Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История формирования миссионерских и приходских школ православной церкви Байкальского региона в XIX - начале XX вв. Бимбаев, Георгий Лодоевич

История формирования миссионерских и приходских школ православной церкви Байкальского региона в XIX - начале XX вв.
<
История формирования миссионерских и приходских школ православной церкви Байкальского региона в XIX - начале XX вв. История формирования миссионерских и приходских школ православной церкви Байкальского региона в XIX - начале XX вв. История формирования миссионерских и приходских школ православной церкви Байкальского региона в XIX - начале XX вв. История формирования миссионерских и приходских школ православной церкви Байкальского региона в XIX - начале XX вв. История формирования миссионерских и приходских школ православной церкви Байкальского региона в XIX - начале XX вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бимбаев, Георгий Лодоевич. История формирования миссионерских и приходских школ православной церкви Байкальского региона в XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Бимбаев Георгий Лодоевич; [Место защиты: Бурят. гос. ун-т].- Улан-Удэ, 2011.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/583

Введение к работе

Актуальность темы. В разработке концепции национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта в современных реалиях необходимо учитывать и определенную часть опыта и традиций деятельности миссионерских и церковно-приходских школ на территории Байкальского региона. Как показывает история региона, эта модель выступила наиболее действенным обучающим центром, охватывающим значительную часть населения досоветского периода, при этом для части бурятского населения явилась и школой приобщения к образцам европейской цивилизации.

В настоящее время в международном гуманитарном сообществе уделяется значительное внимание проблемам образования в этнонациональных регионах России. На базе проблематики множественной идентификации личности школьника в условиях поликультурного мира обсуждаются подходы к сопряжению региональной, национальной и мировой истории в контексте дифференциации общего и особенного.

При наличии объективных общегосударственных задач формирования толерантного отношения между народами важную роль играет образовательный вектор, определяющий направление дальнейшего формирования общероссийского образовательного пространства, приоритетов его методолого-программной структуризации.

Исследование параметров одной из институциональных форм деятельности православной церкви в инокультурной и инонациональной среде в имперский период Российского государства, оппонирование к трудам миссионеров, возможно, позволят внедрить православный опыт миссионерских школ в воспитание, историческую педагогическую практику современной системы образования.

Изучение данного феномена на материалах регионов, в частности Байкальского региона, приведет к пониманию их особенностей в рамках общероссийских процессов.

Степень изученности проблемы. История школ, относящихся к Русской православной церкви, в дореволюционной России освещена достаточно полно. Заявленная в диссертационной работе проблема актуальна и в современный период, особенно в период реформирования образования и возрождения религиозных структур и конфессиональных институтов – православных, буддийских, мусульманских и других.

История церковных школ – производная от истории просвещения, просветительства и традиционной православной культуры в целом. Ряд церковных деятелей обращал внимание на христианскую педагогику с доктринальных позиций, тем не менее их основополагающий подход к данной проблеме неоспорим.

Методология механизмов традиции миссионерства православной церкви в автохтонной среде монгольского мира в контексте современных социополитических реалий освещена недостаточно и также требует дальнейших самостоятельных исследований.

В целом, на основании введенных в оборот новых фактических данных по миссионерству и деятельности первых сибирских митрополитов, христианизация Сибири оценивается клерикальными и светскими исследователями как явление весьма прогрессивное.

Церковный пласт исследований по истории конфессиональных структур отражен в работах членов синодальных миссионерских отделов и епархиальных подразделений; в документах канцелярского делопроизводства духовных консисторий, в частности, отраженных на страницах «Иркутских...», «Забайкальских епархиальных ведомостей» и «Приложений...» к ним, в «Трудах православных миссий Иркутской епархии», «Миссионерского обозрения», «Православного вестника». В них регулярно публиковались отчеты миссий, статьи и записки миссионеров по образовательной деятельности церкви, но оценочных категорий внутрицерковной деятельности для научной общественности.

Дореволюционные историки, путешественники дали достаточно объективные материалы по историко-географическому обзору бытования церкви, например, в работах Н.А. Астырева «На таежных прогалинах. Очерки жизни населения Восточной Сибири» и В.В. Птицына «Селенгинская Даурия. Очерки Забайкальского края» и др. Тем не менее фрагментарно-описательный вектор этих работ в контексте миссиологии РПЦ не дает системных оснований для оценочной полноты инкультурационной деятельности Русской православной церкви в области образовательного поля региона.

Вопросы общественно-политического развития России, связанные с раскрытием роли церкви в процессах освоения Сибири, отражены в фундаментальном труде С.М. Соловьева, в исследованиях П.А. Словцова, В.И. Вагина и В.К. Андриевича. Привлечение новых фактических данных о характеристике культурного уровня духовенства и степени усвоения православия аборигенным населением легло в основу критических высказываний авторов по отношению к миссионерской деятельности православной церкви, переживающей вкупе с российской государственностью период стремительного внешнего роста.

Таким образом, дореволюционная историография, с одной стороны, характеризуется особенностями синодального периода имперской России и положением официального статуса православия. А с другой – советский период наложил определенные идеологический вектор атеизма на процесс объективного историко-философского исследования проблем внедрения христианской культуры и просвещения в инокультурную и инославную среду.

Значительное внимание логике миссионерского дела, роли Русской православной церкви как части системы государственной власти уделено в работах видных бурятских исследователей: Б.Д. Цибикова, Ф.А. Кудрявцева, Н.П. Егунова, Е.М. Залкинда, С. Токарева и др.

Например, фундаментальная работа Ф.А. Кудрявцева, проблемы православной инкультурации в Бурятии освещены с позиций земельной политики имперской администрации к аборигенному населению. М.Н. Богданов в своем «Кратком очерке бурят-монгольского народа» провел попытку осмысления итогов христианского просвещения на примере истории школьного и церковно-школьного образования среди бурят. Его мнение о положительных и отрицательных сторонах православной миссионерской деятельности легли в основу оценочных категорий последующих по времени работ.

Монография В.И. Андреева «История бурятской школы (1888-1963 гг.)», затронув вопросы о роли церковно-школьного образования в становлении народной интеллигенции, на наш взгляд, не дает оценки итогов просветительской деятельности и роли миссионеров в развитии общего уровня образованности местного населения.

В 1950-1960-е гг. ХХ в. выходят работы, освещающие различные аспекты миссионерской деятельности РПЦ. В частности, И. Вдовин и К.М. Герасимова рассматривали положение ламаизма в Забайкалье и отношение к нему государственной власти и православной церкви. Вклад миссионеров в развитие лингвистической науки и культуры в целом нашел отражение в трудах Л.П. Шорохова, Е.С. Шишигина, И.А. Асалханова, Л.М. Дамешека, М.М. Шмулевича. В своих исследованиях по истории и экономике края авторы поднимают вопросы о землевладении, возникавшие между бурятами, новокрещенными и русскими, о новых экономических отношениях, взаимовлиянии культур, политике имперской администрации в Прибайкалье и Забайкалье. В работах Т.М. Михайлова, Г.Ш. Дорджиевой рассматривались вопросы христианизации бурят и калмыков в религиоведческом контексте истории дошаманистских, автохтонных верований и ламаизма как историко-культурной формы центральноазиатского буддизма.

Достаточно проработаны вопросы истории православной миссии и монастырских структур, их роль и значение православного миссиологического комплекса в исследовании З.А. Шагжиной «Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Забайкалье (вторая половина ХVII – начало ХХ вв.)», в работе О.Е. Наумовой «Иркутская епархия в ХVIII – первой половине ХIХ в.».

За последние десятилетия защищен ряд диссертаций и опубликованы монографии, которые рассматривают миссионерскую деятельность Русской православной церкви в Восточной Сибири. На основе привлечения новых, ранее не использовавшихся архивных материалов авторы затрагивают вопросы, связанные с ролью православной церкви в освоении и развитии Забайкалья.

Внутреннее устройство школ и книгах в начальном православном образовании рассмотрено в работах С.В. Бураевой, Л.Н. Харченко, образовательная политика страны – Л.В. Камединой, сеть школ – М.И. Санниковой. Материалы серии изданий «Выдающиеся бурятские деятели (XVII – начало XX вв.)», составленные известными учеными Бурятии Ш.Б. Чимитдоржиевым, Т.М. Михайловым, Д.Б. Улымжиевым, позволили выявить образовательный уровень известных деятелей Бурятии, выпускников приходских и миссионерских школ и училищ.

Организация просвещения инославного населения посредством школьного образования была одной из методик миссионерской деятельности православных институтов имперской России. Соответственно, материалы по истории православного миссионерства среди различных народов и народностей представлены в дореволюционной литературе достаточно обширно, тогда как деятельность миссионерских школ, на наш взгляд, освещена короткими сюжетами и отдельными фактами.

В диссертации Е.В. Дроботушенко «Православные монастыри Забайкалья во второй половине ХIХ – начале ХХ в.» социальная значимость миссионерской деятельности Русской православной церкви определяется как «своеобразная гарантия адаптирования и «вживания» в сложную структуру государственной и общественной жизни российского государства».

Определенный интерес с точки зрения изучения деятельности Русской православной церкви в контексте традиции инкультурации социокультурных особенностей этносов представляет монография В.Т. Михайловой «Православие в духовной культуре бурят (1861-1917 гг.)». В ней выдвинут тезис о существовании бурятской православной церкви в составе русской.

В монографиях Г.С. Митыповой «Православные храмы Западного Забайкалья (XVII–XX вв.)», «Православие в истории и культуре Бурятии» освещаются основные этапы распространения христианской культуры в Западном Забайкалье во взаимосвязи с функционированием православных храмов и монастырей как культурных и религиозных центров. В вышеназванных работах отмечается прогрессивное значение христианизации аборигенного населения Сибири, дана положительная оценка деятельности миссионеров, обращается внимание на важность их просветительской работы, на особое положение православия как идеологической платформы российской государственности.

Среди фундаментальных работ, исследующих проблемы интеграции территорий Байкальского региона, необходимо отметить цикл работ Л.М. Дамешека, С.Б. Белоглазовой. Специфика освоения территорий в зоне Тихоокеанской России, «освящение» внутриполитического пространства и миссионерская интеграция РПЦ рассматриваются в работах И.А. Арзуманова, православные образовательные учреждения на Дальнем Востоке – О.П. Федирко.

Ряд работ, посвященных истории казачества в Сибири, затрагивают также вопросы школьного церковного образования на территории Южной Сибири.

Исследования по демографическому состоянию бурят в исследуемый период позволили выявить уровень и степень плотности бурятского населения и, соответственно, количество учащихся в школах. Исследования Т.А. Константиновой о деятельности губернаторов Забайкалья и их роли в развитии образования позволили нам расширить диапозон исследования в области региональных особенностей патронирования государственными чиновниками системы образования.

На современном этапе большое значение имеют электронные средства массовой коммуникации. В них содержатся различные сведения, касающиеся истории, культуры Бурятии, в том числе и православия.

Изучение истории распространения православия в одном из отдалённых регионов Российской Федерации является одной из актуальных тем современной исторической науки. В последние десятилетия для российской исторической науки становится устойчивым интерес к проблемам религиозной жизни. Это объясняется раскрытием ранее рассекреченных архивов, изменением вектора исторических исследований.

Бурятия – уникальный регион, где сосредоточены представители мировых религиозных институтов христианства, буддизма, а также различных религиозных родоплеменных верований бурят и эвенков, ярко выраженных во многих типах памятников истории и культуры, составляющих наследие народов Бурятии, требует пристального внимания и изучения.

Миссионерские и церковно-приходские школы не охватывали население поголовным и обязательным обучением, но давали реальное право выбора для желающих учиться и для свободного развития личности. История церковно-приходских школ региона еще требует исследования: какую роль сыграли они в развитии народного образования, насколько были насыщенными программы и учебники. Но известно, что сеть церковно-приходских училищ и школ была признана одной из лучших в России.

Таким образом, проблема, связанная с оценкой роли и места миссионерских и приходских школ, остается одной из наиболее малоизученных в отечественной исторической литературе.

Целью работы является изучение истории формирования миссионерских и приходских школ православной церкви Байкальского региона в XIX – начале XX вв.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Обосновать методологические подходы в исследовании истории школ церковного ведомства и трансляции православной культуры в историко-культурологической проекции.

  2. Исследовать особенности миссионерских и приходских школ в регионе в контексте инкультурационных процессов.

  3. В контексте комплексной историко-культурной реконструкции охарактеризовать функциональную специфику православного церковно-образовательного комплекса.

  4. Дать выводную историко-культурную характеристику основных итогов деятельности миссионерских школ Байкальского региона.

Объектом исследования выступают миссионерские и приходские школы Русской православной церкви в Байкальском регионе ХIХ – начала ХХ вв.

Предметом исследования является история формирования миссионерских и приходских школ Русской православной церкви Байкальского региона в ХIХ – начале ХХ вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период XIХ в. (с принятием Устава о церковно-приходских школах 1804 г.) до начала XX в. (Постановление Забгубревкома о закрытии церквей и молитвенных домов 1923 г.). Проблемы развития православных школ в начале ХХ в. рассматриваются в контексте процессов отделения церкви от государства.

Территориальные границы исследования – Байкальский регион (территория современной Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края) обусловлены как географическим фактором, так и административным – светским и церковным. В силу того, что приходы, расположенные на данной территории, относились до конца XIX в. к Иркутской епархии, а с 1898 г., когда была образована Забайкальская епархия с центром в г. Чите, благочиния округов (территория современной Бурятии) подчинялись Читинскому архиерейскому дому.

Источниковая база исследования. Основу исследований составили документы и материалы ГАИО (Государственного архива Иркутской области), НАРБ (Национального архива Республики Бурятия), ГАЗК (Государственного архива Забайкальского края), фонда Музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова, Кяхтинского краеведческого музея им. В.А. Обручева.

Основу для анализа и обобщения составили архивные документы, труды Забайкальской и Иркутской епархии, не вовлеченные широко в научный оборот. Тома и выпуски «Иркутских епархиальных ведомостей» и «Забайкальских епархиальных ведомостей» позволили автору выявить статистические данные по строительству церквей, расширению границ приходов, жизни и деятельности церквей и их приходов по различным округам Бурятии.

Из региональных источников следует особо остановиться на фондах церквей и епархиальных училищ. Так, в Национальном архиве Республики Бурятия в 59 фондах церквей и монастырей хранятся документы, касающиеся различных указов Святейшего Синода епархиям и приходам, распоряжения епархиального начальства, отчеты и рапорты настоятелей храмов. Клировая ведомость, т.е. основополагающий документ по истории церкви и его прихода, дает сведения об основании и строительстве данного храма, пожертвованиях, приходе и прихожанах, имущественном состоянии, состоянии приходских школ, а также биографические данные священнослужителей. По данным материалам можно проследить всю динамику развития школ при церковном приходе. Сведения о церковно-приходских школах имеются в фондах епархиальных училищных советов, где сохранились ценнейшие личные фонды протоиереев Одигитриевского кафедрального собора: фонд А. Попова № 364 (1841-1880) и М. Сизова (1851-1917). Фонд № 364 Верхнеудинского протоиерея Амфилохия Попова с 1841-1878 гг. содержит 80 дел, в нем в основном сосредоточены дела по внутрицерковной жизни, касающиеся дисциплины священнослужителей, их перемещений, наследственных дел, пенсионного обеспечения священников, а также состояния школ.

В ходе диссертационного исследования особое внимание было обращено на фонды собственно миссионерских церквей, которых выделено из общего массива церковного архива не так много, но которые дают достаточные основания для исследования. Стоит отметить архив Агинской миссионерской церкви, где имеется обширный материал, в том числе и рапорты и отчеты известного миссионера Н. Норбоева.

Представляют определенный интерес статистические сведения по Тункинским миссионерским церквям, где даны отчеты. Вместе с тем необходим критический анализ представленных данных, поскольку встречается отчетная динамика по численности учащихся, которая не всегда достоверна, т.е. присутствует в какой-то мере «пресловутая приписка».

Архив Хранилища восточных рукописей ИМБТ СО РАН располагает массивом документов, фотографиями и документами, рукописями ученых Бурятии по проблемам колонизации Сибири, христианизации аборигенного населения, вопросам просвещения и образования. Стоит особо отметить рукописи историков советского периода – А. Долотова и Н. Фирсова, где ими дан критический материал по церковной школе дореволюционной Бурятии.

Документы периода Дальневосточной республики (ДВР), которые сосредоточены в фонде № 491 Троицкосавского благочинного совета, свидетельствуют о переходном периоде в деятельности школ церковного ведомства.

Рассекреченные архивы 1990-х гг. фондов № 248 и № 470 Национального архива Республики Бурятия располагают материалами о состоянии церквей в советский период, на момент их ликвидации и закрытия в 1920-1930-х гг., где также содержится ценная информация о школьном образовании региона. В частности, в этих документах, согласно актам ликвидационных комиссий, находятся уникальные материалы о состоянии зданий церквей, школ, их имущественного и земельного владения, планы, чертежи, фотографии.

Государственные архивы городов Читы, Иркутска и Санкт-Петербурга также располагают документами, в которых отражена история православия в Забайкалье и школьного дела церковного ведомства.

Музейные предметы, хранящиеся и экспонируемые в музейных собраниях, дают сведения об интерьере школ, наличии икон, фотографии школ, учителей и школьников. Богослужебные книги библиотек городов Иркутска, Улан-Удэ и Кяхты представляют собой особый тип источников, которые позволяют наиболее полно выявить жизнь школ, наличие богослужебной литературы в школах, дидактические материалы, применяемые учителями и уровень образованности учителей школ церковного ведомства и православной церкви на территории региона во всей ее полноте.

Изучены и собраны фотографии церквей, часовен, священнослужителей начала XX в., систематизированы материалы Антирелигиозного музея (1930-е гг.), где находятся разрозненные материалы по деятельности церквей и школ конца XIX – начала ХХ в.

Из личных бесед с настоятелем Посольского монастыря о. Николаем Кривенко (Посольский монастырь, январь 2010 г.), настоятелем Кяхтинских церквей о. Олегом Матвеевым (Кяхта, 2010 г.) можно определить, что в современной действительности церковь продолжает сохранять лучшие традиции просветительства. В беседе с руководителем воскресной школы Свято-Троицкого храма Т. Бадмаевой (Улан-Удэ, 2009 г.) о программе обучения и преподавания выявлено, что сегодня образовательные программы православных воскресных школ нацелены на преподавание основ христианского отношения к жизни.

Для понимания многих процессов современности в церкви важны материалы периодических изданий Улан-Удэнской и Бурятской епархии «Православная Бурятия», Читинской и Забайкальской епархии «Православное Забайкалье», особенно касающиеся церковного образования, а также конференции и семинары директоров и преподавателей воскресных школ, материалы которых дают возможность сопоставления подходов в организации современных школ с дореволюционными, проследить вопросы преемственности традиций образования и просвещения с элементами духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, осмысление историко-эмпирического базиса, накопленного и систематизированного российской и региональной историографией по процессу христианизации региона, должно проходить в комплексном, полидисциплинарном дискурсе. Данное положение обусловливает обращение к историко-логическому подходу, в рамках которых, с учетом религиоведческого аспекта, рассматривается понятие «миссионерские и приходские школы».

Методология и методика исследования.

Методологическая основа исследования характеризуется комплексным подходом. Наряду со специально-историческими принципами объективности и историзма, историко-логическим методом применяются и историко-культурологические подходы, в свою очередь, включающие в себя:

определение роли церковных институтов и анализ правовых положений деятельности школ и историко-культурную реконструкцию явлений просветительства церкви в их исторической динамике;

историко-логический подход, подразумевающий анализ процессов формирования образовательного пространства в его религиозно-нравственной плоскости.

Методологической установкой, определяющей общую форму организации, целей и направления исследований, является принцип историзма.

Методология научного познания исторических процессов и явлений определяет необходимость всесторонности их исследовательского анализа, с опорой на лучшие достижения ученых разных направлений и школ.

В работе использовались специальные методы исторических исследований – историко-генетический, сравнительно-исторический, проблемно-исторический, которые позволили выявить особенности миссиологии православной церкви и в историческом прошлом, и в современной действительности. Современный позитивные сдвиги в продвижении православных структур в монголоязычный мир (на примере Улан-Баторского православного прихода в Монголии) позволяют расширить доказательную базу исследования и провести сопоставительный анализ деятельности церкви в исследуемых нами поле и пространстве.

Научная новизна исследования состоит в попытке комплексного научного рассмотрения на примере значительного (охватывающего территорию Байкальского региона) историко-культурного материала – такого актуального явления, формирующего целый пласт отечественной истории, как формирование образовательных доминант в историческом и культурном ландшафте региона.

В ходе исследования выработаны комплексные историко-культурные подходы в моделировании образовательного пространства региона в его православной проекции; на базе значительного массива неопубликованных историко-культурных источников комплексно интерпретируются процессы формирования просветительских центров, каким являлись образовательные центры православия – школы в среде инославного и инокультурного народа.

С позиций историко-логической парадигмы осуществлен комплексный анализ (и понятийно определяется значение) сложившейся традиционной системы миссионерских и приходских школ православия в регионе.

В историческом контексте проанализированы детерминанты просветительских процессов в области образования при возрождения православия на постсоветском пространстве.

В научный оборот вводится значительный объем неопубликованных материалов, относящихся к истории православной школы в ее исторической проекции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Необходимо комплексное научное рассмотрение основных периодов и этапов формирования образовательных структур церковного ведомства православия в регионе, составляющих целостный пласт отечественной истории.

2. Выработанные историко-методологические подходы и анализ процессов образования и просветительства в области православной традиции на постсоветском пространстве способствуют выявлению акцентов исторической динамики процессов возрождения современного периода и моделирования образовательного пространства Бурятии в его православной проекции.

3. Трудность в восстановлении традиции образования в области православия в историко-культурном ландшафте в условиях инновационных процессов в Бурятии характеризуется внедрением нетрадиционных религий, которые создают «свои» образовательные центры, здесь речь идет о методологии содержательной проекции конфессиональных структур христианства (его инноваций, укореняющихся в республике и в целом в регионе) в программное обеспечение школьного образования, отсюда могут появиться возможные проблемы конфессиональной маркировки программ преподавания по истории и культуре религии, в частности православия.

Практическая значимость исследования. Историко-методологические материалы диссертации позволяют в определенной мере произвести моделирование образовательного пространства региона в его идеологической детерминированности. Расширяется видение социальной роли прецедентной модели церковных школ, различных программ религиозного аспекта в духовно-нравственном воспитании.

В контексте комплексной историко-культурной реконструкции образовательных православных комплексов в автохтонной среде произведенный анализ данной модели позволяет выработать рекомендации по возможности перспективного формирования различных модулей школ, в том числе и церковного.

В связи с введением «Основ религиозной культуры и светской этики» в образовательные программы светских школ России в 2009 г., выработанные позиции позволяют уточнить национально-региональный компонент программного обеспечения.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в статье «Приходские и миссионерские школы в XIX веке», опубликованной в реферируемом научном журнале «Вестник Бурятского госуниверситета» (Улан-Удэ, 2010).

Отдельные положения представлены в докладах на всероссийских научно-практических конференциях: «Сибирь и Россия: освоение, развитие, перспективы» (Улан-Удэ, 2009), «Реализация молодежной политики на муниципальном уровне» (Улан-Удэ, 2009), «Православие: миссионерство и дипломатия в Сибири» (Улан-Удэ, 2010); региональных: «Культурный потенциал Байкальского региона» (Улан-Удэ, 2009), «Казачество в истории России и пограничья» (Улан-Удэ, 2009).

Структура диссертационного исследования включает в себя введение, две главы (состоящие из пяти разделов), заключение, библиографию и приложение.

Похожие диссертации на История формирования миссионерских и приходских школ православной церкви Байкальского региона в XIX - начале XX вв.