность организаций, чья деятельность непосредственно связана с музыкальной культурой Башкирской АССР в изучаемый период: Союза советских композиторов Башкирии, Республиканского фольклорного кабинета, Башкирского отделения Всероссийского хорового общества, Республиканского научно-методического центра народного творчества. Изучение этих документов позволило выявить основные направления развития народного музыкального творчества БАССР в его взаимодействии с организованной системой культурной жизни республики.
Материалы фольклорных экспедиций, проводимых в разное время научными сотрудниками Комплексного НИИ Башкирии, Института этнографии академии наук СССР, Института истории языка и литературы. Кроме отчетов о результатах экспедиций и сведений о собранных материалах, эти документы интересны информацией, не вошедшей в опубликованные издания. Эмоциональное отношение авторов отчетов, основанное с одной стороны на личном восприятии исследователей, а с другой стороны на базовых теоретических музыковедческих знаниях, а также выдвигаемые ими музыковедческие гипотезы, делают эти материалы незаменимыми при характеристике состояния народной музыкальной культуры Башкирской АССР исследуемого периода. Например, в записях Л. Н. Лебединского встречаем: «Я очень много не только слушал, как поют, но и смотрел как относится аудитория к певцу. Если он употребляет мало украшений, то он не ценится, а если много украшений вводит, то ценится. Если вводит украшения не на своем месте, то тоже не ценится»35. Далее исследователь приводит интересные параллели, основанные на знании традиций классической европейской музыки, он сравнивает орнаментику башкир с развитием итальянской музыки эпохи феодализма XIV-XV вв. И делает вывод, что башкирская музыка уникальна и своеобразна, она развивалась по законам отличным от законов европейской и русской музыкальной культуры, не уступая им при этом в красоте: «анализируя этот
НАУНЦРАНФ.З. Оп.2. Д. 108. Л. 7.
стиль, мы находим, что башкиры не утеряли своей национальной специфики, богатства. Богатство напева этой фразы на огромнейшем дыхании, восприняв орнаментировку нашли ей свое место, не подчиняясь в культурном отношении другому влиянию, а восприняли это влияние как средство художественного выражения, обогатили свою музыкальную культуру»36.
6. Воспоминания участников культурного процесса изучаемого пери
ода, интервью с музыкантами-исполнителями, представлены в содержании
опубликованных сборников воспоминаний, а также в материалах перио
дической печати. Кроме того, материалы периодической печати содержат
статьи, очерки, репортажи, аналитические обзоры, освещающие события
культурной жизни исследуемого периода.
7. Нотные материалы, представляющие собой сборники нотных
записей башкирских народных песен и наигрышей, обработки переложения
народных мелодий для различных составов исполнителей, самостоятельные
композиторские произведения с цитатами из башкирской народной музыки в
процессе работы над диссертацией рассматривались как историко-
культурные документы эпохи. Исследование этих документов позволило
проанализировать динамику отношения профессиональных композиторов к
народной музыкальной культуре.
Методологической основой диссертации явился многофакторный подход к оценке прошлого, основанный на достижениях современной исторической науки и основных методологических принципах историзма, объективности и научности.
Важное значение для определения общих подходов и принципов исследования темы диссертации имеет Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, где культуре отводится «ведущая роль в формировании человеческого капитала»37. Развитие человеческого потенциала, как основная цель развития общества, предполагает развитие способностей и удовлетворение потребностей человека, его максимально активное участие в экономической, политической и культурной жизни. Поэтому автор при исследовании истории развития народного музыкального творчества исходил из принципов аксиологии и холизма.
В работе применены общенаучные методы исследования - сравни-
ЖНАУНЦРАНФ.З. Оп.2. Д. 108. Л. 7.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. -Режим доступа Дата обращения: 17. 05. 2011.
тельно-исторический, описательный. Широко использованы собственно-исторические методы исследования, такие как историко-генетический, истори-ко-сравнительный. Междисциплинарный подход к исследованию темы ставит автора перед необходимостью использования методов других наук. Теоретические выводы сделаны на основе анализа и синтеза широкого комплекса разнообразных источников.
Объектом изучения является народная музыкальная культура Башкирской АССР. Предметом исследования стало инструментальное исполнительство на народных музыкальных инструментах в Башкирской АССР (хотя затрагиваются и другие области народного музыкального творчества). Главное внимание в работе уделено истории развития башкирского народного музыкального творчества.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала формирования Башкирской республики в 1919 гг. до кризиса социалистической системы в 1985 г. С началом создания Башкирской АССР для народного музыкального творчества региона были созданы условия, способствовавшие его развитию, связанные с периодом построения принципиально нового типа культуры в стране. В середине 1980-х гг. произошла смена политических ориентиров, что повлекло за собой коренные перемены во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере культуры.
Территориальные рамки исследования определены пределами современной Республики Башкортостан. В период очерченных хронологических рамок это территориальное образование носило название «Башкирская автономная советская социалистическая республика».
Цель работы заключается в конкретно-историческом анализе процессов развития башкирской народной музыкальной культуры на примере развития исполнительства на народных музыкальных инструментах.
Исходя из цели исследования, в работе определяются следующие задачи:
рассмотреть развитие башкирской народной музыкальной культуры в советский период истории, выяснить место, роль и значение башкирской народной музыкальной культуры в культуре России;
определить поворотные моменты истории СССР и БАССР, оказавшие наибольшее влияние на изменения башкирской народной музыкальной инструментальной культуры; выявить причины и характер, проанализировать обстоятельства этих изменений;
обобщить результаты и последствия развития башкирской народной музыкальной культуры в советский период истории.
Научная новизна работы определяется тем, что это первое специальное историческое исследование, посвященное изучению развития народного
музыкального творчества в Башкирской АССР. Научно-практическая значимость.
Материалы диссертации будут способствовать углублению и расширению проблематики исследований истории Башкортостана. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов истории культуры Республики Башкортостан, при чтении спецкурсов, на практических занятиях, при написании соответствующих разделов обобщающих научных трудов, учебников и учебных пособий по истории России и Башкортостана.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы.