Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Политико-правовые основы формирования социальной концепции Русской Православной Церкви 24
1.1. Традиции государственно-церковных отношений в России 24
1.2. Изменение подходов государства к религиозной сфере во второй половине 80-х годов XX века 42
1.3. Разработка государственной вероисповедной политики в 1991-1997 тт .61
1.4. Совершенствование религиозного законодательства в конце 90-х годов XX века. Оформление принципов государственно-церковных отношений в социальной концепции Церкви 83
Глава 2. Опыт социо-культуриой деятельности Русской Православной Церкви в современной России 100
2.1. Русская Православная Церковь в системе общественно-политических отношений в первой половине 90-х годов XX века 100
2.2.Влияние кооперационной модели государственно-церковных отношений на активизацию социальной деятельности Русской Православной Церкви во второй половине 90-х годов XX века 128
Глава 3. Формирование социальной концепции в контексте идейных течений в Русской Православной Церкви 159
3.1. Осмысление духовенством социальной роли Русской Православной Церкви в современной России 159
3.2.Решения Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года как фактор консолидации духовенства и общества 179
Заключение 194
Список использованных источников и литература 200
Приложение 237
- Традиции государственно-церковных отношений в России
- Русская Православная Церковь в системе общественно-политических отношений в первой половине 90-х годов XX века
- Осмысление духовенством социальной роли Русской Православной Церкви в современной России
Введение к работе
В постсоветский период новейшей истории России изменилось положение Русской Православной Церкви.1 70 лет воинствующего атеизма сменяются временем религиозного "ренессанса". В советскую эпоху, провозглашенный конституционный принцип свободы совести имел фиктивное значение для общества. В стране существовал жесткий идеологический диктат, поэтому ни о какой свободе в религиозной сфере не могло быть и речи. Во второй половине 80-х годов советское законодательство подготовило необходимую почву для строительства новой модели государственно-церковных отношений и развития принципа свободы совести. Церковь постепенно занимает место одного из главных социальных институтов в обществе. Становление вероисповедной политики государства происходило параллельно с формированием позиций Церкви по актуальным вопросам современной жизни. Каким образом соотносились эти важные для развития системы общественных отношений российского государства процессы? В современной исторической науке этому вопросу уделяется крайне мало внимания. Однако более чем десятилетний период истории нового российского государства требует отдельных комплексных исследований, которые бы обобщили важные исторические события, определили основные тенденции и закономерности становления российской государственности.
" Формирование социальной концепции Русской Православной Церкви в контексте государственно-церковных отношений (1988 - 2000 гг.)" - тема многоплановая и объемная. Невозможно вместить в одну работу весь спектр вопросов, связанных с ней. Поэтому необходимо сделать некоторые пояснения. Прежде всего, они будут касаться предмета и объекта исследования.
Объектом исследования являются государственно-церковные отношения в период с 1988 до 2000 года.
Предмет исследования - история формирования социальной концепции РПЦ в современной России. Исследование этого процесса предполагает изучение становления ее позиций в современном государстве, эволюцию ее взглядов на вопросы государственно-церковного сотрудничества, оформление концептуальных основ видения
действительности, на которое влияли многочисленные факторы: становление законодательной базы, политика государства и действия политических партий в отношении Церкви, политическая конъюнктура в стране, состояние современного общества, внутрицерковное положение, взаимоотношения РПЦ с другими конфессиями, влияние и результат общественно-политической деятельности Церкви. Все концептуальные основы видения действительности РПЦ, оценка ею своего существования в современном мире, ее миссия и значение для государства и общества формировались в течение длительного времени и нашли свое отражение в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", принятых Юбилейным Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.
Одним из главных направлений в исследовании истории государственно-церковных отношений и процесса формирования социальной концепции РПЦ является изучение эволюции политики государства и позиции официальных органов Церковного управления, направленных на взаимное сотрудничество. В этой связи изучение позиции высшего Церковного управления, Соборов Русской Православной Церкви, Архиерейского Собора и Священного Синода, религиозного
законодательства РФ, постановлений и решений высшего Церковного управления было положено в основу данной работы.
Второй спектр направлений исследования — это изучение внутрицерковной структуры РПЦ, деятельности православных движений,
исследование работы семинаров, конференций, "Чтений", Соборов православных граждан, отдельных иерархов РПЦ.
Проблема формирования социальной концепции РПЦ в контексте государственно-церковных отношений в отечественной и зарубежной историографии не ставилась. Однако государственно-церковные
отношения в истории и современности, в научной религиоведческой и исторической литературе исследовались. На наш взгляд, указанную тему диссертационного исследования необходимо изучать комплексно, при этом используя имеющуюся литературу по нескольким тематическим аспектам.
Во-первых,- это труды, посвященные истории РПЦ и ее влиянию на культурно-исторический процесс России.1 Первой на современном этапе истории России фундаментальной научной работой по этой теме стал коллективный труд ученых-историков и философов, изданный в 1989 г. под редакцией А.И. Клибанова "Русское православие: Вехи истории". Процесс развития российской государственности и история Церкви в ней рассматриваются параллельно, убедительно доказана огромная роль Церкви в культурно-историческом процессе России. Большой вклад в историческую науку имела и вышедшая за рубежом монография Д.В. Поспеловского "Русская Православная Церковь в XX веке". В ней содержится масса информации о развитии государственно-церковных отношений на современном этапе российской истории. Анализируется религиозное законодательство и активизация социальной деятельности Церкви.
Важным для понимания основных закономерностей церковной истории, традиций государственно-церковных отношений в культурно-историческом процессе России является фундаментальный труд Карташова А.В. "Очерки по истории русской Церкви". Используя обширную
источниковую базу, автор анализирует ключевые события истории РПЦ, определяет основные факторы церковной истории, характеризует особенности православного восприятия государства и общества, доказывает большое влияние православия на политическую и культурную историю России.
Указанная тематика часто освещается на страницах "Журнала Московской Патриархии"1 и в фундаментальных трудах, представителей Церкви, издающихся по благословлению Московского Патриархата. Большой объем информации предоставляет работа протоирея В. Цыпина "История Русской Церкви 1917 - 1997".3 В ней автор немалое внимание уделяет церковной истории на современном этапе, анализирует документы РПЦ, российское законодательство, характеризует историческую обстановку и ее влияние на положение Церкви.
Во-вторых, - это работы, посвященные изучению основ православия и особенностям социальной действительности Церкви (в истории и современности), а также исследованию западной религиозной традиции. Большой интерес для понимания современной социальной концепции представляют работы К. Костюка. В них автор выделяет основные принципы отношения православия к современной действительности, сравнивает социальные взгляды РПЦ с католической традицией, анализирует проблему "православного фундаментализма". Труды А.В. Карташова позволяют составить целостное представление о государстве и обществе в православном мировосприятии. Дореволюционный автор протоирей A.M. Иванцов-Платонов в своих работах анализирует эволюцию православной и западной религиозной традиции, что помогает понять современное состояние православия. Знакомство с представлениями И.А. Ильина, С.Н. Булгакова, Н.А.Бердяева позволяет оценить эволюцию социальных представлений православия в истории России.
В-третьих,- теоретические труды, представляющие собой методологические взгляды как на отдельные исторические периоды, так и на культурно-исторический процесс в целом. Необходимо здесь отметить работы М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Э. Фромма, Э.Эриксона, М. Фуко, Г. Рормозера и др.1 Их концепции развития истории способствовали пониманию отличия культурно-исторического процесса на Западе и в России, большое влияние в этой эволюции религии.
В-четвертых, - работы, посвященные современному состоянию РПЦ и ее деятельности, а также вопросам государственно-церковных отношений на
современном этапе. Следует отметить научный труд ученых кафедры религиоведения Российской Академии Государственной Службы при Президенте РФ "Государственно-церковные отношения в России".1 В нем дается теоретико-методологический анализ отношений государства и религиозных организаций, включая РПЦ, исследуется законодательная база и делается вывод о том, что свобода совести не может сводиться исключительно к свободе вероисповеданий. Здесь важно соблюдать баланс интересов религиозной и не религиозной части общества. От государственно-церковного взаимодействия зависит и состояние межнациональных отношений, психологический климат, общественно-политическая и культурно-нравственная атмосфера. Ученые кафедры религиоведения РАГС при Президенте РФ целенаправленно занимаются государственно-церковными отношениями в истории и современности России. Это нашло отражение в монографиях, статьях и публикациях таких исследователей как М.И. Одинцов, Н.А. Трофимчук, М.О. Шахов, и др. Важным вкладом в выработку модели отношений государства и религиозных организаций в современной России является работа М.И. Одинцова "Государственно-церковные отношения в России".3 В этом труде автор концептуально анализирует государственно-церковные отношения, предлагает свою периодизацию развития современного взаимодействия
государства и Церкви, используя многие источники церковного и государственного характера. В 2001 году вышло в свет учебное пособие коллектива авторов кафедры религиоведения РАГС - "История религий в России". Работа обобщила накопленный опыт исследований в религиозной сфере, в ней анализируются основные события государственно-церковных взаимоотношений в историческом ракурсе. Используются многочисленные источники, анализ которых, позволяет определить основные закономерности сосуществования государства и Церкви в культурно-историческом процессе России.
Наряду с постоянными религиоведческими исследованиями кафедры религиоведения РАГС, которая регулярно издает информационно-аналитический бюллетень " Религия в современном мире ", историко-философский и религиоведческий журнал "Диспут", а также информационный бюллетень "Государство, религия, Церковь в России и за рубежом", существуют и другие научные центры России, занимающиеся проблемами религиозной сферы. Прежде всего Центр " Философия культуры и религии " ( Л.М. Митрохин)2 Института философии РАН, а также научно-исследовательский Центр "Религия в современном обществе" (М.П. Мчедлов, Э.Г. Филимонов) российского независимого института социальных и национальных проблем, а также Институт государственно-конфессиональных отношений и права (А.В. Понкин, А.В. Ситников).4
Необходимо отметить коллективный труд ученых-религиоведов (под общей редакцией М.П. Мчедлова), вышедший в свет под патронажем Центра "Религия в современном обществе" Института комплексных
социальных исследований РАН, - "О социальной концепции русского православия". В работе дается всесторонняя информация о современном состоянии РПЦ. Анализируется ее социальная деятельность в контексте "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви". Исследование предоставляет важнейшую информацию для понимания в исторической ретроспективе современного положения Церкви.1 Большим вкладом в изучении проблематики является монография А.Н. Лещинского.2 В работе исследуется изменение отношений государства и Церкви за период 1985-1990 гг. Приводятся интересные и важные факты, свидетельствующие об изменении состояния РПЦ в обществе, статистические данные об увеличении религиозных обществ, открытии новых храмов, реконструкции разрушенных Церквей и монастырей, росте благотворительной деятельности Церкви, участии Церковных деятелей в общественной деятельности, анализируются материалы церковных Соборов.
Важную информацию для понимания социальной деятельности Русской Православной Церкви и роли Патриарха Алексия II в консолидации российского общества в первой половине 90-х годов представляет монография сотрудника пресс-службы Патриарха Е. Комарова. Автор анализирует пастырскую службу Алексия II, включает в работу многочисленные материалы обращений, заявлений, поздравлений главы РПЦ.
Государственно-церковным отношениям за исследуемый период посвящен и ряд диссертационных исследований, защищенных преимущественно на кафедре религиоведения РАГС. Можно отметить работы: Бойко В.В., Джораевой СВ., Бокарева С.Н., Потапова Г.А., Панюковой В.В., Кудрявцева А.И., Рагозиной Л.Г.3
Так в работе Бойко В.В. впервые обобщается социально-культурная деятельность Церкви в современном российском обществе. Автор, используя церковные документы и религиозное законодательство, многочисленные материалы о миротворческой, культурно-просветительской, благотворительной деятельности РПЦ, приходит к выводу, что к 1997 году Церковь становится одним из главных социальных институтов, обеспечивающим общественную стабильность.
Государственно-церковные отношения в современной России анализирует и Джораева СВ. На основании изучения развития религиозного законодательства, характеристики церковных документов, предлагая различные модели государственно-церковных отношений, автор делает вывод о необходимости создания в системе исполнительной власти специального органа, занимающегося религиозными вопросами. По мнению исследователя, это необходимо сделать, чтобы устранить возможные нарушения принципа свободы совести.
Наряду с немногочисленными монографиями1 и диссертационными исследованиями эта группа представлена статьями отечественных и зарубежных исследователей. Как и вышепред став ленную литературу, их
можно разделить на светскую1 и церковную. Многочисленные фактические данные, приведенные в статьях, позволяют сделать определенные выводы, несмотря на субъективный характер многих работ.
Публикации светских авторов посвящены различным вопросам государственно-церковных отношений в современной России. В них содержится немало полезной информации помогающей определить основные особенности Церкви как организационной структуры, данные о различных "течениях" в РПЦ, их состоянии и количестве, деятельности во время предвыборной компании в государственную Думу, о состоянии и общественно-политической деятельности Патриархии.2
Ряд статей, в которых анализируются многочисленные данные о государственной политике в отношении Церкви, характеризуется религиозное законодательство, помог определить основные тенденции становления вероисповедной политики государства.3
Многочисленные публикации посвящены проблеме влияния политической конъюнктуры на церковное положение и социальную деятельность Церкви.4 Также внимание авторов привлекала проблема взаимоотношения Церкви с демократической интеллигенцией. В контексте этой проблемы исследователи анализировали действия Церкви в условиях
острой политической борьбы, делали прогнозы развитию будущих отношений РПЦ и либеральной интеллигенции.1
Большой интерес у исследователей вызывали различные аспекты социальной деятельности Церкви и, в частности, сотрудничество РПЦ с государством в сфере внешней политики. Русская Православная Церковь содействовала урегулированию многих конфликтов на международной арене, а ее миротворческая позиция соответствовала направлению деятельности МИДа РФ. Многочисленные факты, анализировавшиеся авторами, позволили им сделать вывод о тесном и плодотворном сотрудничестве государства и Церкви не только в указанной области, но и во многих других.2
Немалое количество работ посвящено проблеме внутрицерковного положения и православного " фундаментализма". Приводимые авторами данные, характеризующие состояния Церкви как организационной структуры, свидетельствуют о множестве конфликтных ситуаций и разногласий во внутрицерковной организации. Они помогают более объективно оценить идеологическую борьбу в процессе формирования социальной деятельности РПЦ.3
Ряд авторов, анализируя проблемы внутрицерковной организации РПЦ, делает вывод о том, что современные условия требуют коренных преобразований в Церкви. Многие отделы Московского Патриархата остаются в неизменном виде уже несколько десятков лет, поэтому РПЦ,
чтобы остаться одним из важных социальных институтов, должна реорганизовать свою организационную структуру.1
Большой интерес вызывал у исследователей и Архиерейский Собор 2000 г. Его решения анализируются в контексте государственно-церковных отношений и социальной деятельности Церкви. На основании подробного анализа фактических данных, делаются прогнозы государственно-церковных взаимоотношениий в начале XXI в.
Публикации священнослужителей посвящены преимущественно тем же вопросам, что и работы светских авторов.
Так авторы уделяют внимание политическим событиям середины 90-х годов, реакции на них представителей РПЦ. Анализируя действия власти и политиков, некоторые исследователи делают вывод о стремлении последних сделать из Церкви послушного помощника в проведении реформ. Более того, усматривают тенденцию к слиянию Церкви и государства, которая часто исходит и от самой РПЦ.3
Заслуживают внимания авторов и проблемы существования православия в современном мире. С различных позиций они характеризуют социальное учение РПЦ, пути его совершенствования, актуализируют проблемы соотношения современного мира и православного видения дествительности . Волнует священнослужителей и тема "православного фундаментализма". Их анализ представляет большой интерес, так как авторы непосредственно являются участниками тех процессов, которые происходили в Церкви. Проблема существования в РПЦ различных идейных течений анализируется ими очень подробно. Они приводят ряд интересных фактов и свидетельств, помогающих наиболее объективно оценить полярные точки зрения духовенства о месте РПЦ в современном мире.1
Ряд авторов пытается определить факторы развития государственно-церковных отношений, прогнозируют особенности будущего сотрудничества государства и Церкви.2
Статьи и публикации зарубежных светских авторов, в частности немецких, как и большинство работ светских российских исследователей, посвящены отдельным вопросам государственно-церковных отношений.
Ими анализируется изменение религиозности Российского общества, состояние РПЦ в связи с изменением курса государственной политики по отношении к Церкви. Исследуются действия Московской Патриархии в конце 90-х годов, ее мероприятия по взаимодействию с идейными течениями в РПЦ и властью, влияние деятельности партий на священнослужителей, стремление втянуть Церковь в политическую конъюнктуру. В их работах содержится масса статистических данных, фактов.3
Статьи и публикации светских и церковных авторов носят в большей степени описательный характер, направлены на постановку проблемы, ее актуализацию, а не на объяснение и выявление причинно-следственных связей. В совокупности они, безусловно, создают достаточно полную картину государственно-церковного взаимодействия, актуализируют проблемы внутрицерковной организации, социальной деятельности РПЦ, однако не рассматривают процесс формирования социальной концепции как целостного явления; проблема не исследуется в историческом ракурсе. Указанные работы скорее носят публицистический характер.
Подводя итог анализу историографии темы, необходимо отметить: Государственно-церковные отношения в современной России и процесс формирования социальной концепции РПЦ остаются недостаточно изученной темой. Слабо исследован церковный взгляд на исторический процесс, государство и общество. Не изучено социальное учение РПЦ и государственно-церковные отношения на современном этапе в контексте анализа культурно-исторического развития России и влияние на него Церкви,- этот аспект является необходимой теоретической базой для понимания проблемы. Недостаточно изучено внутреннее положение в Церкви и его влияние на процесс формирования социальной концепции, а также, за исключением нескольких работ,1 участие Церкви в политической и общественной деятельности. В указанных диссертациях преобладает философский и политологический аспект. Однако в исторической ретроспективе проблема слабо изучена. Фундаментальные исследования государственно-церковных отношений в России преимущественно
написаны в середине 90-х годов и не охватывают весь изучаемый период. Процесс формирования социальной концепции отечественными и зарубежными исследователями не изучался. Его исследование предполагает комплексный анализ рассматриваемого явления.
Предложенный обзор литературы еще раз свидетельствует о значимости данной работы и необходимости разработки указанной тематики.
Исходя из вышесказанного, целью данной работы является изучение процесса формирования социальной концепции Русской Православной Церкви в контексте государственно-церковных взаимоотношений в современной России.
Для понимания и более четкого разрешения изучаемых проблем в рамках целевой установки исследования был поставлен ряд конкретных задач:
- изучить политико-правовые аспекты государственно-церковных отношений в 1988-2000 гг. и определить их влияние на процесс формирования социальной концепции РПЦ;
- Выявить особенности социальной деятельности Церкви на современном этапе истории России, степень ее воздействия на государственно-церковные отношения и процесс выработки социальной концепции РПЦ;
- рассмотреть особенности эволюции официального подхода Церкви к вопросам государственно-церковного взаимодействия и решению проблем современного общества;
- определить влияние внутрицерковного положения на процесс формирования и особенности социальной концепции Русской Православной Церкви.
Хронологических рамки исследования включают в себя период с 1988 по 2000 г. 1988 год взят за точку отчета изучения данной темы. Так как именно с 1988 г. (год празднования тысячелетия крещения Руси) можно наблюдать реальные последствия изменения отношения государства к религиозной сфере. С этого времени Церковь (Поместный Собор 1988 г.) начинает вырабатывать свою официальную позицию по отношению к государству. Вторая половина 80-х годов входит в хронологические рамки исследования, так как в это время начинается новый этап в истории РПЦ, связанный с изменением ее положения, закладывается необходимая база для строительства новой модели государственно-церковных отношений и развития принципа свободы совести.
В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе были приняты "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", поэтому верхней границей работы является 2000 год. Однако необходимо отметить, что для понимания тенденций, происходивших в 90-е годы в исследовании анализировались и некоторые события начала XXI века.
Основной базой для написания данной работы стали опубликованные и неопубликованные источники.
Опубликованные источники составили основу исследования. Их можно разделить на несколько подгрупп:
1. Официальные церковные документы1 — наиболее точный и ценный источник. Это материалы Синодальных решений, Архиерейских и
Поместных Соборов, Уставов РПЦ. Они позволяют определить эволюцию официальной позиции РПЦ по многим вопросам современной жизни.
2. Заявления, выступления, доклады, обращения, речи Патриарха Алексия II, высокопоставленных Церковных служителей и государственных деятелей,1 также способствуют исследованию сути проблемы, поскольку с их помощью мы можем понять методы и средства, которые использовали в своей деятельности представители Церкви и государства.
3. Материалы совещаний, конференций, встреч по вопросам государственно-церковных отношений.2 Источники этой подгруппы были
полезны для определения основных тенденций во взаимоотношении Церкви и государства.
4. Законодательные акты РФ1 — Конституция и религиозное законодательство Российской Федерации: Распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления правительства РФ, Соглашения и договоры между Русской Православной Церковью и различными министерствами и ведомствами и др. Материалы этой группы источников очень важны. Они позволяют исследовать направление политики государства в области религии, определить приоритеты государства в отношении с религиозными объединениями и в частности с РПЦ, определить особенности оформления взаимовыгодной модели государственно-церковных отношений.
5. Материалы съездов православных движений, Соборов. (ВРНС — Всемирный Русский Народный Собор, СПГ — Союз православных граждан, ЗСД — Земское Соборное движение и др.). Материалы этой подгруппы
источников способствовали в определении общественно-политической деятельности Церкви и ее представителей.
6. Статистические данные.1 Эти материалы опубликованы в журналах и отдельных исследованиях. Они демонстрируют динамику роста количества общин, верующих и др. Использовались также статистические справочники мэрии г. Ярославля (о количестве и состоянии религиозных объединений в г. Ярославле). Эти данные помогли определить и проследить изменения в положении Церкви после 1987 г.
Источники этой группы отличаются достоверностью и соответствуют требованиям репрезентативности. В ходе исследования анализировался весь спектр законодательства в области религии, проработаны материалы прошедших Поместных и Архиерейских Соборов; анализировались документы практически всех совещаний, конференций, заявлений, выступлений, Съездов православных политических движений. Поэтому материалы этой группы источников соответствуют не только критерию репрезентативности, но и требованию полноты. Исключением могут являться только статистические данные, (кроме статистических справочников), так как использовались в обработанном варианте. Однако они позволяют подкреплять выдвинутые предположения, и представляют собой большую ценность.
Неопубликованные источники: Уставы православных политических движений. В работе использовались материалы Уставов православных движений в Ярославской области. Они позволили определить характер православных движений, особенности их общественно-политической деятельности.
Естественно, что доля использованных источников при подготовке работы была неодинакова. Однако важно именно комплексное использование всей источниковедческой базы по теме, так как за счет этого одни документы восполняют пробелы других, что способствует целостному изучению процесса формирования социальной концепции РПЦ и пониманию взаимоотношения государства и Церкви за период с 1988 по 2000 г.
Изучение данной темы подразумевает рассмотрение комплекса проблем, связанных не только с эволюцией политико-правовых аспектов государственно-церковных отношений, но и со спецификой теоретического и идейного развития церковной позиции по многим вопросам современной жизни. Поэтому в работе использовались проблемно-хронологический, историко-генетический и историко-сравнительный методы исторического исследования, которые позволили решить поставленные в исследовании задачи, определить причинно-следственные связи в процессе развития государственно-церковных отношений и формирования социальной концепции Русской Православной Церкви в современной России.
В работе делаются выводы, которые лежат в русле принципов объективности и историзма, применяемых научных и ретроспективных методов анализа, комплексного изучения источников. Работа является комплексным анализом, как в теоретическом, так и конкретно-историческом аспектах развития государственно-церковных взаимоотношений в конце XX века.
Методология исследования. Изучение истории формирования социальной концепции РПЦ на современном этапе истории России предполагает рассмотрение комплекса проблем, связанных не только с эволюцией политико-правовых аспектов государственно-церковных отношений, но и со спецификой теоретического и идейного развития церковной позиции по многим вопросам современно жизни. Поэтому в
работе использовались проблемно-хронологический, историко-генетический и историко-сравнительный методы исторического исследования, которые позволили определить причинно-следственные связи в процессе развития государственно-церковных отношений и формирования социальной концепции Русской Православной Церкви в современной России.
Принцип историзма являлся необходимым для исследования данной проблематики, так как изучение основных вопросов темы в контексте культурно-исторической эволюции российского общества дает возможность проанализировать тенденции и закономерности современного развития государственно-церковных отношений и процесса выработки социальной концепции Церкви. Исследование проводилось в рамках концепции культурного детерминизма, цивилизационного подхода, в котором большое внимание уделялось значению религии в истории России. В этом плане использовались идеи П.Сорокина,1 Л. П. Карсавина. 2
Для методологического обеспечения работы также использовались концепции развития истории М. Вебера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Э. Фромма, Э. Эриксона, М. Фуко, Г. Рормозера.
Методологическую базу исследования составили идеи и выводы известнейших русских религиозных философов о социальном служении Церкви, "симфонии властей", "христианской политике": B.C. Соловьева,3 В.В. Розанова, 4 С.Н.Булгакова,5 Н.А. Бердяева,6 И.А.Ильина7 и др.
В работе также было использовано теоретическое и концептуальное обоснование (Н.А. Трофимчук,1 М.О. Шахов2) взаимодействия государства и Церкви, являющегося частью внутренней и внешней политики государства. Важное место имело и определение М.И. Одинцова "модели государственной церковной политики", которая в зависимости от конкретного периода истории России включает в себя ряд качеств и характеристик политики государства в религиозной сфере.
Научная новизна диссертации заключается как в самой постановке темы, так и в привлечении для ее изучения широкого спектра источников. Данная работа - это первая попытка комплексного исследования взаимосвязанных процессов становления вероисповедной политики государства и формирования социальной концепции РПЦ.
Практически значимость работы. Во-первых, исследование позволит по-новому взглянуть на особенности государственно-церковных отношений. Во-вторых, поможет выявить проблемы Русской Православной Церкви как социального института, а так же недостатки и особенности политики Российского государства в отношении РПЦ. В-третьих, изучение проблемы государственно-церковных отношений может способствовать нахождению вероятных путей устранения спорных вопросов и конфликтных ситуаций или, по крайней мере, их смягчению. В-четвертых, материалы работы могут быть применены в курсе новейшей отечественной истории и истории Церкви.
Апробация работы велась в течение нескольких лет. Основные положения работы изложены автором в выступлениях на региональных, всероссийских и международных научных конференциях, а также в 15 публикациях по теме исследования. Автор является лауреатом премии "На
лучшую исследовательскую работу" Ярославской области в 2001 году. Во время научной стажировки в Германии в Университете г. Билефельда работа была положительно оценена немецкими коллегами. По данной тематике автором прочитаны лекции на курсах повышения квалификации для преподавателей профтехобразования города Ярославля. Материалы исследования были применены в курсе лекций и на практических занятиях в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
Традиции государственно-церковных отношений в России
Развитие государственно-церковных отношений в постсоветские годы трудно оценить без понимания особенностей их многовековой эволюции в культурно-историческом процессе России. С момента крещения Руси государство и Церковь существовали в тесном союзе. Это взаимовыгодное партнерство обеспечивалось общностью их идеологических, политических и экономических интересов. В условиях становления российской государственности, РГЩ выполняла функцию духовной власти, а потому власть светская была заинтересована в усиленном развитии церковной структуры, в улучшении ее экономического положения. Высокий уровень религиозности населения страны обеспечивал Церкви роль влиятельного социального института, значение которого в трудные исторические периоды истории было очень велико. Наиболее свободное и независимое от государства положение РГЩ занимала до момента начала централизации и усиления московского княжества, князьям которого на первом этапе развития их "вотчины" было крайне важна поддержка Церкви. Вспомним, например, переезд митрополичьей кафедры в Москву в 1326 году и превращение Московского княжества в духовный центр Руси. С усилением великокняжеской власти, становлением единодержавия при Иване IV Грозном, роль и положение Церкви в жизни общества нисколько не уменьшились. Однако Церковь превращалась в институт, который находился под прямым покровительством государственной власти, и выполнял важные идеологические функции, одной из которых было проведение в жизнь идеи "Москва-третий Рим". Идеальная модель отношения Церкви и государства при централизованной власти - "византийская симфония" Церкви и государства в таких условиях сосуществования двух институтов не была достигнута. Вышеуказанная модель провозглашает отделение Церкви и государства, по причине их разной природы. Первая - институт духовный, второй - сугубо светский. Однако разделение предполагается лишь в институциональном плане, но в плане цели - приведение людей к спасению, через обеспечение нравственно-духовных, православных ценностей, они едины. Поэтому должны взаимодействовать вместе на благо общества и государства, но как равноправные партнеры. "Византийская симфония" в полноценном виде не существовала даже в Византии, где верх взяли тенденции сильной государственной власти. В России о подобии этой модели мы можем лишь говорить, когда рассматриваем "домосковский" период истории России, которая восприняла от Византии не только веру, но механизмы государственности, которые в свою очередь во многом строились на религиозных аспектах. То есть мы можем проследить в культурно -историческом процессе России взаимосвязь православия и становление государственности.
Русская Православная Церковь в системе общественно-политических отношений в первой половине 90-х годов XX века
Указанная периодизация неразрывно связана с фактами общественной деятельности Церкви. Эта деятельность во многом зависела от политико-правовых условий. Однако РПЦ сама влияла на их изменение. Рост активизации ее общественного служения, взаимодействие Церкви с социумом способствовали формированию ее социальной концепции, так как реальные современные условия ставили перед ней неотложные вопросы, по которым она должна была выразить свою позицию. Этим аспектам и будет посвящена следующая глава.
Прежде чем приступить к анализу основных аспектов социо-культурной деятельности РПЦ в изучаемый период, необходимо отметить, что быстрыми темпами социальная миссия Церкви начала развиваться в 90-х годах. Если необходимые условия для ее активизации начали складываться во второй половине 80-х годов, то полноправная обширная социальная миссия, на наш взгляд, начинается в начале 90-х годов со времени вступления в должность Патриарха Алексия П.
В своем развитии социо-культурная деятельность эволюционировала параллельно со становлением вероисповедной политики государства. Особенности этого процесса отразились на характере "Основ социальной концепции", в которых РПЦ выразила свои взгляды на современный мир и его проблемы.
Социальная деятельность Церкви на протяжении изучаемого периода очень обширна. Прежде всего, она выразилась в миротворческой, благотворительной и культурно-просветительной деятельности, основным аспектам которой мы и уделим внимание. Миротворческий характер социальной миссии охватывал все сферы общественной жизни, в том числе и политику. Поэтому предметом нашего исследования будет роль Церкви в системе общественно-политических отношений, так как от действий РПЦ в этом направлении зависел характер государственно-церковного взаимодействия. Итогом изучения этих вопросов будет анализ "Основ социальной концепции", тех ее постулатов, которые посвящены социальной деятельности РПЦ.
На Поместном Соборе 1990 года Патриарх Алексий II в день своей интронизации произнес первосвятительское слово, в котором обозначил некоторые задачи своего патриаршего служения: укрепление соборности в церковной жизни, привлечение мирян, возрождение монашества, восстановление храмов, создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовного возрастания, укрепление братских отношений с поместными православными Церквами, достижение межнациональной стабильности, развитии диалога и сотрудничества с инословными исповеданиями. 1 27 июня, на встрече с московским духовенством в Свято-Даниловом монастыре Патриарх Алексий II отметил, что новый Устав об управлении Русской Православной Церковью позволяет возрождать соборность . "Церковь, - отметил Святейший Патриарх,- всегда помогала страждущим. И эту миссию особенно необходимо нести теперь, когда для священнослужителей открылись двери больниц, домов престарелых, тюрем".
Осмысление духовенством социальной роли Русской Православной Церкви в современной России
В формировании социальной концепции немаловажное значения играла внутрицерковная ситуация. Церковь однородная структура в плане организации. Однако, она неоднородна в идейном плане. Разные мнения церковнослужителей по различным вопросам составляют необходимый элемент соборности. Но эти мнения не могут произноситься от лица всей Церкви. Более того, они должны были соотноситься с официальной позицией, которую выражал Московский Патриархат, основываясь на решениях Соборов и Священного Синода. Идейные течения в Церкви влияли на ее социальную деятельность в 90-х годах, так как подчас высказывали различные точки зрения по отдельным вопросам современной жизни. Эти обстоятельства отразились и на "Основах социальной концепции РПЦ".
Мы полагаем, что можно согласиться с некоторыми исследователями, которые выделяют три идейных течения в РПЦ в 90-х годах:1 "либералы" или "обновленцы", радикально - настроенные священнослужители ( часто их называют "фундаменталистами") и представители центристского направления ( поддерживающие Московский Патриархат).
В конце 80-х годов Церковь оказалась перед фактом необходимости нового осмысления своей миссии в современном секулярном обществе. В этой связи всё более актуальной становится проблема "обновления" РПЦ. В Церкви появились священнослужители, которые заявляли о необходимости реформ, главной целью которых являлось сближение РПЦ с современным секулярным обществом. Сторонников изменений условно можно назвать "обновленцами", подчёркивая преемственность с аналогичным процессом в начале XX века. Среди специалистов их чаще всего называют "либералами", из которых выделяют: А. Меня, Г. Кочеткова, А. Борисова, Г. Чистякова и др. В разное время на современном этапе истории России, они выступали за процесс экуменизма, изменение литургического языка на современный, обновление Устава Церкви и др.
Символом этого движения по праву считают о. Александра Меня, который полагал, что " свидетельство означает, что мы должны решить жизненную задачу, найти свою позицию в жизни, свое место...свое отношение ко всем жизненным проблемам".1 По мнению А. Меня, личностное измерение делает сообщество людей общиной и обществом. В его проповедях можно найти многие черты, которые сближали его с Западной Церковью. А. Мень критиковал отечественную патриархальность, совмещал религию и современность. Его вклад в духовное обновление общества бесспорно велик. Он поддерживал перемены в связи с перестройкой. Однако, на наш взгляд, верно замечание К.Костюка, который, характеризуя идеи А.Меня, полагает, что "подобный образ демократического общества близок к секулярному либеральному сознанию, что и христианскому..." По его мнению, О.Александр не отразил уникальности православия. " Корни православия лежат для него в культурном, а не религиозном измерении.