Введение к работе
Актуальность темы. Сегодня, в середине 90-х годов XX века, в условиях аскола российского общества, неутихающих патитичесшгх страстей важным вляется вопрос об общественно-политической позиции интеллигенции страны.
Вопрос о роли интеллигенции в общественном развитии никогда не трачивал своей актуальности, поскольку россшіская тггеллигенция всегда ншмала особое место в общественной жизни страны, с момапа своего нормирования в той или иной степени была вовлечена в политическую борьбу. !ркігм подтверждением этого являются события последнего десятилетия, которые оказали большую роль тгнтеллигетгии как идейно-политического авангарда. И собетго это касается периода 1985-1991 гг., вошедшего в историю под азванием "перестройка", когда ннтеллитенния буквально хлынула в сферу олиппш. Она выдвигала программы соїшально-политического обновления Зщества, внедряла их и обідествеїшое сознание, организовывала оппозицию, эздавала политические парпш и обгедішеїшя, будоражила общество.
Одним из наиболее активных отрядов шгтеллигенщш, принявшим и всем :рдцем поддержавшим ''перестройку", была интеллигенция художественная, лорая, как известно, является властителем духа народа. Не составляя шлпянства в количестветюм отношении - всего 0,25% (1989 т.)1 в составе деления страны, ее обществешю-политмческая деятельность в этот период цутимо отразилась на всех сферах жизни общества, повлияла' на последующее ізвитие страны. Никогда в советской история слово писателя, деятеля культуры, : было таким свободным п не имело такого веса, как в период "перестройки", тдако, и сегодня, как показали выборы в Государственную Думу в декабре 1995 и Выборы Президента Российской Федерации в тионе-июлс 1996 г., іедставитсли художественной тгтеллигенпин входят во многие политические ртни и обществеїпше движения, оказывают влияние на формирование щественного сознания, пытаются найти выход из кризиса, в котором сегодня холится российское общество в целом и его культура в частности. Все это и ределяет актуальность темы данного исследоваїшя.
зесчитано по: Сборник аналитических докладов по материалам переписи населения 1989 г. -, 1992.*С. 34. Народное хозяйство СССР в 1990 году. Сгатисггаческий ежегодник, - М., 1991г С.
Степень научной разработки проблемы. Художественная интеллигенция
' '' '-'" 'IIJ'I ... ..:,>: ,.
как объект и субъект исторического действия, история ее формирования, ее взанмоотлошешш с партийными п. власпшідаї стгруктурами, ее участие в общсстасішо-лоліпіічсской Жизни, рассматривались во лтопа научных трудах исследователе!! разных специальностей: историками, философами, социологами, искусствоведами, тем не'!менее эти , проблемы относятся к яислу наименее изученных в обществоведческой литературе. На это в 1987 году обратил внимание историк М.Е.Главацыш, сделавши! вывод о слабой разработанности проблемы художественной интеллигенции в советской,, исторической науке1. Эго было связано прежде всего с довольно узкой источггнкрвои базой, недоступностыо до недавнего времени значительной части архішшх документов, что не позволяло полно и объективно анализировать процессы, происходившие в среде художественной интеллигенции и ее творческих союзах. Сегодня многие исследователи указывают, что именно идеологический диктат сдерживал развитие объективных научных исследований проблем шпеллнгентпт, в том числе и художественной. Так, ВЛ.Соскин, один из ведущих отсчеетвешшх учених культурологов, последовательно ироюдяншй линию на разрушение ъшфов, заполнивших отечественную историографию, ввел понятие "днскрігминядня", характеризующее "как сущность всей полігппаї власти по отношетшто к ученым"2. "В сущности, - отмечал он позже, - изучалась не интеллигенция как таковая, а деятельность организаций, не являвшихся выразителями ее специфических интересов, но за интересован! гых в использовании интеллигенции как профессиональной группы специалистов умствегшого труда. Схема была достаточно жесткой: власть изображалась в роли "доброго дядюинаГ, заботящегося о "неразумных-' чадах я действующего неизменно на пользу тігеллпгетпги'Ч
В то же время нельзя не отметить, что основы исторических иселедоваіпга проблем іиггеллгнешош, в том числе и худохеетвешкш были заложены в советский период известными историками В.С.Волковым, М.Е.Главаиким,
1 Главацкий М.Е. Историографич формирования интеялигентгатг в СССР. - Сг.ертгговск. 1<>87. С.105.
г Соскдн БЛ. Интеллигенция и власть: в иоисках иовьа подходов.//Культура и интеллигенция России r переломные эпохи (XX в.). - Омск. 1993. С.4.
'Соскпн ВЛ. К новой концепции истории советской интеллигенции .//Российская интеллигенция а отечественной и зарубежной историографии. Тезиси доюцдив межгосударственной научно-теоретической конференции. Иваново, 20-21 сентября 1995 г., т.і. - Иваново. 1995. С. 19.
В.Т.Ермаковым, ЙЛ.Сосюшьш, Л.С.Сеняшким, СА.Федюкиным и другими1 Оли создали историю формирования социалистической интеллигеивдш в целом и отдельных ее отрядов, указали нута и особенности этого процесса, доказывая при этом, что партийное руководство деятельностью іштеллигеїщии, и в первую очередь художественной, являлось одним из обязательных условий успешного развития советского общества. Но они, в мшу объективных условий советского времени; не акцентировали внимание на отрицательных последствиях этого процесса. "Идейное и организационное воздействие КПСС на шгселлигеїщшо, -писал' в заключении своей монографии С.А.Федюыш, - явилось* одним из решающих факторов превращешш её в крупную, последовательно социалистическую силу, твердо стоящую на позициях марксизма-лешшизма"2. Именно' такие ІЮЛ0ЖСШ1Я были провозглашены Генералышм. секретарем ЦК КПСС Горбачевым М.С., который с самого начала "перестройки" озвучивал тезис об интеллигенции как последовательно социалистической силе3.
Все вышеназванные концепции в изучепіш художєствєщюн шгтелшнеишш были присущи и работам философов, которые так же, как и историки внесли большой вклад в изучение интеллигенции, в том числе .и художественной. В работах философов П.П.Амелина, В.ИЛстаховой, М.Н.Руткевнча,. Р.ГЛновского и других были обозначены основные проблемы изучения - советской шггслліггеїщии4. В общем виде была обозначена проблема возрастания роли
1 Волков B.C. Партийное руководство .деятельностью' общественных организаций в период
социалистического строительства. - Л., 1984; Он же. Советская интеллигенция (1917-1975
гг.)/Авторский коллектив под рук.Волкова B.C. - М., 1977; Он же автор-сосгавителк Советская
интеллигенция: Словарь-справочник. - М., 1987; Главацкии М.Е, Историография формирования
интеллигенции в СССР., - Свердловск, 1987; Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной
революции в СССР: методологий', история, историография. - М., 1987; Он же. Формирование
творческих организаанй художественной- интеллигенции в СССР(Октябрь 1917-коиед 30-х ,,
гг.)//Великий Октябрь и опыт культурного cIpoutejfbCTBa в СССЕ. - М., 1987.-С. 99411,4 Соскин
В.Л. Ленин,:революция, интеллигенция. - Новосибирск, 1973; Он же. Художественная культура и' ^
интеллигенция Сибири (1917-1945 гг.) -Новосибирск, 1984; Сенявский СЛ. Социальная -
структура советского общества в условиях развитого социализма (1961-1980 тт.). - М.; 1982;
Федюкин СЛ. Партия; и интеллигенция.'-'М., 1983; Он же. Деятельность КПСС Но
формированию советской интеллигенции. - М., 1984. "" . '" - ' ,
!Фелюкин СА Партия и интеллигенция... С. 233. : , , -> ' ' ','"",", ,,.
J Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны' и.для.всего мира. - М:, 19.87, , ,,.
С. 78. . :,., .-..' ^ . : - v : "^ ' '
' Амелин ПП. Интеллигенция и социализм. - Л., 1970; Астахова В.й. Советская интеллигенция и : ее роль в общественном прогрессе. - Харьков, 1976; Ругкевич М.Н.. Интеллигенция в развитом социалистическом обществе. - М.,'1977; Он же. Развитие .соцяаяьногклассовой структуры ' ; советского общества. -Ш., 1982; Off же. Совсршецстиование социально-классовых' отаогцсшй \ ,', гоциализма в СССР на современном этане. - М., 1986; Социальное развитие советской интеллигенции (под ред. Яновского Р.Г.). - М.. 1986.
4 .
интеллигенция в различных сферах, в том числе и в области художественного
творчества. ' '
.- Большую работу ио изучению художсствеїшон шпеллитеищш в 1970-е годы провели свердловские социологи - В.А,К6пырин и В.А.Поиов. В своих работах оші рассмотрели изменения в численности художествсішон интеллигенции 1970-х годов, состав и структуру художества той интеллигенции, источники ее нололлашя1. ВА.Коішршіу принадлежит заслуга в оирсделеіпш понятия "художествеїшая иителлигенцдя" как сбциально-ирофсссиональной группы внутри иигеллигеищиі, занятой высококвшшфйцировашшм умственным трудом по художествешюму (эстетическому) осиоёшио мира. Специфика этого вида труда, т.е. его характер, заключается в 'создании и материализации художественных образов в произведениях искусства2. Он отметил, что понятие "художественная интеллигенция" не идентично термину "работники искусства''. Оно шире.
В целом социологи не смогли отказаться от официально принятого в обществе отношения к шпеллигенции как к "прослойке", делали поспешные выводы о ее сближении с другими социальными группами.
(Еще. более немногочисленна, в силу вышеназванных причин, историография проблемы истории и обществешо-пататической деятельности творческих союзов художествешюй іштсллигеїщші. Это уже названные статьи В-А.Коішрина и ВАПопова, работы ГАБордюгова, В.С.Меметова, Г.М.Смирнова, В.В.Фортунатова и др.3. В основном в них рассматриваются
' Копырин ВА, Попов В А. : Cspyraypa и , состав / советской художественной интеляигендни.//Социальио-классовая ' структура развитого социалистического общества. -Свердловск, 1976; Копырин ВА Социально-профессиональные"группы в составе советской интеллигенции.//Проблемы теории научного коммунизма. - Свердловск, 1974; Попов ВА Художественная интеллигенция н социальные источники се нополнения.//Проблемы теории научного коммунизма. - Свердловск, 1974; Копырин ВА" Коммунистическая партия и художественная ннтелшігенция.//Классьі и слои в развитом социалистическом обществе. -Свердловск, 1975.
2 Копырин ВА Социально-профессиональные группы в составе советской интеллигенции..., с. 26.
3 Бордюгов ГА Организации художественной интеллигенции в переходный период: К истории
становления творческих союзов СССР.//Социализм и культура.-М.Д982. С.Ш-164; Меметов B.C.
Деяіельносгь Коммунистической партии по реэвакуации и восстановлению работы творческих
союзов и художественных коллективов в районах, освобожденньн от фашистских оккупантов
(1943-1945 .гг.).//Партийное руководство деятельностью общественных организаций в период
строительства социализма. Мсжвровский сборник научныхтрудов.~Л.Д984. С.108-119; Смирнов
Г.М. Деятельность Ленинградской партийной организации ио совершенствованию
организационно-партийной работы в творческих союзах в годы восьмой пятилетки. Там же,С120-
130; Фортунатов В.В. Роль общественных организаций в выполнении решений XXVII съезда
КПСС. - Л., 1988.
взаимоотношения КПСС и организаций художественной интеллигенции.
Большой интерес предсташіяет комплексное юридическое исследование "Творческие союзы в СССР (организационно-правовые -вопросы)"1, в котором ' рассматривалось место творческих союзов в системе "советской демократии'', показывалось их обществешіо-политичесхое и организациотю-правовое положение, осношше задачи и функции, международная деятельность. В книге сформулировано определение творческих союзов. "Творческие союз й-- это обществешше органпзавдш, объединяющие профессиональных работников литературы и искусства на основе идейно-творческого метода социалистического реализма в целях создания высокохудожественных произведений развития организационной самодеятельности и политической активности своих членов, защиты их прав и шпересов"2. В основу данного определения легли основные положения уставов творческих союзов.
Анализ литературы 1970-1980-х тт. позволяет сделать вывод, что
фундаментальных исследовании по истории творческих союзов художєствеїшой
пнтаїлнгснціш нет, что никто из исследователей ле ставил целью
проанализировать в комплексе взаимоотношения властных структур и творческих
союзов художественной интеллигендин, их участие в обшествелшо-политической
жизни страны. Исторические условия ограничивали для исследователей
возможность осмысления этих проблем.' В официальной науке мало уделялось
внимания исследованию социальных и материальных трудностей художественной
интеллигенции, нравственного климата в творческих коллектива/. Деятельность
творчеекцх союзов, их взаимоотношения с КПСС, с руководством страны
рассматривались как череда успехов, как объективное и необходимое условие
успешного развития литературы и искусства. ,..''-'
Апрель 1985 года принес ветер перемен в отечественную историческую науку, в изучение истории шпеллпгешпш как ее составной части. Этому способствовали гласность, открытие архивов, публикация ранее хранившихся в спецфондах документов и материалов. В результате многие позиции, выводы и положеній, казавшиеся до 1985 года незыблемыми и устоявшимися были подвергнуты критическому анализу: появились новые оценки и подходы к событиям и явлениям; начался интенсивный процесс переоценки места и роли
1 Творческие союзы в СССР (организационно-правовые вопросы).- М., 1970. 'Там же. С. 18.
б интеллигенции, в том числе и художественной, в обществе; поиск новых концепций.
Качественно новый этап в научном осмыслении места и роли итедлитенірш в истории страны в целом и "перестройке" советского общества в частости знаменовали собой в 1991 году научные конференции1, которые с тех пор регулярно стали проводиться во многих регионах страны (Иваново. Кемерово, Омске, Москве и др.). Но и на этих конференциях, собирающих большое количество ученых, выступлешш, посвященных проблемам истории художественной интеллигенции, было очень мало.
В соответствии с проблематикой данной дагссертшпй интерес представляют тезисы доклада ГДСорокштой, "Ю.ВЖозлова, Е.И.Мольковой, где авторы показали противоречивую роль художественной ішіеллигенщіп в политической жизни страны в условиях !*-лерестройіаГ2. Правда, не совсем поівггно, кого они подразумевают под понятием "творческая интеллигенция . так как в тесте, где речь идет о рола іппеллигеїщзш в сфере межнациональных отношенігіі, вместо давшого понятия фшурпрует просто '''интеллигенция"'.
РД.Мамедов и ЛЛ.Смоляпсов в своей статье "Советская народная интеллигенция в реализации политики перестройки"' верно подмечают, что 'художественную іппеллигсшшю" часто неточно называют "творческая шітелліЕгеїщім", что тавтологично, ибо творчество - это сущностная черта всей тштеллигеншш. а не только художественной"3. Такой же точки зрения придерживается В.Й.АстахоБа4 и академик Д, С Лихачев5.
." Кроме научно-теоретических конференций и опубликованных к ним сборников тезисов докладов, в этот период появилось и немало работ ло
1 Интеллигенция и политика: Тезисы докладов межрегиональной научно-теоретической
конференции '18-.19 ''апреля 1991 г. - Иваново, 1991: Интедгагеяпия в системе социально-
классовой структуры и отношений советского, общества: Тезисы докладов,,и сообщений
Всесоюзной научной конференции, 19-21 марта 1991 г. Выд. 1-2, - Кемерово, 1991.
2 Сорокина Г.Д., Козлов Ю.В., Мояькова Е.И. Творческая интеллигенция в процессе
демократизации общестаа.//йнтедлигенция в политической истории XX века. Тезисы докладов
межгосударственной, научно-теоретической конференции. Иваново, 23-24 апреля 1992 г. -
Иваново, 1992.
3 Мамедов Р.Д., Смоляков Л.Я. Советская народная интеллигенция в реализации политики
перестройки.//Иробл«4ы научного коммунизма. Выл. 20. - М.,. 1989. С. 207.
4 Астахова В.И. Советская интеллигенция и ее роль в общественном прогрессе. - Харьков, 1976.
С, 128; Она . же. К вопросу: об изучении внутренней структуры социалистической
интеллигендйи.//Методолопіческие проблемы социологических исследований интеллигенции. -
М., 1987. С. 25.
5 Лихачев Д.С. О русской интеллигенции. Письмо в редакцию//Новыи мир. 1993, № 2. С. 3-9.
проблемам интеллигенции, которые так или ішаче затрагивают'и проблемы
художественной интеллигенции1. В этих работах проблемы іттелліігеніцпі, в том
числе и художественной, формулируются глубже, исторический и социальный
анализ дополняется социокультурным и психологическим. ' * і і - -
Одной из первых работ, где непосредственно рассматривается роль~
художественной интелшггенщш в реализации политики "перестройки" была
монография Р.Д.Мамедова "Интеллигенция в социалистической обществе"2. В
ней автор, говоря о художественной іштеллигенціпі этого периода, показывает ее
огромное влияние на формирование и изменение общественного ,, и
ігадішидуального сознания, значительное воспитательное воздействие на каждого
человека через художественное творчество. " .;-
Большой интерес для исследователя художественной интеллигенции периода "перестройки" представляет монография СН.Комиссарова3, посвященная анализу духовных процессов в среде художественной іштеллигешпш на переломе 1980-1990-х гг. Он считает, что эти "годы существенно изменили духовный климат в художественной среде, создали предпосылки для полного проявления социальной природы художника, усиления его воздействия на духовную жизнь общества"4. В основу книга положены материалы социологических нсследовашш, проведенных 1989-1991 гг. кафедрой социологии духовно-іздеологической сферы АОН ЦК КПСС. Автор монографіш с помощью результатов исследований показывает место и роль художественной іштеллигешцш в реализации политики, "перестройки", ее отношение к ней в 1985 году и в начале 90-х гг., спектр идейных позиций художественной штелллгенцни на основе анализа политических ценностей деятелей литературы и искусства.
1 Интеллигенция; что о ней думают и говорят сегодня. - М., 1989; Сверчкова Л.П., Шмерлинг
И.Ш. Роль интеллигенции в перестройке общества (В помощь лектору)., -..Л., 1989;
Интеллигенция и перестройка (Сб.ст). - М., 1991; Барбакова К.Г., Мансуров ЪЛ. Интеллигенция
и власть. - М., 1991; Интеллигенция в социальных процессах современного общества. (Сб.ст.). -
М., 1992; Интеллигенция и власть (Сб.ст.). - М., 1992; Согрин В. Интеллигенция и
реформы.//Общественные науки и современность, 1993, № 1, с. 42-50 и другие/ '''
2 Мамедов Р.Д. Интеллигенция в социалистическом обществе. - Баку, 1989.
3 Комиссаров С.Н. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности. -
М, 1991. , ',- / ''
' Там же. С. 4.
' 8
Исследованию духовного облика молодой художественной интеллигенции, ее основных идейных, нравственных, эстетических ценностей и идеалов в условиях "перестройки" посвящена диссертация МА-Шмойлова1.
Участию художественной іштеллигендни в национальных движениях конца 1980-х - і начала 1990-х гг. посвящена, статья Л.М.Дробижевой "Роль интеллигенции в развитии национального самосознания народов СССР в условиях перестройки*2. В ней она отмечает, что "конечно и до перестройки национальные идеи выражались писателями, поэтами, художниками. Но это не идет ни в какое сравнение с тем, что происходило в 1987-1989 годах"3.
Таким образом, анализируемые в диссертации научные труды, представляли интерес для изучения проблем художественной іттеллигенпии и ее роли в общественно-политической жизни советского общества в период "перестройки''. Однако в них получили освещение лишь отдельные стороны ее деятельности в этот период. -010061 научной разработки избранной диссертационной темы исследования представляется недостаточной. Отсутствие фундаментальных обобщающих трудов о творческих союзах художественной интеллигенции 1980-х гг. и об их участил в общественно-политической жизни советского' общества в период "перестройки" вызывает необходимость обстоятельного изучения этой проблемы.
Ахтуальность и научная значимость данной диссертационной темы, ее недостаточная разработанность определили объект, цель и задачи исследования.
Объектом исследования является общественно-политическая деятельность творческих союзов художественной интеллигенции.
Цель исследования - изучить роль творческих союзов художественной іштеллитешош в период "перестройки" 1985-1991 гг., проанализировать и обобщить их общественно-политическую деятельность, а также опыт ш внутренней перестройки.
В связи с этим ставятся следующие задачи:
- осветить историю создания творческих союзов художественной интелліетенции и прішнипиальнне основы их деятельности;
1 Шмойлов МА. Молодая художественная интеллигенция в условиях перестройки: особенности духовного облика. - Дне... канд.фил.наух. - М, 1990.
! Дробижева Л-М.;Роль интеллигенции в развитии национального самосознания народов СССР в условиях; пер«стройки.//Духовная культура и этническое самосознание наций. Вып. 1. - М, 1990. С 'Тамхе. C.S4.
-Л.'.
- охарактеризовать социальный облик художественной шітеллигенции в
середине 1980-х гг. и показать количественный и качественный состав ее
творческих союзов; '"'!'- ' .
; - раскрыть вопрос об отношении творческих союзов художественной
интеллигенции к новому курсу КПСС на реформирование советского
общества; ' '--
проанализировать роль творческих : союзов художественней іштелліігеїгціііі в процессе демократизации страны;
показать место творческих союзов в условиях раскола советс'кого общества и КПСС; ...
раскрыть роль художествегоюй шпелліігеїщнк и ее творческих союзов в общественно-политических и национальных. движениях, в работе государственных структур; - .. '
попытаться определить связь общественно-политической деятельности творческих союзов художественной шггеллнгешпш в годы "перестройки'> с современным периодом. 1,: ...
Хронологические рамки исследования ограничены периодом "перестройки" - 1985-1991 годы. Вместе с тем, в работе сделана попытка сравнительного анализа общестаешю-полтнческой активности художественной шггсллнгснцші-' в предшествующий и последующий периоды истории.
-Территориальные рамки диссертации достаточно широки. Творческие
союзы советской художественной интеллигенции представляли собой единые
оргаштацпн, состоящие из органгоаціні различного уровня: республиканских,
краевых, областных, городских: первичных организаций, образовашшх по
производственному принципу. — ."'"-'
Источнпковдя база исследования состоит как из опубликовагашх, так. и
неопубликовашгых материалов, миоліе из которых введены в научный обррот
впервые. Все источники условно разделены автором на восемь групп. . '
Первую группу источников составляют материалы.творческих союзов.' Этот источнйк ценен прежде всего сбоим комплексным ушгоерсальгшм характером^ В него входят уставы творческих союзов;'стенографические отчеты: всесоюзных, республиканских съездов и конфереіщші городских организаций творчесык союзов; материалы пленумов правлении: информационные бюллетени; отчеты о
работе правлений творческих союзов между их съездами; справочники. Все эти материалы так или иначе отражают процессы, которые происходили в обществе с апреля 1985 года и отношение к ним художественной шттеядйгенции. Такие издания творческих союзов СССР как информационные бюллетени, сводные отчетные данные о работе щзавлении творческих союзов в период между всесоюзними съездами, материалы пленумов правлешгіі творческих союзов СССР были призваны подвести некоторые итоги определенного промежутка времени (года, пятилетки н т.д.), суммировать результаты работы творческих союзов в целом. В основу этих изданий положены данные, полученные от республиканских творческих организаций. Они дали автору богатый фактический материал об обществешго-иодігаїческой активности творческих союзов СССР и их членов. Все эти публикации, я особенно справочники, содержат богатый статистический материал о численности и составе творческих союзов.
Вторую группу источников составили документы и материалы КПСС. Это: 1. материалы съездов п конференций КПСС1; 2. материалы пленумов ЦК партии2; 3. ност&ноыегиш ЦК Коммунистической лартші3; 4. труды, вьіступлешія и доклады на тартиуных, форумах руководителей КПСС4. В целом, партийные докуїкнт^али обильный фактический материал по основным исследуемым вопросам, показали отношение партии к творческим союзам .художеетЕсшюп шпеллигенілиі, отразили задачи, поставленные КПСС перед этими союзами в реализации политики "перестройки".- '
' XX.VH съезд 'КПСС,- 25 *евраля-6 марта 1986 т. Стеногоафический отчет (В 3-х томах). - М..
1986; XXVDI съезд КПСС,' 2-13 июля 1990 т. Стенографический отчет. Т. 1-2. - М., 1991; ХК
Всесоюзная конферьании КПСС. 2S нюня-1, шолл 1988 г. Стенографический отчет. (В 2-х томах).
-М.. 1988. . . ,.- . '' ' '
2 Материалы"Пленума ЦК КПСС, 23 апреля,1985 г. - М., 1985; Материалы Пленума ЦК КПСС, 27-28 января 1987 г.-М., 19S7, - ..'"''
-' О перестройке литсратурно-художестБенньн организаций от 23 апреля 1932 г.//КПСС в ретолюпиях, и решениях съездов, конференций и пленумов ПК. Т. 5. - М., 1984; О работе с творческой молодежью от 12 октября 197Й г./'/ХПСС в резолюциях.'.. Т. 13. - М., 19S7 и др. * Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. - М„ 19S7; Он же. Перестройка и новое мышление ддя нашей страны и; для всего мира. - М., 1987; Он же. Наращивать шпеллекгуалышй потенциал перестройки. Встреча в ЦК КПСС с деятелями науки'И культуры, 6 янгаря 1989 г. - М;і'Ш9; Лигачев Е.К. Талант художника - делу перестройки. Выступление на встрече с художественной интеллигенцией Саратовской области. //Советская культура, 14 марта 1987 г.; № 32; Яковлев AM. Перестройка и нравственность. Выступление да партяктюю в ЬКалуге 14 июля 19S7 года.//Совстская культура.!.21 июля 1987 г., Ха S7; Он же. За реализм мысли л ответственность действий.' Сборник материалов о пребывании члена Политбюро ЦК КПСС, секретаря ЦК КПСС А.Я.Яковлева в Латвийской ССР 8-11 августа 19S8 года. - Рига, 1988.
Третью группу источников составили информационные и аналитические
материалы-о политических партиях и обществетшх движениях1, позволившие
автору сделать ' вывод об обіцествеїшо-полігпгтеских взглядах художественной
щпеллнгенщої, которая принимала самое активное участие в деятельности
политических партии и в общественных дшркешіях различной политической
ориеотация; Сложность работы с' ними заключалась в том, что в ни. часто л
разделе "согпіалШші состав" партии тин общественного двихетшя значится вся
"интеллигенция"; ' ; " " . ,,
, Четвертая труппа источников - это документы и материалы органов государственной власти, которые помогли автору осветить участие представителен художествегаюй гаггеллгггегапш в работе Съездов народных депутатов СССР2
Пятая группа источников представлена статистическими материалами3.
Они дали возможность1' исследовать закономерности количественного и
качественного изменения состава художественной интеллигенции и ее творческих
союзов на богатом цифровом материале. Однако? ііх использование было
затруднено тем, что статистика не выделяет художествешгую іштеллш"снщш как .
особый объект статистического: наблюдения, поэтому в диссертации многие,
показатели рассчитывались автором. .
. К шестой группе нсточшгхсб относится мемуарная литература. Это ощ'бликованные в начале 1990-х гг. воспоминания видных деятелей советской, а ныне российскоіі культуры, в которых они свою биографию чутко соизмеряют с историей страны, показьтают свое отношение к ней4. Несмотря на некоторую
1 Новке общественно-политические движения я организации в СССР (документы и материалы). "
В 3-х частях. - М., 1950; Россия: партии, ассоциации, союзы, клубы: ДокумсігЛ материалы.. В 10-
ти книгах. - М., 1993; Россия: партии, ассоциации, союзы, клубы. Справочник. - М.|'Ї991;
Политические партия современной Россия. Информационные к аналитические материалы об,,:.,
общероссийских партиях и общественных движениях (1990-1993). Выи. 1. - М., 1993 и др.'
'Первый съезд народных депутатов СССР, 25 мая - 9 июня 1989 г. Стенографический -отчет.В.б'::'
томах. - М., 1989; Второй съезд народных депутатов ' СССР, 12-24 декабря 1989 г.
Стенографический отчет. В б томах. - М., 1990; Внеочередной третий съезд народных депутатов' '>''>
СССР, 12-15 марта- 1990 г. Стенографический 'отчет.'Б 3 томах. - М., 1990; Четвертый съезд.. .
народных депутатов СССР, 17-27 декабря 1990 г. Стенографический отчет. В 4T0Max.'-"M.j 1991"и" "
др. . ' '
'Итога Всесоюзной переписи населения 1979 года. ОагастическиЗ сборник. - Л1., 19S9; Сборник аналитических докладов по материалам переписи населения 1989' года. - М., 1992; Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник. - М, 1991; Народное хозяйство Российской Федерации, 1992. Статистический ежегодник. - Ж., 1992; Народное образование, наука н хулмура в СССР. Статистический сборник. - М., 19S9 и др.
4 Вишневская Г.П, Галина. История жизни. - М., 1991; Плдседкяя М.М. Я, Майя Плисецкая. - М, 1994; Глазунов И. Наша культура - это трцдитяи. - М., 1991; Покровский Б. - Когда выгоняют аз Большого театра. - М., 1992.
12 . ... ".. ,-. - , ,,.,
субъективность . оценок, в этих мемуарах заложена ценная
информация, значительно дополняющая официальные документы.
Седьмая группа источников - периодическая печать. В исслєдованші широко использована газета "Советская культура' (с августа 1991 г. -"Культура"). После апреля 19S5 года она публиковала много смелых материалов по истории и деятельности творческих союзов' художественной интеллигенция, давала оцеїпаї многим событиям и явлениям с позиций нового : времена, рассказывала о роли художественной іштеллотагдии' й ее творческих союзов в общественно-лолитической жизни страны в условиях -"перестройки". В диссертации использованы материалы и других периодических изданий этого периода- - газет "Правда", "Советское Poccujf",' "Литературной газети""-, приложения к газете "Советская культура* - "Экран и сцена", журналов "Новый мир'', "Знамя", "Вопросы литературы"*, "Нева",'"Дружба народов", "Молодая гвардия'*, "Наш современник", "Источник", "Родина",?*Огонек" и др.
Восьмую группу іісточтшкое ссстзатяіот песпубликовашшіе документы, содержащиеся в текущих, архивах творческих союзов Россхш. В основном они дали статистический материал. Автор диссертации использовал и материалы 89 фонда Центра хранения 'современной документации (ЦХСД). Это в основном протоколы Секретариата ЦК КПСС, письма деятелей культуры в. ЦК КПСС, обращения в ЦК КПСС руководат&тей ' тЁорческнх союзов по -различным вопросам. Эти документы помогли автору при раскрытии ряда проблем. Однако, количество доступных документов по периоду "перестройки*" пока невелико.
е В целом, источгагковая база'позволяет решить поставленные в диссертации
задачі!. , " . '...,,.
Научная новизна диссертации состоит в том. что она является первой попыткой комплексного, обобщающего исследования роли творческих союзов художественной шггеллнгаїціпі з обідествєнно-лолипгіеской жизни советского общества в период "перестройки".
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе, в лекндюнных курсах, спецсеминарах по историк ' россігііской культуры, при разработке спецкурса по истории шпашітенции. Кроме того, значительный и ценный опыт творческих союзов художественной гітеллигенции в период
"перестройки" необходим и полезен для деятельности, современных творческих организаций России.
'' Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседают кафедры политической истории естесгаенных факультетов МГУ им.М.ВЛомоносова. Основные положеїшя и выводы диссертации "'обсуждались"на научном семинаре аспирантов, заседании проблемной группы, совещании научных рлтіоіюдігтелеіі кафедры, на научных конференціях, - в лекционной н семинарской работе со студентами. Диссертационные материалы нашли свое отражение в трех публикациях автора. .
Структура писселташт. Исследование состоит/из, введения, двух глав,
'"заключения, списка псточгагков и литературы. ,, ...