Введение к работе
Актуальность темы исследования. Очевидное возрастание интереса к проблемам культуры можно назвать характерной приметой настоящего времени, что вполне объяснимо, с одной стороны, недостатком внимания к её изучению в советский период, но с другой — осознанием значимости самой сферы культуры. Изучение провинциальной культуры в этой связи становится особенно актуальным, т.к. ранее под понятием «российская культура» рассматривалась преимущественно культура столичных центров — Москвы и Санкт-Петербурга. Однако понятно, что российская провинция — не только составная часть этого понятия, она выступает как «донор», дающий мощный духовный потенциал национальной культуре.
Региональное культурное пространство проявляет себя в неоднородности массового сознания, разных ценностных ориентациях, парадигмах поведения людей, в мировоззренческих и поведенческих стереотипах. Регион — источник ценностного разнообразия культуры, поддерживающий её целостность, сохраняющий и обогащающий культуру личности и общества. Как культурный компонент России, регион может реализовать свои ценности лишь при условии равноправного диалога с другими пространственными ареалами российской культуры. Следовательно, культурная жизнь дальневосточных городов может рассматриваться и как компонент общего культурного пространства, и как вполне обособленное, самодостаточное культурное пространство.
С этих позиций немаловажное значение приобретает изучение истории дореволюционной культуры, особенно её непрофессиональной (любительской) сферы, являвшейся существенной составляющей повседневной жизни дальневосточных городов.
Анализ современной российской действительности приводит к мысли, что будущность отдалённых регионов, подобных Дальнему Востоку, в значительной степени зависит от их способности поддерживать на должном уровне свой культурный потенциал. Настало время использовать накопленный опыт духовного выживания в условиях непрекращающихся миграционных процессов. Для сохранения духовного единства страны необходимо понимание важности общего историко-культурного наследия и консолидирующей роли русского языка и русской культуры. Эти позиции служили базовым основанием государственной политики при освоении новых территорий в дооктябрьский период.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на достаточное число работ, посвящённых истории отдельных городов, специфике формирования урбанизированного пространства культуры должного внимания не уделялось. На протяжении длительного времени интересы исследователей сосредоточивались, главным образом, на социально-экономических и демографических процессах периода становления капитализма в России.
История городской повседневности является новым направлением в отечественной исторической науке. В связи с молодостью самого направления крупных исследований в этой области сравнительно немного, но образ жизни некоторых городских сословий (рабочих, купечества, мещанства) изучен достаточно полно: публикации В. Беловой, В.Г. Герасимова, Б. Иллеша, А.П. Филимонова; Г.Т. Полилова, Е. Мушкиной, Ю.С. Гончарова; Л.В. Кошман.
Изучению досуговой сферы городского населения, включая праздничное времяпрепровождение, до недавнего времени были посвящены, главным образом, работы по этнографии, религиоведению, философии, социологии. Историки только приступают к серьёзному осмыслению этой проблематики. Между тем именно урбанизация жизни придала досуговой сфере самостоятельную ценность.
В настоящее время заметно увеличилось количество работ, освещающих культуру повседневности городского населения в восточных районах страны. К их числу относится, в частности, коллективная монография уральских историков Н.А. Миненко, Е.Ю. Апкаримовой, С.В. Голиковой. Активный интерес к культуре городов, в том числе к городской повседневности, проявляют в последние десятилетия сибирские историки. Исследования охватывают широкий круг вопросов: теоретико-философские основы истории повседневности, повседневность городской среды (застройка и планировка), быт разных слоёв населения, различные аспекты повседневной жизни семьи, специфика городской культуры и досуга. Примером удачного анализа повседневной жизни русского провинциального города является монография А.И. Куприянова. Автором осуществлено изучение общественного и культурного быта горожан Западной Сибири на основе синтеза историко-этнографического и историко-культурного подходов.
Дальневосточные исследователи ещё только подходят к комплексному изучению дореволюционной истории городов региона, которое включало бы все стороны культурной жизни, в том числе и культуру повседневности, но первые обобщающие публикации уже появились.
Работы, написанные в дооктябрьскую эпоху, в большинстве своём лишь частично освещали проблемы социальной и культурной жизни российского Дальнего Востока. Перед авторами, среди которых были видные государственные и общественные деятели, а также путешественники и учёные (Г.Е. Грум-Гржимайло, П.Ф. Унтербергер, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Д.И. Шрейдер, М.Г. Гребенщиков, А. Богданов и др.), стояли иные задачи: прежде всего они должны были всемерно способствовать изучению края для сохранения его природных богатств и дальнейшего освоения. Тем не менее, в этих работах содержатся ценные сведения о деятельности некоторых общественных организаций и досуговых объединений. Особую достоверность информации придаёт то обстоятельство, что авторы, как правило, сами были действительными или почётными членами различных обществ.
В этом ряду следует отметить книгу известного издателя и литератора Н.П. Матвеева (Амурского), написанную в связи с 50-летием Владивостока и содержащую наиболее полную характеристику общественной жизни отдельно взятого города. Выстраивая факты формирования и деятельности различных организаций в хронологическом порядке, автор представляет убедительную картину участия общественных организаций в городском управлении, даёт оценку некоторым объединениям, вскрывает недостатки духовной жизни Владивостока.
Как видим, дореволюционные авторы создали работы, которые остаются важнейшим источником по истории становления и развития дальневосточных городов. Их вклад в «духовную сферу» региона неоспорим. Однако целостного представления о городской общественно-культурной жизни они не дают.
С начала советского периода и до конца 1950-х гг. обращения историков к данной теме были редки и имели поверхностный характер. Как правило, общественная жизнь городского населения освещалась сквозь призму истории революционного движения, поэтому лишь отдельные факты и сюжеты соответствующего характера попадали в поле зрения историков.
Исследовательский интерес к региональной истории активизировался в 1960-е гг., причём импульсом послужило создание фундаментального коллективного труда «История Сибири», подготовка которого заметно расширила спектр исследуемых проблем. В третьем томе получили освещение многие аспекты региональной культуры: народное образование, изучение края и деятельность научных обществ, печать, литература и театр, живопись и графика и пр.; в книге приведён разнообразный фактический материал об общественно-культурной жизни крупнейших городов Дальнего Востока.
Создание в 1954 г. в составе Дальневосточного филиала СО АН СССР Отдела истории и археологии (реорганизованного в 1971 г. в институт) положило начало целенаправленной систематической работе по изучению истории дальневосточного региона. В число актуальных научных направлений были включены и проблемы культуры. Так, А.И. Крушанов одним из первых привлёк внимание к деятельности культурно-просветительских обществ, отметил, что любительские объединения, несмотря на малочисленность и недостаток средств, внесли свой вклад в изучение края. Эта публикация фактически положила начало исследованию целой сферы общественной самодеятельности
В 1970—1980-е гг. изучение истории культуры Дальнего Востока заметно продвинулось вперёд. Выходят в свет работы, посвящённые различным сферам культурной жизни Дальнего Востока в дооктябрьский период, например, истории литературы (В.Г. Пузырёв, С.Ф. Крившенко), периодической печати (Л.М. Сквирская, И.Г. Стрюченко), архитектуры и изобразительного искусства (Н.С. Рябов, В.А. Обертас, А.И. Крушанов, Н.В. Кочешков, В.И. Кандыба), театра и музыкальной культуры (С.З. Гришко, Л.А. Вайман, А.Р. Шаванда). Многие авторы придерживались мнения, что дореволюционный Дальний Восток представлял собою отсталую окраину России, в том числе и в плане культурного развития. Наиболее определённо этот тезис был обоснован В.Г. Щебеньковым. Однако не все исследователи разделяли это мнение, например, И.Г. Стрюченко, изучая историю печати, пришёл к выводу, что в этой области Дальний Восток не отставал, а практически шёл вровень с другими провинциями страны.
Важным событием в истории изучения Дальнего Востока стал выход в свет в 1991 г. фундаментальной монографии «История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма», явившейся итогом многолетних усилий крупного исследовательского коллектива. В разделе о культуре, подготовленном Л.И. Галлямовой, Н.В. Кочешковым, А.И. Крушановым и И.Г. Стрюченко, впервые комплексно и системно показана эволюция культуры дальневосточного региона во второй половине XIX — начале XX в. во всех её важнейших аспектах, таких как народное образование, деятельность научных обществ, литература и театр, периодическая печать, изобразительное искусство и архитектура. В книге нашли отражение и фактическое обоснование важная роль городов в развитии культурной сферы, значение деятельности культурно-просветитель-ских обществ и общественных организаций в просвещении населения.
Постсоветский период характеризуется активизацией внимания к проблемам региональной культуры, что сопровождалось перенесением акцента с деятельности учреждений культуры на функционирование базовых составляющих самой культуры. Оживление работы по изучению региональной культуры в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН (ИИАЭ) связано с именем д.и.н. И.Г. Стрюченко. В 1990-х гг. им была поставлена задача рассмотрения исторического процесса сквозь призму культуры, гуманности и духовности. Именно с таких позиций написаны его последние труды, включая первое учебное пособие по истории региональной культуры, созданное творческим коллективом под его руководством.
Повышение внимания специалистов к изучению истории региональной культуры в 1990-е гг. сопровождается значительным расширением спектра исследуемых проблем. Выходят в свет работы, посвященные развитию печати и книжного дела (С.А. Пайчадзе, Т.В. Прудкогляд), литературного творчества (С.Ф. Крившенко, Л.Е. Фетисова), изобразительного искусства и архитектуры (В.И. Кандыба, В.А. Обертас и В.В. Аникеев, Н.П. Крадин, С.С. Левошко), театрального дела и образования (А.В. Шавгарова, А.С.Иванов, С.Б. Белоглазова, В.А. Королёва, С.А. Монахова, О.Б. Лынша), традициям и роли просветительства (Н.И. Дубинина, Л.И. Галлямова, С.А. Монахова, С.Б. Чулкова) и т.д., что также дало возможность по-иному взглянуть на формирование регионального культурного пространства.
В частности, Л.И. Галлямова, продолжившая исследование социальной, общественно-политической и культурной жизни Дальнего Востока на рубеже XIX—XX вв., обратила внимание на участие в этом процессе такого социального слоя, как пролетариат. Она исследовала активный рост урбанизации региона, обусловленный массовым притоком неземледельческого населения, и в частности, наёмных рабочих, показала рост политического сознания дальневосточного рабочего класса, указала на повышение его культурно-образовательного уровня, чему в немалой степени способствовала просветительская деятельность представителей местной интеллигенции, отметила роль народных домов в процессе демократизации. В ряде публикаций Л.И. Галлямовой охарактеризованы особенности общественно-культурной жизни региона, становление театрального искусства во Владивостоке и другие вопросы.
Традиционная крестьянская культура восточнославянского населения Дальнего Востока получила освещение в работах Ю.В. Аргудяевой, И.В. Кодола, Т.М. Кажановой. Появились обобщающие работы, посвященные быту и культуре дальневосточного казачества, однако истории повседневного быта горожан долгое время были посвящены единичные публикации. Весомым вкладом в историографию истории дальневосточных городов стала серия статей Т.В. Позняк, которая обратилась к исследованию процесса урбанизации региона и рассмотрела проблемы демографической истории с точки зрения их значимости для формирования городской инфраструктуры как необходимой составляющей повседневного быта.
Рубеж XX—XXI вв. стал временем активного изучения непрофессиональных форм культуры, характерных для жизни городов в дооктябрьский период. Различные стороны организации культурного досуга получили отражение в публикациях А.А. Хисамутдинова, в коллективной работе «Очерки истории Приморья». Необходимо отметить еще одно издание, ставшее первой попыткой обобщить и систематизировать информацию о самых известных деятелях и общественных объединениях: это краткий энциклопедический справочник «Приморский край», изданный в 1997 г. Помимо общих исторических сведений справочник содержит оценку вклада в развитие региональной культуры и науки как отдельных личностей, так и организаций.
В публикациях начала XXI в. повышенное внимание сосредоточивается на коллективных формах культурного времяпрепровождения, характерных именно для городской среды. Значительный удельный вес занимают работы, в которых рассматривается демократизация общественно-политической и культурной жизни на рубеже XIX—XX вв., показывается участие в этом процессе представителей разных социальных групп.
В работах С.А. Монаховой, В.А. Королёвой, С.Б. Чулковой показано расширение влияния музыкального искусства на духовную культуру городского населения, подчеркивается подвижнический характер деятельности местной интеллигенции, рассматриваются особенности гастрольно-концертной практики на восточной окраине, прочная взаимосвязь любительских сил и профессионалов.
В эти годы продолжалось изучение деятельности литературно-музыкальных и драматических обществ, становления и развития театрального искусства (А.В. Шавгарова, Л.В. Преснякова, И.А. Цупенкова). Большой интерес представляют работы, посвященные культурной деятельности военных; в их числе необходимо отметить серию статей о военных оркестрах, открытую публикациями В.П. Матвейчука. Эти публикации дают возможность выявить весомость вклада офицерского корпуса в становление и развитие дальневосточной культуры.
Влияние чиновничьего аппарата на разные стороны общественной жизни затрагивалось в ряде работ советского периода, но наиболее полно вклад дальневосточного чиновничества в развитие местной самодеятельности отражён в работах последнего десятилетия, в частности, в кандидатской диссертации Ю.Н. Поповичевой.
Взаимодействие на Дальнем Востоке органов городского самоуправления и общественных организаций рассматривается в ряде работ, освещающих различные стороны деятельности городских властей. Так, в монографии О.И. Сергеева, С.И. Лазаревой, Г.Я. Тригуба прослеживается процесс создания некоторых организаций, подчёркивается особая роль обществ изучения края и народных домов в просветительной деятельности, повышении культурного уровня населения.
Формированию и деятельности общественных организаций на Дальнем Востоке посвящена кандидатская диссертация Н.В. Котляр. Большое внимание автор уделяет общественной самодеятельности, благодаря которой создавались Общества организации досуга и развлечений, Общества вспомоществования (благотворительные и общества помощи в исключительных обстоятельствах), Общества, содействующие духовному развитию, поднятию нравственного уровня населения (научные, технические, просветительные, художественные, общества трезвости). Подробно рассматривается государственно-правовая структура уставов и временных правил этих организаций, но недостаточно освещена их культурно-просветительская деятельность. Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что наименее изученными остались те реалии городской повседневности, которые не имели институционального оформления.
В ряду недавних работ, связанных с изучением урбанизированного пространства региона, необходимо назвать кандидатскую диссертацию П.А. Щербина, защищённую в 2011 г. Автор рассматривает условия жизни городского населения Дальнего Востока России в дооктябрьский период, однако не касается особенностей культурного времяпрепровождения горожан. Об актуализации проблем культуры городской повседневности в исследованиях дальневосточных историков свидетельствует и монография И.К. Капран, посвящённая повседневной жизни русского населения Харбина.
Особого внимания заслуживают исследования Н.Г. Кулинич. Автор отмечает, что важной особенностью развития дальневосточного региона в 1920—1930-е гг. был рост городского населения, обеспечивавшийся миграцией из центральных районов страны. Поэтому повседневная культура горожан формировалась в период сложной социокультурной трансформации и была направлена на воспитание нового советского человека. В работах подчеркивается взаимодействие горожан и власти в таких важных сферах культуры, как воспитание детей, обучение взрослых, культурное просвещение масс.
Осуществлённый историографический обзор показывает, что проблема истории повседневности, включающая деятельность общественно-культурных организаций как значимую составляющую культурного пространства городов, ставилась и ранее, однако лишь в постсоветский период исследование культуры повседневности во всех её проявлениях стало расцениваться как важное направление отечественной исторической науки. Вместе с тем приходится констатировать, что повседневная культурная жизнь значительной части городского населения (так называемых «простых людей») всё ещё остаётся за рамками региональной истории. Несмотря на это, можно определённо утверждать, что первые успешные шаги в этом направлении уже сделаны. Их ценность состоит в накоплении знаний по отдельным отраслям культуры. Главной задачей сегодняшних исследователей должно стать комплексное изучение региональной культуры во всех её проявлениях.
Степень научной разработанности проблемы в исторической литературе определила выбор целей и задач исследования.
Целью диссертационного исследования является комплексный анализ основных сторон культурной жизни городов юга Дальнего Востока России и выявление ведущих тенденций её развития в дооктябрьский период.
Задачи исследования:
– проследить в динамике социально-демографические условия формирования урбанизированного пространства региона;
– показать влияние социально-демографических факторов на специфику повседневной культуры дальневосточных городов;
– охарактеризовать содержание и основные тенденции развития общественно-культурной жизни дальневосточных городов;
– определить место праздничной культуры в духовной жизни горожан и в общем культурном пространстве;
– выявить роль общественных организаций (собраний, обществ, кружков) в развитии культуры;
– рассмотреть участие подрастающего поколения в культурной жизни городов.
Объект исследования — культурная жизнь дальневосточных городов (включая зону КВЖД) во второй половине ХIХ — начале ХХ в.
Предмет исследования — процесс формирования и функционирования непрофессиональных форм городской культуры на юге Дальнего Востока России в конкретно-исторических условиях второй половины ХIХ — начала ХХ вв.
В ходе исследования использовались такие понятия, как «культурный потенциал», «культурная деятельность», «культурное пространство». Культурный потенциал — обобщенное понятие в системе функционирования культуры, один из важных показателей способности культуры к распространению в различных социальных слоях и дальнейшему развитию при наличии определённых социальных, экономических и политических условий. Он включает структуры, формирующие культурно-образованный общественный слой и социокультурные институты, являющиеся посредником в распространении, использовании получаемых знаний. Культурный потенциал определяет наполненность и глубину общественно-культурной среды, которая, в свою очередь, влияет на характер повседневной городской жизни. Культурная деятельность выступает как всеобщий, универсальный процесс общественного взаимодействия, в ходе которого человек реализует и расширяет свои творческие возможности. В результате этой деятельности формируется «культурное пространство», составные части которого объединены общими ценностями.
Территориальные рамки исследования включают крупные города на юге Дальнего Востока России (в том числе зону КВЖД): Николаевск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, Никольск-Уссурийский, Харбин, Порт-Артур. Эти населённые пункты в указанный период официально носили статус города и являлись в большей или меньшей мере средоточием административной, экономической и культурной жизни края. Включение зоны КВЖД, не входившей в официальные границы России, обусловлено тем, что общественная и культурная жизнь этой территории составляла единое целое с общественно-культурным пространством российского Дальнего Востока.
Хронологические рамки исследования охватывают 2-ю половину ХIХ — начало ХХ в. Нижняя граница отмечает период массового заселения юга российского Дальнего Востока. Начавшиеся в это время крупные социально-демографические перемены, подготовка нового городового положения, активизация общественной и культурной жизни способствовали формированию урбанизированного культурного пространства, которое фактически сложилось к началу ХХ в. Верхняя временная граница — февраль 1917 г. — определяется состоянием государства накануне революционных потрясений.
Методологическую основу диссертации составляет совокупность теоретико-методологических положений изучения культуры города, получившая обоснование в научной литературе и ставшая исходной посылкой в дальнейшей разработке данной проблемы.
В числе работ, имевших основополагающее значение, необходимо выделить двухтомный труд Б.Н. Миронова, посвящённый социальной истории России периода империи. Монография может служить образцом умелого применения междисциплинарного подхода, позволившего автору дать глубокий анализ социальной структуры городского населения, рассмотреть менталитет разных сословий как фактор социальной динамики, показать взаимодействие деревни и города в общем процессе урбанизации и т.д. Многие вопросы рассмотрены на макроисторическом уровне, однако базовые теоретико-методологические установки могут быть применены для анализа общественно-культурной жизни городов по отдельным регионам России.
Среди исследований, получивших заметный научный резонанс, следует также назвать коллективный труд «Очерки русской культуры ХIХ в.». Наполнив конкретным содержанием понятие «общественно-культурная среда», авторы показали культуру как целостную систему в структуре общественной жизни. Особенно важно, что большое внимание было уделено роли провинциального города в общественно-культурной жизни страны.
Методы исследования. Поставленные задачи и характер используемых источников обусловили отбор и порядок применения научных принципов и методов. Основополагающее значение имел принцип историзма, предполагающий анализ явлений в их исторической преемственности, развитии и взаимосвязях с действительностью. Необходимость рассмотрения предмета исследования в исторической динамике, в сложной функциональной взаимосвязи его структурных элементов, образующих сложную систему, потребовала сочетания историко-генетического и структурно-функционального методов. На этой основе осуществлён анализ предмета исследования, проведено синхронное и диахронное изучение присущих ему характеристик и отношений. Типологический метод был применён для выделения типов социальной и культурной активности отдельных социальных групп.
Принцип объективности дал возможность, погрузившись в рассматриваемую эпоху, понять основные ценностные ориентиры и культурные реалии общества, воспринимая это общество как единый, целостный, хотя и внутренне неоднородный организм.
Использование системного подхода позволило изучить общественно-культурную среду, определявшую наполненность и многообразие духовно-интеллектуальной жизни, для которой характерно как распространение культурных новаций, так и сохранение традиций. В качестве важного системообразующего фактора культурной среды был рассмотрен механизм функционирования культуры в виде культурно-просветительных учреждений и соответствующих общественных организаций.
Метод институционального анализа позволил выявить основные принципы создания и деятельности общественных организаций, участвовавших в формировании городской культурной среды.
Преодоление имеющихся в источниках временных и пространственных пробелов потребовало обращения к методике их восполнения с помощью пространственной экстраполяции известных свойств и состояний аналогичных явлений на явления исследуемые. Предпринята также попытка применения метода ретросказания, суть которого заключается в вероятностной научно-обосно-ванной оценке ретроспективы от настоящего к прошлому. Критерием корректности выступает непротиворечивость восполняемых данных имеющимся фактам, подтверждённая определённым знанием о структуре изучаемой системы.
Источниковую базу исследования составил комплекс первичных документов и материалов, отражающих процессы, происходившие в культурной жизни дальневосточных городов во второй половине ХIХ — начале ХХ в., и вторичных, интерпретирующих произошедшие события. Неопубликованные источники выявлены в фондах Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова и 4-х государственных архивов: Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА, г. Москва), Государственного архива Хабаровского края (ГАХК, г. Хабаровск), Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ, г. Владивосток), Государственного архива Приморского края (ГАПК, г. Владивосток). Были обработаны 198 дел в 23 фондах.
Опубликованные и неопубликованные нормативные источники (законодательные, нормативно-правовые акты) российского и регионального уровня относятся к первой группе источников. Законодательные акты, составляющие нормативно-правовую базу дореволюционных любительских организаций (уставы собраний, обществ, кружков), дают представление о законодательном механизме, регулирующем порядок регистрации культурного объединения и его деятельность, отражают тенденции законодательной политики правительства в отношении самодеятельного творчества (РГИА ДВ. Ф. 28. Оп. 1. Д. 292. Л. 11 об.—15 об.).
Статистические материалы, наиболее репрезентативно отражающие социально-культурные изменения на Дальнем Востоке в период его активного заселения и освоения, составили вторую группу источников. Они частично были извлечены из статистических и специализированных справочников. Доказательная база строится на неопубликованных статистических материалах, извлечённых из архивных фондов, и опубликованных материалах переписей населения, обзоров Амурской и Приморской областей, которые позволили реконструировать демографическую ситуацию на Дальнем Востоке.
Делопроизводственные документы составляют наиболее обширную третью группу источников. Подробную информацию о нравственном и культурном состоянии войск, о наличии и характере культурных учреждений — Военных собраний, войсковых библиотек и др. — содержат опубликованные Всеподданнейшие отчёты Приамурских генерал-губернаторов и неопубликованные Всеподданнейшие отчёты по управлению Приамурским военным округом (РГВИА. Ф. 1, 14326, 16273, 14846).
Информацию об отдельных культурно-просветительных учреждениях дают опубликованные и неопубликованные отчёты различных любительских обществ (РГИА ДВ. Ф. 28, 704; ГАХК. Ф. И-54), что позволило более полно воссоздать картину культурной жизни в различных городах юга Дальнего Востока. В частности, конкретную культурную деятельность отражают отчёты собраний, кружков, обществ, программы литературно-музыкальных вечеров, концертов, афиши спектаклей и концертов (РГИА ДВ. Ф. 1, 28, 702, 704; ГАХК. Ф. И-54).
В числе неопубликованных документов были обнаружены и впервые введены в научный оборот отчёты городских управ, фиксировавшие количественные характеристики социальной и культурной активности горожан, той социально-демографической ситуации, в рамках которой протекала их культурная жизнь (РГИА ДВ. Ф. 755, 834). Ряд документов позволил раскрыть официальную сторону праздничной культуры, в том числе подготовку к официальным приёмам, празднованию знаменательных дат, юбилеев и т.д. Это разнообразные прошения, переписка, сметы расходов, приказы, протоколы заседаний, доклады и др. (РГИА ДВ. Ф. 1, 28, 159, 702, 755).
Блок источников личного происхождения включает воспоминания очевидцев, письма, дневники, очерки, переписку, городские хроники интересующего нас периода, что составляет четвёртый вид источников. В работе использовано более 20 мемуаров, принадлежавших представителям дворянства и высшего чиновничества, мелкому чиновничеству и купечеству, военнослужащим, путешественникам, видным общественным деятелям, жёнам высокопоставленных чиновников, меценатам и иностранным подданным. В подобной литературе представлен весьма широкий круг сведений: провинциальные устои и местные нравы; специфика культурной жизни в разных городах; условия творческой деятельности конкретного человека или коллектива. Несмотря на субъективизм данного вида источников, описания очевидцев позволяют раскрыть характер эпохи и сложившиеся традиции, как с позиции местного жителя, так и с позиции стороннего наблюдателя.
Пятую группу источников, наиболее важную для данного исследования, составили материалы местной периодической печати, которые позволили с большой степенью достоверности реконструировать общую картину повседневной жизни городского населения региона.
В ходе работы был использован материал 38 периодических изданий (газет и журналов), как широко известных — газеты «Владивосток», «Дальний Восток» (г. Владивосток), «Приамурские Ведомости» (г. Хабаровск), «Восточное Поморье» (г. Николаевск-на-Амуре), так и редко привлекавшихся исследователями — «Амурский летописец», «Торгово-промышленный листок объявлений» (г. Благовещенск), «Амурский лиман» (г. Николаевск-на-Амуре), «Волна» (г. Владивосток), «Уссурийский вестник» (г. Никольск-Уссурийский) и др.
Выявленные источники содержат достаточно материала, чтобы в полной мере отразить динамику качественных и количественных изменений в объекте исследования.
Научная новизна исследования определяется впервые осуществлённым комплексным исследованием тематики, до сих пор не получившей должного отражения в отечественной исторической науке. В числе проблем, которые ещё не являлись предметом специального изучения, рассмотрены: история формирования единого пространства культуры дальневосточных городов в дооктябрьский период; влияние социально-демографических факторов на характер культурной жизни; особенности досуговой сферы представителей разных социальных групп и возрастов, включая детей и подростков; культурная деятельность любительских организаций (собраний, кружков, обществ) и др.
Теоретическая и практическая значимость заключается в научном исследовании и осмыслении опыта организации культурной жизни в городах дальневосточного региона в дооктябрьский период, что содействует расширению научного знания о культурно-исторической действительности, о взаимозависимости общественной и культурной деятельности человека в повседневном существовании.
Автор неоднократно консультировал по этим вопросам членов правления Морского собрания, возрождённого во Владивостоке. Впервые был введён в научный оборот богатый фактический материал по культурной жизни дальневосточных городов. Материалы и выводы работы также могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории дальневосточных городов и региона в целом, а также при подготовке учебной литературы и чтении соответствующих спецкурсов. Данные диссертации могут быть полезны краеведам, востребованы при составлении музейных экспозиций и т.д.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В рассматриваемый период (вторая половина XIX — начало XX в.) дальневосточные города обрели устойчивый административный статус и накопили потенциал, необходимый для дальнейшего насыщения социокультурной среды.
2. На первом этапе консолидирующую роль играли неинституционализированные формы культурного времяпрепровождения — прежде всего календарная обрядность, включающая как религиозные, так и светские праздники.
3. Специфика далёкой окраины заключалась в том, что многие культурные инновации возникали здесь при слабости культурных традиций. В связи с отсутствием специализированных учреждений культуры, а также малой эффективностью гастрольной деятельности на Дальнем Востоке России профессиональную культурную нишу заполняли местные любительские силы.
4. Конец XIX в. характеризовался институционализацией социокультурных отношений — их упорядочением и формализацией. Созданные по инициативе наиболее образованной и активной части населения общественные организации (собрания — морское, военные, гарнизонные, общественные, железнодорожные, коммерческие и др.) и творческие объединения (кружки, общества) со временем стали ведущими центрами городской культурной жизни, отражая интересы разных слоёв населения.
5. Общая демократизация жизни и рост образовательного уровня городского населения дали возможность многим категориям горожан усваивать те формы культуры (организация и посещение спектаклей, концертов, вечеров и т.д.), которые ранее были характерны исключительно для высших слоев общества.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации, богатый фактический материал использовались при реализации научных проектов, что отражено в 35 научных публикациях, в том числе в одной коллективной монографии и 3 статьях в журналах из списка ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Результаты изучения различных сторон культурной жизни городов юга Дальнего Востока России дореволюционного периода докладывались более двадцати пяти раз на научно-теоретических и научно-практических конференциях международного, общероссийского, регионального уровня.
Структура диссертации подчинена решению поставленных задач: состоит из введения, двух глав (каждая глава включает 4 самостоятельных раздела), заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.